Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Олег Стеняев Проповедь в Неделю о блудном сыне " loading="" decoding="" title=""/> Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Евангельские воскресные чтения, вводящие нас в Великий Пост, имеют поразительную особенность. Все эти Евангелия говорят о том, что иногда последние становятся первыми, а первые становятся последними. Так, например, воскресное Евангелие о самарянине рассказывает о том, как был избит человек, но священник ортодоксальный пробежал мимо, певчий ортодоксальный пробежал мимо и только сектант самарянин остановился, помог. Потом идет у нас Евангелие о Закхее. Это был самый плохой человек в городе Иерихон, начальник мытарей, отмеченный увечьем, карлик, презираемый всеми, но мы знаем, как Христос возвысил его. Дальше, следующее воскресение: притча о мытаре и фарисее. Фарисей идеальный прихожанин, два раза в неделю постится, десятину отдает, а мытарь прохожанин: зашел, стал у порога, но Бог принимает молитву именно мытаря. Сегодняшнее Евангельское чтение о блудном сыне, о самом слабом звене в семье, где был отец, были его дети и один был самый непутевый. Почему церковь установила так, что воскресное Евангелие, вводящее нас в течение Великого Поста рассказывает о том, что реально последние становятся первыми, а те, которые первые — последними? Потому, что цель поста — ПОКАЯНИЕ! Но каяться может только тот человек, который осознает свою ГРЕХОВНОСТЬ! Как осознавал Закхей, как осознавал мытарь и, естественно, самарянин понимал неполноценность своего состояния, а сегодня мы читаем о блудном сыне. “Еще сказал: у некоторого человека было два сына, и сказал младший из них отцу… Вот эта деталь “младший из них”, то есть сыновей было значительно больше двух как минимум, свидетельствует о том, что он был и в духовном смысле младшим, то есть, отставал от своих братьев во всем. “… и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно”. Мы видим беспечность этого молодого человека, который наследие своего отца пустил на блуд, на распутный образ жизни, пьянство, увеселение, чрезмерные трапезы. Может ли он служить примером? Может, но не в этом, а в другом. “Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему”.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-ne...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Олег Стеняев Проповедь в Неделю о мытаре и фарисее " loading="" decoding="" title=""/> Во имя Отца и Сына и Святого Духа! В прошлое воскресение мы беседовали о самом плохом жителе города Иерихон, о Закхее и вы помните, чем закончилась эта история. Сегодня мы будем беседовать о самом хорошем прихожанине и самом плохом прихожанине Иерусалимского храма. Евангелие от Луки 18 гл., 9 ст. и ниже. “Сказал, также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны и уничижали других, следующую притчу”. Итак, притча о мытаре и фарисее. Она была рассказана для тех людей, которые считали себя праведными, а вот то, что они уничижали других, это и проистекало из того, что они считали себя праведными, то есть, они считали себя лучше других людей, они считали себя лучшими людьми и таким образом согрешали перед Богом. Пророк Исаия пишет о таких людях: ваша праведность, как запачканная одежда. И вот эта притча: два человека вошли в храм помолиться. Ну, мы знаем, что те, кто ходят в храм помолиться, это прихожане. Прихожане бывают разные — молодые, старые, пожилые, совсем юные, дети, мужчины и женщины. А здесь вошли два: один из которых был самый образцовый прихожанин, а другой самый плохой. Два человека вошли в храм помолиться. Один фарисей, а другой мытарь. Но мы знаем с вами, кто такие мытари: Закхей был мытарь, это коллаборационисты, предатели собственного народа, враги Божией веры. Фарисей, став, молился сам в себе так: “Боже, благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди: грабители, обидчики, прелюбодеи или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю”. Это образцовый прихожанин. Удивительно благочестивый человек. Настоящий церковный человек. Постится два раза в неделю, из всего, что приобретает десятую часть отдает в Дом Божий! Многие приходы хотели бы иметь побольше таких прихожан : удобных в общении, дисциплинированных, не создающих никаких скандальных проблем. Люди с большой буквы. религиозный истеблишмент. А кто там еще пришел? Мытарь же, стояв вдали, не смел даже поднять глаза на небо, но ударяя себя в грудь говорил: Боже! Будь милостив ко мне грешному.

