«Итак братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим« ( 2Фec. II, 15 ). 4) Еще потому, что Господь наделил Апостолов властью «связывать и отпускать» в Церкви : »Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся« ( Иоан. ХХ, 23 ; Мтф. XVIII, 18). 199. Что св. Апостолы учредили в Церкви, чтобы до скончания века был в ней неизсякаем дух апостольский? Св. Апостолы учредили в Церкви непреложный порядок для преемственной передачи апостольских: благодати, духовной власти и права управления. Возложением рук на достойных Апостолы поставили своими заместителями епископов, а от них – священников. Образовалась непрерывная цепь священноначалия, или что то же – иерархии. " И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова» ( Eф. IV, 11, 12 ). 200. Является ли важным иерархическое начало в Церкви и оспаривалось ли оно впоследствии еретиками? Апостолы удерживали за собой свои права и предостерегали Церковь от самочинных учителей. Не раз, отпавшие от Церкви впоследствии отвергали иерархическое начало. " И никто сам собою не приемлет этой чести, но призываемый Богом, как и Аарон» ( Ebp. V, 4 ). Тоже повторяли святые первых веков христианства: св. Игнатий Богоносец , св. Климент Римский , св. Ириней еп. Лионский. 201. Что служить нам духовной славой и великим утешением, когда осознаем себя сынами Церкви? Сыны Церкви могут всегда пребывать в ликовании оттого, что они рождены и воспитаны в лоне Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и пользуются Ея святыми преимуществами. Отсюда вытекает нравственый долг каждого члена Православной Церкви: а) «Блюсти единение духа в союзе мира» ( Eф. IV, 3 ); 6) «чтобы утвердить сердца наша во святыне пред Богом и Отцем нашим, в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь» ( 1Фec. III, 13 ). в) Сообразно со свойством Соборной Церкви быть готовыми служить всем, обнимая всех Христовой любовью: «где нет ни Эллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободнаго, но все и во всем Христос» (Кол, III, 11); г) «бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеуголным камнем, на котором все здание слагаясь стройно, возрастает во святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» ( Еф. 11, 20–22 ). § 46. Разбор десятого члена символа

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Еще раз повторю - нежелательно, это не запрет. А так, конечно, можно ходить тогда, когда требует душа. Есть и такое, что нельзя беременным женщинам или детям до определенного возраста приходить на похороны людей. Эти суеверия не имеют ничего общего с верой во Христа. Когда после похорон надо ходить на кладбище? Иеромонах Димитрий (Першин), заместитель председателя Братства Православных Следопытов, главный редактор телекомпании " Сретение " , клирик Крутицкого Патриаршего подворья г. Москвы В любой день и в любое время, если этого требует душа. Но чтобы наша молитвенная помощь была действенной, хорошо бы, чтобы этот путь пролегал через храм, в котором мы могли бы причаститься «врачевству бессмертия», как священномученик Игнатий Богоносец называл Святые Дары, совершить панихиду по усопшем, чтобы Бог прославил его в лике Небесной Церкви. Мы ведь так Его об этом и просим: «Со святыми упокой, Господи, душу раба Твоего!» В церковном календаре есть особый день, когда мы сугубо поминаем усопших. Это – суббота. Суббота Покоя, как еще ее называют на языке богословия. Ибо в этот день Тело Спасителя нашло после Крестной смерти пристанище и упокоении в пещере, пожертвованной Иосифом Аримафейским. А Его душа сошла во ад. О том, что происходило там в эти часы между Голгофой и Воскресением, апостол Петр пишет так: «Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал, некогда непокорным ожидавшему их Божию долготерпению, во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть восемь душ, спаслись от воды» (Первое послание Петра, 3 глава, 18-20 стихи). Поэтому в субботу в православных храмах всегда совершается сугубое поминовение усопших. Некоторые из этих суббот носят наименование «Родительских суббот». Литургическое поминовение сочетается в эти субботы с особым заупокойным богослужением. Когда ходят на кладбище после Пасхи? Иерей Алексей Забелин, преподаватель Московской духовной академии, Российского православного университета, Сретенской духовной семинарии, клирик храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Федосьино г. Москва

http://foma.ru/hodit-li-na-kladbishhe.ht...

