Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Ответы на вопросы читателей журнала «Русский Дом» — январь 2019 г. 01.01.2019 Рубрика: Ответы журналу " Русский Дом " В книге Деяний святых апостолов рассказывается, что после Пятидесятницы апостолы продолжали ходить в Иерусалимский храм. Так глубоко и сильно было исповедание веры христиан, что «никто из посторонних не смел пристать к ним». Что это значит? Л. Безрукова, г. Иваново Апостолы в первое время ходили с проповедью в Иерусалимский храм, во-первых, потому что в этом храме собиралось множество верующих во Единого Бога. И апостолы понимали, что одно дело — улавливать человеческие души для спасения по одному, а другое — сразу многих. Когда закидывают сети, улов бывает несравненно большим, чем при ловле рыбы удочкой. Из посторонних никто не смел пристать к обществу верующих, ощущая отталкивающую неверных благодатную силу. Так и нечистые духи боятся благодатной силы святыни. Наша вера должна быть настолько свободна от каких-либо заблуждений, чтобы всякое заблуждение не имело ни силы, ни власти присоединиться к нашей Церкви. Такова была благодатная сила молитвы апостолов, что она защищала христиан от смешения с иудейским обществом. Что такое «литургия слова»? И почему прежде пения Херувимской, после молитвы об оглашенных мы слышим: «Оглашенные, изыдите»? После этого, насколько мне известно, часть молящихся в храме должна выйти из него. Едва ли это правило исполняется сегодня. Понятно, что Церковь в наше время находится в других условиях, практически невозможно контролировать, кто входит в храм и выходит из него во время богослужения. Но в чем все-таки смысл этого правила? И еще один вопрос: что такое престольный праздник? Как связано это именование с престолом, находящемся в алтаре? Г.И. Новиков, г. Саратов «Литургией слова» называется первая часть Божественной литургии, целью которой является просвещение верующих словом Божиим. «Оглашенные, изыдите» означает, что в древней Церкви те, кто готовился к принятию святого крещения, должны были быть «оглашены» знанием главных тайн веры. Без этого они не могли участвовать с верными в таинстве Тела и Крови Христовых. Подготовка к принятию крещения обычно проходила в течение всего Великого поста.

http://moral.ru/dom_01_2019/

П.В. Безобразов Записка, представленная 15 ноября 1849 года в Константинополе. В.П. Титову 119 Православные христиане, живущие во многих селениях Палестины, по бедности не могут приобретать для своих храмов ни иконостасов, ни святых образов, ни утвари, ни риз, ни новых богослужебных книг, которых переписка стоит довольно дорого; а желают иметь все эти священные принадлежности и просят их у нашей духовной миссии, водворённой в Иерусалиме, показывая ей свои обнажённые храмы, нечистые рубища на святых трапезах, ветхие облачения иерейские, свинцовые потиры, глиняные подсвечники и лампадки и разодранные обветшалые книги богослужебные. При всех приходских церквах в Палестине есть школы, в которых малолетки обучаются чтению и письму арабскому. Учители сих школ и родители детей просят у нашей миссии печатных азбук, часословов и Псалтирей, не желая получать их от протестантов. Его блаженство патриарх Кирилл в нынешнем году построил училище при монастыре св. Гроба, в котором юные арабы имеют быть воспитываемы и приготовляемы к подвигам учительства и священства. Как для сего училища, так и для духовенства арабского весьма необходимо и полезно перепечатать некоторые богословские творения на арабском языке, давно вышедшие в свет, например, изъяснение псалтири иерусалимского патриарха Анфима, его же догматическое богословие, проповеди иерусалимского патриарха Афанасия, Судия истины, Камень соблазна, о таинствах, и напечатать все церковные книги и лучшие рукописи арабские, например, православное исповедание веры Петра Могилы , слово Хури Масаади об истине православной церкви, догматическо-православный сборник Никона Черногорца, творения Иоанна Лествичника , Исаака Сирина , отрывки из других отцов церкви и жизнеописания святых. Между православными христианами Палестины есть вдовы, сироты, многотрудные старцы, калеки, которым нечего кроме травы приготовить себе в пищу в радостные дни церкви, есть нищие от семейной мести, истребляющей масличные деревья и виноградники ближних, есть нищие от неблагодарности почвы и мертвенности торговли; есть Руфи, кои ходят собирать тощие колосья, падающие из рук жнецов на нивах Азота, Аскадона и Газы; есть юноши, которых снедает печаль от того, что они не в состоянии дать брачного вена потребным для них помощницам в доме; есть несчастливцы от внезапных переворотов в жизни, которые нуждаются во временном пособии или займе, чтобы снова разжиться своим смышлением. Все эти страдальцы просят милостыни и пособий у нашей миссии. Но она своими средствами содержит только четырнадцать семейств в Иерусалиме, Вифлееме и деревне евангельских пастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Памяти К.