Пантелеимонов монастырь, по мнению автора письма, является центром монашеской жизни Афона. Он обращает внимание на то, что, несмотря на очень строгий устав, братию объединяет «общее светлое настроение», которое создано двумя подвижниками – архимандритом Макарием (Сушкиным) и духовником монастыря о. Иеронимом (Соломенцевым). Деятельности последних двух лиц и их яркой характеристике посвящена большая часть письма. Архимандрит Макарий вообще занимает особое место в истории русского монашества на Афоне. Будучи первым русским игуменом, получившим этот пост при поддержке русской дипломатии в сложной ситуации противостояния грекам, архим. Макарий был нравственным и духовным лидером русского афонского монашества, которое вынуждено было существовать в очень сложных политических условиях. Главный вывод, сделанный автором письма, заключается в том, что при всех сложных внешнеполитических обстоятельствах и проблемах внутренней жизни Афон остается основой и образцом единства православного мира. В публикации письма П.Б. Мансурова сохранены орфографические особенности подлинника. В квадратных скобках раскрыты сокращен™ подлинника или даны примечай™ автора публикации. Ф. 265. Картон 193. Ед. хр. 12. Л. 44 – 63 об. " Буюк-дере 655 , 5 окт[ября] Милый друг Я получил твое письмо из Гурзуфа, которое меня чрезвычайно обрадовало, как доказательство того, что ты не забыл о моём существовании. Быть может, я бы и не собрался ещё тебе ответить, но, вступаю in medias res 656 , меня побудил к тому твой инцидент с Неклюдовым. Пишу, потому что чувствую некую долю ответственности в нем и не надеясь устранить уже сделанное, желал бы хоть несколько уменьшить тягость остающегося впечатления. Дело в том, что Неклюдов прочитал мне до отправление своё письмо к тебе, которое ты нашел столь обидным, и твой ответ на него; последнее его письмо я отказался прочесть; оно естественно должно быть резким, мне это было бы тяжело и я бы вероятно не решился тебе написать это письмо. Когда Неклюдов мне прочёл своё письмо, я не высказал мнение, что его не следует посылать, несмотря на некоторые места, которых я не помню теперь, но которые меня поразили несколько своею резкостию, – именно в виду общего тона.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иеросхимонах Иероним (Соломенцев) Иеросхимонах Арсений просвещал не только русскую братию, но и греков, болгар, молдаван… Но как же после иеросхимонаха Иеронима не вспомнить возобновителя русского Афона в XIX веке великого русского духовника иеросхимонаха Арсения? Именно он и благословил отца Иеронима, тогда еще отца Иоанникия, возглавить русское братство в Пантелеимоновом монастыре. Подвиги отца Арсения описаны в книге иеромонаха Антония (Торпа) «Жизнеописания афонских подвижников благочестия XIX века» и напоминают нам о великих русских святых – преподобных Сергии и Серафиме: «Потом начали убирать его к погребению. Когда открыли ноги, то увидели ужасное зрелище: у обеих ног от колен вниз почти остались одни голые кости, а плоть совершенно согнила от стояния и многолетних ран; все много удивлялись, на чем он стоял и как он так быстро ходил… И лишилась Святая Гора такого столпа и светильника: он поддерживал и просвещал всю русскую братию 24 года, и не только русских, но и греков, болгар и молдаван. Греки говорили: “Мегалос геронтос Арсениос!” Но что много говорить?! Если все его подвиги, добродетели и случаи подробно описать, то великую книгу надобно писать…» Духовник иеросхимонах Арсений Сегодня память о нем совершенно стерлась в русском народе, и если греческий, да теперь не только греческий народ, но русский и другие православные народы с трепетом произносят имена преподобного Паисия, Иосифа Исихаста и даже их учеников, то великий русский святой попросту забыт. Как фактически забыты и имена русских подвижников благочестия XIX века: архимандрита Макария (Сушкина), духовника иеросхимонаха Павла, иеросхимонаха Виссариона (Толмачева) и его духовного собрата Варсонофия (Вавилова), иеросхимонаха Аникиты (Ширинского-Шихматова) – и XX века: иеросхимонаха Феодосия (Харитонова), иеросхимонаха Никона (Штрандтмана), иеросхимонаха Парфения Карульского и других. «Хочется, чтобы труды многих подвижников благочестия были открыты Русской Церкви и чтобы те из наших соотечественников, кто сегодня известен святой жизнью, святыми подвигами на Афоне, принесли духовные плоды и нам. Для этого я предложил бы, чтобы вопрос о прославлении русских старцев-афонитов был рассмотрен и на данной конференции, и в дальнейшем», – обратился к участникам XXIV Рождественских чтений митрополит Саранский и Мордовский Зиновий.

