Оков (кадь) – мера обьема зерна, применялась в России в XVI–XVII вв. Название «оков» происходит от металлического обруча, которым кадка была стянута сверху. Тесница – тонкая доска, вытесанная топором. Волконские князья: Яков Петрович († 1677 г.), стольник с 1636 г., дворянин московский в 1646–1668 гг.; Михаил Петрович († 1684 г.), стольник в 1650–1671 гг.; Семен Петрович, стольник в 1660/61–1671 гг. Петр Андреевич Глазун Волконский, в иночестве Паисий († 1642/43 г.), князь, выборный по Костроме в 1612/13–1616, московский дворянин в 1616–1642/43 гг. Кормовое поминовение по нему («корм большой») совершалось 12 января и 24 августа (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 20, 49). Федор Матвеев Луковников, жилец суконной сотни. Петр Иванович Панов, выборный дворянин по Костроме в 1626–1630/31 гг. Как следует из записи в кормовой книге, Второй Озеров носил имя Авраамий и кормовое поминовение по нему совершалось 17 сентября (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 3). Федот (Федор) Иванович Горбов, член гостиной сотни, в 1635/36 г. товарищ таможенного головы в Архангельске и Холмогорах. Кормовое поминовение младенца Федора Михайловича Салтыкова совершалось 5 марта (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 29). Федор Беляницын Зюзин, московский дворянин в 1618/19–1645 гг. Владимир Беляницын Зюзин, московский дворянин в 1631–1645 гг. Иван Захарьевич Кутузов († 1633 г.), выборный дворянин по Костроме в 1598/99–1611/12 гг., московский дворянин в 1618–1631 гг. Кормовое поминовение по нему («на братию корм большей») совершалось 7 сентября и 13 января, по его жене Варваре 4 декабря и 29 марта (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 1, 14, 21, 31). Моисей Иванович Панов, выборный дворянин по Костроме в 1626–1630/31 гг. Стефан Иванович Панов († 1631 г.). Петр Васильевич Волынский († 1631/32 г.), князь, московский дворянин. Известны дворяне Василий и Юрий Петровичи Деглины, служившие по Костроме в 1630-х гг. Ферапонт, игумен Богоявленского монастыря в 1633—1637 гг. Кормовое поминовение по нему и его родителям совершалось 11 января (Архив РАН. Ф. 620. Оп. 1. Д. 165. С. 20).

