8. Священник Георгий Ореханов, проректор ПСТГУ, доктор церковной истории. 9. А.Ю. Андреев, профессор ПСТГУ, заведующий кафедрой истории Общецерковной аспирантуры и докторантуры, доктор исторических наук. 10. Г.В. Вдовина, в.н.с. ИФ РАН, доктор философских наук. 11. В.Н. Катасонов, профессор ПСТГУ, заведующий кафедрой философии Общецерковной аспирантуры и докторантуры доктор философских наук. 12. В.М. Кириллин, в.н.с. ИМЛ РАН, профессор Московской духовной академии, доктор филологических наук. 13. В.А. Мартинович, преподаватель Минской духовной академии, доктор философии. 14. А.В. Назаренко, в.н.с. ИВИ РАН, доктор исторических наук. 15. А.И. Сидоров, профессор Московской духовной академии, доктор церковной истории. 16. Н.Ю. Сухова, заведующая центром истории богословия и духовного образования ПСТГУ, доктор церковной истории. 17. С.Л. Фирсов, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, доктор исторических наук. 18. Ю.А. Шичалин, профессор. ПСТГУ, в.н.с. ИФ РАН, доктор философских наук. 19. М.В. Шкаровский, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, доктор исторических наук. 20. Д.В. Шмонин, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, проректор РХГА, доктор философских наук. 21. Протоиерей Владимир Шмалий, проректор Общецерковной аспирантуры и докторантуры, кандидат богословия, ученый секретарь Совета. Принципы формирования диссертационного совета удовлетворяют основным требованиям, предъявляемым Министерством образования и науки Российской Федерации к докторскому диссертационному совету. Святейший Патриарх Кирилл также утвердил «Положение об Общецерковном совете по защите докторских диссертаций по богословию и церковной истории». Положение опубликовано на сайте Общецерковной аспирантуры и докторантуры. Патриархия.ru Календарь ← 20 апреля 2024 г. (7 апреля ст.ст.) суббота Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Прп. Георгия исп., митр. Митиленского (после 820). Прп. Даниила Переяславского (1540). Мч. Каллиопия (304). Мчч. Руфина диакона, Акилины и с ними 200 воинов (ок. 310). Прп. Серапиона монаха.

http://patriarchia.ru/db/text/1672074.ht...

Ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН, директор Центра «Церковь и международные отношения» МГИМО А.Б. Зубов обосновал тезис о том, почему религиоведение не может считаться «атеистической дисциплиной». Вместе с тем профессор назвал «любые попытки конфессионализации религиоведения попытками идеологизации науки, отвращающими серьезных ученых». Оживленные отклики участников семинара вызвало заявление А.Б. Зубова о том, что для верующего ученого «хорошее знание своей веры всегда помогает понять веру других», равно как и признание о переживании «духовного восторга» при ознакомлении с чужими религиозными традициями. «Методологический атеизм», по мнению профессора Зубова, «безусловно, идеология, поскольку она задает определенные идеологические параметры исследования». Заведующий сектором философии религии ИФ РАН В.В. Шохин также признал, что «наличие собственного религиозного опыта скорее положительный факт для религиоведа, нежели отсутствие оного». Ученый уделил внимание рассмотрению критериев научной объективности, которыми обычно оперирует религиовед, сам исповедующий ту или иную религию, а также обосновал тезис о том, почему религиоведение не может считаться атеистической дисциплиной. Точку зрения В.В. Шохина разделила заведующая кафедрой религиоведения Российской академии госслужбы О.Ю. Васильева. Однако, по ее словам, для современного религиоведческого сообщества характерен «псевдоатеистический флер», сохраняющийся с советского периода. В свою очередь, М.М. Шахнович призвала участников семинара оценивать развитие религиоведения в советские годы «конкретно-исторически» по ее словам, внутри научного мира в то время происходила «очень острая борьба», результатом которой стали многие научные достижения, признанные современными учеными. В экспертном семинаре также приняли участие профессор ПСТГУ К.М. Антонов, председатель Московского религиоведческого общества на философском факультете МГУ И.Х. Максутов, старший научный сотрудник Института Европы РАН Р.Н. Лункин, глава Византийского клуба «Катехон» в Институте философии РАН А.М. Малер, доцент кафедры религиоведения МГУ Е.В. Орел, декан факультета религиоведения Российского православного университета В.В. Шмидт, преподаватель религиоведения Института философии Государственного Академического университета гуманитарных наук М.С. Сенчукова, доцент кафедры философии религии и религиоведения МГУ И.П. Давыдов, старший научный сотрудник отделения религиоведения философского факультета МГУ П.Н. Костылев, заместитель руководителя Центра консервативных исследований социологического факультета МГУ М.А. Тюренков.