П. Победосцева Константин Петрович Победоносцев 23 марта 2007 года исполнилось 100 лет со дня блаженной кончины выдающегося государственного и религиозного деятеля России Константина Петровича Победоносцева (1827–1907). Автор Манифеста 29 апреля 1881 года об укреплении самодержавия, он имел серьезное влияние на весь ход политической жизни Российской империи во второй половине XIX – начале XX века. По инициативе фонда «Андреевский флаг» 23 марта в Москве в храме Воскресения словущего (подворье Иерусалимского Патриархата) прошла панихида по рабу Божию Константину, на которой присутствовали представители фонда, других общественных организаций, преподаватели и студенты московских вузов, прихожане храма, журналисты. Панихиду отслужил протоиерей Михаил Крутень, и.о. настоятеля Иерусалимского подворья. 23 марта в Санкт-Петербурге учителя и ученики Школы народного искусства имени императрицы Александры Федоровны провели день памяти К.П. Победоносцева. В рамках этого дня в школе были организованы «круглый стол» «Политическая деятельность К.П. Победоносцева», а также семинары и уроки, посвященные его педагогической и церковно-государственной деятельности. Представители Школы народного искусства и Благотворительного фонда Иннокентия Сибирякова, жители Санкт-Петербурга присутствовали также на панихиде по Константину Петровичу Победоносцеву на месте его упокоения. По информации, полученной от редакции газеты «Русичи», память К.П. Победоносцева почтили и в Крыму. В Свято-Владимирском соборе в Херсонесе прошла панихида, в которой приняла участие православная общественность Крыма. 2 июня 2007 года, в канун 180-летия со дня рождения К.П. Победоносцева, фонд «Андреевский флаг» планирует провести конференцию, посвященную его судьбе и духовному наследию. Константин Петрович Победоносцев родился 21 мая (в XX–XXI вв. это соответствует 3 июня) 1827 года в Москве в семье профессора российской словесности Петра Васильевича Победоносцева. Его мать принадлежала к старинному дворянскому роду Левашовых. Дед был священником в храме великомученика Георгия, находившегося в Москве на Варварке. Внук приходского священника, глубоко верующий человек К.П. Победоносцев всю жизнь считал Церковь одной из главных движущих сил русской истории, а веру — краеугольным камнем общественного здоровья и стабильности.

http://pravoslavie.ru/760.html

поиск:   разделы   рассылка Встреча Патриарха Иерусалимского Фeoфuлa III с российскими журналистами стенограмма 11 апреля в Иерусалиме делегация российских журналистов встретилась с патриархом Иерусалимским Фeoфuлoм III. Встреча была организована Фондом Андрея Первозванного. Портал " Религия и СМИ " публикует стенограмму встречи. Патриарх Иерусалимский Феофил: Прежде всего, добро пожаловать в наш Патриархат. Мы рады приветствовать вас здесь в Иерусалиме и в Патриархате. Мы рады принять журналистов, приехавших со всей России. Потому что сегодня, благодарение Богу, русские люди как из России, так и из Украины и других бывших республик Советского Союза, в большом числе приезжают сюда в Святую Землю в качестве паломников, и мы их принимаем и делаем все, чтобы их приветствовать здесь и позаботиться о них, и помочь всем, чем можем. Как вы знаете, Иерусалимский Патриархат является самым древним религиозным церковным православным институтом на Святой Земле, и он обладает непрерывной исторической преемственностью от самых основателей Церкви. Мы считаем себя скорее хозяевами, чем гостями Святой Земли – в духовном смысле. Именно благодаря присутствию здесь Патриархата и Святогробского Братства святые места, к которым вы приходите поклониться и которые вы почитаете, к которым у вас есть доступ, до сих пор являются местами поклонения, освящения и благословения. Все это именно благодаря присутствию здесь Святогробского Братства, которому удалось с Божией помощью, через жертвы своей кровью, деньгами и многие другие жертвы, сохранить и поддерживать эти святые места в качестве мест поклонения. В противном случае все эти места исчезли бы, их бы уничтожили, как это часто бывало. Это признается всеми, не обязательно только христианами, но и местным населением и властями. Кровь некоторых наших братьев все еще свежа – кровь, которой пожертвовали ради защиты святых мест. Важность и значимость Святой Земли, и в особенности Иерусалима, заключается в том факте, что это самое место, именно эта часть земли была благословлена и освящена жертвенной кровью Господа нашего Иисуса Христа.

