Но монах Герман, почти с первого времени своего прибытия и до самой кончины жизни своей, жил особо на отдельном острове (Еловом), занимаясь молитвою и хозяйством. В последнее время у него воспитывались несколько девушек-алеуток – сирот, обучаясь грамоте и трудолюбию; и это его маленькое заведение было в весьма хорошем состоянии, особенно со времени посещения его г. бароном Врангелем. К числу действий Кадьякской миссии надобно отнести и то, что бывший в Кадьяке в 1805 и 1806 годах Иеромонах Гедеон, уполномоченный Св. Синодом, (который, оставшись здесь с корабля Невы, потом выбыл в С. Петербург чрез Охотск), перевел на Кадьякский язык молитву Господню, которую в его время и несколько после него пели и в церкви; но потом она была оставлена и совсем затеряна. Г. Шелехов, считая недостаточным для распространения слова Божия иметь таковую миссию, представил об открытии епархии в Кадьяке (где он считал до 50 тысяч жителей), под управлением архиерея и вследствие его представления и такого числа жителей, решено было открыть епархию в Америке, и Архимандрит Иоасаф вызван был в Иркутск для посвящения во архиерея, где и был посвящен Иркутским Преоевященным Вениамином в марте 1799 года; но при возвращении своем в Кадьяк, на Компанейском судне Феникс, в том же 1799 году, потонул со всею свитою 104 , очень большой и богатейшей ризницей; а вскоре после того скончался и сам г. Шелехов, и с тем вместе прекратилось и намерение об открытии Американской Епархии, и даже всякие предприятия касательно распространения и утверждения слова Божия. Г. Баранов, утвердясь в Ситхе, стал просить о священнике для Ситхи, и в 1816 году прибыл туда священник Алексей Соколов. Потом, когда, вновь Высочайше дарованными в 1821 году Российско-Американской Компании привилегиями, поставлено было ей в обязанность иметь достаточное число священнослужителей в колониях, Компания начала ходатайствовать об этом; и вследствие того прибыли священники в колонии: в 1823 году в Уналашку И. Вениаминов 105 , в 1824 в Кадьяк Фрументий Мордовский (вместо иеромонаха Афанасия), а в 1825 году в Атху Иаков Нецветов, здешний урожденец-креол 106 .

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Кенайский миссионер Иеромонах Николай продолжает свое служение с прежней деятельностью и тем же усердием. С 28 марта по 10 июня 1849 г. он путешествовал на байдарках в Нучек и на Медную Реку, а зимою с 1 декабря по 25, и с 19 по 25 января пешком на лыжах в селения Кенайцев, находящиеся внутри Материка, и посещение коих летом совершенно невозможно. В оба последние путешествия он вперед и обратно прошел не менее 400 верст и по местам диким, где нет никакой дороги. Такое путешествие совершает он уже не в первый раз. Лишь только открылась возможность, миссионер предпринял путешествие из Нучека на Медную Реку. Путешествие это его было первое от заселения там Русских. Два дня ехали они в байдарках из Нучека до —68— устья Медной реки и день подымались по оной до первого селения Угаленцов... Выше по реке миссионер не пошел... по причине еще не утихшего беспокойства (по делу об убийстве топографа (креола), посланного Компанией в 1847 году внутрь материка и которого убили жители горные). В примечании Св. Иннокентий подчеркивает, что при этом туземцы ничего у топографа не взяли, даже его инструменты сохранились без каких-либо повреждений. Действия Квихпакской миссии в прошедшем году, – продолжает епископ Иннокентий, – ограничились одною только обыкновенною поездкой зимой на реку Кускоквим в Колмаковский редут. Заведовавший этой миссией священник из креолов Яков Нецветов в том году нигде более побывать не смог, так как, по словам И.