Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Записки архим. Иеронима Соломенцева. Почему монахи боятся смерти? Записки архим. Иеронима Соломенцева. Почему монахи боятся смерти?   Дневник афонского старца Иеронима: Сего вечера один монах спросил у меня: «Отчего, отче, бывает с нами, что мы иногда тяготимся и скучаем этою жизнию, а умирать все-таки не хочется и даже боимся смерти?»   Я сказал ему: «А сам ты об этом как рассуждаешь?» Он отвечал: «Я думаю, что по любви к телу мы не хотим умирать». Я отвечал ему, что думаю иначе.   Недавно я, бывши в больнице и увидев там старца Александра слепого, спросил у него: «Вот, отец Александр, ты уже давно лишился зрения и, должно быть, очень скучаешь жизнию на земле, может быть, и желаешь умереть и просишь о том Бога?» Он ответил мне так: «Ах, отче, прости, я не прошу смерти, не хочу умирать, боюсь». «Чего же ты боишься?» — сказал я ему. «Как же не бояться? Вот тут меня клопы кусают, и то мне показывается мучительно, а там, на том свете, может, будут кусать меня клопы-то не такие, а гораздо более этих. Так вот, батюшка, отчего я не хочу просить смерти. Как здесь ни тяжко, а все-таки лучше, нежели в аду, а если бы я знал, что на том свете будет лучше здешнего, то сейчас готов бы умереть», — отвечал отец Александр.   «Итак, поэтому не смерть причиною нашего страха, а неизвестность судьбы за гробом», — сказал я вопросившему меня монаху, который предложил мне еще один вопрос такой: полезно ли будет заблаговременно домогаться получить извещение от Бога о надежде спасения? Я отвечал ему на это, нужно просить получить это извещение, иначе душу объемлет великий трепет в момент исхода. Да удостоит вас этого извещения Господь! Комментарии Всего комментариев: 22 2017/09/19, 17:27:24 Евангелие от Марка 9 - 23: Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. 2017/09/19, 17:25:30 Умирать не хочется тем, кому и так хорошо в земной жизни... А если земная жизнь невыносима, то смерть кажется избавлением от всех страданий и выходом из тупика...

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=31&iid=2...

