1880. Вып. 1-5. 1880-1883. 71.           Поездка в Румынию архимандрита Антонина Капустина (библиографическая заметка)//Новое время. 1880. 1482. 72.           Несколько страниц из хроники южнорусской епархиальной жизни в прошлом (XVIII веке)//РДСП. 1880. 30, 32—34, 37, 41. 73.           Несколько страниц из хроники Киевской епархии XVIII и нач. XIX вв.//КЕВ. 1880. 5, 6, 10, 11. 74.           Указатель Церковно-археологического музея при Киевской духовной академии. Киев, 1880. 75.           Значение Пушкина в украинской литературе (речь)//Киевлянин. 1880. 1. 76.           Миниатюры и заставки в греческом Евангелии XI—XII вв. и отношение их к мозаическим и фресковым изображениям в Киево-Софийском соборе//ТКДА. 1881. 5. 77.           Японская коллекция в Церковно-археологическом музее//КЕВ. 1881. 12. 78.           О степени самобытности украинской литературы XIX века//Киевлянин. 1881. 38, 39, 44, 52, 63, 64, 69, 89. 79.           Дополнение к " Святительским песням " Лескова//Исторический вестник. 1881. 6. 80.           Раскол и единоверие в царствование императора Николая I//РДСП. 1881. 30, 34, 36-38, 40, 42. 81.           Раскол и единоверие с царствования Екатерины II до царствования Николая I//ТКДА. 1881. 8, 9. 82.           V археологический съезд в Тифлисе//Московские ведомости. 1881. 259, 260, 262, 267, 271, 274, 276, 282. 83.           Рукописная " четья " 1397 года западнорусского происхождения//Русский филологический вестник. 1881. 3. 84.           Раскольничьи дела четверть века тому назад//Русский вестник. 1881. 12. 85.           Материалы для истории Южной и Западной России в епархиальных ведомостях за прошлый (1881) год//Юг. Одесса. 1882. 2. 86.           Поездка на V археологический съезд в Тифлис//ТКДА. 1882. 2. 87.           Преосвященный Филарет Рижский как первый председатель Церковно-археологического общества. Киев, 1882. 88.           Записка о состоянии Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии за первое десятилетие его существования//ТКДА.