http://patriarchia.ru/db/text/1539370.ht...

Фото: sdamp.ru Свобода, сострадание и творчество – как эти «духовные начала», над которыми размышлял Бердяев более ста лет назад, трактуются в рамках «новой этики», не утрачен ли их духовный смысл? Как в антропологии Бердяева соотносятся лицо и личность, как человеку обрести подлинное лицо, «вырастить» свою уникальную личность? В чем суть соборности, по Бердяеву, почему он называет соборность «качеством личной совести, стоящей пред Богом» и какие критерии подлинности соборности и личности он предлагает? Эти вопросы обсуждали преподаватели и сотрудники СФИ: Давид Гзгзян, Дмитрий Гасак, Александр Копировский, Яна Пантуева, Софья Андросенко, Виктория Файбышенко, а также завотделом ИМЛИ РАН, ведущий научный сотрудник МВШСЭН Анастасия Гачева, доцент СПбГУ, ведущий научный сотрудник Центра исследований космизма МВШСЭН Евгений Титаренко, научный сотрудник ИФ РАН Алина Патракова, старший научный сотрудник Государственного литературного музея Григорий Зобин и другие. Вторая лаборатория в этот день была посвящена теме «Экклезиологические находки Николая Бердяева: от символа к первореальности». В качестве экспертов выступили основатель СФИ о. Георгий Кочетков, ведущий научный сотрудник Дома русского зарубежья Наталья Ликвинцева и аспирантка МГУ Софья Андросенко. В фокусе обсуждения были три блока вопросов: о единстве Церкви и его основаниях в экзистенциальной философии Бердяева; о противоречии между «аристократическим» и «демократическим» измерениями жизни Церкви и путях разрешения этого противоречия; о действии Духа за видимыми границами Церкви. Участники дискуссии – философы профессор и завкафедрой философии и религиоведения Богословского факультета ПСТГУ Константин Антонов, старшие преподаватели СФИ Александр Волков и Виктор Грановский, аспирантка СПбДА Юлия Антипина и другие, уже упомянутые выше, размышляли о сути церковных разделений, об «общении поверх барьеров» и о том, насколько находки Бердяева применимы к жизни Русской церкви в XXI веке . После окончания работы в этот день, 5 марта, в часовне Свято-Филаретовского института была совершена лития по Николаю Бердяеву.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