Закрыть itemscope itemtype="" > Куда ведёт отец Дорофей (Дбар)? О ситуации вокруг Ново-Афонского монастыря 15.01.2021 4408 Время на чтение 10 минут От редакции : Мы получили этот текст с припиской: «Уважаемая редакция, прошу Вас опубликовать эту статью на Вашем сайте. В силу определённых обстоятельств, вынужден скрыть своё авторство. Для православных христиан Абхазии, публикация этой статьи крайне необходима. С уважением Автор». Прекрасно понимая ситуацию в Абхазии, где все друг друга знают, и зная из других источников о тяжёлой церковной ситуации в Абхазии, мы решили опубликовать этот текст, хотя и не имеем обыкновения ставить анонимные тексты. Но тут ситуация иная. У многих православных христиан во всем мире слова «Афон», «Святая гора» вызывают самые благоговейные и трепетные чувства. Редкие из жителей бывшего Советского Союза имели возможность соприкоснуться с этой величайшей святыней Вселенского православия. Но очень многие наши соотечественники, бывая на Кавказе, могли посетить Ново-Афонский монастырь – детище Русского Свято-Пантелеимонова Афонского монастыря, плод благословения и молитв старцев иеросхимонаха Иеронима (Соломенцева) и схиархимандрита Макария (Сушкина) и трудов их духовного сына – схиархимандрита Иерона (Носова-Васильева) с братией. В советский период монастырь не действовал, его корпуса населяли местные жители и приезжие отдыхающие. Но, даже, когда обитель находилась в состоянии запустения, духовная красота и величие этой святыни чувствовалась всеми, кто там побывал. И в наши дни Ново-Афонский монастырь принимает многочисленных туристов, в основном из России. Строился этот монастырь на пожертвования Русского Свято-Пантелеимонова монастыря и граждан Царской России, и ныне свое благосостояние он поддерживает за счет многочисленных групп русских туристов, которые ежедневно в количестве нескольких десятков автобусов приезжают с курортов Краснодарского края. Только вот, беда, почти никто из этих людей, оставляющих здесь свои пожертвования и поминовения, вряд ли догадывается, что монастырь этот находится в руках раскольников, запрещенных в служении, прервавших свое общение с Русской Православной Церковью, где они получили духовное образование и были рукоположены в священный сан.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/15/ku...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРИСТОКЛИЙ АФОНСКИЙ (Амвросиев Алексей Алексеевич; 1846, Оренбург - 24.08.1918, Москва), иеросхим, прп. (пам. 24 авг. и в Соборе Московских святых). Из мещан, был женат, жена умерла в 1876 г. В этом же году Амвросиев прибыл на Афон и поступил в Пантелеимона вмч. рус. мон-рь под духовное руководство игум. схиархим. Макария (Сушкина) и старца-духовника иеросхим. Иеронима (Соломенцева) . 11 марта 1880 г. пострижен в мантию с именем в честь сщмч. Аристоклия Саламинского, 2 дек. 1884 г. рукоположен во иеродиакона, 12 дек.- во иеромонаха, 12 февр. 1886 г. пострижен в схиму с тем же именем. Трудился в иконной мастерской. В 1887 г. направлен в Москву для исполнения послушания доверенного Пантелеимонова мон-ря на Афонском подворье (ул. Б. Полянка, д. 38). 19 дек. 1889 г. награжден набедренником. В 1891-1894 гг. настоятель часовни во имя вмч. Пантелеимона на Никольской ул. В часовню на молебны Божией Матери и вмч. Пантелеимону стекалось множество людей со всей России. По благословению, данному ранее свт. Филаретом (Дроздовым) , А. А. приезжал с афонскими святынями в дома больных и служил молебны, после чего происходили чудесные исцеления. А. А. способствовал развитию книгоиздательской деятельности подворья, рассылке правосл. лит-ры. А. А. совершал богослужения в Богоявленском, Златоустовом, Алексиевском и Чудовом мон-рях , храмах Успения Божией Матери в Казачьей слободе, св. Григория Неокесарийского и др.; принимал участие в жизни Казанского Головинского жен. мон-ря Московского у., где на средства благотворительницы Афонского подворья А. А. Смирновой был построен больничный корпус с храмом. Среди наиболее значимых пожертвований на Пантелеимонов мон-рь, собранных за 1-ю пол. 90-х гг., следует отметить колокол в 818 пудов, доставленный в афонскую обитель 31 мая 1894 г. В мае 1893 г. А. А. был награжден наперсным крестом от Святейшего Синода. В 1895 г. А. А. вернулся на Афон и 20 дек. на большом соборе в Пантелеимоновом мон-ре был избран одним из казначеев. 15 апр. следующего года А. А. был отправлен в Москву в составе депутации от мон-ря для поздравления мч. имп. Николая II с коронацией и для проведения ревизии Пантелеимоновской часовни, после чего вернулся на Афон. В нач. 1900-х гг. старец был назначен одним из духовников братии, выполнял также послушания, связанные с приемом именитых гостей обители. В февр. 1896-го, мае 1905-го и мае 1909 г. согласно уставу Пантелеимонова мон-ря назначался кандидатом при выборах наместника игуменам Андрею, Нифонту и Мисаилу, но избран не был.

