Это известие ошибочно относят к гимназии Глюка: оно помещено в 1-м Ведомостей, вышедшем 2 января, когда Глюка еще и не было в Москве. См. «Ведомости времени Петра Великого». Вып. 1-й, 1703–1707 гг. Издание Московской Синодальной Типографии, М. 1903 г., стр. 3. В справках Посольского приказа иногда начало преподавательской деятельности Глюка в Москве ошибочно относится к 1702 г., (смешивается со школой Швимера): «а которые русские ученики у того препозита учатся с 1702 г. подьяческие дети и иных чинов, всего 10 человек», тем идет поденный корм по 10 денег следует понимать так, что дети учатся с 1702 г., а не Глюк их учит с этого года. Приказные дела и л. 1704 года марта 9. 9 Вероятно ему же принадлежит перевод французской грамматики – «Преддверие к познанию русского, немецкого, латинского языков», – которое Глюк просил в декабре 1703 г. Напечатать. См. ниже стр. 47–48. 10 Остальные учителя «гимназии» Глюка прибыли в Москву или в самом конце 1703 г. (Бюхнер) или в последующих годах и след. не могли быть помощниками его в 1703 г. 11 Глюк занимался переводами для царевича. В 1703 г. ему «апту» после Андрея Батвинкина отдана для перевода книга на латинском языке «Толкование на обычай Парижа». «И он отказал, что ему за великою недосужностью государевых дел переводить невозможно, для того что переводить он непрестанно ко учению государя царевича иные книги. И сказал он апт, что той книги боярин Федор Алексеевич за помянутою недосужностью переводить ему не велел». 12 Об И. В. Паусе см. ниже стр. 55–56 и в III томе Историколитерат. исследований и материалов В. Н. Перетца, Спб. 1902 г. стр. 143–343 и Приложений стр. 87–147. Ср. П. Пекарского Историю Императ. Академии Наук, т. 1. Спб. 1870 г., стр. XVIII–XX. На договоре В. Пауса, напечатанном ниже на стр. 55–56, на обороте отметка: «концепт патента данного Иоганну Вернеру для пребывания ректором при Московском (sic) гимназии, 1705 г.» 13 О неприятностях Паузу см. у Перетца указ. соч., т. III, стр. 153–155, 187–198. О последующей его судьбе здесь же стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

М. канонизирован в Соборе Новгородских святых, учрежденном ок. 1831 г. (возобновлен в 1981). Канонизация преподобного подтверждена включением его имени в Собор Карельских и в Собор Санкт-Петербургских святых, установленные в 1974 и 2000 гг. Ист.: Барсов Е. В. Алфавитный указатель монастырей и пустынь, упраздненных и существующих в Олонецкой епархии, с их настоятелями//Памятная книжка Олонецкой губ. на 1867 г. Петрозаводск, 1867. Ч. 3. С. 3-29; Мат-лы по истории Карелии XII-XVI вв. Петрозаводск, 1941; Описание о российских святых. С. 264; Тропарь, кондак, молитва святому//ЖРСв. Т. 1. 2004. С. 954-955. Лит.: Никодим (Кононов), архим. Преподобные Александр Свирский и его ученики-подвижники//Олонецкие ЕВ. 1903. 3. С. 73-77; Русак В. Икона преподобных отцов, в Земле Карельской просиявших//ЖМП. 1974. 12. С. 20; Кожевникова Ю. Н. Монастыри и монашество Олонецкой епархии во 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. Петрозаводск, 2009; Karvonen I. Pyhän Aleksanteri Syväriläisen koulukunta - 1500-luvun luostarihistoriaa vai 1800-luvun venäläiskansallista tulkintaa?: Diss./Univ. of Eastern Finland. Joensuu, 2013. Ю. Н. Кожевникова, Е. В. Романенко Иконография М. упоминается под 9 авг. в нескольких лицевых подлинниках. В Строгановском толковом иконописном подлиннике о внешности М. сказано: «Подобие изчерна надсед, брада Николина (свт. Николая Чудотворца.- Авт.), плешив, схима на плечах, ризы преподобническия» (БАН. Строг. 66. Л. 135, кон. XVIII в.). Более краткая характеристика содержится в подлиннике из коллекции В. Н. Перетца: «Брада с Николину, надсед, плешив в схиме» (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 202 об., 30-е гг. XIX в.). В иконописном подлиннике сводной редакции (XVIII в.) Г. Д. Филимонова описание то же: «Подобием изчерна надсед, брада с Николину, главою плешив, ризы монашеские, схима на плечах» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 66). Т. о., подлинники единодушно предписывают изображать преподобного в преклонных летах, в схимнических одеждах, с непокрытой головой, уподобляя его облик облику одного из самых известных и часто изображаемых в христ. искусстве святых - свт. Николая.