http://pravoslavie.ru/91106.html

34 Архимандрит Макарий (в миру – Михаил Иванович Сушкин; 1821–1889) – с 1853 г. духовник афонского Пантелеймонова монастыря, с 1868 г. – игумен. Значительно укрепил материальное положение монастыря, способствовал развитию издательской деятельности. См. леонтьевское «Воспоминание об арх. Макарий, игумене русского монастыря св. Пантелеимона на горе Афонской» (Гр. 1889. 192, 193, 196, 207, 211. 243, 246). См. также: Дмитриевский А. Русские на Афоне. Очерк жизни и деятельности арх. Макария (Сушкина). М., 1895. Иеромонах Иероним (в миру – Иван Павлович Соломенцев; 1803– 1883) – духовник обители, проведший на Афоне 45 лет. Отличался властным, сильным характером. 35 Основное сочинение Леонтьева по философии истории «Византией и славянство» писалось летом и осенью 1873 г. и на Афоне и в Константинополе и вышло в свет в «Чтениях в Императорском Обществе истории и древностей российских при Московском университете» (М., 1875. III; отд. изд. – М., 1876). Работа была включена автором в 1-й том сборника «Восток, Россия и славянство» (1885). Леонтьев писал эту работу для MB и даже получил от Каткова значительный аванс. Но, получив заказанные статьи, Катков испугался их резкости и отверг их. Объясняя суть этой самой значительной для него работы, Леонтьев писал о. И. Фуделю в письме от 10 июля 1891 г.: «...это слово «византизм» употреблено мною изо всех статей моих только в одной («Византизм и славянство»); опасаясь (тогда, в 72–73 г.) каких-то туманных и обманчивых либерально-славянских новшеств на старой греко-российской церковной почве, я захотел пояснее указать на то, что даже и помимо сферы личной веры того или другого из нас, православие (греками-византийцами развитое) имеет для России и культурно-государственное значение (просветительное, обособляющее и утверждающее). И только! После этого я нигде ни разу не говорил «византизм» (поищите-ка!), а всегда уже говорил «Православие», «Самодержавие» и т. д., просто и как все». 36 Для этой главы основным является том 5 «Собрания сочинений», в котором помещена главная работа Леонтьева «Византизм и славянство», а также тома 6 и 7. Эти три тома объединены общим заглавием «Восток, Россия и славянство», и из них взята мной большая часть цитат для характеристики общественной философии и философии истории Леонтьева. Для понимания и характеристики учения Леонтьева мной также принята во внимание книга П. Я. Данилевского «Россия и Европа». Для характеристики учения Леонтьева об эстетике жизни основным источником являются два письма к о. И. Фуделю, изданные отдельно под названием « К. Леонтьев о Владимире Соловьеве и эстетике жизни».

