В октябре 1840 года перешел в монастырь с несколькими братиями русский монах Иоанникий (Соломенцев) , ближайший ученик духовника всех русских афонцев иеросхимонаха Арсения, живший в пустынной келии пророка Илии около Ставроникитского монастыря. Здесь он принял схиму с именем Иеронима, был рукоположен в иеромонаха, и стал духовником братии после кончины иеросхимонаха Павла. Отца Иеронима называют «духовным возобновителем» Свято-Пантелеимонова монастыря. При нем происходил духовный и экономический подъем монастыря. Будучи духовником монастырской братии при игуменах Герасиме и Макарии, он при этом осуществлял руководство всеми работами по восстановлению монастыря. При нем были постороены новые храмы (в 1846 году – святителя Митрофана Воронежского, в 1851 году – Покрова Пресвятой Богородицы, в 1867 году – святого благоверного князя Александра Невского), больничный корпус (в 1863 году), братский Покровский корпус, корпус в восточной части монастыря и параклисы в них, помещения для хозяйственных служб и мастерских, была расширена и расписана трапезная, устроен иконостас в Покровском соборе, реставрировано здание библиотеки. По его инициативе были основаны иконописная школа, типография, литографическая и фотомастерские. За годы жизни отца Иеронима и игуменства отца Макария построены и восстановлены около 60 принадлежавших монастырю храмов, 19 келлий, 8 подворий. К 1870 году на Старом Руссике построен корпус братских келий с тремя параклисами (в т.ч. с храмом св. Саввы Сербского). 3 июня 1871 заложен соборный храм во имя св. великомученика Пантелеимона (на месте старого храма начала XVII века, от которого к середине XIX века остался лишь фундамент). В 1870 году основан скит Кромица , а в 1882 году – скит Новая Фиваида . В этот же период приобретались, восстанавливались и заселялись обветшавшие греческие келии: Иоанно-Златоустовская, Троицкая, святителя Николая Чудотворца («Белозерка»), Георгиевская, Керассийская, апостола Андрея Первозванного и др. В 1850 году в монастыре находилось уже около 200 монахов, из них 30 человек были русские.

http://drevo-info.ru/articles/13791.html

  Под руководством старца, свидетельствует Леонтьев, «православным он стал очень скоро» с. 590] и был «обращен к самому существенному — к страху греха» [цит. по: 35, с. 17].     Отец Иероним всегда наставлял своих учеников, что, получив первоначальную благодать, они должны приложить усилие, чтобы удержать ее, и тогда уже будут «твердо стоять». Нужно иметь произволение на некий малый труд. Из рассказов самого Леонтьева хорошо видно, с какими усилиями пришлось ему понуждать себя к выполнению монашеских обязанностей: вот отец Иероним, сам усталый, измученный и больной, чуть ли не силой прогоняет Константина Николаевича из келлии в храм на всенощное бдение; вот он доведен постом до крайнего изнеможения; вот не может встать на правило, но духовник советует ему начать хотя бы «с досадой и тоской» — и молитва приходит; вот он не получил благословение на чтение столь интересной для него книги — и книгу приходится отложить, вот он задержался вечером в соседней келлии поговорить, поспорить, но «старый батюшка» (так в монастыре все называли отца Иеронима) стучит в дверь, предлагая разойтись… Начинают приходить к Константину Николаевичу и тонкие монашеские искушения: гордость подвижническая, воображение, что, дескать, «я уже безукоризнен, что я почти святой» с. 445].     Так Леонтьеву «волей и неволей пришлось стать высоким подвижником духовным и телесным» с. 347]. Он понял, что «это состояние почти несносного ежеминутного понуждения — оно-то и есть настоящее монашество, то есть добровольное хроническое мученичество во славу Божию» [Там же]. Пройдя первые искушения и получив от Бога первые благодатные утешения за подвиг, он «понял важность» «всего того формализма, который в хорошем монашестве неизбежен и в высшей степени плодотворен для духа, ибо он-то, дающий так мало простора индивидуальным расположениям, даже нередко хорошим, может быть, более всего другого упражняет волю инока ежечасными понуждениями и смиряет его своенравие, заставляя иногда даже и движениям любви и милосердия предпочесть послушание начальству и уставу» с. 575—576]. «Форма есть деспотизм внутренней идеи, не дающий материи разбегаться», — вскоре напишет Леонтьев в своем главном труде «Византизм и славянство» с. 129].

