Христолюбивые читатели, братия мои! Словом Божиим все сотворено, и все сотворенное держится силою слова Божия. Слово Божие для человека есть пища, питающая его душу; слово Божие есть вода, утоляющая его жаждущую душу; слово Божие есть светильник, сияющий в темном месте, пока приидет день, взойдя в сердце; Слово Божие есть также свет, т. е. слово Божие ясно и живо показывает человеку в сердце его все дела Божии и самого Бога. Без слова Божия человек гладен, жаждущ, слеп и мертв духовно. Для сего Бог, любящий всякого человека, от самого начала мира, многократно и многообразно говорил предкам нашим чрез пророков; напоследок говорил нам Своим Единородным Сыном, Иисусом Христом. И чтобы люди могли иметь слово Его открытым, Бог повелел Богопросвещенным людям написать оное в священных книгах. Сии священный книги называются Библиею. И почти уже все народы в мире имеют священные книги на своих языках; но вы, уналашкинцы, еще не имеете священных книг на своем языке. И потому, чтобы и вы могли иметь слово Божие на своем языке, я написал для вас одну книгу из Библии , писанную Апостолом Матфеем. Сей перевод я сделал сначала в 1828 году, с Иваном Паньковым; потом, в 1832-м году, я исправлял его с Семеном Паньковым; напоследок еще я, с Петром Бурениным, надлежащим образом рассмотрел и исправил: и после всего этого, я послал оный к священнику Иакову Нецветову, который рассматривал и, прибавив несколько слов, сделал оный понятным и для атхинцев. Но при всем том, я скажу вам, что в сей книге есть несколько слов, которые не вполне выражают слова Русского языка, и это потому, что в вашем языке нет равнозначащих слов; и таковые неравнозначащие слова напечатаны иначе. И потому, не думайте, чтобы сей перевод никогда не потребовал исправления. И вы не привязывайтесь к одним только словам сего перевода, но вникайте в самое значение и дух сего Божественного Слова. И если вы какие слова не можете понять, спросите кого-нибудь знающего, или, лучше, просите с усердием Иисуса Христа, и Он вас просветит и вразумит; ибо Евангелие есть премудрость высокая, и самый ученейший сам собою, без просвещения Божия, не может постигнуть всего духа сего писания.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Прошедший 14-й отчет мой о состоянии епархии заключал в себе действия Квихпакского миссионера по июль 1855 года. Из полученных мной ныне сведений, (заключающих в себе действия его по июль 1857 года), видно, что миссионер, протоиерей Иаков Нецветов, в конце мая и начале июня 1856 года предпринимал вторичное путешествие на реку Чагелюк, (где он в 1853 году обратил более 200 человек), до того же самого селения Танитан, где было совершено крещение упомянутых обращенных. Но в нынешнее его путешествие то селение было совершенно пусто, ибо жители разъехались на промысел рыбы. Но бывшие невдалеке лишь только узнали о прибытии его, то немедленно, оставя промысел, прибыли к нему в числе человек более 100, между ними большая часть были крещенные, а прочие еще нет. Первым было предложено приготовиться к принятию Святых Таин, и они с охотой согласились, и в свое время исполнили сей долг свой, в числе 71 души. Между тем миссионер занимался проповедованием Слова Божия некрещенным, и они тоже с охотой слушали проповедь и приняли Святое Крещение в числе 62 душ, быв предварительно оглашаемы своими новообращенными собратьями и, в особенности, их старшинами, которые вообще весьма много помогают миссионеру в этом деле. В 1857 году миссионер, сверх своих обыкновенных занятий, в конце мая и начале июня предпринимал путешествие еще в первый раз вверх по реке Кускоквиму к так, называемым Кольчанам (из числа коих еще в 1846–47 годах было окрещено мирянином около 100 душ). Но к крайнему его сожалению, сверх чаяния, поездка эта была малоуспешна, ибо вместо того, чтобы найти в известном месте большое собрание Кольчан, как-то бывало в прежние годы постоянно, он