А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек . Кто, уверовав в Иисуса Христа, Сына Божия, познает в Нем Истинного Бога и через то познает цель своей кратковременной жизни на земле, составляющей лишь ступень на пути к жизни вечной, тот, удовлетворив свою жажду познания Бога и своего назначения, не будет уже никогда жаждать этого познания, а будет стремиться к жизни вечной, пренебрегая всем земным. Только таким стремлением к жизни вечной, к жизни в Боге, и можно объяснить душевное спокойствие христиан, шедших на казнь во времена гонений за веру во Христа; веруя в бессмертие души, в будущую загробную жизнь, жизнь вечную, возвещенную Христом, Сыном Божиим, они не только спокойно оставляли земной мир, полный неудовлетворенных земных желаний, неутолимой жажды все новых и новых ощущений, но даже боялись, что им могут временно помешать в этом стремлении; так, например, святой Игнатий Богоносец , отправленный в Рим на казнь, опасался, что почитатели его из христиан Рима будут ходатайствовать за него перед императором и добьются помилования его, поэтому он в Послании своем к Римлянам умоляет своих друзей не препятствовать ему достигнуть Бога. Вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную ( Ин. 4, 14 ). Учение Иисуса Христа указывает людям, что назначение их – творить волю Божию и что точное исполнение этого назначения открывает им путь в жизнь вечную. Сравнивая поэтому Свое учение с водой, Иисус говорит, что как текущий источник воды приводит всякого путника, идущего по его течению, к тому месту, куда изливается, к реке ли, озеру или морю, так и учение Его: всякого живущего по этому учению, творящего волю Божию приводит к Богу, к жизни вечной, сделается в нем как бы источником воды, текущей в жизнь вечную . Самарянка не поняла этих слов; она думала, что вода, которую обещает дать ей Христос, лишь избавит ее от телесной жажды, от необходимости черпать воду из глубокого колодезя Иакова. Она все еще смотрит на Иисуса как на обыкновенного человека и потому не может понять истинного значения Его слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Gladkov/...

