Наибольшее число рус. А. сер. XVII - нач. XVIII в., выявленных и исследованных к наст. времени, посвящено прп. Сергию Радонежскому. Старший из них («            ») написан в сер. XVII в. кн. С. И. Шаховским ; текст не издан, сохранился в списке того же времени (ГИМ. Син. III). Тем же автором был написан и А. трем святителям Московским. Долгое время Шаховскому ошибочно приписывался А. прп. Сергию («                  »), издан в 1788 г. митр. Платоном (Левшиным) . В действительности он написан в 1689 г., по всей вероятности, Сильвестром (Медведевым) , беловой список этого года из б-ки имп. Петра I (БАН. NI. А 85) сопровождает монограмма «М[онах] Н[едостойный] Г[решный] С[ильвестр] М[едведев]». По свидетельству двух списков этого А. 1762 г. (ГИМ. Епарх. 766 и РГБ. Ф. 214, 171.1), он был напечатан в 1689 г. повелением царевны Софьи , но либо тираж был уничтожен новым правительством по политическим соображениям, либо в свет вышли лишь пробные экземпляры - в печатном виде издание неизвестно. Третий А. прп. Сергию («        »), также изданный в 1788 г. митр. Платоном, был написан ок. 1690 г. неизвестным пока укр. гимнографом из окружения Киевского митр. Варлаама (Ясинского) в Москве. И наконец, в 1711 г. А. и канон прп. Сергию были составлены архим. коломенского Богоявленского Старо-Голутвина мон-ря Иоасафом («          »), назвавшим свое имя в акростихе канона (ИРЛИ. Древлехранилище. Колл. В. Н. Перетца. 155). В 1698 г. в Киево-Печерской типографии вышел в свет А. вмц. Варваре, мощи к-рой находились в Киеве с домонг. времен. Приблизительно в кон. XVII в. был написан А., автором к-рого митр. Евгений (Болховитинов) считал архим. Иоасафа (Кроковского , впосл. митр. Киевского), возможно, потому, что его имя стоит в распоряжении об издании книги. В XVIII-XIX вв. этот А. переиздавался лаврской типографией неоднократно. В киевском (1697) и могилевском (1698) изданиях А. был помещен вышеупомянутый А. Живоносному Гробу и Воскресению Господним, в 1727 г. Святейший Синод осудил и запретил к употреблению этот А. (Филарет (Гумилевский). Песнопевцыр. С. 318).

http://pravenc.ru/text/63814.html

Скачать epub pdf Комментарии (подготовили Л.А. Ольшевская и С.Н. Травников) Тексты Первая редакция К л. 1. Воложская земля – Валахия, историческая область в Румынии, расположенная между Карпатскими горами и Дунаем. В данном случае речь идет не о Валахии, а о Молдавии, по территории которой проезжал русский паломник. Лета сем тысяч двесте десятого году... – Автор путевых записок пользуется системой летоисчисления «от сотворения мира» (за 5508 лет до н.э.), которая была заимствована из Византии и вошла на Руси в обиход после принятия христианства. До конца XVII в. новый год в России начинался или с марта (по традиции), или с сентября (как было принято в Византии). До XIV в. преобладал мартовский календарь, с 1492 г. сентябрьский счет вытеснил мартовский. Указом Петра I (от 15.12.1699) в 1700 г. в России были введены христианское летоисчисление и начало года с 1 января. Согласно указу, день после 31 декабря 7208 «от сотворения мира» полагалось считать 1 января 1700 «от рождества Христова». Таким образом, в Иерусалим автор «Хождения» отправился в 1701 (7210) г. В списках первой редакции «Хождения» указана разная дата начала паломничества. Ср.: 7209 (1700) г. – ркп. ИРЛИ. Древлехранилище. Колл. Перетца No 532. Л. 2; 7210 (1701) г. – ркп. РНБ, собр. Погодина No 543. Л. 1. Последняя датировка встречается в большинстве списков. ...на память святаго пророка Даниила и святых триех отроков Анания, Азария и Мисаила... – Речь идет о церковном празднике в честь ветхозаветных героев, которые во время взятия Иерусалима царем Навуходоносором II (605–562 гг. до н.э.) попали в плен и оказались в Вавилоне. Три отрока за верность своей религии были брошены в раскаленную печь, но чудесным образом остались невредимыми. В плену Даниил за мудрость был приближен к царю, однако вскоре оклеветан и брошен в ров со львами, где он чудом спасся от смерти. См.: Дан. 1–6 . ...на первом часу дни... – В Древней Руси время суток исчислялось с восхода солнца и было подвижным; первый час дня 17 декабря – это, согласно современному времяисчислению, девятый час дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

