Ольги в одном житии ее и у Иакова мниха: «и есть на верху гроба оконце сотворено, и иуда видети тело блаж. Ольги лежаще цело, да иже с верою придет, отворится оконце, и видеть честное тело лежаще цело... а другим, иже не с верою приходят, не отворится оконце гробное, и не видят тела того честного, но токмо гроб» 206 . Мощи же св. Владимира не были открыты во все продолжение до-монгольского периода 207 . Что св. Владимир по своей смерти не творил чудес, – это мы положительно знаем из слов Иакова мниха, который ясно говорит: «не дивимся возлюбленнии, аще чудес не творит по смерти: мнозе бо святеи, преведнеи не сотвориша чудес, но святи суть», и потом приводит место из св. Златоуста, доказывающее, что святые познаются не от чудес, но от дел 208 . Таким образом, это отсутствие чудес отчасти может нам объяснить, почему в домонгольский период не были прославлены ни св. Ольга, ни св. Владимир. Кроме того, можно указать и еще на одну причину, которую не следует упускать из вида, когда говорят о прославлении св. Владимира. Такою причиною могли быть те излюбленные пиры Владимира-язычника, память о которых в былинах долго жила в народе. Они-то и могли смущеать и затруднять совесть народную признать Владимира святым, ибо пиры и святость, которая – по позднейшим, впавшим в односторонность, понятиям, стала непременным условием аскетизма, – должны были представляться вещами трудно совместимыми 209 . Только с течениемвремени память об этих пирах могла стушеваться, и пред глазами потомства его заслуги, как просветителя своего народа, представлялись во всем их величии. И действительно мы видим, что в позднейших летописях имя св. Владимира является не иначе, как с приложением эпитета «нового Константина великого Рима»; его прежняя жизнь в язычестве позабывается и он является в памяти потомства таким, каким он стал со времени принятия им христианства: «дивно есть, колико добра сотвори в Рустей земле, крестив ю, и колико ревностью божественною подвизался о вере христове; и благими делы просия яко солнце,вторый равноапостольный Константин явися» 210 . То великое уважение и благоговение, которое являлось естественным следствием представления его великих заслуг, оказанных им Русской земле, и заставляло, без сомнения, чтить его память. Св. Петр, первый митрополит Московский, скончался 21-го Декабря 1326 года и погребен был в Успенском соборе. Почитание его началось непосредственно после его смерти. Ибо св. Петр так прославился своим благочестием и своими заслугами Церкви и отечеству, что уже люди, погребавшие его, считали его святым и многие из больных, прибегая к его сильному ходатайству, получали исцеления от его нетленных мощей. Каким уважением и высоким благоговением пользовался святитель и в последующее время, это видно из того, что удельные и служилые князья при гробе его целовали крест в верности великому князю Московскому. При гробнице св. Петра были избираемы и караемы Русские святители.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

традиции взятия Корсуни с прибытием Анны. Приведенные данные не позволяют безусловно предпочесть к.-л. из 2 древнерус. версий Крещения В. С.- «корсунскую» или Иакова Мниха, но последняя выглядит в их свете, как и в свете всей суммы древнерус. источников, все же более вероятной. Титмар Мерзебургский также относит «великие насилия», к-рые В. С. «чинил над слабыми данайцами» (т. е. греками - Thietm. VII 72. Р. 486; Назаренко. Немецкие латинояз. источники. С. 135, 140), уже ко времени после Крещения князя. В результате ход событий реконструируется следующим образом. Видимо, уже в 987 г. Василий II начал переговоры с В. С. о военном союзе, причем был вынужден принять требование киевского князя о союзе династическом. Предуготовляя его, В. С. принял Крещение. Если дата Крещения выбиралась согласно К-польскому евхологию (что в случае «политического» Крещения не выглядит, впрочем, обязательным), то оно имело место скорее всего на праздник Крещения Господня 6 янв. 988 г. (Поппе), т. е. еще в 6495 мартовском году; др. возможности - на Пасху (8 апр.) или на Троицу (27 мая) 988 г. (М. Арранц) уже в следующем, 6496, году- следует, видимо, отвергнуть как вступающие в противоречие с относительной хронологией Иакова Мниха. По свидетельству Степаноса Таронеци (С. 142, 175), сбивчивого в деталях, но достоверного в своей основе, в визант. посольство входил бежавший от Фоки Варды митр. Севастии (в пров. Армения Вторая) Феофилакт, к-рый и мог крестить киевского князя. Древнерус. источники единодушно утверждают, что в Крещении В. С. был наречен Василием - несомненно, в связи с тем, что его заочным крестным отцом считался имп. Василий II (такова была обычная практика визант. «политических» Крещений). Летом 988 г. В. С. отправил в Византию рус. войско и у днепровских порогов (место, наиболее подверженное нападениям степняков) дожидался царевны Анны (летом-осенью 988 (6496), т. е., действительно, «на другое лето по Крещении»). Однако Анна не прибыла, а возможно, если полагаться на Степаноса Таронеци (к-рый, однако, путает Русь с Болгарией), греки пытались даже подменить невесту. Разгневанный В. С. осенью выступил к Корсуни, к-рую после продолжительной осады захватил между апр. и июлем 989 (6497) г. («на третье лето» после Крещения по древнерус. счету). Василий II вынужден был выполнить свое обязательство, багрянородная царевна прибыла в Херсонес, где и произошло ее бракосочетание с В. С., по всей вероятности еще в том же 989 г. Осенью 989 или весной 990 г. В. С. вернулся в Киев.

http://pravenc.ru/text/159104.html

Киево-Печерский патерик. Из Киево-Печерского мон-ря, возможно, происходит «Память и похвала князю русскому Владимиру» Иакова Мниха («Како крестися Володимер, и дети своя крести, и всю землю рускую от конца до конца, и како крестися баба Володимерова Олга преже Володимера»). Митр. Макарий (Булгаков) атрибутировал ее иноку этого мон-ря Иакову, к-рому прп. Феодосий Печерский хотел оставить игуменство после смерти. Хотя вопрос об авторстве остается спорным, связь этого памятника с Киево-Печерским мон-рем представляется весьма вероятной. Во всяком случае киевское происхождение текста практически не вызывает сомнений, еще А. А. Шахматовым была установлена его связь с летописанием, предшествовавшим «Начальному своду» ( Шахматов А. А. Память и похвала Владимиру мниха Иакова// Он же . Разыскания о рус. летописях. М., 2001. С. 18-28). Среди исследователей не сложилось единого мнения относительно композиционного единства «Памяти и похвалы...» и единовременности ее создания. В зависимости от решения этой проблемы решается и вопрос об объеме корпуса древнейших агиографических текстов, а именно о существовании Похвалы равноап. кнг. Ольге (или ее Жития) и древнейшего Жития равноап. кн. Владимира (Василия) Святославича. Развитие ранней рус. Ж. л. во многом связано с бытованием Пролога на Руси (о редакциях и об эволюции этого сборника см. подробнее в ст. Пролог ). В домонг. период в состав Пролога вошли Жития кнг. Ольги, кн. Владимира, варяжских мучеников ( Феодора Варяга и его сына Иоанна ), Бориса и Глеба, прп. Феодосия Печерского и, по всей видимости, блгв. кн. Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха, свт. Аркадия, еп. Новгородского, свт. Леонтия, еп. Ростовского; во 2-й пол. XIII в.- Жития свт. Кирилла, еп. Туровского, блгв. кн. Михаила Всеволодовича Черниговского и его боярина Феодора, прп. Варлаама Хутынского ( Лосева. 2009). Попытка поставить формирование блока текстов из проложных Житий кн. Владимира, варяжских мучеников, кнг. Ольги (и, возможно, Бориса и Глеба) в зависимость от гипотетического «Сказания о первоначальном распространении христианства на Руси», предложенного Д.

