Беседа 13. Исцеление двух слепцов иерихонских Мы продолжаем наши беседы по Евангелию от Матфея на радио «Радонеж», и сегодня мы рассмотрим две темы: Исцеление двух слепцов иерихонских (20, 29–34) и Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим (21, 1–11). Вторая тема откроет нам события, связанные со страданиями и смертью Сына Божия. Но эти темы: Исцеление двух слепцов иерихонских и Вход Господень в Иерусалим связаны между собой. Ибо путь из Иерихона в Иерусалим предначертан для каждого ищущего спасения, и, не пройдя по нему, мы не сможем пережить духовного воскресения, которому предшествуют страдания и сама смерть. Итак, читаем 20-ю главу с 29-го стиха: Мф.20:29 . «И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа». Здесь мы опять видим исход Христа из Иерихона в Иерусалим. Из проклятого города – в город благословенный. Значение названия «Иерихон» неясно, обычно считается, что это слово происходит от еврейского слова: яреах – «луна», то есть «город луны». Иерихон также называли «городом пальм». Иерихон располагался в плодородной долине, вблизи гор, рядом с Иорданом, за которым простирались земли Моава. Близ Иерихона проходила граница между уделами Ефрема и Вениамина. Город славился своими пальмами, а также производством бальзамов; был важным торговым центром. И в то же время именно на этот город во дни Иисуса Навина было наложено проклятие, в результате которого стены Иерихона рухнули. Это была первая хананейская твердыня, сокрушенная народом Божиим. Сказано: «город будет под заклятием, и все, что в нем… но вы берегитесь заклятого, чтоб и самим не подвергнуться заклятию, если возьмете что-нибудь из заклятого, и чтобы на стан [сынов] Израилевых не навести заклятия и не сделать ему беды» ( Нав.6:16–17 ). Все, что было в Иерихоне, подпадало под заклятие (проклятие). И только Раав блудница и все, что было у нее, было благословлено Богом, так как она во дни Иисуса Навина укрыла его соглядатаев (разведчиков) в своем доме и помогла им бежать. Из всего огромного, по тем временам, города только одна проститутка Раав и ее близкие получили защиту и покровительство Бога за то добро, которое она сделала. И это очень знаменательно… И от Раав (она праматерь Иисуса Христа) в этот мир, по плоти, придет Тот, Который однажды скажет: «истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» ( Мф.21:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Беседа на 15-е воскресение Евангельских чтений по Луке, имеющая своей темой исправление и спасение начальника мытарей Закхея В ней же говорится и против сребролюбия 579 1. Недавно, когда Евангелист Лука повествовал об исцелении прокаженных, а затем и слепцов по плоти, то и мы имели это исходным пунктом нашей духовной беседы к вашей любви 580 ; сегодня же мы возьмем темой обитающего в Иерихоне слепца по душе Закхея и его душевное прозрение. Это было великим чудом в отношении его, и не меньшим в сравнении с чудом в отношении оных (слепцов по плоти): потому что и он имел помраченными внутренние глаза сердца, как оный слепец имел помраченными внешние глаза лица: потому что и он, как повествует евангельская история, отнюдь не мог видеть Иисуса; освободился же и он от духовного помрачения, прозрев по единому слову Того, Кто в начале единым словом установил свет и осиял всю чувственную (принадлежащую к материальному миру) тварь. Потому что, как некогда, прежде чем Бог сказал: «Да будет свет: и бысть свет» ( Быт.1:3 ), мрак был над бездной, так и теперь, прежде чем Господь сказал Закхею: «Днесь в дому твоем подобает Ми быти» ( Лк.19:5 ), страшный мрак сребролюбия, давя, лежал на его душе: потому что мысли его всецело вместе с золотом были зарыты в темных местах, где сребролюбцами запрятывается золото и серебро: – «Идеже бо есть сокровище твое 581 ., ту будет и сердце твое» ( Мф.6:21 ), говорит Господь. 2. Итак, сначала рассмотрим, что говорит про него евангельское повествование 582 . «Во время оно вшед Иисус, прохождаше Иерихон». В какое это «оное время»? – Тогда, когда Он очистил 583 прокаженных, когда просветил слепцов 584 , когда, в результате их рассказа, со множеством других Он и Закхея привлек к желанию Его увидеть. Итак, «Вшед Иисус, прохождаше Иерихон»; – не только Иерихон, но Иудею и Галилею, и вообще – всю землю Он проходил : потому что Он не пришел для того, чтобы здесь оставаться телесно, хотя, как Он соблаговолил, ради нас Он восприял наше тело, – но чтобы пройти (нашу землю) и взойти на небо, откуда Он и сошел, совознося с Собою наше смешение 585 и поставляя его выше всякого начала и власти; но и для пользы учения Он, обходя, проходил все места Палестины.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

