Дело, однако, не только в том, что избрания митрополитов Илариона и Климента явились своего рода «прообразованиями» будущей независимости Русской Церкви от материнской Константинопольской патриархии. Весьма важно также, что оба эти избрания вовсе не были чисто внутренним делом Церкви, а состоялись в переломные моменты развития Древнерусского государства вообще, став вполне сознательными и целенаправленными актами и государственной власти в том числе. Тем самым с самого начала подчеркивается место и роль Русской Церкви не только внутри Церкви Вселенской, но и внутри собственно древнерусского общества — роль, которая со временем будет все возрастать и превратится в одну из характернейших особенностей русской истории в целом. Таким образом, в основу труда митрополита Макария положен принцип, который по самой своей сути неотменим и не может устареть. В этом отношении здание «Истории Русской Церкви» стоит на очень прочном фундаменте, который ни в коей мере не поколеблен дальнейшим развитием исторической науки. Другой замечательной чертой исследовательского метода митрополита Макария является его укорененность в конкретном материале исторических источников. Можно даже сказать, что труд высокопреосвященного Макария состоит из двух взаимообусловленных, но по своему характеру вполне различных частей: части археографической (разыскание, текстологическое исследование и издание рукописных источников) и части собственно исторической (осмысление и обобщение данных этих источников и создание на этой базе связной истории Русской Церкви). Количество рукописей, с которыми так или иначе работал митрополит Макарий при подготовке своей «Истории» и на которые ссылается на ее страницах, поистине грандиозно. Уже одно перечисление важнейших памятников, открытых митрополитом Макарием и введенных им в науку, говорит само за себя: здесь и Память и похвала святому Владимиру Иакова мниха, и сочинения преподобного Феодосия Печерского, и «Стязание с латиною» митрополита Георгия, и некоторые послания митрополита Никифора II, и Канон молебный святителя Кирилла Туровского, и многие-многие другие.

http://sedmitza.ru/lib/text/435783/

Зимин внес значительный вклад в источниковедение истории Церкви. Ученый опубликовал ряд древнерусских произведений, связанных с ранним периодом христианства на Руси, напр. «Память и похвала Иакова Мниха и Житие князя Владимира по древнейшему списку» . Подготовил к печати делопроизводственные материалы Иосифо-Волоцкого монастыря , ряд документов в изд.: «Акты феодального землевладения и хозяйства» (М., 1956. Ч. 2). В инициированной Зиминым и им же издаваемой сер. «Памятники русского права» (1952. Вып. 1; 1953. Вып. 2; 1955. Вып. 3; 1956. Вып. 4; 1959. Вып. 5) было опубликовано значительное число церковно-правовых актов: Уставы равноап. кн. Владимира Святославича и кн. Ярослава Владимировича (ПРП. 1952. Вып. 1), Уставная грамота св. кн. Ростислава Мстиславича 1137-1150 гг. в редакции 1150 г., грамоты новгородских князей XII в. на села и земли новгородским Юрьеву, Пантелеимонову и Антония Римлянина мужским монастырям (Там же. 1953. Вып. 2). Зимин исследовал историю «Краткого собрания» ханских ярлыков, в т. ч. определявших взаимоотношения Русской Церкви и монгольских властей (ПРП. 1955. Вып. 3), уточнил датировку отдельных документов и всей коллекции. Вместе с изд. «Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси кон. XIV - нач. XVI в.» (М., 1952-1964. 3 т.) названные публикации составили прочный фундамент для изучения средневекового периода истории Русской Церкви. Зимин был редактором и составителем многих других сборников исторических документов, сопровождавшихся его статьями и комментариями . Публикация источников привела Зимина к разработке ряда вопросов дипломатики и генеалогии, в т. ч. в сфере церковной истории. Перу исследователя принадлежат многочисленные источниковедческие статьи, в т. ч. посвященные церковным документам: «Актовые подделки Троице-Сергиева монастыря 80-х гг. XVI в.» , «Переписка старцев Иосифо-Волоколамского монастыря с Василием III» , «Выпись о втором браке Василия III» и др. В 1963 году Зимин подготовил к изданию хронологический перечень актов архива суздальского Спасо-Евфимиева монастыря, на основе данного перечня в 1998 г. были опубликованы грамоты обители за 1506-1608 гг.; в последние годы жизни Зимин обратился к изучению жалованных грамот Спасо-Евфимиева монастыря. Методику генеалогического анализа Зимин активно использовал при комментировании актов, изучении княжеской и боярской аристократии, монашества, дьячества и др. социальных слоев русского средневекового общества. В нач. 1950-х Зимин читал курс дипломатики в Историко-архивном институте, приобщил к ее изучению С. М. Каштанова.

