Обаче-де не имея такого способу чрез кого писать, вельми он, патриарх, оскорбляется, и замышлял-де было и нарочно для оных дел послать в царствующий град архиереев двух или трех, обаче-де и того учинить невозможно, понеже-де турки вельми к нему, патриарху, надзирают паче протчих, понеже о протчих патриархах не брегут, кроме Константинопольскаго, и того-де ради Иерусалимский патриарх и пишет к царскому величеству, еже имеет свободу, а ему-де писать никоторыми делы немочно. И того ради просит он, патриарх, ево, посла, яко наместника царскаго величества, чтоб сие ево патриаршеские слова все написал к царскому величеству подлинно. К тому же-де и еще слух проносится, которому-де он, патриарх, и верить не хочет: говорят-де в народе, будто царское величество изволяет сына своего сочетать законнаго брака на сестре цесаря римскаго и ежели-де сие учинит, конечное-де латинское мудрование в Российском государстве возрастет, а благочестие умалится, и вельми-де ему, патриарху, о том удивительно: чего ради царское величество в государстве своем сыну своему не изволит изобрать невесту, или-де мало в Москве благородных честных девиц избранных и благочестивых, и какия-де ради причины сопрящися крайним свойством со иноверными?» (Дела турецкие. Статейный список посла Толстого за 1705 год, 4. С. 340). 149 Греческие дела 7195 г. 3. Досифей раз встретился с русским раскольником, говорил с ним, и вот какое впечатление он произвел на него: «Писа к нам при вас сущий наш архимандрит, – пишет он в грамоте к патриарху Адриану в 1693 году, – о некоем еретике, хотящем ити во Иерусалим, и человек той обретеся зде, обаче невеглас и зело непотребен, и елика рече против нашего испытания, вся безсловесно и неправедно рече и о ереси его по сих отпишем пространно» (Непереплетенный сборник Московской Синодальной библиотеки. IV, л. 48). 154 См. нашу книгу: «Характер отношений России к православному Востоку в XVI и XVII столетиях». Приложение 10. С. 558. 167 Греческие дела 7201 г. 4. О приезде в Москву в 1686 году Охридского архиепископа Мелетия см.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

426. 2599 П. Безсонов. Белорусские песни, пред. VI. См. у К.В. Харламповича. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь, стр. III. 2601 См. О мудрейшем иеромонасе Епифании Славинецком и о Симеоне Полоцком. Остен. Казань 1865, стр. 70. 2614 См. М. Сменцовский. Братья Лихуды. С.-Петербург 1899. Приложения, стр. XXII–XXIII. XXIV–XXVI. 2618 С.К. Смирнов. История Московской Славяно-Греко-Латинской Академии. Москва 1855, стр. 38–39. 44–60. 2620 Н.Ф. Каптерев. Сношения Иерусалимского патриарха Досифея с русским правительством. Москва 1891, стр. 87–88. 2624 Грамота государю от 2 июня 1702 года. Н.Ф. Каптерев. Сношения патриарха Досифея. Приложение 8, стр. 42. 2631 Описание документов и дел, хранящихся в архиве, Святейшего Правительствующего Синода, т. 1, Санкт-Петербург 1868. Приложения, стлб. ССССП. 2640 Историческое известие о Московской Академии, сочиненное в 1726 году от Справщика Федора Поликарпова, и дополненное Преосвященным Епископом Смоленским Гедеоном Вишневским. Древняя Российская Вивлиофика, ч. 16. Москва 1791, стр. 302–303. 2647 См. С.К. Смирнова. История Московской Духовной Акадмии до ее преобразования. Москва 1879, стр. 13–22. 2648 Проф. А.С. Павлов. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПБ. 1878, стр. 192. 195. 152. 2653 Макарий, митрополит Московский. Руководство к изучению христианского православно-догматического богословия, § 98. 2655 Le Quien (Oriens chiristianus, t. 1, 264 с.), Fabricius (Biblioth. Graeca, Harl., IX), Wagenmann (Herzog, Real – Encyklopädie, B. 10, A. 2, c. 302), Fleury (Hist. Eccles., t. VIII), Gelzer (Leontios von Neapolis Leben d. Heiligen Joh. d. Barmherz., 1893, c. 118 и 119) и др., основываясь на свидд. Ио. Дамаскина, Никифора, Ник. Соб. 787 г. и, отчасти, Фотия, считают Софрония – ученика Мосха – и Софрония – Архиеп. Иерусалимск. – лицами тождественными. Хотя этот взгляд является и господствующим в науке, однако есть основания и для скептического к нему отношения. Именно: 1., Леонтий Кипрский в Житии Ио.