Страдания ...Если пострадаю, буду отпущенником Иисуса и воскресну в Нем свободным (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 292). Источник. Никакой пользы не принесут мне удовольствия мира, ни царства века сего. Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всею землею (сщмч. Игнатий Богоносец , 94, 293). Источник. ...Кто не может потерпеть чувственную смерть за Христа, как Он потерпел ее (за нас), тот должен, по крайней мере, потерпеть ее мысленно – произволением, и будет он мученик совестью, когда не станет покоряться борющим его демонам или хотениям, но побеждать их, как святые мученики и преподобные отцы, из которых одни чувственно, а другие мысленно были мучениками (сщмч. Петр Дамаскин , 74, 149). Насколько кто сострадает и подражает Христу в нищете Его, вкушая страданий и поношений Его, которые Он претерпел ради нас прежде распятия и погребения, настолько делается близким Ему и соучастником славы Его... (сщмч. Петр Дамаскин , 75, 38). ...Почти всякое здешнее злострадание приобретает нам вечные блага (свт. Василий Великий , 6, 251). Источник. Надобно знать и исповедовать, что от Бога даются всякий благий дар и терпение самых страданий за Христа (свт. Василий Великий , 7, 361). Источник. Всему должно радоваться, что ни постраждешь, даже до смерти, за имя Господне и заповеди Господни (свт. Василий Великий , 7, 374). Христос – жизнь наша и спасение душ наших. Посему кто страждет за Христа, тот страждет за свое спасение и за жизнь свою (прп. Ефрем Сирин , 31, 208). ...Изменяется тело человеческое различными страданиями. Члены его делаются враждебными между собою, потому что сам человек бывает в противоборстве с друзьями; а сие противление учит его приобретать единомыслие и мир с ближними (прп. Ефрем Сирин , 31, 450). ...Посланы ли меч, или голод, или язва, или смерть, или другое что кажущееся скорбным, все сие посылается на землю для уцеломудрения и исправления, чтобы люди устремили ум свой к благочестию, потому что каждое поколение имеет нужду во вразумлении Господним посещением. Если и среди страхов иные остаются нечувствительными в деле благочестия, то, ежели вовсе не будет посещения Господня, не тем ли паче совратятся умом в безбожие и погибель? (прп. Ефрем Сирин , 32, 43).

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sokrov...

Эпохи Церковной Письменности. Хронологические Рамки «Классической Патрологии» Раздел первый. Мужи апостольские. Возникновение церковной письменности Глава I. Вероучительные и литургико-канонические памятники первохристианской церкви 1. «Учение двенадцати Апостолов» («Дидахе») Глава I. Вероучительные и литургико-канонические памятники первохристианской церкви 2. «Каноны святых Апостолов» Глава II. Св. Климент Римский 1. «Первое послание к Коринфянам» Глава II. Св. Климент Римский 2. Так называемое «Второе послание св. Климента Римского» Глава II. Св. Климент Римский 3. Прочие сочинения, приписываемые св. Клименту Римскому Глава III. Св. Игнатий Богоносец 1. Жизнь и творения св. Игнатия Глава III. Св. Игнатий Богоносец 2. Богословие св. Игнатия Глава IV. Св. Поликарп Смирнский. Папий Иерапольский 1. Св. Поликарп Смирнский и его «Послание к Филиппийцам» Глава IV. Св. Поликарп Смирнский. Папий Иерапольский 2. «Мученичество св. Поликарпа» Глава IV. Св. Поликарп Смирнский. Папий Иерапольский 3. Папий Иерапольский Глава V. «Послание Варнавы» Глава VI. «Пастырь» Ерма Раздел Второй. Греческие Апологеты II Века Глава I. Возникновение греческой апологетики и ее задачи. Кодрат Глава II. Аристид. Аристон из Пеллы 1. Аристид и его «Апология» 2. Аристон из Пеллы Глава III. Св. Иустин философ и мученик 1. Жизнь св. Иустина и история его обращения 2. Творения св. Иустина 3. Богословие св. Иустина Глава IV. Татиан 1. Жизнь и литературная деятельность Татиана 2. Богословские взгляды Татиана Глава V. Афинагор Афинянин 1. Сведения древнецерковных писателей об Афинагоре 2. Литературные труды Афинагора 3. Богословские взгляды Афинагора Антропология и учение о воскресении мертвых Глава VI. Св. Феофил Антиохийский 1. Жизнь и творения св. Феофила 2. Богословие св. Феофила Глава VII. Св. Мелитон Сардийский 2 1. Жизнь и творения св. Мелитона 2 Богословие св. Мелитона, отраженное в его сочинении «О Пасхе» Глава VIII. Анонимное сочинение «к Диогнету» 1. Судьба, характер и датировка произведения 2. Миросозерцание автора трактата Глава IX. Ермий. Апологеты Мильтиад и Аполлинарий Иерапольский 1. Памфлет Ермия против языческой философии 2. Апологеты Мильтиад и Аполлинарий Иерапольский Глава X. Жанр «Учительных Книг» 1. Предварительные замечания: идейно-богословские истоки жанра 2. «Изречения Секста» 3. «Поучения Силуана» Заключение Введение Патрология как Наука