http://religare.ru/2_53524.html

Поместные Соборы Иерусалимской Церкви (версия для печати)/Православие.Ru Поместные Соборы Иерусалимской Церкви Православие.Ru , 2 января 2002 г. Вклад в достижение торжества Единой Вселенской Церкви и изложение Православного учения четвертым по чести Иерусалимским Патриархатом был огромным и неоспоримым. Помимо участия первоиерархов Святого Града и представлявших их епископов как на Вселенских, так и на поместных Соборах различных сестер Церквей «мать Церковь» устами своих предстоятелей не один раз созывала поместные Соборы и в лоне Иерусалимской Церкви. Действия большинства из двадцати четырех Соборов, начиная с созванного в 49 году Апостольского и заканчивая Иерусалимским Собором 1672 года, были направлены как на урегулирование внутренней церковной жизни ИПЦ, так и на достижение единства и соборное решение вопросов, беспощадно терзавших в различные периоды Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Однако, незаживающей раной на теле ИПЦ останутся арианские соборы, такие как, например, Кесарийский Собор 334 года или Иерусалимский Собор 346 года. Необходимо отметить, что одной из причин столь сильной поддержки императорской властью ариан в IV веке является то, что предстателями арианства были близкий родственник Лициния (308-324) митр. Евсевий Никомидийский, а позже митр. Евсевий Кесарийский – друг и сподвижник императора Константина Великого (306-337). Иерусалимский Апостольский Собор 49 года Информация об этом Соборе содержится в книгах Нового Завета – в пятнадцатой главе книги «Деяния» святых апостолов и во второй главе «Послания к Галатам святого апостола Павла». Целью созыва первого Собора Соборной Православной Церкви была выработка решения об условиях принятия в лоно Церкви язычников, а также определение условий относительно их общения во время богослужения и таинственных собраниях с христианами из иудеев. Проблема обнаружилась с самого начала миссионерской деятельности святых апостолов. Эпицентром раздора стала Антиохия. Вопрос о принятии в христианство язычников приобрел такую остроту, что дальнейшее замедление с его решением грозило привести к расколу совсем еще молодой христианской общины на два лагеря. Евангелист Лука свидетельствует, что некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись (Деян. 15,1). По этой причине в 49 году для рассмотрения сего дела в Иерусалиме собрались апостолы и некоторые из пресвитеров (Деян. 15,6).