получили распространение в рукописях в составе «Жития патриарха Никона » Ивана Шушерина (о Никоне см.: ПЛДР. Т.10. С.670–671). В первой эпитафии акростих по первым буквам нечетных стихов; «Аз, Герман, в памят(ь) отда се писах»; во второй; «Герман написа» (по первым буквам нечетных стихов) и «В славу си отца» (по последним буквам нечетных стихов). Эпитафии печатаются по списку «Жития патриарха Никона » начала XVIII в.: ИРЛИ, колл. В.Н.Перетца, 172, л.232–233, с отдельными исправлениями по ранним публикациям надписи с надгробной плиты в кн.: Достопамятности Москвы. Изд. К.Тромонина. M., 1845, с.77–78; Аполлос, архим. Начертание жития и деяний Никона, патриарха московского и всея России. Изд.4. М.1845. С.91–93. 227 ...братства Анзер при море монахом причтеся... – Никон принял монашество в Анзерском скиту (на Соловецких островах). 228 Един в Кожеозерской немало пустыни... – Никон был настоятелем этой пустыни в 1643–1646 гг. (на Кожозере, в 110 км от Онежского озера). 232 ...он в обитель сходит Воскресенску... – Никон основал Воскресенский монастырь в 1656 г. и построил там храм наподобие Иерусалимского; монастырь также назывался Новый Иерусалим. 234 ...образ... Плакидов... – Герой широко распространенного в древнерусской литературе жития Евстафий Плакида, претерпевший многочисленные несчастья. В житии он сравнивается с библейским Иовом, добродетельным человеком, безропотно перенесшим все удары судьбы. 236 ...Аки Даниила от рова печали... – Пророк Даниил по приказу царя Дария был брошен в яму со львами, но те его не тронули. 237 ...Феодор... – Царь Федор Алексеевич, разрешивший Никону вернуться из ссылки в Воскресенский монастырь. По дороге Никон умер, царь присутствовал при его отпевании. 238 Никанор был архимандритом Воскресенского монастыря в 1685–1698 гг. Его перу принадлежит также обширная стихотворная летопись Воскресенского монастыря, вырезанная на стене. В публикуемой эпитафии Никанор упомянул не только о том, что Герман был архимандритом монастыря и учеником патриарха Никона , но и посчитал нужным отметить его литературные поэтические труды: псалмы («изрядная...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