Вениаминова, – а) После свидания со мною в 1848 году в Михайловском редуте он в миссию свою возвратился только 24 августа и потому ехать куда-либо было уже довольно поздно, а притом б) В то лето по всем местам рыбы было очень мало, так что в нижних селениях по реке Кускоквиму (где еще священник не бывал) весною много померло от голоду, о от того в) осенью 1848 почти все туземцы были в разъездах–так что даже и жители того самого селения, где находится миссия, почти всю зиму были по разным местам для снискания себе пищи, и возвратились, и то не все, только ко времени говения, и вскоре опять отправились.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Примите еще в расчёт, при переводе денег в наше училище, что Преосвященному Павлу додача прогонов будет отсюда; а сколько именно, может сказать только он сам; ибо мы не можем знать путей его по самой Камчатке. Впрочем, Вы можете рассчитать по дорожнику, полагая путь ему через Гижигу вперед до Петропавловска и, кажется, и обратно туда же, полагая на 8 лошадей двойные. – Во всяком случае, деньги на додачу ему прогонов будут здесь у нас готовы. Потрудитесь сказать от меня поклон всем моим знакомым в Якутске. Я никого не забыл и не забуду, но писать ко всем не могу. Затем прощайте! Господь с Вами и со всеми, Вам подчиненными и врученными. Ваш вседоброжелательный слуга Иннокентий, А. Камчатский Октября 6 дня. 1865 г. Благовещенск 384. Графу Димитрию Андреевичу Толстому. 18 октября Конфиденциально Сиятельнейший Граф, Милостивый Государь 3 ! В 1863 году от 18 февраля, за 1123, я имел честь представлять Св. Синоду о выдача пособия и о положении пенсии миссионеру, протоиерею Нецветову, по болезни уволенному за штата; и в том же году от 20 апреля, за 1127, я донес Св. Синоду, что протоиерей Нецветов почти совсем лишился зрения, а ныне я получил достоверное сведение, что он скончался, не будучи утешен, как я сказал, последним вниманием Св. Синода и, разумеется, не уплативши состоявшая на нем долга в общий капитал Американских церквей. Конечно, покойный теперь не требует и не имеет никакой нужды ни в пенсии, ни в пособиях, и общий капитал церквей не обеднеет от неуплаты им долга, но он был у нас один из ревностнейших и деятельнейших миссионеров, который более всех потрудился и более всех принес пользы Церкви и самому краю, где он подвизался, и при всем том он ни пенсии, ни единовременного пособия от казны не получал, пропитываясь последнее время подаянием из попечительства о бедных духовного звания. Такой пример, слишком резко бросающийся в глаза собратиям его по должности, более или менее, но не может не охлаждать ревности и усердия их; и, кроме того, нельзя отрицать, чтобы это не могло быть поводом к неблагоприятным для высшего начальства толкам….

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Кенайцы, вообще, принимают христианство охотно и с видимою покорностью слову Божию. Поучения слушают с неутомимым вниманием, обязанности христианские исполняют усердно и со всею заботливостью; а что всего замечательнее, по одному только желанию миссионера, они оставляют свои нащональные пляски и песни, заменяя последние духовными песнями (пока еще на их языке), которые им очень нравятся. Все бывшие у них шаманы окрестились, и большая часть из них сделались лучшими христианами. Некоторые из них, по одному только намеку миссионера, остригли свои волосы на голове, которыми они прежде чрезвычайно дорожили, – в доказательство того, что они не только слушают, но и стараются исполнять то, что слышат от миссионера. Это удивило многих; и вообще, скорое и усердное оставление Кенайцами прежних их суеверий и привычек удивляет всех, кто знал их прежде и видит ныне. О характере Кенайцев миссионер замечает, что они упрямы, так что если не захотят чего сделать, то никто их к тому не принудит, но зато в данном, слове верны; и так же, как и все Алеуты, ленивы. О Квихпакской