http://isihazm.ru/1/?id=747

Этот древний, известный с XII века монастырь давно уже перешел во владение к грекам. В начале XIX века монастырь испытал такой упадок, что протат (святогорское монашеское соборное управление) хотел продать его за долги. Маленькое греческое братство, среди которого не было ни одного русского монаха, во главе с пожилым игуменом Герасимом испытывало бедствия, голод, насмешки от афонцев за то, что несколько лет подряд не могли отпраздновать свой главный праздник (панигир), день памяти святого великомученика Пантелеимона.   Утешали себя пантелеимоновские греки известным святогорским пророчеством: «Бог не оставит сию обитель, но воздвигнет такого мужа, который ее возродит». Этим долгожданным мужем и стал русский монах Иоанникий (Соломенцов). После слезных просьб пантелеимоновских греков о помощи в восстановлении монастыря, напутствуемый пророческими словами своего старца: «Иди в Русскую обитель: Господь там хощет сотворить нечто дивное», он вселился в 1840 году в Пантелеимонов монастырь, был рукоположен во священный сан, пострижен в великую схиму с именем Иероним и назначен духовником обители.   Почти полвека прожил он в Русике в неустанных трудах, прославившись как возобновитель русского афонского монашества, как ктитор — возобновитель и строитель Пантелеимонова монастыря, как известный многими благодатными дарованиями богомудрый, прозорливый старец-духовник. Иеросхимонах Иероним, став первым помощником греку-игумену, так мудро повел монастырские дела, что постепенно нашел средства выплатить огромные долги обители, полностью восстановить и отстроить ее жилые и хозяйственные корпуса, благоукрасить храмы. Насельников в монастыре становилось все больше и больше, и в конце жизни отца Иеронима в обители собралось до 1000 человек. Братия состояла в основном из русских и греков, были и сербы, и болгары, и молдаване… Монастырь, как и все святогорские обители, жил, по свидетельству Леонтьева, «своей особой, не греческой и не русской, а православной жизнью» с. 59].   Русский консул в Солуни (ныне Салоники) Константин Николаевич Леонтьев впервые приехал в Пантелеимонов монастырь в 1871 году. Обстоятельства приезда хорошо известны с его слов. Летом 1871 года он тяжело заболел, испугался смерти и взмолился, обращаясь к иконе Божией Матери, висевшей на стене, об исцелении, пообещав постричься в монахи на Афоне. И с ним произошло явное чудо — он выздоровел через несколько часов. Потрясенный и перерожденный действием благодати Божией, столь явственно ощутимой, он отправился на Афон, в Пантелеимонов монастырь. Там Константин Николаевич провел больше года, «изучая», по его свидетельству, «монашескую жизнь и испытывая себя», там он «вступил навеки в духовную связь с монашеством» с. 102, 591].

