царя митры как символа имперской преемственности и прав на наследство Византии. Патриарх был брошен в тюрьму, ему угрожала казнь, однако благодаря связям с великим везиром Паисию удалось оправдаться ( Муравьев. 1844. Ч. 2. С. 311-313; Неофит Кипрский. Рассказ. 1901. С. 18-19; Ченцова. 2000. С. 169; О на же. 2004. С. 11-17, 25-26, 33-35). В 60-х гг. XVII в. в русско-вост. отношениях главную роль играло дело патриарха Никона. Опала Московского патриарха была настороженно встречена на правосл. Востоке, где его считали проводником греч. влияния. Так, патриарх Нектарий Иерусалимский (1661-1669) отказался от приглашения ехать в Москву для участия в суде над Никоном и пытался убедить царя Алексея Михайловича примириться с патриархом. Нектарий ни разу не попросил у царя денежной помощи, понимая, что за это ему придется отказаться от самостоятельной позиции в ряде политических дел ( Каптерев. 1895. Ч. 1. С. 190-207). В нач. 80-х гг. контакты России с правосл. Востоком снова оживились В этот период на ведущее место выдвинулся Иерусалимский патриарх Досифей II Нотара (1669-1707). Добившись по просьбе царя Феодора Алексеевича реабилитации патриарха Никона вост. патриархами (1682), Досифей стал главным сторонником политического влияния России в Леванте. Патриарх оказывал важные услуги рус. дипломатам, пребывавшим в К-поле, создал сеть информаторов, собиравших для России сведения военно-политического характера об Османской империи, что было связано для патриарха с огромным риском. В 80-х гг. XVII в. Досифей подбирал учителей для Славяно-греко-латинской академии в Москве. В отличие от др. греч. иерархов Досифей не просто защищал политические интересы России, но и пытался влиять на их формирование, советовать рус. царям и патриархам. Поражение турок в 1683 г. под Веной оживило надежды вост. христиан на освобождение от османского владычества и одновременно вызвало опасения установления на Балканах власти католич. стран. Патриарх Досифей поддерживал военные усилия России в борьбе с Османской империей 80-90-х гг., предостерегал от преждевременного примирения с Портой и настраивал Москву против западных держав, предрекая соперничество с ними за османское наследство.

http://pravenc.ru/text/293788.html

Сегодня патриарх святил воду в училище; принесли туда св. мощи, потому что многие ученики больны. 1 3, Четверток. В окрестных деревнях Сатафе, Биттире и других, подведомых Абогошу, на днях произошло междоусобие. Убиты 20 феллахов за какие-то камни, самовольно взятые с чужого места, Абогопгь просил помощи у паши иерусалимского, который и послал к нему конных воинов. Но в горах они ничего не могли сделать. Из Дамаска пишут, что друзы в Хауране усмирились и обещались доставить рекрут по истечении шести месяцев. Сераскир с войском своим возвратился в Дамаск. 15, Суббота. После вечерни посетил меня наш вице-консул Марабути и поведал мне: A. Сюда он приехал вчера. Б. Ему предписал генеральный консул Базили присутствовать здесь при чтении фирмана о Св. местах, так как Порта, по настоянию нашего посольства, уступила нам и решилась предписать Афив-бею, чтобы он с иерусалимским пашею прочитал сей фирман в полном присутствии дивана. В. Из Константинополя архимандрит Иаков пишет патриарху Кириллу, что он был у турецкого министра иностранных дел, и сей сказал ему, что фирман не читан был в угождение французам, а теперь прочитают его в угодность русским, но без патриарха бы латинского. Я советовал Марабути сказать Афиву, чтобы патриарх латинский был позван в диван, дабы опять не произошло какое-либо затруднение. 17, Понедельник. Утром приходил ко мне Марабути и объявил: 1 . Афив-бей и паша получили предписание от Порты читать фирман. 2 . Его будут читать сегодня в полном собрании дивана. 3 . Афиву и паше поставлено на вид, чтобы позваны были в собрание и латины. 4 . На это не последовадо согласия Афива. 5 . Но Марабути сказал, что в таком случае опять чего-то не будет доставать к полноте дела. 6 . Наш патриарх в собрании потребует присутствия латин, и в случае отказа подаст письменный протест паше, а копию с протеста пошлет в Константинополь. 