Не имеет окончательного решения и вопрос о возможном влиянии на апостола понимания Иеремией того, что он был призван к служению от чрева матери (Гал 1. 15); кроме Иер 1. 5 в качестве возможного источника влияния толкователи указывают на Ис 49. 1 ( Holtz. 1966. S. 325-326). Важная в богословии пророка тема нового завета развернута в Послании к Евреям, о чем свидетельствует большая цитата Иер 31. 31-34 в Евр 8. 8-12 с минимальными отклонениями от текста LXX. Возможные влияния И. п. к. исследователи видят в главах 17-18 Откровения, где описывается суд Божий над Вавилоном ( Wolff. 1976. S. 166-169, ср. с предсказанием падения Вавилона в Иер 50-51; ср. также: Откр 18. 22-23 и Иер 25. 10). Очевидные, по мнению исследователей, аллюзии на Книги пророков Исаии, Иезекииля и Даниила, также предрекавших суд над Вавилоном, Тиром и Эдомом, городами (народами), аллегорически понимаемыми иудеями после катастрофы 70 г. как указание на Рим, заставляют ученых делать вывод о том, что тайновидец Иоанн, возможно, имел перед собой не И. п. к., но иудейское собрание тестимоний (тематические подборки текстов из книг пророков), содержащих пророческие слова о Вавилоне и др. врагах Израиля, теперь перенесенные на Рим ( Wolff. 1976. S. 172). I-III вв. Мужи апостольские приводят только те места И. п. к., где Иеремия пророчествует о предстоящем суде над домом Иуды. Его слова встречаются в основном в т. н. смешанных цитатах вместе со словами др. пророков, и это дает исследователям основание утверждать, что в данном случае использовались т. н. тестимонии. Множество примеров таких смешанных цитат, включающих стихи И. п. к., дает 1-е Послание св. Климента Римского к Коринфянам (напр., цитата в Clem. Rom. Ep. I ad Cor. 13. 1 составлена из Иер 9. 23 LXX, 1 Кор 1. 31 и 1 Цар 2. 10). В др. цитатах из книги пророка, используемых Климентом, напр. в Ep. I ad Cor. 8. 3, исследователи видят близость с Иер 3. 19, 22 и 24. 7, а также с Иез 33. 11; в Ep. I ad Cor. 60. 3 помимо мн. др. мест из книг пророков цитируются Иер 21.

http://pravenc.ru/text/293622.html

716. Вознесенский, жен., ныне приходская церковь в гор. Переяславле, Владимирской губ. Он уже существовал в XVII ст. и в 1635 г. в нем была игуменья Маремиана. Сохранилась надпись на иконе Воскресения Хр.: «Лета 7201 (1693) написан образ сей Переславля Залесского в церковь Вознесения Госп. девича монастыря при священнике Андрее Федотове». В 1764 г. упразднен и обращен в приход. “Ист. Росс. Иер.», III, 594; Ратшин, 48; “Владим. губ. вед.», 1854 г., 30 (Моя. бывш. в Пересл.), 42 (надпись); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 715, 51. 717. Вознесенский, мужской, упраздненный, в гор. Яранске, Вятской губ. Сущесгвовал в 1659 г., когда им управлял строит. Сергий. Упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», VI, 836; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 810; “Дополн. к Акт. истор.», VIII, 40 (Акты 1678 г. о сборе даточн. людей; стр. 130, имел во влад. 32 двора); “Чтения в И. Общ. ист.», 1860 г., III, Отд. 1, 146 (в 1744 г. имел 236 душ крест.); “Календарь Вятск. губ.», 1885 г., 193 (в 1678 г. имел во влад. крестьян 32 двора, в 1764 г. 236 душ). 718. Вознесенский, мужской, совсем уничтоженный, в гор. Цивилъске, Казанской губ. Существовал в XVII ст., в 1690 г. в нем был настоятелем строитель Тимофей. Упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», VI, 650; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 306. 