нашел весьма немногих, потому что все прочие, в большом числе, поднялись вверх по реке для вновь открывшейся торговли с тамошними жителями, получающими товары и даже оружие от Англичан… Но миссионер был утешен тем, что, во-первых, тоэн или старшина Филипп Хтутанту, крещенный еще в 1843 году миссионером Ильей Петелиным и с тех пор не видавший священника, не только не забыл свои христианские обязанности, но и передавал своим собратьям все, что знал сам, и склонял их к принятию христианства. Почему он (тоэн) крайне сожалел о том, что миссионер не мог видеть всех Кольчан; во-вторых, тем, что все Кольчане, которых он тут видел, некрещенные приняли крещение в числе, 11 душ, а крещенные мирянином в 1847 году, в числе 17, приняли миропомазание, и все до одного приобщились Святых Таин, и четыре пары сочетались браком.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

И когда они будут достаточно научены грамоте и прочим предметам, каким будет возможно, и по достижении 16 или 17 летнего возраста отправлять их, если не всех, то лучших по нравственности и характеру, прямо в семинарию на два или на три года не более, для выслушания богословских наук (как это было с нынешним Квихпакским миссионером протоиереем Иаковом Нецветовым) и потом возвращать на места их родины на службу при миссиях. Я сказал не более 2 или 3 лет потому, чтобы, во-первых, они не могли забыть своего родного языка и во-вторых не слишком привыкли к неродному им климату и пище, которой они на местах своей родины не в состоянии будут иметь, – а главное, чтобы не могли совсем потерять простоты своих нравов и принять обычаи и привычки чуждые им и вредные их краю. Представляя сие мнение мое Вашему Сиятельству на благоусмотрение, я честь имею покорнейше просить Вас, Сиятельнейший Граф, если Вы будете согласны с моим мнением, – учредить в Новоархангельске общее училище для детей духовных и светских почетных, прилагаемую при сем бумагу приказать препроводить по адресу, или в противном случае возвратить ее ко мне и во всяком случае почтить меня Вашим ответом на сию мою бумагу, дабы я согласно оному мог донести Св. Синоду на вышеозначенный указ. 1 июня 1853. Новоархангельск. 12 Ваше Высокопревосходительство, Милостивый Государь! 29 Св. Синод, имея в виду, что семинария, находящаяся в Новоархангельске, со временем должна быть перенесена в Азию, предписывает мне между прочим войти в соображение, не окажется ли возможным вместе с переводом семинарии из Новоархангельска устроить там низшие духовные училища. Прежде, нежели я могу дать на сей указ ответ сколько возможно более сообразный с местными обстоятельствами, считаю необходимым между прочим сообщить Вашему Превосходительству следующее, – с покорнейшею просьбою почтить меня на то ответом. При настоящих обстоятельствах, на перемену коих не предвидится надежды, число Американских церквей и миссий, а Следовательно, и число белого духовенства надолго должно остаться почти тоже, что и ныне; и потому число детей мужеского пола духовного звания в Америке никогда не может быть значительно, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Неизвестно, как и чем кончится пребывание его в Михайловском редуте (с января по август или июль нынешнего 1856 года) и в Ситхе (с сентября или октября того же года до мая будущего 1857 года) и как он будет вести себя на морском пути. Но я полагаю, что не обойдется без новых каких либо происшествий или подозрений. И хотя нельзя сомневаться, по крайней мере я не сомневаюсь в том, что и. Гавриил помешался и не иначе, как в этом припадке он взводит подозрение на протоиерея Нецветова и на меня в покушении на жизнь его, но при всем том, хотя я и не отлагаю намерения моего – отправиться на будущее лето в Америку и даже буду готовиться к тому, но до получения на сие мое донесение указа Святейшего Синода я полагаю справедливым и даже должным не предпринимать этого пути. Ибо никто не может быть судиею в своем деле; и при том, читая бумаги, писанные иеромонахом Гавриилом, например присланные им мне проповеди его, представляемые при сем, в подлиннике, никак нельзя подозревать его в каком либо помешательстве 47 . 