О любви к ближним. Поучение в неделю 25 по Пятидесятнице Иди и ты твори такожде ( Лк.10:37 ) Законник некий, слышали мы ныне в Евангелии, дает раз Иисусу Христу такой вопрос: что бы мне такого особенного сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? Законник рассчитывал, не скажет ли Иисус Христос чего-либо несогласного с законом Моисеевым. Спаситель понял его лукавство и лукавому совопроснику отвечает не прямо, а тоже вопросом: в законе что о сем написано? – Люба Бога... и ближнего, как самого себя, отвечает законник. – Вот поступай так и будешь жив, говорит Христос. – Законник видит: вопрос его не достиг цели и, как обыкновенно это бывает с людьми гордыми и мнимо-праведными, – начинает оправдываться. Так, говорит: но кто ближний-то мой? скажи мне. Вопрос, говорит, самый ходячий в ту пору между иудеями и решавшийся различно. Одни говорили, что ближний – это тот, кто единомыслен по всему с нами (почему фарисеи и держались вдали от всех, кто не их был согласия); а другие под ближним разумели вообще единоплеменннков и единоверцев своих. Иисус знал это; знал и то, что если прямо и иначе решит он предложенный вопрос, то законник, пожалуй, сейчас скажет: ты учишь не как следует, и непременно произведет соблазн в народе, окружавшем Иисуса. Почему Иисус Христос и отвечает законнику притчей. Ты, говорит, спрашивает: кого тебе считать своим ближним? Итак послушай... Один человек шел из Иерусалима в Иерихон (т.е. большой дорогой, которая притом лежала в Иудее). И напали на него разбойники: избили его, ограбили и оставили умирать, – еле жива. Той дорогой идут и едут разные лица; но никто не обратил внимания на несчастного единоплеменника: даже и шедший мимо священник – и тот только посмотрел на него и прошел мимо; так же поступил и левит (по-нашему – причетник), шедший за священником, и таким образом изувеченный разбойниками иудей всем своим точно чужой оказался. Но вот едет тем путем некто самарянин (из таких иноверцсв, к которым евреи даже и прикасаться за грех почитали); сей сжалился над несчастным; слез с осла своего, обмыл больному раны, смочил их вином, помазал елеем и, посадив на осла, довез его до ближайшей гостинницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Belocv...

Период пятый. О вступлении евреев в Палестину По исполнении дней плача о Моисее сын Нуна от колена Ефремова, переименованный некогда из Авсиа Иисусом 371 , в предзнаменование того, что он спасет народ свой от врагов его, сделавшись из служителя или, лучше, сотрудника Моисеева полным его преемником, подкреплен от Бога в служении своем беседою – наставлением об упражнении в законе и обещанием помощи небесной; и в тоже время получил повеление о вступлении в землю Ханаанскую. Посему предварительно послал он туда двух соглядатаев. Они прибыли в Иерихон и вошли к Рааве, блуднице, и содержательнице гостиницы 372 . Царь иерихонский, узнав о сем, послал их искать, но Раав скрыла их. После, открыв им в каком страхе находятся ее соотечественники от славы народа еврейского, и сколько сама она уверена о Божьем к нему благоволении 373 , взяла с них клятву пощадить семейство ее во время взятия Иерихона 374 , и отпустила их из окна своего дома, который находился над стеною города. Чтобы уклониться от преследования, они скрывались три дня в горах, и потом возвратились в свои ополчения с радостным известием. По трехдневном приготовлении к путешествию и по избрании сорока тысяч вспомогательного войска из тех колен, которые уже владели землею, Иисус повелел всем прочим снять стан, а когда приблизились к Иордану, назначил всеобщее очищение в ожидании чуда. В следующий день – он был десятый первого месяца – жрецы с ковчегом завета открыли переход через реку, которая имела в сие время самую высокую воду. Омочив ноги, они остановились, остановилась и верхняя часть реки, а находящаяся пред ними протекла вниз, народ переправился посуху 375 . Прежде, нежели ковчег оставил дно Иордана, двенадцать избранных от всех колен мужей вынесли из него двенадцать камней для сооружения памятника в следующем стане, а другие двенадцать поставлены на том самом месте, где стояли ноги жрецов 376 . Сей чудесный переход приобрел новому вождю доверие народа, и умножил робость врагов его. Первые дела благочестия в Палестине

