2. При такой многочисленности ангелов естественно предполагать между ними взаимное различие и думать, что как в мире вещественном, премудро устроенном от Бога, есть особые классы существ, хотя однородных по естеству, но различающихся между собой степенью совершенств, так точно должны быть свои классы, свои степени существ и в мире ангельском. духовном: и святой апостол Павел не оставляет в том никакого сомнения. Говоря, что ангелы сотворены Сыном Божиим, этот учитель языков выражается: ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, — все Им и для Него создано (Кол. 1:16 ) . Самый тон речи, а вместе разделительная частица: ли, или , ε ’ τε , всегда показывающая различие, а не сходство, свидетельствуют, что здесь исчисляются различные классы сил небесных. В другом месте, изображая славу Спасителя по вознесении Его на небеса, замечает, что Отец посадил Его одесную Себя на небесах , превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем (Еф. 1:20—21; срав. 3:10; 1 Петр. 3:22). В третьем свидетельствует об истинных Христианах: ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим. 8:38—39). Предположить, будто во всех этих случаях разные имена, даваемые Апостолом ангелам, суть только повторения одного и того же имени, и не означают разных степеней ангельских, было бы противно тону речи и недостойно Апостола. Кроме того из самых названий, какие присваивает силам ангельским Слово Божие, можно заключать о их различии по достоинству. Одни из них, например, называются ангелами (1 Петр. 3:22), а другие архангелами (1 Фес. 4:15; Иуд. 9): последние, очевидно, выше первых и преимуществуют перед ними, — иначе, почему бы дано было им такое название? Православная Церковь всегда признавала различие между ангелами и разделение их на классы или степени, основывающееся на различии их естественных сил и совершенств. Это верование свое она выразила торжественно на пятом вселенском Соборе (553), когда осудила Оригена, между прочим, за то, что он учил, будто ангелы по существу и но силам совершенно равны между собой, и будто первоначально они не были разделены на классы, а разделились уже впоследствии, когда некоторые из них пали. Из частных учителей Церкви — различие чинов ангельских ясно исповедали в своих писаниях: Игнатий Богоносец, Ириней, Климент Александрийский, Ориген, Кирилл Иерусалимский, Василий Великий, Иоанн Златоуст и другие.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3596...

34. Как выразили веру в Святую Троицу святые апостолы? «Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисуси Христи. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Uoah. V, 20 ). »Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрил Себе Кровию Своею« ( Деян. ХХ, 28 ). " Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и сии три суть едино» ( 1Uoah. V, 7 ). То же в посланиях: I Tuм. III, 16 ; Tum. II, 11–14 ; 1Kop. XII, 3 . 35. Как выражает веру в Св. Троицу голос Церкви первых веков? Все отцы и учители трех первых веков ясно высказывали веру в Отца и Сына и Святого Духа совершенно так, как в IV-м веке эта вера определилась в догматах первых Вселенских Соборов. «Жезл величия Божия, Господь наш Иисус Христос, не пришел в блеске великолепия и славы, хотя и мог; но в смиренном виде, как предрек о Нем Дух Святой» (Св. Климент, еп. Римский 92–101 г. г., Первое послание Корине, церкви). «Христос Иисус прежде веков был у Отца и наконец явился... Он вечное Слово Отца... Он – Сын Божий и Бог... Через Него открылось нам Божество» (Св. Игнатий Богоносец растерзанный в цирке в 107 г., к Магнез. § 8 и к Ефес. § § 7 и 18). «Говорим истину так, как научил нас сему Иисус Христос, один собственно родившийся от Бога и Первенец и сила, а по воле Его сделавшийся человеком для изменения и возвышения рода человеческаго...» (Св. Иустин Философ , умученный в 166 г., Апология 1-я, § § 16–33 и § 7). «Един Бог Отец Слова живаго, премудрости самосущей и силы... Един Господь, единый от единаго, Бог от Бога ... и Един Дух Святой, коего бытие от Бога, посредством Сына явившийся ... Троица совершенная славою, вечностью и царством неразделяемая» ( Символ Веры 240-го года св. Григория Чудотворца ). «Согласно с Евангельским и Апостольским преданием веруем во Единого Бога Отца Вседержителя... и в Единого Господа Иисуса Христа Сына Его Единороднаго... и в Духа Святаго, дарованного верующим во утешение, освящение и совершенствование... имена не просто и не безплодно движимыя, но с точностью означающия собственную каждого из именуемых ипостась и чин и славу» (Св. муч. Лукиан пресвит. антиохийский, преставился в 311 году, Симв. Веры в Св. Троицу).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

