храм освятили. В его сев. части перед иконостасом была устроена новая рака над мощами К. По указу Новгородской духовной консистории от 18 мая 1861 г. ц. во имя прп. Ксенофонта Робейского приписали к ближайшему Слутскому приходу, поскольку с 1845 г. в пустыни не было собственного причта ( Цветков. 1899. С. 310). В нач. XX в. в ц. во имя блгв. кн. Александра Невского, расположенной в дер. Слутка, хранились иконы, книги и церковная утварь из Ксенофонтова мон-ря: образ Ксенофонта Робейского (XVI (?) в.), кипарисные кресты 1567 и 1662 гг. (один из них с неизвестными мощами), Евангелие 1694 г. и др. реликвии ( Силин. 1902. С. 630). К наст. времени из имущества Ксенофонтова монастыря сохранилось оловянное блюдо кон. XVII - нач. XVIII в. и 5 рукописных книг XV-XVII вв., хранящихся в РГИА и РГБ. К. упоминается в «Перечне Новгородских чудотворцев» (РНБ. Погод. 1940. Л. 32, XVIII в.; РНБ. Мих. Q 532. Л. 191, XVIII в.- ЭК ИРЛИ. ПД) и в др. поздних месяцесловах XVIII-XIX вв. Память святого указана в «Книге глаголемой Описание о российских святых»: «Святый преподобный Ксенефонт, строитель Троицкаго монастыря 5 поприщ от Хутыня, ученик Варлаамов, преставися в лето 6770 (1262) июня в 28 день» (РНБ. Q. I. 603. Л. 22-22 об., XVIII в.; др. списки: РНБ. Собр. РАО. 31. Л. 14-14 об., XVIII в.; «Повесть о российских святых угодниках» (РНБ. Q. I. 382. Л. 15 об., XVIII в.- ЭК ИРЛИ. ПД); «Перечень всех российских чудотворцев» (РНБ. ОЛДП. Q 862. Л. 105 об., XVIII в.- ЭК ИРЛИ. ПД). Сведения о «Ксенофонте, строителе Троицкаго монастыря, в десяти поприщахъ от Хутынскаго состоящаго» помещены в «Алфавите» старообрядческого мон. Ионы Керженского (ЯМЗ. Инв. 15544. Л. 124, 1807-1811 гг.). Составитель сообщил, что святой был учеником Варлаама Хутынского, преставился в 6740 (1232) г. Также память К. внесена под 26 янв. и 28 июня в святцы поморского наставника Ф. П. Бабушкина (БАН. Дружин. 736. Л. 35 об., 64 об.; 131. Л. 113, 215 об.). Запись о К. под 26 янв. находится в Четьих Минеях еп. Ермогена (Добронравина) (РНБ.

http://pravenc.ru/text/2462137.html

1623. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 2. Л. 3. 1624. Там же. Ед. хр. 3. Л. 4. 1625. Чтения в ОИДР. 1874. Кн. 4. С. IX. 1626. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 98. 1627. РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 79. 1628. Там же. Л. 80 об. 1629. См. Письма Игнатия Брянчанинова к Антонию Бочкову. С. 8–9, 15–16, 19, 24, 25–26. 1630. Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. М., 1877. С. 209–210. Ср.: Голицын Н. С. Указ. соч. С. 373. 1631. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 3. Л. 3–3 об. 1632. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 2. С. 253–254. Приводимые в биографических очерках в «Чтениях в ОИДР» (1874. Кн. 4. С. VI) и в словаре «Русские писатели, 1800–1917» (т. 1. С. 323) даты ошибочны. 1633. Воспоминания архимандрита Пимена. С. 209. 1634. См.: Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 2. С. 252. 1635.  И. А. Череменецкий Богословский монастырь//Домашняя беседа. 1866, С. 187. И. А. — криптоним А. Бочкова, неотмеченный у И. Ф. Масанова и расшифровываемый как «Инок Антоний» или «Игумен Антоний». Принадлежность очерка перу о. Антония сомнению не подлежит, поскольку в архиве Бочкова сохранился его рукописный вариант (см.: РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 83–84 об.) 1636. Воспоминания архимандрита Пимена. С. 209. 1637. Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Вып. 2. С. 249–250. 1638. Воспоминания архимандрита Пимена. С. 209. 1639. РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 16 об. 1640. См. отзывы о В. И. Аскоченском в письмах к Е. Н. Шаховой. 1641.  Голицын Н. С. Указ. соч. С. 373. Ср.: отзыв Чумикова//Русская старина. 1889, С. 380. 1642. См. о нем: Воспоминания архимандрита Пимена. С. 270–281; Исторический очерк Николо-Угрешского мужского монастыря. М., 1872. 1643. По-видимому, именно о нем упоминает Бочков в письме к Е. Н. Шаховой от 25 апреля 1871 г., где характеризует своего товарища по скиту: «…московский дворянин, знающий многие языки… человек голубиного характера и еще стихотворец» (РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. Л. 34).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

