Слово Архиепископа Аверкия новопостриженному иноку Игнатию. (К совершенному в Св. Троицком монастыре 19 декабря 1963 года иноческому постригу.) От всего сердца приветствуем тебя, новоначальный брат наш инок  Игнатий!  Какой великий день у тебя сегодня! Ты умер сейчас для греховного мира и как бы заново родился для совершенно  иной,  новой жизни – жизни во Христе. В знак этого дано тебе и новое имя. И какое это прекрасное имя! Не говоря уже о том, что оно принадлежит одному из величайших угодников Божиих – священномученику Игнатию Богоносцу , Епископу Антиохийскому – оно само по себе должно воодушевлять тебя, постоянно напоминая тебе о самом главном в предстоящей тебе иноческой жизни. Имя «Игнатий» происходит от латинского слова «ignis», что значит «огонь», а «Игнатий» означает: «огненный».  «Огня приидох воврещи на землю»,  так говорил во время Своей земной жизни Господь наш Иисус Христос: «и как Я желал бы, чтобы он уже возгорелся!» ( Лук. 12, 49 ). Это – огонь Божественной ревности, которым должны гореть все истинные христиане, а тем более иноки. Да не угасает в тебе никогда, до конца жизни твоей, этот святой огонь, возжженный в тебе благодатию Божиею чрез твое пострижение! Глубоким назиданием для тебя и высоким воодушевляющим примером должна служить тебе и святая личность этого великого мужа апостольского и вся его дивная жизнь. Это он был то «отроча» – дитя, которое взял на руки Христос-Спаситель и, указывая на него Своим ученикам, сказал: «Если не обратитесь и не смиритесь, как это дитя, не войдете в Царство Небесное» ( Матф. 18, 3 ). Смирение это – главная христианская добродетель, особенно необходимая для инока. Все труды и подвиги не имеют никакого значения для спасения души, если нет смирения, и наоборот – можно спастись одним смирением. Св. Игнатий Богоносец был учеником возлюбленного ученика Христова, наперсника и девственника – «Апостола любви» Св. Иоанна Богослова. Это должно напоминать тебе о необходимости стяжать  любовь,  которая есть  «союз совершенства»   ( Колос. 3, 14 ) – любовь к Богу и любовь к ближним, памятуя, что Сам  «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем пребывает»   ( 1Иоан. 4, 16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Говорит же и Господь: кто хочет быть большим между вами, да будет всем рабом и всемслугою (ср. Мк. 10:43-44) и: кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий — как служащий (Лк. 22:26). Посему да будет он примером смиренномудрия, как сказано, для всех, состоящих под его началом, как и Господь говорит: Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мк. 10:45); и еще: А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос (Мф. 23:8). Ему же слава во веки. Аминь.    Фраза неясна.    То есть избегая конфликта с прекословящими.     Букв.: Пусть приготовит свою мысленную [способность] для мысленных ран.    «Игумен» в переводе с греческого — предводитель, идущий впереди, ведущий.     Букв.: игуменом.     Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу. 1.    Ср.: Сщмч. Игнатий Богоносец. Послание к Поликарпу. 2.    В греч. дословно: «игумен». Слово 112. Об отречении [от мира]    Отрекающийся [от мира] должен в своем помышлении отступать от видимого и созерцать невидимое, [Col. 1781] ибо видимое временно, а невидимое вечно (2 Кор. 4:18). Потому так именуется отречение, что мы отрекаемся от земного и сопричисляемся небесному и, здешнее отечество оставляя, взыскуем вышнего Иерусалима и, от мыслящих по-мирскому убегая, общаемся с духовными. Посему, если желаем приобрести добродетели, то да будем подвизаться в воздержании, терпении, смиренномудрии и, ко всему этому, в непрестанной молитве, и так скорее совершим искомое. Потому что так же, как желающий построить дом собирает все материалы для строительства дома, так и мы [будем строить] свой дом, то есть обитель Троицы. Ибо Я, говорит, и Отец Мой, Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин. 14:23), и Дух Божий живет в вас (1 Кор. 3:16). К цели же добродетельной жизни ведут воздержание, терпение, смиренномудрие и молитва. Труды же и подвиги рождают нерушимую и несравненную праведность. И труды ничто в сравнении со славой терпения, рождающегося от добродетели, как и Господь разъясняет: В мире будете иметь скорбь (Ин.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

