И далее мы читаем: Мф.18:6 . «а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». Блаженный Иероним Стридонский считал, что борьба за власть среди духовенства за первенство кафедры или первенство достоинства – и есть тот страшный соблазн, который вводит в полное недоумения простых («малых») верующих, когда они видят, что их духовные вожди не могут поделить власть среди народа Божия; и что такие внутренние нестроения в Церкви – наихудшее из дел дьявола. Святой Иероним пишет: «Хотя этот приговор может быть общим против всех тех, которые соблазняют кого-либо, однако этот приговор («повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской». – О.С) может быть понят в применении и к апостолам, которые своим вопросом: “кто – больше в Царстве Небесном” – давали понять (videbantur), что они спорят между собой о достоинстве; и если бы они продолжали пребывать в этом пороке, то могли бы соблазном своим погубить тех, которых призывали к вере, если бы эти, со своей стороны, увидели, что и апостолы состязаются между собой о почестях » 43 . Кто такие «малые сии»? Отвечая на этот вопрос, Евфимий Зигабен пишет: «Соблазном здесь называет бесчестие. Итак, говорит: подобно тому как оказывающие честь таковым (то есть верующим христианам. – О.С.), принимая их ради Меня, удостаиваются великого блаженства, – так и причиняющие им бесчестие, презирая их, понесут тяжкое наказание. Одного из малых сих, то есть малых с виду, простых. Говорит здесь о тех, которые становятся такими, как дети. Говоря же, что лучше ему понести тяжкое наказание здесь, показывает, что в будущем веке он потерпит более тяжкое» 44 . То есть зло, содеянное против любого верующего, есть величайшее зло против самого злодея. В более узком понимании данного стиха малые сии – это дети, о которых блаженный Иероним Стридонский пишет: « Обрати внимание на то, что соблазняющийся мал есть, ибо большие не подвергаются соблазну » 45 . То есть дите, по неопытности, легче соблазняется на что либо, чем человек взрослый. Посему и наказание за преступление против ребенка намного выше, чем наказание за то же преступление против взрослого.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Блаженный Иероним Стридонский пишет: «Итак, и в этом месте Он (Христос. – О.С.) обличает фарисеев и законников в скупости, потому что они заботливо требовали десятины даже незначительных овощей и оставляли без внимания правый суд при разборе дел, милосердие к бедным, сиротам и вдовам и веру в Бога, что имеет весьма великое значение » 372 . Другими словами, то, как они относились к доходу, и то, как исполняли прямые свои обязанности о суде и милости, – это сильно разнилось. Собирая десятины, они обращали внимание даже на незначительные вещи, как бы у нас сказали: считали каждую копейку. Но при этом им не было дела до нужд нищих и бедственного положения вдов и сирот. Сказано: «так говорил тогда Господь Саваоф: производите суд справедливый и оказывайте милость и сострадание каждый брату своему» ( Зах.7:9 ); и еще: «Проклят, кто превратно судит пришельца, сироту и вдову» ( Втор.27:19 ); и еще: «научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову» ( Ис.1:17 ). И далее мы читаем: Мф.23:24 . «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!». Блаженный Иероним, истолковывая эти слова, косвенно обвиняет в грехах древних фарисеев современное ему духовенство. Он пишет: «Я думаю, что верблюд соответственно смыслу настоящего места есть и правый суд, и милосердие, и вера, а комар – это десятины из мяты, аниса и тмина и остальных более дешевых овощей. Вопреки заповеди Господа мы поглощаем и оставляем в небрежении то, что велико, а в незначительном, – в том, что дает нам прибыль, – мы обнаруживаем тщательность и придаем ему значение благочестивого деяния (religionis) » 373 . – Он пишет «мы поглощаем» , «мы обнаруживаем тщательность и придаем ему значение благочестивого деяния» . Таким образом он (Иероним) научает и нас воспринимать библейские обличения не как обращенные к древним нерадивым иудеям, но воспринимать все эти обличения как относящиеся к нашему нерадению. Древний текст не теряет своей актуальности и в наше время. Ибо и у нас есть свои архиереи, старцы, фарисеи и книжники, духовно « слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие ».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Истолковывая слова « но дать сесть у Меня по правую сторону и по левую – не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим », блаженный Иероним пишет: «нужно понимать так: Царство Небесное находится во власти не дающего, а получающего, ибо у Бога нет лицеприятия» 153 . То есть тот, кто отвечает на Божественный призыв согласием, тот и получает предлагаемое ему. И Бог, Который не лицеприятен, поставил всех нас в этом отношении в одинаково равное положение. Следовательно, погибающие в вечном огне народы не смогут сказать, что не слышали Божественного призыва и потому не ответили на него. Грех, как я часто говорю, суицидален, и в нем уже заложены семена саморазрушения личности, следовательно, добровольно идущий путем греха – и есть тот, который сам себе не дал, а правильнее сказать, у самого себе похитил спасение. О чем и свидетельствует святой Иероним словами: «Царство Небесное находится во власти не дающего (то есть Бога. – О.С.) , а получающего (то есть человека. – О.С.) , ибо у Бога нет лицеприятия ». И мы читаем далее: Мф.20:24 . «Услышав [сие, прочие] десять [учеников] вознегодовали на двух братьев». Блаженный Феофилакт пишет: «Когда десять учеников увидели, что двое получили от Христа упрек, то и они стали негодовать и этим обнаружили, что и они стремятся к такой же чести» 154 . То есть многие стремятся в тени чужих грехов скрыть свои собственные грехи. И таким образом обнаруживают и свою собственную порочность, так что бывает, грешник одним видом своим более свидетельствует о своих тайных грехах, чем сотня свидетелей. Сказано: «Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу» ( Тит.1:15–16 ). – То есть нечистый все вокруг себя видит оскверненным и нечистым. Блаженный Иероним, вскрывая причину негодования других апостолов на сыновей Зеведеевых, пишет: «Десять апостолов не стали негодовать на мать сынов Зеведеевых и не относили к дерзости просящей женщины [ее прошения], но на сыновей ее, потому что эти, не зная меры [сил своих], воспламенились неумеренной жаждой [к славе] » 155 . Итак, мы видим, что и избранники Христа были подвержены многим страстям и искушениям, и делом исцеления своих недостатков и духовных недугов они занимались всю свою жизнь. И как последнею епитимию от Бога они приняли и саму свою мученическую кончину. Все, кроме Иоанна Богослова и Иуды, приняли мученическую смерть от язычников и иудеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Отсутствие благоговения пред Богом – духовная смерть. Раши под нечестивыми понимает завоевателей Иудеи, а город – это их столица (Вавилон?). «Однако они [нечестивые. – Г. Ф.] овладели Домом Пресвятого, местом святым, а когда ушли оттуда на свою землю, похвалялись у себя в городе , что такое-то и такое-то содеяли в Доме Вездесущего» 8, 10–13]. Это явно означает халдеев и разорение ими святого Иерусалима в 587 г. до Р. Х. В Вавилоне были похваляемы , но потом «презренны были среди других народов, и о них сказано: «Сего народа как бы и не было». В этом же мире так: «Хотя Он (Бог) не спешит взыскать с нечестивых и тем самым отличить праведных от нечестивых, я знаю, что в конце концов каждый получит должное воздаяние, и тем, кто Его страшится, будет благо» [там же]. Св. Григорий Чудотворец говорит о благоговении: «Величайшее же – благоговейный страх пред Богом, потерявши который, нечестивые не много времени будет пользоваться своей глупостью» 8]. С горечью говорит по поводу слов Екклесиаста блж. Иероним: «Я увидел, что нечестивые умирают с таким мнением и погребаются так, как бы они считались на земле святыми… А происходит это оттого, что никто не осмеливается противоречить грешникам, и что Бог не тотчас воздаёт за беззаконие» 8, 10–13]. Отсюда и упорство в беззаконии. Блж. Иероним приводит нелицеприятный для церкви пример: «Свидетельством этим можем пользоваться против епископов, которые получили власть в церкви, а между тем более соблазняют тех, кого они должны учить и возбуждать на лучшее. Такие после смерти часто восхваляются в церкви и то преемниками, то народом публично провозглашаются блаженными за поступки неодобрительные. Но и это суета… Трудно обвинение на епископа: ибо если он согрешит, то не верят, и если будет обличён, то его не наказывают» [там же]. Однако восхваление нечестивых в городе не навсегда. Екклесиаст видит и конечный результат: А нечестивом не будет добра, и, подобно тени, недолго продержится тот, кто не благоговеет пред Богом. Блж. Иероним отмечает, что в еврейском подлиннике здесь говорится в повелительном наклонении: А нечестивому да не будет добра, и, подобно тени, да не продлит дней тот, кто не благоговеет от лица Божия .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

