Один из непосредственных учеников Христа, имевший полную возможность знать и хорошо знавший, чему и как учил Спаситель, вот что говорит относительно занимающего нас предмета: Будьте покорны всякому человеческому начальству для Господа, царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от Него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, ибо такова воля Божия. 1011 Не есть ли это просто повторение того, что говорил Христос? Всякая душа, говорит св. ап. Павел, да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога. Посему противящийся власти противится Божию установлению. Начальник есть Божий слуга тебе же на добро. Если же делаешь зло, бойся, он отмститель делающему злое. Надобно же повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. 1012 Это наставление также представляет собою лишь раскрытие евангельских слов об отношении в государственной власти и её требованиям. В совершеннейшем согласии с учением Иисуса Христа говорят и мужи апостольские об отношении христианина к государственной власти и к государству. Так. св. Игнатий Антиохийский , бывший несомненно учеником самих апостолов, приписывает происхождение государственной власти самому «Домовладыке» мира и убеждает подчиняться ей. 1013 Само собою разумеется, как Иисус Христосо своими словами о происхождении власти свыше, так и Игнатий Богоносец не выражал той мысли, будто сам Бог поставляет всякого государственного властелина или устанавливает какую-либо форму государственного правления. Речь идет о том только, что государственная власть и государство по их существу представляют собою такое явление в жизни людей, которое предопределено и хранится самим Промыслом Божиим ради блага людей. Св. Поликарп Смирнский , ученик и ставленник св. Евангелиста Иоанна, убеждает христиан молиться и за тогдашних языческих царей, князей и вообще властей, 1014 молиться о благоденствии их, об успешном ходе их дел, о крепости их начальственного положения, о правдивом правлении их и прочем. 1015 Св. Климент Римский , внушая христианам подчиняться требованиям государственной власти, указывает им и на благотворное значение для людей надлежащего государственно-общественного строя. 1016

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

Как говорит священномученик Игнатий Богоносец, " все последуйте епископу, как Иисус Христос — Отцу… Без епископа никто не делай ничего, относящегося к Церкви... Где будет епископ, там должен быть и народ, так же, как где Иисус Христос, там и кафолическая Церковь " (Св. Игнатий Антиохийский, Смирн. 8)». В этой связи важно обратить внимание на другую характерную особенность внутрицерковного радикализма — пафос борьбы с оппонентами, которая неправомерно отождествляется с «духовной бранью». Это не что иное, как подмена понятий, ибо забывается истинный смысл духовного противостояния христианина богопротивным силам. Стояние в истине — это прежде всего аскетическая добродетель, требующая постоянного трезвения, непрестанного молитвенного усилия и истинного смирения. В то же время стояние в вере невозможно без благодатного вспомоществования Божия. Об этом ясно говорит Апостол: «Наша брань не против плоти и крови, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолевши, устоять. Всякою молитвой и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством и молением о всех святых» (Еф 6:12-18). Духовная брань не имеет ничего общего с мирской борьбой, с противостоянием различных «идеологических» и прочих «партий». Но приходится с сожалением признать, что нередко ревность православных христиан обращается не на совершение духовного подвига, а на разного рода противостояния по образу мира сего. Внимание переносится с внутренней духовной жизни и усилий по устроению церковной жизни на идеологические, политические и прочие мирские заботы. Психологически это можно понять. Ибо углубление в Церковное Предание, обращение к богатствам православной аскетической традиции, ревностное и благоговейное участие в богослужебной жизни Церкви, — это гораздо более трудное дело, чем публичная «борьба» с представителями иных мнений и поиск новых «врагов».

http://patriarchia.ru/db/text/428740.htm...

