Содержание I. Паримия на вечерне под праздник Богоявления. I. Навин III, 7–8, 15–17. II. Паримия из книги Иисуса Навина в навечерие Пасхи V, 10–15. III. Паримия из книги Иисуса Навина в день Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил, 8-го ноября.     Книга, известная под именем книги Иисуса Навина, содержит описание событий в истории народа Божия, происходивших по смерти Моисея в течение двадцатипятилетнего правления преемника его Иисуса Навина до кончины его (1574–1550 до Р X.). В книге повествуется о вступлении Евреев в Ханаанскую землю, о завоевании ее, о разделении между коленами и о предсмертных распоряжениях Иисуса. Наименование книги указывает отчасти на непосредственное участие в описываемых в ней событиях Иисуса Навина, как вождя народа Божия, отчасти на то, что за исключением немногих мест, внесенных в нее в позднейшее время (например о смерти Иисуса XXIV, 29–36, об исполнении проклятия над дерзнувшим восстановить Иерихон, VI, 25 и д слич 3 Царств XVI, 34), она написана самим же Иисусом Навином, как видно и из согласного о сем свидетельства Иудейского и христианского предания и из указания самой книги (XXIV, 26). Из книги Иисуса Навина заимствовано для церковного чтения три паримии. I. Паримия на вечерне под праздник Богоявления. I. Нав. III:7–8, 15–17. В этой паримии идет речь о чудесном переходе Израильтян чрез Иордан. На восток от нижнего течения Иордана, в двух с половиной часах пути от него, на равнине Моавитской есть местечко Ситтим. Здесь расположились станом Израильтяне в последние дни Моисея ( Чис. 33:49 ). Здесь же по смерти Моисея, как только окончился тридцатидневный плач о нем, сотрудник его Иисус Навин получает непосредственно повеление от Господа вступить в звание вождя народа Божия, предоставленное ему еще при жизни Моисея ( Чис. 27:15 и д.), и вести Израильтян чрез Иордан для занятия Ханаанской земли. Исполняя повеление Господа, Иисус Навин, – это было в шестой день первого весеннего месяца, в 41-й год по исходе из Египта, – объявляет Израильтянам, чтобы запаслись продовольствием на дорогу, потому что спустя три дня пойдут за Иордан, и в тот же день отправляет в Иерихон лазутчиков осмотреть местность и разведать настроение населения. На другой день, по распоряжению своего вождя, Израильтяне снимают стан и подходят к берегам Иордана насупротив Иерихона. Прошло три срочных дня, наступил день чудесной переправы чрез Иордан. Накануне этого дня Иисус Навин приказывает сказать сынам Израиля, чтобы к утру они очистились, т.е. вымылись, переменили белье, не касались жен, но паче всего настроили себя благоговейно и таким образом достойно приготовились к принятию чудодейственной милости к ним Господа. В тоже время. –

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

125 лет тому назад, в 1850 году, в русской богословской науке появились одновременно две магистерские диссертации на тему «О литургии Преждеосвященных Даров»: в Московской духовной академии – Г. П. Смирнова -Платонова и в Петербургской – Н. Малиновского . В свете научных данных того времени вопрос о происхождении этой литургии был трудным для решения даже в плане гипотетическом, потому что самые ранние свидетельства о существовании этой литургии относятся к началу VII века. Одно из них – в «Пасхальной хронике», где говорится: «В этом году при Сергии, патриархе Константинопольском, с первой недели поста четвертого индикта (615 год) начали петь после „Да исправится» во время перенесения Преждеосвященных Даров из скевофилакии на престол; после того, как иерей скажет „По дару Христа Твоего», народ тотчас начинает „Ныне силы небесныя с нами невидимо служат. Се бо входит Царь славы, се, жертва тайная совершена дориносится. Верою и страхом приступим, да причастницы жизни вечныя будем. Аллилуиа " " 1 . Другое имеется в житии преп. Георгия Хозевита (конец VI – начало VII века). Составитель жития, ученик преп. Георгия Антоний, рассказывает, что преподобный имел обычай в воскресные дни после всенощного бдения посылать юношу Зинона в Иерихон за просфорами на тот случай, если кто-либо придет в этот день в монастырь для молитвы. Как-то раз Зинон во время Евхаристии стоял близ алтаря и слышал слова молитвы, которую читал преп. Георгий, освящая Дары, и он запомнил их. В одно из воскресений, возвращаясь с просфорами из Иерихона, Зинон размышлял об этих словах. В это время сошел Дух Святой и освятил и просфоры, и юношу. Преподобному же Георгию, который в это время отдыхал после всенощного бдения, явился ангел и сказал: «Встань, пресвитер, и соверши Преждеосвященную службу над тем приношением, которое несет юноша, ибо оно освящено» 2 . Наши исследователи за отсутствием у них других источников широко использовали труд Льва Алляция, посвященный тому же вопросу и изобилующий выписками из редчайших рукописей Ватиканской библиотеки 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