Милосердный самарянин В разбойники впадый аз есмь помышленми моими (устремились на меня помыслы, как разбойники), весь от них уязвихся ныне и исполнихся ран: но Сам ми представ, Христе Спасе, исцели. Священник мя предвидев (заметив) мимоиде, и левит видя в лютых (в беде) нага, презре: но из Марии возсиявый Иисусе, Ты представ ущедри (умилосердись) мя. Гноение, Спасе, исцели смиренныя моея души, едине Врачу: пластырь мне наложи и елей и вино, дела покаяния, умиление со слезами. В основе этих покаянных стихов лежит евангельская притча о милосердом самарянине. В этой притче дан ответ одному законнику на его вопрос: кто ближний мой? ( Лк.10:29 ). Иудеи признавали ближними только единоземцев и единоверцев, прочих они чуждались и презирали. Особенно они гнушались самарянами, хотя среди самарян были люди, достойные уважения и сочувствия по их нравственным качествам. Таковым именно является самарянин в притче Спасителя. Один путник шел из Иерусалима в Иерихон. На дороге на него напали разбойники, ограбили его, изранили и оставили еле живым. Священник и левит, служители Бога Израилева, проходившие той же дорогой, заметили его, но прошли мимо, не подав ему руку помощи. Помощь оказал ему самарянин, проезжавший той же дорогой. Заметив его, он пренебрег опасностью нападения разбойников, остановился, подошел к несчастному, перевязал ему раны, возливая на них масло и вино, потом посадил его на своего осла, привез в гостиницу и стал ухаживать за ним. На другой день, отъезжая, поручил попечение о больном хозяину гостиницы, оставил ему на необходимые издержки деньги и сказал: «Если израсходуешь больше, я отдам тебе, когда возвращусь». Законник, выслушав притчу, должен был согласиться, что милосердый самарянин более заслуживает именоваться ближним, чем двое иудеев, и притом не простых иудеев, а служителей храма, не принявших участия в несчастном, ограбленном и изувеченном разбойниками. Таков ближайший смысл притчи. Но она имеет и другой, высший смысл, а именно – в ней изображается жалкое состояние падшего человека и искупление его через Иисуса Христа. Человек, идущий из Иерусалима в Иерихон, – это грешник, осужденный по изгнании из рая на бедственное странствование в земной юдоли. Жизнь его вне рая, где он, если бы оставался верен Богу, вечно мог бы блаженствовать, стала походить на путь из Иерусалима в Иерихон. На этом пути путешественника подстерегают разбойники. И каждый грешник, удаленный от райской жизни, должен исповедать: «Как разбойники, устремились на меня помыслы».

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей протоиерей Олег Стеняев Проповедь в Неделю о Закхее " loading="" decoding="" title=""/> Во Имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшнее Евангельское чтение за Божественной Литургией — Евангелие о Закхее. Надо сказать, что весь порядок Воскресных Евангелий до начала Великого Поста будет медленно вводить нас в тему покаяния, т.е. раскрывать истинное назначение православного поста. Итак, 19-ая глава Евангелие от Луки, с 1ого стиха и ниже мы находим такие слова: Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него. Иерихон — это был проклятый Богом город. Когда Иисус Навин, пророк Бога, вел войны при вхождении в землю обетованную, то этот город был заклят. Чудесным образом стены его рухнули и как проклятое место он не предназначался для жизни, и никто не должен был там жить, потому, что заклятие было наложено на это место. Но по прошествии столетий люди как бы свыклись с этой мыслию, поселились там, стали жить в этом городе, люди разные, благочестивые, менее благочестивые. Но этот город не казался им уже проклятым. Он казался им не чем не хуже других городов. Тот мир в котором мы с вами живем в результате