Ведь всякий подчинённый любит подражать начальствующему; как это сказал великий богослов Григорий. Притом, по каким законам будут судить, как сам Папа, так и архиереи его, когда они совсем отвергли божественные правила святых соборов, и не имеют не только благоухания духовной жизни, но и признака её, и еретичествуют во многом? Поистине, они наполнят церковь смутами и соблазнами. Но не сольются неслитности, не спрядутся непряди. Ибо какое сродство у правды и беззакония, или, по слову божию, какое общение у света и тьмы, у православных и, еретиков, от которых мы должны всецело удаляться? И древне сам Бог заповедал, говоря: «измите лукавого из среды вашей». А вот это изречение, – если соблазнит тебя око твоё, исторгни его, – и дальнейшее изречение о прочих соблазняющих членах, к кому другому лучше подходит, как не к Латинам? И Павел, великий от того, что глаголал чрез него и в нём Господь, то же самое представляет на вид, говоря: «Еретика человека после первого и второго вразумления отвращайся, зная, что таковый развратился, и грешит, будучи самоосужден». ( Тит.3:10–11 ) И ещё: «Уклоняйтесь от всякого, нечисто ходящего и не по преданию, которое принято от нас». И в других строках Павел запрещает даже есть вместе с ними. Согласно с ним и богоносный и великий отец наш Игнатий предохраняет нас от еретиков, этих человекообразных зверей. Если же мы не должны не только принимать их к себе, но и встречать, если не велено нам и пищу вкушать вместе с ними, даже приветствовать их во избежание общения с ними: то как признать их первыми, и судьями православных церквей, и громогласно возглашать имя их в церкви у таинственной трапезы, дабы и её, освящающую нас, не оставить не осквернённою?.. X. Никак, никак не дозволяй сего ради души твоей святой, царю святый и Богом поставленный самодержец, и вместе Христу возлюбленный и христолюбивейший. Но держись, как держишься по благодати Христовой, того, чему ты научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен ( 2Тим.3:14 ). Храни добрый залог, избегая, по учению великого апостола, негодных пустословий лжеимённого знания, которым занимаясь некоторые уклонились от Веры, ( 1Тим.6:20, 21 ) да посредством тебя, с тобою, и со всем домом твоим, славящим Бога, и мы, составляющие полноту Христиан, будем соблюдены, как православные и Богу угодные, на день явления Господа, и с вами и сами сделаемся неукоризненными наследниками царства его вечно.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Вера во Христа Воскресшего – одно из главнейших основоположений всего христианского вероучения. Воскресение Христово – основа и залог будущего всеобщего воскресения мертвых. Оно есть основа и знамение христианской надежды на будущую блаженную жизнь. «Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, – обращается с увещеванием к Коринфянам святой апостол Павел, – то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых? Если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес; а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша» ( 1Кор. 15, 12 – 14 ). «Он оправдал Себя в Духе, – повторяет о Христе известную Евангельскую истину протоиерей Дмитрий Соколов и поясняет. – Быть оправданным в Духе для Христа Спасителя значило получить свыше торжественное всенародное подтверждение истины Своего учения, правоты Своего дела, действенности Своей жертвы. И Он получил это подтверждение: Он воскрес. Если бы Он не воскрес, то “суетна была бы вера наша”. Он заранее объявил о Своём воскресении. Если бы Его предсказание не исполнилось, то Он показал бы этим, что Он обольщал народ, что Он лже-мессия. Он объявлял Себя Сыном Божиим. Если бы Тот, кто выдавал Себя за творческое Слово Божие, не мог освободиться из-под власти смерти, то доказал бы этим, что Он один из нас. Он выдавал Себя за Искупителя. Если бы Он не воскрес, то смерть Его, при всей своей возвышенности, не имела бы силы очистительной. Так Христос должен был воскреснуть. Его воскресение не венец только Его дела, а необходимое окончание» с. 188 – 189]. Задолго до священника Дмитрия Соколова похожие мысли высказывал священномученик Игнатий Богоносец . Так, желая утвердить жителей Магнезии в истинной Вере Христовой, этот доблестный герой выставлял им в пример: упования на грядущего Мессию ветхозаветных праведников. В тезоименном к жителям Магнезии послании Антиохийский архипастырь писал: «Итак, если жившие в древнем порядке дел приближались к новому упованию и уже не субботствовали, но жили жизнью Воскресения, в котором и наша жизнь воссияла чрез Него и чрез смерть Его, хотя некоторые и отвергают её, но чрез её тайну получили мы начало веры и ради неё терпим, дабы быть учениками Иисуса Христа, единого Учителя нашего, – то как мы можем жить без Него, когда и пророки, будучи учениками Его по духу, ожидали Его как Учителя своего? Посему-то Он, Которого праведно они ожидали, когда пришёл на землю, воскресил их из мёртвых» с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