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Поучение в неделю 32-ю по Пятидесятнице о Закхее Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми быти ( Лук. 19:5 ). В город Иерихон пришел однажды Иисус Христос. За Ним следовало множество народа. В это время и Закхей – мытарь пламенно желал видеть Небесного Учителя; но, будучи мал ростом, из-за народа не мог видеть Его. Но случилось, что на пути, по которому надлежало проходить Иисусу Христу, стояла смоковница. Он забежал вперед, взлез на это дерево, и оттуда увидал Господа. Господь подошел к смоковнице и, увидев Закхея, сказал ему: Закхей! слезь скорее; сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Закхей поспешно слез и с радостью принял Его в свой дом. Народ, увидев это, стал роптать на Иисуса Христа, зачем вошел Он в дом к человеку – грешнику; ибо Закхей, будучи сборщиком податей, считался человеком неправедным. Что же Закхей? Став пред Иисусом Христом, он сказал Ему: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, возвращу вчетверо. Господь сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама. Из сего, братие, должны мы научиться, что нужно нам для того, чтобы соделать души свои приятными Богу и чтоб мог войти в них Сам Господь: мы должны подражать Иерихонскому Закхею. Закхей искал видеть Иисуса Христа и, будучи мал ростом, взлез на смоковницу, и удостоился не только видеть Господа, но и принимать Его в своем доме. И мы должны искать Иисуса Христа. Что значит – искать Иисуса Христа? Значит удаляться мирской суеты и греховных страстей, не позволяющих нам видеть животворящего света Божией благодати, стараться преодолевать все трудности и препятствия на пути к царствию небесному, умом и сердцем стремиться к Иисусу Христу, всей душой полюбить св. добродетели и учение Евангельское. Когда таким образом будем мы искать Господа, тогда и Он будет приближаться к нам своею благодатью; Он на нас обратит свой милостивый взор и скажет: души христианские! ныне у вас подобает Мне быть. Ибо Он Сам сказал в своем Евангелии: кто любит Меня, тот слово Мое соблюдает, и Отец Мой возлюбит его, и Мы приидем к нему и обитель у него сотворим ( Иоан. 14:23 ). Да и Сам Господь, не хотящий смерти нашей, всегда ищет нас. Он недалече от каждого из нас. Он всегда стоит при дверях нашего сердца, и стучит, и если кто услышит глас Его и отворит дверь, к тому Он войдет ( Апок. 3:20 ), т. е. Он ждет от нас только истинной веры и нашего обращения к Нему. Тогда-то, говорю, и Он не замедлит войти в наши души и освятить их своею благодатью. Тогда в душах наших водворится неизъяснимая, небесная радость, подобная той радости, которою радовался Закхей, когда в доме его находился Господь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/p...

прот. Виктор Потапов Скачать epub pdf Притча о милосердном самарянине Для многих из нас притча о милосердном самарянине известна с детства. Принято считать, что мы её хорошо знаем. Но знаем ли? Внешне, вроде бы знаем. Но по-настоящему, духовно познать какую-либо притчу, какое-либо учение Христа можно только тогда, когда Его слова стали для нас правилом жизни. Притчу о милосердном самарянине Христос произнёс как ответ на вопрос одного законника о том, что ему нужно делать, чтобы получить вечную жизнь. Все иудеи знали ответ на этот вопрос, данный Богом еще в Ветхом Завете в книгах Второзакония (6: 5) и Левит (19: 18). Ответ заключался в любви к Богу и ближнему. Христос заставляет самого законника вслух ответить на свой собственный вопрос. Спаситель подтверждает правильность ответа и добавляет: «Так поступай, и будешь жить» ( Лк. 10: 28 ). Законник не удовлетворён ответом. Он спрашивает: «А кто мой ближний?» В то время стоял вопрос о том, кого нужно считать ближним. Законники считали своими ближними только евреев; фарисеи считали своими ближними только таких же праведников, какими считали себя, всех других они почитали грешниками (как мы видели в притче о мытаре и фарисее) и потому не признавали их за ближних. Господь Иисус Христос принёс существенное восполнение к этому ветхозаветному моральному закону. Иисус Христос разъясняет книжнику, кого нужно считать своим ближним притчей о милосердном самарянине, которую сохранил для нас евангелист Лука: «Некоторый человек шёл из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шёл тою дорогою и, увидев его, прошёл мимо. Также и левит, быв на том месте, подошёл, посмотрел и прошёл мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашёл на него и, увидев его, сжалился. И, подошедши, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привёз его в гостиницу и позаботился о нём. А на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нём; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» ( Лк. 10: 30–37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/evangel...