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Новости Репортажи Мониторинг СМИ Интервью Документы Фотогалереи Статьи Анонсы Анонсы Выставка «Кижи. Небесное послание». Москва Выставка «Тайны храмов эпохи Ивана Грозного». Москва Выставка «Сотворение мира. Произведения религиозного искусства XV – начала XX века». Москва Фестиваль «Весна духовная. На пути к Пасхе». Москва Концерты фонда «Искусство добра» в соборе на Малой Грузинской и на других площадках. Москва Выставка «Праздник Благовещения». Москва Выставка «Ars Sacra nova. От мифа к символу. Русская история и евангельские мотивы в творчестве художников модерна России и русского зарубежья 1900-1940-е гг.». Москва Открытие выставки «Данте, пророк надежды». Москва Пресс-конференция в преддверии Страстной седмицы и праздника Пасхи. Москва Концерт фестиваля «Свет Христов», посвященный 225-летию А.С. Пушкина, Москва Концерты фонда «Искусство добра» в Соборе на Малой Грузинской и на других площадках Открытие конференции «Люди и судьбы русского зарубежья». Москва Все » Новости Иордания: христианские школы принимают детей-беженцев из Мосула и Ниневийской равнины 06.01.2015 00:12 Версия для печати Образовательная программа Каритас Иордании для беженцев в Эз-Зарка. Фото: SCIAF/Caritas.org Амман, 6 января, Fides/Благовест-инфо. Более 1400 детей школьного возраста из числа 7 тысяч христианских беженцев из Мосула и Ниневийской равнины будут интегрированы в образовательную систему Иорданского Хашимитского Королевства, сообщает агентство " Fides " . Такое решение принял государственный комитет, созданный незадолго до этого при участии местного отделения католической благотворительной организации " Caritas " для изучения и решения проблем христианских детей-беженцев из Ирака. Широкомасштабная интеграция маленьких иракцев-христиан в школы Иордании запланирована на только что начавшийся школьный семестр. Иракские школьники, однако, не смогут обучаться в государственных школах по причине ряда трудностей, в первую очередь из-за переполненности классов. Иорданское отделение " Caritas " подтвердило готовность католических школ Латинского патриархата Иерусалима и православных школ Иерусалимского патриархата принять к себе учеников.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Следующий халиф — аз-Захир (1021–35) отменил все ограничения, наложенные на немусульман. Православные получили возможность избрать нового патриарха и епископов, которых лишились во время гонения. Христиане, ранее бежавшие из Египта, возвращались обратно, восстанавливались разрушенные храмы, со всей пышностью отмечались церковные праздники, и даже те, кто был насильственно обращен в ислам, безнаказанно возвращались в христианство. С появлением на Ближнем Востоке крестоносцев, вытеснивших из Палестины ослабевших Фатимидов и образовавших христианские государства, Египет на два столетия стал передним краем борьбы мусульманской и католической цивилизаций. Несколько раз крестоносцы предпринимали попытки овладеть Египтом. В XIII в. Египет стал главной целью крестоносцев. Во время 5-го крестового похода (1218–1221) католики после долгой осады овладели Дамиеттой, однако во время похода на Каир были отрезаны от своей базы и под угрозой голода уступили все свои завоевания. В 1248–1250 гг. вторгшаяся в Египет армия французского короля Людовика IX после первоначальных успехов была окружена и разгромлена мусульманами; сам король попал в плен, и за него пришлось платить огромный выкуп. Даже после того как основная волна крестоносного движения спала, а все христианские владения на Востоке оказались в руках мусульман, папа Римский и европейские рыцари не оставляли попыток завоевать Египет. Объективно крестовые походы только ухудшили положение египетских христиан, вызвав всплеск ярости у мусульман, которая привела к гонениям против «неверных». Сами же крестоносцы относились к православным христианам как к еретикам. Во время вторжений в Египет они грабили и истребляли население, не делая различий между мусульманами и христианами. После взятия в 1219 г. Дамиетты, где находились кафедры православного митрополита, папский легат учредил в городе католическую кафедру, причислив ее к владениям Иерусалимского латинского патриарха. То же повторилось при захвате этого города крестоносцами в 1249 г.