Институт священства в Церкви не есть человеческое изобретение, но Божественное установление. Сам Господь поставил одних апостолами... иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения... ( Еф.4:11–12 ). Избрание на священническое служение также не есть дело человеческое, но предполагает избранничество свыше: Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас... ( Ин.15:16 ). И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон ( Евр.5:4 ). Божественное установление таинства священства видно из действий апостолов, которые сами совершали это таинство и через возложение рук возводили во все три степени иерархии: епископа (см.: 1Тим.4:14 ; 2Тим.1:6 ), пресвитера (см.: Деян.14:23 ) и диакона (см.: Деян.6:6 ). Рукоположение, возведение человека в иерархическую степень – это не только видимый знак поставления на служение, как полагают протестанты, считающие, что между мирянином и клириком нет никакой принципиальной разницы. Священное Писание не оставляет сомнения в том, что в таинстве священства преподаются особые благодатные дары, отличающие клирика от мирянина, сообщающие ему власть священнодействовать и содействующие ему в его иерархическом служении. Ап. Павел писал своему ученику Тимофею: Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства ( 1Тим.4:14 ); ... напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение ( 2Тим.1:6 ). В Православной Церкви существуют три необходимых степени священства: епископ, пресвитер и диакон. «Диакон служит при таинствах; пресвитер совершает таинства, в зависимости от епископа; епископ не только совершает таинства, но имеет власть и другим через рукоположение преподавать благодатный дар совершать оные» 1307 . Кроме того, только епископу принадлежит право освящения храма, антиминса и св. мира. Рукоположение в епископский сан совершается собором епископов 1308 . Для нормального функционирования церковного Тела необходимы все три иерархические степени. С древнейших времен это считалось необходимым условием жизни Церкви. Сщмч. Игнатий Богоносец писал: «Все почитайте диаконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви» 1309 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Святой Тертий писал послание святого апостола Павла к Римлянам, о чем он сам говорит в этом послании: «Приветствую вас в Господе и я, Тертий, писавший сие послание» (Рим.16:22). Он был вторым епископом в Иконии, после святого Сосипатра и там стяжал себе мученический венец [ 86 ]. Святой Ераст [ 87 ], о котором упоминает святой апостол Павел в том же послании (Рим.16:23), был диаконом и казнохранителем иерусалимской церкви, а потом епископом в Панеаде [ 88 ]. Святой Куарт или Кварт [ 89 ], о котором упоминается в том же послании, был епископом в Берите. Об этих двух апостолах святой апостол Павел пишет так: «Приветствует вас Ераст, городской казнохранитель, и брат Кварт» (Рим.16:23). Святой Евод был епископом Антиохийским после святого Петра. О нем упоминает святой Игнатий Богоносец в своем послании к Антиохийцам, говоря: «Поминайте блаженного Евода, отца вашего, он же первый ваш пастырь». Скончался мученически [ 90 ]. Святой Онисифор, о котором упоминает святой апостол Павел во втором послании к Тимофею, говоря: «Да даст Господь милость дому Онисифора за то, что он многократно покоил меня и не стыдился уз моих» (2 Тим.1:16), был епископом в Колофоне [ 91 ]и Киринее [ 92 ]. Скончался мученически [ 93 ]. Святой Климент [ 94 ], о котором упоминает святой апостол Павел в послании к Филиппийцам, говоря: «подвизавшийся вместе со мною и с Климентом» (Флп.4:3), был епископом в Сардике [ 95 ]. Святой Сосфен, который после святого Криспа был начальником иудейской синагоги в Коринфе, обращен был в христианство святым апостолом Павлом. О нем в Деяниях Апостольских говорится: «А все Еллины, схватив Сосфена, начальника синагоги, били его перед судилищем» (Деян.18:17). Его имя упоминает и сам святой апостол Павел наряду со своим в послании к Коринфянам, которое начинается так: «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат» (1 Кор.1:1). Впоследствии святой апостол Сосфен был епископом в Колофоне [ 96 ]. Святой Аполлос упоминается в Деяниях Апостольских: «Некто Иудей, именем Аполлос, родом из Александрии, муж красноречивый и сведущий в Писаниях, пришел в Ефес.