Скачать epub pdf «Во время оно, прииде Иисус во Иерихон. И се муж нарицаемый Закхей: и сей бе старей мытарем, и той бе богат. И искаше видети Иисуса, кто есть? и не можаше от народа, яко возрастом мал бе» ( Лук. 19, 1–3 ). Описываемое евангелистом событие происходило в то время, как Иисус Христос был в Иерихоне, по исцелении слепого при входе в город. В Иерихоне Иисус проповедывал, проходя по городу. «Тут некто именем Закхей, старший между мытарями, человек богатый, желал увидеть Иисуса, чтобы узнать Его; но не мог за народом, потому что мал был ростом». Не без намерения евангелист упоминает о том, что Закхей был старшим между мытарями, то есть сборщиками податей, или начальником мытарей, и что он был богат. Сими обстоятельствами возвышается достоинство поступка Закхеева. Ни богатство, ни почесть старейшинства над мытарями не воспрепятствовали ему заочно воспитать в своей душе уважение к Иисусу. Без сомнения, слышал он, что Иисус не обыкновенный Учитель; что Иисус совершает многия чудеса, что Иисус недавно, проходя к Иерихону, одним словом даровал зрение слепому. Закхей был внимателен к тому, что говорили об Иисусе. Слава Господа Иисуса возбудила в Закхее сильное желание видеть сего Учителя; он теперь хочет увидеть Иисуса, но затрудняется тем, что теснота народа, окружавшаго Иисуса, не дозволяла ему подойти к Нему, а малый рост его препятствовал ему и издали видеть Божественнаго Учителя. Искаше видети Иисуса, кто есть? и не можаше от народа, яко возрастом мал бе. Что же сделал Закхей, богатый старейшина мытарей? И предитек, возлезе на ягодичину, да видит, яко хотяше мимо ея проити. «И забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы видеть Его; потому что Ему надлежало проходить мимо ея». Опять смотрите, какое усердие показывает Закхей. Он был богат и в почести между своими, и, между тем, показывает себя во всей простоте; забегает впереди народа и спешит подняться на дерево, как бы один из бедных детей, бегающих по улице. Желание Иисуса видеть победило в нем все мелочные разсчеты. И сила здраваго чувства подняла и приблизила его к высоте небесной истины. Не низко и богатому подниматься на дерево, чтобы увидеть Владыку неба и земли; не неприлично и старейшине уподобиться резвому дитяти, чтобы познать Старейшаго всех тварей, прежде веков от Отца Рожденнаго. Усердие Закхея удостоилось великой милости от Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Скачать epub pdf Глава 12 Вечеря в Вифании (1–11). Вход Иисуса Христа в Иерусалим (12–19). Речь Господа пред еллинами и голос с неба (20–36). Неверие иудеев (37–43) и речь Господа (44–50) 1. Ин. 12:1 . За шесть дней до Пасхи пришёл Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мёртвых. Ин. 11:1, 43 . За шесть дней до Пасхи и пр.: Пасха в год смерти Иисуса Христа совершалась в пятницу вечером ( Ин. 19:14, 42 ); следовательно, пришествие Господа в Вифанию за шесть дней до пятницы падает на предшествующую субботу. По сличению сказания Иоаннова с параллельными сказаниями первых трёх евангелистов надобно предполагать, что Господь, отправляясь в этот последний раз в Иерусалим, из Ефраима, куда Он удалился по воскресении Лазаря, пошёл на Иерихон и оттуда вместе с путешественниками продолжал путь к Иерусалиму ( Ин. 11:54 ; Мф. 20:17, 29, 21:1 и далее; Мк. 10:32, 46, 11:1 и далее; Лк. 19:1 и далее). Что в субботу не дозволялись далёкие путешествия (см. прим. к Мф. 24:20 ), это не могло препятствовать путешествию Господа в Вифанию от Иерихона, во-первых, потому, что таковое запрещение основывалось не на законе, а на обычае, во-вторых, потому, что неизвестно, откуда именно Господь пришёл в этот день в Вифанию; может быть, вышедши в пятницу из Иерихона (путь от сего до Иерусалима можно было пройти в один день), Он провёл ночь недалеко от Вифании и в субботу до сего селения прошёл лишь обычный субботний путь. – В Вифанию: см. 11:1. – Где был Лазарь и пр.: по важности события присовокупляет евангелист это замечание, а равно и потому, что в дальнейшем повествовании упоминается о Лазаре. Евангелист опускает всё случившееся во время сего путешествия, довольно подробно описанного первыми евангелистами. 2. Ин. 12:2 . Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним. 3. Ин. 12:3 . Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отёрла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира. Мф. 26:6–13 п.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Смысл этой притчи вполне очевиден: Бог хочет, чтобы мы перестали разделять все человечество на категории «свои» и «чужие». Евангельское чтение сегодняшней литургии комментирует протоиерей Павел Великанов. Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 25-37 25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что’ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 26 Он же сказал ему: в законе что’ написано? ка’к читаешь? 27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. 28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. 29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? 30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. 31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. 32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. 33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился 34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; 35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. 36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? 37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. Протоиерей Павел Великанов: Притча о милосердном самарянине – одна из ключевых притч в христианстве, потому что она затрагивает важнейший корень – проблему любви. Прежде всего, любви, как правило, катастрофически не хватает. Забежишь к старикам-родителям на несколько минут, больше сил нет. Сядешь с детьми читать так нужный детям стишок, прочитаешь один, на большее не хватает. Надо что-то сделать доброе соседу неприятному, ворчливому, нерадостному, хочется отложить на другой день. В чем же причина?