http://pravenc.ru/text/2561302.html

А. Мижуева, жившего в Ипатьевской слободе в 40-60-х гг. XVII в., она попала в б-ку И. м. не ранее сер. XVII в., во всяком случае нет достаточных оснований отождествлять ее с «Летописцем русским в десть на бумаге», упоминаемым в переписных книгах 1595 г. Предполагается ( Вздорнов Г. И. Искусство книги в Древней Руси: Рукописная книга Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980. С. 121. Кат. 95), что с И. м. связан (по крайней мере местом бытования) один из древнейших (нач. XV в.) списков Палеи Толковой Коломенской редакции (РГБ. Ф. 138. 320. 1-2). Значительный интерес для истории летописания XV в. представляет происходящий из И. м. сборник смешанного содержания XVI в. (ГА Костромской обл. Ф. 558. Колл. рукописей. 225; Бегунов Ю. К. Краткий Ипатьевский летописец кон. XV - нач. XVI в.//Летописи и хроники, 1984 г. М., 1984. С. 167-173), хотя связывать с мон-рем создание входящей в него летописи нет достаточных оснований. Сведений о книгописании в И. м. сохранилось немного, все они относятся к XVII-XVIII вв. В стенах обители в нач. XVII в. был написан сборник (ГА Костромской обл. Ф. 558. Колл. рукописей. 478), содержащий похвальные Слова и каноны небесным покровителям И. м.- ап. Филиппу и сщмч. Ипатию Гангрскому ( Бочков В. Н. Коллекция рукописей ГА Костромской обл. Кострома, 1964. С. 73, 381). В 1628-1629 гг. повелением архим. Пафнутия были переписаны Поучения аввы Дорофея и Беседы свт. Григория, папы Римского (РГБ. Ф. 138. 25). Отдельно от общемонастырских (КМЗ КОК 24442; 24534) велся синодик Троицкого собора (РГБ. Ф. 209. 419). В 1665 г. старец Филарет (Рытаровский) списал для иеродиак. Лонгина службу Казанской Песочненской иконе Божией Матери; заказчик сразу же дал этот список вкладом в мон-рь, где и находилась святыня (ГА Костромской обл. Ф. 558. Колл. рукописей. 371; Бочков В. Н. Коллекция рукописей ГА Костромской обл. Кострома, 1964. С. 61, 322). С книгописной традицией связаны также местные синодики 1640-1645 гг. (с кратким «Синодиком опальных» царя Иоанна IV Васильевича), сер.

http://pravenc.ru/text/673737.html

Кто слышал эту речь, тот не забудет и того впечатления, какое произвела она на его душу... В десятом курсе выпущены, по утверждении духовно-учебным управлением св. Синода, магистрами следующие воспитанники: Монастырёв , Андрей Иванович, поступ-й из Орловской семинарии из Курской Муретов , Матвей Иванович из Рязанской Крамарев , Григорий Никифорович из Харьковского Колл. Миловидов , Константин Иванович из Нижегородской из Орловской Слюсарев , Авксентий Иванович из Воронежской Зубовский , Николай Андреевич из Могилевской Павлов , Николай Васильевич из Харьковского Колл. Киселёвский , Иван Трофимович из Полтавской Сахаров , Евгений Александрович из Ярославской Веселов , Пётр Семёнович из Орловской Авсенен , Александр Семёнович из Воронежской Соловьёв , Егор Иванович из Калужской из Владимирской Востоков , Андрей Егорович из Нижегородской Лавров , Афанасий Петрович из Рязанской Тихвинский , Афанасий Петрович из Тверской из Тульской из Орловской Новосёлов , Александр Александрович из Тверской Хреновский ·, Иван Пахомов. (свящ.) из Воронежской Серафимов , Серафим Антонович из Екатеринославской из Ясской Старшие кандидаты Извольский , Никанор Петрович из Тверской Пясецкий , Пётр Владимирович из Черниговской Кашменский , Степан Никифорович из Тамбовской Попов , Доримедонт Данилович из Курской Поздеев , Павел Артамонович из Орловской Карабиневич , Фёдор Михайлович из Полтавской Воскресенский , Иван Григорьев из Калужской Оглоблин , Николай Яковлевич из Смоленской Андреевский , Яков Трофимович из Киевской Высоцкий , Трофим Петрович из Черниговской Корженевский , Александр Васил. из Минской Воскресенский , Лука Яковлевич из Тамбовской Гепнер , Иван Фёдорович из Дерптского универс. Младшие кандидаты Пантелеев , Александр Владимир из Харьковского Колл. Попов , Андрей Антонович из Тамбовской. Германов , Михаил Андреевич из Тамбовской Зефиров , Иван Александрович из Ярославской Вартминский , Павел Елисеевич из Екатеринославской Соколов , Григорий Федорович из Владимирской Баженов , Виктор Владимирович