http://isihazm.ru/1/?id=747

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Православная Церковь. Синодальный период (1700 - 1917 гг.) ИЕРОНИМ (Соломенцов [Соломенцев] Иван Павлович; 1805 (1806?) - 1885), иеросхим., ктитор и духовник Русского вмч. Пантелеимона мон-ря на Афоне ИЕРОНИМ (Фармаковский [Формаковский] Иван (?) Степанович; ок. 1735 - 1783), еп. Владимирский и Суздальский ИЕРОНИМ (Экземплярский Илья Тихонович; 1836 - 1905), архиеп. Варшавский и Привислинский, церковный писатель ИЗРАИЛЕВ [Налётов] Аристарх Александрович (1817 - 1901), прот., историк, исследователь церковных колоколов, педагог и акустик-любитель ИЛАРИОН (Григорович; 1696 - 1760), еп. Крутицкий (Сарский и Подонский), свт. (пам. 11 сент.- в Соборе Святогорских святых; 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИЛАРИОН (Здобин Иаков Михайлович; 1766 (1765) - 1841), иером., братский духовник, подвижник Саровской в честь Успения Пресв. Богородицы пуст. ИЛАРИОН (Кириллов Иван Андреевич; 1776 - 1851), архим., настоятель Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы и тихвинского Большего в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей, духовный писатель ИННОКЕНТИЙ (Вениаминов Иван Евсеевич; 1797 - 1879), митрополит Московский и Коломенский, миссионер, святитель (пам. 31 марта, 23 сент., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 5 окт.- в Соборе Московских святителей, в Соборе Санкт-Петербургских святых и в Соборе Радонежских святых) ИННОКЕНТИЙ (Фигуровский Иван Аполлонович; 1863 - 1931), митр. Пекинский и Китайский, духовный писатель, синолог ИОАНН (Соколов Владимир Сергеевич; 1818-1869), еп. Смоленский и Дорогобужский (с 1866), богослов, канонист ИОАННИКИЙ (Руднев Иван Максимович; 1826-1900), митр. Киевский и Галицкий, свт. (пам. 30 авг. и 22 сент. в Соборе Тульских святых) ИОАННИКИЙ (Никифорович-Полонский (Беркут) Николай (по др. сведениям, Иван); 1742-1819), архиеп. Подольский и Брацлавский ИОАННИТЫ 1) движение в Русской Церкви, связанное с почитанием прот. св. Иоанна Кронштадтского (Сергиева); 2) секта, схожая с сектой хлыстов, исповедовавшая учение о божественном достоинстве Иоанна Кронштадтского (они же киселёвцы) ИОАСАФ (Горленко Иоаким Андреевич; 1705 - 1754), свт. (пам. 4 сент., 10 дек., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, 19 июля - в Соборе Курских святых), еп. Белгородский и Обоянский

http://pravenc.ru/rubrics/121790_16.html

277 Христианин, избравший монашеский путь, по церковным канонам должен пройти трехлетний искус в монастыре, в продолжение которого он является послушником и выполняет возложенные на него работы и молитвенное правило. Послушник, посвященный в рясу, т.е. получивший с установленными молитвами часть иноческого одеяния – рясу и камилавку, называется рясофорным. Собственно иночество разделяется на две степени: малый ангельский образ (малая схима) или мантия, и великий ангельский образ или схима. При постриге в мантию монах произносит три обета: целомудрия, нестяжания (отказ от любой собственности) и послушания (полное подчинение игумену и следование правилам монастырского устава). В знак полного изменения своей жизни человек получает новое имя. Те же обеты повторяются в несколько измененной форме и при постриге в великую схиму, соединенную с дополнительными строгими обетами безмолвия и затворничества. В афонских монастырях наряду с вышеописанной практикой существует пострижение рясофорных, которые считаются на Афоне уже полноценными монахами, или даже послушников сразу в великую схиму. См.: Настольная книга. 2001, Т. 4. С. 357–365; Святогорский устав. 278 Духовник [монастыря] – иеромонах или священник, принимающий таинство исповеди у братии монастыря. Духовником русской братии Пантелеимоноаа монастыря в 1840–1885 гг. был иеросхимонах Иероним (Соломенцев Иоанн Павлович, 1805–1885), наставник и сподвижник игумена схиархимандрита Макария (Сушкина). Отец Иероним получил известность на всем Афоне и за его пределами как выдающийся духовный наставник (см.: Ковалевский А.Ф. Иеросхимонах Иероним, духовник русского на Афонской горе Пантелеимонова монастыря. М., 1887; Великая стража). 281 В печатном издании Дневника после этих слов следует: «…(власяницу). Власяница, как я узнал, составляет самую необходимую одежду во время путешествия по горе, так как она предохраняет во время частых переездов по горным кряжам и ущельям от пронзительного ветра, называемого здесь «опоем», и от въедающейся в кости сырости». (Дневник студента. С. 71).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