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

В 1803 г. Протат Афона просил Константинопольского патриарха Каллиника исключить русскую обитель из числа святогорских, а ее земли продать греческим монастырям. Однако Патриарх предписал Протату неотложно найти опытного духовного старца для возрождения монастыря. В том же году его строителем был назначен иеромонах Савва из Благовещенского скита Ксенофонтского монастыря. Отец Савва перенес Руссик на новое место, ближе к морю, и восстановил в нем общежительный устав. К 1814 г. началось строительство собора вмч. Пантелеимона и др. корпусов. В 1839 г. в обитель, оказавшуюся снова на грани разорения, греки пригласили русских иноков во главе с игуменом Павлом в надежде на помощь из России. С этого времени в монастыре совершались службы на двух языках. В 1840 г. вместо почившего иеросхимонаха Павла, духовником русских монахов стал иеросхимонах Иероним (Соломенцев), при котором русское братство значительно увеличилось, возрос приток паломников и пожертвований из России, особенно с открытием во второй половине XIX в. прямого пароходного сообщения. В 1875 г., после пятилетнего периода греко-русских конфликтов на национальной почве, братия монастыря, состоявшая к тому времени из 400 русских и 180 греков, избрала игуменом русского архимандрита Макария (Сушкина). Во время его игуменства (1875–1889) начался период расцвета монастыря: открывались подворья в Константинополе, Москве, Одессе и др. городах, был основан Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь на Кавказе, еженедельно раздавалось продовольствие, одежда и деньги не только русским монахам отшельникам (сиромахам), число которых составляло около тысячи человек, но всем неимущим афонцам других национальностей, издавались журналы «Душеполезные размышления» (с 1878 г.), «Душеполезный собеседник» (с 1888 г.). Монастырь оказывал помощь церковной утварью, иконами, деньгами российским, сербским, греческим, болгарским монастырям и храмам, духовным учреждениям и учебным заведениям в Константинополе, России, Болгарии, русским духовным миссиям в Иерусалиме, Японии, на Алтае.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АФАНАСИЙ (Степанов Александр; ранее 1771, Москва - 31.12.1844, Свенский мон-рь), иеросхим., Рославльский, Младший. Сын диакона. В 25 лет поступил в Пешношский мон-рь Московской губ. В 1796 г. настоятелем мон-ря иером. Макарием был послан в числе 12 братий для восстановления запустелой Оптиной пуст. , там был пострижен в монашество с именем А. (1796), рукоположен во иеродиакона (1797), во иеромонаха (1802) и назначен духовником обители. желая безмолвной жизни, А. собирался на Афон , но не попал туда и поступил в Белобережскую пуст. , откуда без благословения ушел в Рославльские леса (см. Рославльские подвижники ), через 4 года вернулся и был определен в Свенский мон-рь с запрещением священнослужения за самовольную отлучку. Однако А. не пошел в мон-рь, а в апр. 1807 г. удалился в Якимовичские леса (неподалеку от сельца Якимовского). Поселившись в Свенском мон-ре лишь в 1816 г., инок оставил его 13 июля 1817 г. ради пустынножительства в Якимовичских лесах. А. пользовался большим уважением среди отшельников, под его духовным руководством находились новоначальные иноки братья преподобные Моисей (1811-1821) и Антоний (1816-1820) (Путиловы, впосл. оптинские старцы). В 1821 г. Калужский еп. Филарет (Амфитеатров) пригласил рославльских подвижников устроить скит при Оптиной пуст., большая часть пустынников приняла предложение (в т. ч. братья Путиловы), но А. не согласился на переселение. В 1825 г. начались гонения на рославльских пустынножителей со стороны властей. По указу Рославльского земского суда А. был заключен в острог, отправлен по этапу в Свенский мон-рь, куда прибыл в февр. 1826 г. Послушанием А. в мон-ре была продажа свечей. Орловский еп. Гавриил (Розанов) разрешил ему священнослужение, но по смирению А. священнодействовал только ради принятия Св. таин. А. имел дар умной молитвы, отличался кротостью, смирением и незлобием. В свободное время А. с учениками переписывал переводы творений святых отцов, сделанные прп. Паисием (Величковским) . Лит.: Брянский Свенский мон-рь. М., 1866. С. 93; Жизнеописание настоятеля Малоярославецкого Николаевского мон-ря игум. Антония. М., 1870. С. 10-14, 20, 22; Ювеналий (Половцев), архим. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архим. Моисея. М., 1882. С. 17-20, 26-30, 38-43, 249-250; ЖПодв. Март. С. 139-143; Дубовский С. Пустынники Рославльских лесов//Смоленские ЕВ. 1994. 4. С. 49-61. Игум. Андроник (Трубачёв) Рубрики: Ключевые слова: ИЕРОНИМ (Соломенцов [Соломенцев] Иван Павлович; 1805 (1806?) - 1885), иеросхим., ктитор и духовник Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне

http://pravenc.ru/text/76928.html

За Патриаршим богослужением было оглашено «Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846-1918)». 13 ноября 2004 года святые мощи преподобного Аристоклия были перенесены крестным ходом из Свято-Данилова монастыря на Афонское подворье Москвы. Сейчас мощи преподобного пребывают в храме святого великомученика Никиты на Афонском подворье Москвы.   «Определение о канонизации в лике местночтимых святых преподобного Аристоклия (Амвросиева), старца Московского (1846-1918)»: В поисках смысла жизни человек многократно обращается к Милосердному Господу с мольбой вразумить его и помочь избежать зла, неудержимо переполняющего суетный мир. Но лишь немногим избранным Господом Богом и истинно Его любящим выпадает труд и счастье возлюбить весь страдающий мир как своего ближнего и как себя самого. Направляемый Промыслом Божиим и сознающий свое предназначение, человек свободно и без понуждения уходит в монастырь ради спасения своей души, а вместе с тем для того, чтобы с теплой молитвою и живою верою в Господа Бога просить Его заступничества за всех страждущих. С этими чувствами будущий старец Аристоклий прибыл на Святую Гору Афон и поступил в Свято-Пантелеимонов монастырь. Это было время духовного подъема и расцвета русского монашества на Афоне. Пройдя нелегкий послушнический искус под руководством знаменитых афонских старцев игумена Макария (Сушкова) и иеросхимонаха Иеронима (Соломенцева), он принял великий ангельский образ. Неразрывны узы духовного родства между Святой Афонской Горой и Православной Россией. Войдя в меру возраста духовного, иеросхимонах Аристоклий собором старцев направляется из Удела Божией Матери в Первопрестольный град Москву в качестве настоятеля Афонского подворья, где и воспринял подвиг старчества. Тысячи людей, жаждущих духовного совета, из разных уголков России, самого разнообразного общественного положения, начиная с крестьянина или мещанина и кончая столичным чиновником, устремлялись к старцу, желая видеть живой образ святости, получить ответ на вопрос о том, как спастись.

http://patriarchia.ru/db/text/139378.htm...