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

на рус. яз.: прот. Иосиф Зетеишвили//Символ. П., 1999. 42. Дек. С. 253-324; Марр Н. Я. Дневник поездки в Шавшетию и Кларджетию// Георгий Мерчуле. Житие Григола Ханцтели. СПб., 1911. С. 189-201. (ТРАГФ; 7); Каталог выставки древнегруз. архитектуры/Сост.: Е. Такаишвили. Тбилиси, 1920 (на груз. яз.); Указатель выставки древнегрузинской архитектуры/Сост.: Д. П. Гордеев. Тбилиси, 1920; Такаишвили Е. Археол. экспедиция в Лечхуми-Сванетию в 1910 г. П., 1937 (на груз. яз.); он же. Археол. экспедиция 1917 г. в южные провинции Грузии. Тбилиси, 1952; он же. То же. Тбилиси, 1960 (на груз. яз.); История и восхваление венценосцев: Опыт восстановления текста/Сост., исслед.: прот. К. Кекелидзе. Тбилиси, 1941 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей Гос. музея Грузии: Колл. Q/Сост.: Е. Метревели, К. Шарашидзе, И. Абуладзе. Тбилиси, 1957. Т. 1; 1958. Т. 2 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей бывшего Об-ва распространения грамотности среди груз. населения: Колл. S/Сост.: Е. Метревели и др. Тбилиси, 1959. Т. 1 (на груз. яз.); ПГП. 1965. Т. 2: Светские законодательные памятники, X-XIX вв. С. 49, 51, 53; 1970. Т. 3: Церк. законодательные памятники, XI-XIX вв. С. 242-245; Древнегруз. переводы средневек. новелл. Тбилиси, 1966. Т. 1: Евфимий Святогорец, прп. Перевод Евфимия Атонели одной древней редакции груз. патерика: По рукописи XI в./Сост., исслед., словарь: М. Двали (на груз. яз.); Документы груз. права: Распорядок царского двора. Дастурламали/Сост., исслед., словарь, указ.: И. Сургуладзе. Тбилиси, 1970 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского//КЦ. 1973. т. 4; Описание груз. рукописей церк. музея: Колл. А/Сост.: Е. Метревели, Т. Брегадзе, М. Кавтария и др. Тбилиси, 1973. Т. 1. Ч. 1; 1976. Т. 1. Ч. 2 (на груз. яз.); Шатбердский сб. X в./Сост.: Б. Гигинеишвили, Э. Гиунашвили. Тбилиси, 1979. С. 20, 249 (на груз. яз.); Арсений Сапарели. О разделении Грузии и Армении/Сост., исслед., коммент.: З. Алексидзе. Тбилиси, 1980. С. 9-14, 18, 68, 91, 194 (на груз. яз.); Корпус груз.