12 октября 1856 г. Аянский Порт. 24 Ваше Высокопревосходительство Милостивый Государь! 48 Из Тунгусов, обитающих в окрестностях реки Зеи и по притокам, впадающим в нее, значительное число принадлежит ведомству Якутской области, и, как известно и Вашему Высокопревосходительству, все они давно уже крещены, но по причине чрезвычайной отдаленности тех мест от Якутска очень редко посещали их священники. В предпрошедшем году бывший у них один из Якутских миссионеров священник Запольский в числе некрещеных тунгусов нашел даже 20-летних и более. И потому, дабы как сии тунгусы, так и часть тунгусов так называемых учурских могли как можно чаще видеть у себя священника и получать от него все духовные пособия, предлагаемые христианскою религиею, я думаю одного из Якутских миссионеров с одним причетником водворить на реке Зее или на одном из притоков ея. И для приведения в исполнение этого я имею все способы. Недостает одного: я не знаю и не могу здесь получить ниоткуда верных сведений, – где и на каком именно месте надобно водворить священника так, чтобы ему удобно было посещать всех тунгусов, кочующих на пространстве от Горбицы, даже до верховьев реки Селемжи и с тем вместе было бы удобно получать жизненные припасы с Амура.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

При этом, что существенно сказалось на закреплении русской духовной культуры на Аляске, православные миссионеры не искореняли те элементы аборигенных культур, которые не противоречили христианству. Они внимательно изучали представления и образ жизни туземцев с тем, чтобы найти и сохранить в них все хорошее, и на этом основывали свою проповедь. Вместе с проповедью христианства среди этих народов насаждались евангельские нормы общественной, частной и семейной жизни. До сих пор, например, коренные жители рек Юкон и Кускоквим помнят, как миссионеры примиряли враждующие племена, объясняя им, что во Христе все они становятся братьями. Миссионеры способствовали введению более прогрессивных способов ведения хозяйства, до русских туземцы занимались только охотой и собирательством, не были знакомы с земледелием. Для коренных жителей Аляски православные священники открывали школы, обучали их грамоте, церковным песнопениям, ремеслам и прикладным искусствам. С самого начала русского присутствия местное население широко вовлекалось в жизнь христианских общин, в строительство храмов и часовен. Крещенные и обученные грамоте тойоны собирали своих соплеменников на молитву, разъясняли им христианские истины, подавали пример доброй христианской жизни. С созданием письменности автохтоны принимали активное участие в переводах на родной язык церковных текстов. И до сих пор – это было установлено российскими научными экспедициями на Аляску – местные жители продолжают записывать богослужебные тексты на родном языке, теперь уже используя не кириллицу, как прежде, а латиницу. Эти тексты совместно поют все прихожане под руководством чтецов. Чтецы, причетники и священнослужители из коренного населения появились на Аляске еще в русский период благодаря доступности для них как общего, так и духовного образования. Первый священник креол, который всю жизнь отдал миссионерскому служению среди народов Аляски – протоиерей Иаков Нецветов стал святым и почитается современными православными жителями Аляски как просветитель ее народов. После продажи Аляски численность автохтонного духовенства и причта постоянно росла, особенно в ХХ в., когда была утрачена связь с Русской Православной Церковью, и Православие на Аляске развивалось самостоятельно. В конце 1970-х 16 из 22 священников Аляскинской епархии были коренными жителями.