http://drevo-info.ru/articles/13677326.h...

Среди статей, посвященных церковным деятелям новейшего времени, следует отметить публикации о таких новомучениках ХХ столетия, как священномученик Иаков (Маскаев), архиепископ Барнаульский (+1937) и преподобномученик Иакинф (Питателев, +1918 г.). В томе также опубликованы биографические очерки об архиепископе Тамбовском и Козловском Зиновии (Дроздове, +1942 г.) и митрополите Зиновии (в схиме — Серафиме) (Мажуге, +1985), знаменитом духовном преемнике Глинских старцев, служение которого протекало в Грузинской Православной Церкви. Из современных архиереев Русской Православной Церкви в томе представлены архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима и епископ Якутский и Ленский Зосима. Как и в предыдущих томах «Православной энциклопедии», в 20-м томе присутствуют многочисленные материалы, касающиеся древнерусской духовной литературы. В частности, следует отметить статьи, посвященные таким известным литературным сборникам, как «Златая Цепь», «Златоструй», «Златоуст». Отдельная статья рассказывает о творчестве выдающегося русского духовного писателя XI в. Иакова Мниха и его творениях. Новейший период в истории русской литературы представлен публикацией о видном поэте и мыслителе ХХ в. Вячеславе Иванове, в которой раскрываются духовные аспекты его творчества. Еще один видный деятель российской науки и культуры, которому отведена отдельная статья в новом томе энциклопедии, — Иакинф (Бичурин), знаменитый востоковед, синолог XIX в. В ряду материалов, касающихся отечественной философской мысли, необходимо отметить обширный очерк, посвященный жизни и научному наследию протопресвитера Василия Зеньковского, выдающегося философа и историка философии, яркого представителя Русского зарубежья (автор — А.Т. Казарян). Философскую тематику в 20-м томе также представляют статьи о великих античных философах — Зеноне Китийском, стоике IV-III в. до Р.Х., и Зеноне Элейском (V в. до Р.Х.), создателе знаменитых «апорий Зенона» (автор обеих публикаций — Д.В. Смирнов). Из статей историко-страноведческого характера, присутствующих в 20-м томе, следует отметить такие материалы, как «Зимбабве» (автор — Э. Небольсин) и «Зихия» (историческая область на территории нынешнего Краснодарского края России, автор — А.Ю. Виноградов).

http://patriarchia.ru/db/text/680016.htm...