U Сия мука сводницам, кои подваживают блуд творити всякого чину, и за то тем за язык удицами повешены будут на оном веце вечно.// Сия мука тем, кои вдовицы и всякого чина блудницы обременении бывают и стыда ради траву и корения ядят и зелия пьют того ради, чтоб во утробе зачатое понемногу изнурилося и вышло, и за то за руки висят вечно.// Сия мука мускому полу, кои со скотом и со птицею и с муским полом и з женою своею в задний проход блуды творят, и за те дела будут повещены удицами за пуп вечно висеть.// Сия мука тем, кои муж з женою своею не советно живут в непослушании друг другу, в роптании, не помнят страха Божия и венца своего. Указано едину веру иметь, едину любовь всякому мужу с своею женою. Тои венец наречеся, жену аки себя любить, а жене мужа своего якоже себя любить, и за то стремь главами своими висят вечно. Список сокращений Рукописные собрания Ал.-Св. – собр. Александре-Свирепого монастыря, БАН Ант.-Сийск. – собр. Антониево-Сийского монастыря, БАН Арханг. – Архангельское собр., БАН Арханг Д. – собр. Архангельского древлехранилища, БАН Арханг Мисс. – Архангельское собр., Миссионерская библиотека, БАН Арханг С. – собр. Архангельской семинарии, БАН Белокр. – Белокриницкое собр., БАН Беломор. – Беломорское собр., БАН Больш. – собр. Т. Ф. и С. Т. Большаковых, РГБ Вологод. – Вологодское собр., РГБ Волок. – собр. Иосифо-Волоколамского монастыря, РГБ Вят. – Вятское собр., БАН Гильферд. – собр. А. Ф. Гильфердинга, РНБ Григор. – собр. В. И. Григоровича, РГБ Доброхот.собр. П. Доброхотова, БАН Друж. – собр. В. Г. Дружинина , БАН Епифанов – собр. А. М. Епифанова, БАН Калик. – собр. Ф. А. Каликина, БАН Каргоп. – Каргопольское собр., БАН КДА – собр. Киевской духовной академии, ИР НБУ Кир.-Бел. – собр. Кири л ло-Белозерского монастыря, РНБ Колоб. – собр. Н. Я. Колобова, РНБ Лукаш. и Марк. – собр. И. Я. Лукашевича и Н. А. Маркевича, РГБ М. – Музейское собр., РГБ Мазурин – собр. Ф. Ф. Мазурина, РГАДА Макарий – собр. митр. Макария (Булгакова) , ИР НБУ МГАМИД – собр. Московского главного архива Министерства иностранных дел, РГАДА МДА – собр. Московской духовной академии, РГБ Мих. – собр. Н. М. Михайловского, РНБ Никифоров – собр. Г1. Н. Никифорова, РГБ Никол. – собр. Н. К. Никольского , БАН Олонец Семин. – собр. Олонецкой семинарии, РГБ ОРК – Отдел редких книг, БАМ и РНБ ОСРК – Основное собр. рукописных книг, БАН и РНБ – собр. Петра 1, часть А (кириллические рукописные книги), БАН Перетц –      собр. В. Н. Перетца, ИРЛИ Пискарев –      собр. Д. В. Пискарева, РГБ Плиг. –      собр. Ф. О. Плигина, БАН Погод. –      собр. М. П Погодина, РНБ Рогож. –      собр. Рогожского кладбища. РГБ Романч. –      собр. Н. Ф. Романчспко, БАН Румянц. –      собр. Н. II. Румянцева, РГБ Севаст. –      собр. П И. Севастьянова. РГБ Синод. (ГИМ) –      Синодальное собр., ГИМ Синод. (РГИА) –      собр. Синода. РГИА Смирнов –      собр. И. А. Смирнова , ИРЛИ Солов. –      собр Соловецкого монастыря, РНБ Солов. (БАН) –      собр. Соловецкого монастыря, БАН

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

В описях Соловецкого мон-ря 1632-1668 гг. нет сообщений о постройке гробницы над могилой И. Первое упоминание о таком сооружении содержится, по-видимому, во вкладной книге Соловецкого мон-ря, в записи о вкладе ученика И. священноинока Вассиана Суздальца, сделанном между 1669 и 1676 гг., «на чюлан Иринарху» - небольшую пристройку к Зосимо-Савватиевской ц. (Арх. СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 152. Л. 334 об.- 335). Впосл. Вассиан был погребен в часовне И. (Арх. СПбИИ РАН. Колл. 2. Д. 145. Л. 173), там же находилось надгробие соловецкого архим. Илии (1645-1659; Там же. Л. 173). Можно предположить, что рядом с И. был похоронен и его ученик Иоасаф Сороцкий († 1637); с ним, вероятнее всего, связано «надгробие неизвестного» в углу часовни ( Буров В. А. Белокаменные надгробия Соловецкого мон-ря XVI-XVII вв.//Рус. средневековое надгробие XIII-XVII вв.: Материалы к своду/Отв. ред., сост.: Л. А. Беляев. М., 2006. Вып. 1. С. 265-266). Возможно, возведение часовни было связано с обретением мощей И., о к-ром сохранилось свидетельство протопопа Аввакума. Объясняя в «Книге толкований и нравоучений» изречение прор. Исаии: «Вместо же праха взыдет мирсина» (Ис 55. 13), Аввакум пишет: «И ныне явился новой святой - Илинарх в Соловецком монастыре... Зрите и разумейте: не прах ли был Илинарх-от, в земле лежал, кто ево знал, земля ино земля, а ныне, яко мирсина, взошел, зело завонял (заблагоухал.- О. П.) во всю Русскую землю» (РИБ. 1927. Т. 39. Стб. 522-523). Обретение мощей И. было истолковано Аввакумом как свидетельство Божией помощи находившимся в осаде соловецким насельникам и как обличение «никонианских» властей. Мощи И., по сообщению Аввакума, были обретены через 7 лет после начала осады Соловецкого монастыря, т. е. в 1675 г., вероятно 29 марта, поскольку этот день указан как день памяти И. в иконописных подлинниках XVIII-XIX вв. (РНБ. ОЛДП. F.110. Л. 35; Вяз. Q.87. Л. 97; Q.162. Л. 156 об.; Тит. 94. Л. 152 об.; 3117. Л. 133 об.; 4765. Л. 161 об.; ИРЛИ. Перетц. 524. Л. 140; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 50; Маркелов. Святые Др. Руси. 252. С. 135). По-видимому, мощи И. вскоре были вновь погребены, поскольку известно, что в 1678 г. они почивали под спудом, над могилой И. существовала деревянная часовня-усыпальница, в к-рой стояла рака. В 1753 г. деревянная часовня И. была заменена каменной, вместе с ней была перестроена и часовня прп. Германа. Работы выполнялись по инициативе архим. Геннадия (Дроздовского) холмогорскими каменщиками М. Авксентьевым «с товарищи». В 1856-1859 гг., во время строительства Троицкого собора с 2 приделами, часовня И. была вновь перестроена и оказалась в подклете собора.