17 Датируется по связи с письмом игумении Таисии от 4 мая 1894 г. и содержанию: Иоанн Орнатский был назначен священником в церковь Леушинского подворья в Петербурге 10 августа 1894 г. (см примеч. 3 к данному письму). 18 В 1894 г. А.Н.Майков мог подарить о. Иоанну свое трехтомное Полное собрание сочинений, вышедшее в 1893 г. 6-ым изданием. 19 Е.А.Майкова, жена Н.А.Майкова – старшего сына поэта. 3 марта она преждевременно разрешилась от бремени мертвым ребенком. Неквалифицированные действия акушера привели к «дифтеритному заражению крови», которое осложнилось внешним рожистым воспалением и общим ослаблением организма (Е.А.Майкова долго ухаживала за больным скарлатиной сыном Митей). Крайнее ухудшение положения больной 11 марта (температура повышалась до 40,5 ) заставило А.Н.Майкова 13 марта обратиться за помощью к о. Иоанну: «Пока там что, а я написал о. Иоанну в субботу». – ИРЛИ РО, ф. А.Н.Майкова, д. 17004, л. 20 об. 20 В письме А.Н.Майкова сыну В.А.Майкову сохранилось упоминание о его переписке с о. Иоанном: «Я послал о. Иоанну свои сочинения и просил помолиться за Катю – он уведомил письмом, что помолился и сегодня прислал огромную пачку записанных его проповедей и сочинений. Очень любопытно почитать». – ИРЛИ РО, ф. А.Н.Майкова, д. 17004, л. 19 об. 21 Состояние Е.А.Майковой улучшилось 14 марта, на следующий день после отправки письма о. Иоанну. В письме В.А.майкову А.Н.Майков сообщал: «Вчера, в воскресение, что после второй ванны она почувствовала аппетит и на суп и на котлеты, так что все просветлели. Положение же было очень опасное». ИРЛИ РО, ф. А.Н.Майкова, д. 17004, л. 20 об. 22 С 1852 г. А.Н.Майков начал службу младшим цензором в Петербургском комитете иностранной цензуры; в 1875 г. он возглавил этот комитет (в чине действительного статского советника) и служил до самой смерти в 1897 г. 23 В Череповецком уезде Новгородской губернии жила семья будущего мужа Анюты – И.Н.Орнатского, сына священника Н.И.Орнатского и младшего брата о. Философа Николаевича – родственников б. Епископа Пензенского Амвросия Орнатского , автора «Истории русской Иерархии».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