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-ne...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Евангелия Великого поста 24 мин., 13.03.2021 Содержание Евангелия Великого поста — особенные. Каждое великопостное воскресенье читается отрывок, который призывает верующих задуматься о том или ином аспекте духовной жизни, чтобы с чистым сердцем встретить праздник Воскресения Христова. Великопостный цикл начинается с четырех подготовительных недель («неделя» по-церковнославянски означает воскресенье — Прим. ред.) , за которыми следуют шесть недель, относящихся непосредственно к постному периоду. Особняком стоит Страстная Седмица — последняя неделя перед Пасхой. Евангелие предподготовительной недели Великого поста Неделя о Закхее . Евангелие от Луки, глава 19, стихи 1-10 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее. Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. И он поспешно сошел и принял Его с радостью. И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку; Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее. Евангельское чтение о сборщике податей Закхее призывает иначе посмотреть на тех, кого все презирают, и ставит вопрос о том, имеем ли мы право судить других. Закхей так хотел увидеть Христа, что не побоялся выставить себя на посмешище, и даже залез на дерево, потому что устал от удушающей атмосферы, которая царила в его жизни. Но когда Христос решил войти в его дом, толпа осудила обоих — и чиновника, и Спасителя. Имели ли эти люди право считали себя праведниками? Размышляет священник Стефан Домусчи.

http://foma.ru/evangelija-velikogo-posta...

Слово в Неделю о Закхее Прииде Сын человеч взыскати и спасти погибшаго ( Лк.19:10 ). Недавно мы торжествовали празднество во славу Рождества Христа Спасителя. Радостно и вожделенно, отрадно и утешительно для нас это великое торжество. Ибо мы воспоминаем в нем пришествие в мир единородного Сына Божия, Господа Иисуса Христа, для спасения грешного и погибавшего рода человеческого. Чтенное ныне Евангелие наглядным и ощутительным образом представляет нам действие искупления грешных человеков, а в том числе и нас, и вместе поучает нас и самих стремиться к получению спасения и нашим ближним способствовать к достижению той же великой цели. Св. евангелист Лука повествует, что Иисус Христос однажды проходил чрез Иерихон. В это время некто по имени Закхей, по должности старейшина над мытарями или сборщиками податей, по состоянию человек богатый, очень желал видеть Господа Иисуса. Но этого желания Закхей не мог привести в исполнение, потому что был мал ростом. Однако ж это не охладило и не остановило маловозрастного, но проникнутого великою благочестивою любознательностию старейшины мытарей. Забежав вперед по предлежавшему Иисусу Христу пути, он взлез на смоковницу, с которой удобно мог видеть высокого, Божественного Путешественника. Проходя мимо смоковницы, Иисус Христос взглянул на нее, и, увидев Закхея, сказал ему: «Закхей! сойди поскорее, ибо сегодня Мне нужно быть у тебя в доме». Обрадованный Закхей поспешно сошел с дерева и принял небесного Посетителя с радостию. Между тем все сопровождавшие и окружавшие Путешественника и бывшие свидетелями посещения Им дома грешного мытаря с ропотом сказали, что Он вошел к грешному человеку. Но этот грешный мытарь, глубоко чувствуя великость оказанного ему внимания и благоволения, став пред Иисусом Христом, сказал Ему: «Господи! Я половину имения моего отдам нищим и, если кого чем обидел, вознагражу вчетверо». На такой высокий и благородный вызов справедливости и благотворительности Божественный Посетитель дома Закхеева произнес сладостное обетование: «Ныне пришло спасение и сему дому, потому что владелец его явил себя сыном Авраама. Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее».

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Ilinsk...