http://pravenc.ru/text/1237983.html

«Моляися со извержеными сам такожде осужден будет».– Правило 11-е Святых Апостолов без толкования; ср.: «Моляися со извержеными сам такожде осужден будет. Толкование. Аще кто молится, рекше, аще служит презвитер в церкви с презвитером, егоже епископ изверже от сана, да извержен будет и сам» – Кормчая 1653, 3. К текстам этих правил патриарх Никон трижды обращается в «Возражении», когда доказывает царю Алексею Михайловичу, что «государю неподобно есть несведомых приимати и присылати к нам чрез божественные заповеди и святыя правила», имея в виду газского митрополита Паисия Лигарида – Никон 1982, 555 – 556, 605, 645 – 646. ...аще некий брат лихоимец будет или хищник – с таковыми ниже ясти. – Ср.: 1Кор. 5:11 . ...яко лихоимцы и хищницы не внидутъ во Царство Небесное... – Ср.: 1Кор. 6:10 . ...а иже не внидут во Царствие Небесное, всяко повинни будут вечней муце. – Ср.: Мф. 25:46 . ...яко и тимпан... – Тимпан – бубен, барабан, литавра – даль 4, 405. Л. 156 ...Маркелу архиепископу... – Архиепископ вологодский Маркел (16 января 1645 г. – 22 марта 1663 г.) был назначен архиепископом до занятия Никоном патриаршей кафедры – Цурново 1892, 104; Архиереи 1996, 612. Он присутствовал при поставлении Никона в митрополита Новгородского 11 марта 1649 г. – Макарий 1996, 360, 433; Шушерин 1997, 32, 216. 6 июля 1652 г. в селе Воздвиженском Маркел участвовал в богослужении перед мощами митролита Филиппа, устроенном возвращавшимся из Соловецкого монастыря митрополитом Никоном – ДР 3, 320. Маркел принимал участие в Соборе 1654 г. об исправлении богослужебных книг и обрядов, и его подпись есть под «деянием» Собора – ГИМ, Синодальное собр., 379, л. 34 об. – 39 об. В 1655 г. патриарх Никон послал Маркелу три богомольные грамоты: 23 января о совершении молебствия по случаю рождения царевны Анны Алексеевны – СПбИИ РАН, колл. 12, оп. 2, д. 442; ДАИ 4, 120 – 121 Вол. акты, 121 20 июля о пребывании в посте и молитве, дабы Бог воссоединил церкви и даровал победу над врагами – СПбИИ РАН, колл. 12, оп. 2, д. 455; 23 июля о молебном пении «о победе на супостаты» – Вол. акты, 121 В 1657 г. патриарх Никоя дал архиепископу Маркелу несколько жалованных грамот – СПбИИ РАН, колл. 12, оп. 2, д. 498, 499; ДАИ 4, 147 – 149 107/I, II); Вол. акты, 121 138). Имя архиепископа Маркела фигурирует в документах «дела» Никона: он в числе других, кому было поручено, делает выписки из церковных правил для применения их к оставлению престола Никоном; его подпись стоит под определением Собора 1660 г. – дело 1897, 54, 72, 109; Полознев 2000, 44 – 45.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Переиздавала полюбившиеся ей самой в детстве книги, включая произведения Лидии Чарской. Муж Калерии умер «внезапно» в возрасте 53-х лет в 1965 г. Последние годы Калерия жила у дочери Татьяны в г. Вашингтоне, где и похоронена. 8 Архив МРК. Колл. 4054. Кор. 1. Папка 12. Послужные списки священно-церковно-служителей с их семействами и церковных старост и сведения о вдовах и сиротах, подведомственных церкви временно исправляющего обязанности Св.-Покровской церкви, что на станции Темперлей г. Буэнос-Айреса протоиерея Николая Колчева за 1951-й год. 10 Архив МРК. Колл. 4054. Кор.3. Папка 2. Рукописные воспоминания о переезде семьи Колчевых из России в Китай. 14 Чурин Иван Яковлевич – пионер русского торгового дела на Дальнем Востоке, основатель сети магазинов товарищества Торгового дома «И.Я.Чурин и Ко», учреждённого в 1867 г. «У Чурина» – просторечие, бытовавшее в русском Харбине. 17 Архив МРК. Колл.4054. Кор.6. Папка 21. Юбилейный сборник «Двадцатипятилетие Покровского прихода в Темперлее (1949–1974)». Н.-Й. США, 1978. 18 Весьма вероятно, что именно отец Николай был инициатором перестройки, учитывая тесную связь с царской семьёй (связь c братом Леонидом, духовником вдовствующей императрицы, поддерживалась и во время эмиграции). « Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери – памятник по убиенной Царской семье был построен в 1949 г. и находился под юрисдикцией РЗПЦ. Среди его основателей подавляющее большинство составляли выходцы из Китая, которые отошли от прихода Свято-Скорбященского храма ввиду несогласия с деятельностью архиепископа Иоанна (Максимовича) . Противоречия касались его прошлого признания Московской патриархии, а также строительства нового Скорбященского храма. В память 50-летия гибели семьи Романовых прихожане решили построить новый Казанский храм. На месте, где стояла старая Казанская церковь , строители смогли воздвигнуть вместительный, с высоким куполом красивый храм» (Хисамутдинов А.А. Русские волны на Пасифике. Из России через Китай, Корею и Японию в Новый Свет. Пекин; Владивосток: Рубеж, 2013. С.558–559). 19 Николай Александрович Хидченко ведет активную общественную жизнь – он входит в правление Музея русской культуры в Сан-Франциско, в правление газеты «Русская жизнь», в правление благотворительного Кулаевского Фонда, является членом Русского центра в Сан-Франциско и членом Конгресса русских американцев. Читать далее Источник: Ранская А.Г., Толстой М.Н. Протоиерей Николай Колчев - жизнь и судьба эмигранта//Вестник Исторического общества Санкт-Петербургской Духовной Академии. 2021. 2 (7). С. 172–189. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kolchev...

