Добрый самаритянин — это притча, которая имеет особое значение? Кто твой «ближний»? 13 ноября, 2016 Кто твой «ближний»? Притча о милосердном самаритянине ставит любовь выше любой вражды. Рассказанная Иисусом, она учит нас, что не существует людей недостойных милосердия. Как правильно понимать эту притчу? Добрый самаритянин — притча о милосердии Евангелие от Луки, Глава 10, стихи 25-37 25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что’ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 26 Он же сказал ему: в законе что’ написано? ка’к читаешь? 27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. 28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. 29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? 30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. 31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. 32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. 33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился 34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; 35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. 36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? 37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. Добрый самаритянин. Источник: vidania.ru   Добрый самаритянин — этой герой притчи, рассказанной Иисусом законнику, чтобы показать правильное значение слова «ближний» для христианина. Правмир собрал проповеди, раскрывающие глубокий смысл притчи. Митрополит Антоний Сурожский о пути самарянина

http://pravmir.ru/dobryiy-samarityanin-e...

Закрыть itemscope itemtype="" > Проповедь о Закхее 14 февраля 2021 года 14.02.2021 854 Время на чтение 5 минут Дорогие братья и сестры! Сегодня читалось Евангелие от Луки, 19 глава, где звучало повествование о мытаре Закхее. Мы постепенно приближаемся к вратам Великого поста. И читаем, что Христос уже был у ворот Иерихона, продвигаясь пешком из Галилеи. Иерихон – это сказочно красивый город, утопающий в изумрудной зелени пальм и роскошных садов. Здесь с давних времен жили по преимуществу священники, но можно было встретить и римских чиновников, и воинов, и пришельцев из разных стран света, а необходимость собирать пошлину сделала этот город пристанищем многих мытарей. Начальник мытарей Закхей был иудеем, но соотечественники ненавидели его. Высокого положения и богатства он достиг благодаря службе, к которой евреи питали отвращение, и которая ассоциировалась в сознании его соплеменников с вымогательством и нечистоплотностью. Мытари – это собиратели налогов со своего же народа, чтобы содержать вражескую армию на своей территории. Понятно, что эти люди не были бедны, уворовывая из собранного для себя тоже. Их ненавидели за жадность и жестокость, поскольку они отнимали даже последнее у вдов, сирот и нищих. Но Закхей не был таким закоренелым грешником, как это всем казалось. Внешняя приверженность мирским благам только скрывала сердце, легко восприимчивое к Божественному слову. Весть о Человеке, Который был добр и милосерден с отверженными, распространилась далеко вокруг. И вот, услышав переданные из уст в уста слова Учителя Израиля, он остро почувствовал всю гнусность и неправду своей жизни. Значит, покаяние возможно и для него тоже?! Когда слух пронесся, что в город идет Иисус, Закхей страстно захотел хотя бы только взглянуть на Него. Толпа окружала Пришельца, но рост мытаря был таков, что создавал проблему для лицезрения Учителя. Тогда Закхей влезает на смоковницу, чтобы хоть как-то разглядеть этого Праведника. Иисус обращается к нему по имени, – Он видит сердце этого несчастного человека, его душевные метания, безнадежность и отчаяние за выбранную для себя жизнь… Господь всегда смотрит в глубину нашего сердца, чтобы отыскать там хоть что-то достойное и благородное. Несмотря на ропот народа, даже посещает его дом.