282 . Иванов А. И. Литературное наследие Максима Грека . Характеристика, атрибуции, библиография. Л., «Наука», Ленингр. отд-ние, 1969. 248 с. (АН СССР. Ин-т рус. лит. Пушкинский дом). Приводятся сведения о рукописях преподобного Максима Грека об Афоне, в том числе – о неизданных: «Об Афонской горе и тамошних монастырях», с. 195. – «Воспоминания отчасти Святыя Горы Афонския, како наречена бысть Святая Гора и коих дел ради тако прозвася», с. 195–196. – «Сказание о чудотворной иконе Пресвятые Богородицы Иверской», с. 196–197. – «Сказание о монастыре Ватопеде», с. 197. 283 . Иванов Н. Положение Русского монашества на Святой Афонской Горе после Балканской войны. Одесса, 1913. 29 с. 284 . Ивановский Н. И. Проскинитарий Арсения Суханова 1649–1653 гг. Под ред. Н. И. Ивановск ого . СПб., 1889. XIII, 390 с. (ППС, т. 7, вып. 3). Из содерж.: Проскинитарий, с. 1–300. – Статейный список Арсения Суханова , с. 301–326. –Прения с греками, с. 327–359. 285 . Игнатий, инок. Историческое описание Русского святого Славного Пророка Илии скита, что на Афоне. М., 1860. 68 с. 285а. Игнатий, отец. Описание путешествия... в Царьград... – См.: Хитрово В. Н. 2856 . Игнатий Смольнянин, иеродиакон. Хождение... – См.: Арсеньев С. В. 70). 286 . Иероним, иеросхимонах – духовник Русского Пантелеимонова монастыря на Афоне (Иван Павлович Соломенцев). – Русский биографический словарь. (Т. 8). СПб., 1897, с. 169. В конце текста: 3др. 287 . Из Греческого Афонского Евангелия. – ХДА, 1865, 2, рис. 288 . Из истории Афона. – ЦВ, 1913, 32, с. 977–983. 289 . Из келейных записок русского Афонского старца. Изд. 2-е. М., РПМА, 1888. Изд. 5-е. М., РПМА, 1907. 290 . Избрание настоятеля монастыря Святого Пантелеимона. – ЦБ. 1875, 32, с. 14–15. 291 . Избрание нового игумена Русского монастыря на Афоне. – ЖМП, 1975, 10, с. 5. Приведены тексты поздравительных телеграмм от Патриарха Московского и всея Руси Пимена и от митрополита Тульского и Белевского Ювеналия, председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата, игумену Русского монастыря архимандриту Авелю (Македонову) по поводу возведения его Священным Кинотом Афона на игуменскую кафедру 13 июля (30 июня ст. ст.) 1975 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Перемена места не решила проблем. Новая обитель также испытывала трудности, вплоть до того, что в ней практически не осталось насельников. Встал вопрос о том, чтобы исключить русский монастырь из числа святогорских обителей, а для уплаты долгов продать земли другим монастырям Афона. В 1803 году Патриарх Константинопольский Каллиник V издает грамоту о восстановлении общежития в Свято-Пантелеимоновом монастыре. Возродить жизнь в обители предстояло 85-летнему старцу иеромонаху Савве, который специально поехал в Стамбул с целью испросить для этого материальные средства. Ему удалось собрать только частные пожертвования, так как от Патриархии ему ничего не дали. Однако здесь оказал помощь Сам Господь. В этот момент по молитвам к святому Пантелеимону получил исцеление от тяжелого недуга великий драгоман Порты (дипломат с особым статусом. – прим. ред.), валахский князь Скарлат Каллимах. По данному им обету, после выздоровления он стал ктитором Свято-Пантелеимонова монастыря на Афоне. В эти годы, а именно – в 1814 году, при материальной поддержке Каллимаха на территории монастыря строится собор во имя святого Пантелеимона. В 1815 году собор был освящен. Однако в середине XIX века, после кончины старца Саввы и казни турецкими властями Каллимаха, для монастыря вновь наступают тяжелые времена. В один из моментов, в период с 1821 по 1829 годы, монахи даже были вынуждены покинуть обитель и провести девять лет в скитаниях, так как из-за разгоревшейся Греческой революции против турецкого ига территорию монастыря заняли турецкие войска. Только в 1830 году в монастырь возвращаются русские иноки, хотя экономическое состояние обители было, как и прежде, бедственным. Новый этап возрождения монастыря начинается только спустя десятилетие – с 1840 года, когда в него приходит русский инок Иоанникий (Соломенцев) с несколькими другими монахами. Приняв схиму с именем Иероним, он стал возрождать жизнь монастыря, за что впоследствии получил прозвание «духовного возобновителя». Благодаря деятельности отца Иеронима в монастыре начинается духовный и экономический подъем, строятся новые храмы (1846 –святителя Митрофания Воронежского, 1851 – Покрова Пресвятой Богородицы и т.д.). В целом за годы деятельности отца Иеронима в монастыре было построено и восстановлено около 60 храмов, 19 келлий и 8 подворий. К 1850 году в обители святого Пантелеимона находилось уже около 200 монахов, из них 30 были русскими.

http://foma.ru/russkiy-svyato-panteleimo...