Так научитесь из сказанного и вы, братья мои Христиане, почитать вашего Архиерея как своего спасителя и благодетеля. Если вы должны почитать и уважать ваших Священников, как повелевает Сирах: « Всею душею твоею благоговей пред Господом и священников Его чти » , — то насколько более вам следует чтить своего Архиерея? Ведь через него вы имеете Богопознание и благочестие. От него вы получаете все Таинства нашей Веры: Крещение, Миропомазание, Причащение, Брак, Покаяние, Священство и Елеосвящение. Честь и слава, которые вы воздаете ему, восходят к Богу, как говорит божественный Златоуст: «Почтение к Священникам к Владыке всех восходит» . А если к Священникам, то насколько более к Архиереям? Ведь вы находитесь в его руках — и живые, в настоящей жизни, и по смерти, в жизни иной. Благодаря ему вы получаете исцеление от душевных немощей и достигаете вечного спасения. Да, возлюбленные мои братья, малые и большие, священнослужители и миряне, слушайтесь все этого наставника (игумена) и вашего Архиерея, как заповедует вам Павел, потому что и он бодрствует о вашем спасении, как если бы он должен был дать отчет вместо вашего отчета в день Судный, и потому что когда вы подчиняетесь ему, тогда и он с радостью исполнит свое дело, а именно — позаботится о ваших душах: « Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая » . Да, снова и часто я умоляю вас, явите, братья мои, ему всякую сыновнюю покорность как чада послушания , и пусть он будет для вас образом и подобием Бога и Господа нашего Иисуса Христа. И не делайте ничего без его ведома, как и он ничего не должен делать без ведома Бога, как говорят богоносный Игнатий и божественный Златоуст: «Поэтому один из великих древних мужей, Игнатий по имени, украшенный Священством и Мученичеством, в письме к одному Священнику сказал: " Пусть ничего не происходит без твоего ведома, но и ты ничего не делай без ведома Бога " » . Тогда и вы, с его помощью, удостоитесь стать наследниками вечных благ, чего да сподобимся все мы по Благодати Христовой. Аминь.

http://pravoslavie.ru/38079.html

А после них, святых апостолов, – это их святые преемники – епископы, законные наследники, «мужи апостольские» (св. Игнатий Богоносец , св. Ириней, св. Киприан). Святой Игнатий в Послании к смирнянам пишет: «Где епископ, там пусть будет и все множество верных, подобно тому, как где Иисус Христос, тамо и Кафолическая, Соборная Церковь ». – [Пребудьте во Мне, и Я в вас... Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:4–5 ). – Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино ( Ин.17:20–21, 23 ). – Полный текст цитат введен переводчиком.] – Апостольское преемство в каждый момент времени передает Самого Богочеловека, Господа Иисуса Христа, по истинному слову Самой Истины: И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь ( Мф.28:20 ). Это вечная, временно-вечная Истина: Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же ( Евр.13:8 ). 95. Святый Иустин Мученик и Философ: «Истинный христианин – это истинный философ». 96. Святой Савва Сербский : «Молитва к Богу для меня всегда была самым великим блаженством на свете». 97. Молитва святого Макария Великого (Египетского): «Господи, имиже веси судьбами, помилуй мя!» 98. Святой Варсануфий Великий: «Покаяние – это врачевство от любой страсти и от любого греха». 99. Молитвенное отношение к миру, ко всему, к каждому человеческому существу как к святыне, как к живому образу Божию, ибо все мы, все, все, каждый человек – созданы по образу Божию, по подобию Божию. 100. Святая литургия – это непрестанное осуществление спасения и обожения человеческого существа: совершается величественное домостроительство спасения ­ домостроительство обожения, обогочеловечения. Стословие второе 1. Каждая мысль да будет испытана молитвой и рождена из молитвы; чувство, мысль, которые не молятся, – не от Бога, не из дома Божия, не из Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Властные притязания Константинополя как угроза единству Церкви Выступление председателя Отдела внешних церковных связей МосковскогоПатриархата митрополита Волоколамского Илариона на конференции Синодальной библейско-богословской комиссии «Мировое Православие: первенство и соборность в свете православного вероучения» 16 сентября 2021 года. Ваше Святейшество! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, всечестные отцы, братия и сестры! Как отметил в своем слове Святейший Патриарх, ситуация в семье Православных Церквей отражает охвативший ее кризис. У этого кризиса есть разные аспекты, но один из них, на мой взгляд, наиболее значимый, – это угроза единству Православия. Единство заповедал Своим ученикам Сам Господь Иисус Христос. Тема единства неоднократно звучит в Первосвященнической молитве Спасителя: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино» (Ин. 17:21); «И славу, которую Ты дал мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино. Я в них, и Ты во Мне, да будут совершены во едино» (Ин. 17:22-23). Православное вероучение, опираясь на Евангелие, говорит о единстве и единственности Церкви, и ставит это свойство первым в ряду ее свойств. Богословское основание единства Церкви проистекает, прежде всего, из того, что Бог один. В Церкви происходит единение верующих друг с другом и с Главой Церкви – Господом Иисусом Христом. Священное Писание содержит множество образов, отражающих единение верующих со Христом, среди которых можно выделить образ Церкви как Тела Христова, предложенный святым апостолом Павлом. Святоотеческое богословие уже с первых веков существования Церкви продолжало тему единства, выражая ее суть образным языком. Священномученик Игнатий Богоносец пишет: «Составляйте из себя все до одного хор, чтобы, согласно настроенные в единомыслии заданным от Бога тоном единства, вы бы единым гласом возносили песню Отцу через Иисуса Христа, ибо Он услышал вас и по добрым делам вашим признал вас членами Своего Сына. Итак, полезно для вас быть в безупречном единстве, чтобы сопричаствовать Богу» .