сост. А.В. Фомин Глава 6. Явление и чудотворения святых Архангелов Рассказы о помощи Архистратига Божия Михаила Первым из семи Архангелов и начальником Небесных Сил является Михаил. В древности св. Архистратиг Михаил был особенным покровителем еврейского народа. Вот некоторые тому примеры. Спор с дьяволом о теле Моисея По смерти Моисея Господь скрыл место его погребения, чтобы отклонить израильтян от всякого соблазна к идолослужению. Несмотря на все козни сатаны, Архистратиг Михаил устроил так, что никто «не знает [места] погребения» ( Втор. 34:6 ). Господь скрыл место погребения Моисея, быть может, для того, чтобы евреи не стали воздавать его телу поклонения, ибо они неоднократно поклонялись языческим богам. Ненавидящий людей дьявол покушался погубить избранный народ Божий и для этой цели желал открыть место погребения тела Моисеева. Тогда святой Архистратиг Михаил, явившись, запретил ему именем Господа и тем спас евреев от гибели. Об этом упоминает святой апостол Иуда в своем послании: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле... сказал: да запретит тебе Господь» ( Иуд.1:9 ). Явление Иисусу Навину При переходе через Иордан Архистратиг Михаил явился Иисусу Навину в виде мужа с обнаженным мечом в руке, когда израильский вождь осматривал стены Иерихона с целью определить, с какой стороны начать осаду. Об этом явлении так повествуется в Книге Иисуса Навина: Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнаженный меч. Иисус подошел к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших? Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришел [сюда]. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал ( Нав. 5:13–15 ) Иисус исполнил повеление его. Это явление святого Архангела Михаила воодушевило Иисуса Навина надеждой на небесную помощь. Вскоре Сам Господь явился Иисусу Навину и научил его способу, при соблюдении которого Иерихон, первый сильный город в ханаанской земле, был успешно взят.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Что такое Церковь? И где ее границы? У нас в России возникло новое толкование учения Христа. Некая внутрицерковная фронда, предлагающая ценности, которые косвенно обвиняют нашу церковь в формализме и фарисействе. 9 июня, 2014 У нас в России возникло новое толкование учения Христа. Некая внутрицерковная фронда, предлагающая ценности, которые косвенно обвиняют нашу церковь в формализме и фарисействе. Если посмотреть с неба, то это часть мистического тела Христова, спроецированного на Землю. А если посмотреть нашими глазами, то это одна семья, родня в Духе святом Родственники все разные. Поэтому церковный народ иногда путается и не узнает в толпе свою Христову родню. В Евангелии мы читаем о том, что и в древности была проблема в узнавании своих. Фарисей спросил Христа: — А кто мой ближний? При всем негативе образа фарисеев, нужно отметить, что они были единственными представителями клира, с которыми Христос вообще беседовал. Священников и левитов Он вообще игнорировал. Христос ответил притчей о человеке избитом и лежащем у дороги, и о том, что его спас и заплатил за лечение иноплеменник. В этой притче можно заметить следующее: Этот несчастный шел из ИЕРУСАЛИМА в ИЕРИХОН — шел из духовной столицы враждебного народа в город грехов. Из гористого Иерусалима — в низину Иерихона. Как бы символично, от неба к земле Милосердный самарянин, наоборот, шел нагруженный добром в Иерусалим. Как бы от земли к небу. Доказательство любви и верности Бога вылилось в том, что самарянин СВОИМИ руками перевязал раны и пожертвовал СВОИ деньги. Отвечая на вопрос фарисея: кто мой ближний?», Христос гениально переключил систему координат, в которой человек рассматривал себя и мир. Фарисей ставил себя в центр и спрашивал: «Кого МНЕ нужно любить?». Христос сбивает точку отсчета координат с личности фарисея и устанавливает ее в Боге. Ответ на вопрос, кто мой ближний имеет ответ: — Те, кто нуждается в Боге. У дороги лежит человек, брошенный и оскорбленный людьми. «Миряне» его прибили. Священники прошли мимо. Ему остается надеться только на чудо. И оно приходит. Приходит именно от Бога. Потому что ни любовь, ни милосердие не являются из земной природы человека. По земному закону человек человеку – волк. Любовь – исключительно дар Божий. И им владел самарянин.

http://pravmir.ru/chto-takoe-tserkov-i-g...