http://sedmitza.ru/lib/text/10253480/

133 Протоиерей Валентин Асмус (род. 1950). Сын известного философа и литературоведа В. Ф. Асмуса (1894–1975). По окончании филологического факультета МГУ (1975) занимался преподавательской деятельностью, в том числе в ряде московских духовных школ. В 1979 г. рукоположен в диакона, служил в храме свт. Николая в Кузнецах; в 1990 г. принял сан священника; с 1993 г. – протоиерей; с 2000 г. – настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Красном Селе; доцент Московской духовной академии (МДА), член ученого совета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ГОЛГУ), преподаватель Николо-Угрешской семинарии. 134 Симония Нодари Александрович (род. 1932) – востоковед, действительный член РАН (1997), с 1998 г. академик-секретарь Отделения международных отношений РАН, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) РАН. В 1958–1988 гг. – старший научный сотрудник, заведующий сектором, заведующий отделом Института востоковедения АН СССР. 135 Алаев Леонид Борисович – доктор исторических наук, профессор кафедры востоковедения МГИМО. С 1956 по 1988 г., а также с 1999 г. по настоящее время – научный сотрудник Института востоковедения РАН, в 1981–1988 гг. – заведующий сектором «Энциклопедия Азии». В 1988–1999 гг. – главный редактор журнала «Народы Азии и Африки» (с 1991 г. – журнал «Восток»). С 1970 г. – преподаватель МГИМО. 137 Пиотровский Борис Борисович (1908–1990) – ученый-археолог, египтолог, с 1964 г. – директор Государственного Эрмитажа. 138 Примаков Евгений Максимович (род. 1929) – государственный деятель, дипломат, доктор экономических наук, академик РАН. С 1970 по 1977 г. – заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) АН СССР, в 1977–1985 гг. – директор Института востоковедения АН СССР, одновременно – профессор Дипломатической академии (с 1979 г.), в 1985–1989 гг. – директор ИМЭМО АН СССР. С 1989 г. – член ЦК КПСС. Занимал должности председателя Совета Союза Верховного Совета СССР (1989–1990), руководителя Центральной службы разведки СССР (1991), директора Службы внешней разведки России (1991–1996), министра иностранных дел РФ (1996–-1998), Председателя Правительства Российской Федерации (1998–1999) и президента Торгово-промышленной палаты РФ (2001–2011). Депутат Государственной думы РФ третьего созыва (2000–2001).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Российский институт истории искусств (Санкт-Петербург) Пути Северного Афона к «симфонии» древнерусских и византийских певческих традиций. 11:30–11:45 – КОФЕ-БРЕЙК ГЕРЦЕН Александр Германович НАУМЕНКО Валерий Евгеньевич Таврическая академия Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского (Симферополь) НАБОКОВ Артур Игоревич Институт археологии Крыма РАН (Симферополь) К изучению исторической топографии Мангупа золотоордынского времени. «Церковь 2015 г.» и некоторые синхронные находки из раскопок дворца. БАЙБУРТСКИЙ Аркадий Михайлович Институт археологии Крыма РАН (Симферополь) Средневековые храмы бассейна реки Черной в горной части Юго-Западного Крыма: материалы к археологической карте. ЮРОЧКИН Владислав Юрьевич Институт археологии Крыма РАН (Симферополь) Новое «пещерное» поселение в Юго-Западном Крыму. ЛЫСЕНКО Александр Владимирович ТЕСЛЕНКО Ирина Борисовна Институт археологии Крыма РАН (Симферополь) Исследования архитектурно-археологического комплекса «Храм Ай-Андрий» (итоги работ 2005 г.). ГАНЦЕВ Валентин Константинович Таврическая академия Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского (Симферополь) Скальные винодавильни в районе монастыря Челтер-Коба и Сюреньского укрепления: современная источниковедческая база и перспективы изучения. КАТЮШИН Александр Евгеньевич Научно-исследовательский центр истории и археологии Крыма Крымского федерального университета им. В. И. Вернадского (Симферополь) К вопросу о водоснабжении средневекового города на плато Эски-Кермен. МОИСЕЕВ Дмитрий Анатольевич Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник (Бахчисарай) КОРЖЕНКОВ Андрей Михайлович ОВСЮЧЕНКО Александр Николаевич Институт физики Земли им. О. Ю. Шмидта РАН (Москва) Сейсмические деформации в стенах храма Ай-Триада (с. Лаки – Керменчик, Крым). КАРНАУШЕНКО Элла Николаевна ХАРИТОНОВ Сергей Владимирович (Севастополь, Санкт-Петербург) Обследование и калькирование фресок некоторых средневековых пещерных храмов Юго-Западного Крыма. ИОЖИЦА Дарья Васильевна