Поэтому Церковь никоим образом не затемняется греховностью людей; все греховное, вторгающееся в церковную сферу, остается чуждым Церкви и предназначается к отсечению и уничтожению. 3.3. Соборность (кафоличность) Церкви Церковь ветхозаветная была ограничена и пространством, и временем, и народом. Церковь Христова не ограничена местом, апостолам Господь сказал: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк. 16:15 ). Согласно ап. Павлу, благовествование «пребывает... во всем мире» ( Кол. 1:5–6 ). Христианская Церковь не ограничена также и временем и будет стоять вечно, «врата ада не одолеют ее ( Мф. 16:18 ). Сам Господь Иисус Христос пребудет с верными «до скончания века» ( Мф. 28:20 ). Утешитель, Дух Святой, также будет пребывать в Церкви «во век» ( Ин. 13:16 ). Принесение бескровной Жертвы будет продолжаться до Второго Пришествия Христова ( 1Кор. 11:26 ). Новозаветная Церковь не ограничивается и никаким народом, в ней «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол. 3:11 ). Спаситель заповедал апостолам учить и крестить «все народы» ( Мф. 28:19 ). В «Пространном Катихизисе» говорится, что Церковь называется Соборной или Кафолической потому, «что она не ограничивается никаким местом, ни временем, ни народом, но заключает в себе истинно верующих всех мест, времен и народов» 415 . Вышеприведенное определение соборности следует признать недостаточным. «Пространный Катихизис» фактически отождествляет понятия «кафоличности» и «вселенскости», которые достаточно четко различаются в современном православном богословии. Вселенскость как фактическая всеобщность и потенциальный универсализм есть «следствие, необходимо вытекающее из соборности Церкви и неотделимо с соборностью Церкви связанное, так как это есть не что иное, как ее внешнее материальное выражение» 416 . Различие между «соборностью» и «вселенскостью» состоит в том, что понятие «вселенскость», являясь характеристикой Церкви как целого, неприменимо к ее частям, тогда как «соборность» может относиться как к целому, так и к частям. Сщмч. Игнатий Богоносец еще в начале II в. писал: «где Иисус Христос, там кафолическая Церковь » 417 .

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Davydenko...

Первоначально церковная иерархия ограничивалась кругом апостолов. Еще перед вознесением на небо Господь говорил им: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас… – Сказав сие, дунул и говорит им: приимите Духа Святого. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, останутся». И еще: «идите научите все народы, крестя их во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». В этих словах ясно указывается на право и власть апостолов управлять в Церкви, учить и священнодействовать. Это право и эту власть апостолы, как известно, получили в день Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел и почил на них в виде огненных языков. С этого именно дня и ведет свое начало церковная иерархия. Получив благодать священства, апостолы, по внушению Духа Святого, передали ее епископам, как своим преемникам в управлении Церковью. Так были поставлены епископами Тимофей, Тит и другие сотрудники и ученики апостолов. Эти, в свою очередь, передали благодать священства своим преемникам и т.д. Таким образом, со дня Пятидесятницы иерархия непрерывно продолжается через преемственное рукоположение в таинстве священства. Итак, Церковная иерархия есть учреждение Самого Иисуса Христа. Поэтому все остальные члены Церкви должны повиноваться ей. «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается; а отвергающийся Меня отвергается пославшего Меня», – так говорил Иисус Христос ученикам Своим. В этих словах Господа мы должны видеть указание на важность и необходимость подчинения церковной иерархии. Кто именно не повинуется ей, тот не повинуется Самому Иисусу Христу, и наоборот, кто повинуется ей, тот повинуется Самому Иисусу Христу. Выразительно говорит об этом святой Игнатий Богоносец : «прошу вас, старайтесь все делать единодушно в Боге. Пусть епископ председательствует вместо Бога, а пресвитеры вместо собора апостолов, диаконам же возлюбленным пусть будет вверяемо служение Иисуса Христа, у вас не должно быть ничего такого, что могло бы разделять вас. Будьте единодушны с епископом, покоряясь чрез него Богу во Христе. Как Господь ничего не делает без Отца, так и вы, – и пресвитер, и диакон, и народ ничего не должны делать без епископа».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