    И если раньше все восточное, византийское вызывало в нем лишь эстетические чувства и практический интерес дипломата, то теперь древняя византийская церковность, греко-российское православие вошло в его душу и сердце личной верой, страхом Божиим, молитвенной памятью о Боге, а в плоть и кровь — участием в святых таинствах, церковной жизнью. Он научился понимать и любить «всю совокупность внешнего церковного культа», «вещественные явления внешнего богопочитания», в которых (а не в одной отвлеченной морали) воплощаются «таинственные, духовные начала христианства» с. 459—460]. Человеком, «желающим блага Церкви», в одном разговоре назвал отец Иероним Константина Николаевича. Это благо Леонтьев видит в сохранении «сурового, не либерального, старого православия» с. 670], святоотеческого «правильного богословия» с. 692], в «строжайшем охранении православной дисциплины» с. 668], покорности «мистически освященной иерархии» [Там же, с. 638], почитании монашества.     Как известно, до конца жизни Леонтьев разрабатывал темы монашества как «высокого цвета христианства» с. 186], которое призвано выразить его «высший идеал»: «святость, отречение, аскетизм, самоотвержение о Христе» с. 637]; соотношения страха Божия и любви к людям, аскетизма и милосердия в христианстве; подвижничества монахов и мирян. Леонтьева не смущало ни отсутствие большого сочувствия со стороны его литературных соратников, ни нападки со стороны духовных оппонентов.   Ведь и старец Иероним так всегда поучал:   «Уступчивость там, где не следует, показывает только слабость духа, недостаток мужества и не полную емлемость за закон Божий, а смешанную с желанием частию угодить и миру, что невозможно. Нужно отстранить от себя малодушие и вредное человекоугодие и возвыситься духом над всем мелочным и грязными расчетами мира» с. 798—799].   Выше мы заметили, что сама вековая атмосфера монастыря воспитывала, назидала, давала простор для «монашеского художества» и духовного творчества. Тем более что время, когда Леонтьев пребывал в монастыре, было чрезвычайно сложным, способствующим плодотворным размышлениям и важным заметкам.