Что ты хочешь от Бога? Одна из последних проповедей протоиерея Василия Ермакова († 3 февраля 2007 г.) Источник: Газета Эском – Вера Во имя Отца и Сына и Святого Духа. «Что ты хочешь?» – две тысячи лет назад обратился Господь наш Иисус Христос к слепому, сидящему у дороги, ведущей в город Иерихон. Этот слепой нищий услышал, что идёт Сын Давидов, Спаситель мира, что идёт особый Человек, и стал кричать: «Иисус, Сын Давидов! Помилуй меня!» Его хотели оттолкнуть, отодвинуть, но он продолжал кричать, и когда Господь подошёл к нему и спросил: «Чего ты хочешь от Меня?», он сказал великие слова, которые его, слепого, скорбящего, привели к Богу: «Да прозрею». Он ничего не хотел другого, и голос совести ему подсказал: надо прозреть, чтобы иметь веру. Его слова, обращённые к Спасителю, не были пустыми, не были данью моды того времени. И Бог даровал исцеление, как Он даровал исцеление десяти прокажённым мужам. «Чего вы хотите?» – «Да очистимся». Они получили исцеление, проказа их оставила, но только один, как говорит Евангелие, пришёл благодарить Бога. Таких предательств Бога было очень много две тысячи лет назад при Его земной жизни. Таких предательств Бога много совершилось и в многовековой истории человечества, как в общем мировом масштабе, так и в нашей российской жизни. На слова слепого, обращённые к Спасителю, Он сказал: «Прозрей, вера твоя спасла тебя». Вот если бы сегодня обратиться к вам, к россиянам, идущим в церковь и спросить: чего ты хочешь? Вот ты пришёл в церковь: что ты хочешь в данный момент твоего пребывания в храме Божьем? Ты хочешь понаблюдать, присмотреться, поставить свечу или переродиться благодатью Божьей? Потому обо всём, что ты совершал нехорошего, плохого, грешного, надо подумать, идя на встречу к Богу. Ведь Господь стучится в сердце каждого из нас скорбями, болячками, горестями. «Что ты хочешь?» И на этот зов Божий как отзываются люди? – «Я хочу от Бога счастья, богатства, благополучия, здоровья, житейской мощи, всего, но только не веры в Бога». Я вам говорю слова той жестокой правды, с которой я встречаюсь 50 с лишним лет.

http://pravoslavie.ru/37262.html

Мы выслушали, братья, в Евангелии притчу Господа нашего Иисуса Христа о том, как «некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым» ( Лк.10:30 ). Иерей и левит, проходившие той же дорогой, посмотрев на него, прошли мимо. А какой-то самарянин, придя туда и увидев его, сжалился над ним; взяв вина и масла, он смешал их и возлил на раненого, перевязал ему раны, посадил его на своего осла, отвез его в гостиницу и дал содержателю гостиницы два динария, со словами: «позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе» ( Лк.10:35 ). Рассмотрим же эту притчу, чтобы, уразумев ее сердцем и умом, познать, тайны Божьи. Человек – это Адам, Иерусалим – это небесный порядок жизни и мудрость, Иерихон же – мир; и вот, насколько Адам прежде преслушания обладал небесной мудростью и проводил жизнь равноангельскую, он имел свободный вход в небесный город Иерусалим, и, пребывая в заповедях Божьих, никем не был побеждаем, ни от кого не терпел ран. Когда же ослушался Бога и не соблюл Его заповедей, но поддался обольщению змея, тогда он сошел в Иерихон, то есть на эту землю, и стал делать земное. Ведь название – Иерусалим переводится словом – восхождение, Иерихон же означает – потоп. Следовательно, нисхождение из Иерусалима в Иерихон равносильно переходу от небесной жизни к жизни по наветам дьявола. Между тем, кто соблюдает заповеди Божьи, тот жительствует на небесах, как именно говорит апостол: «Наше же жительство – на небесах» ( Флп.3:20 ). Итак, сошел (Адам) от славы к бесславию, из рая сладости на землю, поросшую тернием, от жизни к смерти. «В день, в который ты вкусишь от дерева, – сказал (Бог), – смертью умрешь» ( Быт.2:17 ), то есть грехом, потому что грех – преслушание Богу – есть смерть души. Удалился (Адам) от правды, бывшей в раю, от святости, свойственной небу, и пришел в Иерихон, т. е. впал в преслушание, в греховную смерть. Тут подвергается он, далее, нападению разбойников, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Скачать epub pdf Толкование на Евангелие от Луки в неделю тридцать вторую (Лк.19:1–10) Непросвещенные и неразумные идолопоклонники, неведущие истинного Бога, ни неусыпного Его о всем попечения, обожая пустые свои мечтательности, бываемые по промыслу Божию, приписывали фортуне. Почему фортуну, которая есть ничто, ни видимая, ни невидимая, ниже существующая, но токмо гнусное умоначертание, пустое название, вещь ничего не значащая, почитали несчастные за богиню и, соделав различнообразного идола, и разные жертвенники, жертвовали сей: и если что случалось с ними, к оной безрассудно относили. Останки сего заблуждения и доныне в сообществах христианских не не имеют места. Нет сомнения, что ни один из христиан не почитает фортуну или случай за богиню, ни кумира творит, ни поставляет жертвенники во имя той, ниже обожает сию: однако если случится счастие, всякий говорит, что его осчастливила фортуна, если же несчастие – не осчастливила. Если же спросишь, что такое есть фортуна? ясно из ответа познаешь, что ответствующий тебе и не знает и не понимает, что говорит. Ибо ни неученый, ни просвещенный объяснил когда-либо, что такое называется случаем. Иисус Христос, возвед очеса, зрит Закхея, седящего на смоковнице: и сие послужило спасением для Закхея. Неверный, не понимая сам своих слов, не усомнится сказать, что Иисус Христос воззрел и узрел Закхея по случаю: но верный не обинуясь признает, что Иисус Христос, яко Сердцеведец, узнав Закхееву наклонность к обращению к вере и покаянию, нарочно взглянул и узрел его, да подаст ему спасение. Внемлющий толкованию нынешнего Евангелия уверится в сей истине совершенно. Лк.19:1–3 .  «Во время оно, прииде Иисус во Иерихон. И се муж нарицаемый Закхей, и сей бе старей мытарем, и той бе богат. И искаше видети Иисуса, кто есть, и не можаше от народа, яко возрастом мал бе.» Продолжает Божественный Евангелист повествование о путешествии Иисуса Христа во Иерусалим ( Лк.17:11 ). Сказав же во-первых: «бысть же егда приближишася во Иерихон» ( Лк.18:35 ), и упомянув о чуде, над слепцом случившемся близ Иерихона, и далее показывает: «и вшед прохождаше Иерихон», то есть, вшел во град Иерихон и, проходя чрез него, вшел во Иерусалим. И в то самое время, когда прошел Иерихон, встретился Ему на пути некий человек, нарицаемый Закхей, «старый мытарем», то есть, первоначальный из мытарей, – тех людей, которые собирают царские подати. Сей Закхей был притом богатый. Слыша же, как видно, славу о Иисусе Христе, и о преславных Его чудесах, наипаче о чуде, незадолго пред сим случившемся вне града Иерихона над слепым, искал видеть Иисуса Христа, кто есть? желал, то есть, и хотел, да очевидно узрит, кто таковый есть Сей Иисус, толико прославленный и чудотворный. Но хотя желал он видеть Иисуса, но поелику между им и Иисусом находилось множество народа, он же был мал возрастом; того для не мог узреть Сего.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