«А кто ты?» –спросил я. «Я тот, – отвечал он, – который во время страсти Иисуса Христа ударил Его в ланиту». Могу ли после сего, – облившись слезами и задыхаясь от рыдания, присовокупил пустынник, – могу ли сколько-нибудь утешиться?» Таков этот рассказ. Упоминаемый в нем инок Исидор совершил страшный грех, повергнув святыню в грязь. Но подобный же страшный грех совершают и все те, которые приступают к таинству причащения без надлежащего приготовления, не очистив душу свою от грехов посредством покаяния, поста и молитвы. Что есть причащение? Кем и когда установлено таинство причащения? Что преподается нам в этом таинстве? Для чего установлено это таинство? Как должно причащаться святых Тайн? Что требуется от каждого, желающего приступить к таинству причащения? 17. Причащение Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. 1Кор.10:17 . Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое вино в Царстве Отца Моего. Мф.26:29 . Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет. 1Кор.11:26 . Прошлый урок показал нам, сколь велико и спасительно для нас таинство причащения. В нем мы теснейшим образом соединяемся с Иисусом Христом, получаем прощение грехов и становимся причастниками вечной жизни. Святой Игнатий Богоносец говорит о нем: «святое причащение есть путь к бессмертию и верное средство против смерти, чтобы жить вечно во Христе». Справедливо поэтому, что таинство причащения составляет главную и существенную часть христианского Богослужения. Где и как совершается эта важнейшая часть Богослужения, это мы рассмотрим теперь. Богослужение, в котором совершается таинство причащения, называется Литургией, что, по обыкновенному словоупотреблению, значит общественное Богослужение. По правилам православной Церкви, Богослужение это должно быть совершаемо непременно в храме и притом в важнейшей части его – Алтаре, которого трапеза или по крайней мере вместо трапезы Антиминс, на котором совершается таинство, должен быть освящен архиереем. Обыкновенно храм называется церковью, а трапеза – престолом. Такое наименование усвояется храму потому, что в нем для молитвы и таинств собираются верующие, которые составляют Церковь . Наименование же престола усвояется трапезе потому, что на ней таинственно присутствует Иисус Христос, как Царь царствующих и Господь господствующих. Самое Богослужение Литургии можно разделить на три тесно связанные между собою части. Первая из них называется Проскомидией, вторая – литургией оглашенных и третья – литургией верных. Рассмотрим здесь эти части.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

Так будет замкнут круг истории Церкви: первая Тайная вечеря в Иерусалиме и последняя здесь. В самый глухой и темный час истории последние христиане вместят в себе все, что было в великой Церкви Христовой. Семя Божие прорастает в сердцах, Церковь растет в людях, а не в теократической организации папства, и количество не определяет ее бытия: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18, 20 ) – там Церковь святая и апостольская. «Где Иисус Христос , там и Вселенская Церковь» 241 , – говорит святой Игнатий Богоносец . Среди толпы распинателей на Голгофе только несколько человек составляли Церковь верных: Богоматерь, апостол Церкви Иоанн и две мироносицы. Такою и является, такою и познается Церковь во все времена истории – много ли святых будет в ее лоне или мало. Ибо она есть Церковь стояния у Креста. «Вознесена Тя видевши Церковь на кресте, Солнце Праведное, ста в чине своем, достойно взывающи: слава силе Твоей, Господи» 242 . И в этом стоянии ее – и непобедимость, и великий покой. «Се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» 243 . Послесловие «Невеста Христова – Церковь верных и душа каждого из нас… получает от жениха Христа… обручение Духа» 244 , – пишет преподобный Симеон Новый Богослов . Только получая «обручение Духа» – благодать Божию, человек входит в святую и апостольскую и Вселенскую Церковь . Благодать же стяжается в подвиге. Поэтому подвиг есть врата в Церковь , а благодать Церкви – основание покаянного подвига. Нет иных врат в Церковь, кроме как через личный крест, так как в стяжании благодати нет у нас никаких прав: ни потомственных, ни юридических, а только узкий путь да надежда на милость Божию, живущая в нас как некий луч, радостный и зовущий. Путь подвига и благодати завещан нам Отцами, опытно по нему прошедшими. Это есть путь смиренного делания, так как «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» 245 . Жизнь в благодати открывает жизнь в святой Церкви, устремляя человека в его любви к святыне Божией в делах, словах и мыслях.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/t...