http://mospat.ru/ru/news/88040/

О канонических аспектах церковного брака 1 декабря 2017 г. 18:20 Документ принят на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 29 ноября — 2 декабря 2017 года. Брак есть установленный Богом союз мужчины и женщины (Быт. 2:18-24; Мф. 19:6). По слову апостола Павла, брак подобен союзу Христа и Церкви: «Муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть» (Еф. 5:23-25, 31). I. Условия вступления в церковный брак и препятствия к совершению таинства Брака Вступление в церковный брак (венчание) предполагает открытое и свободное волеизъявление мужчины и женщины, выраженное перед Церковью, представленной священнослужителем, совершающим таинство. Вследствие заключения брака между мужем и женой возникают нравственные обязанности, а также юридические и экономические права как по отношению друг ко другу, так и по отношению к детям. «Брак есть союз мужчины и женщины, общность всей жизни, соучастие в божеском и человеческом праве» — гласит принцип римского права, вошедший и в славянские церковные правовые источники (Кормчая, гл. 49). В связи с этим церковное браковенчание в тех странах, где оно не влечет за собой гражданско-правовых последствий, совершается после государственной регистрации брака. Такая практика имеет основание и в жизни древней Церкви. В эпоху гонений христиане не допускали компромиссов с государственной языческой религией и предпочитали мученическую смерть участию в языческих обрядах. Однако и в этот исторический период они вступали в брак таким же образом, как и остальные подданные римского государства. « Они (то есть христиане) заключают брак, как и все », говорит еще во II веке автор послания к Диогнету (V глава). При этом браки христиан, как и все прочие важные дела, совершались с благословения епископа: «А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Пусть все будет во славу Божью» (свт. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу, V).

http://patriarchia.ru/db/text/5075384.ht...

