15. Внешний вид и нравственное величие Пресвятой Богородицы Церковный историк Никифор Каллист сохранил для нас предание о внешнем виде Пресвятой Богородицы. «Она была – читаем у него – роста среднего, или, как иные говорят, несколько более среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, брови дугообразные и умеренно черные, нос продолговатый, губы их цветущие, исполненные сладких речей, лице не круглое и не острое, но несколько продолговатое, руки и пальцы длинные». «Она была Девою – говорит св. Амвросий – не телом только, но и душою: смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения... трудолюбива, целомудренна в речи, почитая не человека, но Бога Судьею Своих мыслей; правилом Ея было – никого не оскорблять, всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленною, любить добродетель. Когда Она, хотя бы выражением лица, обидела родителей? когда была в несогласии с родными, погордилась пред человеком скромным, посмеялась над слабым, уклонилась от неимущего? У Нее не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид Ее был выражением души, олицетворением чистоты». Церковный историк Никифор Каллист так дополняет нравственный образ Пресвятой Девы: «Она в беседе с другими сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась, особенно же не гневалась; совершенно безыскусственная, простая, Она ни мало о Себе не думала, и далекая от изнеженности, отличалась полным смирением. Относительно одежд, которые носила, Она довольствовалась естественным цветом их, что еще и теперь доказывает священный головной покров Ее. Коротко сказать: во всех Ее действиях обнаруживалась особенная благодать». «У нас все знают – писал св. Игнатий Богоносец , – что Приснодевственная Матерь Божия исполнена благодати и всех добродетелей. Рассказывают, что Она в гонениях и бедах всегда бывала весела, в нуждах и нищете не огорчалась, на оскорбляющих Ее не гневалась, но даже благодетельствовала им, в благополучии кротка, к бедным милостива и помогала им, как и чем могла, в благочестии – учительница и на всякое доброе дело наставница. Она особенно любила смиренных, потому что Сама исполнена была смирения. Много похвал воздают Ей видевшие Ее. О Ней рассказывали нам люди, достойные всякого вероятия, что по Ее святости видимо в Ней соединились естество ангельское с человеческим».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Конференция «Евангелие от Матфея: исторический и теологический контекст». 24 сентября 2018 г. 18:09 В Москве открылась Международная конференция «Евангелие от Матфея: исторический и теологический контекст» Первый день конференции прошел в стенах Общецерковной аспирантуры и докторантуры имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. С одним из докладов выступил ректор ОЦАД митрополит Волоколамский Иларион. В частности, он отметил, что «Евангелие от Матфея» нередко называют «Евангелием Церкви». Одна из причин этого в том, что «оно пользовалось значительно большей известностью, чем Евангелия от Марка и Луки» и привлекало наибольшее внимание толкователей библейских текстов. «В начале II века на него уже ссылался Игнатий Богоносец, а в первой половине III века Ориген написал на него полный комментарий. В IV веке полный комментарий на него составил также Иоан Златоуст. Не удивительно, что в Новое время, в эпоху становления академической новозаветной библеистики, это Евангелие стало предметом дискуссий»,- отметил докладчик. В своем докладе митрополит Иларион назвал и оценил те противоречия в оценке происхождения, датировке и содержания Евангелия от Матфея, которые существуют между церковной традицией и современной библейской наукой. В первой части выступления митрополит Иларион описал образ автора Евангелия от Матфея, который может быть воссоздан на основе самого евангельского текста. А во второй части -подробно рассмотрел свидетельства о возникновении Евангелия от Матфея, которое можно почерпнуть из Предания Церкви и проанализировал их с позиций критерия теологической обусловленности. С докладами также выступили Ричард Берридж (Кингз Колледж, Лондон, Великобритания), «Матфей и евангелие как жанр:критический обзор работ последних 25 лет, 1993-2018гг.», и Меган Уорнер (Кингз Колледж, Лондон, Великобритания) «Я пришел не отменить, но выполнить»(Мф.5). После чего состоялась научная дискуссия, а затем круглый стол на тему «Основные богословские темы Евангелия от Матфея». На конференции будет представлено еще 13 докладов ведущих специалистов по Новому Завету из США (Университеты Эмори, Дьюка и Мерсера), Великобритании (Оксфордский и Кембриджский университеты), Германии (Университет Тюбенгема) и Австралии (Университет Мёрдока). Конференция проходит на английском языке и продлится до 28 сентября. Программа здесь .