7 . Марабути замечал Афиву, что он не должен принимать никаких новых просьб ни от армян, ни от латин касательно Вифлеема. 8 . Афив говорил ему, что он не делал сего, а только писал в Константинополь о часах службы трех наций у гроба Богоматери и более ничего.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Бодуэн начинает расширять границы своего государства и на юго-восток, в сторону Иордании и Трансиордании. Поскольку Иерусалимское королевство было защищено рекой Иордан и Галилейским морем, рекой Иордан и Мертвым морем, такая водяная граница была. Дальше открытая территория. Бодуэн уходит вглубь трансиорданской пустыни, основывает два величайших замка там, занимает Керак, знаменитый трансиорданский центр, который станет важнейшим центром Иерусалимского королевства, и основывает еще один замок к югу, который называет Монреаль – Королевская гора. Керак и Монреаль будут ключами к Иерусалимскому королевству. Затем он идет еще дальше на юг. За 800 лет до Лоуренса Аравийского занимает Эйлат в Красном море, то есть перерезает это сообщение между Египтом и Меккой. Он активно занимается миграционной политикой, если можно так сказать, потому что он обращается к во многом еще православному населению. Пытается мелькитов, православных из-за Иордана переселить в Иерусалим, многие действительно переселяются. Архитектор сосуществования христиан С православными у него, в принципе, очень интересный контакт устанавливается. Кстати, он понял, что к этому периоду союз с армянами ему уже не нужен, поскольку все армяне остались на севере, в северной Сирии, пусть с ними Бодуэн II и разбирается, его кузен. Он высылает свою армянскую супругу, которую явно не любил, безымянную, позднее названную Ардой, не нужна она ему. На некоторых сайтах, в некоторых книгах вы можете прочитать, что злые и чудовищные варвары-крестоносцы страшно притесняли всех православных в Палестине, изгнали православного Патриарха, а на самом деле он умер до того. В пустом городе они уже избрали латинского. Они считали православных своими единоверцами, поэтому никакого отдельного епископа. Знаете, для них два православных Патриарха в Иерусалиме – это как сейчас для многих людей неприемлемо, что два патриарха в Киеве, два предстоятеля. То же самое. Как же так? Это учинить раскол, мы не имеем права. Единое стадо Христово, просто мы освободили Святую Землю – епископы наши, а вы, пожалуйста, делайте что хотите.

http://pravmir.ru/pervyie-koroli-ierusal...

Не оставляет Карион без внимания и отношения со светским властителями. Во 1690-х годах он пытается добиться места наставника при взрослеющем царевиче Алексее Петровиче, для чего он пишет целый ряд трудов воспитательной направленности, посвященных царевичу. Среди них − знаменитый иллюстрированный «Букварь», а также сочинения, предназначенные для воспитания царевича в православной вере. Несмотря на то, что в числе учителей царевича Карион Истомин ни разу не упоминается, имеются свидетельства того, что Карион обучал Алексея Петровича искусству стихосложения 506 . Карьера Кариона прервалась со смертью патриарха Адриана. Истомин не получил никакой должности при рязанском митрополите Стефане Яворском , бывшем, по сути лишь «поручителем царя по сакраментальным делам» 507 . А 15 ноября 1701 г. вместо Кариона главой Печатного двора царским указом был назначен Федор Поликарпов 508 . Скорее всего, Петр желал поскорее устранить через чур деятельного сподвижника усопшего патриарха от церковных дел. С этого времени Карион числится лишь одним из насельников Чудовского монастыря. Однако, несмотря на царскую немилость, в церковной среде он продолжал пользоваться огромным авторитетом и уважением. Сменивший Кариона Истомина на посту главы Московского печатного двора Федор Поликарпович Поликарпов-Орлов был человеком другой закваски. Он родился в Москве в семье служилого человека в конце 1660-х – начале 1670-х гг. Начальное