http://pravoslavie.ru/39927.html

Между тем вскоре, в том же самом 1859 году дело воссоединения сирийских униатов значительно осложнилось. Осложнение произошло от того, что к движению собственно сирийских униатов в пользу воссоединения с православною церковью примкнули также и египетские униаты 284 , которые привнесли в это дело новые стремления и новые требования. Об этом, равно как и вообще о ходе униатского дела на Востоке, мы получаем подробные сведения, между прочим, из переписки нашего посланника в Константинополе кн. Лобанова-Ростовского с русским генеральным консулом в Египте 285 . Из этой переписки мы, прежде всего, узнаем, что желание сирийских униатов быть принятыми под покровительство и защиту русской церкви было безусловно отклонено нашим правительством – духовным и гражданским. С другой стороны, отсюда видно, что в то время, как сирийские униаты желали образования церкви, находящейся под покровительством русской православной церкви, египетские униаты стремились к образованию особой самостоятельной церкви, которая бы имела своего представителя у Порты. «Гавриил Джибара, викарный и президент греко-униатский в Египте, – писал 25 сентября 1859 года кн. Лобанов-Ростовский Лаговскому, – только что передал мне прошение, которое представители нации мельхитов подают султану с тем, чтобы получить разрешение выбрать нового патриарха вместо Климента, авторитет которого они не хотят более признавать. Вам не безызвестна точка зрения, с которой наше правительство смотрит на этот важный греко-униатский вопрос в Сирии и в Египте. Оно не желает оказывать официальной поддержки пред Портою, ни прямо вмешиваться в раздоры, которые возникли в среде членов этой общины, благодаря латинским тенденциям патриарха Климента. Действия наших политических агентов на Востоке должны ограничиваться оказанием народу и духовенству греко-униатскому официальной помощи более или менее существенной, сообразно обстоятельствам времени имея в виду преимущественно покровительствовать стремлениям их к соединению с православною церковью, которые обнаружились раньше всего в восточной фракции этой общины.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/pr...