Супруг Мари-Одиль, известный специалист по средневековой философии, Оливье Бульнуа представил результаты своих многолетних исследований как философии Аристотеля, так и св. Фомы Аквинского и Дунса Скота. Свои доклады представили такие российские ученые, как Т.Ю.Бородай (МГУ), Е.В.Орлов (ИФ СО РАН), Г.В.Вдовина (ИФ РАН), А.А.Россиус (ИФ РАН), В.В.Петров (ИФ РАН), С.В.Месяц (ИФ РАН), А.Л.Доброхотов (Высшая школа Экономики), А.Р. Фокин (ИФ РАН, ПСТГУ), Д.В.Шмонин (РХГА), И.Н.Мочалова (Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина) Р.В.Светлов (Санкт-Петербургский Университет, РХГА), А.С. Степанова (РГПУ им. А. И. Герцена), А.Е.Зимбулли (РГПУ им. А. И. Герцена) М.М.Позднев (Санкт-Петербургский государственный университет), А.Г.Погоняйло (СПБГУ), В.Л.Иванов (РХГА), О.Э.Душин (СПБГУ) и другие. Особое место в организации конференции занял директор центра античной и средневековой философии и науки, доктор философских наук В.В.Петров. Не могу также не сказать об огромном пласте переводческой работы, которая была осуществлена Г.В.Вдовиной, А.В.Серегиным и А.А.Россиусом. - Конференция проходила на трех площадках в двух городах. В чем были технические сложности, не отразилось ли это на ее организации? - Конечно, были и сложности, и недочеты, и многое другое, отрицательно сказалось и мое незнание Петербурга, напряженный график и отсутствие финансирования. Однако нужно сказать, что все три принимающие стороны – Институт философии РАН, Свято-Тихоновский университет и Российская Христианская гуманитарная академия - отнеслись к данному научному мероприятию с большим энтузиазмом и со всей серьезностью. Работу конференции открыл директор Института философии, академик А.А.Гусейнов, он подчеркнул, что конференция призвана возродить в России интерес к Аристотелю и побудить мысль богословов и философов к его изучению. Два дня работы конференции в Институте философии показали, что Центр по исследованию античной и средневековой философии и науки по праву занимает ведущее место в исследованиях своего профиля.

http://bogoslov.ru/article/3263987

Пьер Адо — фигура значительная для современной философской культуры Франции. Особенно велики заслуги этого выдающегося исследователя в изучении античной философии. Автор данной статьи предпринимает попытку проанализировать некоторые идеи философа, а также их эволюцию. Особое внимание П.Б. Михайлов уделяет последней крупной публикации П. Адо «Покрывало Исиды: Эссе по истории идеи Природы». Вниманию читателей предлагается рецензия на книгу Ж.-К. Ларше «Лицо и природа. Троица — Христос — Человек: Вклад в современный межправославный и межхристианский диалог», опубликованная в Вестнике ПСТГУ I: Богословие. Философия (2013). Вып. 1 (45). С. 93–100. Настоящий текст публикуется с некоторыми изменениями и уточнениями. Монография представляет собой попытку с разных сторон ответить на вопросы о природе богословия и его источниках, об условиях и способах богословствования, о месте богословия в истории и современности. Предмет изучения рассматривается в трех аспектах генетическом, функциональном и диахроническом. Исследование построено на широком круге источников, включающих памятники патристической, философской и современной богословской мысли. Книга адресована историкам богословия и философии, студентам, получающим богословское образование, аспирантам гуманитарных специальностей, а также всем верующим христианам, заинтересованным в осмыслении своей веры 14 марта 2013 г. в ИФ РАН состоится 33-е заседание семинара «Философия религии - Теология - Религиоведение». С докладом  " Типы богословской систематизации в греческой патристике " на семинаре выступит заведующий кафедрой систематического богословия и патрологии ПСТГУ П.Б. Михайлов. Начало в 16.00. Библиография Предлагаемая читателям портала статья доцента ПСТГУ П.Б. Михайлова является письменной версией доклада, прочитанного на международной конференции, посвященной памяти и наследию преподобного Максима Исповедника, прошедшей в Грузии (Тбилиси и Нижняя Сванетия) 24–27 октября 2011 года. Автор определяет место созерцания природы, или естественного созерцания, в богословии преподобного Максима, а также дает оценку его значения для современной богословской мысли и религиозного сознания.