http://religare.ru/2_94527.html

Братия мои! Читайте, внимайте, веруйте и исполняйте, умудряйтесь и спасайтесь! О нас же, трудившихся в сем, и по отшествии нашем отсюда, молитесь, просим вас. XXXIV. Предисловие к Катехизису, переведенному на алеутско-лисьевский язык для алеутов 26 Боголюбивые читатели, братия мои! Человек не для того сотворен, чтобы жить только здесь на земле: но для того, чтобы жить с Богом там, на небесах. Но жить с Богом могут одни только праведники, т. е. только верующие в Иисуса Христа и исполняющее Его закон. Но никакой человек сам собою не может узнать как должно веровать во Иисуса Христа и исполнять Его закон, без научения других; а потому, для всякого человека нужно учение и иметь книги, содержащие учение о Боге. Но вам известно, братия мои, что до прибытия моего к вам, на вашем языке не было ни книг, ни писания, ни грамоты, и вы ни откуда не могли узнать слово Божие, как только от слышания; слышать же слово Божие вам очень редко удавалось. А потому я, видя ваше усердие к слышанию слова Божия, начал писать на вашем языке, и положил, пригласи себе в помощь тоена Ивана Панькова, перевести на ваш язык «Катехизис», или «Начатки Христианского учения». И хотя мы все свое тщание употребили для того, чтобы перевод сей был для вас понятен и верен: но при всем том, книжки из печати вышли с ошибками. Но таковые ошибки, при первом опыте, были неизбежны. Но, чтобы начатый мною «Катехизис» сколько можно сделать совершеннее, я, во время пребывания моего в Ситхе, опять пересмотрел и исправил, а потом просил людей, знающих русский и алеутский язык, прочитать и заметить, и исправить ошибки. И сверх того, я сам лично смотрел за изданием сих книжек. И сделавши все это, я смею думать, что сей «Катехизис» верен и ясен столько, сколько позволял язык ваш. Напечатанный здесь внизу замечания сделал отец Иаков Нецветов для вашей собратии атхинцев, при чтении сего «Катехизиса». Итак, читайте, слушайте со вниманием и усердием, и научайтесь, и молите Бога, чтобы Он дал вам ум разуметь силу слова Его и волю Его. Мы же, трудившееся в сем деле, от всего сердца нашего желанием желаем всем вам Богопознания и спасения душ ваших. XXXV. Наставление священнику, назначаемому для обращения иноверных и руководствования обращенных в христианскую веру 27

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Сии новокрещённые не считаются в числе 437 обращённых миссионером. О колошах Колоши – соседи наши пока ещё остаются без проповедника, и многие из них даже жалуются на это. Но пока не приедет сюда ректор с одним студентом, до тех пор нет возможности удовлетворить их сию справедливейшую жалобу. В последнее время ситхинские Колоши почти все изъявили желание креститься, а некоторые, особливо женщины, просят даже неотступно. С нетерпением они ожидают окончания строящейся для них церкви, которая осенью, кажется, будет готова. О землетрясении На 18 марта сего года у нас было сильное землетрясение. При первом ударе, продолжавшемся более 10 секунд, все стенные часы в городе остановились, и печные трубы на больших домах повредились. Удары повторялись даже до 5 апреля, но один другого слабее и реже. Но что всего (для меня) страшнее – с самого первого удара началось сильное дрожание земли, сменяемое небольшими колебаниями, столь иногда сильное, что точно, кажется, в верхнем этаже я живу на мельнице, или на пароходе иду по заливу. И это дрожание заметно было даже до 15 апреля. И кажется, продолжается ещё и ныне, только реже и слабее. По явлениям, похожим на это, бывшим в Уналашке, я полагаю, что землетрясение повторится, и будет повторяться, пока не откроется вулкан. Очень буду рад и доволен, если в этом случае я ошибаюсь. 