http://bogoslov.ru/person/401224

«О хранении ума» философские познания никак не проявляются; 4) монофизитские воззрения, приписывавшиеся нек-рыми исследователями Исаии Газскому, не только не утверждаются в «О хранении ума», но в нек-рых случаях опровергаются; 5) с т. зр. Христу, «Аскетикон» является произведением не палестинского, а егип. подвижничества, и в особенности скитского (см.: Χρστου Π. Κ. Ελληνικ πατρολογα. Θεσσαλονκη, 1987. Τ. 3. Σ. 217–219). 3.  Евагрий Понтийский . «Наставления о монашеской жизни» («Наставления о подвижничестве») (в нек-рых рукописях Υποτπωσις), называемое также «Основы монашеской жизни» (Τν κατ μναχον πραγμτων τ ατια; Rerum monachalium rationes – CPG, N 2441. Изд.: PG. 40. Col. 1252–1264; Θιλοκαλα. 1782. P. 41–46. 1957. Τ. 1. Σ. 38–43. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 1. С. 590–598), – 11 глав. «О лукавых помыслах» (De malignis cogitationibus. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 46–56. 1957. Τ. 1. Σ. 44–57; PG. 40. Col. 1240–1244; 79. Col. 1200–1233; SC. 438 – под именем Нила Синайского . Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 1. С. 618–636). 5 кратких изречений из «Глав о трезвении» (Practicus. 29, 32, 91, 94, 15; Εκ τν νηπτικν κεφαλαων – CPGS, N 2430. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 56–57. 1957. Τ. 1. Σ. 58; SC. 171. Рус. пер.: Добротолюбие. Т. 1. С. 584 – только 29-я гл.). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин . Гравюра. 50-е гг. ХХ в. 4. Прп.  Иоанн Кассиан Римлянин . «Послание к епископу Кастору о восьми вредных помыслах» (CPG, N 2266; CPL, N 513. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 61–76. 1957. Τ. 1. Σ. 61–80; PG. 28. Col. 872–905) – сокращенный перевод c лат. на греч. сочинения «О правилах общежительных монастырей» (Ioan. Cassian. De inst. coenob. V-XII). «К авве Леонтию о святых скитских отцах и о рассуждении» (CPL, N 513. Изд.: Θιλοκαλα. 1782. P. 77–87. 1957. Τ. 1. Σ. 81–93) – сокращенный перевод c лат. на греч. «Собеседований египетских подвижников» (Ioan. Cassian. Collat. I-II). Греч. переводы сочинений прп. Иоанна Кассиана , включенные в греч. «Д.», были выполнены по сокращенному варианту, составленному Евхерием (см.: CSEL.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Отношение руководителей Православных Церквей к экуменизму, точнее, их отношение к изменению позиции 1948 г., по рекоменда­ции Карпова «осторожно выяснялось» на протяжении 1956 г. во вре­мя визитов церковных делегаций в Москву и ответных визитов де­легаций РПЦ, в переписке с главами Церквей. К концу 1956 г. руководству Совета стало ясно, что назрел со­зыв нового всеправославного совещания глав Церквей. В январе 1957 г. Г.Г. Карпов «ориентировал» митрополита Николая: «Главной за­дачей по внешней работе Московской патриархии в 1957 году явля­ется созыв совещания глав и представителей православных церквей для решения вопросов об отношении к экуменическому движению» [lxix] . Учитывая опыт подготовки совещания 1948 г., митрополит Николай и Г.Г.Карпов посчитали, что совещание целесообразно приурочить к какому-либо церковному празднику. В письме от 21 мая в ЦК КПСС Карпов отмечал: «...Учитывая, что от поездки на специально созванное совещание не­которые церкви могут уклониться, патриархия намечает пригласить глав и представителей церквей на церковные торжества в связи с ис­полняющимся в ноябре 40-летием восстановления патриаршества в Русской православной церкви и использовать приезд делегаций для проведения совещания» [lxx] . Постановлением Секретариата ЦК КПСС от 13 июля 1957 г. проведение совещания глав Автокефальных Православных Церквей в Москве в ноябре 1957 г. по случаю 40-летия восстановления патри­аршества в РПЦ было санкционировано. Первоначально намеченное на июнь 1957 года и затем на ноябрь, совещание и празднование 40-летия восстановления патри­аршества, согласно «пожеланию восточных па­триархов перенести торжества на более теплое время», было перенесено на май 1958 г. [lxxi] . По информации митрополита Николая, принципиаль­ная позиция высшего клира ряда Церквей за 10 лет не изменилась: «румы­ны, сербы, болгары, антиохийцы, греки категорически против уча­стия в экуменическом движении, они все, за исключением греков, сторонники наших соглашений 1948 года» [lxxii] .