http://e-vestnik.ru/history/evangelie_ot...

Скачать epub pdf Дорогой брат во Христе, рад вас приветствовать о Господе, и спасибо вам за ваше письмо. Я понимаю, насколько это серьезные вопросы, и постараюсь ответить вам с той же серьезностью. В первую очередь я должен сказать вам вот что: судя по всему, в наши дни нет настоящих богоносных старцев – таких, например, как были некогда Оптинские старцы, руководившие людьми по благодати Святого Духа, а не по собственному разумению или толкованию св. отцов. Этот путь духовнаго руководства не дан нашему времени – и, сказать по правде, с нашими грехами, слабостями и душевной порчей мы его не заслуживаем 1 . Нашему времени дан другой, более скромный путь, о котором пишет еп. Игнатий Брянчанинов в своей замечательной книге «Приношение современному монашеству»: духовный совет. Это значит – жить по Божьим заповедям, усвоенным из Писания и св. отцов, опираясь на совет и помощь тех, кто старше и опытнее. В отличие от безоговорочнаго послушания старцу, совет мы принимаем с рассуждением и сами испытываем его на практике. Затрудняюсь сказать, кто именно мог бы помочь вам духовным советом по-английски. Но если это вам и в самом деле необходимо, Господь непременно даст вам это в Свое время, так что не следует слишком настойчиво искать себе «советника». И раз уж вы написали мне, я рискну предложить вам несколько слов общего характера, исходя из вашего письма, из опыта нашего небольшого монашеского братства и из нашего понимания св. отцов. 1 . Прежде всего, научитесь смиряться с тем состоянием, в котором вы оказались, и извлекать из него максимальную пользу. Если оно не приносит духовных плодов – не отчаивайтесь, а напротив, удвойте усилия: что вы сами конкретно можете сделать для своей духовной жизни в создавшемся положении? Регулярныя церковныя службы и причастие Св. Тайн – это уже дело огромной важности. Вслед за тем налаживайте утренния и вечерния молитвы всей семьей и совместное чтение вслух, – причем все должно быть по мере ваших сил и возможностей в данных жизненных обстоятельствах.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/s...