1844 год Января 1 , Суббота. – Я служил обедню в Феодоровском монастыре. Обед у епитропов. Января 2 , Воскресенье, – День потерян. Января 3 , Понедельник. – Приготовления к поездке на Иордан. Января 4 , Вторник, – Выезд на Иордан с французами. Большой караван. – Ночлег в мечети пророка Моисея. Января 6 , Середа, – Выезд в 5 часов утра с фонарем. Гора Искушения. Елисеевы воды. Иерихон. Иордан. Неудовольствие на болгар. Тревога напрасная. Мертвое море. Монастырь Св. Саввы. Приезд в 7 часов. Января 6 , Четверг. – Обозрение монастыря и библиотеки; выезд в 11½ часов. Ночью дождь. Января 7 , Пятница. – Веден дневник от 28-го декабря. Сильный, холодный ветер дует. Но день ясен. Заметки. 1) Не лучше ли, чтобы здешние архиереи, исключая двух епитропов, жили в их епархиях? 2) В патриархии устроить семинарию и обучать в ней молодых монахов. 3) Этих монахов набирать из славян, арабов и греков для поддержания равновесия православия и для духовных утешений единоплеменников их. 4) Уменьшить число монашествующего духовенства, как в патриархии здешней, так и в патриархии цареградской. 5) Увеличить число монахов в палестинских монастырях. 6) Обратить внимание на улучшение сельского духовенства палестинского. 7) Устроить народные училища при митрополиях. 8) Обратить внимание на поправку и починку сельских церквей. 9) Патриархия богата, все прочее бедно. 10) Казна Гроба Господня пусть будет единая и нераздельная, но расходы пусть поступают и на сельское духовенство и церкви. 11) Сосчитать число сельских церквей и соразмерить с ними явные подаяния России .?. ? Тайных подаяний довольно для казны Гроба. 12) Уменьшить число сельского духовенства. Больно видеть в крошечной деревне Пастырей двух священников беднейших и оборванных. Для этой деревни достаточно и одного попа. 13) До распространения просвещения в народе не уменьшать числа церквей сельских и не присоединять их к другим ближним. 14) Учредить в Иерусалиме русскую миссию a) для видимого единения церквей иерусалимской, и антиохийской, и российской, и для взаимных известий;