116 О древности Великого поста свидетельствует также святой Игнатий Богоносец , поставленный в 66 г. по Р.Х. в епископа Антиохийского и правивший этой Церковью 40 лет. В послании к Филиппийцам святой Игнатий Богоносец дает наставление верующим: «Четыредесятницы не пренебрегайте: она служит подражанием жительству Христову». Петров пост, установленный Церковью в воспоминание апостольского пощения, по сошествии на них Святого Духа, в уготовление себя на всемирную проповедь Евангелия, ведет свое начало также с первых времен христианства. О нем уже упоминается в постановлениях Апостольских (кн. 5, 20 гл.). Посты Успенский и Рождественский ведут свое начало из глубокой христианской древности. 117 Посты еженедельные в среду воспоминание предания Господа на страдания и в пятницу во воспоминание самих страданий ведут свое начало также из глубокой древности и были известны уже во II веке. На эти посты указывается в вышеприведенном 69 апостольском пророчестве, а также и в постановлениях Апостольских (кн. 5, гл. 20). Сектанты отвергают православные посты, считают себя безгрешными, праведниками, а потому считают, что пост для них не нужен. В подтверждение своего учения они ссылаются на слова Спасителя: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека; но то, что выходит из уст, оскверняет человека» ( Мф. 15:11 ). Но этими словами Священного Писания сектанты не оправдывают себя, если понимать эти слова Спасителя по-сектантски, тогда и пьянствовать и объедаться не грех , потому что еда и вино в уста входят, а не из уст, – но пьянство и обжорство грешно и лишают Царствия Божия. Вот что говорит об этом святой ев. Матфей. По совершении Иисусом Христом многочисленных чудес и исцелении больных, к Нему приступили фарисеи и книжники иерусалимские с вопросом: «Зачем ученики Твои нарушают предания старцев, ибо не умывают рук своих, когда едят хлеб» ( Мф. 15:2 ). «Ибо фарисеи и все иудеи, держаясь предания старцев, не едят, не умыв тщательно рук; и придя с торга, не едят, не омывшись. Есть и многое другое, чего они приняли держаться: наблюдать омовение чаш, кружек, котлов и скамей» ( Мк. 7:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sektoved...

И мы читаем: «Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая» ( Откр.21:8 ). Перечислены ужасные преступники, но на первом месте стоят боязливые. Почему боязливые хуже неверных, хуже скверных, хуже убийц, хуже любодеев, хуже чародеев, хуже идолослужителей, лжецов? «Боязливые» – это те, которые не хотят дерзать. Разве вот эта женщина, кровоточивая, о которой мы сегодня беседовали, была боязливой? Если бы она была боязливой, она сидела бы дома, в той части дома, где должны сидеть нечистые женщины, и не выходила бы на улицу. Если бы она была боязливой, она не подошла бы к толпе людей, если бы она была боязливой, она не прикоснулась бы к одежде Сына Божия. Но Бог дал мужество этой женщине. И Он поддержал ее мужество, Он сказал: «дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя» ( Мф.9:22 ). «Дерзай, дочь!..» Дерзновение веры изгоняет страх гибели физической и духовной из сердца христианина. Христианин перед лицом смерти испытывает иногда даже радость. Как апостол Павел говорил: «для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Флп.1:21 ). Игнатий Богоносец , когда его везли на казнь в Рим, писал письма разным христианским церквам, и он призывал: «Не хлопочите за меня, я хочу стать пшеницей Христовой в пасти этих львов, если эти звери не бросятся на меня, я сам буду наманивать их на себя, чтобы они меня растерзали, разорвали». Игнатий Богоносец был истиной «пшеницей Иисуса Христа». Почему? Потому что он был смиренный. Будучи епископом, таким мужественным подвижником, мучеником, он говорил: «Я только становлюсь учеником». Я только становлюсь учеником… Вот когда мы понимаем, что христианство для нас только открывается, только-только мы начинаем понимать, в чем смысл христианства, вот это и есть новизна нашей христианской религии, наше христианство. Если вас спросят: – А в чем суть вашей веры? Вы скажите: – Это вера грешников. Это вера грешников, это не вера праведных. Если кто-то считает себя праведным, пусть ходит в синагогу или мечеть, там люди спасаются своими делами. А грешники надеются найти спасение только в Иисусе Христе. Ибо Христос пришел спасать не праведных, а грешных, Он так и говорил: «Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» ( Мф.9:13 ). И христианство – это религия грешников, то есть людей, которые не имитируют праведность, которой нет ни у кого из на земле живущих. В Писании сказано: «всякая плоть извратила путь свой на земле» ( Быт.6:12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Господь просил Небесного Отца, чтобы Его ученики были едины, эта молитва исполнилась в единстве Церкви. Видимым принципом единства является церковная иерархия, поэтому священномученик Игнатий Богоносец говорит: " ...