719. Вознесенский, женский, ныне приходская церковь , в гор. Козельске, Калужской губ. До 1499 г. инокини его жили совместно с иноками Оптиной Введенской пустыни, а в этом году выведены в город, где и основали особенный монастырь. Упразднен в 1764 г. “Ист. Росс. Иер.», III, 582; Ратшин, 114; “Топогр. опис. Калуж. наместн.», 25; “Ист. опис. Малояросл. Черноостр. мон.», 34; Попроцкий, “Калуж. губ.», 17, 477, 553; “Памят. кн. Калуж. губ. на 1861 г.», 273, 287; Бакмейстер, “Топограф. известия», 1771 г., 204; “Калуж. губ. в.», 1850 г., 2 (неправильно назван Воскресенским); “Ист. опис. Козель. Введен. Оптиной пуст.», 1862 г., 149 (опис. церкви), 161 (подробн. описание достопримечательн.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 588, 22; “Чтения в И. Общ. ист.», 1862 г., II, Отд. 1, 87, в примеч. (об изображении на колонне лика преп. Макария, основателя Введен. Жабын. пуст.); 1863 г., I, Отд. 1, 156 (Церк. ист. опис. упразд. м-рей); 1865 г., IV, смесь, 112 (Обозр. рукоп. и старопеч. книг; в 1711 г. игум. Мавра).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Притом, цель пророчеств и не ограничивается одними современниками Пророка. Самим пророкам открыто было, яко не им самим, но нам служаху сия, говорит ап. Петр (Пет.1:12) относительно пророчеств о Мессии. И так, пусть современники Исаии не все поняли в пророчествах его, содержащихся в последней части книги. Уразумев то, что им было нужно и можно уразуметь, они чрез сие выполнили цель пророчеств, относящуюся к ним. Но цель пророчеств, как и содержание их, идет еще далее. Она обнимает как современников Исаии, так и нынешних христиан, как возвратившихся из плена иудеев, так и всех людей до кончины мира. Господь и святые апостолы, ссылаясь столь часто на пророчества сей части, исполнившиеся в христианстве, возбуждали и утверждали тем веру, и посрамляли неверие. Святые отцы таким же образом пользовались пророчествами сей части, привлекая к вере одних и поражая неверие других; так и доселе пользуется ими церковь . И сверх того, какой мрак духовного уныния и скорби не может рассеять чтение сей части пророчеств. В ком не возгреет надежды и желания высших небесных благ? Все то, начиная от времени Исаии, есть выполнение великой цели его пророчеств, какую имел Дух Божий, глаголавший в Пророке. В самой книге, и в начале ее ( Иер.1:1 ), и в конце всех пророч. речей ( Иер.51:64 ), и кроме того, при наибольшей части речей в отдельности, – показано прямо, что все эти речи принадлежат пр. Иеремии. И притом большею частью означено время, иногда же и другие обстоятельства произнесения той или другой речи; также указано совокупное их написание и собрание Пророком – чрез Варуха ( Иер.36:32 ). – Далее, исторические обстоятельства, которых касается здесь свящ. писатель, совершенно согласны с обстоятельствами времени Иеремии, какие изображаются в исторических священных книгах. Так Иуд. цари: Иосия ( Иер.1:2 ), Иоаким ( Иер.26:22 ), Иехония ( Иер.22:24 ), Седекия ( Иер.21:3 ), двукратное нашествие на Иерусалим халдеев при Седекии (21:1; 34:1,2), тщетное усилие египетских царей помочь иудеям ( Иер.37:5 ), – все это указывает именно на то время, когда пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

36: 30). Исторические книги Писания умалчивают о том, как и при каких обстоятельствах умер Иоаким. Но когда в 597 году Навуходоносор овладел Иерусалимом, то, притом что сначала там находился Иоаким, сдает Иерусалим уже его сын Иехония. Потому нет оснований думать, что это пророчество не исполнилось. После того как книга была таким образом уничтожена, Иеремия повелевает Варуху писать новую книгу (Иер. 36: 32), в которую включает и прежние, и новые пророчества. Очевидно, что этот свиток и явился основой Книги пророка Иеремии. Пользуясь тем, что в