http://pravenc.ru/text/182317.html

Св. равноапостольная Ольга (ум. 969) со времени своей кончины несомненно пользовалась глубоким уважением и благоговением. Об этом может свидетельствовать уже отчасти тот восторженный отзыв, который делает нам о ней первый летописец. Сказавши об ее смерти, он продолжает: «си бысть предтекущия крестьянскей земли аки деньница пред солнцем и аки зоря пред светом, си бо сияше аки луна в нощи, тако и си в неверных человецех светящеся... Си перво вниде в царство небесное от Руси, сию бо хвалят Рустие сынове, аки начальницю: ибо по смерти моляше Бога за Русь» 184 . Это уважение и благоговение к памяти почившей еще более должно было увеличиться со времени открытия ее мощей и перенесения их митрополитом Леонтием и великим князем Владимиром в Десятинную церковь . Об открытии и перенесении мощей главным образом повествуется в позднейших уже источниках, именно в житиях ее 185 . Но подтверждение этого мы находим и в древней нашей летописи и у мниха Иакова. В первой рлж 969 годом между прочим говорится: «се бо вси человецы прославляют, видяще лежащая в теле на многия лета» 186 ; у второго читаем: «Бог прослави тело своея си Ольги, и есть во гробе тело ее честное и не разрушимо пребывает и до сих дней» 187 ; следовательно, по времени того и другого автора мощи благоверной княгини Ольги были уже открыты. В другом месте той же летописи под 1007 годом мы находим известие: «перенесени святии в св. Богородицю» 188 . Правда, что последнее известие неопределенно, но большинство ученых с вероятностью видит в нем указание на перенесение мощей блаженной Ольги. Таким образом, сопоставляя эти известия нашей летописи и мниха Иакова, можно утверждать, что открытие мощей св. Ольги совершено великим князем Владимиром и, вероятно, в 1007 году 189 . С этого времени, без сомнения, и началось местное чествование памяти св. Ольги в нашей Церкви. Но с какого времени это местное чествование перешло во всеобщее и когда совершена была собственно ее церковная канонизация, – на это трудно дать прямой и положительный ответ.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

– Кто вам велел истреблять отечество наше, от Господа нам дарованное? И стали они сечь врагов, так что никто из них не уцелел. Наутро страж тот поведал свое видение великому князю. Князь же, возведя очи свои на небо и воздев руки, стал молиться со слезами, говоря: – Господи Человеколюбче, по молитве святых мучеников Бориса и Глеба помоги мне! Как Моисею на Амалика ( Исх.17 ), как Давиду на Голиафа ( 1Цар.17 ), как Ярославу на Святополка, как прадеду моему Александру на шведского короля, таки мне на Мамая подай помощь. И в тот день великий князь Московский Димитрий, по молитве святых страстотерпцев Бориса и Глеба, победил Мамая царя татарского 2924 . Сие и множайшие чудеса сотворил Господь через святых страстотерпцев, которым поклоняются люди, прося прощения грехов о Христе Иисусе, Господе нашем. Ему же слава со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. Тропарь, глас 2: Правдивая страстотерпца, и истинная Евангелия Христова послушателя, целомудренный Романе с незлобивым Давидом, не сопротив стаста врагу сущу брату, убивающему телеса ваша, душам же коснутися не могущу. Да плачется убо злый властолюбец: вы же радующеся с лики ангельскими, предстояще Святей Троице, молитеся о державе сродников ваших, богоугодней быти, и сыновом российским спастися. Кондак, глас 3: Возсия днесь преславная память ваша, благороднии страстотерпцы Христовы, Романе и Давиде, созывающи нас к похвалению Христа Бога нашего. Тем притекающе к раце мощей ваших, исцеления дар приемлем молитвами вашими святии: вы бо божественнии врачеве есте. В тот же день память во святых отца нашего Афанасия Великого , патриарха Александрийского. Память его совершается еще 18 января где и помещено его жизнеописание. 