http://ruskline.ru/analitika/2021/02/14/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Страшный суд (Мф.25:31-46) Проповедь, произнесенная 7 марта 2021 г. в Воскресенском храме Киева 08.03.2021 1226 Время на чтение 5 минут Дорогие, братья и сестры! Сегодня читалось место из Священного Писания, которое обычно люди не очень любят слушать и размышлять о нем. В этой притче повествуется о том, как разделит Христос людей, подобно тому, как пастырь отделяет овец своих от козлищ. Как известно из Писания, разрыв с творением, наступивший из-за выбора Адама, привел к тому, что теперь сыны и дочери не имеют в себе жизни, ослепли, не видят дорог, прочерченных божественным замыслом в истории, бредут по бездорожью, умирая, топча цветы и падая в ямы. Не имея жизни в себе самих, они лишь временно поддерживают свое существование за счет земли, с которой связаны телесно, однако наступает их время, и они рассыпаются, становясь прахом, из которого, собственно, и созданы… Мы не можем прийти в соприкосновение с Божеством, не придя в соприкосновение с человечеством, ибо в Нем Самом, сидящем на престоле славы Своей, Божественное и человеческое соединены воедино. Веря в Спасителя, мы соединяемся и с нашими ближними цепью любви. Сострадание и милосердие Христа воистину определяет содержание нашей жизни. Люди нуждаются не столько в объяснении своих страданий, сколько в утешении и сочувствии, которое может поднять изнемогающего и оживить его душу. «Ведь страдание – это рана, из которой брызжет кровь, лишь только к ней дотронется рука иная, чем рука любви» - говорил Оскар Уайльд. Именно в этом мире на пути из Иерусалима в Иерихон, из горнего мира в дольний, лежит ограбленная разбойниками человеческая душа. Чем ответим мы на ее стоны? Пройдем ли мы мимо, как тот священник и затем левит, которые спешили в Иерусалим и, может быть, ограничились лишь тем, что сотворили молитву о страдающем? Служить нуждающимся и страждущим должно для нас стать столь же естественным, как для Христа творить добро. Каждый раз, когда мы ощущаем побуждение к добрым делам, к сочувствию, помощи другим, это является признаком работы Святого Духа. «Был наг – одели Меня, был в темнице – посетили Меня, жаждал – напоили Меня…». Спросили, когда же Тебя мы видели алчущим, нагим, больным и жаждущим? И последовал ответ: «Как сделали одному из малых сих, то Мне сделали».

http://ruskline.ru/analitika/2021/03/08/...