В Церкви послеапостольского периода власть «вязать и решить» была усвоена преемникам апостолов – епископам. Игнатий Богоносец во II веке пишет: «Всем кающимся Бог прощает, если они прибегнут к единению Божию и к синедриону епископа. Верую благодати Иисуса Христа, что Он разрешит вас от всяких уз». В III веке Фирмилиан, епископ Кесарийский, пишет Киприану Карфагенскому : «Власть отпускать грехи дарована апостолам и Церквам, которые основали они, будучи посланы Христом, и епископам, которые наследовали им по преемству». О том же говорит и сам Киприан: «Грешники и в меньших грехах должны приносить покаяние в узаконенное время, сообразно чиноположению совершать исповедь и через возложение руки епископа и клира получать право на общение». В «Апостольских постановлениях» служение епископа связано с функцией отпущения грехов, которое описывается в терминах суда и правосудия: Когда предлагаешь слово, сиди в церкви, как имеющий власть судить согрешивших... Итак, суди, епископ, с властью, как судит Бог; но кающихся принимай, ибо Бог есть Бог милости. Согрешающих укоряй, неисправляющихся убеждай пребывать в добре, кающихся принимай, ибо Господь Бог обещал дать кающимся оставление согрешений их. Так, через Иезекииля Он говорит: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам, дом Израилев? ( Иез. 33:11 ). Здесь слово Божие облагонадежило согрешивших, что если они покаются, то будут иметь надежду на спасение, чтобы, отчаявшись, не предались беззакониям, но, имея надежду на спасение, обратились и оплакивали грехи свои перед Богом, и каялись от сердца, умилостивляя Его, и получили от Него, как от Благого Отца, прощение. Процедура возвращения в Церковь согрешившего (очевидно, тяжким грехом) описывается следующим образом. Сначала епископ изгоняет его из храма, и диаконы вне храма допрашивают его, а потом возвращаются к епископу и ходатайствуют о согрешившем. Епископ приказывает ему войти и расспрашивает о содеянном грехе. После этого он назначает ему пост на две, три, пять или семь недель. Разрешение грехов происходит через возложение рук епископа: «Оплакавшего грех свой, по просьбе за него всей Церкви, принимай и, возложив на него руку, дозволяй ему наконец быть в стаде».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Игнатий Богоносец во втором веке по Р. Х. в послании к филадельфийцам пишет: «Я слышал от некоторых слова „Если не найдем в древних писаниях, то не поверим”. А для меня Христос древнее Писаний». Это очень интересный ответ. Здесь проблема соотношения авторитета Торы и авторитета Спасителя: что выше? Но эта проблема со всей очевидностью встает уже на страницах Нового Завета. Ведь и там авторитет Спасителя вовсе не обязательно подтверждается авторитетом Торы (Пятикнижия Моисеева) или других ветхозаветных книг. Для иудеев Тора была абсолютным авторитетом. Она подвергалась толкованиям, каждый толкователь обладал своим авторитетом, но авторитет Писания при этом был абсолютен, авторитет интерпретатора – вторичен. В Евангелиях Господь многократно, хотя мы и не всегда это прочитываем (потому что мы не всегда знаем эту семитскую подоснову), утверждает Свой авторитет выше авторитета Торы. «Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду» ( Мф.5:21–22 ). Это неоднократно повторенное в Нагорной проповеди «А Я говорю» должно было просто шокировать, как гром прозвучать, потому что ни один иудейский толкователь не может такое произнести: Тора говорит так-то, а я сейчас говорю вам так-то. Или когда Он говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ) – Он к Себе прилагает те определения, которые иудеи прилагали к Торе. В иудейских источниках можно прочитать: тот, кто читает Тору и исполняет ее, подобен человеку, положившему основания дому своему на камне. Господь же говорит, что тот, кто слушает Его слова, подобен человеку, положившему основание дому на камне (см.: Лк.6:48 ). Он – источник Божественной мудрости, потому Его авторитет выше авторитета Писания. Когда богатый юноша подходит к Иисусу и спрашивает, что ему делать, чтобы наследовать жизнь вечную (см.: Мк.10:17–23 ), Господь сначала предлагает ему исполнить Тору, исполнить заповеди, а потом выясняется, что заповеди – это еще не все, что есть нечто выше их, и можно сделать следующий шаг. И это тоже о соотношении авторитета: есть Закон, и есть нечто большее, чем Закон, – быть со Христом. Потому что Христос выше, чем Тора.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Grilihe...