http://isihazm.ru/1/?id=747

Вернуться 102 Св. Антоний Великий (ок. 250–356) – отшельник, основатель восточного монашества. Подвизался в Фиваиде, египетской пустыне Вернуться 103 Иисусова молитва («Господи, Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя, грешного») наряду с чтением Псалтыри почитается у иноков верным средством борьбы с демонами. Вернуться 104 Имеется в виду следующее издание: «Рассказ святогорца, схимонаха Селевкия, о строе жизни и о странствовании по святым местам: Русским, Палестинским и Афонским; с присовокуплением: 1) подробного описания службы на 1 октября в Руссике и 2) краткого сказания о некоторых старцах а) усопших и б) ныне подвизающихся с Божией помощью, в Русском монастыре на Святой Афонской Горе» (Спб. 1860). Вернуться 105 Архимандрит Макарий (в миру – Михаил Иванович Сушкин, в схиме – Макарий, 1821–1889) – с 1853 года духовник обители, с 1868-го – игумен. Значительно укрепил материальное положение монастыря, устроил много его подворий в России и других странах. При о. Макарии в Пантелеймоновом монастыре процветала издательская деятельность: было выпущено большое количество книг, брошюр и печатных листов, начато издание журнала «Душеполезный собеседник». Вернуться 106 Духовник обители о. Иероним (в миру – Иоанн Павлович Соломенцев, в монашестве Иоанникий, в схиме Иероним, 1803–1883). Происходил из благочестивой семьи – 15 человек из его родственников были в монашестве. О. Иероним провел на Афоне 45 лет, трудился над обновлением обители, широко продолжал ее издательские традиции, много сделал для примирения враждовавших в монастыре партий греков и русских. Отличался властным, сильным характером. Вернуться 107 Русский писатель, критик и публицист Константин Николаевич Леонтьев (1831–1891) после тяжелой болезни и происшедшего с ним в 1871 году духовного перелома три года провел на Афоне. Его духовными руководителями были старцы о. Иероним и о. Макарий. Леонтьев просил их постричь его в монахи, но они отклонили эту просьбу, считая его неготовым к иноческой жизни. В 1891 году, за несколько месяцев до смерти, Леонтьев принял тайный постриг с именем Климента в Оптиной Пустыни.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Узник подумал, что это неудачная, горькая шутка, но решил попробовать и произнёс про себя эти заветные слова. Тут же появилась стража и освободила его от кандалов. Купец поспешил уйти из этого странного города, удивляясь происшедшему. Выбежав за ворота, он снова увидел того самого старика, который помог ему освободиться. — Дедушка, скажи мне, — обратился к нему купец, — в чём секрет этого странного города? — Этот город не простой, — ответил старик, — потому что в нём становятся узниками и освобождаются от уз, только лишь подумав об этом. Ты потому и спасся, что поверил моим словам. А те, кто не верит мне, остаются узниками этого города, и я уже ничем не могу им помочь. 2017/07/12, 12:21:33 На Тебя уповаю, Господи! Прости нас грешных ислабых! Извести нас, Господи! р.Б.наталья 2017/07/12, 08:55:17 Если монахи боятся смерти,то что нам мирянам грешным делать? 2017/07/12, 06:34:55 Это самый насущный вопрос о смерти,кажется,что это будет с кем,то ,но не со мной. Будем просить получить это извещение от Бога о надежде спасения Батюшка .Иероним моли Бога о нас. 2017/07/11, 23:15:47 Слава Богу что ролик с Папой Гавриилом убрали.... Батюшка, бес и не то в сети сделать может, и не такое еще искушение устроить... Спаси Господи за ролик Вадим П. 2017/07/11, 20:48:58 Отче Иероним, молите бога о нас грешных. 2017/07/11, 15:37:34 Здравствуйте! Евангелие от Иоанна 11, 25: " Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет. " . В Евангелии описано 3 случая воскрешения Иисусом Христом мертвых: сына наинской вдовы, дочери Иаира и Лазаря, который был мертв уже 4 дня... :-) Добавить комментарий: Подписка на новости и обновления При копировании или цитировании текста и фотографий необходимо давать активную ссылку http://www.isihazm.ru (В связи с вопросами наших читателей оповещаем, что Монах Симеон Афонский ни в интернете, ни в каких сайтах участие не принимает. Он пребывает в затворе, не принимает посетителей, не имеет страниц в соц.сетях. С Богом!) Монастырь Дивеево

http://isihazm.ru/?id=384&sid=31&iid=261...