http://predanie.ru/book/216284-zhitiya-s...

Даже в состоянии обожения Христос остается истинным Человеком, и в этом отношении по Своему человечеству Он является меньшим, чем Отец. При этом отцы соборов ссылались на Ин. 20, 17, слова Спасителя после Воскресения, обращенные к Марии Магдалине: " Восхожу к Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему " , где Христос именует Своего Отца и Отцом и Богом одновременно. Это двойное наименование указывает, что различие естеств и после Воскресения не упразднилось. Еще задолго до этих Соборов, в VIII веке, св. Иоанн Дамаскин следующим образом истолковал этот стих: " Отцом называет Бога потому, что Бог есть Отец по естеству, а наш — по благодати, нам Бог — по естеству, а Ему соделался по благодати, поскольку Сам сделался человеком " . Поскольку Сын Бога во всем после Воплощения сделался подобным нам, то Его Отец одновременно является для Него и Богом, так же, как и для нас. Однако для нас он является Богом по естеству, а для Сына — по домостроительству, поскольку Сам Сын соблаговолил стать человеком. Таких уничижительных мест в Священном Писании довольно много. Мф. 20, 23, ответ Спасителя на просьбу сынов Зеведеевых: " Дать сесть у Меня по правую сторону и по левую — не от Меня зависит, но кому уготовано Отцем Моим " . Ин. 15, 10: " Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви " . Высказывания, подобные этим, церковными экзегетами относят к человеческому естеству Спасителя. В Деян. 2, 36 о Христе сказано, что " Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли " , у евангелиста Луки здесь стоит глагол epoiese, что действительно можно понимать как " сотворил " (в смысле " сотворил из ничего " ). Однако из контекста видно, что здесь имеется в виду творение не по естеству, а по домостроительству, в смысле " уготовал " . 6.2.4. Верование древней Церкви в Божественное достоинство Сына Божия и Его равенство с Отцом Один из древнейших памятников святоотеческой литературы — послания священномученника Игнатия Богоносца, датируемые примерно 107 годом. В послании к Римлянам, в 6 главе Свящ. мчн. Игнатий пишет:

http://sedmitza.ru/lib/text/431688/

Расточать свое имение на гостеприимство – значит приобретать. Филарет Милостивый [...] и многие другие. 8 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем ( Рим. 8, 38–39 ). 19 Речь идет о родных братьях жены отца Иоанна (шуринах). В семье протоиерея К.П. Несвицкого (тестя отца Иоанна), кроме Е.К. Сергиевой, было еще две дочери – Александра и Анна, которых отец Иоанн должен был «обеспечивать квартирою и содержанием... до выхода в замужество», и три сына – Алексей, Петр и Константин. Старшему, Алексию, в 1855 году было 30 лет, младшему, Константину – 18. Вся семья поселилась в одной квартире на втором этаже дома, принадлежавшего Андреевскому собору. С самого начала совместной жизни в семье установились непростые взаимоотношения. Начинающий священник предъявлял к себе высочайшие требования: стремился как можно чаще служить литургию, вел в соборе катехизические беседы, спешил на помощь многочисленным городским нищим, что вызывало ропот домашних и приводило к нелегким объяснениям. Кроме того, отец Иоанн, имея на руках семью из семи взрослых человек, не мог регулярно помогать матери, нуждавшейся в материальной поддержке. 26 «Аще во благих точию...» – если среди благ (во благих обстоятельствах) только; «аще во злых» – если в бедствиях (в злых обстоятельствах). 