29-е Усекновение главы Предтечи В жизни Иоанна Предтечи соединены важнейшие преимущества: от чрева матернего он исполнился Св. Духа, жил св. девственником и скончался мучеником. Будучи Предтечею Спасителя по зачатию и рождению своему, Иоанн был Его Предтечею и в проповеди евангелия. О высоком служении Предтечи, имевшем предварить служение Сына Божия спасению мира, издревле предвозвещено было пророками, по предречению коих Иоанн был Ангел, – вестник, посланный прежде пришествия дня Господня великаго и просвещеннаго, устроить сердце человека ко искреннему его ( Maл. III, I, IV, 5 ); был глас вопиющего в пустыни: уготовайте путь Господень, правы сотворите стези Бога нашего ( Исх.40:3 . Мк.1:2–3 ); глас, предшествовавший Богу Слову. Подобно древним пророкам, о служении Предтечи предвозвестили: ангел пред рождением Иоанна, и Захария по рождении его, говоря, что он предъидет пред лицем Господним уготовати пути Его ( Лук.1:17, 76–77 ). Призванный приготовить путь Спасителю, Предтеча до проповеди своей жил в пустыне, чтобы себя возвести до совершенного самоотвержения, какое нужно проповеднику правды; носил одежду из верблюжьего волоса и опоясывался кожаным поясом. Пищею его были акриды и дикий мед. Имея около 30 лет от рождения, Иоанн послан был от Бога свидетельствовать о свете, да вси веру имут Ему ( Ин.1:7 ). Явясь в пустыне иудейской и проходя всю страну иорданскую, Предтеча проповедал покаяние и приближение царства Христова ( Мф.3:2 ), царства благодати и истины ( Ин.1:17 ). Сила проповеди Иоанна была так могущественна, что к нему для слушания учения его и крещения приходили все жители Иерусалима, Иудеи и всех окрестностей Иордана; фарисеи и саддукеи, мытари и воины ( Мк.1:5 , Лк.3:7–14 ). Когда все помышляли о Иоанне: не Христос ли он ( Лк.3:15 ), а некоторые из иудеев посылали к Иоанну священников и левитов, да вопросят его: ты кто еси ( Ин.1:19 ), Предтеча дал ясное свиетельство о Спасителе: аз крещаю водою: посреде же вас стоит, егоже вы не весте. Той есть грядый по мне, иже предо мною бысть: Ему же несмь аз достоит, да отрешу ремень сапогу Его ( Ин.1:26–27 ). Той вы крестит Духом Святым и огнем. Ему же лопата в руце Его, и отребит гумно Свое, и соберет пшеницу Свою в житницу, плевы же сожжет огнем негасающим ( Мф.3:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_62096.html 06 февраля 2009 Архимандрит Тихон (Секретарев), Александра Никифорова " Утешайте, утешайте, люди Моя " Источник:  http://www.pravoslavie.ru/put/29195.htm Православие. ру 2006 год. Февраль. Морозный день. Сверкающий снег. Воздух пахнет дымком топящихся печек. Мы вновь в Печорах. Для прихожан домового храма МГУ это традиция – на масленицу отправляться в Псково-Печерский монастырь, из которого в наш храм была принесена в дар частица мощей мученицы Татианы. В те дни, три года тому назад, обитель жила памятью о новопреставленном архимандрите Иоанне (Крестьянкине). " Земной ангел и небесный человек " Вспоминает наместник Псково-Печерского монастыря архимандрит Тихон (Секретарёв). – Старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин) войдет в историю Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и по времени, и по высоте служения, и по благодати дарования как продолжатель святого старчества на Руси. Одна благочестивая прихожанка рассказывала, как келейница старца Симеона матушка Александра где-то в 1959 году собралась в паломничество по святым местам и пришла к старцу за благословением. Но он сказал ей: " Матушка, зачем вам ехать куда-то? Смотрите, сколько святынь здесь, в обители, – и чудотворные иконы, и мощи... " . Она отвечала: " Я бы хотела пообщаться с отцом Иоанном Крестьянкиным " . Старец Симеон сразу оживился: " Вот-вот, к нему-то съездите обязательно. Он земной ангел и небесный человек " . Зерно, посаженное на смирении сердца отца Иоанна – Однажды, в 1977 году, я был в храме в полиелейный день. Батюшка проповедовал, и мне подумалось тогда: " Как жаль, что его замечательное слово слышат лишь сто человек, стоящих в храме " . Чудо, что сегодня проповеди батюшки переведены на английский, греческий, финский языки и звучат по всему миру! Вот как разрослось скромное зернышко, посаженное на смирении сердца отца Иоанна. – А в каком году отец Иоанн пришел в Псково-Печерский монастырь? – В первый раз – после освобождения из лагеря в 1955 году, но ненадолго. Его сразу взяли в Троицкий собор. И несколько лет спустя отец Иоанн уехал в Рязанскую епархию, как он сам об этом рассказывал, но официально это в документах не отражено. Официальная дата поступления отца Иоанна в Псково-Печерский монастырь – 1967 год.