http://pravenc.ru/text/673965.html

Описания внешности И. помещены в иконописных подлинниках под 23 окт., когда отмечается день памяти ап. Иакова, брата Господня, еп. Иерусалимского,- тезоименитого святого Боровичского чудотворца: «И святаго блаженнаго Иякова, иже Христа ради юродиваго Боровицкаго чудотворца. Ияков млад и наг, препоясан платом» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 41); «наг, препоясан платом» (30-е гг. XIX в.- ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 76 об.; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 178); «подобием млад, в портках, аки Иоанн Устюжский» (посл. четв. XVII в.- БАН. Арханг. 205. Л. 89 об.; в подлиннике 20-х гг. XIX в. добавлено: «риза киноварь» - РНБ. Погод. 1931. Л. 52 об.); «млад, наг, около пояса плат бел, руки обе у сердца» (кон. XVII в.- ИРЛИ (ПД). Колл. И. Н. Заволоко. 242. Л. 19); «млад аки Иоанн Устюжский, в портках, а инде пишут Иаков млад, наг, препоясан платом» (кон. XVIII в.- БАН. Дружин. 998. Л. 114 об.). В «Руководстве к писанию икон» В. Д. Фартусова (1910) И. упоминается как юродивый «типа русскаго, молод, очень худ телом и лицом, обросший волосами (замечание о волосах не подтверждается сложившейся иконографической традицией.- А. П.), ходил нагой, но так как на иконе неудобно писать нагим, то следует надевать на него бедное рубище» (С. 55). На свитке в руке святого рекомендуется писать слова, сказанные И. при 1-м явлении жителям Боровичей: «Вскую, о правовернии христианства рачитилие, христианина мя суща, и во Христа благочестно веровавша не приемлете, еда за неведение имене моего. Оубо, аще сие оуведати требуете, аз нарицаюся Иаков, приемник тезоименитству Иакова, брата Божия». Т. о., постоянными признаками облика И. (очевидно, судя по внешнему виду мощей, описание к-рых 1544 г. см.: Голубинский. Канонизация святых. С. 87-88. Примеч. 4) служат его юность и бедные одежды. Основные варианты иконографии отличаются тем, что святой мог изображаться как в плате-препоясании, напоминающем аналогичные атрибуты московских блаженных Василия и Максима, так и в ризе (рубахе) и портах (иногда только в ризе). На прориси с иконы XVII в. (возможно, с Минеи на октябрь), где И. представлен рядом с ап. Иаковом, братом Господним (БАН. Собр. воспроизведений. 751. Л. 11 - см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 278-279), на нем рубаха и порты, он держит в деснице крест, что нехарактерно для его иконографии.