образование он получил в Типографской школе, открытой в Москве в 1681 г. В числе пяти лучших учеников школы он с 1685 г. продолжил свое образование у Лихудов в Славяно-греко-латинской академии 509 . Природный ум и способности Федора к языкам принесли ему внимание со стороны учителей: Поликарпов числился в шестерке самых лучших воспитанников Академии. Согласно заведенным порядкам, он обучал младших учеников, а также участвовал в переводе с греческого трудов Лихудов 510 . С 1690 г. Федор Поликарпов работает книжным писцом на московском Печатном Дворе 511 . Однако после опалы Лихудов в 1694 г., когда братья были отстранены от руководства академией, на их место был назначен Федор Поликарпов вместе с другими учеником − Николаем Семеновым 512 . Работу на Печатном дворе пришлось прекратить. В своей учительской деятельности Поликарпов и Семенов во всем следовали примеру своих греческих учителей, за исключением того, что из преподавания по настоянию иерусалимского патриарха Досифея был убран латинский язык.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Израильская оккупация Палестины унижает человеческое достоинство всех участников конфликта, заявляют участники международной христианской конференции в Аммане 19 июня 2007 г. 17:59 18-20 июня в Аммане по инициативе Всемирного Совета Церквей проходит международная конференция «Церкви за мир и справедливость на Ближнем Востоке». В работе форума принимают участие свыше 130 человек, представляющих церкви и христианские организации всего мира, сообщает официальный сайт ВСЦ . Выступая от имени предстоятелей церквей Святой Земли, латинский Патриарх Иерусалима Мишель Саббах заявил, что оккупация арабских территорий Израилем «означает насилие со стороны израильтян и палестинцев, убийства и ненависть». Продолжающаяся израильская оккупация, полагает прелат, провоцирует рост экстремизма и терроризма, и только восстановление справедливости в отношении палестинского народа принесет мир Израилю. Надо вернуть «человеческое достоинство и тем, кто убивает, и тем, кого убивают», подчеркнул Патриарх Саббах. И оккупанты, и оккупируемые, по его словам, «нуждаются в спасении». В своем выступлении Патриарх Иерусалимский Феофил III охарактеризовал израильско-палестинский конфликт как «насилие, агрессию, ненависть и фанатизм», однако он считает, что «на смену вражде и ненависти может прийти прочный и справедливый мир». Для достижения этой цели, полагает Предстоятель Иерусалимской Церкви , большую роль могут сыграть усилия христианских церквей всего мира. Открывая конференцию, генеральный секретарь Всемирного Совета Церквей доктор Сэмюэл Кобиа сказал о «пробуждении» церквей, которые «с нетерпением ждут окончания оккупации и действенных шагов навстречу миру». Христиане всего мира должны «мобилизоваться вокруг императива справедливого мира», подчеркнул глава ВСЦ, выразив одновременно «серьезную озабоченность ростом антисемитизма» и убежденность в «неотложной необходимости положить конец оккупации». Христиане могут внести «духовную, богословскую и этическую составляющие» в пути решения конфликта, считает доктор Кобиа. Все мирные предложения следует соотносить с библейскими заповедями, и вместе с тем они должны соответствовать международному законодательству. Церкви не вправе ограничиваться пассивными сочувствием — они должны проявить подлинную солидарность с христианской общиной Палестины, сказал доктор Кобиа. По его словам, «если в арабском обществе прекратится действенное свидетельство христиан, то будет утрачен их уникальный вклад в дело строительства открытых и демократических государств». О вызывающем тревогу процессе исхода христиан сказал в своем выступлении и Генеральный секретарь Совета церквей Ближнего Востока Гиргис Салех. В последний день конференции состоится палестинско-израильский экуменический форум, который, как надеется доктор Кобиа, предоставит «новые возможности для координации и сотрудничества». Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/259950.htm...

