Архив Икона Божией Матери Иерусалимская Празднование 12/25 октября Икона Божией Матери Иерусалимская, празднование 12/25 октября. Едва ли где можно встретить тех торжественных встреч и проводов чудотворных икон, как это наблюдается при чудотворной иконе Иерусалимской Божией Матери. Какая бы ни была погода — или самая жаркая, в летнее время, или холодная, осенью, — народ тысячами идет встречать Бронницкую Иерусалимскую Божию Матерь. Множество хоругвей, тысячи богомольцев, звон колоколов, а во главе крестного хода, как бы в воздухе, идет на плечах богомольцев величественная икона Богоматери. Свидетельство очевидца По благочестивому Преданию Церкви, некоторые из древних чудотворных образов Божией Матери были написаны первым иконописцем, святым апостолом и евангелистом Лукой еще во время земной жизни Приснодевы. К их числу относят Владимирскую, Смоленскую и другие иконы. Считается, что образ Иерусалимской иконы был написан тоже апостолом Лукой, причем произошло это на Святой Земле, в Гефсимании, на пятнадцатый год по вознесении Спасителя на небо. При византийском императоре Льве Великом (457—474) Иерусалимская икона была перенесена в Константинополь и помещена в храме Богоматери, именуемом «Пигий», то есть «Источник». При императоре Ираклии (575—641) город осадили скифы, он не был взят лишь благодаря всенародной молитве перед этой иконой. В память о таком чуде образ перенесли в один из главных храмов Византии — Влахернскую церковь, где он и оставался в течение почти трех столетий. В начале Х века Иерусалимская икона попала в крымский город Херсонес, откуда князь Владимир Святой взял икону в Киев. Когда же вслед за киевлянами святое крещение и обращение в христианство приняли новгородцы, князь послал сей образ им в напутствие. Ведь «Одигитрия» и означает «Путеводительница». Более четырехсот лет образ Богородицы пребывал в Софийском соборе Великого Новгорода. Его почитанием здесь обусловлена особая любовь к Иерусалимской иконе во многих градах и весях Русского Севера. Композиционные особенности иконы таковы. Богоматерь с Младенцем на правой руке изображена по пояс и смотрит на обращенного к Ней Сына. Мафорий, свободно спадая с головы Богородицы, являет собой яркую, чаще красную, изнанку в отворотах. Зеркальное отражение этого иконографического типа именуется Богоматерь Грузинская — эта икона также особо почиталось в древних новгородских землях.

http://pravoslavie.ru/put/051024144602.h...