http://religare.ru/2_62096_1_21.html

Архиепископ Аверкий (Таушев). Св. прав. о. Иоанн Кронштадтский и Римско-католический папизм В переживаемое нами время, когда столько лживых речей слышится о так называемом «соединении церквей», когда ширится и укрепляется вызывающее восторг многих «экуменическое движение» и периодически собирается на свою очередную «сессию» Ватиканский «Вселенский собор», благовременно будет всем истинно-православным христианам вспомнить, какого мнения держался о римско-католическом папизме наш только что светло прославленный великий праведник и чудотворец святой Иоанн Кронштадтский . Вот так, например, пишет он в своих «Мыслях о Церкви» (стр. 13): «Ни одно исповедание христианской веры, кроме Православного, не может привести христианина к совершенству христианской жизни или святости и к совершенному очищению грехов и к нетлению, потому что другие исповедания, неправославные, содержат истину в неправде ( Рим. 1:18 ), примешали суемудрие и ложь к истине и не обладают теми богодарованными средствами к очищению, освящению, возрождению обновлению, коими обладает Православная Церковь . Опыты веков, или история Православной Церкви и прочих церквей, показали и показывают это с поразительной очевидностью. Припомните множество святых нашей Церкви, прежних и нынешних времен, – и отсутствие их, по разделении церквей, в других, неправославных церквах, католической, лютеранской, англиканской». А вот потрясающие мысли святого праведного отца Иоанна, направленные как раз против последнего «экуменического» постановления Ватиканского собора: «Множество существует отдельных вероисповеданий христианства, с различным устройством внешним и внутренним, с различными мнениями и учениями, нередко противными Божественной истине Евангелия и учению святых Апостолов, вселенских и поместных соборов и святых отец. Нельзя считать их все за истинные и спасительные: безразличие в вере или признание всякой веры за одинаково спасительную ведет к безверию или охлаждению к вере, к нерадению об исполнении правил и уставов веры, к охлаждению христиан друг к другу. Симоне, Симоне, се сатана просит вас, дабы сеял, яко пшеницу ( Лк. 22:31 ). Это он, сатана, и сделал и делает, то есть породил расколы и ереси. Строго держись Единой, Истинной Веры и Церкви: Едина вера, едино крещение, един Бог и Отец всех ( Еф. 4:5 )» (стр. 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Pomazan...

В 1897 году г. Павловск отмечал 100 лет со дня своего основания. Группа активистов собирала средства на статую августейшей основательнице - императрице Марии Феодоровне; скульптура должна была стать аналогичной памятнику Императору Павлу. Сельский священник о. Иоанн Жемчужин, прибывший в 1894 г. в павловский приход, невольно оказался в одном ряду с инициаторами юбилейных кампаний - он призывает местных жителей воздвигнуть храм в память великих Императора и Императрицы. Не прекращая ежедневных служб, он часто наведывается к подрядчикам, изучает правила построения церквей и, наконец, получает эскиз будущего храма. Изображенная церковь очень понравилась отцу Иоанну: она была недорогой, без украшений и напоминала храм на его родине. Теперь эскизный проект следовало согласовать с владельцем Павловска - Великим князем Константином Константиновичем, прося разрешения на постройку. Казалось, дело постройки храма начало двигаться. Отец протопресвитер Иоанн Кронштадтский благословил сбор пожертвований, и в эти дни состоятельные горожане пожертвовали сотни и тысячи рублей. Отец Иоанн Кронштадтский тоже вручил на храм 50 рублей, пророчески обещая, что деньги на храм будут. Сумма пожертвований постепенно росла, росло и сочувствие людей к начатому делу. Утверждение проекта у владельца Павловска затянулось почти на полтора года. Великий князь Константин Константинович то не имел времени на рассмотрение проекта, то просто отсутствовал, то желал видеть фасад церкви с видом окружающей местности. На переделку проектов уходило время и деньги, первый проект церкви был изготовлен в конце 1898 года, а подписан Великим князем лишь 11 марта 1900 года, когда церковь уже начала строиться. Забраковав первый проект, Великий князь Константин Константинович велел передать священнику: " Нужно строить церковь художественную, красивую, чтобы она была памятником, достойным имени великих основателей и устроителей Павловска и не резала бы глаза жителям города своим некрасивым видом. А такая церковь, как спроектирована, годна для деревни или для захолустного уездного города, а не для Павловска " .