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1 Как указывает патролог А.И.Сагарда (трактат «О Мелхиседеке»), Иероним упоминает в 73-м письме к пресвитеру Евангелу. В целом виде он представляет собою одно из «великого множества посланий» святого Евстафия, которыя, скажем словами блаженного Иеронима, «долго было бы перечислять», и был адресован Александру Александрийскому. От данного произведения до нашего времени дошло только три небольших фрагмента. Один из них издан на Греческом языке Cavallera, другой — на Латинском Leppoman " ом, и третий на Сирийском и Латинском Marmin’oм. Опираясь на сохранившиеся до наших дней фрагменты из этого трактата о Мелхиседеке, можно думать, что основная мысль этого сочинения была такова: в Священном Писании нет родословной Мелхиседека потому, что Мелхиседек был Хананеянином, а по еврейским понятиям «не следовало составлять Родословной и до рода Ханаана возводить того, кто находится на вершине праведности, ибо совсем не подобало достигшого высочайшей праведности сплетать с родом, достигшим крайняго нечестия». 2 Когда, по смерти Императора Клавдия, Иудеи вновь стали возвращаться в Рим, Акила и Прискилла также вернулись туда (Рим 16:3). — Ред . 3 Однако, завеса в Святой Святых храма Иерусалимскаго, разшедшаяся надвое в момент окончания Земной жизни Спасителя, по учению Церкви, свидетельствовала именно о прекращении действия Завета с народом Иудейским — не оправдавшим своего избрания — отвержении его и о начале Завета Нового с последователями Христовыми. — Ред . 4 По отличиям одежды первосвященника можно было узнать лишь при священнослужении. Впрочем, признание неведения своего относительно первосвя­щенника не было отрицанием силы сказанного Павлом. Заявляя, что он не ска­зал бы этих слов из уважения к достоинству первосвященника, он, однако, даёт понять, что оставляет за собою право повторить их в отношении самого поступ­ка — без внимания к личности. Данный урок беззаконно, тем самым, остаётся во всей своей силе и значении. — Ред . 5 Здесь, однако, нужно отметить, что Раав, считая евреев слугами Бога и пото­му уверенная, что Иерихон не устоит перед ними, ради спасения себя и своей семьи, предала свой народ на избиение, разграбление и уничтожение (Нав. 2:24) — Ред .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2802...

20-я ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ МАТФЕЯ И ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ. Путешествие Господа из Ефраима через Иерихон в Иерусалим на последнюю во время Его общественного служения Пасху На пути в Иерусалим Иисус Христос говорит ученикам Своим о предстоящих Ему страданиях, смерти и воскресении ( Мк. 10:32–34 ; Лк. 18:31–34 ; Мф. 20:17–19 ) В Евангелии ( Мк. 10:32–45 и парал.) говорится о путешествии Иисуса Христа с двенадцатью апостолами в Иерусалим пред праздником Пасхи. Когда были они на пути, восходя в Иерусалим, Иисус шел впереди их, а они ужасались и, следуя за Ним, были в страхе. Подозвав двенадцать, Он опять начал им говорить о том, что будет с Ним: «Вот, мы восходим в Иерусалим, и Сын Человеческий предан будет первосвященникам и книжникам, и осудят Его на смерть, и предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и будут бить Его, и оплюют Его, и убьют Его; а в третий день воскреснет!». Как показывает евангельская история, эта истина небезызвестна была уже апостолам. Спаситель неоднократно говорил им об отличии Своего Царства от обыкновенного царства земного и не раз напоминал им, что Сыну Человеческому подобает пострадать, и убиену быти, и в третий день воскреснути ( Мк. 8:31; 9:31 ). Но ученики или ужасахуся о словесех Его, или же с недоумением замечали: Господи, не имать быти Тебе сие. Так как теперь уже приближалось время исполнения этого предсказания, то Спаситель благоволил еще раз возвестить ученикам о том, что случится с Ним, – возвестить для того, чтобы они не подумали при виде страданий и смерти своего Господа, что это случилось нечаянно, и не предались бы, таким образом, неутешной скорби и отчаянию. Но души апостолов, еще не очищенные благодатию Духа Святого, по-прежнему не поняли надлежащим образом слов своего Учителя. Мысли свт. Феофана на 34 стих 18-й гл. Евангелия от Луки «Мысли на каждый день года» Господь сказал ученикам о страдании Своем, но они ничего не уразумели из сказанного: и бе глагол сей сокровен от них. А после не судили, что ведети верующим, точию Иисуса Христа, и Сего распята.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