Мансветов И. Д. Устав Иерусалимский и его судьба на Востоке и в землях Славянских//Прибавления к Творениям св. Отцов 1884. Ч. 34. Кн. 4. С. 466–564 (1-я пагин.). Устав Иерусалимский и его судьба на Востоке и в землях Славянских Иерусалимский устав на Востоке Первые сведения о лавре св. Саввы, с которой связано происхождение устава Иерусалимского, и о порядках, которые имели здесь место при ее основателе,      сообщаются в житии Саввы Освященного. Оно было написано Кириллом Скифопольским , спустя 80 лет по смерти св. Евфимия († 472 г.), следовательно, через 20 лет по смерти преп. Саввы, на основании рассказов достоверных лиц, бывших его учеников и       свидетелей подвигов, которые во время биографа «следовали образу жизни преподобного и освещали путь, ведущий ко Христу». Несмотря на желание собрать возможно большее число сведений, составитель жития признается, что ему удалось добыть этим путем лишь немногое. Но за то эти      известия, по словам составителя, были им строго      проверены и отличались точностью, не допускающей      никаких сомнений в читателе. Что касается до       неполноты сведений, то с этой стороны, сравнительно с другими произведениями агиобиографической      литературы, нельзя сделать упрека составителю жития. Напротив, оно очень подробно, и излагает в      последовательном рассказе обстоятельства жизни      Саввы Освященного, его деятельность по устройству монастырей, сношения с тогдашними церковными деятелями и участие в решении догматических вопросов, волновавших тогдашнюю церковь . К сожалению, жизнеописатель гораздо сдержаннее, когда дело идет о порядках службы и дисциплины и в этом отношении для истории устава дает очень немного. Что же касается до особенной хронологической точности, о которой заявляет биограф, то этим качеством житие, в его теперешнем изложении, похвалиться не может и заключает немало противоречий 1 . По словам жития, св. Савва начал свои монашеские подвиги очень рано (почти в детские годы) и сначала жил в монастыре Флавиановом (Φλαβιαναις), находившемся в 20 стадиях от его родного села Муталаски, близ Каппадокии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Том 2 → Содержание Сохранить Россию в святой земле К истории русского духовного и политического присутствия в Святой Земле и на Ближнем Востоке Предпосылки и предыстория российского присутствия в святой земле «Витязи святого гроба»: Время А.Н. Муравьева Создание русской духовной миссии в Иерусалиме («Проект Нессельроде и Порфирия») Из истории Русского консульского представительства в святой земле Парижский мир и «несимметричный ответ»: «Проект Мансурова» Триумф в Иерусалиме и размолвки в Петербурге Русская духовная миссия в Иерусалиме: проблемы с церковной вертикалью Православный вакуф: «Проект Антонина» Императорское православное Палестинское общество: «Проект Хитрово» Вертикаль управления обществом Строительная эпопея ИППО в Палестине Школы ИППО в Палестине, Сирии и Ливане Между двух революций: палестинское общество под председательством великой княгини Елизаветы Федоровны Российское наследие на Ближнем Востоке в XX веке: итоги и проблемы Возвращение в святую землю: век XXI Пролог: Из предыстории Русского консульского представительства на Ближнем 1. Указ императрицы Екатерины II в коллегию иностранных дел 2. Проект инструкции коллегии иностранных дел вице-консулу в Бейруте капитану Р. Коронелли Часть 1. Россия и православный Восток в первой половине XIX века Раздел 1: Материальная помощь Иерусалимскому патриархату в царствование Александра I 3. Всеподданнейший доклад Св. Синода императору Александру I 4. Предложение обер-прокурора князя А.Н. Голицына Св. Синоду 5. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа на имя обер-прокурора Св. Синода князя А.Н. Голицына 6. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа на имя обер-прокурора Св. Синода князя А.Н. Голицына 7. Отношение министра духовных дел и народного просвещения князя А.Н. Голицына к управляющему кабинетом Его Императорского Величества Создание Иерусалимского подворья в Таганроге (1814) 8. Всеподданнейший рапорт Св. Синода императору Александру I 9. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа на имя обер-прокурора Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Святейший Патриарх Кирилл и Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил посетили Храм Воскресения Христова в Иерусалиме 9 ноября 2012 г. 22:19 9 ноября 2012 года, в первый день визита Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Святую Землю, Предстоятели  Иерусалимской  и Русской Православных Церквей посетили Храм Воскресения Христова в Иерусалиме. Пройдя в храм, Святейший Патриарх Кирилл и  Блаженнейший Патриарх Феофил  поклонились Камню помазания. Перед Кувуклией был прочитан отрывок из Евангелия, в котором повествовалось о Воскресении Христовом. Затем Предстоятели двух Поместных Православных Церквей поклонились великой святыне Гроба Господня. В Кафоликоне (соборном храме Иерусалимской Церкви) был совершен благодарственный молебен, который возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. По завершении службы со словами приветствия к Предстоятелю Русской Православной Церкви обратился Блаженнейший Патриарх Иерусалимский и всей Палестины Феофил, отметив, в частности: «Церковь Святого Сиона, Церковь Святой Земли, Церковь Земли Обетованной и пророков, Церковь явления во плоти Господа нашего Иисуса Христа, Церковь Сионской горницы и Пятидесятницы, Церковь Святых апостолов, мучеников и преподобных подвижников в радости и ликовании принимает сегодня в своем лоне братскую Русскую Церковь. Это Церковь святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги, Церковь великих старцев и бесчисленных новомучеников, уважаемый Предстоятель которой, весьма возлюбленный и желанный Святейший Патриарх Кирилл, со своей честной свитой совершает в эти дни свой мирный визит к нам. В связи с этим весьма важным событием в жизни наших святейших Церквей Вас, Ваше Святейшество, встретили официально с почетом у входа в Старый город близ ворот Давида наши представители, члены нашего Святогробского братства, представители христианских Церквей Святой Земли и местные политические деятели. Мы же лично встретили Вас у ворот нашего древнего патриархата, откуда под радостное звучание колоколов торжественным шествием проследовали в Храм Воскресения Господня — эту Константинову гордость нашей православной веры. А теперь со страхом и благоговением на Святом и Живоносном Гробе и Страшной Голгофе мы поклоняемся следам плотию распявшегося, пострадавшего и погребенного и преславно в третий день Восставшего Спасителя нашего Иисуса Христа».

http://patriarchia.ru/db/text/2578611.ht...