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Поместные Соборы Иерусалимской Церкви Вклад в достижение торжества Единой Вселенской Церкви и изложение Православного учения четвертым по чести Иерусалимским Патриархатом был огромным и неоспоримым. Помимо участия первоиерархов Святого Града и представлявших их епископов как на Вселенских, так и на поместных Соборах различных сестер Церквей «мать Церковь» устами своих предстоятелей не один раз созывала поместные Соборы и в лоне Иерусалимской Церкви. Действия большинства из двадцати четырех Соборов, начиная с созванного в 49 году Апостольского и заканчивая Иерусалимским Собором 1672 года, были направлены как на урегулирование внутренней церковной жизни ИПЦ, так и на достижение единства и соборное решение вопросов, беспощадно терзавших в различные периоды Единую Святую Соборную и Апостольскую Церковь. Однако, незаживающей раной на теле ИПЦ останутся арианские соборы, такие как, например, Кесарийский Собор 334 года или Иерусалимский Собор 346 года. Необходимо отметить, что одной из причин столь сильной поддержки императорской властью ариан в IV веке является то, что предстателями арианства были близкий родственник Лициния (308-324) митр. Евсевий Никомидийский, а позже митр. Евсевий Кесарийский – друг и сподвижник императора Константина Великого (306-337). Иерусалимский Апостольский Собор 49 года Информация об этом Соборе содержится в книгах Нового Завета – в пятнадцатой главе книги «Деяния» святых апостолов и во второй главе «Послания к Галатам святого апостола Павла». Целью созыва первого Собора Соборной Православной Церкви была выработка решения об условиях принятия в лоно Церкви язычников, а также определение условий относительно их общения во время богослужения и таинственных собраниях с христианами из иудеев. Проблема обнаружилась с самого начала миссионерской деятельности святых апостолов. Эпицентром раздора стала Антиохия. Вопрос о принятии в христианство язычников приобрел такую остроту, что дальнейшее замедление с его решением грозило привести к расколу совсем еще молодой христианской общины на два лагеря. Евангелист Лука свидетельствует, что некоторые, пришедшие из Иудеи, учили братьев: если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись (Деян. 15,1). По этой причине в 49 году для рассмотрения сего дела в Иерусалиме собрались апостолы и некоторые из пресвитеров (Деян. 15,6).

http://pravoslavie.ru/39971.html

ПОСЛАНИЕ АПОСТОЛА ИУДЫ ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ ПОСЛАНИЯ Лжеучители: примеры Божия суда Архангел Михаил Пророчества Еноха и апостолов Введение 1. Писатель послания Писатель послания, известного под названием соборного послания Иудина, есть апостол из двенадцати Иуда, называемый Иаковлевым, а равно Леввеем и Фаддеем ( Мф. 10:3 ; Мк. 3:18 ; Лк. 6:16 ; Деян. 1:3 ; Ин. 14:21 ). Он был сын Иосифа, Обручника Пресвятой Девы, от первой, действительной его жены и брат родной упоминаемых в Евангелии детей Иосифа – Иакова (впоследствии епископа Иерусалимского, праведного; ср. Иак. 1:1 ; Иуд. 1:1 ), Иосии и Симона, или Симеона (впоследствии также епископа Иерусалимского); ср. Мф. 13:55 и прим. По некоторому преданию, первое имя его было Иуда, обычное у евреев имя, имя же Фаддея он получил, когда принял крещение от Иоанна Крестителя, а имя Леввея получил, вероятно, при избрании в апостольство Господом Иисусом Христом (может быть, в отличие от соименного ему Искариота), так как был обычай при особенно важных и решительных обстоятельствах в жизни принимать новое имя. Евангельская история не сообщает об апостоле Иуде ничего, кроме только одного вопроса, предложенного им Господу при прощальной беседе Спасителя с учениками ( Ин. 14:22 ; см. прим.). Об апостольском служении Иуды по вознесении Господнем церковное предание говорит, что он проповедовал Евангелие Христово сперва во Иудее, Галилее, Самарии и Идумее, затем в Аравии, Сирии и Месопотамии и, наконец, в Персии и Армении. То же предание говорит, что он был в Едесе, где несколько прежде проповедал Евангелие другой апостол – Фаддей, из семидесяти, и «тамо аще что от оного Фаддея службы не доставаше, сей Иуда Фаддей добре исполни» (Четьи-Минеи. Июнь, 19). Предание о кончине святого апостола Иуды оразнообразилось. По некоторым сведениям он мирно скончался в Едесе, по иным – в Берите, или Бейруте, по другим – он скончался мученически в Армении, будучи повешен на дереве и потом пронзен стрелами. 