Священномученик Игнатий Богоносец Священномученик Игнатий Богоносец , родом из Сирии, был учеником святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова , вместе со святым Поликарпом (память 23 февраля), епископом Смирнским. Святой Игнатий был вторым епископом Антиохийским, преемником епископа Евода, святого апостола от 70-ти. Предание сообщает, что когда святой Игнатий был ребенком, Спаситель обнял его и сказал: " Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное " ( Мф. 18, 3 ). Богоносцем же он наименован потому, что имел Имя Спасителя в своем сердце и непрестанно Ему молился. Святой Игнатий ревностно и не жалея сил трудился на ниве Христовой. Ему принадлежит установление в церковной службе антифонного пения (на два лика или хора). Во время гонений он укреплял души своей паствы и сам горел желанием пострадать за Христа. В 106 г. император Траян (98-117), по случаю победы над скифами, приказал повсеместно приносить жертвы языческим богам, а христиан, отказывающихся поклониться идолам, убивать. Во время похода против армян и парфян в 107 г. император проходил через Антиохию. Здесь ему донесли, что епископ Игнатий открыто исповедует Христа, учит презирать богатство, вести добродетельную жизнь, хранить девство. В это время святитель Игнатий добровольно явился к императору, чтобы отвратить гонение на антиохийских христиан. Настойчивые просьбы императора Траяна принести жертву языческим идолам были решительно отвергнуты святым Игнатием. Тогда император решил отдать его на съедение зверям в Риме. Святитель Игнатий с радостью принял вынесенный ему приговор. Его готовность к мученическому подвигу засвидетельствована очевидцами, сопровождавшими святого Игнатия из Антиохии в Рим. На пути в Рим корабль, отплывший из Селевкии, остановился в Смирне, где святой Игнатий встретился со своим другом епископом Поликарпом Смирнским. Из других городов и сел к святому Игнатию стекались священнослужители и верующие. Святитель Игнатий увещевал всех не бояться смерти и не скорбеть о нем. В своем послании к римским христианам от 24 августа 107 года он просил их содействовать ему молитвами, просить Бога укрепить его в предстоящем мученическом подвиге за Христа: " Его ищу, за нас умершего, Его желаю, за нас воскресшего... Моя любовь распялась, и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая и говорящая во мне, изнутри взывает мне: " Иди к Отцу " " . Из Смирны святой Игнатий прибыл в Троаду. Здесь его застало радостное известие о прекращении гонений на христиан в Антиохии. Из Троады святой Игнатий отплыл в Неаполь (в Македонию) и потом в Филиппы. По пути в Рим святой Игнатий посещал храмы, произносил поучения и наставления. Тогда же он написал еще шесть посланий: к ефесянам, магнезийцам, траллийцам, филадельфийцам, к епископу Смирнскому Поликарпу. Все эти послания сохранились и дошли до наших дней.

http://patriarchia.ru/db/text/908861.htm...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация Послания епископа-мученика Игнатия Богоносца представляют собой богословие чисто библейское – личное, неотрывное от опыта, «экзистенциональное». Св. Игнатий Богоносец пишет свои послания малоазийским церквям (ефесянам, магнезийцам, Поликарпу, еп. Смирнскому, римлянам, смирнянам, филадельфийцам)   во время пути на свою казнь (его приговорили к растерзанию зверьми). В Посланиях Игнатия Богоносца можно выделить две темы — Христос и Церковь. На внешнем крае богословия Игнатия Богоносца располагается полемика с ересями: докетами, отрицавшими реальность человечества Христова и иудео-христианством, иудейской реакции внутри Церкви, тянувшей её назад к Ветхому Завету. Сквозная тема посланий – единство: единство Лиц Троицы, единство природ во Христе, единство Церкви (этот порядок отражает порядок «появления» этих единств). Единство, по Игнатию, не тоталитарно – единство хора, где у каждого есть своя уникальная партия. Мистика мучеников есть первая мистика христиан: в своей невинной смерти от рук властей мира сего  мученик уподобляется смерти Крестной и воссоединяется со Христом. «Я — пшеница Господня, и пусть будет она размолота зубами зверей, чтобы стать мне чистым хлебом Христовым» пишет Игнатий. Здесь точка предельной борьбы мира и Церкви: порядка, который воздвигает кресты и порядка, который основал Распятый. Смерть мученика – победа для Церкви. Игнатий Богоносец видит в этом «брань духовную» и отсюда разворачивает христианскую этику, аскетику и мистику. Здесь есть уже все ростки, которые, затем дадут такие богатые плоды в монашеской духовности. Читаемость: Язык: Объём текста: Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin .

http://pravbiblioteka.ru/book/ignatiy-bo...