174. Настоящее издание. Т. 4. С. 552. 175.  Флери Клод ( Abbe " Fleury; 1640–1723) — аббат, историк церкви, член Французской академии. Автор труда Histoire ecclesiastique (Paris, 1719). 176. PO ИРЛИ. 177. См.: Исаков Сергей. Алексей Поликарпович Бочков. Биографический очерк. — Настоящее издание. Т. 4. С. 565–596. 178. Настоящее издание. Т. 4. С. 530–531. 179. Там же. С. 532. 180. См.: Письма игумена Антония к Е. Шаховой, а затем матери Марии. PO ИРЛИ, 3589. 181. Мы не располагаем достоверными сведениями о первых шагах монашеской жизни Е. Шаховой: неизвестно, был ли постриг в рясофор, где и когда он состоялся. 182. Настоящее издание. Т. 4. С. 548. 183.  Шахова Ε. Жизнь схиигумении Евпраксии. (В Старо-Ладожском девичьем монастыре, Успения Пресвятой Богородицы)//Странник 1860. Т. 1. Отд. I. С. 65–99. 184.  Шахова Е. Светлая утреня [Стихотворение]//Странник. 1862. Т. 2, Отд. Н. С. 203–210. 185. Настоящее издание. Т. 4. С. 550. 186. Там же. 187. Там же. С. 551. 188.  Шахова Е. Памятные записки о жизни игумении Марии, основательницы Спасо-Бородинского общежительного монастыря, в мире — Маргариты Михайловны Тучковой, урожденной Нарышкиной//Странник. 1865. Т. 1. Отд. I. С. 61–106; Отд. I. С. 123–172. Отд. оттиск: СПб., 1865. — 112 с. 189. Собрание сочинений в стихах. Ч. 2. С. 85. 190. Там же. С. 86. 191. Посвящается Архимандриту Игнатию (Настоятелю Сергиевской пустыни). Собрание сочинений в стихах. Ч. 2. С. 106–108. В 1866 г. стихотворение было издано отдельной брошюрой за подписью Виктора Аскоченского. Факт этот пока объяснить не удалось. В. И. Аскоченский, как редактор журнала «Домашняя беседа», был хорошо знаком и со святителем Игнатием и с игуменом Антонием, чьи произведения он публиковал в своем журнале. 192. PO ИРЛИ. 3589. 193. Собрание сочинений в стихах. Ч. 2. С. 94. 194.  Соколов Л. А. Епископ Игнатий Брянчанинов: Его жизнь, личность и морально-аскетические воззрения. В 2 ч. Киев, 1915. Ч. 2. Приложение. С. 127. 195. О каких стихах говорит архимандрит Игнатий, установить не удалось.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

921 ...книгу Жезл создал есть... – «Жезл правления» (M., 1667), полемический трактат с опровержением сочинений старообрядцев, написанный Симеоном в мае–июле 1666г. по поручению московского церковного собора. 922 ...Венец и Обед издал есть... – «Венецверы кафолическия» (1670; не изд.), в котором Симеон изложил основные положения христианской религии. «Обед душевный» (M., 1681) – сборник проповедей Симеона. 923 Вечерю, Псалтырь, стихи со Рифмословием... – «Вечеря душевная» (M., 1683), сбор ник проповедей; «Псалтирь рифмотворная» – см. с.232 наст. изд.; «Рифмологион» – сборник па негирических стихотворений (полностью не издан). 924 с Беседословием. – Очевидно, имеются в виду антилютеранские «Беседы» (не изд.), написанные в 1677 г. 925 Поздравление царевне Татьяне Михайловне по случаю именин – Стихотворение на писано в первой половине 1680-х гг. и посвящено царевне Татьяне Михайловне (1636–1706). Печатается по рукописи XVII в. из собрания Австрийской национальной библиотеки (Cod.slav. 174, л. 174–174 об.) с уточнением ряда чтений по рукописи: ИРЛИ, Пинежское собр., 113, л. 596–596 об. 926 Татиана, святая мученица. – Раннехристианская мученица (ум. в 225 г.), пострадавшая во время гонений при императоре Александре Севере. Память ее празднуется 12 января, это и день именин царевны Татьяны Михайловны. 927 Верше в Великую субботу.– Стихотворение написано 31 марта 1685 г. и посвящено Великой субботе – кануну Пасхи, последнему дню Страстной недели (в 1685 г. Великая суббота приходилась на 18 апреля). Печ. по рукописи XVII в. из собрания Австрийской национальной библиотеки (Cod.slav. 174, л.17–20)с уточнением ряда чтений по рукописи: ИРЛИ, Пи нежское собр., 113, л.596 об.–599. Стихотворение предназначалось для мелодекламации. 940 Симеоном сказанный меч... – Имеется в виду Симеон Богоприимец, предсказавший мученическую смерть Иисусу Христу. 941 ...великих православных царей. –· To есть братьев Ивана и Петра Алексеевичей, занимавших русский престол с 1682 г. 951 Поздравление царевне Софье no случаю Пасхи. – Стихотворение написано 7 апреля 1685 г. и тогда же поднесено царевне. Печ. по рукописи XVII в. из собрания Австрийской национальной библиотеки (Cod.slav.174, л.20 об.–21) с уточнением ряда чтений по рукописи: ИРЛИ, Пинежское собр., 113, л.599–599 об. Это стихотворение также предназначалось для мелодекламации.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