Разделы портала «Азбука веры» ( 12  голосов:  4.7 из  5) Иисус Назорей идет! Вместо предисловия Дело было на дороге в Иерихон. В придорожной пыли сидел человек. Сколько сидел — кто скажет? Не знатен, не богат, не знаменит. Но его запомнили уже хотя бы потому, что он был современником Христа, жил с Ним в одной стране, говорил на одном языке, правда, ни разу Его не видел и никогда не слыхал Его речей и наставлений. Он был нищим слепцом и дни свои проводил у большой дороги, прося милостыню и догадываясь по шуму улицы, чем занят зрячий народ. Иисус шел из Иерихона в Иерусалим. Это был трудный путь, и Учитель признался апостолам, почему так трудно идти: мы восходим в Иерусалим, и совершится все, написанное через пророков о Сыне Человеческом. Ибо предадут Его язычникам, и поругаются над Ним, и оскорбят Его, и оплюют Его, и будут бить, и убьют Его: и в третий день воскреснет ( Лк. 18:31-33 ). Но ученики тогда ничего не поняли, ведь Господь часто говорил притчами, а может быть, их просто смутило слово «восходим» — ναβανομεν — вот тут Учитель точно заметил! Приходится воистину карабкаться, взбираться, совершать восхождение, «анабасис», потому что Иерихон лежит ниже Иерусалима, и чтобы добраться до Святого города, надо набраться терпения и идти в гору. Куда легче давался путь от Иерусалима в Иерихон — спускаться вниз всегда проще. Если бы нашелся какой-нибудь невозможно круглый человек, вот кому бы путешествовать: пустился из иерусалимских ворот и не заметил, как сам собой докатился до стен Иерихона. Иерусалим — наверху, Иерихон — внизу. Само положение городов словно воплощенная притча: горний град с храмом Божиим, до которого трудно добраться, и влекущий долу город человеческой суеты и неумолкающего шума, к которому так легко скатиться. И сидел слепец при пути, словно тоже докатился до такой пыльной и незрячей жизни. Он никогда не видел Христа, не слышал Его голоса. Но люди не умолкая говорили о Нем как о чудотворце и Учителе Истины. Вот почему весь сон придорожного зноя и дремота однообразной жизни слетели с него, когда он услышал одну только фразу: Иисус Назорей идет!

http://azbyka.ru/fiction/priblizhaetsja-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010