В связи с этим развивалось учение о некоей тончайшей субстанции (свете или эфире), которая и обеспечивает соединение души и тела: “Свет есть то, посредством чего тело соединяется с душой и душа правит телом” (Бонавентура). И поскольку человек (микрокосм) как единство души и тела имеет в мировой иерархии особый статус посредника между чисто телесным и чисто духовным мирами, то уместно предположить, что и во всем тварном мире (макрокосме) именно свет образует пограничную область между умопостигаемым и чувственно воспринимаемым; эту проблему затрагивали святители Василий Великий и Григорий Нисский. Доклад В. В. Петрова (ИФ РАН) “Иоанн Скот Эриугена о духовномтеле” раскрывает учение видного ирландского средневекового философа (интересного для православного богословия тем, что его зрелые воззрения сформировались под воздействием греческого богословия) о природе и свойстве духовного тела, или тела воскресения. Прозвучавшее в раннем трактате Эриугены “О божественном предопределении” утверждение о том, что тела воскресения будут эфирными, подверглось со стороны современников обвинению в оригенизме. Впоследствии в трактате Перифюсеон Эриугена отобразил учение об истинном теле, противопоставляя его земному телу, которое, по мнению философа, было дано человеку в наказание за грех. В этом учении наряду с влиянием оригенизма прослеживается и знакомство с трактатом святителя Григория Нисского “Об устроении человека”. Творения замечательного мыслителя, тем более что они представляют собой образец богословской мысли, питающейся как философскими источниками, так и святоотеческой традицией, безусловно следует привлекать для разработки православного учения в этой непростой области богословия. Доклад священника Владимира Шмалия (МДА) “Проблема­тика пола в светехристианской антропологии” был посвящен рассмотрению вопроса о том, является ли пол основополагающим элементом человеческого бытия и имеет ли он как таковой отношение к образу Божию в человеке. В истории наиболее известен отрицательный ответ на этот вопрос, данный святителем Григорием Нисским, полагавшим, что половая дифференциация не имеет отношения к образу Божию.

http://pravmir.ru/hronika-bogoslovskaya-...

6.  Мкртчян Р. А . Вопрос о принципе индивидуации в контексте халкидонского богословия//Церковь и время, (64). – М.: ОВЦС МП, 2013. – С. 29–58. 7.  Мкртчян Р. А . Концепции общей и частной природ в христологии халкидонитов и дохалкидонитов//Церковь и время, (63). – М.: ОВЦС МП, 2013. – С. 29–62. 8.  Петров В. В ., Максим Исповедник: онтология и метод в Византийской философии VII века. – М.: ИФ РАН, 2007. – 204с. 9.  Шичалин Ю.А. История античного платонизма в институциональном аспекте. – М.: «Греко-латинский кабинет» Ю.А. Шичалина, 2000. – 448с. 10.  Benakis L . The problem of General Concepts in Neoplatonism and Byzantine Thought//Neoplatonism and Christian Thought/Ed D. J. O’Meara. Norfolk, 1982. Pp. 75–86. Философия и культура. - 2014. - 11. - C. 1562-1572. См.: Мкртчян Р. А . Концепции общей и частной природ в христологии халкидонитов и дохалкидонитов//Церковь и время, (63). М., 2013. С. 29–62. Первая затрагивается некоторыми современными авторами при рассмотрении наследия Иоанна Грамматика (О. Давыденков и В. Лурье), Леонтия Византийского (Р. Кросс), преп. Максима Исповедника (Ж. Ларше), и в контексте исследования философии александрийской школы Аммония (Л. Бенакис, Н. Стяжкин), а вторая – при рассмотрении христологии Севира Антиохийского (Л. Григориатис, О. Давыденков, В. Лурье) и Иоанна Филопона (Т. Хайнталлер, У. Ланг, Р. Кросс, О. Давыденков, В. Лурье). Здесь можно поставить в параллель цитату из Писания о том, что Бог всё «мерою, и числом, и весом расположил еси» (Премудр. 11: 21). Порфирий. Жизнь Пифагора/Пер. М. Л. Гаспарова//Хрестоматия по западной философии. М., 2003. С. 276. См.: Платон. Парменид. 131a–c//Платон. Собрание сочинений в 4-х томах. М., 1993. Том 2. С. 351–352. Порфирий . Подступы к умопостигаемому/Перевод С.В. Месяц//Scholae. Философское антиковедение и классическая традиция. Т. 2, 2. Новосибирск, 2008. – С. 279. Он пишет: «Следует, по-видимому, считать невозможным, чтобы отдельно друг от друга существовали сущность и то, сущность чего она есть; как могут поэтому идеи, если они сущности вещей, существовать отдельно от них?» ( Аристотель. Метафизика, XIII, 5, 1079b-1080a//Аристотель. Т. 1. М., 1976. С. 330).