16:7). Сам же Господь, услышав от некоего: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою, ответил ему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои; ибо, кто будет исполнять волю Отца [Col. 1719] Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь (Мф. 12:47-50). Ему же слава во веки веков. Аминь.    То есть через возбуждение тщеславия возбуждают прочие страсти и способствуют их порочности, вместо того чтобы обличать их недостатки.     Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к магнезийцам. 6. Слово 94. О том, чтобы жить с немногими добрыми...    Прекрасно, возлюбленные, жить вместе с немногими благоугождающими Богу, чем со многими, презирающими Господни заповеди. Ибо где страх Божий, там и любовь и единомыслие братьев, а где отсутствие страха — там раздор и ревность; где благоговение пред Богом и любовь к ближним, там и Бог обитает посреди них, а где зависть и неповиновение — там противнику вольготно. Посему прекрасно — держаться простоты и незлобия и быть словно младенцы, не знающие порочности, губящей жизнь человеческую, и не быть ни памятозлобным, ни беззаконным в пороке, но отставать от порочности, злобы и горечи беззаконной и быть одним духом (1 Кор. 1:10), и образы лукавые [которые возникают, чтобы человек подражал им] отвергать, чтобы Господь мира (2 Фес. 3:16) вселился во всех, чтобы дух становился здравым, каким человек и принял от Него. «Ибо если кто-нибудь суконщику даст одежду новую и целую и захочет ее получить обратно, а суконщик, разорвав одежду, отдаст ее обратно такой [разорванной], то тот разве примет ее? Разве не будет ругаться с ним, бранить его и говорить ему: “Я одежду тебе целой отдал, почему же ты ее разорвал и сделал бесполезной?” Посему, если так кто-то об одежде печется и ругается, что ее не вернули ему целой, то как мы думаем — что потерпим от Господа, приняв от Него дух здоровый и его опечалив, сделаем [его] бесполезным, живя неблаговидной жизнью, и ни для чего он уже не окажется потребным Господу своему? Ибо полезность духа нами будет погублена».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Господь же сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов (Мф. 8:21-22). А другому сказал: следуй за Мною. Тот сказал: прежде позволь мне пойти проститься с домашними моими. [Col. 1785] Он же сказал ему: никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царствия Небесного (Лк. 9:59, 61-62). И продолжает: Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой души своей, тот не может быть Моим учеником (Лк. 14:26). И: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Лк. 9:23). Ему же слава во веки. Аминь.     Свт. Василий Великий. Нравственные правила. 1, 2; Пролог 4, 1.     Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к ефесянам. 8.    То есть у ветхозаветных праведников и пророков. Слово 113. О послушании    Желающий быть в послушании да отвергнется от собственной воли, и да облечется в спасительную [волю] Спасителя нашего, и да возьмет крест свой, по слову Его, и да пойдет вслед за ним (Лк. 9:23). Так что желающий жить в послушании пускай оставитмертвым погребать (ср. Мф. 8:22) свои мертвые пожелания и пусть приобретет живые вместе с живыми. Желающий жительствовать в послушании пусть умертвит себя по отношению к временной жизни и пусть откажется от своего суждения, чтобы поистине оказаться в вечной жизни.    Избравший пройти путь заповедей Господних, выйти на широту и просветиться пусть будет уподобляться одежде. Так же как суконщик ее бьет, попирает и мнет и в результате она отбеливается и становится белоснежной, так и находящийся в послушании терпит от многих дерзости и, будучи оскорбляем и уничижаем, очищается и становится сияющим, словно расплавленное серебро. Посему желающий достичь совершенного послушания пусть оставит все бесполезное и держится того, что приносит пользу, и [тогда] окажется [он] истинным Христовым учеником, чтобы сказать вместе с Петром: вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам? (Мф.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

