219). Далее Гарнак поясняет этот тезис: «Посмотрите на греков, русских, армян и т. д., и везде вы обнаружите, что религия и национальность неразделимы и один элемент существует только рядом с другим». Он подчеркивает, что это не результат «враждебной силы магометанства», поскольку то же самое явление присутствует в России, а «русские, очевидно, не находятся под давлением ислама». В качестве доказательства существования сильной связи между церковью и народом в России Гарнак рассказывает о «московской прессе» и «деревенских сказках Толстого» (Harnack, 1957, с. 219). Я уверен, что ни один историк или теолог Православной Церкви не сможет легко опровергнуть это утверждение Гарнака, который скорее восхищается, нежели критикует наличие глубокой связи между Церковью и народом. Действительно, в начале XX века эта связь в православных странах была еще сильнее, чем сегодня. Объективный православный теолог может лишь припомнить усилия, предпринятые православной традицией в прошлом веке для борьбы с нездоровыми связями, возникшими между ними (Kalaitzidis, 2012). Я приведу здесь один пример, который относится ко времени, когда Гарнак писал свою книгу. В 1871 году Вселенский Патриарх Анфим VI осудил «филетизм» — термин, который лучше всего перевести на английский язык как «расизм» (Meyendorff, 1987, с. 56) . Гарнак перечисляет и другие достижения православной традиции: сохранение «монашеского идеала» (Harnack, 1957, с. 219) и приверженности миссии. Удивительно, что по какой-то причине Гарнак говорит очень позитивно о монашестве: «Греческое и восточное христианство содержит в себе элемент, который на протяжении веков был способен предложить и до сих пор предлагает определенное сопротивление объединенным силам традиционализма, интеллектуализма и обрядоверия — я имею в виду монашество» (Harnack, 1957, с. 239). По его мнению, монашество может встать в оппозицию традиционалистской и обрядоверной светской церкви, какой Греческая Церковь была и остается до сих пор. «Здесь была свобода, независимость и яркий опыт; здесь благовествуется истинное знание о том, что только то, что пережито и происходит внутри, имеет какую-либо ценность в религии...» (Harnack, 1957, с.

http://bogoslov.ru/article/6025979

Архив: АГЗ. Каргон Александр (12.7.1897, СПб. 28.11.1989, Цюрих, Швейцария), протоиерей. Из семьи военных, сын морского офицера. Окончил Севастопольскую гимназию (1914), поступил добровольцем в армию, участвовал в 1-й мировой войне в чине подпоручика, участник Гражданской войны в рядах Добровольческой армии в чине штабс-капитана, эвакуировался через Бизерту, переехал в Югославию, а оттуда во Францию, работал на шелкопрядильной фабрике, активный член французского христианского профсоюза, поселился с семьей в Швейцарии (1939), сотрудник Толстовского фонда, организовал помощь перемещенным лицам из Восточной Европы, состоял в юрисдикции РЗЦ, диакон (21.4.1957), священник (1957), настоятель церкви в Цюрихе (19571989), протоиерей, настоятель церкви в Страсбурге (19601970-е гг.), обслуживал также общины в Базеле, Берлингене, Вальде, Веезене, Вильдерсвиле, Саанене и Саксельне в Швейцарии. А.И. Солженицын приходил к нему после выселения из Советского Союза в Цюрих. Лит.: Краснов-Левитин А.Э. По морям, по волнам... (Эмиграция). П., 1986. Кардасевич Николай (даты рождения и смерти не установлены), протоиерей. Окончил Подольскую Духовную семинарию, священник (1902), служил на приходах в Подольской епархии, выехал из Советской России в Польшу (1.8.1922), переселился в Сербию (1923), затем в Македонию (1926), жил в г. Скопье, проекты его назначения митр. Евлогием (1еоргиевским) на службу в церкви в Бари (Италия) и в Деказевилле (Франция) по каким-то причинам не состоялись (кон. 1920-х гг.), больше сведений о нем не имеется. Архив: Прошения священнослужителей о местах. АЕУА. Карпенко Антоний Маркович (17.1.1898, с. Софиенка Екатеринославск. губ. – 22.10.1957, Париж, Франция), протоиерей. Эмигрировал в Болгарию (1921), окончил Русское Пастырско-богословские училище при монастыре Св. Кирика в Станимаке (1935) и Парижский Св.