Неуважение к патриархам мы видим также со стороны раскольников при Никоне: «у вас православие пестро, говорил протопоп Аввакум бывшим на соборе в Москве восточным патриархам, и впредь приезжайте к нам учиться» 90 . Для поддержки православия на Востоке, как говорит Филарет, Алексей Михайлович основал славяно-греко-латинскую академию 91 . Потерявши уважение к патриархам, и вообще к православным грекам, потому что у них очень мало процветало просвещение, Малоруссы имели теперь возможность видеть, что и нравственность у греков стоит на весьма низкой степени. Ещё задолго до того времени малороссийские козаки заставили польское правительство дозволить приезжать в Малороссию и жить подолгу различиым греческим архиереям. Пользуясь этим дозволением, многие, по преимуществу недостойные пастыри греческой церкви, явились в Малороссию и переходили здесь из одного города в другой, ища привольной жизни. «Не меньшей помехой к священному единству, писал о них некогда Рутский, и славе Божией в королевстве бывают и иностранные владыки – греки и сербы, которые, когда им угодно – приезжают, когда угодно – уезжают, никому не сказавшись, никому не показывая своих охранных листов (litteras conservationis), посвящают попов и исправляют в наших епархиях все епископские обязанности. Поэтому тут легко могут быть такие обманщики, которые посвящают попов, не имея сами епископского посвящения, и таким образом попы без надлежащего рукоположения служат св. литургию и исполняют все священнические обязанности, с великим оскорблением Бога и обманом душ человеческих» 92 . Имея пред глазами таких недостойных пастырей греческой церкви, Малороссы должны были переменить то высокое понятие о греках, которое они имели тотчас после унии, когда были им запрещены всякие сношения с греками. Это, например, мы видим из отзывов Лазаря Барановича о греках, которых он часто к себе принимал. «Греки, – писал он однажды из Москвы в Малороссию – и в Москве живут по гречески, т.е. весело» 93 . В другом письме он осуждает Паисия Лигарида, митрополита Газского, за то, что тот потакал какому-то старику малороссу в волокитстве; «что отец митрополит Газский, писал Баранович, будучи сам стариком, старику потакает, то у каждого – свой разум. Приличнее нам, старикам, помышлять о гробе, а не о свадебном весельи; стоило бы этому двоеженцу выколоть то, чем он смотрит; да и другой двоеженец (т.е. Лигарид) не далеко видит, а как слепец слепца водит, то оба в яму и упали» 94 . Даже сами восточные патриархи сознавали, что в Малороссию являются греческие архиереи, люди бесполезные, только распространяющие худую славу о востоке, и Досифей Иерусалимский советовал построже к ним относиться 95 .

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Ternovs...

— Как складываются отношения с представителями других Поместных Церквей, инославными, мусульманами и иудеями? — У всех нас сложились замечательные отношения с иерархами Иерусалимского Патриархата и лично с Блаженнейшим Патриархом Феофилом : мы вместе совершаем богослужения в великие церковные праздники, мы приглашаем Блаженнейшего возглавить все значимые торжества нашей Русской духовной миссии, мы вместе решаем многие серьезные и важные вопросы, касающиеся межцерковных, дипломатических отношений. Также у нас замечательные отношения с иерархами и духовенством Латинского Патриархата Иерусалима, с его главой Архиепископом Пьербаттистом Пиццабаллой, с главой Францисканского ордена, Кустодом Святой Земли Франческо Паттоном и со многими францисканцами лично. Мы поддерживаем с Латинским Патриархатом добрые связи в области культурного обмена, образовательной деятельности, всегда в качестве почетных гостей участвуем в торжественных актах, посвященных самым главным памятным датам Латинского Патриархата в целом и Францисканского ордена, в частности. Мы дружим с православными румынами — их Иерусалимское подворье располагается совсем недалеко от нашего, поэтому мы бываем у них на праздничных богослужениях. Надо четко отметить, что дружеские отношения со всеми христианами в Святой Земле, независимо от их конфессиональной принадлежности, очень важны — они помогают вместе противостоять тем вызовам, которые подчас здесь готовит христианам государство. Что же касается мусульман и ортодоксальных иудеев, то обычно мы встречаемся на официальных приемах, которые устраивает в честь памятных государственных дат Президент Израиля Реувен Ривлин или мэр Иерусалима Моше Лион, а также во время приемов в дипломатических представительствах различных государств, имеющих свой дипкорпус в Израиле. — Несколько лет назад в сети появилось видео необычного явления в небе над Иерусалимом. Широкой огласки в официальных мировых СМИ событие не получило. Но по Интернету разошлось. Что это — фейк-видео со спецэффектами или реальное чудо Божие?