14. Выписка из донесения от 22 марта 1848 года Михайловско-Квихпакский миссионер священник Иаков Нецветов доносит, что один из числа новообратившихся туземцев, уроженец с реки Квихпака, мужчина 28 лет, находившийся пред тем в сумасшествии или бесновании, опасном как для него самого, так и для его сожителей, милостью Божией, с принятием крещения совершенно выздоровел. Припадок безумия начал оказываться в нём ещё в малолетстве его, и не оставлял его до самого выздоровления. Но признаки или действия оного были временны, не продолжительны, безвредны, и потому ни для кого не опасны; и в свободное от них время он, живя всегда с людьми, исправлял все обыкновенные их дела и работы, как должно. Но в последние два года (в 1845 и 1846) припадок безумия сделался столь жесток, что он пришёл в состояние полного и постоянного сумасшествия или беснования; и следствием того было то, что он не стал иметь на себе одежды, всё, что попадало ему, рвал и бросал, и даже кидался на людей; хотя жители того селения и старались укротить его, и даже связывали его, но ничто не удерживало его, и он часто убегал из дома и селения в пустые места, и потому все убегали и от него.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Выписку из камчатских писем о дивном избавлении Петропавловска от нашествия сильных врагов, которую Вы получите от Владыки вместе с сим письмом, потрудитесь передать Татьяне Борисовне вместе с моим глубочайшим почтением. Я напишу к ней на следующей уже почте. О действиях наших миссий я Вам не пишу; узнаете по-прежнему 254 . Думал я, но не смел написать Владыке нашему. Гладом гибну я, окаянный, и многие-не гладом хлеба, а слова св. Отец, издаваемых в русском переводе. Будучи в Ситхе, я пользовался сим и другими журналами из семинарской библиотеки; а здесь никто никакого журнала духовного не выписывает, а сам я не могу еще справиться своими финансами. Впрочем я писал об этом предмете Г. Обер-Прокурору и жду ответа. Сделайте милость, похлопочите об этом, ели можно. Чрез 15–20 дней думаю ехать на усть Маю для освящения нового храма, где надеюсь увидеть тунгусов и раскольников, живущих там. С искреннею любовью, благодарностью и глубоким уважением честь имею быть Вашим покорнейшим слугою Иннокентий, Архиепископ Камчатский. Ноября 3 дня 1854. Якутск. Письмо 147 Высокопреосвященнейший Владыко, Милостивейший Архипастырь и Отец 255 . По последним сведениям, полученным мною ныне из Америки и севера Азии, между прочим, видно, что слово Божие, проповедуемое между язычествующими туземцами, благодарение Господу, распространяется с довольно значительным успехом, и в особенности в севере Америки. Квихпакский миссионер, протоиерей Нецветов в прошедшем году присоединил к церкви, как можно видеть из выписки его журнала, всего 291 человк. Ситхинский протоиерей, Литвинцев, в конце прошедшего и в начале настоящего года присоединил к церкви Колош 38. От Кенайского и Нушегакского миссионеров не получено никаких сведений. Священник Анадырской миссии, Никифоров, в две поездки свои на устье Анадыра, окрестил в 1852 году 8 человек и в году 61 человека, а всего 69 человек, и большею частно из Оленных Чукоч, привитающих при устье Анадыра. Удский священник, Логинов, в две поездки свои по своей обширнейшей епархии, присоединил к стаду Христову 33 человека (32 из них в нынешнем 1854 г.) Нигидальцев и Неидальцев (считавшихся подданными Китайского государства), из числа живущих по реке Амгуни, где священник был еще в первый раз. Священник о Нигидальцах отзывается очень хорошо, и потому есть большая надежда на обращение их всех; что подтверждается сведениями, сообщенными мне и с другой стороны, т. е. с устья реки Амура. И священник, Гавриил Вениаминов, в августе отправился к Неидальцам и Самагирцам, по приглашению их; но о последствиях его поездки сведений еще не получено. Чаунский миссионер, священник Аргентов, в поездку свою в 1852 году по отдаленным Чукотским селениям, окрестил 98 человек (о коих, впрочем, им было донесено Иркутскому преосвященному), да в 1853 году окрещено им еще 20 человек.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