1. Введение Источником литургической традиции Русской Церкви является К-польская Церковь , богослужение которой (см. Византийский обряд) было перенесено на русскую почву в X–XI вв. Помимо К-поля на русское богослужение оказали сильное влияние обычаи мон-рей св. горы Афон. Практика южнославянских Церквей – Болгарской и Сербской отразилась в русском богослужении в меньшей степени, совсем незначительным было латинское влияние. Постоянно изменяясь, пережив в ходе своего развития две крупные реформы, русское богослужение не только обогатилось прекрасными текстами и последованиями русского происхождения, но и сохранило многие сокровища литургического наследия Др. Церкви, забытые другими Церквами. Православное богослужение состоит из двух составляющих: вневременной – литургии и таинств и связанной со временем – служб суточного круга и сложной системы праздников годовых подвижного, неподвижного и седмичного кругов. В христианской Церкви после IV в. выработались два типа богослужения – кафедрально-приходское и монастырское. В IV–X вв. монастырское богослужение сильно отличалось от кафедрального составом служб суточного круга, но литургия в мон-рях совершалась так же, как и в приходских храмах. К Х в. в К-поль-ской Церкви в кафедральном богослужении использовался Устав Великой церкви (церкви Св. Софии в К-поле), а в монастырском – Студийский устав (устав к-польского Студийского мон-ря). Уставы почти не регламентировали чинопоследования литургии и таинств, записывавшиеся в Евхологиях. Основой Студийского устава был Часослов палестинской лавры прп. Саввы Освященного, являвшийся основой также устава самой лавры прп. Саввы – Иерусалимского (савва-итского). Кроме того, студийский устав использовал систему праздников Устава Великой цер-кви, причем скупая гимнография Устава Великой церкви дополнялась песнопениями студий-ских и палестинских авторов. Литургия и таинства в Студийском мон-ре совершались по кафе-дральному Евхологию церкви Св. Софии. Русская Церковь до XIV в. использовала Студийский устав и связанный с ним корпус богослужебных книг. Литургия и таинства до XIV в. совершались по чинопоследованиям к-польского Евхология X–XI вв.; в XIV–XV вв. эти чинопоследования сменились более поздней византийской редакцией XIII–XIV вв. В XV в. Русская Церковь перешла со Студийского устава на поздний вариант Иерусалимского устава – неосавваитский, выработанный на Афоне. Смена уставов прошла без потрясений в силу сходства Иерусалимского и Студийского уставов, имевших одну основу. В XV – сер. XVII в. литургическая традиция Русской Церкви постоянно обогащалась новыми текстами и последованиями, но существенных изменений не претерпела. Находившаяся в XV – сер. XVII в. в составе Литвы и Польши Западнорусская митрополия испытывала католическое влияние, отразившееся в богослужении и в западнорусских литурги-ческих книгах этого периода.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

«Срыдайте Ми и сплачитеся горце» Я тогда мало что понимала в церковнославянском.. Но не понять или не прочувствовать эти слова было невозможно! В каждой строчке канона звучала скорбь Матери. Разрывающая сердце, застывающая комком в горле. И вот уже не стены храма окружали стоящих, а иерусалимская ночь, тишину которую прерывал плач Пречистой Девы над телом своего Сына.. 2 апреля, 2009 Я тогда мало что понимала в церковнославянском.. Но не понять или не прочувствовать эти слова было невозможно! В каждой строчке канона звучала скорбь Матери. Разрывающая сердце, застывающая комком в горле. И вот уже не стены храма окружали стоящих, а иерусалимская ночь, тишину которую прерывал плач Пречистой Девы над телом своего Сына.. Евангельское описание событий Великой Пятницы необыкновенно высоко по степени напряжения и скорби. Но лишь несколько фраз открывают нам боль и горе Матери Божией. Ее смирение и здесь явилось во всей своей полноте и святости. «При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина» (Ин., 19:25) При кресте Иисуса… Какая мать сможет выдержать муку своего Сына, распятого и проклинаемого беснующейся толпой? Своего ребенка, которого она выносила и вырастила, за которым шла все последние годы вплоть до голгофского Креста. Лет 15 назад в Великую пятницу я впервые оказалась на малом повечерии в Донском монастыре. Стоял по-весеннему теплый день. Солнце пробивалось сквозь решетчатые окна…Чернели мантии монахов, серебром отливали облачения священников.. Было непередаваемо тихо, никто не перешептывался, не ходил по храму.. Братия, прихожане – все стояли, будто сгорбившись под гнетом скорби… В центре перед Плащаницей по очереди читались пронзительные по степени боли слова «Плача Пресвятой Богородицы». «Се Свет Мой, сладкий, Надежда и Живот Мой Благий, Бог Мой угасе на Кресте, распалаюся утробою, Дева, стенющи, глаголаше.» Я тогда мало что понимала в церковнославянском.. Но не понять или не прочувствовать эти слова было невозможно! В каждой строчке канона звучала скорбь Матери. Разрывающая сердце, застывающая комком в горле. И вот уже не стены храма окружали стоящих, а иерусалимская ночь, тишину которую прерывал плач Пречистой Девы над телом своего Сына..