Закхей, Симон-фарисей и блудница Закхей мытарь бе, но обаче спасашеся, и фарисей Симон соблажняшеся, и блудница приимаше оставительная разрешения от Имущаго крепость (власть) оставляти грехи: юже, душе, потщися подражати. Слезы блудницы, Щедре, и аз предлагаю: очисти мя, Спасе, благоутробием Твоим. Согреших, якоже блудница, вопию Ти: един согреших Тебе, яко миро, приими, Спасе, и моя слезы. Блуднице, о окаянная душе моя, не поревновала еси, яже приимши мира алавастр, со слезами мазаше нозе Спасове, отре же власы (волосами) древних (прежних) согрешений рукописание Раздирающаго ея. В последние дни Своей земной жизни Господь Иисус на пути в Иерусалим проходил через Иерихон. Здесь очень хотел увидеть Его Закхей, начальник мытарей, человек богатый, но во множестве народа не мог, потому что был мал ростом. И вот, забежав вперед, он взбирается на смоковницу, мимо которой надлежало проходить Иисусу. Иисус заметил его и сказал ему: – Закхей! сойди скорей, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. Закхей поспешил домой и принял Иисуса с радостью. И, видя то, люди, презиравшие и ненавидевшие мытарей, начали роптать, зачем Христос зашел к грешному человеку. Закхей же сказал Господу: – Господи! половину имения моего я отдам нищим, а если кого чем обидел, возвращу вчетверо. Иисус сказал ему: – Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее ( Лк.19:5,8,9–10 ). В истории Закхея-мытаря видим, с одной стороны, пример неизреченного милосердия Господа к грешникам, с другой – образец истинного покаяния. Тот, Кто пришел взыскать и спасти погибшее, взыскал Своей милостью человека, которого фарисеи и их ученики считали погибшим. Он знал, что на Него будут роптать за благосклонность к начальнику мытарей – следовательно, притеснителю из притеснителей, как им казалось; но, несмотря на это, Он торжественно выразил ему Свою благосклонность, чтоб все видели, что Он пришел не праведников, а грешников спасать, чтоб надеждой спасения ободрить всех грешников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Иосиф Флавий Книга 5 Предисловие В этой книге в легендарной форме отражены реальные события, имевшие место с конца XIII в. до н.э., когда на территорию Палестины и соседних стран начали проникать со стороны восточного берега р. Иордан израильские племена. По всей вероятности, было несколько последовательных волн. Первоначально израильтяне селились на полупустынных окраинных землях, прилегающих к стране Ханаан. Легкость завоевания израильтянами хананейских городов-государств с их древними культурными традициями объясняется значительным разорением страны опустошительными походами египетских фараонов в предшествовавшие столетия. Следы египетского влияния в Палестине подтверждаются археологическим материалом. Первое упоминание союза племен Израиля в письменных источниках, относящихся к истории Восточного Средиземноморья, засвидетельствовано в надписи египетского фараона Мернептаха последней четверти XIII в. до н.э. Глава 1 1. После того как Моисей умер и все установленные на этот случай церемонии и траурное время окончились, Иисус приказал войску готовиться к походу. Вместе с тем он выслал соглядатаев в Иерихон, чтобы узнать о численности врагов и об их настроении. Сам же он выстроил свое войско, чтобы вовремя переправиться через Иордан. Затем он пригласил к себе старейшин колен Рувимова, Галона и Манассиева (половине последнего, как известно, была предоставлена для жительства страна аморреев, которая составляла седьмую часть всей Ханаяеи), напомнил им о некогда данном ими Моисею обещании и убедительно просил их исполнить теперь свое обещание не только из любви к Моисею, который до последней минуты своей жизни неустанно заботился о них, но также ради общего блага. Получив от них согласие участвовать в походе, Иисус с тяжеловооруженным войском в пятьдесят тысяч человек двинулся от Авилы к Иордану, что составляет расстояние в шестьдесят стадий (Ср. Нав 1.1–18 ). 2. Не успел он расположиться тут лагерем, как уже явились и лазутчики, которым удалось высмотреть все нужное у хананеев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Как дерзну я, нечистый человек, очистить Бога безгрешного? Как дерзну простереть руку свою на верх Содержащего вся? Как дерзну прикоснуться Тому, пред Кем трепещут полки ангельские? Как дерзну приступить к Тому, к Кому не смеют приближаться серафимы, почему и взывают со страхом: „свят, свят, свят! Воистину, исполнь небо славы Твоей и земля – чудес Твоих»! Как дерзну приступить к Неприступному, пред Которым трепещут херувимы и все вои горних Сил? Как дерзну крестить Творца естества? как дерзну крестить Того, Кого ужаснулось небо? Как дерзну крестить Того, пред Кем Иордан обратился вспять? Как дерзну крестить Того, Кого купина не могла зреть, (распалялась, а не сгорала)? Как дерзну крестить Того, Кого видев (насколько может видеть естество человеческое) Авраам нарек себя землею и пеплом? Как дерзну крестить Того, с Кем Иаков боролся, и ублажается как благословенный? Как дерзну крестить Того, Кого усрамился Иосиф сотворить беззаконие и стал учителем вселенной? Как дерзну крестить Того, Кого имея помощником Иисус Навин разрушил Иерихон до основания? Как дерзну крестить Того, Кого видев Исаия сам нарек себя окаянным, – Кого видев Иезекииль к земле припал? Как дерзну крестить Того, пред Кем трепетал Даниил, сподобившийся того великого видения? Как дерзну крестить Того, Кому угодив Енох был преставлен на место покоя? Как дерзну крестить Того, Кого видев небрегомого иудеями Илия утвердил небо железными ключами? Как дерзну крестить Того, ради Кого тот же Илия взошел на колеснице огненных коней? Как дерзну крестить Того, Кого умолив Елисей прешел Иордан посуху? Как дерзну крестить Того, Кому помолившись Сампсон челюстью сокрушил войско и, как чистый пред Богом, остался непобедимым? Как дерзну крестить Того, Кому помолившись Гедеон с малою дружиною разбил мадиамлян? Как дерзну крестить Того, Кому Давид, помолившись, убил Голиафа? Как дерзну крестить Того, Кого родила чистая Дева Мария, и по рождении пребывшая Девою (ибо Того, Кого святые мужи не могли достойно видеть, родила чистая девическая утроба, как восхотела)