1024 . Афонская святыня в Москве. М. 1997. 79, ил. 1025 . Афонские современные подвижники. М. 1880. 40; 1883. 32; 1891; 1900. 40; СПб. 1876. 40. Подвижники Святой Горы. Иеромонах Арсений. М. 1904. 39. М. 1996. 1026 . Большаков С. Н. Иеросхимонах Иероним, возобновитесь русского монашества на Афоне в XIX веке//ВРЗПЭ 1963. 41. 52–62. пер.: Hieromonk Ieronim Solomentsev of Mount Athos//ВРЗПЭ 1963. 41. 7–16. [Иероним (Иоанн-Иоанникий Соломенцев), иеросхимонах (1803–1885)]. 1027 . Варсонофий, еп. Афон в жизни Русской Православной Церкви в XIX-haчaлe XX в. Саранск 1995. 176. 1028 . [Воинов Н.] Русского на Афоне Пантелеймоновского монастыря иеромонах Арсений. Биографический очерк, посвящаемый почитателям памяти почившего мужа. С приложением слова и речи, сказанных при его погребении//ДЧ 1881. 2. Сент. 414–437; 3. 49–64. изд.: М. 1881. 40. 4 М. 1899. 38. 1029 . Горский А. В. О сношениях Русской Церкви со Святогорскими обителями до XVIII столетия//Приб. к изд. творений св. отцов в рус. переводе. М. 1848. 6. 1030 . Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. Очерк жизни и деятельности игумена Русского Пантелеймоновского монастыря Священноархимандрита Макария (Сушкина)//Странник. 1892. 1. 291–299, 508–531, 680–701; 2. 82–106, 266–296, 481–502; 3. 75–96, 295–316, 506–518; 1893. 1. 418–433; 2. 64–94; 1894. 2. 298–323, 501–520; 3. 93–120, 304–320, 490–508; 1895. 1. 112–123, 342–355 изд.: СПб. 1895. 422, IV. 1031 . Дмитриевский А. А. Русский самородок на св. Афонской горе. Незабвенной памяти схимонаха Матфея, библиотекаря Русского Пантелеймонова монастыря. СПб. 1912. 2, 20. [Отд. оттиск из Сообщ. Правосл. Палест. Об-ва. 1912. 1]. 1032 . Зайцев Б. К. Афон. Париж 1928. 1033 . Записки о жизни и подвигах в Бозе почившего старца игумена иеросхимонаха Виссариона [Толмачева] и сотрудника его иеросхимонаха Варсонофия [Вавилова], основателей Русского Свято-Андреевского общежительного скита на св. горе Афонской, с воспоминанием и о других сподвижниках их. Одесса 1884. 51. 2 1889. 76. [С расшир. титулом].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Болгары просили константинопольского патриарха-грека дать им автокефалию и славянское богослужение. Патриархия ответила отказом, и тогда болгарская церковь самовольно откололась от греческой. Леонтьев готов был признать, что греки были во многом не правы, и все-таки принял их сторону. Почему? Потому что он был убежден, что за болгарскими церковными притязаниями скрывается светский безбожный национализм. Болгарских иерархов, писал он, подстрекают болгарские интеллигенты, которые ни в Бога, ни в черта не веруют... Между тем греки, тоже повинные в национализме, неизмеримо больше преданны православию, которое они создали... Но грекофил Леонтьев очень опасался, что в случае раздела Турецкой империи Афон достанется грекам и те будут преследовать единоверных славян. Заметим: опасения его отчасти оправдались позднее – после раздела европейской Турции в 1912–1913 гг. и, в особенности, после русской революции, которую он тоже предсказал... Ему же самому национализм был чужд – и политически, и эстетически. Его радовало и восхищало мирное сосуществование греков и славян, а также румын и грузин – в православной республике Святой Горы. Афонские старцы Во время пребывания Леонтьева на Афоне игуменом Пантелеимоновского монастыря, или Русика, был древний старец-грек – отец Герасим (1761?–1874). Всеми же делами ведал хозяйственный отец Иероним (Соломенцев, 1803–1885), тоже очень старый, но еще бодрый. Он происходил из русской купеческой семьи, давно уже постригся и жил в полном уединении. Совсем неожиданно, по настоянию братии, он был привлечен к управлению обителью. Леонтьев о нем пишет: отец Иероним «глубокий идеалист и донельзя деловой», «физически столь же сильный, как и духовно...»; настоящего образования он не получил, но развил свой природный ум чтением. Он был духовником Леонтьева, и тот его очень почитал и любил, так же как другого старца – архимандрита Макария. Отец Макарий (Сушкин, 1821–1889) 483 тоже происходил из купцов. В юности он совершил паломничество на Афон, тяжело там заболел и, ожидая близкой смерти, принял постриг.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Leo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010