http://pravenc.ru/text/75994.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Иероним (Соломенцев). Привычка есть вторая природа Иероним (Соломенцев). Привычка есть вторая природа   Публикуем дневники афонского старца Иеронима. Известный духовник русского монастыря рассуждает о том, как победить страсть. Замечательные рассуждения о простых вещах, не утратившие своей акутальности и сейчас. Заметим, что в духовной жизни простые вещи понять граздо труднее, чем сложные. Так устроен механизм восприятия человека.  - Афон О страстях и привычках Страсти незаметно примешиваются ко всякому доброму делу. Опытные знают различие браней вблизи предметов, возбуждающих страсти, и вдали от них: иное дело — побеждать страсти в уединении, а иное — в общежитии. Да и в общежитии неравные трудности в борьбе со страстями по причине разных должностей и занятий: иное дело — хранить мирное состояние духа сидящему с рукоделием в келлии, а иное — находящемуся на должности при исправлении разных общих нужд. Для последнего потребен сугубый труд. «Привычка обращается в природу, привычка есть вторая природа» — такая поговорка существует в народном разговоре, она взята из опыта. Все ее произносят, но не все знают ее значение.   Христианину полезно задавать себе вопрос: что такое есть природа и какие ее законы или свойства? Природа имеет законы или свойства неизменяемые, непобедимые. Например, закон дыхания ничем невозможно заменить или сохранить. Долго ли человек может жив быть без дыхания? Также и законы питания, и пития, и сна ничем невозможно заменить. Долго ли человек может без пищи и пития прожить, также и без сна? Зная это, можно верно познать и значение привычки, почему она обращается в природу. Например, если кто привыкает к пьянству, то оно обращается тому в природу неодолимую; так же, как нельзя быть без пищи и пития и без сна, так и привыкшему к пьянству кажется невозможным жить без пьянства.   То же бывает и с другими привычками — например, если кто привыкнет к какой-либо страсти: к блуду, обжорству, гордости, тщеславию или гневу, злоречию, лености, воровству.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=31&iid=2...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 19 дней Иероним (Соломенцев), вспоминаем его 14 (27) ноября и 28 (15) июня Иероним (Соломенцев), вспоминаем его 14 (27) ноября и 28 (15) июня   Память старца Иеронима на Афоне совершается четыре раза в году – в день его преставления ко Господу 14 (27) ноября, в день его тезоименитства 28 (15) июня, а также в так называемые " ктиторские дни " , последующие престольным праздникам обители в честь св. вмч. Пантелеимона и Покрова Пресвятой Богородицы. Кроме того, старцы Иероним (Соломенцев) и Макарий (Сушкин) неизменно поминаются на всех панихидах и заупокойных ектениях, в те дни, когда положено их совершать по уставу.   Память старцев Иеронима и Макария свято чтится русскими святогорцами, наравне с памятью их предшественника и духовного наставника иеросхимонаха Арсения – общего духовника всех русских афонитов. Имена старцев призываются иноками обители в молитвах.Честная глава старца Иеронима хранится вместе с главой старца Макария в особом ковчеге. В дни памяти старцев братия монастыря имеют возможность поклониться и приложиться к их честным мощам.         В 1870-х годах русская жизнь на Афоне начала налаживаться. На Афон возвращается старец Арсений, пустынник, ставший духовной главой афонской братии. Это был истинный монах, молитвенник, перенесший много скорбей. Вокруг него стало собираться русское братство, которое дало православию несколько выдающихся подвижников: иеросхимонах Павел, иеросхимонах Иероним, игумен Макарий, о.о. Виссарион и Варсонофий, инок Парфений, ставший игуменом Гуслицкого монастыря и многих других. Фрагмент из воспоминаний отца Агафодора (Буданова): « Характер у отца Иеронима был серьезный и задумчивый, он никогда не смеялся, не улыбался, не шутил, но и не раздражался, а говорил всегда спокойно, [едва] слышно, без лишних слов и только то, что было необходимо. Был во всем сдержанным, и видно было, что он всегда умственно был чем-либо занят. У него была непрестанная благодатная молитва, он мысленно был с Богом, а потому не был разговорчив и не празднословил. без труда, по благодати, легко удовлетворял всякого и так же примирял враждующих. Если кто сильно ожесточался, то он лишь скажет ему: «Взгляни на меня», — и как только глаза того встречались с его взором, тотчас и проходило ожесточение, и люди примирялись».

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=260...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Монашество (см. также по периодам) ЗАХАРИЯ (Копыстенский; не позже 1585 - 1627), архим. Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря, правосл. полемист, издатель ЗИНОН (XIV в.?), постник, прп. (пам. 30 янв., 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ЗОСИМА (кон. XIV - 1-я пол. XV в.), диак. Троице-Сергиева монастыря, автор повествования о паломничестве в К-поль, на Афон и в Иерусалим, совершенном в 1419-1422 гг. ИАДОР (Ткаченко Иларион Афанасьевич; 1865- после 1938), архим., регент, композитор, автор гармонизаций церковных напевов ИАКИНФ (Питателев Илья Иванович; 1882-1918), прмч. (пам. 17 окт., в Соборе Екатеринбургских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИАКОВ († сер.- 2-я пол. XV в..), прп. Брылеевский, Железноборовский (пам. 11 апр. и 23 янв.- в Соборе Костромских святых) ИГНАТИЙ (Лебедев Александр Александрович; 1884-1938), схиархим., прмч. (пам. 30 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников церкви Русской) ИГНАТИЙ (Бирюков Иван Адрианович; 1865-1932), архим., преподобноисп. (пам. 15 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИГНАТИЙ (Иевлевич), архим. полоцкого Борисоглебского мон-ря, церковный и общественный деятель - см. в ст. Иевлевичи ИГНАТИЙ (Малышев Иван Васильевич; 1811 - 1897), архим., настоятель с.-петербургской Троице-Сергиевой пуст., церковно-общественный деятель ИГНАТИЙ СМОЛЬНЯНИН (2-я пол. XIV в.- после 1404-1405), инок, паломник, книгописец, автор «Хожения...», в к-ром описано путешествие в К-поль ИЕРОН (Васильев Иван Васильевич; 1835 (1829?) - 1912), схиархим., настоятель Новоафонского во имя св. ап. Симона Кананита ИЕРОНИМ (Соломенцов [Соломенцев] Иван Павлович; 1805 (1806?) - 1885), иеросхим., ктитор и духовник Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне

http://pravenc.ru/rubrics/121670_9.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 16 дней Афонский старец иеросхим. Иероним (Соломенцев) и Константин Леонтьев     Афонский старец иеросхим. Иероним (Соломенцев) и Константин Леонтьев           ЧАСТЬ I К вопросу духовного преемства       Имя русского афонского старца, первого духовного наставника Константина Леонтьева, должно быть знакомо всем, читавшим леонтьевские статьи, воспоминания и письма. Влияние на него отца Иеронима, жизнь под его духовным руководством в 1871—1872 годах на Святой Горе, в Русском Пантелеимоновом монастыре, определило дальнейшую судьбу Леонтьева и окончательно сформировало его мировоззрение — мировоззрение христианина, верного чада Православной Церкви, для которого главное — это спасение своей души, и вместе с тем патриота, заботящегося об укреплении и процветании своей Родины. Только твердо стоя на церковной почве, можно правильно понять и оценить мысли и идеалы Константина Леонтьева. Их ценность заключается, прежде всего, в том, что они основаны на евангельском учении и выверены по святоотеческому наследию и церковным правилам.   Для исследователей русского Афона и биографов отца Иеронима важен сам дух леонтьевских сочинений. Они — и создававшиеся на Афоне, и самые поздние — пронизаны афонским духом, пропитаны той атмосферой древнего византийского церковного Православия, в которой жили афонские монахи, жил отец Иероним, в которой возрастали его духовные преемники. Нам также важно увидеть их рядом — наставника и ученика. В наше время имя отца Иеронима в России, да и на Афоне, вспоминается гораздо реже, чем во времена Леонтьева. Поэтому так важны живые леонтьевские свидетельства о своем «величественном, весьма суровом и обожаемом» наставнике, оценка его личности, содержание его бесед и наставлений. В последнее время все больше возрастает интерес к обеим выдающимся личностям — к старцу и послушающему его слово. Собираются и переиздаются труды Константина Леонтьева. Собирается по крупицам и публикуется духовное наследие отца Иеронима, материалы к его жизнеописанию, мы начинаем углубленно вникать в его учение.

http://isihazm.ru/1/?id=747

Память старца-иеросхимона Иеронима (Соломенцова) почтили на Афоне Афон, 29 июня 2014 г. Афонский старец Иероним (Соломенцов).      В Русском на Афоне Свято-Пантелеимоновом монастыре 27 июня, в канун дня памяти преп. Иеронима Стридонского, почтили приснопамятного иеросхимонаха Иеронима (Соломенцева, 1802-1885), духовного руководителя и старца всех русских святогорцев, сообщает сайт " Русский Афон " . Этот день является днем тезоименитства почившего афонского старца. По сложившейся сразу же после его смерти традиции, русская святогорская обитель ежегодно в этот день, как и вдень блаженной его кончины, совершает панихиду, поминая и всех его сродников. Вот и на этот раз на исходе дня, по окончании повечерия, братия Афонского Свято-Пантелеимонова монастыря отслужили панихиду и приложились к честной главе своего духовного отца и заступника. В ночь с 27 на 28 июня, в день тезоименитства старца Иеронима (Соломенцова), в обители была совершена Божественная Литургия в храме в честь препп. Иеронима Стридонского и Герасима Иорданского. Этот храм был создан в 1886 г. по благословению ученика старца, игумена монастыря схиархимандрита Макария (Сушкина) в память о почивших старцах русской святогорской обители: игумене схиархимандрите Герасиме и духовнике иеросхимонахе Иерониме. По окончании литургии в храме была совершена заупокойная лития с освящением колива. Мощи старца Иеронима покоятся в особой усопохранительнице вместе с честными останками игуменов и почитаемых старцев русской святогорской обители. Костница Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря.      Старец Иероним (Соломенцов) на протяжении более 100 лет является один из самых почитаемых в обители русских святогорских подвижников и наставников. Память о нем бережно и благоговейно передается здесь от поколения к поколению. На данный момент собираются материалы для возможной его канонизации. В готовящейся к изданию 25-ти томной серии «Русский Афон XIX-XX веков» девятый том будет целиком посвящен старцу Иерониму: пространное жизнеописание, его дневниковые записи, письма, наставления, архивные документы и прочее.