-Сергиевский богословский институт (1940), состоял в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского), диакон (8.1.1939), священник (11.8.1940), 2-й помощник настоятеля церкви Всемилостивого Спаса в Аньере (11.8.1940), 1-й помощник настоятеля той же церкви (4.11.19418.11.1943), окормлял советских военнопленных в немецких лагерях северных районов Франции (18.8.1943), настоятель Галлииолийской церкви в Париже (8.11.194322.10.1957), сотрудник редакции епархиального журнала «Церковный Вестник» (19461957), протоиерей (7.1.1950), член епархиального совета Русского Экзархата КП (19531956).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Анна Ростиславна благословение на основание монастыря испрашивала в Риме. Поэтому и нет ее на Иконе православных Чешских святых. Ведь это было уже в конце XIII в. Все мои сердечно, сердечно благодарят Вас за внимание и память. Предусматривается ли какое-либо использование статьи Петра Александровича? Трижды Вас лобызаю, Владыка святый. Испрашивая Ваших молитв, остаюсь недостойный духовный сын Ваш П. Савицкий. [приписка на 1-й странице письма] Когда Вера моя узнала из Вашего письмеца, что у Вас появился крохотный домик во Владимире, она воскликнула: «Вот где я хотела бы жить!» Владимир – на расстоянии – кажется ей сказочно прекрасным! [приписка на 5-й странице письма] Прошу передать мой сердечный и почтительный привет о. Иераксу. Д. 25. Л. 43–44а об. Подлинник. Автограф. 19. 3 июля 1957 г. 3 июля н. ст. 1957 г. св. кн. Глеба Владимирского, Ваше Преосвященство, Владыка святый, дорогой наставник и друг, очень я ждал иконки и Вашей рукописи – и вот вчера Ваше отправление пришло. Слава Богу! Спасибо большое! Иконка прекрасна, небывало прекрасна. Постараюсь сделать для нее небольшой киот. К чтению рукописи приступаю. Ею очень интересуется также Петр Александрович, который ждет и обещанной ему иконки. С благодарностью получил я, три дня тому назад, и первые четыре номера «ЖМП» за этот год. Сердечно порадовал меня 4-й номер – тем, что в нем напечатан Ваш доклад (с. 13–15). Но не скрою, что мне хотелось бы, в интересах не своих, а Церкви, чтобы доклад этот был напечатан на видном месте и большими буквами и чтобы каждое слово его врезалось в сознание православных русских людей. Черкните мне, Владыка святый, хотя бы два слова! Все мои шлют Вам свой сердечный привет. Испрашивая Ваших молитв, остаюсь недостойный духовный сын Ваш П. Савицкий. Д. 15. Л. 75–75 об. Подлинник. Автограф. 20. 22 июля 1957 г. Прага, 9/22 июля 1957 г. Колочской иконы Б[ожией] М[атери] Ваше Преосвященство, Владыка святый, дорогой наставник и друг, от всего сердца поздравляю Вас с приближающимся «постоянным» (не переходящим) Великим праздником Всех Русских святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Иерархи Патриархии сразу после июньского пленума ЦК КПСС поняли, что расстановка политических сил в стране сложилась не в пользу Церкви. В газетах появились статьи отрекшихся от Бога бывших священников. Выросла антицерковная пропаганда – если в 1956 г. в СССР было прочитано 1875 тыс. атеистических лекций, то в 1957 г. – 3875. Начал издаваться ежегодник Ленинградского музея истории религии и атеизма. Подготовительные шаги к будущему широкомасштабному наступлению был сделаны на «сугубо камерной» конференции 350 теоретиков атеизма в Москве в августе 1957 г. 986 Начиналось проведение антирелигиозных мер по административной линии. 