Объятия Креста Образ вселенского Креста в святоотеческих толкованиях на Священное Писание Ветхого и Нового Завета Петр Малков Великая Пятница. Смерть Христа. Фреска монастыря Высокие Дечаны, Сербия. XIV в. «Знамение для верных и страх для злых духов» Православная Церковь чтит Святой Крест как орудие казни Христовой, ставшее для человеческого рода орудием нашего искупления. Распятие Господа на Кресте было приуготовано — в предведении Богом будущего грехопадения человека — еще прежде создания мира и оказалось исполнено Сыном Божиим в согласии с волей Отчей о спасении человеческого рода. Как говорит святитель Иоанн Златоуст, «Крест — изволение Отца, слава Единородного» 1 . Как мы хорошо знаем, основания для православного молитвенного почитания Креста и поклонения ему содержатся в Священном Писании Нового Завета. Прежде всего, о спасительном значении Креста Христова для верующих свидетельствует апостол Павел: «А я не желаю хвалиться, разве только крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6: 14). Христос, «истребив учением бывшее о нас рукописание, которое было против нас… взял его от среды и пригвоздил ко кресту; отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2: 14–15). «Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1 Кор. 1: 18). Тем самым апостол свидетельствует о том, что именно посредством крестной смерти Господа, Его распятия была низвергнута власть греха над человеком, оказались побеждены бесовские силы, людям же была дарована сила спасающей Божественной благодати. Здесь само слово «крест» оказывается для апостола Павла синонимом распятия как крестной смерти Господа. Основываясь на многочисленных свидетельствах Священного Писания об особом спасительном значении для христианина Креста Христова, древние отцы Церкви также решительно утверждали особую необходимость его почитания. Так, священномученик Игнатий Богоносец пишет: «…вы возноситесь на высоту орудием Иисуса Христа, то есть Крестом, посредством верви Святого Духа» 2 . «Мой дух — в прах пред Крестом, который для неверующих соблазн, а для нас спасение и вечная жизнь» 3 .

http://pravoslavie.ru/97298.html

Глава 1. Прославляю Бога за веру вашу. Славлю Иисуса Христа Бога, так умудрившего вас. Ибо я узнал, что вы непоколебимо тверды в вере, как будто пригвождены ко кресту Господа Иисуса Христа и плотью и духом, утверждены в любви кровью Христовою; и преисполнены веры в Господа нашего, который истинно из рода Давидова по плоти, но Сын Божий по воле и силе Божественной, истинно родился от Девы, крестился от Иоанна, чтобы исполнить «всякую правду» 2 истинно распят был за нас плотью при Понтии Пилате и Ироде четверовластнике (от сего-то плода, то есть, богоблаженнейшего страдания Его и произошли мы), чтобы через воскресение на веки воздвигнуть знамение для святых и верных своих, как между иудеями, так и язычниками, совокупленных в едином теле Церкви Своей. Глава 2. Христос истинно пострадал во плоти. Все это Он перетерпел ради нас, чтобы мы спаслись; и пострадал истинно, как истинно и воскресил себя, а не так, как говорят некоторые неверующие, будто Он пострадал призрачно. Сами они призрак, и как умствуют они, так и случится с ними – бестелесными, подобными злым духам. Глава 3. Христос и по воскресении был во плоти. Ибо я знаю и верую, что Он и по воскресении Своем был и есть во плоти. И когда он пришел к бывшим с Петром, то сказал им: возьмите, осяжите Меня и посмотрите, что Я не дух бестелесный 3 . Они тотчас прикоснулись к Нему, и уверовали, убедившись Его плотью и духом. Посему-то они и смерть презирали и явились выше смерти. Сверх того, по воскресении, Он ел и пил с ними, как имеющий плоть, хотя духовно был соединен с Отцом. Глава 4. Берегитесь еретиков. Если бы Христос не пострадал истинно, то и я не страдал бы. Убеждаю вас в этом, возлюбленные, зная, что вы сами так же думаете. Но я предохраняю вас от зверей в человеческом образе, которых вам не только не должно принимать к себе, но если возможно, и не встречаться с ними, а только молиться за них, – не раскаются они как-нибудь. Это, конечно, не легко для них, но Иисус Христос , истинная жизнь наша, силен в этом. Если же Господь наш совершил это призрачно, то и я ношу узы только призрачно. И для чего же я сам себя предал на смерть, в огнь, на меч, на растерзание зверям? Нет, кто подле меча – подле Бога, кто посреди зверей – посреди Бога; только бы что было во имя Иисуса Христа. Чтобы участвовать в Его страданиях, я терплю все это, а Он укрепляет меня, потому что соделался человеком совершенным. Глава 5. Опасность заблуждения докетов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ignatij_Antioh...