2. Подлинность послания О подлинности происхождения соборного послания Иуды от сего апостола определительно и ясно свидетельствуют: Тертуллиан , Климент Александрийский (который написал толкование на все соборные послания, в числе их и на Иудино), древний так называемый Мураториев каталог и Ориген во многих местах своих творений (исключая одного места, где проглядывает сомнение о его подлинности).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Похвальное слово на Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. Св. Модеста, архиепископа Иерусалимского 164 В день Успения Богоматери многие слушатели, любители Божественного, ожидают услышать о Ней что-либо таинственное. Во имя такого богоприличного ожидания охотно принимаюсь и я и, в благоговейном уповании на Богоматерь, родившую Жизнь и спасение наше, помышляю составить посильное сказание о Ней. В этом случае, я уподобляюсь (в богословии) распятому одесную Спаса Христа разбойнику и, прося обрести великую милость, чрез Пресвятую Его Богоматерь, начинаю, таким образом, отсюда во славу Его Отца и Духа. Христолюбивые братие! Та, Которая родила Жизнь всех, ныне преселилась к Ней, рожденной прежде век от Отца и сущей Богом, – переселилась к Той, Которую Она родила плотски и, как Матерь Ее, соделалась превыше святых воинств небесных, – переселилась Источившая свыше миру всемирный Источник, Который есть свет для людей, ибо написано: в Том живот бе, и живот бе свет человеком ( Ин. 1:4 ). Когда воплотившийся из Нее от Духа Святого Христос Бог наш благоволил принять Ее к Себе, дабы спрославить с Собою Ее – блаженнейшую Матерь Свою, радостно собрались ангелы и архангелы, ниспосылаемые с неба на служение пречестному Ее успению. Воистинну, радуются все Небесные Силы, уведав таинство от Рождшегося из Нее Всеблагого Спаса Христа, призвавшего Ее; оные Силы хвалят Того, Кто явил Ее небом Божества Своего, из всей разумной твари избрал Ее Пресвятой Матерью Своей и более всех облагодатствовал Ее, – славят Того, на Кого не дерзают взирать херувимы, и Кому покланяются так же, как Пресвятому Его Отцу и Духу, непрестанно взывая: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф ( Ис. 6:3 ). Чрез Нее мир освобожден от рабства и объявлена величайшая всемирная радость; чрез Нее обретена человеческая драхма, и добрый Пастырь, Господь спас заблудшую разумную овцу, соделавшись из Нее плотию и освятивши Ее, как Божие место, в котором Бог Отец соделался делателем и Всесвятой Дух – вертоградарем, откуда явился плод – Христос, Единородный Сын, истинная Лоза, в сладость небесных Сил и во спасение земных смертных. Эта Лоза говорит в Евангелии: Аз есмь лоза истинная, и Отец Мой делатель есть ( Ин. 15:1 ); к этой-то истинной плодоносной Лозе перешла Богоматерь, дабы источить гроздь нетления и бессмертия, питаясь животворящим небесным Хлебом жизни, оживотворяясь вовеки Хлебом, исшедшим из пречистых чресл Ее и пришедшим в насыщение смертных.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Православное исповедание веры Кафолической и Апостольской Церкви Восточной Нектарий Божиею милостию Патриарх Святаго града Иерусалима и всея Палестины: всем православным читателям, возлюбленным братиям и чадам в Господе, благодать, мир и милость от Бога. Внимательно прочитай книгу сию, любезный читатель, если хочешь научиться истинной вере, и, находясь еще в сем вещественном теле, осветиться лучами света невещественого, т.е. жить превыше видимого и быть с Богом, возлетая к Нему мыслию. Ибо в книге сей содержится, хотя кратко, но не менее того ясно, истинное учение, как то и само название ее показывает тебе: поскольку она называется: «Православное Исповедание», т.