Поучительный в этом отношении пример представляют нам св. апостолы, мученики, исповедники. »Я ни на что не взираю, – говорит ап. Павел при своем прощании с ефесскими пресвитерами, зная об ожидающих его узах и бедствиях в Иерусалиме, – и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией« ( Деян. 20:24 ); и когда в Кесарии верующие со слезами просили его не ходить в Иерусалим, апостол отвечал им: «Что вы делаете? что плачете и сокрушаете сердце мое? Я не только хочу быть узником, но готов умереть в Иерусалиме за имя Господа Иисуса» ( Деян. 21:13 ). «Я связан за Христа, – писал иченик ап. Иоанна Богослова, св. Игнатий Богоносец , христианам в Рим, шествуя туда для принятия мученического венца, – и ничто не удержит меня придти к Иисусу Христу... Лучше мне умереть за Иисуса Христа, нежели царствовать над всею землею... Я горю желанием умереть. Моя любовь распялась; и нет во мне огня, любящего вещество, но вода живая, говорящая во мне, взывает мне извнутри: «Иди к Отцу»... Не хочу более жить жизнию человека» 673 . Отсюда ясно, что если бы, например, христианин-воин во время сражения стал бежать с поля битвы, чтобы не быть убитым, если бы врач во время эпидемии отказался лечить больных, чтобы самому не заразиться, если бы пастырь духовный, обязанный «положить жизнь свою за овец» ( Ин. 10:11 ) словесного стада, в тех же обстоятельствах и по той же причине «оставил овец и бежал» ( Ин. 10:12–13 ) от них, отказавшись напутствовать умирающих и т.п., то никто, конечно, не стал бы оправдывать их во имя обязанности самосохранения. В первые века христианства бывали случаи, когда мечтательно возбужденные люди нарочно искали мученичества за веру Христову. Но Церковь не одобряла таких исканий. «Мы, – пишет смирнская община в окружном послании, в котором она извещала о мученической смерти своего епископа св. Поликарпа, – не хвалим тех, которые предают себя сами, ибо Евангелие не учит сему» 674 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Потом он говорит об оруженосце его, которого называет также лжепророком: он имел два рога, подобные агнчим, и говорил как дракон. Он действует перед ним со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю, у которого смертельная рана исцелена; и творит великие знамения, так что и огонь низводит с неба на землю перед людьми. И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле (13:11–14). Это [сказано], чтобы не подумал кто, что он будет делать знамение божественною силою, а не волшебством. И не должно удивляться, что, когда ему служат демоны и отступившие ангелы, он чрез них совершает знамения, которыми обольстит живущих на земле. Далее [Иоанн] говорит: и повелит сделать образ зверя, и даст дух образу, чтобы образ [зверя] и говорил и действовал так, чтобы убиваем был всякий, кто не будет поклоняться образу зверя. И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их, и что никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его. Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть (13:14–18) 467 , то есть шесть раз сто, шесть раз десять и шесть единиц, чтобы восстановить всё отступничество, какое было в течение шести тысяч лет. (3) Ибо во сколько дней создан этот мир, столько тысяч лет он и просуществует. И поэтому Книга Бытия говорит: и совершилось небо и земля, все украшение их. И совершил Бог в шестой день все дела Свои, которые Он делал, и в день седьмой почил от всех дел Своих, которые делал (2:1–2). А это есть сказание о прежде бывшем, как оно совершилось, и пророчество о будущем. Ибо день Господний как тысяча лет (2 Пет 3:5), а как в шесть дней совершилось творение, то очевидно, что оно окончится в шеститысячный год 468 . (4) И посему во всякое время человек, созданный руками Божиими, то есть чрез Сына и Духа, делается по образцу и подобию Божию, так как отбрасываются плевелы, которые суть отступничество, а пшеница, то есть верою плодоносящие в Бога, убирается в житницу. Поэтому для спасаемых необходима скорбь, чтобы они, некоторым образом протертые, утонченные и через терпение проникнутые словом Божиим и очищенные грехом, годны были к царскому пиру. Так некто из наших ( Игнатий Богоносец ) за свидетельство о Боге осужденный на съедение зверям, сказал: «Я – пшеница Христова и буду измолот зубами зверей, чтобы мне оказаться чистым хлебом Божиим» 469 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/kni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010