На первый взгляд книга прот. И. Кузнецова производит довольно внушительное впечатление: 494 страницы некрупного шрифта (42 строки), однако, при ближайшем рассмотрении, оказывается, что собственно к теме относится очень немногое. 1) Страницы 4–98 заняты каталожным перечнем житийных списков и текстом некоторых из них. 2) Страницы 98–176 списком служб и текстов некоторых из них. 3) Страницы 403–426 заняты каталожным перечнем и текстом житийных списков другого блаженного. 4) Страницы 427–443 заняты подробным перечнем списков служб и их текстов. Итак, 211 страниц из всей книги прямого отношения к теме не имеют и могли быть отнесены в отдел приложений. Остальные 283 страницы посвящены разбору и замечаниям на житийный и литургийный материал и изложению житий блаженных. —444— 1) Страницы 177–308 заняты разбором житийных списков бл. Василия. Этот „разбор“, который автор называет подробным, впервые им примененным (стр. 238), представляет собой указания на заимствования списателей у Иоанна Златоуста , Григория Богослова , Иакова Мниха, Дамаскина, жития Феодора Эдесского , Лествичника и у др. Какого бы то ни было анализа в собственном смысле автор не дает. Так же отрывочны поверхностны, и безрезультатны его попытки угадать личность списателя (стр. 229–239): ничего определенного, исторически точного он не может дать. 2) Страницы 308–329 посвящены разбору списков служб бл. Василия. Автор задается здесь целью дать исторический очерк хода образования служб блаженному (стр. 308). Однако он ограничивается только сличением современной печатной службы с текстом различных литургийных списков, указывает, что выпущено в первой, что вставлено и т. д. Генезиса автор не дает. Подобным образом составлены разборы житийных списков бл. Иоанна и служб ему (443–475): серьезного, научно обоснованного анализа здесь нет. Следовательно, приходится констатировать, что и на 183 страницах автор привел чисто-черновую, подготовительную работу над различным рукописным материалом, напечатал заметки, научного значения неимеющие.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

л. 201. Благословение патриарха Иакова к Иосифу. Нач. По сем же убо призвав возлюбленого сына Иосифа, его же роди от Рахили, и любезном благословением благослови его. Из Палеи же. л. 206. Мес. декебря в 21 день, мучение св. Иульяни. Нач. Царству Максимьянину и кумиром бес(ове)тво дерьжащим. л. 214 об. Анастасиа мниха, отца горы Синайская, (Слове) о шестом псалме, ими поучение св. поста. См. 12 л. 195. л. 227. Слово св. Отец о посте великом. Препод. Феодосия киево-печерского, см. 11 л. 43. л. 229. Без надписи. Нач. Братие, не весте ли, яко пьянство Богу ненавидимо есть. Слово о пьянстве, русское. л. 232 об. Слово св. отца Кирила, архиеп. кипринскаго, о злых дусех. Нач. Мнози погании еллини, манехеи в бесы вероют, диаволом прельщены, а мы суще, рекше, истинные христиане в тыяже бесы веруем. Русское, издано в Москвитянине 1811г. 1, стр. 241–245. л. 236 об. Слово о злых женах, непокоривых, злоумных, беседа на послушание. Нач. Ин который же убо зверь точен зле жене язычне. Что бо есть два лютее в четвероногых? Тоже русское. л. 239. Послание Василиа, архиеп. (новгородского), священному епископу Феодору тверскому о земном рае, в 1347 году. Напечатано в Степ. кн. ч. 1. стр. 480 и Соф. Врем. ч. 1. стр. 330. Отдел VII. Смесь 40. (2032). Синодик, устав. крупный, четкий, исх. XVI века, в лист, 33 листа, заглавные заставки на золоте. Предисловие: Сиа книга, глаголемая Сенадик, пишут в ней имена православных Царей и Цариц, благоверных В. Князей и В. Княгинь и чад их и которые христолюбцы дают в дом Живоначальной Троицы и преч. Богоматери великим и преподобным чудотворцем Сергию и Никону по своих душах села и деревни и деньги по 50 рублей себе на поминовение и роду своему, вечнаго ради покоя и вечных благ наслажениа, доколе благоволит Бог стояти св. обители сей. По счету тетрадей, в первой между л. 3 и 5 недостает трех листов, 4-й приписан в XVII веке, во второй тетради между 9 и 10 недостает двух листов, конечные также утрачены. Последний лист, заключающий род архим. Троицкаго Сергиева мон. Феодосия, приписан в исх. XVII века. Над именами киноварью выставлены фамилии, но годов не показано.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