2 декабря 1957 г. и Совет по делам РПЦ, уступив давлению, разослал уполномоченным указ о снятии в первом полугодии 1958 г. с учета зарегистрированных, но фактически не действующих по различным причинам храмов. Русская Православная Церковь оказалась на пороге нового периода тяжелейших испытаний, гонений и репрессий. Этап 1953–1957 гг. государственно-церковных отношений оказался довольно противоречивым. Предпринимались попытки ужесточить курс религиозной политики в СССР, но в основном преобладала благоприятная для расширения церковной деятельности ситуация. Столкновение и борьба двух противоположных точек зрения в партийном аппарате, выжидательная позиция государства, реформирование органов госбезопасности отчасти развязали руки Совету по делам РПЦ. Какое-то время он был предоставлен самому себе и, пользуясь этим, попытался вернуться к курсу, намеченному при его создании в середине 1940-х гг. Более того, Г. Карпов, как и председатель Совета по делам религиозных культов И. В. Полянский, считал, что в условиях потепления общественной жизни необходимо сделать шаги к предоставлению большей свободы Церкви. Однако число сторонников жесткой линии в руководстве КПСС явно преобладало, и к 1958 г. они смогли одержать решительную победу. Это, в конечном итоге, предопределило и дальнейшую тактику действий Совета по делам РПЦ. §3. Снова «война» – 1958–1964 гг Конец 1950-х – начало 1960-х гг. вошли в историю как трагический период последних попыток руководства СССР радикально, в кратчайшие сроки решить религиозную проблему в стране. Времена хрущевской оттепели обернулись для представителей различных конфессий лютым морозом. Сильнейший удар был нанесен и по Русской Православной Церкви как самой влиятельной и многочисленной в стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

28 июля 1956 г. Д. 16. Л. 98. Подлинник. Машинопись. 5. Около 4 января 1957 г. Ваше Преосвященство, дорогой Владыко! Сердечно поздравляю Вас с Великим Праздником Рождества Христова и наступившим Новолетием! От души желаю Вам мира, сил и здоровья, чтобы и в Новом году принести своей жизнью и деятельностью достойный дар воплотившемуся Господу. Всегда с благодарностью принимаю Ваши мысли и советы, которые стараюсь воплотить в наше общее дело. Испрашивая Ваших святительских молитв и благословения, остаюсь с любовью А. Ведерников. Рождество Христово Новый 1957 год Д. 19. Л. 90. Подлинник. Машинопись. 6. Около 17 апреля 1957 г. Христос воскресе! Поздравляю Вас, дорогой Владыка, с истинно всемирным Праздником Воскресения Христова и желаю, чтобы неизреченная радость и животворящая сила этого светлого и преславного торжества Жизни над смертью были постоянными спутниками Вашего служения Церкви Божией. Испрашивая Ваших святительских молитв и благословения, остаюсь А. Ведерников. С любовью. Пасха Христова 1957 г. Д. 22. Л. 99. Подлинник. Машинопись. 7. Не позднее 14 июля 1958 г. ДОРОГОЙ ВЛАДЫКО! Был очень рад получить Ваше письмо, но за неимением досуга не мог ответить сразу. Прошу милостиво простить меня! На просьбу Вашего Преосвященства отвечаю просьбой же – всегда обращаться ко мне «ничтоже сумняся». Богослужебные указания для архим[андрита] Евфимия были немедленно высланы в адрес П. Н. Савицкого. Елена Яковлевна благодарит Вас за теплую память и взаимно со всей семьей приветствует Вас. Мы очень тронуты Вашим приглашением погостить в Петушках, но, к сожалению, я сейчас так загружен различными послушаниями, что мне трудно найти для этого свободный день. Испрашивая Ваших святительских молитв и благословения, остаюсь послушник Ваш А. Ведерников. Д. 34. Л. 35. Подлинник. Машинопись. 8. Около 7 января 1959 г. Поздравляю Вас, дорогой Владыко, с Великим Праздником Рождества Христова и вместе с Вами молитвенно желаю, чтобы Родившийся от Девы Христос, Спаситель мира, воцарился в сердцах и совести людей, на которых лежит ответственность за жизнь и благополучие народов!