http://pravoslavie.ru/71828.html

Святая гора Афон – обитель мира и христианской любви, куда стремятся хоть раз в жизни попасть верующие со всего мира. Но люди страстны, и даже в истории этого святого места есть черные страницы. Еще сравнительно недавно, в XIX веке, Пантелеимонов монастырь, «Руссик», был местом сильнейшей распри между русскими и греками. Как случилось, что обитель, которую восстановили совместными усилиями два народа, стала камнем преткновения между ними? Почему русских нелепо подозревали в желании подчинить себе всю Святую Гору? Благодаря чьим усилиям разрешилась эта смута, и какой дала урок всем нам? Отцы Иероним и Макарий      Восстановление Русского монастыря и возвращение в него русских Пантелеимонов монастырь в конце XVIII века пришел в такое сильное запустение, что его хотели исключить из числа афонских обителей. К тому времени все русские монахи вовсе покинули его. В 1803 году патриарх Каллиник выпустил сиггилион о восстановлении монастыря на берегу, на месте келлии Вознесения, и назначил игуменом старца Савву из соседнего Ксенофского скита. Большими трудами монастырь стал возрождаться, но скоро началось греческое восстание. Были казнены и благотворитель обители Святейший Патриарх Григорий V , и главный ктитор – Скарлат Каллимах. В это же время умер старец Савва, и монастырь вновь оказался в запустении. Когда небольшое греческое братство всё же вернулось в обитель во главе с игуменом Герасимом, стало ясно, что монастырь невозможно будет восстановить без участия русских. Иеросхимонаху Иерониму (Соломенцеву) удалось ввести в монастырь русское братство, долгое время избегать проблем с греками, а также найти жертвователей, чтобы довершить возрождение монастыря. Причины нестроений Хотя Пантелеимонов монастырь был русским, что подтверждали в своих грамотах все Константинопольские патриархи, греки никак не хотели русского игумена и были против избрания отца Макария (Сушкина). В обители начались раздор и шатания. Греки, приступившие к ее восстановлению в 1803 году, считали ее уже своим, а не русским монастырем.

http://pravoslavie.ru/82561.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИЕРОНИМ (Соломенцов [Соломенцев] Иван Павлович; 28.06.1805 (1806?), г. Ст. Оскол (ныне Белгородской обл.) - 14.11.1885, Афон), иеросхим., ктитор и духовник Русского великомученика Пантелеимона монастыря на Афоне(см. ст. Русский Свято-Пантелеимонов монастырь на Святой Горе Афон ). Род. в благочестивой купеческой семье, предки происходили из духовного звания. С детства прислуживал в храме. По свидетельству родственника И. Ф. Соломенцова, с 12 лет отказался от мясной пищи, избегал мирских развлечений. Стремился к монашеству, но ради послушания родителям оставался дома до совершеннолетия, помогая семье в делах по кожевенному заводу и в торговле. Затем 2 года провел дома после ухода в монастырь сестры Евдокии (в постриге Маргарита; 14 сент. 1886), т. к. родители не отпустили в мон-рь детей одновременно. Сестра впосл. стала игуменией Борисовского в честь Тихвинской иконы Божией Матери женского монастыря ; в том же мон-ре умерла их мать (в постриге схим. Еввула). По свидетельству И., после чудесного видения Божией Матери и ап. Иоанна Богослова он исцелился от холеры, получил «дар духовного рассуждения и слова» (Жизнеописание иеросхим. Иеронима//Великая стража. 2001. Кн. 1. С. 29-30, 321-322). Иеросхим. Иероним (Соломенцов). Фотография. 70-е гг. XIX в. Иеросхим. Иероним (Соломенцов). Фотография. 70-е гг. XIX в. С 1831 г. вместе с родственником и другом Н. А. Гончаровым (впосл. схим. Никодим) посещал различные обители, был послушником в Дивногорском в честь Успения Пресв. Богородицы , Знаменском Хотмыжском мон-рях. Друзьям, искавшим строгой монашеской жизни «в пустыне и безмолвии», посоветовали отправиться на Афон. В марте 1834 г. они пришли в Ст. Оскол за документами для заграничной поездки. Во время празднования Пасхи в Толшевском в честь Преображения Господня монастыре Соломенцов заболел и был вынужден там остаться, а Гончаров посетил Троице-Сергиеву лавру и Оптину пуст. Незадолго до отъезда некий воронежский юродивый предсказал Соломенцову: «Приедешь на Афон да свой улей заведешь и будешь рои отпускать», а Гончарову - схиму и скорую кончину.

http://pravenc.ru/text/293706.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009