http://bogoslov.ru/article/4688637

«Воскресный наряд: о мини-юбках и берцах» . Представьте себе женщину из далекой Америки. Она выросла в небольшом городке в католической семье, затем жила в Чикаго, ходила в разные протестантские церкви. И вдруг решила обратиться в православную веру. Не найдя понимания в собственной семье, не имея поддержки в виде православных знакомых, вопреки собственной социофобии – все-таки нашла свой храм, свою Церковь. О том, как современной американской женщине жить не самой простой жизнью православной прихожанки, как матери четырех детей находить время для церковной жизни, как феминистке входить всей душой в древнюю традицию, описывает – ярко, образно и искренне – Анжела Долл Карлсон в своей книге «Почти православная» (М.: Никея, 2019), отрывок из которой мы публикуем. « Если бы я был Богом: размышления программиста» . Игорь Оначенко. Я не желал бы стать помехой для их жизни, не творил бы перед ними чудеса и фокусы, чтобы они поверили в меня, потому что не хотел бы нарушать их свободы. «Вернуть Бога в богословие» Дмитрий Матвеев. Рецензия на книгу Алексея Гагинского «Философия беспредпосылочных начал» (М.: ИФ РАН, 2018). Если в Библии Бог мыслился «прежде» бытия, как его Творец и гарант, то, начиная с определенного времени, Бог в христианской мысли стал «высшим Сущим», пусть и первичным и создавшим все остальное, но все же видом бытия и тем самым словно «втянулся» внутрь бытия. Хайдеггер называет это состояние мышления о Боге кантовским неологизмом «онтотеология». Знаменует этот процесс, в частности, появление доказательств бытия Бога – ведь они означают ровно то, что Бог «имеет бытие», зависит от него, а не обуславливает его как его Творец и податель. Отсюда, как можно видеть, уже один шаг до возможности атеизма: если Бог так же «бытийствует» или «существует», то Он лишь вид бытия, и о Нем, как и о любом «существующем», правомерно поставить вопрос о возможном несуществовании. Вопрос вовсе не абсурдный: ведь бытие Бога никак не является нам с той же степенью объективной достоверности, как бытие окружающих нас вещей и самого человека. Автор цитирует слова В. В. Бибихина: «Правда атеизма: Бога нигде нет». Эти слова способны поразить кого-то из верующих в самое сердце, но, будучи до конца интеллектуально честными, мы должны признать: в отличие от мира библейского псалмопевца, в современном мире говорящий «нет Бога» больше не безумец.

http://blog.predanie.ru/article/12742/

41 Смирнов А.В. Мусульманская этика как система//Этическая мысль. Вып. 6. М.: ИФ РАН, 2005. С. 64. 49 См.: Ириней Лионский, свшмч. Против ересей. Доказательства апостольской проповеди . СПб., 2008. С. 513 (Adv. haeres. V, 27, 2); Алипий (Кастальский-Бороздин), архим., Исаия (Белов), архим. Догматическое богословие: Курс лекций. М.: СТСЛ, 1995. С. 237. 54 В классическом исламе никогда не одобрялись теории соединения или слияния Бога и человека (см.: Кныш А.Д. Иттихад// Ислам : Энциклопедический словарь. М., 1991. С. 116; Он же. Хулул//Там же. С. 282–283). 66 Cp.: «Согласно Галахе, спасение жизни еврея – высочайший религиозный долг» (Shulhan «Arukh, »Hoshen Mishpat» 426) (цит. по: Шахак Исраэль. Еврейская история, еврейская религия: тяжесть трех тысяч лет// http://left.ru/bib/shahak/shahak5.html). 69 Хадд () – это телесное наказание за определенные грехи, установленное шариатом. О награде в исламском рае за это см.: Абу Йусуф. Китаб ал-харадж//Хрестоматия по исламу. С. 172. Уже в самом подходе к пониманию наказания за грех видна принципиальная разность между епитимией и хадд. Самое суровое наказание в христианстве – отлучение от Церкви, но до возможного покаяния и исправления грешника. В исламе же самое суровое наказание – смерть грешника. 70 Там же. С. 173. По словам двоюродного брата и зятя Мухаммада – Али бин Абу Талиба, он «никогда не испытывал жалости к тому, кто умирал» после тех наказаний (хадд), которым сам Али подвергал осужденного человека, «если не считать наказанных за употребление вина» (Бухари 2066) (Сахих аль-Бухари. С. 812). 72 Например, свт. Тихон Задонский , говоря об истинном покаянии, указывает намного больше таких моментов. Главные отличия от мусульманского покаяния заключаются не просто в отказе от совершения греха, а в гнушении им как мерзостью; не просто в раскаянии, а в ненависти ко греху, в сожалении и сердечном сокрушении о грехе, в хранении себя от всех других грехов, в прощении согрешений ближнему, в проявлении любви и милости ко всякому человеку, в смирении, в неосуждении, в постоянной молитве к Богу (см.: Дьяченко Г., прот. Разновидности грехов и борьба с ними. М., 2006. С. 81–82; Иоанн Маслов) , схиархим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995. С. 270).