Он, к удивлению моему, поведал мне, что живущий в Константинополе русский подданный грек Спандони не отдает ему 100 голландских червонцев, и просил наше посольство понудить сего должника к уплате долга его. Я промолчал. От сего докучливого архиерея меня провели к сербскому депутату. От него я узнал, что патриарх сегодня молился о спасении сербского народа, по завещанию бывшего правителя Сербии, Милоша Обреновича старшего, который пожертвовал для сего богоугодного дела в общинную казну патриархии 50 000 пиастров. NB. Сербский депутат говорил со мной по-латыни и по-немецки. Декабрь, день 2-й. В Константинополе живет папский миссионер, который хорошо знает язык церковнославянский. Он купил здесь богослужебные книги, напечатанные в России, и послал их папе, а турецкому министру иностранных дел показал в них моление о потреблении агарянского царства. И вот теперь здешние книгопытатели вырезывают эти моления и вырывают те страницы, где напечатаны имена наших царей, цариц и их чад. Жаль мне болгар, которые охотно покупают наши богослужебные книги. Я боюсь, как бы агаряне не стали притеснять их под предлогом розыска этих книг для уничтожения в них речений, противных агарянскому владычеству их. Дни 7, 8 и 9-й и ночи их проведены были мною в подворье Иерусалимской патриархии, у Фаворского архиепископа Иерофея. Он сообщил мне много новостей и дозволил осмотреть подворную библиотеку. Вот новости. В Константинополе носится слух, будто иерусалимский патриарх Кирилл будет переведен в Дамаск на кафедру первосвятителя антиохийского, а Фаворский Иерофей на кафедру Иерусалимскую (Я не верю этому слуху, пущенному, вероятно, самим Иерофеем, хоть он и уверял меня, что ему не хочется быть иерусалимским). Греческое правительство недавно возвратило имения Св. Гробу, Синаю и Афону (Хорошо! Правда есть основание царств). Синайский иеромонах Каллистрат, успешно хлопотавший в Афинах о возвращении имений Синайской обители, посвящен в сан митрополита ливийского (Да просветится свет его пред человеки!) Иерусалимские армяне ладят со святогробцами, и заодно с ними подали в Порту жалобу на латинских монахов, шумящих и ратующих в Вифлееме безрассудно (Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе 167 ). Назад тому год, падишах всем палестинским отцам дал фирман, повелевающий им владеть теми Святыми местами, на каких кого застал сей приказ, и не домогаться новых приобретений (Посмотрим, как исполнится султанский nec plus ultra). Монастырю, что на острове Халки, в котором ныне помещается богословское училище, принадлежит в Молдавии имение под названием Аарон-вода, и дает ему 1600 голландских червонцев ежегодно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Когда-то в 1859 г. о. Антонин писал на Афоне о предстоящей борьбе новых «богов и гигантов, чудовищных вымыслов новой мифологии, не существующих, но действующих, отрицаемых, но веруемых: панэллинизма и панславизма» 211 . Предчувствия его не обманули: эллинизм и православность стали синонимами в сердцах и умах многих непримиримых крайних фанатиков греков. Вражда, которою умело воспользовалась латинская пропаганда в болгарской среде, усиленно разжигалась и грозила отозваться настоящим расколом по всему телу Православной Церкви. Из патриархов эллинской национальности единственно Кирилл II Иерусалимский не подписал соборного определения о болгарской схизме, чем, разумеется, вызвал раздражение в среде ярых националистов греков, раздражение настолько сильное, что 7 ноября 1872 года он был вынужден оставить патриарший престол. Факт низложения сопровождался, конечно, осложнениями, трениями и неизбежными в подобных случаях эксцессами. Особенно прискорбно, что этим вдохновлялась и падкая на эффекты и легко возбуждаемая молодежь. Грустно то, что в семинарии Св. Креста, основанной патриархом Кириллом, нередко случались резкие выступления в виде разрывания портретов патриарха, поругания их и плевания. С момента низложения патриарха портятся и отношения нашей Миссии с патриархией так, что впоследствии доходило до почти открытого разрыва, и имя о. Антонина становится одиозным в среде святогробцев. События шли таким чередом. Патриархия известила 15/27 января 1873 года о. Антонина о состоявшемся «законном» избрании архиепископа Газского Прокопия на патриарший престол и просила о. архимандрита принять участие в молебствии по этому поводу. Приглашение подписал начальник канцелярии Синода (архиграмматевс), архидиакон Фотий 212 . На приглашении печать с любопытной и громкой надписью, по-видимому, долженствовавшей придать больше веса этому документу: Σφραγιςτς ιερς διοικοσης Συνδου του κοινο του» Παναγου Τφου. 1872. Ha что о. Антонин не удержался приписать сбоку карандашом: «Каково! Печать Священного Правительствующего Синода Общины Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/o...