719 Здесь кончается список, находящийся в Сборнике Синод. библ. Далее сказка печатается по ркп. библ. А.И. Хлудова, 254. 720 Чумичева Ο.В. Повесть о видении инока Ипатия и настроения в Соловецком монастыре накануне восстания 1667–1676 гг. ТОДРЛ. СПб., 1993. Т. 47. С. 285–292. Текст Повести печатается по списку БАН, собр. Дружинина, 178/216. Разночтения даются по спискам: ГПБ, Q. XVII. 199 (обозначен ПБ); ГБЛ, собр. Барсова, 247 (обозначен Б), ИРЛИ, собр. Каликина, 77 (обозначен К). Все примечания – 0. Чумичевой. 725 «В Соловецкой обители затворишася... а не во сне сие». – Повесть 7175 го маия в 20 день. Бысть некоему брату откровение яве, а не во сне (ПБ). 785 «...полон монастырь злата, но не будет то. Но понеже превознесется сердце ваше». – Полн монастырь злата. Но не буди того, понеже превознесется сердце ваше (К). 797 «Многая же братия и миряня к той книги прикасалися и померли». – Множество же братии к той книги прикасахуся и мертви бываху (К). 836 Печатается по: Панченко Ο.В. Соловецкие повести о «видениях» 1668 г. Книжные центры древней Руси: Соловецкий монастырь. СПб., 2001. С. 469–471. Действие повести относится к июлю 1668 г. Повесть дошла до нас в составе соловецкого сборника конца 60-х гг. XVII в., хранящегося в Древнехранилище ИРЛИ (Карельское собр., 11, л. 12–17). О распространенности среди соловлян сказаний подобного рода рассказывал в декабре 1668 г. высланный из монастыря дьячок Семен Калашников: видения «сказывают и складывают и пишут на столбцах и на тетратех, и простым людем на соборе чтут, а збирают собор для того нарочно» (Чумичева Ο.В. Соловецкое восстание 1667–1676 гг. Новосибирск, 1998. С. 42). 837 Печатается по: Панченко Ο.В. Соловецкие повести о «видениях» 1668 г. Указ. изд. С. 471–472. Повесть дошла до нас в составе соловецкого сборника конца 60-х гг. XVII в., хранящегося в Древнехранилище ИРЛИ (Карельское собр., 11, л. 17 об. 22 об.). 838 РНБ, Соловецкое собр., 895/1005, л. 234–242 об. Печатается по: Труды Отдела древнерусской литературы. Т. 52. СПб., 2001. С. 693–694 (Приложение).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1545. Первый биографический очерк А. П. Бочкова появился в 1874 г. в качестве предисловия к изданию его книги «Русские поклонники в Иерусалиме» (Чтения в ОИДР. 1874. Кн. 4. С. I—VIII) и принадлежал хорошему знакомому о. Антония (имя Бочкова в монашестве), иноку Николо-Угрешского монастыря, скрывающемуся под астронимом (у И. Φ. Масанова не раскрыт). Хотя автор очерка имел возможность воспользоваться позже утерянным дневником Бочкова и его монашеским послужным списком, тем не менее, в его труде много ошибок и неточностей, которые мы можем выявить лишь при сопоставлении приводимых им данных с достоверными архивными или книжными источниками. Дополнительные биографические сведения о Бочкове можно найти в посвященных ему заметках А. А. Ивановского, А. А. Чумикова, князя Н. С. Голицына, архимандрита Пимена (точные библиографические данные их приведены в последующих примечаниях). К сожалению, они не освещают всех этапов жизни Бочкова, к тому же многие из этих сведений противоречат друг другу. Последний краткий биографический очерк А. И. Рейтблата (в кн.: Русские писатели, 1800–1917: Биографический словарь. М., 1989. Т. 1. С. 322–323) тоже не лишен неточностей, не говоря уже о вполне объяснимой и извинительной в данном случае неполноте материала. 1546. См.: Исаков С. Г. О ливонской теме в русской литературе 1820–1830-х годов//Ученые зап. Тартуского ун-та. 1960. Вып. 98. С. 158–170. См. также: Русская повесть XIX века. Л., 1973. С. 112, 117, 118, 131. 1547. О «Записках» о. Антония см.: Чумиков А. А. Алексей Поликарпович Бочков, в монашестве о. Антоний//Русская старина. 1889. С. 380. 1548. Прежде всего по письмам к матери Марии (Е. Н. Шаховой), см.: РО ИРЛИ. 3589. XIX б. 25. 1549. См.: Стихотворения о. Антония Бочкова. — РО ИРЛИ. 3577. XIX б. 15. Л. 1–102 об.; Стихотворения игумена Антония. — РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 13. Л. 1–113. 1550. РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 1. Л. 2. 1551. Чтения в ОИДР. 1874. Кн. 4. С. II. 1552. РО ИРЛИ. 3582. XIX б. 20 (8 рисунков, главным образом с видами Череменецкого монастыря); РГИА. Ф. 1680. Оп. 1. Ед. хр. 14 (16 рисунков, также в основном с видами Череменецкого монастыря).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