3. Почему необходимо покаяние и отпущение грехов и в Новом Завете? «Если говорим, что не имеем греха, – обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( 1Ин.1:8 ). 4. Какое обетование оставил Господь Апостолам о таинстве Покаяния? «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле , то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» ( Мф.18:18 ). 5. Когда Христос Спаситель дал власть эту Апостолам, а в лице их и всем преемникам их? «Иисус же (явившись после Своего воскресения) сказал им вторично: мир вам. Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул и говорит им: приимите Духа Святаго: кому простите грехи, тому простятся, на ком оставите, на том останутся» ( Ин.20:21–23 ). 6. Как говорит слово Божие об устном покаянии верующих в апостольское время? «Многие из уверовавших приходили (к Апостолам), исповедуя и открывая дела свои» ( Деян.19:18 ). О Божественном установлении таинства Покаяния, его необходимости и важности очень ясно и определенно говорят мужи апостольские и св. отцы первых трех веков христианства. Св. Климент Римский (жил в первом веке) в своем первом послании к Коринфянам пишет: «Лучше исповедать грехи пред человеком, нежели ожесточать сердце» (гл. 51). «Господь владеет всем, ни в чем не нуждается, кроме того, чтобы мы исповедовали (свои грехи) пред Ним» (гл. 52). «Покоритесь пресвитерам и получите внушение в покаяние» (гл. 57). «Господь всех Своих возлюбленных хочет сделать участниками покаяния и утвердил это всемогущею Своею волею» (гл. 8). Св. Игнатий Богоносец в послании к Филадельфийцам пишет о покаянии так: «Бог прощает грехи всем кающимся, если они прибегнут к единению со Христом и в собор епископа. Верую в благодать Иисуса Христа, Который разрешит вас от всяких уз» (гл. 8). Св. Киприан Карфагенский : «И по вере более и по страху лучше те, которые не сделали никакого важного преступления, а только лишь помыслили о нем, исповедают однако же это с сокрушением и в простоте пред иереями Божиими, раскрывают совесть свою, полагают пред ними бремя души своей, ищут спасительного врачевства, хотя малым и неопасным ранам... Прошу вас, возлюбленнейшая братия, да исповедуем каждый свой грех , доколе согрешивший еще находится в сей жизни, когда исповедь его может быть принята, когда удовлетворение и отпущение, совершаемое священниками, угодно пред Господом» (О падших, гл. 28, 29). Падшие в случае крайней опасности для жизни могут, пишет Киприан, «исповедать свой грех пред всяким, какой случится, пресвитером, или, если не будет пресвитера, то даже пред диаконом, чтобы по возложении на них руки в покаянии они отошли ко Господу с миром» (Письмо 12 к клиру). «На небе может быть разрешено только то, что разрешено здесь в Церкви» (Письмо 49). 5. Таинство Брака

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

8) До каких пор будет совершаться в Церкви Христовой св. Причащение? 8) До второго пришествия Христа: «Всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он приидет» (ст. 26). 9) Кто имеет право совершать для верующих таинство св. Причащения? 9) Только законно рукоположенные преемники св. Апостолов – епископы Церкви и рукоположенные ими пресвитеры, поставленные для служения и совершения св. таинств. «Итак, каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей Таин Божьих» ( 1Кор. 4:1 ). «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения для созидания Тела Христова» ( Еф. 4:11–12 ).             Св. отцы и учители Церкви всех веков ее верили и учили, что в таинстве св. Причащения христиане вкушают не простые хлеб и вино, а истинное Тело и истинную Кровь Христа. Даже отделившиеся еще в первые века от Церкви христианские общества, например, несториане, евтихиане, яковиты, армяне, копты и другие сохранили у себя веру в то, что они, причащаясь, принимают Тело и Кровь Христа. Такое же учение содержится в сохранившихся древних литургиях, – в литургии ап. Иакова, евангелиста Марка и других. Это показывает, что вся Церковь первых веков христианства не так учила о Причащении, как учат заблудшие наши сектанты, а учила так, как и теперь учит Православная Церковь . Можно было бы привести многочисленные свидетельства св. отцов и учителей церкви, о том, что в св. Причащении верующие вкушают пречистое Тело и Кровь Христа, но для нас достаточно привести свидетельства тех из них, которые жили в первые века христианства, – когда, как думают сами сектанты, и была истинная вера на земле. Игнатий Богоносец , ученик ап. Петра, обличая еретиков докетов, отвергавших действительность страданий Христа, а следовательно – и Причащение, учил: «они удаляются от евхаристии (причащения) по той причине, что не признают, что евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, пострадавшего за наши грехи, Которого воскресил Отец по Своей благости; почему, противясь дару Божию, они умирают в своих изысканиях, между тем полезнее было бы им участвовать в евхаристии, чтобы воскреснуть».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