http://bogoslov.ru/article/4642910

Крылов Алексей Иванович (1881-?) - сын торговца. Родился в деревне Семеновская Коломенского уезда Московской губернии. До революции имел пекарню и булочную, занимался овощной торговлей. Проживал на ул. Астраханская в собственном доме (ЦГАМ Ф. 1731. Д. 62. Картотека владельцев торгово-промышленных предприятий г. Коломны, 1914 – 1916 гг.). В 1918 г. подвергся национализации. В годы НЭПа вновь организовал пекарню и булочную. Раскулачен и лишен избирательных прав. Служил пекарем Северского дома отдыха. Проживал там же. 11 октября 1937 г. приговорен тройкой УНКВД к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере (ГАРФ. Ф. 10035, Оп. 1, Д. П-30445). Реабилитирован в 1957 г. Марков Николай Николаевич (1892 - после 1957 г.) – сын торговца, имевшего шляпный магазин. Родился в Коломне. Продолжал заниматься торговлей головными уборами в годы НЭПа. Раскулачен и лишен избирательных прав. Подвергался штрафам и арестам. Певчий церковного хора. Служил бухгалтером коломенского отделения Госбанка. Проживал по адресу: Коломна, ул. Пятницкая, д. 7. 11 октября 1937 г. приговорен тройкой УНКВД к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере (ГАРФ. Ф. 10035, Оп. 1, Д. П-30445). После отбытия заключения проживал в Рязани по адресу: ул. Никольская (переименованная большевиками в ул. К. Маркса), 1. Реабилитирован в 1957 г. Семов Павел Петрович (1882-?) – священник. Родился в селе Жихаревка Дмитриевского уезда Курской губернии. Служил в храме Святителя Николая в селе Парфентьево Коломенского уезда Московской губернии. 11 октября 1937 г. приговорен тройкой УНКВД к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере (ГАРФ. Ф. 10035, Оп. 1, Д. П-30445). Реабилитирован в 1957 г. Голубинский Владимир Петрович (1869-?). Родился в селе Сарра Алатырского уезда Симбирской губернии в семье священника храма Покрова Пресвятой Богородицы. Окончил Казанскую духовную академию. Служил в Бобреневской церкви Феодоровской иконы Божией Матери. 11 октября 1937 г. приговорен тройкой УНКВД к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере (ГАРФ. Ф. 10035, Оп. 1, Д. П-30445). Тройкой УНКВД по Новосибирской области по другому делу приговорен к расстрелу. Реабилитирован в 1957 г.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/06/...