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

23 . La Croix. (Крест). – «Вестник...» 26 (1957), стр. 68–71. (Из книги ”Der Sinn der Ikonen”). 24 . La Dormition de la Mère de Dieu. (Успение Божией Матери) – «Вестник...», 27 (1957), стр. 130–132. 25 . Le Problème de la «Vision face à face» dans la Tradition patristique de Byzance. (Проблема «видения лицом к лицу» в патри­отической традиции Византии). Studia Patristica, vol. II. Papers presented to the Second International Conference on Patristic Studies held at Christ Church, Oxford, 1955. Berlin, Akademie – Verlag, 1957, S. 512–537. 1958 год 26 . La Tradition et les traditions. (Предание и предания). – «Вестник...» 30–31 (1959), стр. 101–121. Вошло также в сборник: «A l’image et à la ressemblance de Dieu», p. 139–166. Русский перевод: Предание и предания. «ЖМП», 1970, стр.61– 76. 27 . La théologie de l " image. (Богословие образа). – «Вестник…» 30–31 (1959), стр. 123–133. Вошло также в сборник: «A l " image et à la resemblance de Dieu», p . 123 – 137. Английский перевод в: «Sobornost», No 3 (Winter 1957–1958). Конец 50-х годов 28 . L " Apophase et la Théologie Trinitaire. (АпскЪаза и тринитарное богословие». Collège philosophique. Centre de Documentation universitaire, s.a., 19 p. Статья вошла также в сборник: «A l’image et à la ressemblance de Dieu», p . 7–23. ПОСМЕРТНЫЕ ИЗДАНИЯ I960 год 29 . Théologie négative et connaissance de Dieu chez Maitre Eckhart. (Отрицательное богословие в познании Бога в учении Мейстера Экхарта), Paris, 1960. 1962 год 30 . Vision de Dieu. (Боговидение). Ed. Delachaux et Niestlé, Neuchàtel, 1962, p. 142. Курс лекций, прочитанный в Ecole des Hautes Etudes в Париже. Две главы этого сборника переведены на русский язык: Святой Иоанн Дамаскин и византийское учение о духовной жизни. «Вестник...» 61 (1968), стр.57–68, и Паламитский синтез, «Вестник...» 62–63 (1968), стр. 151–163. Английский перевод: The Vision of God. Translated by A. Moorhouse. Faith Press, London, 1963, 139 p. Русский перевод в «БТ», 8, 1972. Немецкий перевод Бриджит Хирги: Schau Gottes. Zurich,1964.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

К сожалению, подобных терпимо настроенных руководителей в КПСС было немного. Ровную линию в государственно-церковных отношениях отстаивали в основном бывшие ближайшие соратники Сталина. Первые предвестники новой антирелигиозной кампании почти совпали с крупной победой Хрущёва над сталинистами в 1957 году. Иерархи Патриархии сразу после Июньского пленума поняли, что расстановка политических сил в стране сложилась не в пользу Церкви. В газетах появились статьи отрёкшихся от Бога бывших священников. Выросла антицерковная пропаганда: если в 1956 году в СССР было прочитано 1.875 тысяч атеистических лекций, то в 1957 году – 3.875 тыс. Начал издаваться ежегодник Ленинградского музея истории религии и атеизма. Подготовительные шаги к будущему широкомасштабному наступлению были сделаны на «сугубо камерной» конференции 350 теоретиков атеизма в Москве в Августе 1957 года. 627 Начиналось проведение антирелигиозных мер и по административной линии. 