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

1 . Впервые у Игнатия Антиохийского мы находим термин «кафолическая церковь » ( καθολικ κκλησα). Мы не знаем, введен ли был этот термин в церковный оборот самим Игнатием или он существовал до него. Последнее предположение более вероятно, так как Игнатий, употребляя этот термин, его не объясняет, предполагая тем самым, что он является понятным для современных ему читателей. Судьба этого термина совершенно исключительная. Употребленный один единственный раз Игнатием, он воспринимается церковным сознанием. Константинопольский собор ввел его в символ веры , после чего он стал основным эклезиологическим термином на Востоке и Западе. До настоящего времени этим термином обозначает себя Западная церковь , тогда как Восточная, сохраняя его, больше предпочитает обозначать себя «православной церковью». Славянские церкви пошли дальше: он заменили в символе веры термин «кафолическая церковь» выражением «соборная церковь». Если это есть перевод термина «кафолическая церковь», то он крайне неудачный, так как совершенно не выражает его содержания. Если это является сознательной заменой одного термина другим, что, впрочем, мало вероятно, то значит ли это, что славянские церкви отказываются от термина «кафолическая церковь»? Еще более поразительно, что на термине «соборная церковь», начиная с Хомякова, строится целая богословская система. Вне богословских систем термин «соборная церковь» в настоящее время употребляется в значении, неимеющем никакого отношения к термину «кафолическая церковь». В настоящее время, по крайней мере в школьном православном богословии, термин «кафолическая церковь » имеет более или менее определенное содержание 1 . Конечно, это не указывает, что смысл термина сохранился неизменным до наших дней. Каждый термин имеет свою историю, имеет свою историю и термин «кафолическая церковь ». Чтобы понять эту историю, надо исходить из первоначального значения этого термина. Между тем до настоящего времени идет спор, в каком смысл употребил его Игнатий Богоносец . Быть может, этот вопрос не вызвал бы больших затруднений, если бы мы знали, что означало «καθολικς» в живом языке времени Игнатия Богоносца . Литературный язык того времени мало дает материала для понимания термина «кафолическая церковь » 2 . Я позволяю себе не останавливаться на филологическом анализе и на истории этого слова. Нам важно не то, что означал «καθολικς» сам по себе, а важно, что означал термин « καθολικ κκλησα», когда он был употреблен Игнатием Антиохийским . Поэтому ответ на вопрос, в каком смысле употребил его Игнатий, надо искать у него самого. Точнее, надо искать ответ на этот вопрос в его эклезиологии. Он употребил это прилагательное в качестве определения к слову « церковь », а следовательно он имел в виду раскрыть понятие «церковь», или по крайней мере определить ее некоторые свойства.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Между творениями апостольских отцов более всего спорны послание св. Игнатия. И хотя споры, начавшиеся еще в 16-м веке, привели к многим весьма важным открытиям; но и до сих пор остаются нерешенными окончательно. Первые начали высказывать сомнение в подлинности посланий Игнатие магдебургские богословы, подобные Кальвину, Хемницу, Социну. Их сомнение впрочем не было совершенно неосновательным; потому что текст посланий Игнатия, бывший в руках писателей 16 века, заключал в себе много весьма важных ошибок. При том же в числе посланий, стоявших с именем Игнатия, было несколько таких, которые действительно не могут принадлежать ему; разумеем восемь следующих посланий: 2 к Иоанну Богослову, 1 к св. Деве Марии, 1 к Марии кассобелисской, 1 к Тарсийцам, 1 к Антиохийцам, 1 к диакону Герону, 1 к Филиппийцам. Первые три очень кратки, и дошли к нам только в переводе латинском. В 1-м послании Игнатий, только что просвещенный христианством, просит св. Иоанна Богослова придти к нему вместе с Матерью Божией и Марией Саломией. Во 2-м высказывает Иоанну желание видеть Богоматерь и брата Господня св. Иакова, по прачине наружного сходства его с Спасителем, и для исполнение этого желание испрашивает у св. Иоанна позволение отправиться в Иерусалим. В 3-м послании Игнатий предлагает Пресвятой Деве вопрос: действительны ли те происшествия, о которых говорил ему св. Иоанн? Св. Дева отвечает ему письмом, в котором говорит, что ручается за правдивость любимого ученика Христова, и дает ему обещание посетить верных Антиохии. Такого рода содержание посланий, конечно, еще не дает права заподозрить их в неподлинности: св. Игнатий мог писать письма и к св. Иоанну и к св. Деве. Но писал ли? Это весьма важный вопрос, который не может быть решен положительно, потому что древние писатели не дают на него никакого ответа. Что касается остальных пяти посланий, которые писаны, по видимому, во время путешествие св. Игнатия в Рим, то в них очень трудно заметить какое либо сходство с подлинными произведениями Игнатия. Изложение их представляется безжизненным, и текст исполнен разного рода ошибок, исторических и хронологических.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Skv...