Твое же блаженство и паки целуем, моляся Спасителю нашему Богу, яко да будут лета твоя премнога и преблага, аминь. 1693 года августа в 10 день, из Влахии. Иерусалимский Досифей и о Христе брат твой. Аще Бог всех, испытуяй сердца человеческая, и видяй и взираяй не на лица, но на сердца, свидетельствовав святыя, яко блази, таже преступившыя наказа, яко же Моисеа, Аарона, Мариам и ины многи от святых; кольми паче мы, человецы суще, и свидетельствовавше высокая некая и чудная о Иоанникии и Софронии учителех, зле уже убо хотящих деяти, подобает не стыдитися нам, но обличати согрешения их. И не есть дивно, аще вы, близ суще их, не весте сущая от них деяния беззаконная, мы же, далеко суще, глаголем сия, понеже един Бог весть всяческая, человецы же, наипаче о многих поборающе и многая имуще попечения, якови есте вы, возможно вам многое не ведети. И сего ради повелевает Дух Святый, да друг друга исправляем, и сего ради божественный Павел и апостолы восхождахуся во Иерусалим и двизаху пресвитером Евангелие, да не иным проповедавше и в нечесом прельстившеся сами непотребни будут. У вас суть деяния Вселенских Соборов, и зрите колика и святейший патриарси и инии архиерее писаху ко друг другу, хотяще утвердити друг друга во многих. Мы убо и сия ради вины и яко заступихом чрез грамоты наша, и убо повелением нашим приидоша к вам реченнии иеромонаси, понеже уведехом и от архимандрита Исаиа и от иных многих, деямая у них, пишем нужная к целомудрию их великим государем, их царскому величеству, пространно; пишем же и твоему блаженству по подобающему, яко единому епископу подобает у вас бытии – тебе, святейшему патриарху, иже убо некая един, некая же соборне зриши и судиши случающаяся и пасеши равно своя и странныя тоюжде властию и тоюжде силою, прочий же вси толико страннии, яко же и не страннии, повинни суть и подчинении во всем церковному суду. Убо и учители обличи, запрети, да уцеломудрятся, сиречь, не торговали бы, князьями не назывались бы ни они сами, ни их дети, понеже случаем убогие люди (и ремесленные) и непородные и они сами, и родители их, и прадеды их. О школе подобает прилежати, латинскаго же учения весьма не показывати, яко ходатая великих злых, и наконец себе самых знати учители токмо школы, а не иных дел. И аще случится, церковное дело, глаголати им вашим повелением, а не приимати им лица судии; и аще случится кое истязание или су мнение, по вашему архиерейскому повелению решити им со всяким тщанием праведно по преданию церковному или, паче рещи, и по евангельской заповеди независтно, яже и вси митрополита российстии сохраниша и во исповедании прежде бывшаго патриарха обдержится. Учители же, или сии или ин будет, без великия нужды воли учити или глаголати некая, или обще или народне или собственне, не имели бы, еже бы раздором в Церкви не быти.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Внизу подпись патриаршей руки: «Целование моею рукою Досифеевою, целую ваше блаженство святым целованием». Грамота патриарха Досифея Московскому патриарху Адриану от 28 марта 1698 года, в которой он говорит о гречанине Павле Родийском, обиженном московскими учителями Лихудами, обещает вскоре прислать в Москву учителя иеромонаха Дионисия Досифей, милостию Божиею патриарх святаго града Иерусалима и всеа Палестины. Блаженнейший и святейший владыко, господин, господин кир Адриан, архиепископ великаго царствующаго града Москвы и всея Росии и всех северных стран патриарх, во Святом Дусе возлюбленный брате и сослужителю нашея мерности, твое блаженство сладце, и радостнее, и братственне целуем, и молим всегда Господа Бога, яко да сохранит тя здрава, благорадостна, долгожиз-ненна и безболезнена и вышша кроме всякаго непотребнаго случая, и яко да исправляет стопы твоя на путь мирен и спасителен. Писали и прежде вашему блаженству о греченине Павле Родийском, который из царствующаго града Москвы изшед, у нас пребысть, о нем же и ныне пишем, что он, быв у вас, жаловался о неправде на учителей и просил у нас свидетельствованных о себе грамот, мы обаче иных грамот по ныне не дахом, понеже он клирик и рукоположен есть в четцы в Родийском острове от преосвященнаго митрополита Парфения; того ради не может под иным судом быти, токмо вашего блаженства под судом, а наипаче, понеже к нам прииде, похваляя попремногу ваша добродетели. Сего ради молим вашу братственную любовь, спомоществуйте и попекитеся о исправлении его, и имейте его под покровом вашим, тако просим ваше блаженство и да не лишимся. Лета же ваша многа и блага да будут и всякия противности вышша. 