Вавилон отправляется от Седекии посольство (Иер. 29: 1–10), в котором находятся двое друзей Иеремии, он отправляет туда послание, говоря, что пленники, которых Господь выслал из Иерусалима, не должны слушать пророков, говорящих, что скоро сокрушит Господь иго вавилонское и что скоро все вернутся по своим домам. Они должны строить дома, обзаводиться своим хозяйством, брать жен, рождать сыновей и заботиться о благосостоянии того города, в который они выселены, потому что их собственные жизнь и благосостояние от этого зависят (Иер. 29: 4–9). За это тоже следует гонение на Иеремию, его обвиняют в том, что он подрывает веру и надежду всех израильтян (Иер. 38: 4). Накануне падения Иерусалима Господь дает Иеремии повеление купить себе участок поля в своем родном селении (Иер. 32: 6–15). Сделка тщательно оформляется при свидетелях и должна удостоверить людей в том, что еще будут обрабатывать землю в этой стране. В тот момент, когда уже перед самым падением Иерусалима вавилоняне были вынуждены на некоторое время снять осаду, Иеремия пытается уйти из города (Иер. 37: 12). Его хватают и говорят, что он предатель, который собирается бежать, и сажают его во двор темничной стражи и затем, поскольку он не переставал пророчествовать, опускают его в яму, чтобы он там умер (Иер. 38). Падение Иерусалима он встречает в заточении. И уже вавилоняне, которые захватили Иерусалим, выпускают его и оказывают ему почести, как пророку, человеку Божию (Иер.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=788...

В отрывке из Книги Иеремии 46:2–12 содержится пророчество о Дне Яхве, только в нём используется фраза «день отмщения» ( Иер.46:10 ). Речь в данном пассаже идёт о суде над Египтом ( Иер.46:1 ), ознаменованном войной (ст. 3–9). Вавилон описывается как божественный инструмент, используемый для ведения войны с Египтом ( Иер.46:2, 10, 13 ). Вавилонские военные нанесли тяжёлый урон египтянам в их первом столкновении при фараоне Нехао в Кархамисе у реки Евфрат в 605 году до Р.Х. ( Иер.46:2 ). Однако критический смертельный удар изображён как ещё предстоящий, осуществится в будущем столкновении ( Иер.46:10 ). Есть предположение, что 2 стих был добавлен редактором или редакторами позже написания пророческой книги 96 . В данном пассаже отсутствует, как и всегда, указание на время, когда именно должен состояться День Яхве. Вавилонская армия образно сравнивается Иеремией с нашествием саранчи ( Иер.46:23 ). В тексте Книги пророка Иоиля о Дне Господнем приводится аналогичная метафора о манере передвижения воинства Господня ( Иоил.2:5 ). Таким образом, фразу «день отмщения» в рассматриваемом отрывке можно отнести к исследуемому понятию. В 41 стихе главы 48 применяется выражение «тот день». В данном случае оно обозначает суд и обвинительный приговор Моаву. Описание этого суда можно соотнести с Днём Яхве. Иеремия освещает событийную канву, схожую с пророчеством Амоса. День суда над Моавом представляется в мрачных и печальных тонах: для них это день ужаса, ямы и петли (см.: Иер.48:43 ). Пророк возвещает, что кто избежит ужаса, тот попадёт в яму, а выбравшийся из ямы будет пойман в петлю (ср.: Иер.48:44 ). Такое пророчество практически слово в слово встречается у Исайи (см.: Ис.24:17–18 ). Приведённые слова Иеремии также схожи со словами Амоса, который указывает, что «как если бы кто убежал от льва, и попался бы ему навстречу медведь, или если бы пришёл домой и оперся рукою о стену, и змея ужалила бы его» ( Ам.5:19 ). Так пророки изображают неминуемость Дня Господня. Следовательно, отрывок из 48 главы 41 стиха текста Иеремии можно отнести к разряду пророчеств о Дне Яхве.