http://pravmir.ru/srydajte-mi-i-splachit...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Журнал заседания Священного Синода 27 декабря 2000 г. В заседании Священного Синода 27 декабря 2000 года под председательством Патриарха СЛУШАЛИ: Сообщение Патриарха Московского и всея Руси Алексия о кончине Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодора и состоявшемся 22 декабря сего года отпевании почившего. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Вознеся моление ко Господу о упокоении в селениях праведных Предстоятеля Иерусалимской Православной Церкви Блаженнейшего Патриарха Святого Града Иерусалима и всей Палестины Диодора, выразить соболезнование епископату, клиру и пастве овдовевшей Иерусалимской Православной Церкви в связи с постигшей их утратой. 2. С удовлетворением отметить участие в похоронах почившего Патриарха делегации Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. СЛУШАЛИ: Сообщение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия о трехсторонней миротворческой встрече духовных лидеров России, Армении и Азербайджана, прошедшей в Московском Свято-Даниловом монастыре 24 ноября 2000 года. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Выразить удовлетворение в связи с проведением трехсторонней миротворческой встречи, в которой по инициативе и при посредничестве Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия приняли участие Святейший Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II и председатель Высшего религиозного совета народов Кавказа, духовный глава мусульман Азербайджана Шейх-уль-ислам Аллахшукюр Паша-заде. 2. Отметить плодотворное развитие совместной миротворческой деятельности духовных лидеров трех стран, направленной на уврачевание армяно-азербайджанского конфликта и в целом на достижение стабильности в Кавказском регионе. 3. Принять к сведению итоговое заявление участников встречи и их обращение к Президентам России, Азербайджана и Армении.

http://sedmitza.ru/lib/text/429478/

Восемнадцатый день. Св. Кирилл, архиепископ Иерусалимский. (Воспоминание о чудесном явлении на небе животворящего креста служит к утверждению нашей веры в I. Христа как Сына Божия). I. Св. Кирилл, архиепископ Иерусалимский, память коего совершается ныне, жил в 4 веке по Р. Хр. В дни своего святительства он был свидетелем особенных явлений милости Божией к роду христианскому. Когда Церковь христианская, с воцарением на римском престоле Константина Великого , избавилась от гонений, продолжавшихся почти триста лет, то явились новые враги внутри общества христианского, еретики ариане, ложно учившие о Божественном достоинстве Господа нашего Иисуса Христа. Хотя ариане и были обличены на первом вселенском соборе и сам Арий сослан в ссылку, но, по смерти Константина Великого , сын его Констанций явно покровительствовал еретикам. Многие православные пастыри церкви, в том числе и св. Кирилл, были преследуемы и низвергаемы с своих святительских престолов. Опасность для церкви православной была весьма велика, но Господь не оставлял Своею помощию ревнителей истины. В это-то время, для утверждения православных и в обличение заблуждающих, явилось в Иерусалиме на небеси чудесное знамение св. животворящего Креста. «В святые дни пятидесятницы», так описывал в послании к царю это знамение св. Кирилл, очевидный его свидетель, «около третьяго часа дня явился на небе весьма большой крест, составившийся из света и протяженный над Голгофою до св. горы Елеонской. Не один, или только двое видели его, но весьма явственно виден был он всему народонаселению города. И не скоро, как подумал бы иной, миновалось сие видение, но в продолжение многих часов крест ясно был видим над землею, молниеносным сиянием превосходящий лучи солнечные. Все народонаселение города, объятое страхом и вместе радостию от сего Боговидения, тотчас толпами стеклось в церковь , – юноши и старцы, мужи и жены, люди всякого возраста, жители города и пришельцы, христиане и из других мест прибывшие язычники – все единодушно, как бы едиными устами, прославляли чудодействующего I. Христа, Господа нашего, Сына Божия Единороднаго».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Иерусалимский Патриархат и святыни Палестины в фокусе внешней политики Российской Империи накануне Крымской войны. Приложение 1. План Вифлеемского храма (Приложение к донесению К. М. БАЗИЛИ В. П. ТИТОВУ за 45 от 22 мая 1845 г., Бейрут.) ( Получено Миссией 2 июня) (Пис: Г.Канцлеру 21 июня 246) АВП РИ, ф. Пос-во в Конст-ле, оп. 517/1, 1845, д. 738, л. 101. (рисунок и описание выполнено К. М. Базили) 2. Послание Его Блаженства Вселенскаго Патриарха к Святейшему Правительствующему Синоду, от « 29» ноября 1852 года Ad 169 – 1852. К 200/1853/ (приложение к депеше А. П. Озерова графу Нессельроде 169) («Точный перевод с греческого на русский язык») Неожиданное бедствие, постигшее Восточную Церковь и погрузившее в пучину горести Православный народ Господень, побуждает нас прибегнуть со слезами к братской помощи Святейшаго Правительствующаго Синода и испрашивать чрез Его посредство Милосердие Боговенчаннаго МОНАРХА и САМОДЕРЖЦА, которое служило убежищем спасения во всех величайших опасностях Православному народу Востока, спасенному Победоносною Рукою Православной России от преследований. Превыше всех Монарших благодеяний вписал православный народ могущественное поддержание наследственных прав его на Святейшие Места Палестины. Паписты, усиливаясь с давних лет овладеть Ими, воздвигли в последнее время тяжкое гонение на Православных, дабы похитить у них эти Святейшие Места, единственное наше утешение и славу. Православная Церковь была погружена в глубочайшую печаль, когда, по милости Божией, предстало сильное покровительство Великаго Государя, и спасло Его от опасности, потребовав от Оттоманской державы неизменнаго сохранения древних прав. Тогда умыслы Папистов сделались тщетными, и царствующий над нами Султан собственноручным Хаттишерифом (хатт-и шарифом – М. Я.) утвердил за Православными права их предков. Православный народ несколько оправился, и Блаженнейший собрат наш, Патриарх Иерусалимский, радуясь, отправился в Иерусалим, для присутствования при исполнении Султанскаго Хаттишерифа.