Закрыть Святитель Игнатий (Брянчанинов) Читательский рейтинг: 945 Епископ Игнатий (в миру — Дмитрий Александрович Брянчанинов; 5 (17) февраля 1807(18070217), село Покровское, Грязовецкий уезд Вологодская губерния — 30 апреля (11 мая) 1867, Николо-Бабайский монастырь, ныне в Ярославской области) — епископ Православной Российской Церкви. Богослов, ученый и проповедник. Прославлен Русской православной церковью в лике святителей на Поместном Соборе РПЦ 1988 года. Память — 30 апреля по юлианскому календарю. Родился 5 февраля 1807 года в селе Покровское Грязовецкого уезда Вологодской губернии (сейчас входит в Юровское муниципальное образование Грязовецкого района Вологодской области); принадлежал к старинной дворянской фамилии Брянчаниновых. Ещё в детстве он почувствовал склонность к молитвенным трудам и уединению. В 1826 году, по настоянию отца, Димитрий закончил Военное инженерное училище. Перед юношей открывалась блестящая светская карьера, но он подаёт прошение об отставке, желая принять монашество. Прошение не было удовлетворено, и Димитрий Александрович направился на службу в Динабургскую крепость, где тяжело заболел и вскоре был освобождён от мирских трудов. По выздоровлении он поступил послушником в Александро-Свирский монастырь. Затем перешёл со своим старцем, иеромонахом Леонидом (Львом) в Оптину пустынь. 28 июня 1831 года епископом Вологодским Стефаном был пострижен в монашество с именем Игнатий в честь священномученика Игнатия Богоносца; 4 июля был рукоположён в иеродиакона, а 25 июля — в иеромонаха. Через некоторое время был определён настоятелем Пельшемского Лопотова монастыря. 28 января 1833 был возведён в сан игумена. В том же году ему было поручено управление пришедшей в запустение Троице-Сергиевой пустынью под Петербургом. Новому, возведенному в сан архимандрита настоятелю удалось привести её в порядок как в духовном, так и в хозяйственном отношении. Здесь был образован хор, советы которому давал М. И. Глинка. 27 октября 1857 года в петербургском Казанском соборе был хиротонисан во епископа Кавказского и Черноморского; 4 января 1858 прибыл в Ставрополь.

http://ruskline.ru/author/_/bryanchanino...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Аннотация О составителе посланий, известных под именем св. Игнатия, разногласий в науке нет. Это епископ антиохийский Игнатий, называемый иногда Богоносец, наследник по кафедре антиохийского епископа Еводия, преемника, в свою очередь, ап. Петра. О жизни этого раннего христианского писателя не сохранилось никаких подробностей. Согласно Иерониму, он был учеником ап. Иоанна Богослова. Титул «Богоносца» объясняется или высокой нравственной жизнью и духовностью его, или, начиная с Симеона Метафраста, преданием о том, что св. Игнатий был тем младенцем, которого Сам Господь взял в свои объятия (Матф. 18:2). Существует все же предположение, что св. Игнатий был язычником и только впоследствии обратился к Евангелию. Как бы то ни было, он бесспорно был антиохийским первосвятителем. Годы его епископства Евсевием определяются так: «между 2085 и 2123 годами после Авраама, или между первым годом Веспасиана и десятым годом Траяна.» Во всяком случае, если не считать предположения Харнака, что св. Игнатий скончался в 138 году, от чего он, впрочем, впоследствии сам и отказался, то год мученической смерти падает на царствование Траяна, т.е. от 98 до 117. В Антиохии во время Траянова гонения св. епископ был осужден на казнь в амфитеатре и под конвоем римских стражников, или, как он сам их называет, «десяти леопардов», он был отвезен в Рим. По дороге он останавливался в Смирне и в Троаде, куда к нему приходили христиане со своими пресвитерами поклониться ведомому на казнь славному епископу. Он на этих остановках поучал своих слушателей в вере и укреплял в борьбе с докетами, увещевая подчиняться своим епископам и жить богоугодной жизнью. Вероятно, этим же посланным к нему христианам он и передал послания для увещания самих христианских общин, представители которых к нему являлись. Так было им написано шесть посланий к ближайшим Церквам и, кроме того, седьмое, к Римлянам, куда он уехал с просьбою не мешать ему принять мученическую смерть на арене римского Колизея, Это послание по своему настроению и исключительной искренности должно быть признано одним из замечательных произведений ранней христианской письменности.

http://pravbiblioteka.ru/book/poslaniya-...