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

«Кто есть ближний мой?» Мысли в неделю 25-ую по Пятидесятнице. Кто из нас не знает трогательной притчи о милосердном самарянине? Милосердие самарянина, изображенное в евангельской притче (Ев. от Луки 10 гл.) настолько известно, что вошло в поговорку, и до сего времени повсюду все общества и учреждения, ставящие себе целью оказание помощи несчастным и нуждающимся нередко носят названия «самарянских» или «самаританских». Итак, милосердие самарянина известно, но далеко не все, к сожалению, вникают в глубокий смысл притчи о самарянине, и еще меньшее число христиан в жизни своей осуществляют самарянское милосердие во всей его широте и глубине, как того требует смысл притчи. В чем же заключается этот глубокий смысл? Смысл этой притчи становится ясным из соображения, по какому поводу Господь Иисус Христос разсказал эту притчу. Некий законник, искушая Господа, задал Ему вопрос: «Что я должен делать, дабы наследовать жизнь вечную?» На этот вопрос Господь ответил ему ссылкой на две главные заповеди Закона Божия:  о любви к Богу и о любви к ближним.  Тогда законник, как бы недоумевая, кого именно следует разуметь пол «ближним», спрашивает:  «Кто есть ближний мой?»   ( Лк. 10, 37 ). Почему законник задал такой вопрос? Потому, что евреи считали «ближними» только своих единоплеменников, а на всех других людей, особенно же на своих ближайших соседей – самарян, они смотрели с презрением, ненавидели их и гнушались ими, как нечистыми, не желая иметь с ними никакого общения. Для вразумления законника, а с ним вместе и всех тех, кому не ясно, кого надо разуметь под ближним нашим. Господь и разсказал притчу о милосердном самарянине. На одного человека, шедшего из Иерусалима в Иерихон, по дороге напали разбойники, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. В таком беспомощном положении несчастный лежал при пути, не будучи в состоянии что-либо предпринять для своего спасения от окончательной гибели. Все те люди, от которых он вправе был ожидать помощи, прошли мимо. Прошел мимо священник, прошел мимо левит. Помощь оказал ему человек, от которого он никак не мог ожидать ее – некий самарянин.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

«Кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7,37) Санкт-Петербургский церковный вестник Основан в 1875 году. Возобновлен в 2000 году. Официальное издание Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви Главная / Журнал / 2, 2008 год Спасти погибшее Евангельское чтение в неделю о Закхее Лк. 19, 1-10 В то время, Иисус, войдя в Иерихон, проходил городом. 2 И один человек, по имени Закхей, начальник мытарей и богач, 3 хотел посмотреть, кто же это Иисус, но не мог из-за многолюдства, потому что был низкого роста; 4 и вот он, забежав вперед, залез на смоковницу, чтобы посмотреть на Него, когда Он будет проходить мимо. 5 Когда Иисус пришел на это место, Он поднял глаза Свои на него и сказал ему: «Закхей, слезай скорее! Мне надобно сегодня остановиться в твоем доме». 6 И тот поспешно спустился и с радостью принял Его; 7 и все, кто это видел, стали негодовать, рассуждая, что вот-де, к такому грешнику, и Он вошел под кров. 8 А Закхей встал и сказал Господу: «Господи! Половину всего, что у меня есть, я отделяю для нищих, а что отнял вымогательством, возмещу вчетверо». 9 И сказал ему Иисус: «Сегодня пришло спасение дому этому, потому что и этот человек - сын Авраамов. 10 Ведь Сын Человеческий пришел, чтобы отыскать и спасти то, что пропало». Перевод Сергея Аверинцева Удивительная история обращения Закхея в результате встречи со Спасителем являет нам пример подлинно духовного перерождения. Все его считали падшим грешником и паршивой овцой. С особой многозначительностью мытарей и блудниц называли словом «грешники». Имя Закхей означает «чистый» и звучит как-то особенно нелепо в сочетании с самой омерзительной профессией в иудейском мире того времени. Желание Закхея Евангелие сообщает: «Закхей искал видеть, кто был Иисус…» Простое любопытство? Но отвергнутый всеми, он, несомненно, испытывал более сильное чувство: его душа страдала от жажды, которую никто не мог утолить. К кому пойти? Книжники и фарисеи относились к нему с презрением, люди поворачивались к нему спиной, как только он приближался. Наверняка он много слышал об Иисусе из Назарета, например, от таких же обратившихся грешников: «Этот человек - друг мытарей и блудниц, более того скажу тебе: Он - их Спаситель. В Нем есть сила, способная вернуть к жизни и наставить на прямой путь. Он сделал это со мной». Такие свидетельства могли настолько поразить Закхея, что ему хотелось во что бы то ни стало увидеть Иисуса.

http://old.aquaviva.ru/archive/2008/2/39...