http://patriarchia.ru/db/text/5702405.ht...

Большая часть предъявленных Досифеем обвинений против Лихудов основывалась или на недоразумении и неточности сведений, полученных Досифеем о Лихудах, или же на неверном представлении вообще о том положении, какое они занимали в Москве. Досифей прежде всего обвинял Лихудов в том, что они захватили имущество умершего иеродиакона грека Мелетия, которое тот будто бы обещал отказать святому Гробу, и что Иоанникий Лихуд ездил торговать на Мелетиевы деньги в Венецию. Действительно ли Мелетий обещал отказать свое имущество святому Гробу, неизвестно, но зато вполне известно то, что Мелетий сам назначил Лихудов своими душеприказчиками и никакого завещания в пользу святого Гроба не оставил. В качестве душеприказчиков Мелетия Лихуды после его смерти составили подробную опись всего его имущества и представили ее куда следует – сумма всего оставшегося равнялась 4305 рублям 30 алтынам и 10 деньгам. Часть этой суммы была израсходована на погребение и обычное поминовение Мелетия, причем Лихуды представили от себя подробную роспись, на что, сколько и когда они истратили при погребении и поминовениях Мелетия. Затем приказная запись 1692 года говорит: «В прошлом во 194 (1686 г., когда умер Мелетий) году по указу блаженныя памяти святейшаго патриарха кир Иоакима на школьное строение богоявленскому архимандриту Никифору дано (из Мелетиевых денег) порознь 2000 рублей, да ему ж в недостаток тех денег 50 рублей (дано)». Значит, почти целая половина оставленных Мелетием денег по особому распоряжению патриарха Иоакима была истрачена на постройку зданий Славяно-греко-латинской Академии, часть их затем пошла на покрытие издержек по погребению и поминовению, часть на покрытие его долгов, так как к Лихудам как к душеприказчикам Мелетия предъявлен был иск со стороны некоего торгового грека Юрия Юрьева, который доказывал, что он участвовал своими деньгами в торговле, производимой умершим Мелетием, и что тот будто бы не успел с ним как следует рассчитаться 132 . При таких условиях трудно становится допустить, чтобы Лихуды, как уверяет Досифей, действительно захватили себе все богатства Мелетиевы и чтобы на Мелетиевы деньги Иоанникий ездил торговать в Венецию, тем более что поездка Иоанникия в Венецию, как хорошо известно, предпринята была им по приказу царя для выполнения царских поручений, а не для торговли.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Обаче-де не имея такого способу чрез кого писать, вельми он, патриарх, оскорбляется, изамышлял-де было и нарочно для оных дел послать в царствующий град архиереев двух или трех, обаче-де и того учинить неможно; понеже-де турки вельми к нему, патриарху, надзирают паче протчих, понеже о протчих патриархах небрегут, кроме Константинопольскаго, и того-де ради Иерусалимский патриарх и пишет к царскому величеству, еже имеет свободу, а ему-де писать никоторыми делы немочно. И того ради просит он, патриарх, ево посла, яко наместника царскаго величества, чтоб сие ево патриаршеские слова все написал к царскому величеству подлинно. К тому же-де и еще слух проносится, которому-де он, патриарх, и верить не хочет: говорят-де в народе, будто царское величество изволяет сына своего сочетать законного брака на сестре цесаря римскаго, и ежели-де сие учинить, конечное-де латинское мудрование в российском государстве возрастет, а благочестие умалится, и вельми-де ему, патриарху, о том удивительно: чего ради царское величество в государстве своем сыну своему не изволит изобрать невесту, или-де мало в Москве благородных честных девиц