1698 год марта в 28 день. Иерусалимский Досифей, ваш о Христе брат. С ним же, вышеписанным греченином Павлом, послана вашему блаженству новопечатанная книга зело изрядна и потребна. Вскоре послан бы был учитель, некто иеромонах Дионисий, совершен в еллино-греческих и латинских науках и в самой философии и богословии, и ожидает себе во свидетельство грамот из Царяграда, и зело житием и нравом искусен, во многих государствах странствовал: в Венеции, в Падве, в Риме, во Ааглицкой, в Гголанской землях.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Но ни Иоанн Комнин, ни иеромонах Дионисий в Москву для учительства не явились. Между тем устранение Лихудов от учительства необходимо должно было очень неблагоприятно отозваться на неокрепшей еще московской школе, а неприбытие нового учителя должно было вызвать затруднения относительно дальнейшего преподавания в школе. Согласно указаниям Хрисанфа, преподавание в ней временно было поручено двум ученикам Лихудов: Николаю Семенову и Феодору Поликарпову, которые, согласно требованиям Досифея, должны были преподавать в школе только один греческий язык, так как латинский язык теперь окончательно изгонялся из Академии. Но Семенов и Поликарпов не могли заменить собою в школе Лихудов: они сами еще не успели изучить при Лихудах ни философии, ни богословия и потому должны были ограничить свое преподавание грамматикой, пиитикой и риторикой, вследствие чего круг наук в Академии значительно сократился, что с изъятием из предметов преподавания латинского языка сразу сильно понизило уровень научного обучения в школе. Кроме того, ни Семенов, ни Поликарпов вовсе не готовились к педагогической деятельности и вовсе не обладали той педагогической опытностью, какая необходима была для руководителей только что устроенной школы, они сами смотрели на свою учительскую деятельность как на временную, которая немедленно прекратится, лишь только в Москву явится ожидаемый настоящий учитель. Но так как этот учитель все не являлся, то им по необходимости и пришлось учительствовать более пяти лет (с конца 1694 по 1699 год), пока, наконец, в 1699 году они добровольно не оставили школу, поступив в число типографских справщиков. Тогда учительством в Академии в течение нескольких месяцев занимался чудовский монах Иов, ученик Лихудов, которого в том же году сменил возвратившийся из-за границы монах Палладий Роговский, ранее тоже учившийся у Лихудов. Роговский несколько лет пробыл за границей, где учился в латинских иезуитских школах, и вовсе не знал греческого языка. Утверждение ректором Академии Роговского было открытым признанием со стороны патриарха Адриана, что он окончательно потерял всякую надежду получить для московской школы учителя-грека и что он, не желая окончательного закрытия школы, поручает начальство и учительство в ней человеку, получившему специально латинское образование и вовсе не знающему греческого языка. На такую решимость Адриана могли повлиять и симпатии царя к западному образованию, его стремление пересадить на Русь западную науку. Сохранилось известие, что когда по смерти Адриана управление патриархией поручено было Стефану Яворскому , то ему царским указом повелено было завести в Академии «латинские учения», в исполнение чего Яворский призвал в Академию киевских ученых, знавших только один латинский язык, и московская школа с этого времени окончательно сделалась латинской 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010