Глава четвертая. Святоотеческое учение о Евхаристии и возникновение конфессиональных расхождений Церковь со времени апостольского верила и учила, что в Евхаристии христиане причащаются не обычного хлеба и вина, но Тела и Крови Христа. «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?» – писал апостол Павел к коринфянам ( 1Кор. 10, 16 ). Поэтому же апостол предупреждал: «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор. 11, 27–30 ). Если бы апостол не придавал евхаристическим хлебу и чаше значения Тела и Крови Христовых и понимал само причащение не более как благочестивое подражание Тайной вечере, то его слова «оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» были бы излишними. Через всю святоотеческую письменность красной нитью проходит мысль, утверждающая, что евхаристические хлеб и вино являются Плотью и Кровью Иисуса Христа. Об этом неоднократно пишет Игнатий Богоносец . «Нет для меня сладости в пище тленной, ни в удовольствиях этой жизни. Хлеба Божия желаю, хлеба небесного, хлеба жизни, который есть Плоть Иисуса Христа, Сына Божия, родившегося в последнее время от семени Давида, и пития желаю – Крови Его, которая есть любовь нетленная», – писал он к римским христианам 368 . В письме к филадельфийцам он говорит: «Старайтесь иметь одну Евхаристию. Ибо одна Плоть Господа нашего Иисуса Христа и одна чаша в соединении с Кровью Его» 369 . Смирнянам он пишет, что еретики «удаляются от Евхаристии и молитвы, потому что не веруют, что Евхаристия есть Плоть Спасителя нашего Иисуса Христа» 370 . Иустин Мученик писал: «Ибо мы принимаем это не как обыкновенный хлеб или обыкновенное питье, но как воплотившийся во славу Божию Иисус Христос, Спаситель наш, имел и плоть и кровь для спасения нашего, так, по нашему учению, и эта евхаристическая пища, от которой чрез превращение питается наша кровь и плоть, по силе молитвенных слов, Им изреченных, есть Плоть и Кровь Того воплотившегося Иисуса» 371 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

сост. Дмитрий Семеник Скачать epub pdf «Плотская страсть – основа счастливой семьи» Когда они остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели и сказал: встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. И начал Товия говорить: благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное во веки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои! Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему. И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня и дай мне состариться с нею! И она сказала с ним: аминь. И оба спокойно спали в эту ночь. ( Тов. 8:4–9 ). Идучи на войну, молись; идучи в море, молись вдвое; хочешь жениться, молись втрое. Русская пословица. А те, которые женятся и выходят замуж, должны вступать в союз с согласия епископа, чтобы брак был о Господе, а не по похоти. Свщмч. Игнатий Богоносец , еп. Антиохийский († 107). Брак да бывает о Господе, а не по страсти, то есть для христианского рождения и воспитания детей и для того, чтобы иметь в жене подругу и помощницу, а не для целей плотских и нечистых – для удовлетворения страстей сребролюбия и любодейства. Св. праведный Иоанн Кронштадтский (1829–1908). Из многих опытов видно, что у тех, кто по страсти вступает в супружество, не бывает счастья: страсти остынут, и любовь исчезнет. Надобно избирать партию по разуму, с благочестивым намерением и молитвою ко Господу, чтобы жизнь провести в мире, согласии и любви. Преподобный Макарий Оптинский (1788–1860). Для страстных натур человек есть предмет наслаждения, предмет похотной собственности и, наконец, – предмет животной ревности. Для освященных – уважаемый объект воздержания для славы Божией. В этом различие благословенного Богом или естественного (животного) брака. Иеромонах Петр (Серегин) (1895–1982). По мере утраты целомудрия постепенно теряется как сила, так и чистота супружеских радостей. Исчезает духовно-поэтическая прелесть таинственно-светлых отношений; остаётся чувственное влечение. Но и оно медленно умирает, а иногда принимает уродливые формы. Священник Михаил Левитов (XIX-XX вв.). Прекращаются услаждения – прекращается и довольство друг другом, и так дальше и дальше – вот и развод. Чем больше опошливают цели жизни, тем более учащаются разводы, с одной стороны, а с другой стороны – беззаконное временное сожительство. Святитель Феофан, затворник Вышенский (1815–1894). Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010