представлен вместе с прмч. Адрианом в молении перед образом Успения Пресв. Богородицы, расположенным между ветвями дерева (ГТГ, XVII в.). В «Перечне святых Вологды» XVIII в. упомянуты уже оба основателя мон-ря: «Преподобныи отцы Андреян и Леонид строители Успенскаго монастыря Пошехонскаго...» (РНБ. Мих. Q 532. Л. 212). Имя святого отмечено в некоторых списках «Книги глаголемой Описание о российских святых»: под 27 авг.- в «Перечне всех российских чудотворцов» (РНБ. ОЛДП. Q 862. Л. 112, XVIII в.- ЭК ИРЛИ. ПД) и др. Память прмч. Адриана «и спостника его преподобнаго Леонида» под 17 марта включена в Иконописные подлинники XVIII-XIX вв.: РНБ. Тит. 4765. Л. 156, XVIII в.; РНБ. Тихан. 402. Л. 105-105 об., XVIII в.; 413. Л. 94 об., XIX в. и др. В иконописном подлиннике Г. Д. Филимонова память святого указана также под 17 марта. Запись об основателях Пошехонского монастыря под 5 марта содержится в Четьих-Минеях еп. Ермогена (Добронравина) : «Адриан, ученик преп. Корнилия Комельского, и старец Леонид в 1540 г. с благословения игумена Лаврентия удалились в пустыню...» (РНБ. Собр. СПбДС. 25/3. Л. 109-109 об., XIX в.- ЭК ИРЛИ. ПД). Месяцесловная запись под названием «Житие преподобнаго Леонида Пошехонского» (нач.: «Достоблаженный сей муж родися 155-го года Новгородской области Пошехонского уезда») под 20 мая включена в «Патерик новгородских чудотворцев» иером. Паисия (Кривоборского) (РНБ. АНЛ. А-9. Л. 93-93 об., 1831 г.- ЭК ИРЛИ. ПД). В 1699 г. мон-рь полностью сгорел. В 1718 г. освящен новый каменный Успенский собор. В 1918 г. обитель закрыли, на ее территории разместился совхоз. В 20-30-х гг. XX в. был разрушен Успенский собор и почти полностью - Богоявленский храм. 7 марта 2000 г. мон-рь возобновлен как женский, осенью 2006 г. решением Синода преобразован в мужской. Канонизация святого подтверждена включением его имени в состав Собора Ростово-Ярославских святых, установленный в 1964 г. Ист.: Житие и страдание св. прмч. Адриана игумена, Пошехонского чудотворца//Ярославские ЕВ.