III. Последние дни земной жизни Господа нашего Иисуса Христа 1. Первый день недели перед Пасхой Страдания Иисуса Христа (День приготовления пасхального агнца у евреев) (Мк. 11:1–11; Мф. 21:1–17; Ин. 12:12–15, 17–19; Лк. 19:29–44) На другой день Иисус Христос пошел в Иерусалим. Поравнявшись с селением Виффагией, которое лежало при горе Масличной, в смежности с Вифанией, Он остановился и, подозвавши двух Своих учеников, говорит им: – «пойдите в это селение, которое прямо перед вами (в Вифанию). При входе в него, вы тотчас найдете ослицу, привязанную, и с нею молодого осла, на которого еще никто не саживался; отвязавши, приведите ко Мне; и, если кто спросит вас: – для чего отвязываете? – скажите, что они надобны Господу, и, тотчас, отпустит их сюда». – Посланные пошли, и нашли ослицу, привязанную у ворот на перекрестке, и при ней молодого осла. Когда они начали отвязывать ослицу, чтобы вести ее с молодым ослом; хозяева их сказали им: «что вы делаете? зачем отвязываете ослицу?» Они отвечали, как им было приказано, то есть, что они надобны Господу; и те отпустили их. Между тем, в Иерусалиме, вероятно, от, сопровождавших Иисуса Христа через Иерихон, распространился слух, что Иисус идет в Иерусалим. Тогда многие из народа, пришедшего на праздник, взяли пальмовые ветви, и пошли к Нему на встречу. Когда же привели к Иисусу Христу ослицу с молодым ослом, ученики покрыли молодого осла одеждами своими, и посадили на него Иисуса. Таким образом, сбылось, писанное в книгах пророческих: скажите дщери Сионовой: не бойся! се, Царь твой грядет к тебе кроток, сидя на младом осле, рожденном от подъяремной. ( Ис. 62:11 ; Зах. 9:9 ) И, когда Он ехал, многие из народа постилали одежды свои по дороге; а иные срезывали ветви с дерев, и бросали по дороге. Он поднимается на верх горы Масличной, откуда открывался вид на весь святой город. Тогда все множество учеников начали в радости велегласно хвалить Бога за все чудеса, какие они видели. Из народа, со всех сторон, и от тех, которые встречали, и от тех, которые сопровождали, послышались восклицания: «Осанна (помоги, Господи!) Сыну Давидову! Благословен, Грядущий, во имя Господне! Благословенно, наступающее царство Отца нашего Давида! Благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небеси, и слава в вышних! Благословен, грядущий во имя Господне, Царь Израилев! Осанна в вышних (помоги, Всевышний Боже)!»

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Bogoslo...

Архив Пн О чинопоследовании Елеосвящения 26 декабря 2012 г. 21:00 1. Богословские и библейские основания таинства Елеосвящения Согласно определению составленного святителем Филаретом Московским  Катехизиса, «Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные» словам святителя Симеона Солунского, «елей [таинства] есть елей святой по силе священнодействия, и исполнен божественной силы, и вместе с тем, как умащает чувственно, он просвещает и освящает и души, укрепляет силы, как телесные, так и духовные, исцеляет раны, уничтожает болезни, очищает от нечистоты греховной и имеет силу подавать нам милость Божию и умилостивлять Его» В древности елей, то есть масло оливкового дерева, использовался очень широко. В Ветхом Завете о нем говорится и как о важнейшем продукте питания, и как о неотъемлемой принадлежности храмового богослужения (хлеб, входивший в состав жертвоприношений, изготовлялся с добавлением елея, елей горел в лампадах Храма, им помазывались священники при их поставлении, а также жертвенники и принадлежности Храма и т.д.), и, наконец, как о лекарстве (см., напр., Ис. 1:6). Помимо того, елей наделялся символическим значением — как знак милости Божией и радости о жизни по заповедям. В культуре античности елей также занимал важное место, особенно в медицинской практике. Именно елей, а также вино, описаны как врачебное средство в притче Господа нашего Иисуса Христа о милосердном самарянине: «Некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым … Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино» (Лк. 10:30, 33-34). Итак, с внешней стороны таинство Елеосвящения тесно связано с древней практикой врачевания ран и болезней при помощи помазания елеем. Но церковное таинство к этой практике отнюдь не сводится. Согласно Евангелию, апостолы, по повелению Христову, «многих больных мазали маслом и исцеляли» (Мк. 6:13). Очевидно, что эти исцеления совершались не просто благодаря медицинским свойствам елея, но благодатью Божией, так как апостолы исцеляли силой и властью, полученной от Самого Христа.