Лк.19:2–4 . «Закхей»: имя чисто еврейское ( 1Ездр.2:9 . Неем.7:14 ) указывает на еврейское происхождение этого мытаря. – «Начальник мытарей»: заведовавший мытарями известного округа. Иерихон в то время славился производством и значительной торговлей бальзамом, а потому должность сборщика податей здесь была важна, и этому сборщику были подчинены другие сборщики в менее значительных местностях Иерихонского округа. Как слуги ненавистного евреям римского правительства, и притеснявшие иногда народ откупщики, они ненавистны были иудеям и считались наравне с отъявленными грешниками (ср. прим. к Мф.5:46 ); еще более таковым почитался вероятно начальник этих сборщиков (ср. ст. Лк.19:7 ). – «Человек богатый»: так как эта должность доставляла удобные способы наживаться, особенно более крупным из этих откупщиков. Не без цели, может быть, евангелист указывает, что этот человек был богатый: так мало богатых следовало за бедным Учителем Галилейским! Вероятно, богатство не удовлетворяло раскрывшихся духовных потребностей этого человека и он искал чего-то другого и – нашел Христа: богатство не поглотило вполне его душу и – он нашел сокровище высшее.– «Искал видеть Иисуса»: слухи о Чудотворце без сомнения доходили до Закхея, и он пожелал по крайней мере видеть Его. И Ирод Антипа царь прежде желал видеть Господа ( Лк.9:7–9 ), но Господь не удостоил его этого, к Закхею же пришел в дом, что указывает на различные нравственные расположения, с какими и тот и другой желали видеть Господа. Это желание Закхея было очень сильно и живо, потому что он не только оставил свой дом и пришел туда, где проходил Христос, но когда, по причине окружающей Его толпы народной и своего малого роста, не мог видеть Того, Кого желал видеть, он, богатый человек, влез на дерево, только чтобы достигнуть своей цели – видеть Иисуса. – «Не мог за народом»: Господь постоянно окружен был народом, особенно же теперь, когда к празднику Пасхи богомольцы толпами шли в Иерусалим. – «Влез на смоковницу»: собственно – сикомору, египетскую смоковницу (ficus aegiptia «arbor moro similis folio, magnitudine, aspectu» Plin.), несколько отличную от обыкновенной палестинской смоковницы и по виду дерева, и по вкусу плодов.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИУДЕЙСКАЯ ПУСТЫНЯ [Иерусалимская пустыня], область в Палестине (совр. территории Израиля и Зап. берега р. Иордан), один из древнейших центров монашеского движения. В наст. время в этом регионе действуют неск. правосл. мон-рей. География И. п.- вытянутая с севера на юг полоса между Иудейскими горами и Мёртвым м. шириной 20-25 км, длиной 95 км - от юж. оконечности Мёртвого м. до Вади-Фасаиль. Падение высот контрастно: от 600-800 м над уровнем моря на зап. кромке И. п. до более 400 м ниже уровня моря в 20 км восточнее. Столь же контрастны климатические условия: уровень осадков изменяется с запада на восток с 700 до 50 мм в год, среднегодовая температура вырастает с 17,7 до 25,4°С. И. п. подразделяется на 4 зоны, также вытянутые меридионально. Кромка пустыни, образующая вост. склон Иудейских гор, пересечена неск. глубокими речными долинами; относительно высокий уровень осадков (250-500 мм) позволяет вести земледелие без искусственного орошения. Далее на восток лежит пустынное плато, сложенное меловыми породами с прослойками кремня. Уровень осадков очень мал (100-250 мм), однако на дне каньонов, спускающихся к Мёртвому м., встречаются водные источники, поблизости от к-рых возникали мон-ри. Зимой и весной на плато пасут скот кочевники и жители окраин пустыни. Плато резко обрывается у Мёртвого м.- этот откос составляет 3-ю, почти безжизненную зону. Вдоль подножия 200-метровых обрывов тянется узкая (1-5 км) полоса берега; в прошлом, когда уровень Мёртвого м. был выше, вода местами вплотную подступала к скалам и дороги на побережье не было. 4-я зона - долина Иордана от моря до Вади-Фасаиль - географически не принадлежит к пустынному плато, однако монахи воспринимали ее как часть И. п. Долина представляет собой плоскую равнину шириной в неск. километров между вост. склоном гор и поймой Иордана, к-рый протекает в каньоне с крутыми берегами. Земля долины, сложенная аллювиальными наносами рек, очень плодородна, и на тех ее участках, где есть водные источники, развито земледелие. Крупнейший оазис долины - Иерихон . Основная группа мон-рей здесь возникла у источника Хаджала, в 6 км к юго-востоку от Иерихона.

http://pravenc.ru/text/1237767.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010