2 Декабря 1957 года Совет по делам РПЦ, уступив давлению, разослал уполномоченным указ о снятии в первом полугодии 1958 года с учёта зарегистрированных, но фактически не действующих по разным причинам храмов. Русская Православная Церковь оказалась на пороге нового периода тяжелейших испытаний, гонений и репрессий. Ещё раз останавливаясь на Церковной жизни тех лет нужно сказать, что несмотря на известные объективные трудности, Православная Церковь играла важную роль в жизни многих миллионов людей в нашей стране. Получили продолжение традиционные формы Русского благочестия. Многие верующие обрели себе духовное руководство у довольно многочисленной плеяды чутких и ревностных пастырей, выдвинувшихся в те годы. Важное значение в духовной жизни народа вновь приобрели монастыри, в особенности Православные Лавры – Киево-Печерская, Троице-Сергиева и Почаевская, а также Псково-Печерский монастырь, Глинская пустынь и ряд других, куда за наставлением, утешением, а в трудные послевоенные годы, порой и вспомоществованием, потянулись тысячи богомольцев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Д. 10. Л. 36–37. Подлинник. Автограф. 2. 1 января 1957 г. Родной, любимый, бесценный Владыка! Сердечно приветствую Вас с светлым Праздником Христова Рождества. Да сохранит Вас Родившийся Спаситель мipa в добром здоровье, мире и благоденствии на многие годы на радость всем, любящим Вас. Часы, проведенные с Вами, вспоминаются как промелькнувшее прекрасное сновиденье, и думается иногда, – неужели в самом деле я видел Ваше дорогое лицо? Ездил к вл[адыке] Гурию; он, слава Богу, благополучен. Уехать к нему сейчас не удалось 722 . Договорился с нашим еп[ископом] Ермогеном, который определенно обещал отпустить меня через 5–6 месяцев, когда начнутся жаркие дни. Как Ваше здоровье? Как идет Ваша жизнь? Целую Вашу благословляющую руку, прошу Вашей молитвенной помощи. Привет Вашим домочадцам. Всегда благодарный и любящий Вас прот[оиерей] Сергий. 1 января 1957 г. (19 дек[абря] 1956 г.) г. Ташкент, Червякова, 20 Д. 20. Л. 37–38. Подлинник. Автограф. 3. 1 апреля 1957 г. Глубокочтимый, дорогой и сердечно любимый Владыко! Благодарю Вас за присылку канона Благовещения, соединенного с воскресным. Так дорого было получить от Вас. Я недавно перенес брюшной тиф; был болен недель 6. Сейчас, по милости Божией, чувствую себя удовлетворительно и несколько дней назад уже окончательно перешел на постную пищу, а то вынужден был ежедневно употреблять творог (кстати сказать, очень не люблю его, с трудом ем). Приступил к работе, но все же отмечается повышенная утомляемость. Если Господь благословит, то в начале июня думаю переехать в Днепропетровск к владыке Гурию. Вначале преосвященный Ермоген и слышать не хотел о моем отъезде, а теперь уже примирился и отпускает меня, как он сам говорит, «с миром». Мне писала О. А. 723 , что видала Вас. Из этого заключаю, что Ваше здоровье более иди менее удовлетворительно. Желаю Вам, дорогой Владыка, в радости достигнуть Светлого Христова Воскресения. Земно кланяюсь Вам и целую Вашу благословляющую руку. Прошу Ваших святительских молитв, ибо очень в них нуждаюсь.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

ч. 76 самостоятельных приходских церквей, 30 приписных и 8 временных молитвенных домов. Всего же в Белоруссии тогда действовали 967 церквей, из них 690 самостоятельных и 277 приписных. С 1954 г. в Белоруссию из мест заключения стали возвращаться священнослужители, арестованные в 40-х - нач. 50-х гг. XX в. В 1954-1956 гг. вернулись 33 священника. Митр. Питирим принимал меры к устройству их на приходы. Уполномоченные СД РПЦ чинили препятствия таким клирикам в регистрации в столичной области. В 1956 г. свящ. Борис Трунин, вернувшийся из заключения и назначенный на приход в с. Жуков Борок Столбцовского р-на, под давлением уполномоченного отрекся от сана. В 1956 г. была снята с регистрации церковь в с. Синявка