Так святой Игнатий и был назван Богоносцем, потому что он был носим руками Воплощенного Бога, а также и потому, что он носил Бога в сердце своем и в устах 8578 , будучи сосудом, подобным святому Апостолу Павлу, сосуду избранному, чтобы носить имя Божие перед народами и царями. Он был сначала учеником святого Иоанна Богослова 8579 , вместе со святым Поликарпом , епископом Смирнским 8580 . Затем советом всех святых апостолов он был поставлен епископом в Антиохии, где ранее, чем в других местах, появилось имя христианское 8581 . Приняв управление церковью, он не щадил сил своих для проповеди благочестия, являя во всем апостольскую ревность. Сей святой иерарх установил в церкви петь божественные песни на два лика или хора, подобно ликам ангельским, ибо сподобившись Божественного откровения, он видел, как ангельские лики пели попеременно: когда один пел, то другой молчал, когда же пел другой, то первый слушал, когда один кончал песни, другой начинал, таким образом ангельские лики прославляли Святую Троицу, как бы передавая друг другу песнопения. Получив такое откровение, святой Игнатий установил сей порядок священных песнопений сначала в своей Антиохийской церкви, а отсюда сей прекрасный чин был принят и во всех церквях 8582 . Сей Богоносный архиерей был добрым правителем церковных чинов, совершенным служителем Христовых таинств 8583 , а после и мучеником, отданным на съедение зверям, о чем будет сказано далее. В тяжелой войне со скифами 8584 царь Траян одержал победу. Полагая, что он стал победителем врагов при помощи своих языческих богов, Траян пожелал за это возблагодарить их повсеместными жертвами, дабы и в будущее время боги благополучно устроили его войны и царствование. Тогда воздвиглось сильное гонение на христиан. Царь узнал, что христиане не только не желают принести жертвы языческим богам, но и хулят их, обличая их ложность, и потому повелел повсюду убивать христиан, не повинующихся его повелению. Когда же сей царь отправился на другую войну против армян и парфян, то пришлось быть ему в Антиохии, и тут святой Игнатий Богоносец был оклеветан перед ним за то, что Христа, осужденного Пилатом на смерть и распятого на кресте, он почитает как Бога и устанавливает законы о сохранении девства, о презрении к богатству и всему, что приятно в жизни 8585 . Услыхав о сем, Траян призвал святого и перед всем своим синклитом сказал ему:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В.В. Четыркин Отдел I. Апокалипсис в новозаветном каноне В ряду свидетельств о происхождении и значении Апокалипсиса первое место занимают свидетельства внешние. Если бы среди этих свидетельств оказались весьма древние, то они должны бы были иметь решающее значение в вопросе о подлинности свящ. книги. Что касается ученых мнений более позднего времени, то разбор их имеет значение определяющего начала лишь в ходе дальнейшего нашего исследования, цель которого критическая. В виду всего этого, обследование различных мнений об Апокалипсисе, начиная с древнейшего и до самого последнего времени, мы помещаем в первом отделе своей работы. Ставя себе такую задачу, мы ожидаем особенно плодотворных научных результатов от критического рассмотрения свидетельств об Апокалипсисе, идущих из уст древних отцов и учителей церкви. Но в этом случае мы встречаемся с разнообразием ученых мнений относительно значения известных нам древних свидетелей или идущих от них свидетельств. Такое разноречие имеет место уже по отношению к древнейшим церковным писателям св. Игнатию и Папию Иерапольскому . I–III вв. Игнатий и Папий Св. Игнатий и Папий 1 . На послания св. Игнатия Богоносца часто смотрят, как на основание к отрицательным выводам при решении „Иоанновского вопроса“ 2 . Ссылаются на то, что, во-первых, он в послании к Ефесянам, среди которых, по преданию, долго жил Ап. Иоанн Богослов, не упоминает о последнем и, наоборот, говорит о св. Павле; а во-вторых, не цитует писаний сына Зеведеева. Все это, будто бы, непонятно, если принять во внимание, что во время путешествия Игнатия, в случае верности церковного придания, память об Ап. Иоанне, умершем в начале царствования Траяна, должна быть жива. Но сила первого аргумента весьма ослабляется указанием на обстоятельства литературной деятельности св. Игнатия. Известно, что он писал свои послания во время путешествия в Рим на казнь. И об Апостоле Павле он упоминает потому, что находил сходство в его судьбе со своею. Кроме того, в послании к Ефесянам можно найти указание и на признание названным апостольским мужем того факта, что Ефесские христиане соприкасались не с одним Апостолом. Это указание содержится у него в словах Ad Ephes XI, 2: να ν κλρφ φεσων ερεθ τν Χριστιανν ο κα τος ποστλοις πντοτε συννεσαν ν δυνμει ησο Χριστο 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