искусство и реставрация памятников истории и культуры. М., 2011. Т. 2. С. 200-205; он же. Цельногравированная книга и гравюра в рус. рукописях XVI-XIX вв.: Кат. колл. Отд. письменных источников ЯИАМЗ. М., 2013; он же. Гравюра Луки Зубкова «Преподобные Зосима и Савватий с видом Соловецкого монастыря» и ее греч. источники//РиХВ. 2015. Вып. 4/5. С. 459-474; Рус. лубочная книга XVII-XIX вв.: Описание колл./ГПИБ; сост.: О. М. Наумук, О. Р. Хромов. М., 1994; Ходько Ю. М. Гравированные Синодики Леонтия Бунина в собраниях Петербурга//Филевские чт.: Тез. докл. М., 1995. С. 107-108; она же. Народная картинка «Всякое дыхание да хвалит Господа» и ее иконогр. источники//Випперовские чт.- 1997. М., 1999. [Вып. 30]. С. 156-161; Сытова А. С. М. Артемьев - «фундатор» гравировальной фабрики в Москве//Народная картинка XVII-XIX вв. СПб., 1996. С. 104-117; Тарасов О. Ю. Икона и благочестие: Очерки иконного дела в имп. России. М., 1996; Воронина Т. А. О бытовании лубочных картинок в рус. народной среде в XIX в.//Випперовские чт.- 1997. М., 1999. [Вып. 30]. С. 192-211; Зарицкая О. И. Литогр. мастерская Троице-Сергиевой лавры и ее значение для творческой деятельности мон-ря в XIX в.//Троице-Сергиева лавра в истории, культуре и духовной жизни России: Мат-лы междунар. конф. М., 2000. С. 412-429; Бабушкина И. М. Кирилло-Белозерский мон-рь в изображениях XVIII-XIX вв.//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 2001. Вып. 4. С. 126-141; Гамлицкий А. В. Лицевые «Страсти» Леонтия Бунина: К вопросу о западноевроп. образцах рус. искусства рубежа XVII-XVIII вв.//Филевские чт. М., 2003. Вып. 10. С. 150-162; Ермакова, Хромов. Рус. гравюра на меди; Князева С. Ю., Хромов О. Р. Гравированный Синодик Ивана Любецкого и Ивана Зубова 1730-х гг. из собр. МГОМЗ//Коломенское: Мат-лы и исслед. М., 2008. Вып. 11. С. 163-178; Шаманькова А. И. Гравюры духовного содержания в собр. А. В. Олсуфьева: Обзор колл.//РНБ и отеч. худож. культура: Сб. ст. и публ. СПб., 2009. Вып. 4. С. 28-57; Нор Н. В. История Иосифа Прекрасного в повествовательной иконографии XVII-XIX вв.//Забелинские науч.