2901 Житие сие представляет собою перевод сочинения Иакова Мниха, называющегося «Сказание страстей и похвала об убиении святую мученику Бориса и Глеба», написанного мало лет спустя после их мученических кончин, или в конце правления Ярослава, или в начале правления Изяслава, во всяком случае до 1072 г., а также перевод продолжений сего жития, сопровождающихего в древних списках. Перевод дополнен по «Чтению о житии и о погублении блаженную страстотерпцу Бориса и Глеба», сочиненному преподобным Нестором Летописцем после Иакова Мниха до 1091 г., и по «Сказанию о убиении святых страстотерпцев, российских князей, Бориса и Глеба», составленному св. Димитрием Ростовским (под 2 мая Миней Четьих).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Что крещение киевского князя совершилось не на чужбине, а дома, на Руси (как предполагают мних Иаков и народное предание), об этом знали, хотя глухо и неопределенно, даже на отдаленном востоке. Яхъя антиохийский, свидетельство которого подробно приведем несколько ниже, передает, что царь Василий (Болгаробойца) прислал к Владимиру митрополитов и епископов, которые и окрестили его и всех его подданных 82 , причем прибытие царевны Анны арабский историк изображает событием не одновременным с упомянутым, а следовавшим за ним. «Яхъя, совершенно справедливо говорит г. Завитнович, хорошо знал, что князь русов крестился у себя дома, но, когда и при каких обстоятельствах, это, очевидно, он, как и многие даже из русских его современников, представлял себе очень смутно» 83 . И это понятно почему. Крещение св. Владимира, совершенное не в Херсонесе, сначала по политическим соображениям, представляло решительную тайну, а потом, после объявления христианства господствующей религией в Киеве, сделалось предметом догадок и предположений. Об этом мы упоминали и выше. Наконец, хронологическая дата мниха Иакова касательно времени взятия Корсуня русскими находит себе подтверждение в известиях одного греческого историка, современника событию (дьякона Льва), проверенного притом сказаниями арабских писателей. Все приведенные нами подтверждения свидетельств мниха Иакова еще более возвышают авторитет этого писателя, и без того имеющего полное право на наше доверие к нему. К тому же хронология «похвалы Володимеру» позволяет удобно разместить события крещения св. Владимира и Руси на значительном промежутке времени между 987–990 г.; а между тем летопись скучила эти события, связанные с корсунским походом, под одним годом, так что для совершения их не оказывается необходимого количества времени. В 988 г. по летописи, «иде Владимир с вои на Корсунь», который и осаждал долго, около полугода 84 . После взятия города между киевским князем и византийскими императорами открылись продолжительные переговоры о мире; из Корсуня в Константинополь и обратно было не раз отправляемо посольство, при том же переговоры затягивались нежеланием царевны Анны отдать свою руку Владимиру.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

1997. Т. 1. С. 48). Однако в летописной похвале этот момент отсутствует, так же как и в похвале О. из текста «Памяти и похвалы кн. Владимиру» Иакова Мниха. К сер.- 2-й пол. XII в. следует отнести и канон О., если отождествить названного в заглавии автора Кирилла Мниха с известным гимнографом еп. Туровским свт. Кириллом II (подробнее см. в разд. «Гимнография»). Очевидно, не позднее рубежа XII и XIII вв. написан тропарь О. («Оставивши лесть идольскую»), дошедший в составе серб. нестишного Пролога 1560 г. дьяка Симона, восходящего к среднеболг. оригиналу XIII-XIV вв. ( Иванова. 1999. С. 12; Павлова. 2008. С. 240). В месяцесловы память О. была внесена не ранее кон. XIV в., при этом в Евангелиях и Апостолах она, как правило, отсутствовала и позднее ( Лосева. 