грехопадения, сама земля была подвергнута Божиему проклятью. Когда наши прародители ослушались Бога, то проклятие легло на землю и все мы видим последствия грехопадения: тлен, смерть, боль, страдания от всевозможных сложных обстоятельств, психические, внутренние духовные переживания, катастрофы, депрессивность. Но в то же время мы знаем, что Господь Иисус Христос пришел в этот мир спасать не праведных, а грешных. И то, что Он проходит через проклятый город Иерихон, это очень символично. Город в понимании александрийской школы — это душа человека. В результате грехопадения мы все оказались под проклятием греха. И души наши находятся в состоянии близком к адскому. Но Христос готов сойти в ад наших душ и облистать сиянием Божества. И здесь мы видим, как Он проходит через этот город и, далее: и вот некто имени Закхей, начальник мытарей, человек богатый искал видеть Иисуса — кто Он? Закхей был не только мытарем. Он был начальник мытарей. Мытари — это были презренные коллаборационисты, которые перешли на сторону римских оккупантов и собирали подати для врага. Но Закхей не просто мытарь — он начальник этих мытарей. Он наиболее продвинулся в деле диверсионной работы, если хотите в экономическом смысле против собственной страны, собственного народа, собственной земли. Далее мы видим, что к тому же он был маленького роста, такой духовный, физический пигмей. Конечно, верующие люди старались подальше держатся от Закхея. В талмуде сохранились записи, что ближе семи метров не подходить к мытарю. Только, если деньги платить. Потом надо совершать полное омовение в микве. Их презирали, от них боялись оскверниться. Но мы читаем про этого человека: вот некто именем Закхей, начальник мытарей, человек богатый искал видеть Иисуса — кто Он?

http://azbyka.ru/propovedi/propoved-v-ne...

Скачать epub pdf 50. 31 неделя по Пятидесятнице. Об Иерихонском слепом. Просить, благодарить и следовать за Христом (Лк. 18:35–43) «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй мя» ( Лк. 18:38 ). Много городов было на пути Господа нашего Иисуса Христа, когда он ходил по Галилее, Иудее и Самарии, уча в синагогах, проповедуя Евангелие Царствия и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях ( Мф. 4:23 ). Нередко, особенно на праздники, Он приходил в Иерусалим. И вот однажды, направляясь в Иерусалим, Он должен был пройти через город Иерихон. Здесь при выходе из этого города Он встретил и исцелил двух слепцов ( Мф. 20:34 ), а в самом городе явил Своё милосердие начальнику мытарей – Закхею, принеся спасение ему и дому его ( Лк. 19:9 ). При входе же в Иерихон Он встретил одного слепца, сидящего при дороге и просящего милостыню у всех мимо идущих, в том числе и у богомольцев, через Иерихон направляющихся в Иерусалим. Сегодняшнее Евангельское чтение, братия и сестры, посвящено исцелению Господом этого слепого. Иисус Христос входил в этот город в сопровождении народа. Прислушавшись к шуму от движения огромной толпы и узнав, что мимо него проходит Иисус Назарянин, слепой стал кричать: Иисусе, Сыне Давидов! Помилуй меня! Почему крича, он назвал Христа не «Иисусом Назарянином», как назвал Его народ, а Иисусом Сыном Давидовым? Слепые люди, как известно, вдумчивые, самоуглублённые люди. На все известные им события они смотрят внутренними очами, давая им оценку по их существу, по их духовному смыслу. Евангельский слепец, как и некоторые из иудеев, уже знал, что появившийся среди народа Христос есть Тот Сын Давидов, Которого от века всякий еврей чаял ( Мф. 22:42 ) как Иисуса – Избавителя от всех зол еврейского народа. Поэтому голосом, полным веры во Христа, в Его силу и власть миловать и помогать, он и кричал: Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня. Он так много и сильно произносил эту мольбу, что шедшие впереди заставляли его замолчать ( Лк. 18:39 ), но он не внимал им, продолжая так же громко и настойчиво просить Христа о помиловании. Точно также кричали и молили Христа и два слепца, исцелённые Им при выходе из Иерихона ( Мф. 20:30–31 ). И Господь помиловал и исцелил как этих последних, так и первого слепца.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