http://pravmir.ru/o-miloserdnom-samaryan...

Толкование Евангелия на каждый день года. 3 февраля Лк, 93 зач., 18, 35—43 Когда же подходил Иисус к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? Ему сказали, что Иисус Назорей идет. Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его: чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу. Последний этап на пути к Крестным страданиям Господа в Иерусалиме — Иерихон. В этом коротком Евангельском рассказе перед нами два связанных друг с другом события: в одном — описание преграды для идущего ко Христу, которую создает толпа; в другом — спасение, о котором Христос возвещает слепому человеку, совершая чудо, освещающее для всех небесным светом Его дорогу к Иерусалиму. Христос совершает чудо для слепого, который к тому же оказывается нищим, просящим милостыню. Снова мы видим, как Его целительная сила обращена к исключительно несчастному человеку. Вот этот слепой, которому трудно подойти ко Христу. Он сидит у дороги, скованный своей слепотой. В отличие от других, он лишен всего, кроме возможности услышать, что движется толпа. Вначале эта толпа, можно сказать, играет для него положительную роль. Благодаря ей он узнает о приближении Бога. Эти люди извещают его о том, что проходит Иисус из Назарета — тот самый знаменитый Чудотворец, Который, кажется, может все. Господь был на пути в Иерусалим, на праздник Пасхи, и множество народу теснилось вокруг Него, боясь пропустить хоть одно слово из того, что Он говорил. И раньше слышал слепец, что ходит по дорогам Израиля некто и проповедует о покаянии, о том, что приблизилось Царство Небесное, и совершает дивные исцеления. Он сидел и напряженно вслушивался, размышляя о собственной судьбе, не появится ли и здесь чудесный Путник. И теперь, когда шум толпы поравнялся с ним, его вдруг пронзило сознание, что еще немного — и этот Человек удалится, уже удаляется от него, и никогда больше не будет у него возможности встретиться с Ним, навсегда он останется сидеть в этом беспросветном кромешном мраке. И он закричал: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!» — как кричит утопающий: «На помощь!» Все пытались заставить его замолчать, потому что из-за крика не могли слышать, что говорил Иисус. Но этого человека невозможно было заставить замолчать, это был почти животный крик, вопль предельного, какое только может быть у человека, отчаяния.