2001. С. 90). В 1547 г. причислена к лику святой равноапостольной. А. В. Назаренко Житие Активное строительство храмов во имя О. в России пришлось на XIX - нач. XX в. (известны посвящения О. приделов в XVII в., напр., в ц. Иоанна Златоуста в Коровниках в Ярославле), в кон. XIX - нач. XX в. возникло неск. монастырей во имя О. (в их числе Инсарский во имя святой равноапостольной княгини Ольги женский монастырь , Волговерховский во имя равноапостольной княгини Ольги женский монастырь , Ольгинский монастырь Мцхетско-Тбилисской епархии). Начиная с 90-х гг. XX в. традиция построения храмов во имя О. возобновилась. В 1913 г. в Российской империи был учрежден знак отличия св. равноап. кнг. О., в 1988 г. Ольги, святой равноапостольной, княгини, орден РПЦ, в 1997 г. на Украине - орден кнг. Ольги 3 степеней. Рукописная традиция Жития включает ряд проложных и пространных редакций. Старшими агиографическими текстами являются 2 краткие Проложные редакции. Одна из них, т. н. южнославянская (по классификации Карпова; древнейшая Проложная редакция в югослав. списках, по классификации Н. И. Серебрянского; 1-й вид Проложного Жития, по классификации З. А. Гриценко), встречается только в болгарских и сербских рукописях XIII-XIV вв. (известно 5 списков в составе прологов: САНУ.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Из русских статей, помещенных в новгородских Чети- Минеях, некоторые, краткие, заимствованы целиком из летописи (наприм., 2-го Сентября – Убиение св. князя Глеба). Другие, также небольшие, буквально сходны с напечатанными под теми же числами в Прологе (наприм. 11-го Июля – Успение блаж. Ольги княгини, предтече Русскую к Богу, и 24-го Июля – Страсть святою мученику Бориса и Глеба). Третьи сходны с Прологом и летописью по содержанию, но немало разнятся от них в слоге (наприм. 12-го Июля – блаженную мученику Варяга и сына его Иоанна, убиенною в Киеве). Многие русские статьи помещены здесь без всякой перемены: по крайней мере, оказываются сходными с другими списками их, уже изданными или известными по рукописям, кроме незначительных вариантов. Таковы: а) 15-го Июля – знаменитое слово митрополита Илариона с похвалою св. князю Владимиру, вполне сходное с напечатанным и оканчивающееся, как в большей части списков, словами, показанными в Прибавл. к Тв. св. отцев (II, 246); б) 15-го же Июля – Память и похвала князю Русскому Владимиру – мниха Иакова, от начала до конца во всех подразделениях и частях сходная со списком, напечатанным мною в Хр. Чтении (1849, II, 302 – 336); в) 16-го Июля – Кирилла мниха (туровского) слово на собор св. отец 318-е., тоже самое, которое напечатано между творениями св. Кирилла туровского ; г) слова митрополита Григория Самвлака и проч. Некоторые русские статьи и известные сборники представляются в новгородских Чети-Минеях более или менее измененными, с перерывами, вставками, прибавлениями. Так, статьи, обыкновенно входящие в состав киево-печерского патерика, размещены здесь под 3-м числом Мая, как отдельные, и прерываются вставочною статьею следующим образом: а) житие преп. Феодосия печерского , соч. преп. Нестором, б) похвальное слово преп. Феодосию, в) послание митрополита Фотия в киево-печерский монастырь, г) о зачале печерского монастыря, преп. Нестора, и – д) наконец «книга патерик печерский», в котором заключаются только – сказание о создании печерской церкви, послание св.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