8). Мы же должны принимать таковых, чтобы стать нам соработниками истины. «Апостол учит нас не ждать прихода к нам нуждающихся, но самим бежать к ним навстречу и упрашивать их к себе, как поступали Авраам и Лот» ( Быт.18:2–3 ; Быт.19:1–2 ) (блж. Феофилакт). «Ибо тот, кто дает временные пособия имеющим духовные дарования, делается сотрудником в самих духовных дарованиях. Богатые участвуют в добродетелях бедных тем, чем доставляют утешение этим святым бедным от богатства своего» (Свт. Григорий Двоеслов . Беседы на Евангелия, 20:12). 9). Я писал Церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. «По-видимому, Диотреф, – это некий известный ересиарх того времени, гордый и надменный, предпочитающий узурпировать власть в Церкви и проповедовать новое учение вместо смиренного повиновения преподанным Иоанном заповедям» (св. Беда). 10). Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас дурными словами и не довольствуясь тем, он и сам не принимает братьев, и желающим запрещает, и из Церкви изгоняет. «Если запрещено воздавать злом за зло, то как объяснить настоящую угрозу апостола? Отвечаем: заповедь говорит о не воздаянии злом за зло тому, кто грешит против нас, а когда грех против нас причиняет вред и вере, то совершающего такой грех должно наказывать, как и Павел навел зло на Елиму, совращавшего с путей Господних» ( Деян.13:8–11 ) (блж. Феофилакт). «Здесь говорится, что мы должны слова порочащих переносить спокойно, но иногда и обуздывать, чтобы когда распространяют о нас дурное, они не разбили сердца тех, кто мог слышать о нас хорошее» (св. Иларий Арльский). Не почитая апостолов, некий Диатреф вносит смуту в среду местных христиан. То, что апостол сам намеревается посетить общину, волнуемую нестроениями из-за Диатрефа, указывает на важность сохранения единства Церкви, немыслимого без послушания апостолам и их преемникам, – епископам. Об этом писал и ученик апостола Иоанна св. Игнатий Богоносец (†117 г.): «Без епископа никто не делай ничего, относящегося до Церкви. Только та евхаристия должна почитаться истинной, которая совершается епископом или тем, кому он сам предоставит это. Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь … Почитающий епископа, почтен Богом; делающий что-нибудь без ведома епископа, служит дьяволу» (К Смирнянам, 8–9).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

8 Свт. Игнатий Богоносец. Послание к Ефесянам//Ранние отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1988, с. 108. 10 Подробнее об учении Валентина см. Поснов М. Э. Гностицизм II века и победа Христианской Церкви над ним. Киев, 1917; Болотов В. В. Лекции по истории древней Церкви. Т. 2. М., 1994; Николаев Ю. В поисках божества. Очерки из истории гностицизма. Киев, 1995; Лосев А. Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1. М., 1992; Карсавин Л. П. Святые Отцы и учители Церкви. М., 1994. 12 Например: “кто не несет креста своего и идет за Мною, не может быть Моим учеником” (Лк 14:27); “последуй за Мною, взяв крест” (Мк 10:21); “слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия” (1 Кор 1:18); “а я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира” (Гал 6:14). 15 См. Edgar von Hennecke u. a. Die neutestamentlichen Apocryphen. Bd. 2, Tьbingen, 1964, SS. 292–293. 16 Творения свт. Иоанна Златоуста. Беседы на Евангелие от Иоанна Богослова, Кн. 2. Spuria. М., 1993, с. 964. 20 См. “Толкование на пророка Исаию”, приписываемое свт. Василию Великому: “Для чего Крестом совершено домостроительство вочеловечения? Для того, чтобы от четырех крыл земли собрались спасаемые. Ибо Крест делится на четыре части, так что каждая его часть обращена к одной из четырех частей мира. А предпочтена крестная смерть, или — чтобы все части мира приведены были ко спасению частями Креста; или потому, что прежде деревянного Креста воздвигнут был целому миру спротяженный, мысленный Крест, в среде которого соприкасаются четыре части вселенной, и сила которого, заключающаяся в среде, проходит в четыре части”. — Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, Архиепископа Кесарии Каппадокийския. Т. 1. СПб., 1911, с. 407. Здесь вполне ясно говорится о том, что прежде деревянного Креста Спасителя в мире был воздвигнут некий “мысленный” Крест, “спротяженный” всей бесконечно огромной вселенной. 23 Свт. Григорий Богослов. Слово 1. На Пасху и о своем замедлении//Собрание творений, Т. 1. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994, с. 18.