Поэтому мы правильно делаем, что изучаем Священное Писание, то есть вникаем в закон совершенный, в Закон Божий. И вы очень правильно делаете, что оставляете все и изучаете закон Божий. Таким образом, мы обретаем духовную вменяемость, становимся чадами Божиими, младенцами во Христе, потом – более зрелыми чадами Божиими. Человек религиозный проходит разные этапы своей духовной жизни. Я уже больше 15 лет в священном сане, но я чувствую, что я младенец во Христе, мне где-то года три, не больше. Такое может быть. Человек не может пребывать все время в младенческом состоянии, ему надо расти. Как сказано: «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» ( Еф.4:13 ). В Писании также сказано: «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища» ( Евр.5:12 ). В слове Божьем есть откровения для самых разных уровней духовного состояния. Епископ Игнатий Богоносец , когда его везли на казнь в Рим, говорил: – Я только становлюсь учеником. Он считал себя младенцем, хотя был епископом, пользовался огромным авторитетом в Церкви, и был приговорен к мученической смерти. Он считал себя младенцем во Христе. Это очень важно; потому что если мы не умалимся как дети, то мы не войдем в Царство Небесное. Поэтому во Христе мы можем быть чем-то, если мы сами себя почитаем ничем. Как апостол Павел сказал о себе: «все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор (то есть за мусор – О.С.), чтобы приобрести Христа» ( Флп.3:8 ). Что он почитал за мусор? Весь свой прежний религиозный опыт. Он считал, что он совершенно несостоятельный. И ради превосходства во Христе он почел этот свой религиозный опыт за мусор. Для того, чтобы обрестись во Христе спасенным чадом Божиим. Итак, мы должны исследовать Божественное Откровение очень внимательно, потому что Откровение, которое мы читаем, Иисус Христос получил от Бога Отца. Через Ангела Своего Иисус Христос передал это Откровение Иоанну Богослову. А Иоанн Богослов передает это откровение всем христианским общинам.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Киррил Александрийский, IV–V вв: «Какой же Господь от какого Господа послал огонь и сжег города содомлян? Очевидно, что Отец, всё совершая чрез Сына, так как Он (Сын) есть сила Его (Отца) и мышца, заставлял Его дождить огонь на содомлян. Когда таким образом Господь от Господа посылает огонь на них, то как же не другим, – насколько это относится к особому (ипостасному) существованию – должен быть Отец рядом с Сыном и также Сын– рядом с Отцем?» Толковая Библия Лопухина : По объяснению отцов и учителей Церкви ( Игнатий Богоносец , Иоанн Златоуст , Иустин Философ , Афанасий Александрийский , Киприан, Тертуллиан и др.), здесь дано раздельное указание на два лица Пресвятой Троицы: на Бога-Отца и Бога-Сына. Сын Божий, или Ангел Господень (Ангел Иеговы), Он же и Логос, являлся на землю и действовал именем Бога-Отца, Который, по слову Священного Писания , сам не судит мир, но весь этот суд отдал Сыну ( Ин.5:22–23 ; 2Фес.2:8 ; Откр.1:16, 2:16, 19:15 ) • «И он сказал Моисею: Поднимись к Иегове, ты, а также Аарон, Надав, Авиуд и семьдесят старейшин Израиля, и поклонитесь издали» ( Исх.24:1 ПНМ). Весьма интересным представляется комментарий на данный пассаж, который можно найти в Талмуде: «Мидраш рассказывает об ответе рабби Идита на вопрос одного сектанта по поводу текста Исх.24:1 , где Господь повелевает Моисею «взойти к Господу». Как может Бог повелевать взойти к Господу? Почему Он не сказал, чтобы Моисей взошел к Нему? Рабби Идит отвечает, что здесь имеется в виду Metatron, который носит с Господом одно имя» C древних времён сформировалось мнение, согласно которому Memra (по Талмуду – Метатгоп – прим.) т.е. Ангел Господень – это будущий Мессия. Такая мысль встречается в некоторых ранних иудейских писаниях и апокрифах, из чего мы можем сделать вывод, что она имела место уже в период (IV-I века до Р. Х.) Эта же мысль стала традиционной для христианского богословия • «И Господь сказал ему: … А дом Иудин помилую и спасу их в Господе Боге их, спасу их ни луком, ни мечом, ни войною, ни конями и всадниками» ( Ос.1:4, 7 )

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/iegova-e...

С этой точки зрения для меня» по крайней мере, совершенно понятны смысл и значение церковного моления за живых иноверцев: церковь молится о том, чтобы Господь обратил их на правый путь. Истинность такого взгляда свидетельствуется теми самыми апостольскими словами, которыми (и, как увидим,) совершенно тщетно мои оппоненты стараются подкрепить свое утверждение насчет позволительности разбираемого панихидослужения. «Итак», пишет апостол, «прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» ( 1Тим. 2:1–4 ). Ясно, что апостол просит молитв 1) о живых, а не о почивших иноверцах (языческих царях, властях и таких же «человеках»); 2) цел молитв – " тихое и безмятежное житие», «спасение» заблуждающих и «познание» ими «истины»; 3) временной предел таких молитв- земная жизнь перечисленных лиц, ибо, по отшествии из нее, «начальствующие» уже перестанут быть таковыми, а о достижении познания истины всеми, стоящими вне церкви, «человеками» промыслит Сам Бог , какими Ему ведомо путями. Подобным же образом, в найденном, по распоряжению царя Дария, «свитке» царя Кира персидского содержится (составленное, по многим признакам, не без влияния иудейских старейшин) «повеление» о «приятных небесному Богу жертвах» и «молитвах о жизни царя и сыновей его» ( 1Езд. 6:1–10 ). – В своем «Послании к Смирнянам» (гл. 4) св. Игнатий Богоносец твердо стоит на почве апостольского учения о смысле и цели молитв верных за неверных: «предохраняю вас от зверей в человеческом образе, которых вам не только не должно принимать к себе, по, если возможно, и не встречаться с ними, а только молиться за них, – не раскаются ли они как-нибудь». В 3-ей. беседе на послание к Филиппийцам св. И. Златоуст (см. его «Творен.» в рус. пер., СПБ. 1905, т. XI, кн. 1, стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Akvilo...