Еще раз прошу Ваших молитв и благословения. Многогрешный иеродиакон Феодорит. Д. 18. Л. 103–104 об. Подлинник. Автограф. 4. 5 января 1957 г. 5/I–1957 Троице-Сергиева Лавра Здравствуйте, дорогой о Господе Владыка. Поздравляю Вас с праздником Рождества Христова и желаю провести его в духовной радости и добром здоровье. Недавно был у нас Владыка Гурий Днепропетровский, который при воспоминании о Вас встал со стула, сделал низкий поклон, достав рукой до пола, и сказал: «Когда будете писать владыке Афанасию, то передайте от меня низкий поклон», что и исполняю. Владыко, соскучился по Вас, и как было бы хорошо, если бы Вы приехали погостить несколько дней у Преподобного. Прошу Ваших молитв и благословения. Многогрешный и недостойный иерод[иакон] Феодорит. Д. 20. Л. 25–25 об. Подлинник. Автограф. 5. Не позднее 29 марта 1957 г. Здравствуйте, дорогой о Господе Владыка. Сердечно благодарю Вас за поздравление и снимки икон, которые дошли в полной сохранности. Нахожусь на старых послушаниях. Служить приходится очень редко, едва ли наберется 30 дней моего служения, если сложить все дни служения воедино. О иеромонашестве нет никаких разговоров, да и не может быть, когда иеродиаконство-то еще не усвоено. Откуда только пошел слух о моем иеромонашестве? Сегодня 9-й день смерти монаха Венедикта, о смерти которого посылал телеграмму о. Платону. Сегодня же отпевали и матушку Людмилу, нашу просфорницу, умершую в Воскресенье 24 марта. Состав наш несколько пополнился новыми послушниками, но все же мало, и людей не хватает. Наш братский духовник архимандрит Петр просит Вашего благословения и молитв о нем. Приезжайте к нам, ведь помещения-то наши пустуют, редко-редко кто занимает их. Прошу Ваших молитв и благословения. Многогр[ешный] и недост[ойный] иер[одиакон] Феодорит. Д. 22. Л. 33–33 об. Подлинник. Автограф. 6. 19 апреля 1957 г. 19/IV–1957 Христос Воскресе! Дорогой о Господе Владыка. Поздравляю Вас с праздником Светлого Христова Воскресения и желаю провести его в духовной радости и в добром здоровье. Не так давно останавливался у нас и служил литургию митрополит Нестор Новосибирский. Нездоров он, болит и почти не гнется нога, сильная одышка и усталость, но все же трудится на ниве Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Скончался 13 декабря 1961года, погребен в Троице-Сергиевой лавре. Труды: «О проповеднической импровизации», К вопросу о живом слове и нормативных методах проповедничества. (Гомилетический этюд), Чернигов, 1913. «Гонения на христиан императора Декия». – Страница из истории первых веков христианства». Харьков, 1914. «Роль мирян в управлении церковным имуществом с точки зрения канонов древней Вселенской Церкви», историко-канонический очерк. Чернигов, 1914. «Испытание любви». «Слово в день преставления Св.Апостола, и Ввангелста Иоанна Богослова». 1915. «Путь коспасению по Св. Григорию Нисскому ». Богословско-психологический этюд. 1917. См.также «Голос церкви», 1916, март-ноябрь. «Церковный суд в России до издания Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г.» диссертация, Петроград, 1917. „Предостерегающий призыв в отношении изменившего Родине и Церкви епископа Поликарпа Сикорского». “Рус.Прав.Ц. и В.От.война», стр.86–69. “Обращение к братьям славянам в день двухлетия войны». “Рус.Прав.ц. и В.От.война», стр.87–89. “Обращение от 22 июня 1942 года к православному населению оккупированных областей с благословением партизанских подвигов». «Рус.Прав.Ц. и В.От.война», стр.70–71. “Обращение к православному клиру и верующим жителям Украины». «Рус.Прав.Ц. и Вел.От.война», стр.72–74. “Обращение к солдатам Румынской армии с призывом прекратить проливать братскую кровь единоверного русского народа». «Рус.Прав.Ц. и Вел.От.война», стр.77–79. “Обращение к Румынским пастырям и пастве со словом убеждения «отречься от подневольного союза с Гитлером». «Рус.Прав.Ц. и Вел.От.война», стр.80–82. “Слова и речи, послания (1914–1946 гг.)». т.1, изд. Моск.Патр.1947. “Слова_и речи (1947–1950 гг.)». m.II, изд. Моск. Патр. 1950. “Слова и речи (1950–1954 гг.). т. III, изд. Моск. Патр. 1954. “Слова_и речи (1954–1957_гг.)». m.IV, изд.Моск.Патр.1957. “Взыскание погибших». «ЖМП» 1957, 5, стр.19. «Обращение к братьям-христианам Германии». (20 апреля 1957 года). «ЖМП» 1957, стр.23. «Добро пожаловать, христианская молодежь».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

После утверждения о том, что Греческая Церковь оставалась «по существу неизменной в течение более тысячи лет» (Harnack, 1957, с. 218), Гарнак предлагает своим слушателям «вернуться на несколько веков назад и рассмотреть “греко-католицизм” (то есть православную традицию) таким, каким мы наблюдаем его сегодня» (Harnack, 1957, с. 217-218). Он начинает свой анализ с трех основных вопросов, а именно: чего добился греко-католицизм? каковы его основные характеристики? какие изменения претерпело в нем Евангелие и насколько ему удалось сохранить основные положения этой книги? Чего добился греко-католицизм? Гарнак упоминает два основных достижения греко-католицизма. Первое достижение заключается в том, что «он положил конец язычеству и многобожию в восточной части Средиземноморья и к северу от Северного Ледовитого океана». Другими словами, «боги Греции» умерли, однако перед смертью они передали «значительную часть своей власти святым Церкви» (Harnack, 1957, с. 218). Гарнак не развивает это утверждение, но достаточно ясно, что культ святых, столь живой в Православной Церкви, он считает языческим наследием. Похоже, что, по мнению Гарнака, этот культ не имеет ничего общего с Библией, хотя его и можно считать проявлением естественного восхищения, которое люди испытывают по отношению к претерпевшим мученическую кончину. Я основываю это утверждение на том, что всего лишь страницу спустя Гарнак восхищается «людьми этих [православных] стран», которые готовы «страдать и быть разрезанными на куски ради своей религии» (Harnack, 1957, с. 219). С другой стороны, из контекста не ясно, является ли эта готовность к мученичеству, по мнению Гарнака, проявлением одной лишь религиозности, или же она является также проявлением патриотизма, или же одно связано с другим и невозможно разделить эти вещи. Второе достижение: «Этой церкви удалось осуществить слияние с целым народом, который она втянула в свое лоно так, что религия и церковь стали для них национальным оплотом, и более того, оплотом чистым и простым» (Harnack, 1957, с.