Второй век христианства Глава 7. ТРЕТЬЕ ГОНЕНИЕ Второй век открылся для христиан третьим против них гонением, императора Траяна: в одно время лишились они на востоке двух своих предстоятелей. Стодвадцатилетний епископ Симон обвинен был злобствующими Иудеями, пред проконсулом Аттиком за царственное родство свое с Давидом, и по многим страданиям претерпел крест, подобно как божественный сродник его Господь. Св. Иуст заступил место его на кафедре Иерусалимской, будучи племени Еврейского, как и последующие его преемники до нового разорения города при Адриане. Сам кесарь Траян испытал твердость другого епископа Игнатия; идущий побеждать Парфян, он призвал к себе главу христиан Антиохийских, чтобы его смирением смирить всех. «Ты ли, называющий себя Богоносцем, – спросил Траян, – вопреки повелений наших, развращаешь всю Антиохию вслед твоему Христу?» «Я», – отвечал Игнатий, и на другой вопрос, «что значит Богоносец?», опять ответствовал: «Носящий Христа Бога в душе своей». «Или ты думаешь, – возразил царь, – что и мы не носим в памяти своей богов наших, споспешников победы?» «Боги ваши, – сказал Игнатий, – идолы языческие! Один Бог истинный, Творец неба и земли, один Господь Иисус Христос, Его же Царствию не будет конца». Траян, видя себя посрамленным столь смелым исповеданием веры, произнес приговор смертный: «Игнатия, носящего в себе распятого Христа, отвести связанного в Рим на съедение зверям амфитеатра». Церковь Антиохийская, которая процвела благочинием внутренним и внешним в долгое правление Игнатия и украсилась пением ликов, по подобию слышанных им в видении Ангелов, со слезами провожала грядущего мученика. Он один шел весело, как бы на некое торжество, чтобы, по словам Павла, сделаться зрелищем Ангелов и человеков; поручив паству свою избранному из диаконов Иерону, сам, под стражею десяти воинов, приплыл в Смирну, где с любовью принят был учеником Иоанна Богослова, епископом Поликарпом. Туда стеклись пастыри и пасомые Церквей Азийских, чтобы общением молитвы принять участие в мученичестве Игнатия, который утешал их словом и посланиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Глава 6. МОЛИТВА ИИСУСОВА, ИЛИ УМНАЯ МОЛИТВА 6.1. Происхождение молитвы Иисусовой и глубина ее содержания В основание умной молитвы, развивающей громадную молитвенную энергию, энергию высокого молитвенного чувства, положена краткая молитва: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного!» большинство подвижников «Добротолюбия» оставили в своих творениях учение об этой молитве. Особенно же потрудились в научении умной молитве, по словам святого Симеона Солунского , богоносный Лествичник, Диадох святый, епископ Фотики, Симеон Новый Богослов , аскет Никифор и многие другие 283 . Наилучше же написали о ней Духом водимые богоносные отцы наши Каллист, бывший патриарх Царствующего града, и сотрудник и сподвижник его преподобный Игнатий, в ста главах изложив о ней учение духовное, высокое и богомудрое 284 . Ценные сведения о происхождении этой умной, или Иисусовой, молитвы сообщают святые Каллист и Игнатий. Они утверждают, что слова, вошедшие в состав ее, ведут свое начало от первых и верховных апостолов Петра, Павла и Иоанна. Один из них говорит о том, что «никто не может назвать Иисуса Господом, как только Духом Святым» ( 1Кор.12:3 ); другой – что «всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, от Бога есть» ( 1Ин.4:2 ); а апостол Петр исповедал: «Ты – Христос, Сын Бога живаго!» ( Мф.16:16 ). Наши же наставники, собрав воедино эти изречения, составили священную нашу молитву, нарекши ее столпом молитвы, и последующим за ними предали держать ее и хранить в том же виде 285 . Относительно добавления к этой молитве слов «помилуй мя» святые авторы говорят, что их приложили святые отцы для младенчествующих еще в деле добродетели, новоначальных и несовершенных. Ибо преуспевшие и совершенные о Христе каждым из сих воззваний одним «Господи Иисусе!»; «Иисусе Христе!»; «Христе, Сыне Божий!» или даже только возглашением «Иисусе!» довольны бывают, имея это как полное делание молитвы, и «чрез это одно исполняемы бывая неизреченной... сладости и радования» 286 .