http://pravenc.ru/text/2110755.html

Житие святого известно в 2 основных редакциях: Краткой (РНБ. Тит. 4217. Л. 16-51 об., XVII в.; РНБ. Q.XVII.69. Л. 17-48 об., XVII в. ГАЯО. Рукописная колл. 1484. Л. 127 об.- 151 об., XVII в. (раздел о посмертных чудесах отсутствует); ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 427. Л. 155-195 об., XVII в.) и Пространной (РНБ. АНЛ. А-47. Л. 232-319, XVIII в.; РНБ. Вяз. Q. 37. Л. 17-99, XVIII в.; БАН. Арх. ком. 223. Л. 24-116 об., XVIII в.; ИРЛИ РАН. Древнехран. Собр. ИМЛИ. 30, XVIII в.; ГАТО. Ф. 1409. Оп. 1. Д. 621, XVIII в.; ГАЯО. Рукописная колл. 1482, XVIII в.; ГИМ. Собр. Соколова. 53, XIX в.; ГИМ. Барс. 869, XIX в.; ГИМ. Востр. 990, XIX в.). Краткая редакция обычно сопровождается службой святому (РНБ. Тит. 4217; Q.XVII.69. ГАЯО. 1484). Редакции выделены В. О. Ключевским ( Ключевский. Древнерусские жития. С. 262). Согласно мнению М. Д. Каган-Тарковской, Краткая редакция создана раньше Пространной - на рубеже XVI и XVII вв., ее отличают сжатый характер изложения и отсутствие интереса к биографическим деталям ( Каган. 1988. С. 317-318). Однако самые ранние из известных списков Краткой редакции относятся ко 2-й пол. XVII в., и на сегодняшний день убедительных свидетельств того, что Житие возникло раньше, не обнаружено. В угличских рукописях XVIII в. есть 2 упоминания о более раннем времени создания Жития: в 1514 г.- прп. Даниилом Переяславским (СПбИИ РАН. Ф. 238. Оп. 1. 253), в 1569 г.- Ростовским архиеп. Ионой (РНБ. Вяз. Q. 37. Л. 60 об.- 61), однако они не воспринимаются как достоверные. По мнению Ключевского, достаточные основания для вывода о соотношении Краткой и Пространной редакций отсутствуют. Однако важным аргументом в пользу более раннего происхождения Краткой редакции является наличие списков сер. XVII в., тогда как списки Пространной, датированные этим временем, неизвестны. Текст Краткой редакции производит более цельное впечатление. Основным содержательным отличием пространного Жития следует считать интерес к историческому прошлому Углича и событиям, связанным со временем княжения угличского и звенигородского кн. Андрея Васильевича Большого (Горяя): в Житии рассказывается о каменном строительстве, об обретении мощей кн. Романа и гибели Андрея Большого в 1493 г. Еще одной характерной особенностью Пространной редакции является ее нахождение в сборниках сер. XVIII в., содержащих пространные Жития др. Угличских святых (прп. Кассиана Грека, блгв. кн. Романа, св. царевича Димитрия, прп. Игнатия Вологодского; см., напр.: РНБ. АНЛ. А-47; БАН. Арх. ком. 223). Эти особенности позволяют считать Пространную редакцию более поздней, восходящей к Краткой.

http://pravenc.ru/text/2578653.html

Феодосию Печерскому. Н. везде изображен как святитель - в клобуке и мантии с источниками. Отдельная миниатюра (Л. 110) иллюстрирует исполнившуюся молитву Н.: он припадает к ногам прп. Феодосия, и тут же они заключают друг друга в объятия, при этом Н., как и прп. Феодосий, показан с опущенным на плечи клобуком. От начальника обители Н. отличает лишь более короткая борода. На этой же миниатюре, за пределами церкви Киево-Печерского мон-ря, Н. показан уже как усопший: он лежит на одре в клобуке и мантии, над ним склоняются клирики и княжеские посланники. В сцене погребения (Л. 110 об.) Н. лежит в саркофаге в епископском облачении, фелони и омофоре, голова не покрыта (без нимба). Как чтимый святой, но в монашеских одеждах (в мантии, клобук - на плечах), с нимбом он представлен на миниатюре (Л. 111), иллюстрирующей посмертные наветы на Н., о к-ром «некии новгородцы» говорили, что он «истощил имение Святой Софии». Как апофеоз Н. выполнены миниатюры, где он в черном клобуке, с нимбом, в мантии с источниками, подняв руку, указывает на прекрасный храм - собор Св. Софии в Новгороде, на свинцовое покрытие к-рого он потратил средства кафедры (Л. 111 об.), или, сидя на престоле, раздает указания строителям и своим работникам кормить нищих (Л. 112). Согласно текстам иконописных подлинников, Н. изображали как старца, похожим по форме бороды на ап. Иоанна Богослова, в святительских ризах и шапке, с Евангелием; хотя отмечался высокий лоб, по плечам следовало писать спадающие волосы (ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 144 об.; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 315; Большаков. Подлинник иконописный. С. 87); растрепанную бороду (РНБ. О. XIII. 11. Л. 250 (в особом перечне святых без указания дня памяти); вместо шапки - митру (ИРЛИ. Бобк. 4. Л. 96 об.). В то же время можно было писать святого как преподобного (РНБ. Погод. 1931. Л. 136 об.). В Строгановском иконописном подлиннике в описании многофигурной композиции Собора Киево-Печерских святых указано изображать его в святительских одеждах, формой бороды он должен напоминать основателя Киево-Печерского мон-ря - прп.

http://pravenc.ru/text/2577705.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010