http://bogoslov.ru/article/6025979

Комментарий Ланга подразделяет Мф. 24 на «три цикла» 1 цикл — Мф. 24:1-14 2 цикл — Мф. 24:15-28 3 цикл — Мф. 24:29-44 (вывод) (см. том 8, сс. 421, 424 и 427) Три части, основанные на вопросе по Мф. 24:3 «Сторожевая башня» и Тысячелетнее Царство Божье также разделили Мф. 24 на три части: (1) Мф. 24:3-22 . Существуют параллельные исполнения предсказанного в первом столетии и в наше время начиная с 1914 года (см. 75, с. 273, с. 205) (2) Мф. 24:23-28 . Период, ведущий к пришествию (пароусии) Христа в 1914 году (см. 75, с. 275) (3) Мф. 24:29-44 . «Небесные явления» имеют буквальное значение, поскольку в 1957 году начался космический век, продолжающийся до Христова пришествия, как Судьи в начале «великих бедствий» (см. 75, с. 276, пар. 18; ka сс. 323—328). «Все сие» следует понимать в контексте ближайших упомянутых событий, перечисленных в качестве сложного знамения, т. е. небесных явлений в ст. 29–30 154 . Если это истинно, тогда «род сей» относится к современному человечеству, т. е. к людям, живущим с 1957 года, способным к познанию. Председательский комитет, 3 марта 1980 года 1957 был годом, когда первый советский спутник был запущен на орбиту Земли. Очевидно, Председательскому комитету казалось, что это можно принять в качестве начала исполнения следующих слов Иисуса: «…И вдруг, после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» 155 . Основываясь на этом толковании, они делали вывод: «Тогда «род сей» относится к современному человечеству, т. е. людям, живущим с 1957 года, способным к познанию». Эти три взгляда не предлагали отказаться от 1914 года. Он останется как «конец времен язычников». Но «род сей» теперь будет относиться к поколению 1957 года. Ввиду того, что поколение 1914 года стремительно уменьшалось, это новое толкование было бы, несомненно, очень кстати и гораздо лучше, чем мысль о неких людях, живущих до 130 лет где-то в Советском Союзе. По сравнению с 1914 годом эта новая точка отсчета давала дополнительные 43 года поколению, названному «родом сим».