31 Точило – яма, в которой восточные народы топтали виноградные ягоды для выдавливания из них сока. 35 Христофор в переводе с греческого означает «христоносец». О святом же Игнатии Богоносце повествуется, что в то время, когда его вели на съедение зверям и он непрестанно имел на устах имя Иисуса Христа, нечестивые спросили его, зачем он то имя непрестанно повторяет. Святой отвечал, что имеет в сердце своем имя Иисуса Христа начертанным и исповедует устами Того, Кого в сердце всегда носит. Когда святой был пожран зверями, при оставшихся его костях изволением Божиим сохранилось его сердце, нетронутое зверями. Найдя его, язычники вспомнили слова святого Игнатия и разрезали сердце его надвое, желая убедиться, истинно ли сказанное им. И нашли они на обеих внутренних сторонах разрезанного сердца надпись золотыми письменами: «Иисус Христос». Так святой Игнатий был Богоносец по имени и в действительности, всегда нося в сердце своем Христа Бога, богомысленным умом как тростью написанного.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Возвращаясь к рассмотрению вопроса о понятиях «дух» и «плоть», отметим, что в Священном Писании слово «дух» действительно нередко употребляется в значении духовного образа жизни. Слово же «плоть» противопоставляется ему и несет в себе указание на бездуховность. Апостол Павел в своем послании к Римлянам пишет: «Нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу... Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир» (Рим. 8, 1 , 6). «Поступайте по духу – и вы не будете исполнять вожделение плоти, ибо плоть желает противного духу, а дух – противного плоти, они друг другу противятся» (Гал. 5, 16 -17). «Начавши духом, теперь оканчиваете плотию» (Гал. 3, 3) . Совершенно очевидно, что во всех этих цитатах слова «плоть» и «дух» противоположны друг другу. Под плотию понимаются греховные чувственные расположения человека. Если бы Господь действительно установил на Тайной вечери только обряд воспоминания, то Он непременно пояснил бы это, как много раз пояснял притчи, делая их доступными слушающим. Но Он сказал другое: «Сие есть Тело Мое, и сие есть Кровь Моя, за вас и за многих изливаемая во оставление грехов». Если под Кровью и Плотью понимать только символы, то легко «дофилософствоваться» до «призрачных» страданий Господа Иисуса Христа. Однако Господь на кресте действительно пролил Свою человеческую кровь, которая искупила нас от всякого греха. Общниками страданий Христа мы становимся через несение личного креста и не только духовно становимся сопричастниками Его страданий, но и реально вкушаем истинные Тело и Кровь Спасителя, что является кульминацией всей нашей разумно-духовной жизни во Христе Иисусе. Игнатий Богоносец – ученик святого Иоанна Богослова, - обличая еретиков-докетов, отвергавших реальность страданий Христа, а следовательно, и Причащения, учил: «Они удаляются от Евхаристии по той причине, что не признают, что Евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа, пострадавшего за наши грехи, Которую воскресил Отец по своей благости, почему, противясь дару Божию, они умирают в своих изысканиях, между тем полезно было бы им участвовать в Евхаристии, чтобы воскреснуть». Точно так же пребывают в духовной смерти ныне и сектанты, отвергающие подлинное значение Евхаристии, льстя себя тщеславной мыслью, что ревностно исполняют Заповеди Божии.

http://ruskline.ru/analitika/2020/12/13/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010