http://bogoslov.ru/person/266831

19:00ужин   Секция IIIBызobы современной эпохи Малый конференц-зал ОВЦС   10:00Проф. прот. Владимир ВОРОБЬЕВ (ПСТГУ) Христианский университет в современном образовательном пространстве   Доц. прот. Кирилл КОПЕЙКИН (СПбДА) Христианство в «конце истории»   С.В. ЧАПНИН (ЖМП) Разговор с человеком: диалог в электронной коммуникации (Богословие общения) 11:45кофе 12:00 А.М. МАЛЕР (ИФ РАН) Персонализм православной аскезы и имперсонализм современных идеологий   Доц. прот. Александр РАННЕ (СПбДА) Либерализм и традиционное сознание в контексте полемики вокруг «Пушкинской речи» Ф.М. Достоевского 14:00 обед 15:00 Проф. прот. Владислав ЦЫПИН (МДА) Дисциплинарные правила и их применение в современной пастырской практике   Доц. прот. Павел ВЕЛИКАНОВ (МДА) Кризис пастырского служения и синдром профессионального выгорания (burnout)   Проф. В.К. ШОХИН (ИФ РАН; МГУ) Тайна Искупления и Таинство Покаяния: несколько небогословских рассуждений 16:45кофе 17:00 Проф. прот. Владислав СВЕШНИКОВ (ПСТГУ) Кризис личности и кризис семьи   Свящ. Владимир ХУЛАП (СПбДА) Идеал брака «в Господе» и проблема смешанных браков в доникейский период 19:00 ужин   17 ноября, среда   Секция IAckemuчeckoe предание Конференц-зал г/к «Даниловский»   10:00 Прот. Олег ДАВЫДЕНКОВ (ПСТГУ) Христологические основания православного учения об обожении   Свящ. Михаил АСМУС (ПСТГУ) Аскетическое учение прп. Романа Сладкопевца   Игумен АДРИАН (Пашин) (МДА) Преподобный Анастасий Синаит: неразрывная связь аскетики с богословием 11:45 кофе 12:00 Проф. прот. Владимир БАШКИРОВ (МинДА) «Непрестанно молитесь» (1 Фес 5. 17): Как понимать молитву и как молиться современному человеку? (по свидетельствам аскетического предания Церкви)   Игум. ДИОНИСИЙ (Шленов), (МДА) Учение о послушании в святоотеческой традиции (примерная тема)   Проф. прот. Максим КОЗЛОВ (МДА) О месте принципа послушания в современной аскетической практике 14:00 обед 15:00 П.К. ДОБРОЦВЕТОВ (МДА) Таинственное присутствие Христа в святых по апостольскому и святоотеческому учению

http://pravmir.ru/zhizn-vo-x/

  Доц. П.Ю. МАЛКОВ (ПСТГУ) Учение святых отцов Восточной Церкви о страстях (в его взаимосвязи с учением о человеческой природе и призвании ее к обожению)   Доц. диак. Владимир ВАСИЛИК (СПбДА) Происхождение и классификация грехов в «Луге Духовном» 16:45 кофе 19:00 ужин   Секция IIXpucmuahckaя нравственность и вызовы современной эпохи Большой конференц-зал ОВЦС   10:00 В.Р. ЛЕГОЙДА (Синодальный информационный отдел) Христианская и секулярная нравственность в современном мире   Проф. С.С. ХОРУЖИЙ (Институт синергийной антропологии; ИФ РАН) Этические принципы исихазма и современные поиски неклассической этики   Проф. А.П. КОЗЫРЕВ (МГУ) Возвращение этического в современном мире: формальная этика или этика Христа? 11:45 кофе 12:00 К.Н. КОСТЮК Социальная концепция Русской Православной Церкви как система нравственных вызовов к обществу   Прот. Георгий РОЙ (МинДА) Христианско-этическая оценка законодательства республики Беларусь в сфере современных биомедицинских технологий 14:00 обед 15:00 О. СЕДАКОВА «Что есть человек, яко Ты помнишь его» (Пс 8.5). Вопрос о человеке в современной секулярной культуре   Доц. А.С.ФИЛОНЕНКО (Харьковский национальный университет им. В.Н. Каразина) Евхаристическая антропология и современное христианское свидетельство   А.Л. БЕГЛОВ (Центр истории религии и Церкви ИВИ РАН) Жизнь во Христе: уроки отечественной церковной истории 20 столетия 16:45 кофе 17:00 Игумен ПЕТР (Мещеринов) (Свято-Данилов монастырь, Москва) Вызовы времени: экклезиология   П.Б. МИХАЙЛОВ (ПСТГУ) Богословский метод митрополита Антония Сурожского 19:00 ужин   18 ноября, четверг   10:00Круглый стол по актуальным вопросам общеправославного свидетельства миру Большой конференц-зал ОВЦС   11:45кофе Продолжение работы круглого стола 14:00обед 15:00Пленарное заседание Конференц-зал г/к «Даниловский»   Отчеты по работе секций 17:00кофе 17:30Итоговая дискуссия   Закрытие конференции Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/zhizn-vo-x/