http://pravoslavie.ru/5222.html

Общение имуществ (мнимый коммунизм) в древней Иерусалимской церкви С. Л-ого Известно, что в новое время появились люди, с точки зрения какой-то неведомой правды утверждающие, что всякое владение имуществом на правах личной собственности есть не что иное, как воровство, что поэтому все имения и всякое личное приобретение должны подлежать разделу между всеми, и так как многие добровольно не согласятся на такой раздел, то должны быть принуждены к нему силой, вопреки их воле должны быть лишены определенного излишка их имуществ в пользу малоимущих или вовсе неимущих. Эти непризнанные правдолюбцы, вообще мало обращающие внимания на Библию и еще менее на отдельные ее места, однако, в вопросе об обязательном имущественном разделе с особенной настойчивостью указывают на свое мнимое согласие с Новым Заветом и тем неопытных в понимании смысла отдельных новозаветных изречений или выражений легко могут ввести в заблуждение или, по крайней мере, некоторого рода колебание. Рассмотрим все места в книге Деяний Апостолов, относящиеся к общению имуществ в первой церкви Иерусалимской, дабы вывести из них общее понимание истинного характера этого общения. Прежде чем перейдем к изложению отдельных выражений означенной книги об имущественном общении в первохристианском Иерусалимском обществе, считаем нужным указать предположительно, в каких формах могло иметь место общение имуществ в древней церкви в Иерусалиме, Нам представляются в настоящем случае следующие возможности: 1) Члены общества, вступая в христианскую церковь , обязательно должны были жертвовать своим имуществом в пользу церкви или общества; таким образом здесь господствовала принудительность или необходимость имущественной жертвы по отношению к вступающим в церковь . Эта общая форма имущественного общения могла иметь два различных вида: а) или каждый член должен был безусловно жертвовать всем своим имуществом в пользу общества, а апостолы, как предстоятели общества, должны были разделить принесенную жертву равномерно между всеми членами общества; б) или, напротив, только люди, владеющие определенным излишком имущества, обязаны были отдать этот излишек на пользу общества, а апостолы, как предстоятели общества разделяли эту жертву между нуждающимися членами, 2) Никто по безусловной обязанности или принуждению, но каждый по собственному произволению или благожелательности жертвовал или всем своим имуществом, или определенной частью его, или же просто временными и неопределенными взносами на пользу общества, а апостолы разделяли это общественное имущество в той или иной мере разным членам общества, смотря по их нуждам.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010