http://patriarchia.ru/db/text/2674617.ht...

архим. Модест (Никитин) Содержание Предисловие Введение I глава II глава III глава IV глава V глава VI глава VII глава Приложение (перевод творений св. Астерия) Слово о пророке Данииле и Сусанне На 5-ый псалом. Слово 1-ое Ha тот же 5-ый псалом. Слово 2-ое На тот же 5-й псалом, иначе. Слово 3 Ha тот же 5 псалом, иначе. Слово 4 На толкование 5 псалма, слово 5, в котором говорится и о Иосифе. Сказано в Великий Второй день (Понедельник) Беседа на 6-ой псалом На 7-ой псалом Отрывки из сочинений Астерия (По Библиотеке Фотия) Из слов на текст: „человек некий схождате от Иерусалима в Иерихон» Его же слово на текст: „человека два внидоста в церковь помолитися» (Лук.18:10) Его же слово о Закхее Его-же о двух сыновьях, упомянутых у Луки Его-же о слуге сотника, которого исцелил Господь Его-же слово о Иаире и кровоточивой     Предисловие Мир и Церковь в лице своих представителей очень часто не понимали и не понимают друг друга. Они говорили и говорят разными языками. Властные божественные глаголы Слова Божия не проникают в сердце легкомысленных сынов земли, не трогают, не поражают его до изменения мыслей, настроений, чувств и желаний. Если слово Церкви ведет в глубины и тайны неба, приподнимает завесу над „бездной богатства, и премудрости, и ведения Божия», то мир восклицает на это: „какия странныя слова! Кто может это слушать?!» ( Ин.6:60 ). Если Церковь говорит, наоборот, простыми, ясными словами земли, в которых „каждый слышит собственное наречие» ( Деян.2:8 ), чувствует язык своей души, узнает свои собственные мысли, чувства и желания, то все изумляются и, недоумевая, говорят друг другу: „что это значит? Сии говорящие не все ли Галилеяне... как же мы слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?» Минута сомнения, потом насмешка и разгадка готова: они напились сладкого вина ( Деян.2:7–8, 11–13 ). Если представители Церкви внимательно приникают к интересам земли, одушевленным языком говорят о хлебе, питающем человечество, болезнуют и служат немощам его, тогда народ возвышает голос свой, говоря по-ликаонски: „боги во образе человеческом сошли к нам» ( Деян.14:11 ). Но лишь только служители слова, оставив такие речи, скажут властно и строго: „не любите мира, ни того, что в мире: кто любит мир, в том нет любви Отчей» ( 1Ин.2:15 ), восторженные ликаонские речи сменяются криками ненависти: „они не говорят ничего истинного, а все лгут» ( Деян.14:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Asterij_Amasij...