миссии. – Местопребыванием. Квихпакской миссии миссионер избрал не Михайловский редут, куда проходят компанейские суда, а одно из, селений туземцев – Икогмют, находящееся вверх по-реке Квихпаку, в расстоянии около 200 верст. Миссионер, бывший Атхинский священник Иаков Нецветов, в два года пребывания своего делал путешествия по реке Квихпаку и, отчасти, Кускоквиму и по берегу моря – летом в байдарках, а зимою пешком. И во время сих путешествий им приобретено церкви новых чад 437 душ. И кроме того, как он пишет, «есть довольно принявпшх. слово и уверовавших, но еще неокрестившихся; есть как бы колеблющиеся, и есть много упорствующих, несмотря на неоднократные слышания проповеди ». Главным препятствием, или общею отговоркою всех нежелающих принять христианство, есть бывшая в сем, крае (1836–1837) оспа, очень много истребившая народу и которая, к несчастно, появилась именно в то самое время, когда, по распоряжению колошальнаго начальства, начали там прививать предохранительную оспу.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

И потому я решился впредь до времени назначить им жалованье в полном количестве. Второе: амурскому священнику Вениаминову с причетником оклады будут производиться обыкновенно с первого января сего года, а прочим четырем священникам, четырем причетникам и (по указу Св. Синода от 29 февраля) диакону в Николаевске оклады будут производиться с половины июля сего года. Каждому из священников из 461 р. 63 к. годового оклада, причетников – 118р. 77 к.. Диакону в Николаевске – 336 р. 31 к.. 29 сентября 1856 года. 28 Донесение Св. Синоду о иеромонахе Гаврииле, посягавшем на жизнь миссионера протоиерея Нецветова и о проч. 45 С прискорбием сердца и в благоговейной покорности неисповедимым путям Божиим долг имею донести Святейшему Правительствующему Синоду, что и другой помощник квихпакского миссионера, посланный на место помещавшегося иеромонаха Филарета, иеромонах Гавриил, поступивший ко мне из Московской Сергиевой Лавры и вместе с иеромонахом Феофилом прибывший в Ситху в сентябре 1853 года и в то же время определенный к настоящей должности, впал в тот же недуг, помешавшись на том, что его хотят убить; и в этом припадке своем он посягал на жизнь миссионера, выстрелив в него из пистолета пулею. Но Господь не допустил совершиться самому убийству, пуля только оконтузила плечо миссионера. Миссионер протоиерей Нецветов, не быв в Михайловском редуте два года, имел надобность быть там по делам миссии, почему и отправился туда на двух байдарках ранее обыкновенного и прибыл благополучно в означенное число 20 июня. При выходе его из байдарки встретил его управляющий. Миссионер, не видя иеромонаха Гавриила, спросил управляющего: здоров ли о. Гавриил. Здоров – отвечал тот. Миссионер, не принимая в расчет никаких отношений подчиненности, тотчас же пошел прямо к иеромонаху Гавриилу, не заходя никуда прежде. Дверь комнаты, где жил он, была на крючке. После обыкновенного вопроса и ответа: кто тут, иеромонах Гавриил, помешкав несколько времени, отпер дверь. Миссионер вошел, поздоровался с Гавриилом, как следует, и по приглашению его сел.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прав. Иаков Нецветов. Икона. Кон. XX в. Нецветов (1802, о-в Атка (Атха), Алеутские о-ва - 26.07.1864, Новоархангельск (ныне Ситка, шт. Аляска, США), прав. (пам. 26 июля), 1-й священник из коренных жителей Аляски, миссионер. В окт. 1994 г. Свящ. Синод Православной Церкви в Америке (ПЦА) причислил И. к лику святых как «просветителя народов Аляски». Отец И., Георгий Васильевич,- русский, родом из Тобольска, мать, Мария Алексеевна,- алеутка с о-ва Атка. И. был первенцем в многодетной семье. В 1823 г. семья переехала в Иркутск, где И. поступил в ДС. 1 окт. 1825 г. был поставлен в иподиаконы. В 1826 г. И. окончил Иркутскую ДС. 31 окт. 1826 г. был рукоположен во диакона к иркутскому храму Св. Троицы, 4 марта 1828 г.