http://pravoslavie.ru/3962.html

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Город I. Слово «город» (евр.ур) означает поселение с постоянным местоположением, в отличие от временных поселений, состоявших из переносных пастушеских шатров ( Чис 32:41 ), а также от неогороженных сел ( Нав 15:32 .; Неем 6:2 ) и одиночных жилищ, располож. на полях ( Втор 28:3 ). II. Г. возникают в местностях с оседлым населением как поселки ремесленников и торговцев, зачастую как резиденции властителей (ср. многочисл. сир.-палест. царства, т.е. города-государства). Поэтому Г. всегда олицетворяет политич. власть. В качестве первых основателей городов в Библии названы Каин ( Быт 4:17 ) и Нимрод ( Быт 10:8–12 ). Особую роль, как центры торговли, перекрестки торг. путей и места средоточия властных структур в Палестине играли, с одной стороны, портовые Г. финикийцев на западе, с другой, – Г. на окраине пустыни, на границах обжитых кочевниками областей, такие как Дамаск, Рав-ва, Петра и Вирсавия (Беэр-Шева). III. 1) значение и благополучие Г. зависели от различных обстоят-в. Плодородная земля в окрестностях должна была гарантировать снабжение Г. пищевыми продуктами (ср. Ис 28:1 ), а хорошие источники были необходимы для орошения земли и гор. водоснабжения. Для строительства Г. охотно выбирали труднодоступные, со всех сторон окруженные долинами возвышенности (ср. Нав 11:13 ; Мф 5:14 ), по возможности располож. вблизи дорог (ср. Иерихон, Капернаум, Самария, Сихем; ср. ⇒ Дорога ). Г., впоследствии ставшие торг. центрами, служили окрестным селам и городкам местами отправления правосудия, а в воен. время – крепостями, где могло укрыться население (ср. Неем 11:25 ; Иез 38:11 ); 2) стратегически выгодное положение Г. усиливалось строительством крепостей, часто довольно внушительных (Крепость). Напр., стены Мегиддо были толщиной до 8 м, а выс. – 5–10 м. Гигантские, иногда двойные, гор. ворота наглухо закрывались при появлении врага. Основательные, выдававшиеся вперед башни и брустверы повышали оборонительную мощь городов. Последним прибежищем внутри города чаще всего служила цитадель;

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Крепость, укрепление Крепость, укрепление: 1) прямое значение слова «К.» – «городское укрепление» ( Суд 9 и след.,49,51 и след.). В этом башенном сооружении жители города могли найти укрытие даже после его захвата врагами. Изображения К. часто встречаются на егип. рисунках, подобные сооружения были найдены при раскопках в Хацоре (библ. ⇒ Асоре , 4) и в Бефсане. Крепость в Бефсане имела площадь основания 24х15 м, стены ее были чрезвычайно толстыми. С нижнего этажа на верхние вела лестница. ⇒ Дворец ; 2) ⇒ Сион ; 3) при раскопках в Таанахе (библ. Фаанахе) и в Мегиддо вблизи гор. стен были обнаружены большие дома, укрепленные наподобие К. Такие дома становились последним убежищем для горожан, когда враг врывался на улицы города. Отсюда образ К. как последнего прибежища (см. Пс 17 и след.); 4) в переносном значении слово «К.» употребляется в основном по отношению к Богу ( 2Цар. 22:2 ; Пс 30 и след. и т.д.). I. ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА 1) уже в III тысячел. до Р.Х. народы, населявшие Палестину, укрепляли свои поселения для защиты от нападений. Остатки крепостных стен, относящихся к раннему периоду бронзового века, обнаружены в Гае, Мегиддо и во многих других местах. Так как города в большинстве своем располагались на холмах, то крепостные сооружения строились по краям этих холмов. Толщина крепостных стен в основании и их высота достигали 10 м, но иногда стены бывали и выше. В бронзовом веке за укрепленными стенами размещались города площадью 2–10 га, в железном – достигавшие 30 га. Ко времени завоевания Ханаана израильтянами (XIII в. до Р.Х.) крепостные сооружения имело уже большинство городов, которые служили убежищем и для жителей окрестностей. Позднее К. возводились как самостоятельные оборонит. сооружения, предназначенные для защиты не только населенных пунктов, но и торговых путей. Спустя какое-то время внутри К. начинали селиться мирные жители; 2) мощные стены ханаанских городов, расположенных на холмах, показались израил. лазутчикам неприступными ( Числ. 13:29 ; Втор. 1:28 ). При завоевании Ханаана израильтяне захватили немало хорошо укреп. городов, таких, как Иерихон, Гай и Лахис (подробно описано лишь взятие городов, вошедших в удел Вениамина);

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010