е. Греков; исповедание правое и чистое, не имеющее в себе ни малейшей примеси от новизн каких-нибудь других исповеданий. Оно составлено первоначально Российскою Церковью (которая от первых времен своих следовала истинным догматам Восточной Церкви), по следующей побудительной причине. Петр Могила (незадолго пред сим преставившийся и благочестиво отшедший к Богу); когда он преславным и блаженнейшим Патриархом Иерусалимским Феофаном был избран и рукоположен в православного митрополита, и когда ему поручена была в управление Киевская митрополия, нашел паству свою зараженною некоторыми новыми мнениями неправоверных, – мнениями, совершенно противными правому, древнему учению. Посему, как добрый пастырь и ревностный защитник веры, он предпринял богоугоднейшее намерение – расположить и обратить Российскую Церковь к тому чистому учению, которого она держалась сначала; а все возникшие в ней новые мнения истребить с корнем, и таким образом удобрить духовную ниву свою, и соделать ее плодоносною. Размыслив хорошо о своем деле, он немедленно приступил к исполнению. Вызвал из своей епархии в митрополию славившихся просвещением мужей и еще прежде того призвал трех подвластных себе епископов (рукоположенных тем же преславным патриархом Иерусалимским). Много рассуждали, и напоследок все с общего совета и согласия определили: написать кратко изложение веры своей, и точнейшее рассмотрение оного предоставить Священному Синоду Константинопольской Церкви, которой изначала следовали, повинуясь ей как главе Православной Веры Греческой, и обращаясь к ней, как к верному судие, дабы те пункты учения, которые она утвердит, и им удержать; и напротив, которые она отринет, те и им отвергнуть, как ложные.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Предыстория. Скиния Завета и Иерусалимский храм В современном православном словоупотреблении храмом, или церковью, называется здание, предназначенное для совершения богослужений, таинств и обрядов. Расцвет храмоздательства на христианском Востоке и Западе относится к периоду между IV и VIII веками. Тогда же в трудах отцов Церкви, в частности Дионисия Ареопагита и Максима Исповедника , храм как здание для молитвы и богослужения получает богословское осмысление. Этому, однако, предшествовала долгая предыстория, начавшаяся в ветхозаветные времена и продолжившаяся в эпоху раннехристианской Церкви (I–III вв.). У древних евреев во времена патриархов не было особых зданий для богослужения. Этим евреи отличались от языческих народов, в частности от египтян, у которых существовала широко развитая храмовая архитектура. У евреев были, однако, священные места, связанные с явлениями Бога человеку (см.: Быт. 32:30 ). Такие места могли обозначаться памятниками в виде камня, на который возливали елей (см.: Быт. 28:18–22 ). В местах явлений Божиих устраивались жертвенники (см.: Быт. 12:8, 26:25 ), представлявшие собой груду неотесанных камней для разжигания костра под открытым небом. Жертвенники устраивались также на новоприобретенных участках земли (см.: Быт. 8:20, 33:20 ). После исхода из египетского плена евреи под руководством Моисея, по повелению Божию, строят скинию – переносное святилище (см.: Исх. 26–27 ). Скиния, представлявшая собой походный храм-шатер внушительных размеров, воспринималась как место присутствия Божия (см.: Исх. 25:8 ); именно там совершалось богослужение, приносились жертвы Богу. Скиния располагалась внутри прямоугольного двора площадью 100x50 локтей (см.: Исх. 27:18 ). Двор скинии был окружен столбами – по двадцать с южной и северной сторон, по десять – с западной и восточной (см.: Исх. 27:9–13 ). Точный размер скинии в Библии не указан; по мнению древних толкователей, скиния представляла собой палатку высотой 10 локтей и площадью 30x10 локтей, делившуюся на две части – святилище площадью 20x10 локтей и Святое святых площадью 10х10 локтей. В святилище находились культовые предметы – золотой светильник с семью лампадами (см.: Исх. 25:31–37 ), жертвенник для хлебов предложения (см.: Исх. 25:23–30 ), жертвенник для воскурения фимиама (см.: Исх. 30:1–6 ) и умывальник (см.: Исх. 30:17–21 ). В Святом святых располагался ковчег Завета – деревянный ящик с золотой крышкой (см.: Исх. 25:10–17 ), внутри которого хранились скрижали Завета (см.: 3Цар. 8:9 ); там же были размещены расцветший жезл Ааронов и сосуд с манной (см.: Евр. 9:4 ). Святое святых было отделено от святилища завесой из голубой, пурпурной и червленой шерсти и крученого виссона, висевшей на четырех столбах (см.: Исх. 26:31–32 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010