Ценно издание жития Василия блаженного особого состава (стр. 79–93), которое очень редко в рукописях. Но насколько издание это исправно, – судить не беремся, не имея возможности сверить его по рукописи. Можем лишь сказать, что опечаток в нем довольно много. 1906 III. Разбор и замечания Эти отделы книги о. Кузнецова имеют положительную научную ценность. Он принял на себя труд подыскать источники для полного жития Василия Блаженного, которое, как оказывается, почти все составлено из отрывков разнообразных творений древних восточных и древних русских писателей-аскетов, проповедников, панегиристов ( Ефрема Сирина , Лествицы, Василия Великого и др., митр. Илариона, Иакова Мниха, Григория Цамблака). К записям о чудесах о. Кузнецов дает ценные справки относительно лиц, упоминаемых в чудесах. Это опять-таки новость для нашей научной литературы. Но, к сожалению, и эти отделы не свободны от важных пробелов и грубых ошибок. К параллелям, трудолюбиво собранным о. Кузнецовым —459— почти ко всему тексту полного жития Василия, можно кое-что добавить. Замечание о Палестине 41, 33–36, взято из 85 слова Златоструя. Житие Василия Блаженного Златоструй (см. Архангельского Творения о церкви… IV, 136) И в палестинстеи оубо стране земля выше преже благоплодна и всех стран лучши, подобящеся породе божии, ныне же в пеи несть ничто же, но точию прах дымен; сии же быша за грехи человечьския. Ходил ли кто от вас возлюбленнии в Палестину когда? и что и вы иже места та видевше есть бо тамо земля бывшия прежде благоплодна всех стран лучьши подъящи с породе божии ныне же в неи несть ничтоже... но точию прах дымен. си же быша за грехы человечьскыя. Выражение жития «в мире живый яко в пустыни в народе пребывая яко в кающихся обители» не обратило внимания о. Кузнецова. Между тем в последних словах этой выдержки заметно влияние Лествицы, именно слов 4, гл. 41 и 5, гл. 3–27, в которых яркими чертами описана – «обитель кающихся» при одном монастыре (см. нашу книгу «Духовный отец в древней восточной церкви», ч. I, стр. 138).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Пскове на протяжении XV в. также вели Л., разные его слои отразились в Псковских I, II и III летописях (из них только II дошла в рукописи 80-х гг. XV в., остальные - в более поздних). В основе всех 3 памятников лежит псковский свод сер. XV в., которому было предпослано жизнеописание св. кн. Псковского Довмонта (Тимофея). В этом своде были использованы источники из Новгорода, Смоленска и др.; т. о., псковское Л. тоже приобрело общерус. характер. Уже в 1-й пол. XV в., на одном из этапов работы над новгородско-софийскими летописями, в распоряжении сводчика имелся какой-то псковский летописный текст за XIV - нач. XV в. Для 2-й пол. XV в. предположительно реконструируется ряд этапов летописной работы в Пскове. Наряду с пространными памятниками Л. с древнейших времен известны разнообразные краткие летописчики и подобные им тексты. Так, в составе «Памяти и похвалы князю Владимиру» Иакова Мниха (XI в.) читается роспись событий времен Владимира Святого, датированных по годам его правления. Часть «Поучения» Владимира Мономаха составляет перечисление в хронологическом порядке его военных и охотничьих достижений. В рукописи Студийского устава кон. XII в. (ГИМ. Син. 330) на последней, чистой странице сделано неск. выписок из новгородской владычной летописи, касающихся строительства Благовещенского мон-ря под Новгородом и смертей 2 архиепископов - его основателей. Рус. известиями, доходившими до 1278 г., в XIII в. в Ростове был продолжен славянский перевод «Летописца вскоре» патриарха Никифора (древнейшие списки в составе Кормчих книг). Известны 2 серии летописных записей на пасхалиях: 1) ок. 40 кратких записей, вписанных в клетки пасхальной таблицы в новгородской рукописи сер. XIV в. (ГИМ. Син. 325), вероятно, имевшей тверской протограф; 2) ок. 50 сообщений о событиях 2-й пол. XV в. на полях пасхалии в сборнике РГБ. 304.I.762, принадлежавшей Симеону (Сергию), протопопу московского Успенского собора, Новгородскому архиепископу, а затем монаху Троице-Сергиева мон-ря († 1495). Родственной летописям формой историописания были перечни князей, церковных иерархов, новгородских посадников и тысяцких, а также епископий и городов, читающиеся в целом ряде рукописей XV в.- чаще всего внутри летописного текста или в составе его «конвоя». Весьма вероятно, что нек-рые из этих перечней имели протографы кон. XI и/или 60-х гг. XII в. Во многих рукописях нелетописного содержания имеются приписки об отдельных исторических событиях (иногда в составе выходных записей писцов, но нередко и в виде самостоятельных «летописных» записей или серий таковых). Наконец, нек-рое количество «летописных» надписей известно среди граффити древнерус. церквей (с XI в.).