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Poloh...

35. Учение о воплощении в позднем средневековье//Православная Энциклопедия. М., 2005. Т. IX. С. 348-356 (1.6 а.л.) 36. Учение свт. Григория Великого о духовном совершенстве и богопознании//Материалы XV ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. М., 2005. 10 стр. (0.75 а.л.) 37. Геннадий Марсельский//Православная Энциклопедия. М., 2005. Т. X. С. 616-620 (0.6 а.л.). 38. Гильберт Порретанский//Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XI. С. 468-473 (0.8 а.л.). 39. Доказательства бытия Божия в античной философии и христианском богословии//Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Богословие. Философия. I:15. М., 2006. С. 30-51 (1.35 а.л.). 40. Св. Григорий Великий//Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XII. С. 612-632 (2 а.л.). 41. Св. Григорий Нисский//Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XII. С. 480-522 (7.5 а.л). 42. Григорий Эльвирский//Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XII. С. 528-531 (0.6 а.л.). 43. Гуго Сен-Викторский//Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XIII. С. 414-424 (2 а.л.). 44. Дамас I, папа Римсикй. Сочинения. Богословие//Православная Энциклопедия. М., 2006. Т. XIII. С. 673-676 (0.5 а.л.). 45. Ранняя версия христианской теодицеи: Тертуллиан о происхождении и природе зла//Материалы международной конференции Проблема зла и теодицеи. 6-9 июня 2005 года. ИФ РАН. М., 2006. С. 202-213 (0.6 а.л.). 46. Естественное и сверхъестественное богословие у св. Григория Нисского//Философия религии: Альманах. Выпуск I. Наука. М., 2007. С. 264-281 (1 а.л.). 47. Естественная теология в латинской патристике//Философия религии: Альманах. Выпуск I. Наука. М., 2007. С. 282-301 (1 а.л.). 48. Истоки средневекового учения о чистилище в западной патристике III-VII вв.//Материалы международной конференции Эсхатологическое учение Церкви (Москва, 14-17 ноября 2005 г.). М., 2007. С. 340-348 (0.5 а.л.). 49. Дионисий Малый//Православная Энциклопедия. М., 2007. Т. XV. С. 349-351 (0.5 а.л.). 50. Доказательства бытия Божия в античной и эллинистической философии; Доказательства бытия Божия в святоотеческое богословии//Православная Энциклопедия. М., 2007. Т. XV. С. 557-564 (1.3 а.л.).

http://bogoslov.ru/person/263212

Хоружий Сергей Сергеевич ведущий научный сотрудник Математического института РАН им. В. А. Стеклова, директор Института синергийной антропологии, доктор физико-математических наук, почетный профессор ЮНЕСКО Беглов Алексей Львович научный сотрудник Института всеобщей истории РАН, кандидат исторических наук Уколова Виктория Ивановна заведующий кафедрой всемирной и отечественной истории МГИМО (У) МИД РФ, председатель редколлегии академической серии " Памятники исторической мысли " , доктор исторических наук Аверьянов Константин Александрович старший научный сотрудник Института российской истории РАН, доктор исторических наук Георгий (Данилов), архиепископ Нижегородский и Арзамасский управляющий Нижегородской епархией Русской Православной Церкви, председатель правления Благотворительного фонда преподобного Серафима Саровского Костерев Анатолий Евгеньевич депутат Законодательного собрания Санкт-Петербурга, заместитель председателя комиссии по городскому хозяйству, градостроительству и земельным вопросам, кандидат технических наук Иноземцева Зинаида Петровна старший научный сотрудник Всероссийского НИИ документоведения и архивного дела, кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры Российской Федерации Нефедьева Марина Ивановна ассистент кафедры теологии и религиоведения Дальневосточного государственного университета Хондзинский Павел Владимирович священник, исполняющий обязанности заведующего кафедрой пастырского и нравственного богословия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Железко Сергей Николаевич заведующий лабораторией экономических и управленческих технологий Академии маркетинга и социально-информационных технологий, доктор экономических наук Воронина Татьяна Андреевна ведущий научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН, кандидат исторических наук Зимина Анжелика Игоревна учитель русского языка и литературы средней школы 14 города Сызрани Мазырин Александр Владимирович священник, заместитель заведующего отделом новейшей истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, кандидат исторических наук