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ver...

Дитя, которое Спаситель поставил около Себя «Воскресное чтение», 1831 Идя в Капернаум, апостолы дорогою решали вопрос: кто из них больше будет в Царствии Небесном? Они очень хорошо знали, что наибольшим в Царствии Небесном будет тот, кто будет ближайшим Иисусу Христу; поэтому они рассуждали далее о том, кто из них стоит ближе к Нему. Тогда Спаситель призвал одно дитя, поставил его подле Себя и сказал: «Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот принимает Меня. Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное». Кто был это дитя, которое Спаситель поставил среди апостолов и как оно называлось? В Евангелии ничего не написано об этом. Но древние повествуют, что это дитя был Игнатий, который впоследствии был епископом Антиохийским и носил прозвание Богоносца. И действительно: с малых лет и до седых волос имел Игнатий детскую привязанность и пламенную любовь к своему Творцу и Спасителю; он умер за свою веру во Христа, повторяя непрестанно: «Я ношу Христа в своем сердце». Язычники, видя его твердость и непоколебимость его веры, бросили Игнатия диким зверям, которые раздробили его в одну минуту своими зубами, подобно тому, как зерна дробятся под жерновом. А идя на страдания, он пророчески говорил: «Я хочу, чтобы меня измололи зубы зверей, я хочу быть пшеницей Божией». Как должно понимать слова: аще не обратитеся, и будете яко дети? ( Мф. 18:3 ) Св. Исидор Пелусиот Господь требует уподобления детям, то есть не возвращения в детский возраст, как, подобно Никодиму, думаешь ты, но отречения от злобы, чтобы в нас была детская простота. И сие дает видеть в самом образе выражения; не сказал: если не будете детьми, но говорит: яко дети, присовокуплением яко означая подражание детям (ср. Василия Великого , ч. 5). Мысли свт. Феофана ( Мф. 18:3 ) «Мысли на каждый день года по церковным чтениям» Аще не обратитеся и будете яко дети, не внидете в Царствие Небесное. Детское строение сердца – образцовое. Дети, пока не раскрылись в них эгоистические стремления, – пример подражания. У детей что видим? Веру полную, не рассуждающую, послушание беспрекословное, любовь искреннюю, безпопечение и покой под кровом родителей, живость и свежесть жизни с подвижностью и желанием научаться и совершенствоваться. Но Спаситель особенно означает одно их свойство – смирение: иже смирится, яко отроча, той есть болий в Царствии Небеснем. Ибо коль скоро есть смирение настоящее, то и все добродетели есть. Оно тогда и является в совершенстве, когда другие добродетели уже расцвели в сердце и приходят в зрелость; оно венец их и покров. Это тайна жизни духовной о Христе Иисусе, Господе нашем. Чем кто выше, тем смиреннее, ибо он яснее и осязательнее видит, что не он трудится в преуспеянии, а благодать, которая в нем; и это есть мера возраста исполнения Христова. Ибо главное во Христе Иисусе то, что Он смирил Себе, послушлив быв даже до смерти. Мысли свт. Феофана