Клецкого р-на в связи с ветхостью здания; также под предлогом аварийности закрыли и разобрали храм в Несвиже. В ответ на запрос уполномоченного секретарь ЕУ прот. Богаткевич сообщил, что в области 12 церквей требуют незамедлительного ремонта ввиду аварийного состояния здания; впосл. эта информация была использована как повод для закрытия этих храмов. По указанию республиканского руководства в 1957 г. уполномоченный поставил вопрос о закрытии приписных часовен или кладбищенских церквей, где совершались богослужения несколько раз в год. Согласно справке Минского ЕУ, таковых только в Минской обл. насчитывалось 64. Для сер. 50-х гг. XX в. характерна ситуация, когда храмы изымались для «временного хранения зерна». К 1957 г. в Минско-Белорусской епархии насчитывалось 968 церквей, из них 709 самостоятельных приходских, 3 мон-ря и ДС. В клире состояли 724 священника и 34 диакона. В 1957 г. уполномоченный СД РПЦ по БССР подготовил документы для снятия с регистрации кладбищенского храма в с. Туча Клецкого р-на, однако глава СД РПЦ Карпов запретил закрывать храм. В 1957 г. председатель Минского облисполкома В. Шарков ставил вопрос о прекращении богослужений в Александро-Невском храме на Долгобродском (ныне Военном) кладбище в Минске под предлогом того, что верующие якобы вытаптывают могилы.

http://pravenc.ru/text/2563280.html

Потом и отец Иона, и отец Димитрий стали менее старательно ухаживать за больным. «Сегодня отец Иона высказал мне: «Мы ведь заняты работой». Димитрий мне ничего не говорит, а о. Иона жалуется, что нелегко со мною возиться. Еще начинает у меня развиваться водянка. Как будет дальше мое положение? Не знаю. Прошу св. молитв ваших». (30.9.1957) Усталость о. Ионы оказалась все же временной. На взволнованное письмо Елены Акселевны отцу Ионе тот красивым почерком отвечает, успокаивая: «Боголюбивая Елена Акселевна. Успокойтесь за о. Иоанна. Уходом и заботой нашей он доволен, и пока трудностей ухаживать за ним особых нет. Лучше быть дома, чем в больнице. А потому он не едет ни в Хейнявеси, ни к Вам. Сейчас он еще на ногах и сам себе делает перевязку, а тряпки сушим дома на батарее, в хлебную носить не надо. Если же он будет слабый, то нас двое, и будем по очереди дежурить. А теперь, по договору с о. Димитрием, я даже мало и касаюсь, только слежу за ходом болезни. И если будет нужен какой медикамент, то Вам напишу. Итак, будьте спокойны. Я ведь всегда дома, и во всякое время мои услуги готовы, если будут нужны. Вас благодарим за любовь и доброту к старцу. Иеродиакон Иона. 23 октября 1957». За год до смерти, в ноябре 1957 года, отца Иоанна отвезли в дом престарелых в Хейнявеси, где он пробыл до середины января. Елена Акселевна и другие духовные чада старца приезжали его навещать. Дом престарелых находился недалеко от железнодорожной станции. Приехавшим издалека предоставляли ночлег. Приезд любимых друзей очень много значил для старца, который не владел финским языком и не мог общаться с другими обитателями дома престарелых. От одиночества мысли о смерти становились еще отчетливей: «Теперь я, естественно, уже созрел к переходу в вечную жизнь. Нападает страх. Тайна великая, и чувства стали совсем другие. Лествичник сказал: «Мы будем отвечать на страшном суде не за то, что не богословствовали и не творили чудес, а за то, что не плакали о своих грехах». 41 И все это виднее делается, когда остаемся одни. А когда с народом и в суете, настроение совсем другое». (17.11.1957)

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010