http://pravoslavie.ru/115725.html

Иустин (Попович) (Путь Богопознания. Главы из православной аскетики и гносеологии//Собрание творений преподобного Иустина (Поповича)/пер. с серб. – М.: Паломник, 2004. – Т.1. – С. 310). Это может служить ответом нашим критикам, которые обычно указывают на то, что в данной модели " нет не только тождества, но даже преемства между миром первозданным и миром падшим " ( Буфеев К., прот. «Модель согласования»…, с. 62) и " эти два мира не могут иметь друг с другом ничего общего, и если мы живем в одном из них, то не можем ничего сказать о другом " ( Гоманьков А.В. Как описать историю…, с. 87). Вот один из примеров изменения качества твари: " роза была тогда (до грехопадения – Н.С.) без шипов, впоследствии уже к красоте цвета присоединены терния, чтобы неподалеку от приятности наслаждения имели мы и готовую скорбь, воспоминая о грехе, за который земля осуждена взращать нам терния и волчцы " ( Василий Великий, свт. Беседы на Шестоднев, 5, 6// Он же. Творения: в 2 т. –  Т.1. – С. 377). см., например, Петров В.В. Максим Исповедник: онтология и метод в византийской философии VII века. – М.: ИФ РАН, 2007. – С. 24-27 " человек, по дару сотворившего его Бога, получил в удел владычество над всем видимым миром и образом злоупотребления обратил движения природных сил умной сущности, которая в нем, к тому, что против природы, и внес и в себя, и в весь этот мир, по праведному суду Божию, владеющее ныне ими изменение и истление, чтобы у него, движущегося к тому, что против природы, не сохранялась до бесконечности бессмертная сила души, что есть не только крайнее зло и очевиднейшее отпадение от истинного существа самого человека, но и явное отрицание Божественной благости " ( Максим Исповедник, прп. Письмо 10, Иоанну Кувикуларию/пер. и прим. прот. В. Асмуса//БС, 2002, Х. С. 72). Одиннадцатая песнь о Рае, или о благоуханиях духовных// Аверинцев С.С. Собрание сочинений. Переводы: Многоценная жемчужина/пер. с сир. и греч. – К.: Дух и литера, 2004. – С. 41. В примечаниях С.С. Аверинцев  отмечает, что здесь плотский – это как на падшей земле, духовен и чист – в первозданном состоянии; оный ветр – в раю, сей – на падшей земле (Там же, С.

http://bogoslov.ru/article/2476686

Соч.: О мистицизме Сперанского//БВ. 1906. 1. С. 90-123; 2. С. 207-245; Житие св. Франциска Ассизского. М., 1906; История религии. М., 1909, 1991р (совм. с С. Н. Булгаковым, П. А. Флоренским, В. Ф. Эрном); Каноны и церк. организация//О церк. канонах [: Сб.]. М., 1910. С. 12-16; Епископ-старец: (Восп. о еп. Антонии Флоренсове)//Путь. 1926. 4. С. 157-165; Программы для внешкольного обучения: Рус. язык. П., 1933 (совм. с Г. Лозинским, К. Мочульским); Записи. П., 1935. М., 2001; [Письма. Дневниковые записи]//Вестн. РХД. 1984. 142. С. 60-111; Из писем//Там же. 1993. 168. С. 72-85; Демонская твердыня: (О гордости). М., 1995. Изд.: По страницам книги св. прав. Иоанна Кронштадтского «Моя жизнь во Христе»: Избр. места, систематически расположенные. Ницца, 1928. М., 2004. Лит.: Булгаков С., прот. О. Александр Ельчанинов//Путь. 1934. 45. С. 56-59; Ковалевский П. Памяти А. В. Ельчанинова//Возрождение: Газ. П., 1934. 2 сент.; Памяти о. Александра Ельчанинова: Сб. П., 1935; Родзянко В., прот. Рец. на кн. «Записи» свящ. А. Ельчанинова//ВРСХД. 1962. 66/67. С. 61-64; Zander L. A. Wenig becannte russische Religionphilosophen...//Kyrios. B., 1965. N. F. Bd. 5; Струве Н. А. Православие и культура. М., 1992. С. 153-155; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994п. С. 381, 388; Взыскующие Града: Хроника частной жизни рус. религиозных философов в письмах и дневниках. М., 1997; Марченко О. В. Очерки по истории философии: Метод. мат-лы/ИФ РАН. М., 2002. С. 240-252; Флоренский П. В., Шутова Т. А. П. Флоренский и А. Ельчанинов: На пути создания правосл. педагогики//Новый журнал. 2005. 241. С. 140-152; Шутова Т. А. Флоренский и Ельчанинов: Из Афин к Иерусалиму Небесному//Вестн. РХД. 2005/2006. 190. С. 192-208. А. Л. Гуревич, А. Л. Стародубова Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР (Семёнов-Тян-Шанский Александр Дмитриевич; 1890-1979), еп. Зилонский (К-польский Патриархат), дух. писатель ГЛАГОЛЕВ Андрей Петрович (1898 - 1953), протоиерей, регент, автор обработок и издатель православных песнопений