л. 198. В вторник, Слово тогоже Иакова брата Господня, о покаянии и о вере, имам же св. Предтечу на помощь. Нач. Слышате, братие, взлюбленнии, како створи Бог твердь, еже есть небо, в вторый день. л. 200. В среду, тогоже Иакова брата Господия Слово похвално о св. и благословенней Владычице нашей Богородици. Нач. Прозябе нам лоза истинная от земных родитель Иоакима и Анны славною и честною родителю. л. 203. В четверг, тогоже Иакова брата Господня Слово похвално о св. Апостолех. Нач. Показа Бог умная небеса и светила разумная. л. 206. В пяток, Кресту похвала, тогоже Иакова брата Господня Слово. Нач. Крест нам радость, крест нам похвала, крест нам утверждение. л. 207. В суботу тогоже Иакова брата Господня Слово. Нач. Створи Бог Ангелы своему божеству, не лукавы, самовластны и песнославны. Предыд. слова не могут принадлежать Иакову брату Господню, ибо в них упоминаются вселенские Соборы, св. Отцы и другие лица, бывшик после него. л. 211. Иоанна мниха Дамаскына о иже в вере усопших, яко яже о них бываемыя службы и благотворения пользуют их. См. 756 л. 364. л. 227 об. Без надписи. Нач. Отца Макариа александрийскаго ученик поведа нам сице: яко некогда рече ходящим нам по пустыни с отцем моим Макарием, видех два ангела шествующа с ним. л. 231. О умерших дивпо св. Макариа. Нач. Хождаше блаженный отець Макарий в пустыни путем шествуя. и обрете главу человеческу лоб лежащь. л. 234. Сказание о еже како на страшнем суде к праведным что глаголати имать Христос Бог, не изыщет бо иных многых добродетелей, разве сих, сиа бо всех нужна разумевается. Нач. Ведомо же, яко не поста тогда взыщет и наготы и чюдес Христос. л. 240. Явление св. отца Александра старцу некоему, Фотею именем, в третью нощь по преставлении. О преставлении препод. Александра свирского с приложением 4-х чудес. Сочинитель неизвестен. л. 254. Разные отрывки, начин. Идеже глубоко смирение, тамо и слеза изобилна, потом св. Анастасиа синайскаго, сказание Григориа Двоесловца о просфире, что выше л. 116 об., сказание о воздвижении Пресвятыя, и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

л. 58. Без надписи. Нач. Сье жадает преподобный Филипей рабский ис Соловецьково острова, и пошел подле море взыскающи себе места и пришед к Выге реке и речет Выге реке. О переселении к Леванидову кресту над лужаным озером, о явлении здесь пресв. Богородици и чудо по успении своем о исцелении черньца. Легенда эта напеч. г. Некрасовым в сочинении: «Зарождение национал. литер. в север. Руси», Одесса, 1870 г., ч. 1 стр. 49. л. 61. Служба 7 отрокам эфеским, без надписи. л. 74. Сказание о мощах св. Иакова боровицкого, без надписи и недокончено. Состоит: 1) из грамоты Макария, митр. всероссийского, в 1544 г. о перенесении мощей св. Иакова из часовни в церковь Сошествия Св. Духа и о ежегодном совершении ему памяти в день перенесения мощей: 2) из описания перенесения честных мощей его и списка чудес при оном; 3) из обыска касательно его жизни, св. мощей и чудес; 4) из грамоты Феодосия, архиеп. новгородского, о перенесении св. мощей его и о поставлении гробницы. Всех чудес показано 40. На обор. первого порожнего листа: Княгини Судцкие. См. 552. 655. (1234.) Сборник богослужебный, полууст., исх. XVI века, в четверть, 175 листов. л. 1. Служба, сент. 8, Рождеству пресв. Богородицы. л. 29. Служба, сент. 8, прав. Иоакиму и Анне. л. 45. В навечерие Богоявлениа на часех. Сначала часы царские, потом служба на Богоявление. л. 92. Служба, август. 1, прерыв. 7 песнию. л. 105. Избрание Псалмов на Царскыа праздникы и в памяти Святых. л. 151. Многомилостиво в великую суботу, без конца. Внизу первых листов: Лета 7104 (1596) дал сию книгу Часы царские и Псалмы избранные и иные два празники в дом великаго мученика Феодора Стратилата в монастырь Чудотворца тогоже монастыря черной священник Кипреян по своих родителех. На л. 92 уставом: А се книга священника Федора Исаева сына Попова Воскресеньскаго. 656. (1406.) Сборник богослужебный, полууст., исх. XVI века, в четверть, 409 листов. л. 1. Мес. ноемвриа 27, св. мученика Иакова прьсянина и препод. отца нашего Паладиа мниха. Служба. л. 12. Мучение св. Иакова прьсянина. Нач. Живяше блаженый Иаков в вилапатсте граде, в земли елузийсте.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010