http://pravmir.ru/drevo-spaseniya/

– 9-я глава, 13-й стих: «Ибо какой человек в состоянии познать совет Божий? или кто может уразуметь, что угодно Господу? [Поэтому решать эти вопросы: что угодно, что неугодно. Вот это младостарчество так развилось, что они безапелляционно, как будто вот на Небе побывали и знают всё, что Богу угодно. А вот он говорит: “кто может уразуметь, что угодно Господу?”. И мы должны поэтому отвечать на эти вопросы, как Игнатий Богоносец . Спрашивают по какому-то : “Откроет Господь – скажу, не откроет – не скажу”]. Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны, ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная Храмина подавляет многозаботливый ум. Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах – кто исследовал?» Кто исследовал, кто может проникнуть? Вот в одной воронке лежат два воина, попадает снаряд – от одного ничего, другого и царапина не задела. Как объяснить, что это: случай, Промысл или что? и почему вот так происходит? На многие вопросы мы не ответим. Да и не нужно отвечать. Придёт время – Господь Сам откроет и Сам уяснит. Как и было с Иовом – вы думаете, вот, он высказал – в книге-то своей – ? Откройте в книге Иова 42-ю главу, последнюю. И вот, в этой главе речь идёт о том, что он отвечает Господу на Его вопросы. Три круга речей прошло, выступил четвёртый Елиуй – и всё на одну и ту же тему, и всё не могут прийти ни к какому результату. Зависает над ними облако, и из этого облака раздаётся голос Божий, и голос Божий это всё сводит к одному. Вы посмотрите: цена всем нашим рассуждениям. Откройте 38-ю главу и посмотрите, 1-й стих: «Когда Елиуй [это четвёртый молодой друг ] перестал говорить, Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла» – Вот цена всем нашим рассуждениям и богословию: Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? – Вот цена всех наших рассуждений. Теперь смотрите 42-ю главу. «И отвечал Иов Господу и сказал [вот после тех вопросов, которые Господь задавал Иову из окружающего творения ]: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено [и вот этот следующий 3-й стих нужно читать вот так, ударяя перстом себя в грудь]. Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя [он увидел лик Христов], поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Alex. Quod unus//PG. 75. Col. 1320D). Прп. Иоанн Дамаскин уточнял различие состояний Господа через характеристики тления (φθορ) - естественные страсти: голод, жажду, утомляемость и т. д., и истления (διαφθορ) - совершенное разложение естества на первоэлементы. Согласно его учению, до воскресения человечество Христа было тленным, но неистленным; после воскресения оно пребывает нетленным и неистленным навсегда (см.: Ioan. Damasc. De fide orth. III 28). Омовение ног. Икона. 2-я пол. XV в. (ГРМ) В течение земной жизни Иисус Христос учил Своих учеников смирению и самоуничижению как Своим личным примером (не мстил за Себя, не осуждал оскорбляющих Его, умывал ноги ученикам, взошел на Крест и т. п.), так и через проповедь: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною. Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (Лк 9. 23-24). Смирение Господа Иисуса Христа стало образом подражания для христиан и духовным средством для преображения. Наиболее ярко кенотические принципы самоотречения в христианстве проявились в мужественном перенесении страданий за веру. Напр., свт. Игнатий Богоносец, идя на мучения, писал: «Я желаю страдать, но не знаю, достоин ли» ( Ign. Ep. ad Trall. 4); «если мы через Него не готовы добровольно умереть по образу страдания Его, то жизни Его нет в нас» ( Ign. Ep. ad Magn. 5). После окончания эпохи гонения на Церковь идеи духовного преображения души через смирение и самоотречение нашли наиболее полное выражение в аскетических принципах монашеской жизни, а также в принципах христианской жизни в миру, к-рая должна являть пример жертвенного служения Богу и ближним по образу Христа Спасителя. В русском богословии В русском богословии теме К. уделялось заметное внимание в XIX-XX вв. Помимо изложений в догматических курсах она являлась предметом мн. экзегетических сочинений, в систематическом плане к ней обращались М. М. Тареев , свящ. Павел Флоренский , В. Н. Лосский .