Скачать epub pdf Толкование на Евангелие от Луки в неделю тридцать первую (Лк.18:35–43) Слепец, упоминаемый в нынешнем Евангелии, имел поврежденные телесные очеса плотским недугом: мы имеем ослепленные душевные наши очи от произвольных прегрешений. Тот не мог видеть сущего на земли, мы не взираем на небо. Однако сей слепой, услышав, что Иисус Христос проходил тем путем, где он находился, немедленно с великим усердием просил просвещения своих очей, велегласно взывая: «Иисусе сыне Давидов, помилуй мя!» ( Лк.18:38 ) Мы же хотя веруем, что Сам Иисус Христос пред нами бывает всегда, хотя говорим: «предзрех Господа предо Мною выну, яко одесную мене есть, да не подвижуся» ( Пс.15:8 ), – нимало однако не печемся о оставлении грехов наших, ниже взываем душевно: помилуй ны, Сыне Давидов! Поревнуем, братие, теперь слепцу, призовем и мы усердно, якоже и тот, воззовем и мы: Иисусе Сыне Давидов, помилуй ны, отверзи душевные наши очеса, да узрим чудная Твоя и, познав могущество Твоего нынешнего Евангельского гласа, непреклонно пойдем блаженным путем святых Твоих деяний! Лк.18:35 .  «Во время оно, бысть егда приближися Иисус во Иерихон, слепец некий седяше при пути прося.» О таковом слепца состоянии, с прочими обстоятельствами, повествуют также и другие два Евангелиста: Матфей, то есть, и Марк. Но Матфей пишет, что было два слепца, просвещенных Господем Иисусом: «и се два слепца седяща при пути» ( Мф.20:30 ); убо противоречащими себе кажутся святые Евангелисты. Если рассмотришь, что Марк о том пишет, когда Иисус, исходя от Иерихона, обрел слепца, седящего на пути: «и исходящу Ему от Иерихона, и учеником Его, и народу многу, сын Тимеов Вартимей слепый седяше при пути» ( Мк.10:46 ), Лука же упоминает о том времени, когда Иисус, приближившись к Иерихону, хотел внити в оный, и обрел тогда слепца седящего на пути: «бысть же егда приближашеся Иисус во Иерихон, слепец некий седяше при пути»: без сомнения признаешь, что не один, а два были слепца, из коих одного, о котором упоминает Марк, обрел на пути Господь Иисус, исходя от Иерихона; а другого, о коем повествует Лука, – входя в сей град Иерихон. О имени одного Лука не упомянул, а другого имя Марк показал, говоря: «сын Тимеов Вартимей». И так Матфей, который и прежде Марка, и прежде Луки написал свое Евангелие, упомянул в своем повествовании о двух слепцах, поскольку сие с обоими случилось; но Марк после описал случившееся с одним только, так как и Лука – с другим, говоря: яко слепец сей «седяше при пути», – просил милостыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikifor_Feotok...

19-я ГЛ. ЕВАНГЕЛИЯ ОТ ЛУКИ Избранные места из свв. отцов на Евангелие о Закхее ( Лк. 19:1–10 ) «Воскресное чтение», 1824 Ст. 1–2. Вшед (Иисус) прохождаше Иерихон. И се муж нарицаемый Закхей, и сый бе старей мытарем, и той бе богат. Иисус Навин опустошил некогда Иерихон войною и побиением, а теперь истинный Иисус (то есть Спаситель) пришествием Своим приносит ему исцеление. Здесь просвещен слепой, уверовал народ, всякий язык прославил Иисуса и всякое око узрело Наставника истины и спасения. Что за должность мытаря? Это – род хищения, которое не подлежит наказанию; это – бесстыдный вид корыстолюбия, торговля, которой нет определенного предмета и названия, это – крайнее нечестие. Посему-то Христос везде приводить любодейц и мытарей как примеры величайших грешников. Таков недуг, которым страдал Закхей, когда еще не приступал к Иисусу, недуг худший слепоты иерихонского слепца; ибо этот недуговал телом, а тот душою (Астерий). Ст. 3. И искаше видети Иисуса, кто есть: и не можаше от народа, яко возрастом мал бе. Кто смотрит на Иисуса, не может закосневать во грехах. Закхей сильно желал насладиться сладким и спасительным лицезрением Господа; но были два препятствия к тому; ибо замедляла его толпа и людей, а более грехов. Он был мал возрастом не только телесным, но и духовным (Тит). Ст. 4–6. И предитек возлезе на ягодичину, да видит, яко хотяше мимо ея ищи И яко прииде на место, воззрев Иисус, виде его и рече к нему: Закхее, потщався слези: днесь бо в дому твоем подобает Ми биты. И потщався слезе, и прият Его радуяся. Христос воззрел на Закхея очами Божества, и как Спаситель всех людей являет ему Свое благоволение и человеколюбие, возбуждает в нем доверенность к Себе и говорит: Потщався слези ( Кирилл Александрийский ). Закхей желал только видеть Его, а Христос заходит к нему и, видя сердце его, ускоряет Свой приход. Как наилучший ловец, Господь тростию слова низводит душу с дерева, привлекает Закхея, как птенца, взяв его за крыла ума его, и начальник мытарей прилепляется ко Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