- во священника. Рукоположивший И. архиеп. Иркутский, Нерчинский и Якутский Михаил (Бурдуков) вручил ему 2 антиминса: для храма свт. Николая Чудотворца на о-ве Атка и для будущего миссионерского храма. 1 мая 1828 г. И. выехал из Иркутска вместе с супругой Анной Семеновной и отцом (поставленным в чтецы) на Атку для миссионерского служения среди алеутов. 15 июня 1829 г. И. прибыл на свой приход, занимавший обширную территорию. Кроме Атки в него входили о-ва Амчитка, Атту, Беринга, Курильские и др. На Атке И. построил храм (вначале он служил в палатке) и приходскую школу. И. проявил себя опытным педагогом и воспитателем. Много проповедовал, переводил священные тексты на местные наречия алеутского языка. Состоял в переписке со свящ. Иоанном Вениаминовым (впосл. митрополит Московский и Коломенский Иннокентий ), помогал ему в трудах по переводу Евангелия от Матфея и Катехизиса с русского на «алеутско-лисьевский» язык. После 15 лет ревностного служения И. имел церковные награды: набедренник, камилавку и золотой наперсный крест; был также награжден орденом св. Анны. Возведен в сан протоиерея. В марте 1836 г. от тяжелой болезни скончалась его жена, в 1837 г. умер отец. И. подал прошение правящему архиерею о разрешении ему вернуться в Иркутск и принять монашеский постриг. Разрешение было получено, однако, вслед. того что новый священник на приход не прибыл, И. продолжил временное служение на Атке. В 1844 г. еп. Камчатский Иннокентий (Вениаминов) поставил И. во главе вновь организованной Квихпакской правосл. миссии (материковая часть Аляски) с центром в эскимосском сел. Икогмют (ныне Рашен-Мишен) на р. Квихпак (Куикпак, Юкон). Отсюда И. совершал миссионерские поездки по землям миссии, простиравшимся до побережья Сев. Ледовитого океана, вплоть до рек Кускокуим и Инноко, проповедовал, крестил местных жителей - эскимосов-юпиков и индейцев-атабасков. В сент. 1862 г. И. по болезни уволился из миссии. Последний год жизни тяжелобольной И. проживал в Новоархангельске и служил в часовне, окормляя прихожан-тлинкитов. Сохранились дневники И., которые были впосл. опубликованы.

http://pravenc.ru/text/200249.html

Первомученик Ювеналий был убит туземцами недалеко от озера Илиамна в 1799 году, став первым православным, пролившим свою кровь за Христа в Новом Свете. В 1816 году святой Петр Алеутский был умерщвлен испанскими миссионерами в Калифорнии за отказ перейти в католичество. Преподобный Герман Аляскинский, последний оставшийся в живых член миссии, почил в Господе в 1837 году. В XIX веке продолжилась православная миссия среди коренных народов Аляски. Самыми выдающимися тружениками в Винограднике Христовом стали святитель Иннокентий (Вениаминов) и праведный Иаков Нецветов, которые переводили на языки народов Аляски Священное Писание и богослужебные последования. Отец Иаков Нецветов умер в городе Ситка в 1864 году, посвятив всю жизнь служению Церкви. Отец Иоанн Вениаминов, овдовев, принял монашеский постриг с именем Иннокентий, был рукоположен во епископа и преставился в 1879 году в сане митрополита Московского и Коломенского. В конце XIX века произошло событие, сыгравшее огромную роль в истории Православия в Северной Америке. 