4.    Давыденков Олег, иерей. Христологическая система Севира Антиохийского. М.: ПСТГУ, 2007. – 328с. 5.    Лосский В. Н. Богословское понятие человеческой личности// 6.    Мкртчян Р. А. Концепции общей и частной природ в контексте богословского диалога между Православной Церковью и Древними Восточными Церквами//М.: М.: Журнал «Церковь и время», 2 (63) 2013. – С. 29–62. 7.     Мкртчян Р. А. Многозначность термина " природа " как одна из проблем трактовки Халкидонского ороса//  http://www.bogoslov.ru/text/3263925.html 8.    Петров В. В., Максим Исповедник: онтология и метод в Византийской философии VII века, М.: ИФ РАН, 2007. – 204с. 9.    Флоровский Георгий, протоиер. Восточные Отцы V–VIII веков. М.: Паломник, 1992. – 260 с. 10.    Чурсанов С. А.Лицом к лицу. Понятие личности в православном богословии XX века.  М.: Изд. ПСТГУ, 2008. – 264 с. Журнал «Церковь и время». 3 (64) 2013 Онтология – учение о сущем; раздел философии , изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие категории сущего. Индивидуация (лат. idividuatio) – разделение всеобщего ( общей природы вида) на индивидов. Принцип индивидуации (principium individuationis) – причина этого разделения, соответственно, основа существования ипостасей. В своей статье «Концепции общей и частной природ в христологии халкидонитов и дохалкидонитов» автор показал, что халкидонская формула «две природы» и нехалкидонская – «единая природа» Христа неразрывно связаны с концепциями соответственно общей и частной природ, поэтому поиск богословского согласия между сторонами может иметь определённые перспективы в том случае, если удастся указанные концепции согласовать; а ключом к этому, по мнению автора, является решение проблемы принципа индивидуации. Об этом более подробно см. статьи автора «Концепции общей и частной природ…» (упомянута выше) и «Многозначность термина " природа " как одна из проблем трактовки Халкидонского ороса». Термин «умеренный реализм» в настоящей статье используется в широком смысле – как определённый подход к пониманию онтологического статуса и способа существования общих природ.