http://azbyka.ru/krizis-sovesti/8

Монашество С 1941 до 1942 года жил в Белграде, работал прорабом по расчистке руин. Слабое здоровье привело его в Троицкий монастырь на Овчаре, где пережил времена болгарской оккупации. В 1943 году работал в качестве педагога и вероучителя детей беженцев в Бане-Ковиляче. Врачи обнаружили у него туберкулёз, прогноз был пессимистическим. Оттуда он направился в Вуджанский монастырь в селе Прислоница, где он оставался до 1945 года. В монастыре произошло выздоровление, что побудило его в 1946 году стать послушником. 7 апреля 1948 года он принял монашеский постриг, а вскоре был хиротонисан во иеродиакона. С 1949 по 1955 год был насельником монастыря Рача; в 1950/1951 учебном году был суплентом Призренской семинарии св. Кирилла и Мефодия. В 1954 году был рукоположен в иеромонаха; в 1957 возведён в сан архимандрита. С 1955 по 1957 год был аспирантом кафедры Нового Завета и Литургики на Богословском Факультете в Афинах, где защитился со степенью доктора богословия. Согласно одной из легенд, когда один из сановников сербской церкви вопрошал о новом аспиранте Афинского университета, то получил следующий ответ: «Если бы наша Греческая Церковь имела хотя бы пять таких священников, как ваш Павел, то не боялась бы за свое будущее, но была бы самой сильной Церковью в мире». Епископ Рашко-Призренский 29 мая 1957 года в кафедральном соборе Белграда был хиротонисан во епископа Рашко-Призренского. Как предстоятель Рашко-Призренской епархии организовывал строительство новых храмов и работы по реставрации и сохранению православных святынь Косова и Метохии. На очередном заседании 29 мая 1957 года, Святейший Синод Сербской Православной Церкви отметил молодого доктора богословия, и избрал его епископом Рашко-Призренским. Эта новость настигла его во время паломнической поездки в Иерусалим. Хиротония была совершена 22 сентября 1957 г. в Белградском кафедральном соборе группой епископов во главе с патриархом Викентием (Продановым). На кафедру епископа Рашко-Призренского был возведен 13 октября того же года в кафедральном соборе Призрена. Во главе Рашко-Призренской епархии строил новые церкви, обновлял ветхие и порушенные. Заботился о Призренской семинарии, где иногда проводил лекции по церковному пению и славянскому языку. Постоянно путешествовал по епархии для служения. Епархией управлял в одиночестве, не имея ни сотрудников, ни секретаря, ни автомобиля. Всегда передвигался либо пешком, либо на общественном транспорте.

http://lib.cerkov.ru/authors/851

В сентябре 1964г. Святейший Патриарх предпринял путешествие в Афины, Женеву и Лондон. 4.II.1965 исполнилось 20 лет его патриаршего служения. Святейший Патриарх Алексий принимал активное участие в борьбе за мир. Духовный писатель. + 17.IV.1970 года. Труды: «Комбатанты и некомбатанты во время войны» (1899 г.) (Кандидатская диссертация в Юридич.факультете)· «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета». (Кандидатское сочинение 1903 года). Слово на День Святой Пасхи. «Тульск.Епарх.Вед.» 1909, 12, стр.183. Речь при наречении его во епископа. «Приб. к «Церк.Вед.» 1913, 18–19, стр.791. См.также «ЖМП» 1957, II, стр.36–38. Слова, речи, послания, обращения T.I ( ) М.· T.II (1948–1954 гг) М. 1954. m.III(1954–1957 гг) М.1957. T.IV (1957–1963 гг) М.1964. «Речь на филаретовском вечере в Московской Духовной Академии». «ЖМП» 1964, 2. «Речь на приеме участников сессии Исполкома Всемирного Совета Церквей в Троице-Сергиевой Лавре». «ЖМП» 1964, 4. «Речь при вручении жезла епископу Антонию (Мельникову)». «ЖМП» 1964, 7. «Слова, речи, послания, обращения» (1957–1963 гг.) m.IV «ЖМП» 1964, 7. «Послание Московским духовным школам ко дню их 20-летия». «ЖМП» 1964, 8. «Послание пастве Западноевропейского Экзархата Русской Православной Церкви». «ЖМП» 1964, II. «Речь на приеме у короля Греции Константина». «ЖМП» 1964, II. «Речь на приеме у генерального секретаря ВСЦ». «ЖМП» 1964, II. «Речь на официальном обеде в главной квартире ВСЦ». «ЖМП» 1964, II. «Речь на торжественном богослужении в Вестминстерском аббатстве». «ЖМП» 1964, II. «Речь на приеме у Архиепископа Кентерберрийского Михаила Рамсея»· «ЖМП» 1964, II. «Речь на юбилейном акте ВДА». «ЖМП» 1964, 12. «Рождественское послание». «ЖМП» 1965, I и 12. «Рождественское приветствие Предстоятелям Поместных Православных Церквей». «ЖМП» 1965, I. «Речь при вручении жезла епископу Саратовскому и Волгоградскому Пимену». «ЖМП» 1965, 2. «Речь на торжественном собрании, посвященном 20-летию Патриаршества»·

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010