http://pravoslavie.ru/26976.html

Список сокращений Архив VIMK РАН – Архив Института истории материальной культуры при Российской Академии Наук Архив НИЦ «Мемориал» – Архив научно-исследовательского центра «Мемориал» БТ – Богословские Труды ВЦСПС – Всесоюзный Центральный совет профессиональных союзов ГАИМК – Государственная академия истории материальной культуры ЕГАФ – Единый государственный архивный фонд ЖЗС СПбДА – Журналы заседаний Совета С.-Петербургской духовной академии ЖМП – Журнал Московской Патриархии ОР РНБ – Отдел рукописей Российской национальной библиотеки РАИК – Русский археологический институт в Константинополе СПбДА – Санкт-Петербургская духовная академия СПбПДА – Санкт-Петербургская православная духовная академия (современное название) УНКВД – Управление народного комиссариата внутренних дел ЦВ – Церковный вестник ЦГИА СПб – Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга Источники и литература 1 . «Приспело время подвига…»: Документы Священного Собора Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. о начале гонений на Церковь /Сост., автор статьи Н. А. Кривошеева. М.: ПСТГУ, 2012. 522 с. 2 . Архив VIMK РАН. Ф. 2. Оп. 1. Д. 136. 7 л. Трудовая книжка Карабинова И. А. 3 . Архив VIMK РАН. Ф. 2. Оп. 1. 1929 г. Д. 15. 29 л. Разряд русской археологии. Планы протоколы, отчеты. 4 . Архив VIMK РАН. Ф.2. Оп. 3. Д. 267. 10 л.: Карабинов И. А. Личное дело. 1920–1927. 5 . Архив НИЦ «Мемориал» (Санкт1-Петербург)//Сайт «Жертвы политического террора СССР». URL. Http://lists.memo.ru/index11.htm (дата обращения: 17.05.2013). 6 . Балашов Н., прот. На пути к литургическому возрождению. М., 2001. 445 с. 7 . Барынина О. А. Отечественное византиноведение на рубеже эпох. Русско-византийская комиссия (1918–1930 гг.). СПб., 2010. 323 с. 8 . Бовкало А. А. Литургика в Петрограде после 1918 г.//Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: Материалы 2000 г. М.: Издательство православного Свято-Тихоновского богословского института, 2000. С. 393–400 9 . Бовкало А. А. Последний год существование Богословского института//Минувшее. Исторический альманах. Спб., 1998. С. 485–549.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

Ольга Владимировна Трефилова (ИСл РАН). Путешествие мощей св. Параскевы Эпиватской как основание для изменения ее этнической принадлежности post mortem. Олег Германович Ульянов (ВШК). Translatio frygium и чин officium stratoris на Западе, в Византии и Древней Руси. Шандор Фёльдвари (Sándor Földvári, Университет г. Дебрецен, Венгрия) Марияповч и Почаев: межкультурные контакты между центрами паломничества, отражавшиеся в миграции книг. Вечернее пленарное заседание: Прагматические аспекты паломничеств. Модератор Ю.Е. Арнаутова. Сергей Владимирович Городилин (ИРИ РАН). Паломничество великого князя Василия Васильевича из Вологды в Успенский Кириллов Белозерский монастырь осенью 1446 г.: контекст и некоторые последствия. Юлия Евгеньевна Арнаутова (ИВИ РАН). Translatio реликвий св. Александра: мотивы и обстоятельства паломничества в Рим саксонского графа Вальтберта из рода Видукиндов (850 г.). Марина Юрьевна Парамонова (ИВИ РАН). Паломничества Оттона III: аномальная религиозность или концентрированная норма? Заключительная дискуссия. Конференция пройдет по адресу: Москва, Ленинский проспект 32а, ауд. 1406 в смешанном формате. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

http://ruskline.ru/politnews/2023/05/29/...