http://pravenc.ru/text/200241.html

А. В. Кузьмин Иконография Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские и св. князья Борис и Глеб. Икона. 1-я пол. XIX в. (ТКГ) Преподобные Ефрем и Аркадий Новоторжские и св. князья Борис и Глеб. Икона. 1-я пол. XIX в. (ТКГ) Описание внешнего облика Е. содержится во мн. иконописных подлинниках XVII-XIX вв. под 28 янв. и 11 июня (см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 108-109). Наиболее раннее из них - в рукописи 2-й четв. XVII в. в особом перечне «новых чудотворцев»: «Сед, власы просты, схима на плечах, а брада аки Семиона Столпника» (РНБ. O.XIII.11. Л. 251). Преподобный сравнивается гл. обр. со свт. Николаем Чудотворцем: «Сед, брада доле Николины, на главе схима, в руце держит церковь» (посл. четв. XVII в.: ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 71 об.; см. также: Филимонов. Иконописный подлинник. С. 58, 259-260; Большаков. Подлинник иконописный. С. 69, 106); «подобием что Никола, на главе схима, в руках церковь» (кон. XVIII в.: БАН. Строг. 66. Л. 114 об.); «в схиме, брада доле Николины, корчевата, в руках церковь, бос» (40-е гг. XIX в.: ИРЛИ (ПД). Ф. Отд. поступления. Оп. 23. 294. Л. 58 об.). В подлиннике 30-х гг. XIX в. святой указан дважды, под 28 янв. в тексте отмечено, что «брада менши Златоустовой», на полях приписка: «Николиной» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 117 об., 171). Т. о., характерной особенностью иконографии Е. является изображение модели храма в его руке или руках (очевидно, построенный им собор блгв. князей Бориса и Глеба в Нов. Торге). В иконописных руководствах нач. XX в. образ Е. был дополнен национальными чертами: «Типа венгерскаго, с багроватым цветом тела, старец; одежды преподобническия, в епитрахили, как архимандрит. В руках модель церкви, как у устроителя храма и монастыря. Можно писать ему хартию, по житию: «Оставив свой болярский сан и дом, воздвиже храм во имя государей своих, с[вя]тых Бориса и Глеба, и множество иноков собрав, обитель устрои, довольно в посте и молитвах потрудився»» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 170-171). Ранние известные изображения Е.

http://pravenc.ru/text/182089.html

Подлинник иконописный. С. 81). Но обычно М. сравнивали с рус. преподобными: с Димитрием Прилуцким («сед, брада аки у Димитрия Прилуцкого, власы просты…» - РНБ. Погод. 1931. Л. 126, под 17 марта) и особенно часто - с Сергием Радонежским, с ним же сопоставляли и прп. Макария Желтоводского ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 158): «Сед, брада Сергия Радонежскаго, лоб прост, в схиме» (РНБ. O.XIII.1. Л. 123; БАН. Строг. 66. Л. 89; ИРЛИ. Бобк. 4. Л. 88 об.); «Сед, брада аки Сергиева, власы просты…» (РНБ. Погод. 1931. Л. 161 об., под 26 мая); «образом и брадою аки Сергий» (ИРЛИ (ПД). Оп. 23. 294. Л. 106, под 17 марта); «Макарий пишется якоже Сергий Радонежский» (Там же. Л. 161, под 26 мая) (об уподоблении прп. Сергию см. также: Гадалова. 2015. С. 194-200). Этим описаниям соответствуют фронтальное изображение под 17 марта в Строгановском иконописном лицевом подлиннике (кон. XVI и нач. XVII в.) (М., 1869), а также большинство древних образов святого, на которых он представлен в монашеских одеждах и с опущенным на плечи куколем. Изредка М. изображали с покрытой куколем головой (на отдельных поздних памятниках и на прорисях с икон XVI-XVII вв., ГРМ; см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. 157, 255). В некоторых произведениях, как правило из старообрядческой среды, М. написан с длинной бородой, очевидно в соответствии с обликом сщмч. Власия Севастийского (этот вариант мог быть продиктован желанием устранить сходство М. с прп. Макарием Желтоводским, хорошо известным у старообрядцев и широко почитавшимся в Поволжье). В ряде подлинников помещено описание сцены обретения мощей М., редко встречающееся в памятниках: «А обретение мощей его пишется: несут гроб в церковь, за ним идут попы и диакони, иноки и народ всяким подобием» (РНБ. Погод. 1931. Л. 161 об.; ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 165; Большаков. Иконописный подлинник. С. 102). Иногда этот сюжет лишь упоминается (место подвига указано ошибочно): «В той же день обретение честнаго телеси преподобнаго отца нашего Макариа Колязиньскаго, новаго чюдотворца, составившаго великую обитель во имя Живоначальныя Троицы на Вологде» ( Филимонов.