http://pravenc.ru/text/189923.html

– М.: ИФ РАН, 2011. 27 . Корзо М. А. О некоторых изданиях Киевской митрополии в рукописном наследии Евфимия Чудовского//Славяноведение. – 2014. – 2. – С. 88–98. 28 . Корзо М. А. О структуре и содержании букварных катехизисов московской печати XVII – начала XVIII вв.//Славяноведение. – 2005. – 2. – С. 74–84. 29 . Корзо М. А. Украинская и белорусская катехетическая традиция конца XVI–XVIII вв.: становление, эволюция и проблема заимствований. – М.: Канон+, 2007. 30 . Кормчая. Книга глаголемая греческим языком Номоканон, словенским же сказуемая, закона правило. – М.: Печатный двор, 1650. 31 . Круминг А. А. Четьи Минеи святого Димитрия Ростовского : очерк истории издания//Филевские чтения. – Вып. IX: Святой Димитрий, митрополит Ростовский. Исследования и материалы. – М., 1994. – С. 9–17. 32 . Крыловский А. Львовское Ставропигиальное братство. Опыт церковно-исторического исследования. – Киев: Тип. Императорского университета, 1904. 33 . Лаврентий Зизаний. Книга глаголемая погречески катихисис, политовски оглашение. – М.: Печатный двор, 1627. 34 . Макарий (Булгаков) . Святаго отца нашего Димитрия, Ростовскаго святителя и Чудотворца, догматическое учение, выбранное из его сочинений//Христианское чтение. – 1842. – Ч. 4. – Кн. 12. – С. 311–521. 35 . Мир с Богом человеку. – Киев: Тип. Лавры, 1669. 36 . Молитвы повседневные. – Вильно: Тип. братская, 1596. 37 . Молитвы повседневные. – Вильно: Тип. братская, 1611. 38 . Надсон А. буквар 1618 г.//Божым шляхам. – Год XXI. – 1973. – 1(135). – С. 3–9. 39 . Наука о седми тайнах церковных. – Вильно: тип. братская, 1618. 40 . Никольский А. И. Катихизис Арсения Мацеевича //Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук. – 1907. – Т. XII. – Кн. 3. – С. 297–312. 41 . Номоканон, си есть: Законоправилник. – Киев: тип. монастыря, 1624. 42 . Номоканон, си есть: Законоправилник. – Львов: Михаил Слёзка, 1646. 43 . О единой истинной православной вере. – Острог: Тип. острожская, 1588. 44 . Опарина Т. А. Иван Наседка и полемическое богословие Киевской митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В первые три века церковное учение о происхождении человеческой души еще не было ясно сформулировано. Поэтому среди христианских богословов появились совершенно различные, а иногда и противоположные точки зрения как на способ, так и на время происхождения души человека. Алексей Русланович Фокин анализирует различные патристические подходы к данному вопросу, а также рассматривает его основные источники. Вниманию посетителей портала «Богослов.Ru» предлагается видеозапись доклада старшего научного сотрудника ИФ РАН, кандидата философских наук Фокина Алексея Руслановича «Учение преподобного Иоанна Кассиана о делании и созерцании», прозвучавшего в рамках VI Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Жизнь во Христе: христианская нравственность, аскетическое предание Церкви и вызовы современной эпохи» (15-18 ноября 2010 г., Москва). Доклад доцента А.Р. Фокина посвящен аскетическому учению известного систематизатора и популяризатора восточного аскетизма на Западе преподобного Иоанна Кассиана Римлянина.  Имя блаженного Иеронима Стридонского, одного из величайших святых Древней Церкви, который наряду со свв. Амвросием, Августином и Григорием Двоесловом считается великим Отцом и Учителем Западной Церкви, не нуждается в особом представлении. Он известен практически каждому человеку европейской культуры как переводчик Библии на латинский язык и создатель Вульгаты. Он стяжал себе славу первоклассного библеиста и экзегета, владевшего тремя библейскими языками: латинским, греческим и еврейским. Он знаменит как строгий и требовательный к себе и другим христианский аскет и проповедник девства и воздержания. Его труды по церковной истории наряду с трудами Евсевия Кесарийского положили начало христианской историографии и агиографии. Его горячий и неутомимый характер, необходимый для продолжительных научных занятий, нередко приводил его к жарким спорам и конфликтам не только с его личными врагами и врагами Церкви, но и с самыми близкими друзьями. Библиография Библиография