http://pravenc.ru/text/2463609.html

Крестившийся Олав, возвратясь к Вальдамару, стал убеждать его и его супругу принять христианство. Вальдамар сначала решительно воспротивился изменить вере отцов. Но жена Вальдамара вняла истине и переубедила его. Умирающая старуха-мать Вальдамара предсказала, что Олав окончательно обратит Вальдамара в христианство. В этих деталях, чуется, мы приближаемся к конкретной исторической реальности. По мнению академика Шахматова, мать Владимира, жена Святослава, Малафреда (Малуша), уже была христианкой. По саге, епископ Павел был приглашен и крестил и конунга и его народ. Все эти злементы саги не противоречат точной истории. Действительно, Олав (Триггвесон), король Норвежский, в эти годы (993–995 г.г.) крестился и крестил народ свой по возвращении из долгих странствий по чужим землям. И нельзя отрицать, что будучи в Гардарики, т. е. на Руси, он мог действительно быть одним из личных миссионеров, повлиявших и непосредственно на Владимира, и через какую-то из его жен. Таким образом, во всей совокупности русских источников (в отличие от летописной повести), обращение князя Владимира к христианству произошло по многим внутренним и внешним побуждениям, а не вследствие какой-то внешней и как бы случайной информации и предложения вер со стороны иностранных посольств. Очень важный затем момент: те же русские источники опровергают букву «повести» о крещении князя Владимира в Корсуне. Пункт, особенно ярко внушенный ходячими житийными и школьными рассказами о крещении русской земли. Сама летопись дает основание сомневаться в точности рассказа «Повести». Даже летописец-компилятор, вставляя «Повесть» в текст летописи, не скрывает, что кроме рассказа «Повести» в русской среде о том же факте крещения князя и народа ходят разнообразные предания. Редактор, оправдывая вставку «Повести» в текст летописи, отвергает другие предания, но, к счастью, не таит их от нас. Сообщая о личном крещении кн. Владимира в Корсуне, автор добавляет: «се же, не сведуще право, глаголют, яко крестился есть в Киеве. Инии же реша: в Василеве. Друзии же инако скажуть». Василев – Васильков в 36-ти верстах к юго-западу от Киева на речке Стугне. В то же время он был личной дачей Владимира. Что Владимир лично крестился раньше своего народа и чуть не за три года до корсунской войны, это было общеизвестной истиной для русских духовных писателей XI в., в частности для мниха Иакова, который в конце похвалы кн. Владимиру дает нижеследующую связь событий: «Тако же пребывающу князю Володимеру, в добрых делех, благодать Божия посвещаше сердце его, и рука Господня помогаше ему, и побежаше вся врагы своя и бояхуться его вси. Идеже идяше, одолеваше. Радимице победи и дань на них положи. Витичи победи и дань на них столожи на обоих. И Ятвягы вся. И Серебряныя Болгары победи. И на Козары шед победи и дань на них положи. Умысли же и на гречьский град Корсунь. И сице моляшеся князь Володимер Богу:

http://azbyka.ru/otechnik/Anton_Kartashe...