[греч. μφιθατρον], рим. сооружение с овальной ареной, предназначенное для проведения зрелищ - боев гладиаторов, морских сражений (навмахий), травли зверей. Представления подобного рода, известные со времен Республики, были официально запрещены имп. Константином Великим (Евсевий. Жизнь Константина. IV 25), но фактически просуществовали по крайней мере до нач. V в. Первый каменный А. в Риме был построен в 29 г. до Р. Х., однако в др. городах Италии подобные сооружения существовали и раньше (в Помпеях ок. 70 до Р. Х.). В имп. эпоху в связи с распространением такого вида казни, как отдание на растерзание зверям (лат. damnatio ad bestias), А. стал местом исполнения приговоров, вынесенных за уголовные преступления лицам, как правило, низкого социального статуса; более знатным людям за аналогичные преступления полагалась казнь через усечение мечом. Казнью через растерзание зверями наказывалось, в частности, преступление против гос-ва (crimen laesae maiestatis - оскорбление величества рим. народа), в к-ром обычно обвинялись христиане за отказ совершать офиц. религ. обряды (см. Гонения на Церковь ). Так А. стал одним из мест, где наиболее часто предавались казни христ. мученики. Беззащитных жертв отдавали зверям на растерзание, иногда привязывая к столбам, пытали и избивали. Уже в первое известное гонение на христиан при имп. Нероне (64) часть арестованных была брошена на растерзание псам (Тацит. Анналы. XV 44), но в данном случае неясно, состоялась ли эта казнь в А. или в к.-л. др. месте. В гонение имп. Траяна мученическую кончину в рим. А. принял сщмч. Игнатий Богоносец (107). Наиболее известны христ. мученики, прославившиеся подвигами в А. Лиона ( Лугдунские мученики , пам. 25 июля), Карфагена ( Перпетуя , Сатир и др., пам. 1 февр.), Эмесы Финикийской ( Сильван и др., пам. 29 янв.). В агиографических сочинениях описаниям страстей христиан в А. часто сопутствуют рассказы о чудесах, происходивших с мучениками: многих из них не трогали дикие звери (мц. Бландина Карфагенская, мч. Сильван Эмесский, мц. Татиана , вмч. Пантелеимон и др.). Сщмч. Игнатий Богоносец, желая пострадать за Христа, молил Бога не препятствовать зверям разорвать его.

http://pravenc.ru/text/114648.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИГНАТИЙ Игнатий (Сидоренко Игорь Александрович; род. 24 дек. 1965, г. Фрунзе Киргизской ССР), епископ Актюбинский и Кызылординский. В 1983 г. окончил среднюю школу с. Георгиевка Джамбульской обл. Казахской ССР. В 1984 - 1986 гг. служил в рядах Вооруженых сил. В 1989 - 1994 гг. учился на теплоэнергетическом факультете Алма-Атинского энергетического института по специальности " инженер тепловых электрических станций " , по окончании работал по этой специальности на ТЭЦ-1 г. Алма-Аты до 1997 г. 21 сент. 1997 г. рукоположен в сан диакона в Вознесенском кафедральном соборе г. Алма-Аты архиепископом Алма-Атинским и Семипалатинским Алексием (Кутеповым), 24 сен. зачислен в клир Иверского храма п. Бурундай Алма-Атинской области. 21 сент. 1997 г. рукоположен в сан диакона в Вознесенском кафедральном соборе г. Алма-Аты архиепископом Алма-Атинским и Семипалатинским Алексием (Кутеповым), 24 сент. зачислен в клир Иверского храма п. Бурундай Алма-Атинской области. 3 янв. 1998 г. пострижен в монашество с именем в честь сщмч. Игнатия Богоносца. 27 марта того же года рукоположен во иерея тем же архиереем в том же соборе. В 1998 - 2000 гг. заочно обучался в Алма-Атинском духовном училище. 3 фев. 2000 г. назначен настоятелем Свято-Троицкого храма п. Железинка Павлодарской области. С 27 апр. 2004 г. являлся настоятелем Покровского храма г. Иссык Алма-Атинской области. 19 апр. 2009 г. возведен в сан игумена Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Гундяевым). В 2000 - 2012 гг. заочно учился в Московской духовной семинарии. 1 дек. 2011 г. назначен председателем комиссии по делам молодежи Астанайской епархии. С 11 фев. 2012 г. являлся председателем комиссии по делам молодежи Казахстанского митрополичьего округа, 1 марта назначен благочинным Иссыкского церковного округа, 1 августа назначен преподавателем предметов сектоведение и миссиология IV курса Алма-Атинской духовной семинарии. С 7 дек. 2012 г. стал президентом Библейского общества Казахстана. 25 апр. 2013 г. назначен настоятелем Никольского храма г. Талгар Алма-Атинской области. С 12 дек. 2015 г. - член Епархиального совета Астанайской епархии.