которые суть Божии и Иисус-Христовы, те с епископом " (Священномученик Игнатий Богоносец. Послание к филадельфийцам. С. 335 [нижняя пагинация]). Сатана просил разрешения рассеять учеников Господа, то есть Церковь, во все стороны, как пшеницу, но Господь само зло обратил к добру: бури гонений, ересей и расколов рассеяли во все стороны пустую шелуху, тех, кто, по словам апостола Иоанна, были с нами, но не были наши (1 Ин. 2, 19), а полные зерна остались в житнице - Церкви Христовой. Поэтому молитву сатаны о погибели Церкви Бог превратил в очищение ее от всего чуждого. Сатана взял из Церкви то, что давно принадлежало ему. Священномученик Киприан в пример единства Церкви ставит хитон Господа, который не был " разделен и разодран, но достался целостно одному, кому выпал по жребию ...Хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху (Ин. 19, 23) " (Священномученик Киприан Карфагенский. Книга о единстве Церкви. С. 181). Святитель под словами тканый сверху видит единство Церкви, происходящее с Неба от Бога Отца; посему хитон не мог быть разорван людьми и " раз навсегда удержал крепкую и неразделимую связь свою " (Там же. С. 182). Здесь священномученик Киприан утверждает, что единство и непеременяемость Церкви даны Богом раз и навсегда. Это дар свыше, дар от Бога Церкви Своей. Святой Отец говорит о раскольниках: " Не может обладать одеждою Христовою , кто раздирает Церковь Христову " (Там же). Далее святитель пересказывает библейское повествование о том, как по смерти Соломона было изречено пророчество о разделении царства и народа: " ...пророк Ахия, встретившись на поле с Иеровоамом, разодрал одежду свою на двенадцать частей и сказал: Возьми себе десять частей, ибо так говорит Господь Бог Израилев: вот, Я исторгаю царство из руки Соломоновой и даю тебе десять колен, а одно колено [ 1 ] останется за ним (3 Цар.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2173...

Итак, святой Апостол Онисим был в Риме, служа Апостолам до самой кончины их; он был поставлен ими епископом для благовествования слова. После кончины святых Апостолов он, выйдя из Рима, обошел много городов и стран, проповедуя Христа в Испании 1398 , в Коринфе, в Колоссах, в Патрах 1399 , затем занял престол в Ефесе 1400 после святого Тимофея и святого Иоанна Богослова. Об епископствовании в Ефесе явно свидетельствует, в своем послании к Ефесянам из Смирны, святой Игнатий Богоносец ; когда его вели из Антиохии в Рим на съедение зверям, его встретил святой Онисим на пути в Смирне с некоторыми жителями Ефеса. Святой Игнатий пишет об этом к Ефесянам так: – Я, во имя Божие, принял многочисленное общество ваше в (лице) Онисима, мужа несказанной любви, вашего во плоти епископа. Любите его, умоляю вас Иисусом Христом, и все будьте подобны ему; ибо благословен Тот, Который даровал вам быть достойными иметь такого епископа. В своем же послании к Антиохийцам он снова пишет: – Вас целует Онисим, пастырь Ефесский. Отсюда становится известным, что святой Онисим, обошедши много стран и городов, прибыл в Ефес, будучи уже старцем; там пас он некоторое время Церковь Божию, потом был схвачен неверующими и приведен из того города в Рим, что происходило в царствование Траяна 1401 ; в Риме же он был отдан на пытку епарху Тертиллу. Епарх спросил святого: – Кто ты? Онисим отвечал: – Я христианин. Тогда епарх опять спросил: – К какому сословию принадлежишь ты? На это святой сказал: – Некогда я был рабом одного мужа, а ныне я верный раб благого Владыки Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Епарх продолжал допрашивать Онисима: – Почему же ты перешел к другому господину? Онисим отвечал: – Потому что я познал истину и возненавидел идолопоклонство. Тогда епарх спросил: – Какой ценой ты был продан новому господину? Онисим отвечал: – Божий Сын Иисус Христос искупил меня от погибели честною Своею кровью, переселил в нетление, как писано о том в наших писаниях: «не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца» ( 1Петр. 1:18–19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