25 марта 1891 года в Миннеаполисе епископ Алеутский и Аляскинский Владимир (Соколовский-Автономов) принял в Православную Церковь праведного Алексия Товта и 361 его прихожанина. Это стало началом возвращения многих греко-католиков в Православие. Святитель Тихон (Белавин) приехал в Америку в сентябре 1898 года, в сане епископа Алеутского и Аляскинского. Будучи единственным православным епископом в Северной Америке, святитель Тихон много путешествовал по всему континенту, окормляя рассеянную на огромной территории паству. Осознав, что Церковь в Америке не может остаться навсегда частью Русской Церкви, святитель сосредоточил усилия на организации епархиальной и приходской структуры, которая помогла бы укреплению и распространению Православия. Святитель Тихон вернулся в Россию в 1907 году, а спустя 10 лет был избран Патриархом Московским и всея России. Святитель Рафаил Бруклинский был первым православным епископом, рукоположенным в Северной Америке. Хиротонию архимандрита Рафаила (Хававини) совершили епископ Тихон и епископ Иннокентий (Пустынский) в Никольском соборе Нью-Йорка 13 марта 1904 года. Став епископом Бруклинским, святитель Рафаил оставался верным помощником святителя Тихона и его преемников на Североамериканской кафедре. Он преставился 27 февраля 1915 года.

http://patriarchia.ru/db/text/5653062.ht...

Несмотря на свои недуги, святитель полностью отдался своему новому высокому служению. Он был особенно активен в делах благотворительности, организовывал дома для престарелых, приюты для сирот, радел о народном просвещении. Его любимым детищем было основанное им Российское Императорское Миссионерское Общество, президентом которого он состоял. Его научные занятия принесли ему членство в Российской Императорской Академии Наук и в Британской Королевской. Святитель продолжал проявлять большой интерес к Североамериканской миссии. Преосвященный Иннокентий на всех этапах своей жизни оставался простым, добрым и приветливым человеком и одинаково относился к людям всех чинов и положений. Смирение было органической частью его натуры. Об этом свидетельствуют все источники. Великий миссионер почил в Бозе 31 марта 1879 года. Это была Великая Суббота. Господь упокоил Своего верного и неустанного работника в день Своего упокоения. Он погребён в Свято-Духов-ском храме Троице-Сергиевой Лавры, где его останки почивают рядом с его покровителем митрополитом Филаретом (Дроздовым) и преподобным Максимом Греком – выдающимся насадителем учёности и духовности в России шестнадцатого столетия. Святитель Иннокентий был причислен к лику святых Русской Православной Церковью 6 октября нов. ст. 1979 г. (23 сентября ст. ст.) Православная Церковь в Америке способствовала в собирании материалов для его канонизации 44 . Протоиерей Яков Нецветов Во время вдохновенного служения просветителя Аляски Святителя Иннокентия другой выдающийся миссионер шёл по его стопам. Протоиерей Яков Нецветов родился в 1802 г. на Алеутском острове Атке от русского отца, уроженца г. Тобольска, и матери-алеутки. С переездом семьи в Иркутск, Яков, по своему внутреннему призванию, поступил в Иркутскую духовную семинарию, в то время как его два брата были приняты в Императорское военно-морское училище в Санкт-Петербурге. По окончании семинарии и принятии священства молодой иерей возжелал стать миссионером на его родном острове Атке, куда и прибыл в 1820 году со своей женой и овдовевшим отцом, ставшим его псаломщиком.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Святитель Иннокентий был замечательным проповедником. Совершая литургии, молебны и всенощные бдения, он неизменно наставлял паству. Во время многочисленных поездок святитель Иннокентий изучал язык, быт и нравы народов, среди которых проповедовал. Его труды по географии, этнографии и языкознанию получили мировую известность. Он составил алфавит и грамматику алеутско-лисьевского языка и перевел на него катехизис, Евангелие и многие молитвы. Одно из лучших его произведений «Указание пути в Царство Небесное» (1833) переведено на языки малых народов Сибири и выдержало более 40 изданий. Благодаря трудам святителя Иннокентия в 1859 году впервые услышали Слово Божие и богослужение на своем родном языке якуты. 