4 . Путешественников или послов, приходивших из других стран в Россию и имевших возможность собрать сведения об ней на месте. Например, Герберштейн, описывая совершенно сходно с нашими летописями весь ход обращения русского народа, выражается, что Владимир “предпочел всем другим верам веру христианскую по обряду греческому и избрал ее”, и что “Русь как начала, так и до сего дня пребывает в вере христианской по обряду греческому” 1058 . Павел Иовий писал: “Христианскую веру русские приняли в то время, когда греческое духовенство, не очень постоянное в своих мнениях, начало отделяться от латинской Церкви, оттого они с непоколебимою твердостию сохраняют и поныне учение и обряды, принятые ими от греческих наставников” 1059 . Гваньини говорит: “Все русские, после того как приняли однажды веру христианскую греческого исповедания... до сего дня единодушно и крепко держатся ее. Хотя некоторые бояре русские, подвластные польскому королю, следуют учению лютеранскому и Цвинглиеву, но весь народ и большая часть вельмож и дворян твердо содержат веру, издревле принятую по закону греческому. Таким же образом и все области России, называемой Белою и подвластной князю московскому, крепко и единодушно стоят в вере, принятой от греков” 1060 . Не приводим других писателей, повторяющих то же самое, хотя мы и могли бы продолжить число их 1061 . Вспомним, наконец, что кроме всех этих словесных свидетельств разных писателей о крещении русских при Владимире в веру православную – греческую, а не римскую, у нас сохранилось еще, так сказать, вещественное свидетельство о том, современное событию: послание второго нашего митрополита Леонтия к латынам об опресноках. h3 Приложения 1 Похвала равноапостольному князю Владмиру и жите его, сичинение монаха мниха Иакова (К прим.4) I Месяца июля в 15 день. Память и похвала князю рускому Володимеру, како крестися Володимерь, и дети своя крести и всю землю Рускую от коньца и до коньца, и како крестися баба Володимерова Олга преже Володимера. Списано Ииаковом мнихом. Господи, благослови, отче. 1062

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Иоасаф нарочно отправлялся в Махрицкий монастырь, расспрашивал игумена Варлаама и братию о преп. Стефане, прочитал харатейные записки о нём священноинока Серапиона, и составил довольно подробное описание как жития, так и посмертных чудес св. старца 39 . Трудясь над собиранием своих Чети миней при помощи других лиц, которые то отыскивали и переписывали разные статьи и жития святых, то составляли новые жития, митрополит Макарий таким же образом трудился над продолжением и дополнением Степенной книги. По крайней мере, сохранился список Степенной, писанный в его время и продолженный до самой его кончины, – не далее, след. продолженный в его же время, и в этом списке есть места, которые не мог написать о себе сам Макарий, и есть статьи, составленные по его благословению и тогда же, а не после, занесённые в Степенную книгу 40 . Впрочем, в чем бы ни состояло участие Макария в продолжении и дополнении Степенной книги, – сам ли он написал некоторые статьи в ней, или поручал все дело другим, а сам лишь руководил ими и пересматривал сделанное, – только это участие послужило поводом к составлению новых житий, или новых редакций житий, которые и занесены тогда же в Степенную книгу. Так, в самом начале Степенной книги, ещё прежде оглавления её, помещено обширное житие св. благоверной княгини Ольги, которое в одном списке прямо усвояется современнику Макария, известному попу Сильвестру и, во всяком случае, написано во дни царя Ивана Васильевича и митр. Макария: ибо в одном месте автор молят св. Ольгу и св. Владимира и св. муч. Бориса и Глеба, чтобы они сохраняли державу сродника своего «благочестивого самодержца, царя и великого князя», а в другом выражает мысль о происхождении русских князей от рода римского кесаря Августа, – мысль, которая если не придумана, то наиболее повторялась во дни Uoahha IV 41 . В состав этого жития автор внёс всё, что только находится о св. Ольге в наших летописях, в похвальном слове митрополита Илариона св. Владимиру, в похвале св. Владимиру и Ольге мниха Иакова и в двух известных проложных житиях её, и все это изложил до крайности растянуто и многословно со всеми риторическими прикрасами, прибавил в начале краткое известие о посещении и благословении св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010