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

ЖМП 8 август 2012 /  3 октября 2012 г. Уральские старцы: преподобноисповедник Игнатий (Кевролетин) Каждая новая книга о реальном духовном опыте современных подвижников благочестия вызывает живой интерес. В этом году издательство " Паломник " совместно с екатеринбургским Ново-Тихвинским монастырем выпустило в свет книгу " Старчество на Урале " . Она не просто знакомит читателя с судьбами пятнадцати выдающихся уральских подвижников, но и помогает найти ответы на вопросы: для чего нужно руководство в духовной жизни? На чем оно должно строиться? Старцы, о которых рассказывается в книге, жили в разное время, и обстоятельства их жизни были различны: одни подвизались в XIX веке, в общежительных монастырях, уединенных скитах или в отшельничестве, другим пришлось вести монашескую жизнь в советские годы, пребывая среди мира, подвергаясь гонениям. Но эти внешние различия лишь подчеркивают то, что духовные основы старчества всегда одни и те же. В нескольких номерах " Журнала Московской Патриархии " будет помещены рассказы о наиболее интересных судьбах уральских старцев. Сегодня в номере — зарисовки из жизни преподобноисповедника Игнатия (Кевролетина). ...20 декабря 1907 года Церковь праздновала память священномученика Игнатия Богоносца. В этот день в Верхотурском Свято-Николаевском монастыре совершался постриг в мантию. " Прими, Господи, раба Твоего монаха Игнатия в духовный Твой двор... " — услышал новопостриженный. И если бы он обратился к своему небесному покровителю за наставлением, то, наверное, услышал бы те же слова, которыми тот вдохновлял на подвиг первых христиан. — Снисходи ко всем, как и к тебе Господь, ко всем имей терпение в любви. Носи немощи всех, как совершенный подвижник. Умоляй всех, чтобы спасались. Говори с каждым, как поможет Бог. — А если будут искушения, скорби? — Стой твердо, как наковальня, по которой бьют. — Трудно, отче Игнатие! — Где больше труда — там больше приобретения... " Раскаиваться перед советской властью не буду " В лике святых старец прославлен как преподобноисповедник Иоанн: перед кончиной он принял схиму с этим именем. Но духовные чада помнят его как отца Игнатия, поэтому в публикации мы будем именовать его так.

http://e-vestnik.ru/analytics/ignatiy_ke...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010