http://pravenc.ru/text/1684191.html

XXXV. О таинстве Брака В таинстве брака члены Церкви получают благодать, освящающую супружество и естественное рождение и воспитание детей. Брак есть божественное установление. Это ясно засвидетельствовал Христос Спаситель, когда на вопрос фарисеев о разводе сказал: не читали ли вы, что Сотворивший в начале – мужчину и женщину сотворил их? ( Быт.1:27 ). И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одной плотью ( Быт.2:24 ), так что они уже не двое, но одна плоть. Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает ( Мф.19:3–6 ). То же засвидетельствовал Иисус Христос и Своим примером, когда почтил Своим присутствием брак в Кане Галилейской и благословил его, совершив здесь чудо – претворение воды в вино ( Ин.2:1–11 ). Апостолы – верные хранители и истолкователи заветов Христа – всегда утверждали святость брака. Если женишься, – говорит апостол Павел, – не согрешишь, и если девица выйдет замуж, не согрешит ( 1Кор.7:2–17:25–28 ). Мало того, христианский брак, по апостолу, есть образ благодатного союза Христа с Церковью. Жёны, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как церковь повинуется Христу, так и жёны своим мужьям во всём. Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё... Оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть ( Быт.2:24 ). Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви ( Еф.5:22–25:31–32 ). Как образ союза Христа с Церковью, исполненного благодати и святости ( Ин.1:14 ; Еф.5:25 ), и брак освящается и исполняется благодатью чрез особое тайнодействие, а потому есть тайна великая. Ещё во времена апостолов брак освящался чрез особое священнодействие. Жена связана законом, доколь жив муж её, если же муж её умер, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе ( 1Кор.7:39 ). Выражение «только в Господе» указывает на то, что во времена апостолов христианские браки, в отличие от нехристианских, совершались во имя Господа, т.е. освящались чрез видимое священнодействие. Это можно видеть из следующих слов апостола. Обличая лжеучителей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что сотворил Бог, он говорит: всякое творение Божие хорошо, и ничто непредосудительно, если принимается с благодарением, потому что освящается словом Божиим и молитвой ( 1Тим.4:1–5 ). Освящение словом Божиим относится апостолом не к пище только, а и к браку, запрещаемому отступниками. Об этом же свидетельствуют и святые отцы Церкви, хранители апостольского предания. Святой Игнатий Богоносец говорит: «Подобает женщинам и выходящим замуж, чтобы союз их совершался по благословению епископа, – да будет брак о Господе, а не по вожделению».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

   Мы видели, что большая часть современных Предтече иудеев верила и надеялась, что имеющий прийти Мессия обратится к ним с одним толь­ко Своим благоволением и любовью как к потомкам великих праведни­ков, без всякой с их стороны личной заслуги. Разрушая такую ложную и жалкую надежду иудеев, Предтеча Господень показывает, что грядущий Мессия не может взирать на пороки людей безразлично, но что Ему при­надлежит суд над грешниками и отмщение: лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем не­угасимым.    Для выражения своих мыслей Предтеча берет образы из близкого к народу быта. Лопата — земледельческое орудие, которым посредством ве­яния отделяются хорошие хлебные зерна от соломы и плевел; гумно — не­большое (на Востоке обыкновенно на возвышенностях) среди поля, от­крытое со всех сторон, плотно убитое место для молотьбы сжатых или скошенных хлебных растений. Гумно означает здесь весь мир и прежде всего народ иудейский; пшеница — людей праведных, достойных участия в Царстве Христовом; плевелы и солома — людей нечестивых.    Говоря, что лопата Мессии в руке Его, святой Иоанн дает понять, что власть судебная принадлежит исключительно Христу, что Он собствен­ною властью как Бог произнесет Свой приговор судимым. Эту истину под­тверждает Сам Спаситель словами: Отец не судит никого, но всякий суд отдал Сыну (Ин.5:22).     Мессия очистит гумно Свое; следовательно, Он будет прозирать в самую глубину сердец человеческих, иначе возможно ли правосудное различе­ние? Он допустит на время в Своей Церкви добрых и злых, подобно тому, как хозяин поля во время жатвы принимает все, что приносят ему жнецы; но, когда наступит определенный день судный, Господь вывеет гумно Свое и отделит хорошие зерна от соломы, — будет судить нелицеприятно, с пол­ною и самою строгою справедливостью отделит избранных от отвержен­ных. И соберет пшеницу в житницу Свою, — соединит на небе, месте совер­шеннейшего покоя и блаженства, всех тех, которые по своему благочес­тию, постоянству и твердости оставались неподвижными от приражения греховных искушений. Они-то и составляют пшеницу Христову. Святой Игнатий Богоносец, осужденный Траяном на съедение львам в римском цирке, писал к римским христианам: «О, если б я сподобился зверей, при­готовленных для меня! Я пшеница Божия и должен быть измолот зубами зверей, чтобы быть чистым хлебом Христовым!»

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010