Библия и наука о сотворении мира протоиерей Стефан Ляшевский Содержание Информация о первоисточнике Введение Часть I. Что такое " дни " творения? Шесть дней творения в свете современных геологических знаний Книга Бытия. Особенности ее написания Взгляд, которого придерживается современная наука о прошлом Земли Как богословская мысль относится к открытиям современной геологии Эволюционная теория. Ее ошибки Вселенная и человек как часть бесконечного Божьего мира Астрономический период истории Земли Первый день творения Второй день творения Геологический период истории Земли Третий день творения Четвертый день творения Пятый день творения Шестой день творения Седьмой день, когда Бог почил от дел своих Часть II. Первые люди на Земле. Что говорит о них Библия и данные современной археологии Предисловие Вопрос о Палеолите Учение о палеолитическом человеке Палеолитический период Антропология Палеолита Потомки Каина и потомки Сифа Всемирный Потоп. Почему его можно назвать " всечеловеческим " ? Новое человечество. Сыновья Ноя – Сим, Хам, Иафет Потомки Иафета на Западе. Неолитический период в Европе Часть III. Человечество Бронзового и Железного веков. Эпоха, предшествующая времени написания Библии Предисловие Потомки Сима. Семитическое царство. Вавилон Потомки Иафета на Востоке. Арийское ведическое царство Бронзовый и Железный века в Европе Часть IV. История человечества от Адама до Авраама. Первоначальная Ветхозаветная Церковь Введение Жизнь на Земле до Потопа Рай Бессмертный Адам. Существовала ли смерть в Раю? Дерево жизни Первое Богослужение на Земле Создание первых городов Быт потомков Адама Палеогеография Древнего Востока Две Земли, Богом избранные: территория Рая – колыбель человечества и Палестина Иерихон. Захоронено ли тело Адама на Голгофе? Жизнь после Потопа Ной. Создание Ковчега Территория, затопленная во время Потопа Возвращение Ноя на родину. Благословение Симу и Иафету История поисков Ноева Ковчега Создание Вавилонского и Египетского царств по библейским и археологическим данным

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2425...

Глава 1. «Иерусалим, избивающий пророков» Какое место занимал Иерусалим в жизни Иисуса Христа? Если судить по Евангелиям от Матфея и Марка, то вплоть до Его торжественного входа в Иерусалим этот город не занимал в Его жизни никакого места. Основное действие этих Евангелий разворачивается в Галилее, упоминаются другие области (Заиорданье, страны Кесарии Филипповой, земля Гадаринская, или Гергесинская, Иерихон), но об Иерусалиме в них ничего не говорится. На этом основании можно было бы предположить, что Иисус вообще не бывал здесь до того, как торжественно вошел сюда за несколько дней до Своей последней Пасхи. Несколько иную картину рисует евангелист Лука. От него мы узнаём, что сорокадневный Младенец Иисус был принесен родителями в храм Иерусалимский, где Его благословили старец Симеон и праведная Анна ( Лк.2:22–38 ). В этом же Евангелии мы узнаём о случае, произошедшем с двенадцатилетним Отроком Иисусом, когда во время ежегодного паломничества в Иерусалим на Пасху Он не вернулся со Своими родителями, а остался в храме, чтобы послушать наставления учителей ( Лк.2:41–50 ). Композиционной особенностью Евангелия от Луки является то, что значительная часть материала (около трети от общего объема) встроена в последнее путешествие Иисуса в Иерусалим ( Лк.9:51–19:28 ). По ходу этого путешествия Иерусалим многократно упоминается, как бы незримо присутствуя в повествовании, но основные события тем не менее происходят вне него. И только из Евангелия от Иоанна мы узнаём о том, что обычай посещать Иерусалимский храм по большим праздникам Иисус сохранял и после Своего выхода на проповедь . Именно в Иерусалиме происходят те беседы и чудеса Иисуса, о которых повествует Иоанн. Его Евангелие, таким образом, восполняет очень существенную лакуну, образовавшуюся вследствие того, что евангелисты-синоптики концентрируют основное внимание на Галилее и других областях Палестины, обходя молчанием главный город всего израильского народа, центр его религиозной и политической жизни. Евангелисты рисуют Иисуса Человеком, Который знал не только о том, что Ему надлежит умереть на кресте, но и что это произойдет в Иерусалиме. Объяснял Он это тем, что не бывает, чтобы пророк погиб вне Иерусалима ( Лк.13:33 ). За этим объяснением, кажущимся простым и кратким, стоит вся история взаимоотношений Бога с израильским народом, – история, в которой особое место занимали пророки.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010