избранных и благочестивых, и какие-де ради причины сопрящися крайним свойством со иноверными?» Таким образом, даже выдающиеся и верховные греческие иерархи не понимали и не хотели понять благотворного значения и безусловной необходимости для России преобразовательной деятельности Великого Петра. В его стремлении к сближению с образованным Западом, к усвоению результатов западной науки и пересадке ее на русскую почву – в этих лучших стремлениях великого царя они, подобно нашим раскольникам, видели только угрозу русскому Православию, которое будто бы неминуемо должно погибнуть на Руси от сближения с иноверным Западом, ибо иноверный и развращенный Запад неизбежно заразит своими ересями и пороками и православную Русь. Греки лучше хотели бы, чтобы русские вовсе не учились, нежели бы учились у западных народов, им приятнее было бы видеть Россию грубою и невежественною, нежели пресыщенною западною наукою, так как при невежестве русских образованный грек всегда был бы необходим для них и ему всегда принадлежала бы роль руководителя и опекуна русских, что доставляло к тому же и немалые материальные выгоды.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Когда вселенский патриарх Иеремия прибыл в Москву, рассказывает Дионисий, то русские «не пустиша никого от его людей ходити свободно по граду: ни старца, ни мирского, ниже российские люди ходиша к нему. И во едино лето, что живе на Москве, токмо трижды изыдоша от дому и быша в царских палатах: первое убо, егда прииде и виде царя и благослови его; второе же, егда постави патриарха и угостиша его; третие, егда простися и иде восвояси. Но сидячи, и патриарх и сущий с ним архиереи и прочий во едином дому, и ниже они хождаху вне, ниже к ним ходи кто; откуду можаху ведати, что бывает в церкви и что глаголют и что мудрствуют? Сего неведуще бываемая и не глаголаша что». То же самое будто бы было в Москве и с иерусалимским патриархом Феофаном: и он, подобно Иеремии, сидел с своими спутниками в одном доме и никуда не мог выйти, а если «исходиша кто до торгу ради потребы, ходиша за ними и стражи; и паче сего: языка не ведуще, сего ради ниже они бываемая ведаша в российской церкви, того ради ниже они глаголаша что. Подобне и Паисий патриарх и прочий». На вопрос: кто же насадил на Руси неправые и даже еретические церковные чины и обряды, Дионисий отвечает, что это сделал сам дьявол – «обретающе время, обретник злобы диавол посея (на Руси) многая зизания», почему Дионисий, обращаясь к старообрядцам, говорит: «от сатаны, отца и друга вашего и учителя, слышесте и навыкосте сия». Дьявол действовал чрез латинян, у которых русские могли научиться двоеперстию, «ибо латини, говорит Дионисий, знамение креста никогда тремя персты не твориша, ниже творят, но знаменуются токмо двемя персты, и древле и ныне». Точно также и сугубая аллилуия, за которую держатся старообрядцы, заимствована от латинян, так как, говорит Дионисий, в древних православных книгах «дважды аллилуиа глаголати нигде де обретается указано, разве в новых испорченных книгах от суемудрых и неразумных, негли от латинских книг взято, зане латины, известно, дважды глаголют аллилуиа, а трижды никогда глаголют». Если особенности русского дониконовского обряда своим происхождением обязаны еретикам, если эти «терния и волчцы и всякия дикия зизания» насеял у нас в удобное время «обретник злобы диавол», то понятно само собою, что еретического происхождения русские обряды необходимо должны заключать в себе и еретическое учение, нетерпимое в православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010