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  Важнейшие предсказания: 1. Исполнившиеся предсказания: разрушение Иерусалима; 70-летний плен (Иер 25:11); возвращение из пленения (Иер 29:10): восстановление Иерусалима (Иер 30:18); суд над Вавилоном; Новый Завет благодати, Христос (Иер 31:31–34); объединение Иудеи и Израиля (Иер 3:18). 2. Несбывшиеся до нашего времени предсказания: полное возвращение всех рассеянных евреев в мире в Палестину, предсказание началось сбываться 14 мая 1948 года — начало государства Израиль; никто не предполагал, что оно вновь возродится (Иер 16:14–21; 23:33–34; 31:1–25 и др.); установление царства мира Мессии (Иер 30:21) и обращение к Богу всех евреев (Иер 33). Пророк Иезекииль ЛЕКЦИЯ 32 Последняя лекция о последних двух пророках Ветхого Завета — Иезекииле и Данииле. Эта тема одновременно перекидывает «мостик» в Новый Завет.   Мы в прошлый раз говорили об эпохе пророка Исаии, о тех пророках, которые были его современниками, о личности, которую мы знаем, как Второ-Исаия, который жил позже. Пророков той эпохи мало тревожила посмертная участь человека, все их существо поглощала вера, необъяснимым путем решая те вопросы, которые рождались в их тревожном, расколотом сознании. Предсказания пророков сбылись раньше, чем этого ожидали. Северное Израильское Царство было сметено с лица земли Ассирией в 722-ом году, и в 856-ом году Вавилонский царь Навуходоносор II взял штурмом Иерусалим, разрушил храм и переселил основную массу жителей Иудеи на Восток (4 Цар, 24–25). Казалось бы, эти события могли послужить полному уничтожению и исчезновению как нации, так и религии, но этого не случилось. Закваска первых пророков была настолько сильна, что и вдали от родины иудеи продолжали осознавать себя как единое целое. Пророки, жившие в плену, продолжали свою миссию, в результате которой иудейство преобразовалось в религиозную общину, в Ветхозаветную Церковь.   Из эпохи вавилонского плена мы с вами отмечаем, прежде всего, пророка Иезкииля, сына священника Вузия. Слово «Иезекииль» может быть переведено «Бог силен» или «Моя сила — Бог».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=723...

ниже, примеч. к толков. Иер. 30:23, 24 ) точнее воспроизводит смысл евр. чтения. В Иер. 23:20  из слов: «помышление сердца своего» – последнее следовало бы заменить словом «его» (=ατο): ярость Господня... совершит помышление сердца Его (Господа), а не своего (ярости?). Иер. 23:21–22 21. Не посылахъ пророки, а он течах: не глаголахъ к нимъ, и пророчествовах. 21. Я не посылал пророков сих, а они сами побежали; Я не говорил им, а они пророчествовали. 22. И аще бы стали в совт моемъ, слышаны сотворили бы словеса мо, и вратили бы людей моихъ пт ихъ лкаваг, и ихъ лкавыхъ. 22. Если бы они стояли в Моем совете, то объявляли бы народу Моему слова Мои, и отводили бы их от злаго пути их и от злых дел их. 21, 22. Если пророки, проповедуя мечты своего сердца ( Иер. 23:16 ), поощряют отступников от Господа, обещая им прочный мир ( Иер. 23:17 ): то это, очевидно, не посланники Господни. Если бы они знали подлинные намерения Божии, если бы действовали по прямому повелению Господню: то они старались бы отвлечь народ от того образа жизни, за который народ этот называется «отвергающим» Господа (ср. Иер. 23:17 ). Предварительные замечания к толкованию стихов Иер. 23:23–32 Ст. 23–32. Господь знает действия ложных пророков, своими сновидениями отвлекающих народ от пути истинного богослужения. Между этими сновидениями и подлинным словом Божиим нет ничего общего. Проповедующих лживые сны Господь накажет. Иер. 23:23–24 23. ) Бгъ приближайс азъ есмь, глаголетъ Гдь, а не Бгъ издалеча. ) Евр.: еда Бгъ близъ азъ есмь, реч Гдь, а не Бгъ издалеча; 23. Разве Я Бог только вблизи, говорит Господь, а не Бог и вдали? 