6. Движение веры в Иерихонском слепце Нынешнее Евангелие описывает чудное исцеление слепого, сидевшего при пути у врат Иерихонских. Нам, живущим на земле, преисполненной горестями и всякого рода скорбями, весьма отрадно слышать, как братия наши получают облегчение от обдержащих их зол, – и не отрадно только, но и поучительно. Кто может избежать от всех бед?! Кто совершенно свободен от скорбей и лишений?! Кому потому не нужно знать: куда и как обращаться в крайней нужде своей. А этому и поучает нас нынешнее Евангелие. «Во время оно бысть, егда приближися Иисус во Иерихон, слепец некий седяше при пути, прося». Это было уже под конец земной жизни Иисуса Христа, незадолго пред четвертою Пасхою, когда Господу угодно было понесть крестные страдания за род наш. Склоняясь к Иерусалиму, Он говорил ученикам Своим: «Се восходим во Иерусалим, и скончаются вся, писанная Пророки о Сыне человечесте. Предадят бо Его языком, и поругаются Ему, и укорят Его, и оплюют Его, и бивше убиют Его» ( Лк.18:31–33 ). Никто не понял сего проречения: но сердце невольно влекло всех к небесному Благодетелю, чтобы в последний раз насладиться Его беседою, в последний раз обогатиться Его благодеяниями. И около Господа собралось теперь народа более обыкновенного. В сопровождении сего-то народа «приближися Иисус во Иерихон». Здесь пред вратами Иерихона «слепец некий седяше при пути». Это было его обыкновенное место, и Иисус Христос не раз уже проходил мимо его. Но слепец получает прозрение в сей только раз – без сомнения потому, что только теперь возродилась в душе его полная спасительная вера в Господа. Вероятно, он рассуждал с собою: «вот ходит по нашей земле Целитель всех недугов; слышал я, как хромые ходят, глухие слышат, немые говорят и слепые, подобные мне, прозирают, и ни один еще несчастный, приходивший к Нему с верою, не отходил от Него без помощи. Это точно тот великий Пророк, Царь, Мессия, о Котором пишется в наших книгах. Что же медлю я один, и лишаю себя дневного света и чудной красоты творении Божиих?! Или для меня одного нет врачевания, или мне одному определено сидеть в вечной темнице, мне одному оставаться по смерть слепым. Нет. Пусть только пойдет мимо Господь Иисус: воззову к Нему, громко вопиять буду и не умолкну, пока не придет ко мне и не даст света очам моим, чтобы видеть чудное лице Его. Он Бог мой. Отдам себя Ему всего, припаду к ногам Его и скажу: твори со мною, что хочешь, только дай мне прозрение».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

XLVI. Вознесение Илии, чудеса Елиссея Пророка Сын Ахаава, Охозия, царствовал два года и продолжал ходить по всем путям отца своего и нечестивой матери Иезавели, подобно им поклоняясь Ваалу; достойная казнь постигла его за нечестие; он упал из окна Самарийских палат своих, и разболевшись послал спросить Ваала: останется ли жив? Но Ангел Господень внушил Илии Фесвитянину идти на встречу посланным. «Разве нет Бога в Израиле, что идете вопросить Ваала, скверного бога Аккаронского? Сказал им Пророк, возвратитесь и скажите пославшему вас: так говорит Господь Бог: за то, что ты не обратился к нему, не сойдешь более с одра, на который положила тебя болезнь, ибо на нем и умрешь.» – Они возвратились и сказали речь Пророка: «каков был видом человек, вышедший к вам на встречу?» спросил Царь, «косматый, отвечали они, препоясанный кожаным ремнем,» и Охозия воскликнул: «это Иия Фесвитянин!» Царь немедленно послал за ним пятидесятника с воинами, на гору Кармильскую; и военачальник сказал Илии: «человек Божий, Царь зовет тебя.» – «Если я человек Божий, отвечал Илия, то да сойдет на тебя и на воинов твоих огонь с небес!» и по слову Пророка, низшедший огонь опалил всех. Та же участь постигла и другого пятидесятника, с его воинами, ибо нечестивый замысел гнездился в их сердце; казнь