Владимир Абдулаевич Дадали, доктор химических наук, профессор, преподаватель высшей школы, Санкт-Петербург, Россия; Владислав Игоревич Петрушко , доктор церковной истории, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, шеф-редактор интернет-портала Седмица.Ru (ЦНЦ " Православная Энциклопедия " ) ; Виктор Николаевич Тростников , кандидат физико-математических наук, философ, член Союза писателей России, Москва; Ольга Николаевна Четверикова, кандидат исторических наук, доцент МГИМО; Максим Михайлович Шевченко, кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова; Василий Васильевич Семенцов, председатель Общества православных педагогов Санкт-Петербургской епархии, кандидат педагогических наук; Рудольф Васильевич Борисов, доктор технических наук, профессор СПбГМТУ, заслуженный работник высшей школы; Виктор Николаевич Бараков , профессор Вологодского госуниверситета, член Союза писателей России; Игорь Петрович Карпов, доктор филологических наук, профессор Марийского государственного университета; Сергей Николаевич Железко, доктор экономических наук, профессор, Москва; Елена Николаевна Борхунова, доктор биологических наук, профессор кафедры анатомии и гистологии МГАВМиБ им. К.И.Скрябина; Анатолий Григорьевич Кирдяшкин , доктор технических наук, лауреат Государственной премии РФ, заслуженный деятель науки РФ, главный научный сотрудник, Институт геологии и минералогии СО РАН, Новосибирск; Алексей Анатольевич Кирдяшкин , доктор геолого-минералогических наук, старший научный сотрудник, Институт геологии и минералогии СО РАН, Новосибирск; Олег Рашидович Каюмов, доктор физико-математических наук, профессор кафедры математики и экономики филиала Омского государственного педагогического университета в г. Таре; Николай Владимирович Киншт, доктор технических наук, профессор, главный научный сотрудник Института автоматики и процессов управления ДВО РАН, Владивосток; Василий Алексеевич Есаков, доктор географических наук, главный научный сотрудник Институт истории естествознания и техники РАН, Москва;

http://ruskline.ru/news_rl/2013/03/09/os...

Иван Юрьевич Зворыкин Неверь, костромской дворянин в 1620-х гг. Санник – лошадь для перевозки саней по зимнему пути. Сажень – древнерусская мера длины, равная 2,134 метра. Известны также: прямая сажень (простая) – 152,76 см, мерная (маховая) сажень – 176,4 см, косая казенная сажень – 216 см. Автоном Зажарский († 1619 г.). Кондратий Филимонов Озеров, жилец в 1635/36 г. или выборный дворянин по Зубцову в 1635/36 г. Макарий (Кучин), игумен Богоявленского монастыря в 1618–1624 гг., 16 декабря 1624 г. хиротонисан в архиепископа Сибирского. Макариев Унженский монастырь пользовался особенным почитанием в семье царя Михаила Романова ( Понырко Н. В. Обновление Макариева Желтоводского монастыря… С. 61–62). После возвращения из плена патриарха Филарета в начале октября 1619 г. Михаил Федорович посетил монастырь и сделал богатый вклад (ПСРЛ. Т. 14. М., 2000. С. 150). Кормовое поминовение по царе Михаиле Федоровиче совершалось 13 июля (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 45). Марфа, инокиня, в миру Ксения Ивановна Романова (Шестова) († 1631 г.), великая старица, мать царя Михаила Федоровича. В Богоявленском монастыре поминалась 21 апреля (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 32). Ферязь – старинная русская и польская одежда (мужская и женская) с длинными рукавами, без воротника и перехвата. Павел Андреевич Светешников, брат известного в 1620–1640-х гг. гостя Надеи Андреевича Светешникова. Бузун – неочищенная соль, содержащая примесь ила или песка. Надея Андреевич Светешников, гость, солепромышленник в 1620–1640-х гг. Имя не указано. Имя не указано. Исайя Тимофеевич Линев, отец Т. И. Линева, выборного дворянина по Костроме в 1626–1634/35 гг., в 1634/35—1645 московского дворянина. Кормовое поминовение отца и сына Линевых совершалось 9 мая и 10 июня, а Исайи еще и 13 июля (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 36, 39, 45). Здесь и далее в подобных фразах так в рукописи, окончания нет. Афанасий Андрианов Ярцев, выборный дворянин по Костроме в 1629/30–1630/31 гг. Поминание пана Федора Селецкого совершалось 15 октября, при этом указывалось его имя Евсегней (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 7).

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010