Необходимость исповеди была открыта Самим Богом еще в Ветхом Завете через пророка Моисея: “Скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та, то пусть исповедуются во грехе своем, который они сделали, и возвратят сполна то, в чем виновны” (Чис 5:5–7). После Своего пришествия Господь дал Апостолам власть прощать или оставлять нам наши грехи: “Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том оставятся” (Ин 20:23). В Новом Завете об исповеди говорится: “Многие же из уверовавших приходили, исповедуя и открывая дела свои” (Деян 19:18). “Если исповедуем грехи наши, то Он (Иисус Христос) простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды” (1 Ин 1:9). “Признавайтесь друг пред другом в поступках и молитесь друг за друга, чтобы исцелиться” (Иак 5:16). О неразрывном единстве исповеди и покаяния нам постоянно напоминают и Отцы Церкви. Так, у Илария Пиктавийского читаем: “Господь дал Апостолам такой суд, что кого они свяжут и кого разрешат, то есть простят грехи на исповеди , во спасение, те вследствие решения апостольского и на небе будут связаны или разрешены” 7 , что подтверждает и священномученик Игнатий Богоносец: “всем кающимся Бог прощает, если они возвращаются к единению Божию и к собору епископа” 8 . Поэтому в Таинствах святой Церкви Господь посылает нам благодать через того, кто получил на это право, и “как человек, крещаемый от человека, то есть священника, просвещается благодатию Духа Святаго, так и исповедующий в покаянии грехи свои приемлет оставление их чрез священника благодатию Иисуса Христа” 9 . «Иначе как исполнится повеление Божие, данное и под законом и под благодатью: “пойдите, покажитесь священникам” (Лк 17:14; ср. Лев 14:2)? Как исполнится: “приз­навайтесь друг пред другом в проступках” (Иак 5:16)?» 10 . Священномученик Киприан Карфагенский предлагает даже не допускать к церковному общению тех, кто не хочет исповедовать свои грехи, чтобы они не послужили соблазном для других. “Не приносящих покаяние, — говорит он, — и не свидетельствующих сокрушения о грехах своих всем сердцем и явным исповеданием , должно удалять от общения” 11 .

http://pravmir.ru/ne-perestayu-besedovat...

– 9-я глава, 13-й стих: «Ибо какой человек в состоянии познать совет Божий? или кто может уразуметь, что угодно Господу? [Поэтому решать эти вопросы: что угодно, что неугодно. Вот это младостарчество так развилось, что они безапелляционно, как будто вот на Небе побывали и знают всё, что Богу угодно. А вот он говорит: “кто может уразуметь, что угодно Господу?”. И мы должны поэтому отвечать на эти вопросы, как Игнатий Богоносец . Спрашивают по какому-то : “Откроет Господь – скажу, не откроет – не скажу”]. Помышления смертных нетверды, и мысли наши ошибочны, ибо тленное тело отягощает душу, и эта земная Храмина подавляет многозаботливый ум. Мы едва можем постигать и то, что на земле, и с трудом понимаем то, что под руками, а что на небесах – кто исследовал?» Кто исследовал, кто может проникнуть? Вот в одной воронке лежат два воина, попадает снаряд – от одного ничего, другого и царапина не задела. Как объяснить, что это: случай, Промысл или что? и почему вот так происходит? На многие вопросы мы не ответим. Да и не нужно отвечать. Придёт время – Господь Сам откроет и Сам уяснит. Как и было с Иовом – вы думаете, вот, он высказал – в книге-то своей – ? Откройте в книге Иова 42-ю главу, последнюю. И вот, в этой главе речь идёт о том, что он отвечает Господу на Его вопросы. Три круга речей прошло, выступил четвёртый Елиуй – и всё на одну и ту же тему, и всё не могут прийти ни к какому результату. Зависает над ними облако, и из этого облака раздаётся голос Божий, и голос Божий это всё сводит к одному. Вы посмотрите: цена всем нашим рассуждениям. Откройте 38-ю главу и посмотрите, 1-й стих: «Когда Елиуй [это четвёртый молодой друг ] перестал говорить, Господь отвечал Иову из бури и сказал: кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла» – Вот цена всем нашим рассуждениям и богословию: Кто сей, омрачающий Провидение словами без смысла? – Вот цена всех наших рассуждений. Теперь смотрите 42-ю главу. «И отвечал Иов Господу и сказал [вот после тех вопросов, которые Господь задавал Иову из окружающего творения ]: знаю, что Ты все можешь, и что намерение Твое не может быть остановлено [и вот этот следующий 3-й стих нужно читать вот так, ударяя перстом себя в грудь]. Кто сей, помрачающий Провидение, ничего не разумея? – Так, я говорил о том, чего не разумел, о делах чудных для меня, которых я не знал. Выслушай, взывал я, и я буду говорить, и что буду спрашивать у Тебя, объясни мне. Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя [он увидел лик Христов], поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/lektsii...