24. Аще утаитс кто в сокровенныхъ, и азъ не узрю ли ег; реч Гдь: еда нбо и землю не азъ наполню; реч Гдь. 24. Может ли человек скрыться в тайное место, где Я не видел бы его? говорит Господь. Не наполняю ли Я небо и землю? говорит Господь. 23, 24. Первый из этих двух стихов в переводе слав.-греч., при кажущемся отличии последнего от перевода русского, может быть понят в смысле сходном со смыслом русского текста.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Чрез три года он перестал платить установленную дань и умер (в 11-м году по восшествии на престол), или при защите своей столицы от халдейского войска, осадившего Иерусалим, или не задолго до этой осады Иерусалима халдеями (см. 4Цар. 24:6, 7, 10 ). Иехония, сын его, держался только три месяца и сдался наконец вавилонскому царю, который и переселил его в Вавилон с его семейством и с знатными и ремесленными людьми города Иерусалима. На престол посажен был брат Иоакима, Матфания, переименованный в Седекию. Во всех этих событиях ясно обнаружилась сила вавилонской монархии, уже начинавшей налагать свою руку на царство иудейское. Угрозы Иеремии начинали исполняться. Но нравственного исправления в народе и его начальниках не последовало. Священники своекорыстно заботились лишь об исправном приношении жертв, не считая своим делом, или забывая заботиться о нравственном исправлении народа; вельможи, ревнуя о независимости родного государства, и слышать не хотели о покорности вавилонскому царю, которую советовал пророк Иеремия ( Иер. 27:1–15, 38:4  и сл.); а ложные пророки выдавали за откровение Божие свои предсказания о скором и полном прекращении зависимости Иудеи от Вавилона и о возвращении уведенных в плен с Иехониею ( Иер. 27:14  и сл.; Иер. 28:1–4 ). Нерешительный Седекия колебался, волнуемый то надеждами, которые внушали ему ложные пророки, то страхом пред угрозами пророка Иеремии, то опасениями за свою безопасность со стороны вельмож, из ложной любви к отечеству настаивавших на сопротивлении царю вавилонскому ( Иер. 37 и Иер. 38 главы). Пророк Иеремия, видя, что современное поколение должно погибнуть от халдеев, утешается только мыслию о том, что на развалинах Иерусалима и других городов Иудеи возстанет новое поколение, с которым Господь заключит новый вечный завет и которое будет носить закон Божий в сердце своем (главы Иер. 30 , Иер. 31 , Иер. 33 ). Поддерживаемый надеждою на это лучшее будущее, пророк старается успокоить своих сограждан, убеждает их не оказывать сопротивления врагу, так как плен неизбежен и упорство иудеев может лишь увеличить число безполезных жертв.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

Не сть Эти слова слав.-греч. перевода выражают отрицание истины предсказаний пророческих и сходны по смыслу с словами: «ниже приидут на нас злая». Слова слав. перевода: быша на ветр соответствуют греческим: σαν ες νεμον, которые могли бы быть правильнее переведены так: «быша в ветр» (ср., относительно формы, перевод слав.