http://bogoslov.ru/article/4678008

5 В. В. Петров останавливается на смысле словосочетания: «τν λων συνεκτικτατον ργαστριον» (PG 91, 1305Α), которое встречается в Ambigua 41 в контексте известного учения о преодолении пяти пар оппозиций и человеке как посреднике (Петров В. В. Максим Исповедник : онтология и метод в византийской философии VII века. М.: ИФ РАН, 2007. С. 48–50), и приходит к следующему его пониманию: «Мастерская, в которой в наибольшей мере осуществляется связывание всего мира» (Там же. С. 50). 12 «Для отцов Церкви во взгляде на человека характерна обратная перспектива в сравнении с той, которую мы наблюдаем у языческих мудрецов. Если для последних величие человека заключается в том, что роднит его с космосом, роднит со Вселенной, поскольку сам Космос мыслится, как Божественное начало, то отцы Церкви усматривают величие человека в том, что выделяет человека из мира, из природы. А выделяет его, по учению свв. отцов, образ сотворения и существования». Давыденков О. , свящ. Догматическое богословие. М.:ПСТГУ, 2005. С. 224. 17 Nellas P. Deification in Christ: Orthodox Perspectives on the nature of the Human Person. N.Y., 1987. P. 54. 23 Это учение нашло отражение в творениях прп. Иоанна Дамаскина (De fide orth. II. 3 (17)) и на VII Вселенском Соборе: «Что касается ангелов и архангелов и других святых сил, высших их, – присовокуплю к этому и наши человеческие души, – то кафолическая Церковь признает их разумными, но не совершенно бестелесными… только имеющими тела тонкие, воздухообразные и огнеобразные» (Деяния Вселенских Соборов. СПб. Издание 5, 1996. Т. 4. С. 494). 42 В 54 главе К Фалласию преп. Максим говорит, что «душа по превосходству сущности отличается от тела, … а ум, защищающий простую (πλς PG 90. 513 A) по сущности душу, будучи единым, носит образ нераздельной Единицы, с которой смерть вообще не соприкасается». То же свойство души отмечено и в кратком сочинении О душе (Opusculum de anima, PG 91. 357B), которое, правда относится некоторыми учеными к неаутентичным, хотя и не выражает какого-либо иного учения о душе, чем в рассматриваемых нами и признаваемых за аутентичные.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

Иерархическая природа человека включает в себя на высшем уровне нетварные божественные энергии, содержащиеся в божественных логосах. Эти иерархически взаимосвязанные божественные логосы задают иерархический строй человека, поддерживают его бытие на уровне низшей природы (как душевной, так и телесной). Одновременно логосы просвещают высшие уровни человека его ум и ипостась (личность) и обогащают их причастием нетварным божественным энергиям, которые подают этим высшим частям человека силу иерархического гармоничного господства над всем человеческим естеством. Путь спасения для человека начертан, как пример, в жизни Христа, как аскетическое выстраивание сил и частей души и тела в согласии с иерархической гармонией в человеческой природе Богочеловека. Однако учение о синергии Бога и человека для спасения души, понимаемого, как восстановление ее иерархического достоинства, включает в себя тезис о недостаточности человеческих аскетических усилий: «когда душа становится боговидной … получает доступ к неприступному Свету, тогда и умственные энергии излишни, равно как и чувственные, поскольку душа помышляет высшее такового» 88 . Совершается это посредством причастия логосам, происходящим от Единого Логоса – ставшего воплощенным Сыном Божиим, по образу Которого устрояется новое человечество. Литература 1 . Давыденков О. , свящ. Догматическое богословие. М.:ПСТГУ, 2005. 2 . Епифанович С. Л. Преп. Максим Исповедник и византийское богословие. Москва, 1996. 3 . Лосский В. Н.Очерк Мистического богословия восточной Церкви. М. 1991. 4 . Петров В. В. Максим Исповедник : онтология и метод в византийской философии VII века. М.: ИФ РАН, 2007. На иностранных языках 1. Lampe G.W.H. (ред.). A Patristic Greek Lexicon. Oxford: Clarendon Press, 1961. 2. Madden N. Composite Hypostasis in Maximus Confessor. Studia Patristica XXVII. 1991. 3. Nellas P. Deification in Christ: Orthodox Perspectives on the nature of the Human Person. N.Y., 1987. 4. Telepneff G., rev. The Concept of the Person in the Christian Hellenism of the Greek Church Fathers: A study of Origen, st. Gregory the theologian, St. Maximos the Confessor. Berkeley, California, 1991.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010