http://bogoslov.ru/person/263212

Главный редактор журнала «Вестник МГУКИ», главный редактор журнала «Культура и образование», входящих в перечень ВАК, член редакционного совета «Вестника Кемеровского государственного университета культуры и искусств» и «Нового филологического вестника», член редколлегии серии «Религиозно-философское наследие Древней Руси» (ИФ РАН) и др. Читал лекции в Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова, Литературном институте им. А.М. Горького, Московском физико-техническом университете (МФТИ), Академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, Балтийском федеральном университете им. И.Канта (г. Калининград), Кемеровском государственном университете, Томском педагогическом государственном университете, Ярославском государственном университете им. П.Г. Демидова, Токийском университете (Япония), Киотском университете (Япония), Карловом университете (Чехия, Прага), Университете Палермо (Италия), Львовском национальном университете им. И.Франко (Украина) и др. Автор и ведущий программы о русской литературе «Фактор времени» на телеканале «Просвещение» (с 2011), автор лекций на ТВ «Культура» в программе «Академия» (с 2011). Лауреат Всероссийской православной литературной премии имени святого благоверного князя Александра Невского; Всероссийской историко-литературной премии «Александр Невский», литературной премии им. А.С. Грибоедова; литературной премии им. А.П. Чехова, Союза писателей Евразии «Литературный Олимп». Награжден орденами и медалями РПЦ. Специалист в области литературы, истории и культуры Древней Руси. Ему принадлежат исследования по новой датировке «Слова о Законе и Благодати», «Жития Феодосия Печерского», «Чтения о Борисе и Глебе», «Сказания о Борисе и Глебе», «Слова о полку Игореве», «Слова о погибели Русской земли», «Повести о житии Александра Невского», «Летописца Даниила Галицкого» и др. А.Н.Ужанков предложил новую концепцию осмысления древнерусского летописания, связав ее с эсхатологическими представлениями русских средневековых книжников; обнаружил следы влияния библейской «Книги пророка Иеремии» на «Слово о полку Игореве»; по-новому интерпретировал «Повесть о Петре и Февронии Муромских»; исследовал эволюцию изображения природы в древнерусской словесности и иконографии; историю жанра древнерусской повести и т.д.