-греч. в Иер. 30:20 ). Иер. 5:14 14. Сег ради так глаголетъ Гдь силъ: занеже глаголали ест слово се азъ даю словеса мо во уста тво огнь, и люди древа, и постъ ихъ. 14. Посему так говорит Господь Бог Саваоф: за то, что вы говорите такия слова, вот, Я сделаю слова Мои в устах твоих огнем, а этот народ дровами, и этот огонь пожрет их. 14 . Слово Господа представляется силою, которой назначено уничтожить народ иудейский, подобно тому, как огонь истребляет дрова. Под словами, имеющими такое назначение, разумеются, очевидно, слова Господа, содержащиеся в Иер. 5:10 . Этим словам, по смыслу ст. 14, присуще не только повелительное значение, но им дана в тоже время и исполнительная сила. Другими словами, исполнение угрозы или воли Божией о наказании народа не замедлит; оно последует непосредственно за произнесением слов. Иер. 5:15 15. Се азъ навед на васъ зыкъ издалеча доме реч Гдь, зыкъ силный, зыкъ старый, егоже зыка не увси, (ни уразмеши, что глаголетъ). 15. Вот, Я приведу на вас, дом Израилев, народ издалека, говорит Господь, народ сильный, народ древний, народ, котораго языка ты не знаешь, и не будешь понимать, что он говорит. 15 . Следует описание врага, который явится исполнителем слова Господня, действующего с силою огня поядающаго, явится орудием наказания Господня ( Иер. 5:9 ) и вызовет у «дщери Сионовой» те отчаянные вопли, о которых речь в Иер. 4:31 . зыкъ издалеча, который Господь угрожает навести на Иудею, очевидно, тожествен с теми «полками» или «стражами от земли дальния», которые идут на Иудею по Иер. 4:16 . Иудея, которой предстоит испытать нашествие неприятеля, называется здесь «домом Израилевым» – словами, которые не означают, следов., северное царство 10 колен, но имеют здесь тот же смысл, какой принадлежит выражению Иер. 6:9 : останки Iuлebы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/t...

И сказал Господь (Иер. 1:11): что ты видиши, Иеремие? И рекох: жезл ореховый (аз вижду) . Ореховый жезл — это образ суда, уготовляемого правдой Божией, ибо как ореховая ветвь рано дает цветы, так на твой народ скоро придут бедствия и предопределенные твоему городу пленение и переселение. И сказал Господь: что ты видиши , Иеремия? И рекох: Господи, коноб поджигаемый (аз вижду), и лице его от лица севера. И рече Господь ко мне: от… севера возгорятся злая на всех обитающих на земли (Иер. 1:13–14). Коноб поджигаемый означает гнев, воспламеняющийся подобно огню. Слова: лице его от… севера , — означают Халдею, потому что Халдея лежит на север от земли Иудейской. Яко от… севера возгорятся злая , то есть от севера придут бедствия, пленение жителей и разорение жилищ их. На всех обитающих на земли , то есть на обитающих в земле Иудейской и на язычников, потому что и им определено быть плененными. Се, Аз созову племена от севера (Иер. 1:15), то есть Вавилонян и всех покоренных ими царей; и вскоре придет Навуходоносор, чтобы утеснить Иерусалим и всю Иудею, и подвергнет их безмерным бедствиям. И возглаголю к ним с судом (Иер. 1:16). Вступлю с ними в суд и покажу, что достойны они определенного им наказания; или буду судить их, то есть на самом деле поражу их бедствиями, которыми прежде только угрожал им, поскольку не вняли они слову Моему, не захотели отклонить от себя бедствий этих покаянием, и за упорство их постигнут их суды Мои. Не убойся от лица их (Иер. 1:17), то есть от лица тех, о ком думал ты, что готовят тебе смерть. Се, положих тя … аки град тверд (Иер. 1:18), то есть город, которого невозможно взять ни силой, ни хитростью.   Глава 2 Помянух тебе милость юности твоея , то есть милость, какую оказал тебе, когда избавил тебя из рабства в Египте, и последовал ты за Мной в пустыню. И любовь терпения твоего (Иер. 2:2). И тогда не имел ты терпения пребыть верным Богу до сошествия Моисея с горы. Свят Израиль Господеви, начаток плодов Его , то есть когда вступал в обладание землей наследия своего, вси поядающии его согрешат (Иер. 2:3), потому что поедают начатки (первые плоды), предоставленные священникам, и не соблюдают закона Господня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010