Док Майк 7 июля 2014, 08:02 " Спасение человечества Христом заключалось в том, что Распятый Мессия принял на Себя через Свои страдания и мучения наказание, которое по справедливости Божией должно было вечно тяготеть над человечеством. Господь заменил нас Собой и этим соединил справедливость с любовью, а любовь с правосудием – в этом смысл Голгофской жертвы. " А это не католико-протестантское торгово-юридическое понимание спасения? Типа, гаишник штраф наложил, добрый дядя его за меня заплатил, после чего я погнал дальше на красный свет рассекать. Пусть дядя дальше платит, он добрый и справедливый. А я каким был, таким и остался. Где спасение дущи через покаяние и борьбу со страстями при помощи Божьей, о котором писали Иоан Лествичек, Авва Дорофей и другие Святые? Где спасение через соединение с Богом: " Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом " ? Александръ 7 июля 2014, 05:09 православному Извините, православный, а нескольких смыслов искупления вы не допускаете? Есть ли слова самого Господа об искуплении? Хоть одно? И как присоединить к искуплению Причастие? Священномученик Игнатий Богоносец называет Евхаристию «лекарством безсмертия, противоядием, чтобы не умереть». Сам Спаситель так обращается к Своим ученикам: " если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем " (Ин. 6, 53-56). Неужели это неправда? Сергей 6 июля 2014, 23:46 Интересно получается у вас,Ефим: " Христос в себе произвел исцеление поврежденной природы... Это исцеление, может быть усвоено человеком. " То есть вы отрицаете Символ веры и Творения Святых Отцов? Христос - единосущен Отцу! О каком повреждении Его природы вы говорите? Это ересь! Усваивается только пища (да и то - не любая), а Спасение - у Бога, от человека требуется только идти путем Христа (как ОН Сам и говорил: Я есмь путь и спасение, и жизнь...)

http://pravoslavie.ru/71909.html

Радость «распятого жития». Но надо очень внимательно следить, чтобы в маловерии не сойти земным умом и низким помышлением с высокой порфирной мученической горы Голгофы. Восхождение к Богу начинается, прежде всего, с нашего спуска в себя с целью узнать себя, изучая книгу нашей жизни с помощью строгого свидетеля – нашей совести. «Опустошая, освобождая самого себя от самого себя», делая на себе глубокие разрезы, порой кровавые, в борьбе и усилии ради «во Христе преображения, обновления и украшения нашей души». «Доколе не изобразится в вас Христос!» 22 Подвижничество – это героический, трудный и кровавый выход за пределы самого себя в приношении жертвенной любви к Богу и нашему брату, ко всему Творению. Однако каждый подвиг, каждое подвижничество без любви не имеет ценности и не ведет к Богу. «Моя любовь распята», говорил св. Игнатий Богоносец . Итак, всякая великая любовь – это распятие, это жертва, это боль, это мученичество, это приношение крови до смерти. И апостол Павел объявляет нам: «И живите в любви, как Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношении жертвы Богу в благоухание приятное». 23 Возлюбленный наперсник и ученик Господа Иоанн пишет: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. ... Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас... Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он» 24 . Господь отдал все от самого себя и требует всего от человека. И поскольку всякая любовь должна быть взаимной, Христос ищет человека и требует, чтобы Его искали. Христос жаждет, чтобы Его жаждали, любит быть любимым, и желание Его в том, чтобы Его желали. Этим божественным желанием был охвачен апостол Павел, когда говорил: «Живу уже не я, а живет во мне Христос». 25

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Kavso...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010