http://pravenc.ru/text/2709140.html

Данное противоречие уже в древности, по-видимому, пытались разрешить путем примирения свидетельств. Так, в «Апостольских постановлениях» (ок. 380) утверждается, что Е. был поставлен в епископы ап. Павлом, а Игнатий - ап. Петром (Const. Ap. VII 46). Скорее всего это свидетельство основано на сообщении из Книги Деяния св. апостолов о том, что церковное служение ап. Павла в Антиохии происходило раньше церковного служения ап. Петра (Деян 11. 25 сл.). Ап. Павел входил в круг «пророков и учителей», к-рые осуществляли руководство антиохийской общиной (Деян 13. 1). После того как ап. Павел отправился в М. Азию и Грецию, Е. мог воспринять от него епископское служение. Пытаясь решить этот вопрос путем унификации предания, визант. историк VI в. Иоанн Малала писал, что «через десять лет после вознесения Господа нашего и Бога Иисуса Христа первым, кто после святого апостола Петра был рукоположен во епископа Великой Антиохии, находящейся в Сирии, стал Евод» ( Ioan. Malal. Chron. X 318). В правление имп. Нерона ап. Петр, «направляясь в Рим, проходил через Великую Антиохию. В то время скончался Евод, епископ и патриарх Антиохии, так что апостол Петр рукоположил Игнатия, который и принял сан епископа Великой Антиохии» (Ibid. X 325). Иоанн Малала приписывает Е. инициативу именовать последователей Христа христианами, тогда как раньше они носили наименования «назореи» и «галилеяне» (Ibid. X 318; ср.: Деян 11. 26). Согласно «Хронике» Евсевия Кесарийского, Е. был поставлен в епископы в 42 г., по версии блж. Иеронима - в 44 г. ( Euseb. Chron. Т. 2. P. 152e - 153h). Симеон Метафраст ( X в.) в «Житии сщмч. Игнатия Богоносца» замечает, что на Антиохийской кафедре «Евод наследовал Петру, а Игнатий - Еводу» (PG. 114. Col. 1269). На основании всех свидетельств можно с уверенностью утверждать, что Е. был 1-м епископом в Антиохийской Церкви после ап. Петра и был поставлен кем-то из первоверховных апостолов. О Е. как о преемнике апостолов сообщает поздневизант. историк и богослов Никифор Каллист (XIV в.), к-рый утверждает, что Е. принадлежит ряд сочинений. Одно из них - послание, названное «Светило» (Θς), Никифор цитирует ( Niceph. Callist. Hist. eccl. II 3//PG. 145. Col. 757-759).

http://pravenc.ru/text/187244.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010