сия сделала осторожнее третью дружину: начальник её, преклонив колена, умолял Пророка пощадить душу его и души посланных с ним. Тогда, по внушению Ангела, безбоязненно последовал за ними Илия, и представ Царю, повторил ему угрозу смерти, от лица Божия, за то, что вопросил скверного Ваала, как будто бы не было Бога в Израиле. Умер Охозия, и брат его Иорам воцарился вместо него. Когда же наступило время преставления Илии, он шел, вместе с учеником своим Елиссеем, от Галгал на Иордан. «Останься здесь, сказал ему Илия, ибо Господь послал меня в Вефиль;» но Елиссей поклялся не оставлять его и оба пришли в Вефиль. Там сыны пророческие говорили Елиссею: «знаешь ли, что ныне Господь возьмет гт тебя твоего владыку?» – «знаю, отвечал Елиссей, молчите.» Опять Илия сказал ученику своему: «останься здесь, ибо Господь посылает меня в Иерихон,» и опять поклялся Елиссей: «жив Господь и жива душа твоя, не оставлю тебя!» Они пришли в Иерихон, где другие сыны пророческие еще раз предупредили Елиссея, о скором преставлении Пророка. В третий раз хотел оставить ученика своего Илия, собираясь идти на Иордан, ибо чувствовал уже свое разрешение от мира, и искал совершенного уединения; но и на берег Иордана последовал за ним неотступный Елиссей. Пятьдесят сынов пророческих издали смотрели на их шествие: Илия снял верхнюю одежду, и свив её, ударил по водам, – расступилась вода, и по суху прошли оба. Проходя чрез Иордан, Илия сказал ученику своему: «проси у меня чего либо прежде, нежели буду взят от тебя,» и просил Елиссей, чтобы дух, обитавший в Илии, удвоился в нем самом. – «Тяжко прошение твое, отвечал Пророк, но исполнится, если увидишь меня, когда взят буду; если же не увидишь, не исполнится.»

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Беседа в неделю о Закхее (Лк. 19:1—10) Помните ли, слушатели, что говорил Спаситель о богатых, когда богатый юноша отказался следовать за Спасителем? «Удобее есть, — говорил Господь, — вельбуду сквозе иглине уши проити, неже богату в царствие Божие внити» (Лук. 18:25). Но, присовокупил Спаситель: «не возможная у человек, возможна суть у Бога» (Лук. 18:27). И вот в оправдание последних слов Господа представляется нам пример Закхея. Сей пример показывает именно то, что и богатый может быть в числе чад Авраамовых. Как же это может случиться, послушаем евангельское повествование о Закхее. «И вшед (Иисус) прохождаше Иерихон. И се муж, нарицаемый Закхей; и сей бе старей мытарем, и той бе богат» (Лук. 19:1, 2). Закхей был не только мытарь, что значило откупщика государственной пошлины, но «старей мытарем» — главный откупщик сборов. Иерихон, где жил Закхей, был богатый город; торговля пальмовым лесом и бальзамом делала его славным и цветущим. Потому не удивительно, что главный откупщик таможенных сборов в торговом Иерихоне был богатый человек. «И искаше видети Иисуса: ...и не можаше от народа, яко возрастом мал бе. И предытек возлезе на ягодичину, да видит, яко хотяше мимо ея проити» (Лук. 19:3, 4) Слух о чудесах и учении Иисуса возбудил в Закхее веру в Иисуса; вера возбудила желание видеть Иисуса. Закхей ищет счастия видеть Иисуса. Но вот препятствия: «возрастом мал бе» . Малый рост мешает видеть Иисуса в толпе народа. Что делать? Протесняться сквозь толпу, чтобы приблизиться к Иисусу? Известному богачу, человеку с таким значением в свете, толкаться между людьми всякого рода, — щекотливо. При том Закхей, как приметно, не считал удобным, без предварительного знакомства, вступить в сношение с Иисусом. Что же делать? Хочется видеть Иисуса, но как увидеть? Искать высокого места, высокого дерева? Очень щекотливо. В виду многих лезть на дерево? В виду всех оставаться на дереве? Это значит выставить из себя цель, куда посыплются насмешки молодежи, колкости остряков, говор толпы. Очень понимает, очень чувствует это Закхей. И однако решается на все, чтобы только видеть Господа. Прекрасная решимость! Закхей решается на неприятности, на унижение, чтобы только исполнить святое желание; — для Господа вступает в борьбу с светом и его мнениями: вот подвиг достойный высокой души!

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2967...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010