Об уникальности организационной структуры Афона говорил председатель Научного совета РАН «Роль религии в истории», доктор исторических наук Александр Назаренко. По его словам, на рубеже I и II тысячелетий Афон стал «удивительным организмом», являвшим «общецерковный авторитет», с которым вынуждена была считаться императорская власть, оказывавшая особое покровительство многонациональной «монашеской республике». «В той мере, в какой современное церковное сознание имеет право, способно и хочет претендовать на византийское наследие, в той мере оно обязано испытывать интерес к истории Афона», - отметил ученый. Настоятель Московского подворья Афонского Пантелеимонова монастыря игумен Никон (Смирнов) сообщил о том, что с благоговением держал в собственных руках главу героя нынешней конференции, которая хранится в ризнице Русика (так называют на Святой горе русский монастырь). О.Никон кратко обрисовал жизненный путь архимандрита Макария, подчеркнув, что современники смотрели на него «как на живого святого». Рассказав о тех трудностях, которые пришлось преодолевать о.Макарию, возрождая Пантелеимонов монастырь, выступавший подчеркнул его особое духовное родство с самым близким сподвижником, старшим другом, духовником русской братии на Афоне иеросхимонахом Иеронимом (Соломенцевым). Деятельности последнего, его особому духовному авторитету на Афоне и соработничеству с о.Макарием было посвящено сообщение и.о. заместителя председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации игумена Петра (Пиголя). О.Петр представил участникам конференции только что изданную книгу Константина Леонтьева, собравшего воспоминания об о.Макарии его современников. Говоря о возрождении Русика, докладчик привел впечатляющие цифры: в 1836 г. , когда в Пантелеимоновом монастыре появился о.Иероним, обитель была в бедственном положении, на грани закрытия, там подвизались всего 11 монахов. Через 45 лет с Божьей помощью и усилиями старцев Иоронима и Макария в монастыре было уже 800 насельников, а сама обитель превратилась в авторитетный духовно-просветительский центр.

http://drevo-info.ru/news/7267.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Куда ведёт отец Дорофей (Дбар)? О ситуации вокруг Ново-Афонского монастыря 15.01.2021 4408 Время на чтение 10 минут От редакции : Мы получили этот текст с припиской: «Уважаемая редакция, прошу Вас опубликовать эту статью на Вашем сайте. В силу определённых обстоятельств, вынужден скрыть своё авторство. Для православных христиан Абхазии, публикация этой статьи крайне необходима. С уважением Автор». Прекрасно понимая ситуацию в Абхазии, где все друг друга знают, и зная из других источников о тяжёлой церковной ситуации в Абхазии, мы решили опубликовать этот текст, хотя и не имеем обыкновения ставить анонимные тексты. Но тут ситуация иная. У многих православных христиан во всем мире слова «Афон», «Святая гора» вызывают самые благоговейные и трепетные чувства. Редкие из жителей бывшего Советского Союза имели возможность соприкоснуться с этой величайшей святыней Вселенского православия. Но очень многие наши соотечественники, бывая на Кавказе, могли посетить Ново-Афонский монастырь – детище Русского Свято-Пантелеимонова Афонского монастыря, плод благословения и молитв старцев иеросхимонаха Иеронима (Соломенцева) и схиархимандрита Макария (Сушкина) и трудов их духовного сына – схиархимандрита Иерона (Носова-Васильева) с братией. В советский период монастырь не действовал, его корпуса населяли местные жители и приезжие отдыхающие. Но, даже, когда обитель находилась в состоянии запустения, духовная красота и величие этой святыни чувствовалась всеми, кто там побывал. И в наши дни Ново-Афонский монастырь принимает многочисленных туристов, в основном из России. Строился этот монастырь на пожертвования Русского Свято-Пантелеимонова монастыря и граждан Царской России, и ныне свое благосостояние он поддерживает за счет многочисленных групп русских туристов, которые ежедневно в количестве нескольких десятков автобусов приезжают с курортов Краснодарского края. Только вот, беда, почти никто из этих людей, оставляющих здесь свои пожертвования и поминовения, вряд ли догадывается, что монастырь этот находится в руках раскольников, запрещенных в служении, прервавших свое общение с Русской Православной Церковью, где они получили духовное образование и были рукоположены в священный сан.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/01/15/ku...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010