http://pravenc.ru/text/2561316.html

работе XXI в.: Тр. 2-й Междунар. науч. конф. (Москва, 30-31 окт. 2009 г.)/Отв. ред.: И. В. Поздеева. М., 2011. С. 200. (Мир старообрядчества; 8); Семячко С. А. «Поучение к братии обще живущей»: к вопросу о формировании дисциплинарного устава на Руси//Slovne. 2015. Vol. 4. 1 [В печати]. А. Г. Сергеев Иконография Согласно указаниям иконописных подлинников посл. трети XVII - 40-х гг. XIX в. под 19 мая и в редких случаях под 9 янв. и 9 дек., облик К. уподобляется внешности свт. Григория Богослова, иногда - преподобных Димитрия Прилуцкого или Кирилла Белозерского: «...впросед, брада доле Богослова и шире, мало повилась»; «...подобен Кириллу Белозерскому» (ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 63, 112). Неизменно подчеркивается такая особенность иконографии К., как кудрявые волосы: «...подобием сед изтемна, власы главными кудреват, брада широка аки Григория Богослова, ризы преподобническия» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 349; Большаков. Подлинник иконописный. С. 100); «...сед, брада широка Григория Богослова, власы кудреваты» (ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 162; аналогичные описания см.: РНБ. Погод. 1930. Л. 130; ИРЛИ (ПД). Отд. поступления. Оп. 23. 294. Л. 160; БАН. Строг. 66. Л. 108 - добавлено: «риза празелень, преподобническая»); «...сед, кудреват, брада проста и тупа, короче Дмитриевы Прилуцкаго, мало повилась, ризы преподобническия» (РНБ. Погод. 1931. Л. 76). В пособии для иконописцев В. Д. Фартусова 1910 г., отразившем академическую традицию в иконописании, о К. сказано: «…типа русскаго, из бояр, старец 82 лет, волосы кудрявы, борода средней величины, но широкая и с большой сединой; одежды преподобническия, в епитрахили, как пресвитер. Можно ему писать хартию с его изречением: «Заповеди Божия хранити; к тому же и устав монастырский и чин церковный твердо блюсти»» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 287). Прп. Корнилий Комельский. Покров. 1-я пол. — сер. XVII в. (ВГИАХМЗ) Прп. Корнилий Комельский. Покров. 1-я пол. — сер. XVII в. (ВГИАХМЗ) Иконография К. сравнительно обширна и разнообразна.

http://pravenc.ru/text/2458683.html

2007. С. 200). Иконописный подлинник XVIII в., принадлежавший С. Т. Большакову , под 15 мая повторяет текст Жития с дополнительным указанием на определенный иконографический тип: «...брада Иванна Дамаскина, сед, ризы преподобническия» ( Большаков. Подлинник иконописный. С. 99; подобные описания - Филимонов. Иконописный подлинник. С. 345-346; ИРЛИ (ПД). Перетц. 524. Л. 161, 30-е гг. XIX в.). В более ранней рукописи сказано: «...брада до персей, вдвое повилась... поживе лет 95» (ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 110 об., посл. четв. XVII в.). В нек-рых подлинниках облик святого уподобляется прп. Иоанну Лествичнику или сщмч. Власию Севастийскому: «...сед, всем подобием аки Иван Лествичник» (РНБ. Погод. 1930. Л. 128, посл. треть XVII в., описан под 30 авг.); «...сед, брада доле Власиевы, схима на плечах» (ИРЛИ (ПД). Отд. поступления. Оп. 23. 294. Л. 155, 40-е гг. XIX в.). В руководстве для иконописцев 1910 г. предлагается изображать святого т. о.: «...типа русскаго, средняго роста; очень сух телом, сед, борода более средней величины, остроконечная, лицо худое и продолговатое, брови крутые, впалые глаза кротки и приветливы, в убогой мантии, на голове клобук. В руках хартия с его изречением: Писано есть: брашно и питие не предпоставит нас пред Б[о]гом, но токмо пост, и молитва, и чистота телесная, и воздержание, то поставит пред Б[о]гом» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 281-282). Все известные изображения Е. относятся к периоду не ранее 2-й пол. XVI в. Причиной тому явились обстоятельства, связанные с затянувшимися спорами о пении аллилуия, в центре к-рых оказался Е. Впосл. этот вопрос стал одним из главных при выяснении расхождений между сторонниками реформы патриарха Никона и старообрядцами, когда Житие Е. подверглось осуждению на Соборе 1666-1667 гг. и вместе со службой было исключено из нек-рых богослужебных книг. Т. о., изображения Е. оказались мало востребованными в рус. искусстве XVI-XVIII вв. Однако в местной художественной среде прослеживается устойчивое внимание к образу преподобного.

http://pravenc.ru/text/187848.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010