По исшествии из купели мы были помазаны святым Миром со словами: «Печать дара Духа Святого», и тем самым еще теснее соединились со Христом. «Мы потому и называемся христианами, – говорит Отец Церкви II века св. Феофил, епископ Антиохийский, – что помазываемся елеем Божиим» (К Автолику, 1, 12). Как же мы должны относиться к этому нашему званию? Быть может, с гордостью и с сознанием своего превосходства над другими? – Нет! Ибо, как единодушно утверждают два великих апостола, Иаков и Петр, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» ( Иак. 4:6 ; 1Петр. 5:5 ). Да и чем стали бы мы гордиться, если звание христианина получено нами без малейшей заслуги с нашей стороны, по одной лишь милости Божией? Получено потому, что, как говорит Апостол Иоанн Богослов, «не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас» ( 1Ин. 1:10 ). Но, может быть, звание христианина дает нам право судить тех, кто не являются христианами или вообще не исповедуют никакой религии? – Нет! Ибо если Сам Господь сказал о Себе: »Я пришел не судить мир, но спасти мир« ( Ин. 12:47 ), то как дерзнули бы мы – христиане – судить кого-либо, слыша слова Апостола: »Один Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?» ( Иак. 4:12 ). Но если звание христианина и не заслужено нами и не является нашей привилегией, то мы должны всегда помнить, что оно возлагает на нас, его носителей, чрезвычайно высокую ответственность и очень большие обязанности. Господь наш Иисус Христос совершил Свое искупительное дело для того, «чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» ( Тит. 2:14 ). И христиане не по имени только, а по самой жизни своей, всегда помнили об этой цели своего Искупителя. Древнее предание говорит, что св. Игнатий Богоносец , ученик св. апостола Иоанна Богослова, ставший потом епископом Антиохийским, слышал из уст Пресвятой Девы Марии следующее увещание: «Принятый на себя обет христианства храни непоколебимо, а поведение и жизнь свою устрояй в соответствии с обетом» (о. П. Флоренский , Столп и утверждение истины, 1914, с. 363). Мы знаем, что как св. Игнатий, так и многие другие христиане первых трех веков были верны Богу до смерти и стяжали чрез это неувядаемый венец жизни ( Откр. 2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Протестанты же, введя у себя двухчинное священство, отступили от древнего, апостольского устройства церковной иерархии, что является весьма существенным отступлением, ибо по учению древних учителей Церкви, где нет епископа, там нет Церкви. Этому учил в своих посланиях всё тот же св. Игнатий Богоносец , говоря, например: «Все почитайте дьяконов, как заповедь Иисуса Христа, а епископа, как Иисуса Христа, Сына Бога Отца, пресвитеров же, как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви. Я уверен, что так думаете и вы сами» , а также: «Ибо, которые суть Божии и Иисус Христовы, те с епископом " ; «Где будет епископ, там должен быть и народ; так же как где Христос Иисус, там и Кафолическая Церковь » . Вспомним и вышеприводимый вывод Эрла Е. Кернса: «Игнатий верил, что без этой тройственной иерархии не может быть церкви». Тертуллиан прямо утверждал: «без епископа нет Церкви». Св. Киприан († 258 г.) писая: « Церковь составляет народ, соединённый со священником, и стадо, покорное своему пастырю; посему ты должен знать, что епископ в Церкви, и Церковь во епископе, и, таким образом, кто не в единении с епископом , тот и не в Церкви " . Впрочем, данная истина – что без епископа нет Церкви – понятна и сама по себе. Ведь если нет епископа, то нет и законных благодатных священников и диаконов, ибо только епископ может их родить, то есть рукоположить; а если нет епископа и законного священства, то нет Таинств; а если нет Крещения, Миропомазания и Причастия, то нет прощения грехов, нет возрождения, нет дара Духа Святого, нет единения со Христом; одним словом – нет Церкви. Таким образом, протестанты, у большинства из которых нет даже самозваных епископов, т.е. самого епископского чина и третьей хиротонии, никоим образом только по одной этой причине не могут быть Церковью Христовой. III. О преемственности священства. Христос в Евангелии часто говорит о том, что Он совершает Свою миссию не по Своей воле, но по воле Отца, Который Его послал (см. напр. Ин.6:38 ). Затем, в свою очередь, Христос послал в мир Своих учеников: «как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас» ( Ин.20:21 ); «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: Кто больше в Царстве Небесном? Иисус, призвав дитя, поставил его посреди них и сказал: Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное 30 . Значит, когда мы грешим, мы становимся «взрослыми», когда же каемся, становимся как дети. Если мы – люди, имеющие здравый смысл и житейский опыт, – трезво на себя посмотрим и честно себе во всем признаемся, то обнаружим, что с годами мы приобрели преимущественно знание греха. Изо дня в день мы наполняемся тем знанием, которое все больше и больше растлевает нашу душу, лишает ее той бесхитростности и чистоты, которую Спаситель сравнивает с детской простотой. Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном; и кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает 31 . И как в древности Господь Иисус Христос, произнося эти слова, взял отрока и поставил его перед Собой (по преданию это был священномученик Игнатий, прозванный Богоносцем именно за то, что был носим руками Спасителя), – так и в XVI веке Он взял к Себе отрока Артемия и через его святые мощи стал совершать чудеса, свидетельствуя об истинности Своих слов: «Если не будете, как это дитя, не войдете в Царство Небесное». Праведного Артемия Веркольского окружали люди, считавшие себя умными, хотя всякий человек умен лишь в сравнении с другим человеком, но не в сравнении с бесконечной премудростью Божией. По сравнению с Богом все мы являемся несмышлеными младенцами, только одни сознают это, а другие не хотят этого понимать. И вот, Господь взял праведного отрока Артемия и сказал: «Если вы, премудрые, богатые, практичные, не будете такими, как это дитя, то в Царство Небесное не войдете». И до сегодняшнего дня в России перед нашим мысленным взором стоит отрок Артемий, как некогда перед учениками Спасителя – отрок Игнатий. Взирая на пример святого Артемия, мы должны понимать, что если не упростимся до того, чтобы стать подобными ему, и не будем с детской бесхитростной простотой следовать Евангелию, то в Царство Небесное нам войти будет трудно. Только прибегнув к помощи таких несмышленых детей, мы, взрослые умные люди, сможем войти туда их молитвами. Так еще раз посрамляется мудрость человеческая, в согласии со словами Господа Иисуса Христа: Исповедуюся Тебе, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от премудрых и разумных и открыл сие младенцам 32 .

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

94. Апостольское предание. Что это такое? – Сам Господь Иисус Христос , Богочеловек. «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающийся вас Меня отвергается» ( Лк.10:16 ). А после их – святых апостолов – это их святые преемники – епископы, законные преемники, «апостольские мужи» (святой Игнатий Богоносец , святой Ириней, святой Киприан). Святой Игнатий в послании к смирнянам пишет: «Где епископ, там пусть будет и все множество верных, подобно тому, как где Иисус Христос, тамо и Кафолическая, Соборная Церковь ». «Пребудьте во Мне, и Я в вас... Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» ( Ин.15:4–5 ). – «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино... Я в них, и Ты во Мне; да будут совершены воедино» ( Ин.17:20–21, 23 ). Апостольское преемство непрестанно передает Самого Богочеловека Господа Иисуса Христа, по истинности слов самой Истины: «И се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» ( Мф.28:20 ). Это вечная, временно-вечная Истина: «Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ). 95. Святой мученик Иустин Философ : «Истинный христианин есть истинный философ». 96. Святой Савва Сербский : «Молитва к Богу для меня всегда была самым великим блаженством на свете». 97. Молитва святого Макария Великого (Египетского): «Господи ими же веси судьбами помилуй мя!». 98. Святой Варсануфий Великий: «Покаяние – это врачевство от любой страсти и от любого греха». 99. Молитвенное отношение к миру, ко всему, ко всякому человеческому существу как святыни, как живой иконе Божией, ибо все мы, все, все, каждый человек – созданы по образу и подобию Божиему. 100. Святая литургия – это непрестанное осуществление спасения и обожения человеческого существа: осуществляется величественное домостроительство спасения – домостроительство обожения, обогочеловечения. СТОСЛОВИЕ ВТОРОЕ 1. Каждая мысль да будет испытана молитвой и рождена из молитвы; чувство, мысль, которые не молятся, не суть от Бога, не из дома Божиего, не из церкви. Смиренная философия, молитвенная философия – единственный путь постижения философии по Христу. Знамение Православия. (20. 1. 1921).

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010