9 марта 1867. Благовещенск. 202 Преосвященнейший Владыко, Возлюбленный о Господе Брат и Сослужитель! 277 По случаю перемещения Вашего на Новоархангельскую кафедру предоставляю Вашему Преосвященству принять на служение в Америке иеромонаха Порфирия и сына Вашего, если они пожелают, для занятия там миссионерских должностей, – а также и учеников семинарии: Нецветова, Бурцева и Чернова для занятия сначала причетнических мест, а дальнейшее повышение их будет зависеть от усмотрения Вашего и их поведения. И посему поручаю Вам сделать распоряжение о выдаче означенным лицам прогонных денег по положению и на подъем первым – по 160 руб. сер., а последним – по 75 рублей каждому. В случае же, если не будет особой ассигновки на прогоны на Якутскую область, как не было в минувших годах, то потребное количество денег на то взять заимообразно из каких-либо свободных сумм Духовного Правления. Жалования первым, впредь до поступления их на места, производить по 800 руб. ассиг. из окладов, положенных на Кускоквимскую миссию, а последним – по месту или по должностям, какие они займут, но в совокупности не менее 360 руб. ассиг. Тем и другим начать производить оклады со дня отбытия их из Ляна на корабле. 9 марта 1867. Благовещенск. 203 Преосвященнейший Владыко, Возлюбленный о Господе Брат и Сослужитель! 278 Вашему Преосвященству известно, что в Новоархангельске нет особого Духовного училища, и дети духовных обучаются, или предположено, чтобы обучались в общем Компанейском училище. А это Преосвященный Петр находит неудобным во многих отношениях В то же время признается необходимость иметь в Новоархангельске дом для помещения сирот и вдов духовного звания. И потому поручаю Вашему Преосвященству при первой возможности устроить дом или приобрести покупкой, в котором бы было комнат пять или шесть для помещения учеников (которых никогда не будет более 10)      и вместе и для вдов и сирот на счет сумм общего капитала Амурских церквей; и когда будет дом устроен, а если можно, то и ранее открыть Духовное училище и на жалованье смотрителю училища производить пока 420 руб. сер., отпускаемых из Хозяйственного Управления при Св. Синоде, а содержание учеников должно быть на счет их родителей, а круглых сирот на счет сумм Попечительства.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

Так как все сведения и донесения из Америки мною получены в Аяне и потому я не имел уже возможности писать в Америку, но из письма ситхинского протоиерея видно, что иеромонах Гавриил в лете 1856 года будет вывезен в Ситху и по всей вероятности он будет на будущее лето привезен в Аян. И потому покорнейше прошу Святейший Правительствующий Синод указать, как поступить мне с иеромонахом Гавриилом, куда отправить его; ибо в Якутском монастыре нет ни места ни средств к содержанию его, и какими способами и из каких сумм употребить для отправки его из Аяна до места, куда будет назначено. В доказательство же того, что иеромонах Гавриил все это сделал в помешательстве ума, имею честь представить при сем выписку из его журнала о том, как якобы хотели уморить его еще на пути вокруг света. Последнее мне известно было еще в Ситхе, но как и. Гавриил сказал мне, что он тогда был в бреду и все это признал совершенно несправедливым; и потому я оставил это без дальнейшего исследования, но в то же время, хотя и. Гавриил казался мне и образованнее и рассудительнее и даже набожнее, чем его товарищ иеромонах Феофил, Следовательно, более способным управлять отдельною миссиею, чем тот, но я не послал его в Нушагак, а в помощники к Квихпакскому миссионеру, имея в виду, что если он окажется на деле так же хорош, как казался на первый раз в Ситхе, то в случае увольнения протоиерея Нецветова, оставить его начальником миссии; а если паче чаяния опять возобновится в нем припадок бреда, то миссионер не допустит его до дальнейшего вреда. И говоря по строгой справедливости, не безвинен и я в этом деле: мне не надлежало бы совсем посылать его на заглазную службу, но необходимость заставила меня это сделать... Иеромонах Гавриил, живя в Михайловском редуте вдали от миссионера и не находя никого такого, на кого бы мог опять обратить свое подозрение в том, что покушаются на его жизнь, (ибо управляющий, которого он начинал уже подозревать, был сменен другим) – он обратил свое подозрение уже на меня самого, что будто я, находя его лишним в Ситхе и неспособным, послал его в Север и поручил протоиерею сжить его со света, как это можно видеть из приложенного при сем собственноручного письма его ко мне.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Mos...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010