http://pravoslavie.ru/83360.html

Таким образом, благодаря сравнительному анализу текстов Аристотеля и Максима Исповедника нам удалось с достаточной степенью убедительности продемонстрировать творческую рецепцию византийским отцом важных логико-философских идей и категорий Стагирита, таких как представление о Боге как неподвижном перводвигателе и Уме, сущность которого совпадает с его мышлением; учение о движении и его видах, об онтологической триаде: сущность, сила, действие, о десяти категориях, переосмысленных в идеальном ключе и образующих родовидовую иерархию бестелесных логосов, структурирующих каждое сущее в отдельности и все мировое бытие в целом 109 . При этом важен не сам факт рецепции византийским мыслителем аристотелевских идей и концептов, но их творческая переработка и трансформация, сделавшая возможной еще до латинских схоластов интегрировать Аристотеля в систему христианской теологии в Византии. Список сокращений PG – Patrologiae Graecae Cursus Completus/Ed. J.-P Migne. P, 1857–1866. Список литературы Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. 2-е изд. М.: Мартис, 1998. 446 с. Брэдшоу Д. Аристотель на Востоке и на Западе. Метафизика и разделение христианского мира/Пер. с англ. А.Р. Фокина , А.И. Кыржелева. М.: Яз. славян. культур, 2012. 383 с. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. 2-е изд. М.: Мартис, 1996. 220 с. Каприев Г. Византийска философия. София: Изток-Запад, 2011. 478 с. Лурье В.М. История византийской философии. Формативный период. СПб.: Axioma, 2006. 553 c. Максим Исповедник . О различных трудных местах (апориях). 103-я апория/Пер. и коммент. А.Р. Фокина //Богослов. сб. Православ. Свято-Тихонов. Богослов. Ин-та. 2003. 11. С. 128–136. Морескини К. История патристической философии/Пер. с итал. Л.П. Горбуновой. М.: Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина, 2011. 864 с. Петров В.В. Логос сущего у Максима Исповедника : проблемы интерпретации//Филос. науки. 2007. 9. С. 112–128. Петров В.В. Максим Исповедник : онтология и метод в византийской философии VII в. М.: ИФ РАН, 2007. 200 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

Шохин Владимир Кириллович, профессор, д. филос. н., зав. сектором религии в ИФ РАН. В качестве самого печального проявления слабости христианства отметил разделение между христианами и их ненависть друг к другу, так, что для массового христианства стало свойственным большая толерантность к другим религиям, чем к инославию. 10 «…да не вкрадывается под видом священнодействия надменность власти мирская; и да не утратим по малу, неприметно, той свободы, которую даровал нам кровию Своею Господь наш Иисус Христос, освободитель всех человеков». 8–е правило. 11 Преподобный Макарий Египетский. Духовные беседы. ТСЛ, 1994, стр. 70. 12 О «личностной» основе Церкви говорит преп. Макарий Великий: «Всё видимое устроение Церкви Божией произошло ради живого и умного существа души, одарённой разумом и сотворенной по образу Божиему (ср. Быт. 1, 26), которая и сама является живой и истинной Божией Церковью… Церковью Христовой, и храмом Божиим, и истинным жертвенником, и жертвой живой (ср. Рим. 12, 1) является человек Божий». Преподобный Макарий Египетский. Духовные слова и послания. М. 2002, стр. 766. 13 Епископ Феофан. Начертание христианского нравоучения, М. 1895, стр. 34. 14 «Потщимся узреть Его (Христа. — И. П.), пока ещё живы. Ибо если сподобимся узреть Его здесь, то не умрём, и смерть не возгосподствует над нами. Не будем дожидаться — узреть Его в будущей жизни, а теперь восподвизаемся узреть Его… Рассмотрите, не обманываетесь ли вы, думая, что имеете в себе Христа, тогда как ничего не имеете и находитесь в опасности перейти из сей жизни с пустыми руками… Тогда возрыдаете и восплачете и вечную воспримете скорбь». Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Выпуск первый. М. 1892, стр. 180. 15 Епископ Феофан. Начертание христианского нравоучения, М. 1895, стр. 36 16 Слова преподобного Симеона Нового Богослова. Выпуск первый. М. 1892, стр. 204. 17 Собрание писем епископа Феофана. Выпуск первый. М. 1898, стр. 216. 18 Это ровно то, о чём говорил преп. Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым о стяжании Святого Духа Божия: «стяжавайте благодать Святого Духа (молитвой. — И. П.) и всеми другими Христа ради добродетелями, торгуйте ими духовно, торгуйте теми из них, которые вам больший прибыток дают… Например: даёт вам более благодати Божией молитва и бдение — бдите и молитесь; много даёт Духа Божиего пост — поститесь; более даёт милостыня — милостыню творите, и таким образом о всякой добродетели, делаемой Христа ради, рассуждайте». Беседа преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни. Клин, 2001, стр. 23–24. 19

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=824...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010