По-современному это звучало бы так: «Симон Скинхед» и «Матфей Валютчик». Так же и в случае « Симона прокаженного », но Иероним добавляет: «А сам Симон называется также “повинующимся”, он же, по другому толкованию, может называться “миром” (mundus), в доме которого исцелилась Церковь » 494 . Здесь возникает вопрос: причем тут помазание миром и то, что «исцелилась Церковь » ? Как одно связано с другим? Иероним добавляет: «А другой евангелист вместо сосуда драгоценного благовонного масла, – сосуда из мрамора некоторого рода, – указывает на безыскусственный, настоящий, неподдельный нард, чтобы показать веру Церкви и народов языческих» 495 . – Вот и ответ! Ведь Христос Глава Церкви, и когда на Его голову излили «безыскусственный, настоящий, неподдельный нард» , это как бы намек на будущую Церковь из уверовавших язычников – людей простых и безыскусных в своей дикости. «А другой Евангелист»  – это апостол Марк. Сказано: «И когда был Он в Вифании, в доме Симона прокаженного, и возлежал, – пришла женщина с алавастровым сосудом мира из нарда чистого, драгоценного и, разбив сосуд, возлила Ему на голову» ( Мк.14:3 ). Разница между двумя стихами та, что у Марка есть уточнение: «разбив сосуд, возлила Ему на голову» – то есть сосуд «безыскусственный» , что и есть намек на то, что и сама она была не из иудеек, но язычница, обретшая веру в Господа Иисуса Христа как Сына Божия. По поводу женщины « с алавастровым сосудом мира драгоценного » блаженный Иероним делает существенное замечание: «Никто пусть не думает, что одна и та же женщина и та, которая вылила благовонную мазь на голову Его, и та, которая вылила на ноги Его. Действительно, та омывает [Его ноги] слезами и осушает [их] волосами и весьма ясно называется блудницей. А об этой не написано ничего такого. И в самом деле, блудница не могла быть достойна тотчас же помазать главу Господа» 496 . И далее мы читаем: Мф.26:8–9 . «Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата? Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим».

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Но Господь сказал мне: " довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи " . И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен. Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь. Святой Иоанн Златоуст: бесед. 3 против хул. мон. жизни. Святой Иоанн Златоуст: бес. 21 к Ефес. Благо человеку, когда он несет иго в юности своей. Сказал я в сердце моем: " дай, испытаю я тебя весельем, и насладись добром " ; но и это — суета! Святой Иоанн Златоуст: бес. 2 на Иоан. Святой Иоанн Златоуст: бес. 2 на Иоан. Святой Дмитрий Ростовский Летоп. ч. 1, ст. 218. Тычинка — колышек, представляющий собой опору для молодого дерева (прим. ред.) Святой Иоанн Златоуст: бес. 3 прот. хулит. мон. жизни. Блаженный Иероним посл. к Лете Святой Тихон. Бор. наст. род. ст. 188. Святой Иоанн Златоуст: т. V uзд. Бенед. Блаженный Иероним к Лете. Святой Иоанн Златоуст: бес. 21 в Ефес. Ibid. Блаженный Иероним посл. к Лете. Блаженный Августин; Нот. 50 Sup. Ioonn. Святой Амвросий; Serm 2 in ps. 118. Святой Иоанн Златоуст; бес. 9 к Евр. Святой Василий Великий; бес. на 32 Псал. Святой Иоанн Златоуст; бес. 60 на Мат. Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение. Ибо ты говоришь: " я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды " ; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг. В полноте изобилия будет тесно ему; всякая рука обиженного поднимется на него. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне. А желающие обогащаться впадают в искушение и в сеть и во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу; ибо корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Да и все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Помните слово, которое Я сказал вам: раб не больше господина своего. Если Меня гнали, будут гнать и вас; если Мое слово соблюдали, будут соблюдать и ваше. Блаженный Иероним de cusmod. virg. ер. 22. Блаженный Иероним in reg. топ. сар. 19. Святой Иоанн Златоуст тот. LXII ad pop. Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных: неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всем этом не согрешил Иов устами своими. и сказал: наг я вышел из чрева матери моей, наг и возвращусь. Господь дал, Господь и взял; [как угодно было Господу, так и сделалось;] да будет имя Господне благословенно! это есть тень будущего, а тело — во Христе. Спаси [меня], Господи, ибо не стало праведного, ибо нет верных между сынами человеческими. потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их. Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц? ибо много званых, а мало избранных. Так ли вы несмысленны, что, начав духом, теперь оканчиваете плотью? И обонял Господь приятное благоухание, и сказал Господь [Бог] в сердце Своем: не буду больше проклинать землю за человека, потому что помышление сердца человеческого — зло от юности его; и не буду больше поражать всего живущего, как Я сделал: но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. С приходом нечестивого приходит и презрение, а с бесславием — поношение. Для глупого преступное деяние как бы забава, а человеку разумному свойственна мудрость. Ибо так говорит Господь Саваоф: для славы Он послал Меня к народам, грабившим вас, ибо касающийся вас касается зеницы ока Его. Святой Киприан epism. 10 ad confessores. Блаженный Иероним in Esech. с. 13: ira Dei precibus sancmorum frangimur. Святой Иоанн Златоуст serm. de confess. Святой Иоанн Златоуст serm. 1; fer. 59. Филарета, митр. Московского, т. II, стр. 102 (при посещении города Коломны).

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

в. Что к прїидохъ, и не бше человка; звахъ, и не б послшающаг; єда не можетъ рка мо избавити, ил не мог изти; с, запрещенїемъ моимъ пстош море и полож рки псты, и изсхнтъ рыбы ихъ не сщей вод и умртъ жаждею: 2. Почему, когда Я приходил, никого не было, и когда Я звал, никто не отвечал? Разве рука Моя коротка стала для того, чтобы избавлять, или нет силы во Мне, чтобы спасать? Вот, прещением Моим Я иссушаю море, превращаю реки в пустыню; рыбы в них гниют от недостатка воды и умирают от жажды. г. блек небо во тьм и полож аки вретище дежд єг. 3. Я облекаю небеса мраком, и вретище делаю покровом их. Ст. 2–3. Иерусалим, избивавший пророков и побивавший камнями посланных от Господа ( Мф.23:37 ), в самый день посещения его Господом не уразумел того, что служило к миру его ( Лк.19:42 ). Его граждане не узнали Пришедшего свыше и не приняли свидетельства Его ( Ин.3:31–32 ), не узнали Того, о Ком писал Моисей ( Ин.5:46 ). Кто некогда провёл отцов их по дну Чермного моря ( Исх.14 ), разделил воды Иордана ( Нав.3 ), обратил в кровь воду в реках египетских, так что погибла бывшая там рыба ( Исх.7:20–21 ), и навёл трёхдневный мрак на Египет ( Исх.10:21–22 ). Пришествие Господа к народу иудейскому совершилось в лице Отрока Господня, об учительстве и общественном служении которого среди иудеев и говорится далее в ст. 4–9. Относительно заключающегося здесь пророчества блаж. Иероним между прочим пишет: «Иудеи, отделяя эту главу от предыдущих, желают относить её к лицу пр. Исаии, будто он говорит здесь о получении им дара слова от Господа, о поддержании ослабевшего и блуждающего народа и призыве его к спасению, а также о том, что, подобно малым детям, обучающимся в утренние часы, он слышит от Духа Святого то, что должен говорить, и – что он не противоречил велению Его, но на вопрос Господа: кого послю и кто пойдетъ къ людемъ симъ ( Ис.6:8 ), ответил ему: се азъ есмъ, посл м; а за то, что сказал: слышите слово Гдне, кнзи содомстіи: внемлите закон Бжию, люде гоморрстїи ( Ис.1:10 ), он жестоко потерпел, так что подвергся не только словесным оскорблениям, но и побоям. Тем не менее, сознавая повеление Божие, он не устрашился, а по сказанному у Езекииля ( Иез.3:8 ) отразил все нападки их». Это могут говорить, прибавляет блаж. Иероним, те, которые всячески стараются извратить пророчества о Христе и посредством неправильного толкования дать им превратный смысл. Сам блаж. Иероним, как и другие учители и отцы церкви, относят это пророчество к лицу Христа Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010