29 ноября 1840 года Московский митрополит Филарет совершил пострижение святителя Иннокентия. 15 декабря того же года архимандрит Иннокентий стал епископом Камчатским, Курильским и Алеутским. 21 апреля 1850 года епископ Иннокентий был возведен в сан архиепископа. Промыслом Божиим 5 января 1868 года святитель Иннокентий стал преемником митрополита Филарета на кафедре Московских первоиерархов. Через Святейший Синод митрополит Иннокентий закрепил вековой миссионерский опыт Русской Церкви (еще в 1839 году он предложил проект улучшения организации миссионерского служения). Попечением митрополита Иннокентия было создано Миссионерское общество, Московский Покровский монастырь преобразован в миссионерский. В 1870 году учреждена Японская Православная духовная миссия во главе с архимандритом Николаем Касаткиным (впоследствии святитель Николай Японский ), которому святитель Иннокентий передал многое из своего духовного опыта. Весьма плодотворно было и управление святителем Иннокентием Московской епархией. Его стараниями построена церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Московской духовной академии. Святитель Иннокентий преставился 31 марта 1879 года, в Великую субботу, и погребен в Свято-Духовском храме Троице-Сергиевой Лавры. 6 октября 1977 года Русской Православной Церковью святитель Иннокентий прославлен в лике святых. Память его установлено совершать дважды в год: 31 марта/13 апреля – в день его блаженной кончины и 23 сентября/6 октября – в день прославления. Праведный Иаков Нецветов

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Преосвященный Иннокентий объяснил шаману, что священник говорил не о физическом огне. а о пламени ада, на который обрекают себя все общающиеся со злыми духами. А мучающая его совесть, этот глас Божий в душе человека, не даст ему покоя, если он будет продолжать заниматься своим ремеслом. Услышав такое объяснение и по своему опыту зная, что значит потерять душевный покой, шаман искренне раскаялся и за Литургией был приобщен Святых Христовых Таин. Перед отъездом он пришел проститься со Святителем: – Сильно, сильно благодарю тебя и никогда не забуду тебя до смерти моей. Вспоминая потом этот случай, Святитель говорил: – Это убедительнейшее доказательство того, что все мы, даже от звонаря, служим орудиями благодати Божией. Здесь можно так же вспомнить разговор Святителя с камчатским иеродиаконом Николаем. Как-то за обедом о. Николай сидел лицом на полдень, солнце било ему прямо в глаза. Речь шла о будущей жизни, и он спросил: – Владыка! Если Бог безмерно милосерд, то как же лишит он некоторых своего Небесного Царствия? – А ты, что вертишь головой и не сидишь спокойно? – как бы не слыша вопроса, спросил его Преосвященный. – Да солнце прямо в глаза, и не дает покоя, – ответил иеродиакон. – Вот тебе и ответ на твой вопрос, – сказал Святитель, – не Бог лишит нераскаянных грешников Небесного Своего Царствия, а они сами не вынесут Его света, как ты не выносишь света солнечного. 28 мая, в престольный праздник Вознесенской церкви, Святитель приехал на Уналашку, где 18 лет тому назад начал свои миссионерские труды. Любимые им алеуты радовались, как дети. После Литургии и проповеди они преподнесли дорогому архипастырю трогательный подарок: чрезвычайно искусно вытканные из древесных корней и различных трав орлецы – коврики, подстилаемые под ноги архиерею во время церковной службы. Миссионерская работа среди алеутов продолжалась под руководством о. Якова Нецветова, по национальности алеута, выпускника Иркутской семинарии, который позже инициировал проведение евангелизации среди индейцев-атабасков на реке Юкон (о. Яков был канонизирован в 1994 г. в празднование 200-летия Православия в Северной Америке).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010