http://pravenc.ru/text/2463403.html

В ряде районов К., прежде всего на нижней Печоре, сохранялись и переписывались старообрядческие книги. Поиски в К. древнерусских рукописей начал В. И. Малышев в 1937 г. В 50-х гг. XX в. археографические экспедиции Пушкинского Дома стали систематическими, их результаты отразились в работе Малышева «Усть-цилемские рукописные сборники XVI-XX вв.» (1960) и в Усть-Цилемских собраниях в Древлехранилище ИРЛИ. Наличие большого числа выговских рукописей в Усть-Цильме (не только списков, создававшихся в Выговском общежительстве для распространения среди поморцев др. регионов, но и рукописей выговского архива) подтверждает тесные связи Усть-Цильмы с Выгом. В сер. 60-х гг. XX в. состоялась 1-я экспедиция ИРЛИ на Удору, продолженная в 70-80-х гг. учеными Сыктывкарского гос. ун-та. Экспедиция выявила местную рукописную традицию и сформировала Вашкинскую книжную коллекцию ИРЛИ. В Усть-Цильме проходят Мяндинские чтения, посвященные рукописной книжности и истории края. Е. А. Агеева, В. В. Власова,Т. И. Дронова Бывшие общины Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ) Община РПЦЗ появилась в К. в 1998 г. в результате выхода из РПЦ Стефано-Афанасиевского мон-ря в с. Вотча. В 1999 г. насельники мон-ря создали скит в дер. Бердыш Троицко-Печорского р-на. В 2001 г. они перешли сначала в юрисдикцию митр. Виталия (Устинова) - РПЦЗ(В), в 2006 г.- в Российскую православную церковь (РосПЦ). В результате расколов в РПЦЗ скит долгое время пустовал, в 2008 г. он был воссоздан как Андроников скит в юрисдикции РПЦЗ(В). В 2001-2007 гг. в Сыктывкаре существовала община св. Прокопия Устюжского РосПЦ. В 2006 г. в РосПЦ перешел созданный в 2004 г. приход во имя св. Царственных мучеников и всех новомучеников и исповедников Российских в с. Ыб Сыктывдинского р-на. Все общины не зарегистрированы. Римско-католическая Церковь Первые католики появились в К. в 30-х гг. XX в. в связи с депортацией советских немцев в лагеря на территории К. Имелось неск. католич. общин без священников, верующие тайно приходили на молитвенные собрания. Напр., община в Човью (ныне в черте Сыктывкара) существовала вплоть до сер. 90-х гг. XX в., когда большинство католиков уехали из К. В 2003 г. в Ухте был зарегистрирован приход св. Терезы из Лизьё, относящийся к архиепархии Божией Матери в Москве. Протестантские церкви, деноминации и секты

http://pravenc.ru/text/1841836.html

475 ...к детемъ на дворец. – Имеется в виду специальное помещение для монастырских работников, которые в источниках XVI в. именуются «детьми», «детенышами». Ср.: Словарь русского языка XI–XVII вв. М., 1977. Т. 4. Г–Д. С. 240. 476 И написа пятнадесят главъ... о прочемъ строении монастыръстемъ. – Монастырский Устав св. Корнилия сохранился в довольно большом количестве рукописей, две из них почти современны созданию памятника: ИРЛИ, собр. В. Н. Перетца, 29 (л. 427–449); РГБ, Рогожское собр., 728 (л. 2–25 об.). 478 Тое же зимы изволися великому князю Василию Ивановичю... шествовати на Блоезеро в Кирилов и с великою княгинею Еленою... – Это паломничество имело место зимой 1528/29 г. В Вологодско-Пермской летописи сохранилось известие о том, что Василий III останавливался в Корнилиеве монастыре (см.: ПСРЛ. Т. 26. С. 314). 479 ...пресвященного митрополита... – С 1522 по 1539 г. московским митрополитом был Даниил, известный также как плодовитый писатель. 480 В то же время... родися... князь Иванъ. – Будущий царь Иван IV Грозный родился 25 августа 1530 г., следовательно, св. Корнилий пришел в Москву в конце августа–сентябре этого года. 481 Сергиев монастырь – Троице-Сергиев монастырь, основанный преподобным Сергием Радонежским (ум. в 1392 г.) около 1335–1337 гг., с 1744 г. – лавра. 484 Тарханная грамота – документ, освобождавший его владельца от уплаты государственных налогов (частично или полностью). Обычно такие грамоты были «тарханно-несудимыми», т. е. помимо налоговых льгот они давали обладателю грамоты – светскому феодалу или духовной корпорации – право самостоятельно судить своих зависимых людей за их преступления, за исключением наиболее тяжких. 485 «...далъ есмь сие... старцу Корнилию з братиею». – В Житии довольно точно цитируется текст тарханной грамоты (подлинник сохранился в РНБ, ОСАГ, оп. 1, 102). Окончание текста с датой (18 сентября 1531 г.) в подлиннике утрачено, эта часть текста читается в копии XIX в. (РГБ, собр. Н. П. Румянцева, 53, л. 3–5). Дата грамоты не противоречит сведениям, известным из Жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010