http://sobory.ru/article/?object=00724

В окрестностях города Устюга, по ту сторону реки Сухоны, близ монастыря Живоначальной Троицы, есть село Пухово. В этом селе, в половине XV века жил благочестивый крестьянин Савва с женою своею Натальей. В первые годы своей супружеской жизни они не имели детей и пламенно молились Господу, чтобы он даровал им дитя, которое могло бы утешить их в старости. Господь услышал молитву праведников и даровал им двух сыновей: Родиона и Иоанна, который после так прославился своею жизнью. Этому светильнику имени Христова суждено было родиться от незнатных и бедных родителей, которые с большим трудом, своими собственными руками добывали себе пропитание. Уже в самом раннем возрасте блаженный Иоанн обнаружил стремление к святой и непорочной жизни; уже в детстве он показал примерное воздержание, за которое Божественная благодать излилась на его юную душу. В среду и пятницу он не ел ничего, а в прочие дни утолял свой голод только одним хлебом с водою. Ночи он проводил почти без сна, в молитве к Господу, от чего его лицо казалось больным, немощным и унылым. Соседи, знавшие его, истолковывали это в худую сторону и говорили, что он малоумен. Но блаженный Иоанн пренебрегал тем, что думали о нем другие, и не переставал изнурять своего тела долгою молитвою и постом. Мать Иоанна, видя, что он день ото дня становится слабее, что его силы постоянно уменьшаются, стала его умолять, чтобы он принимал более пищи. Она говорила: – Чадо, не изнуряй своего тела чрезмерным воздержанием. Смотри, чтобы сильный пост не причинил тебе болезни. Ты еще молод и должен расти, и цвести. Никто в такоймолодости не изнуряет себя таким чрезвычайным постом, Смиренный юноша отвечал матери умоляющим голосом: – Не укоряй меня за это: я молюсь о том, чтобы Бог простил мне грехи, в которых я перед Ним виновен. Когда же мать, которой больно было видеть изнеможение своего сына, снова ему говорила:– Какие грехи ты знаешь за собою и в чем ты виновен перед Богом? Мы не видим в тебе ничего кроме благодати Божией, – то блаженный Иоанн отвечал:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Веры воскреситель Люди потянулись к нему [отцу Иоанну] как к живому свидетельству Небесных Сил, как к живому знаку того, что Небеса живы, божественны и благодатны. Народ, как апостол Фома, ищет вложить персты и осязает. В.В. Розанов А.В. Круглов. Всея России молитвенник Имя отца Иоанна известно всей России. Странствуя по земле Русской, я видел его портреты всюду – и в роскошных кабинетах, и в крестьянских лачугах. Еще не зная лично кронштадтского пастыря, я уже знал его по той молитве, печатной и устной, которая широкой волной расходилась по Руси... Всюду говорили о нем, везде его имя произносили с благоговением и любовью. И понятно было это благоговение, неудивительна и эта любовь, когда везде являлись живые свидетели отцовской любви и пастырской чудотворной молитвы, той помощи, ласки, которые не знали различия между людьми по их состоянию, положению: кронштадтский пастырь всюду нес свое любящее сердце, свою поддержку и богачам, нуждающимся в целении не менее, чем бедняки, и христианам, и иноверцам. Вера его никогда не была мертва, любовь всегда пламенна и деятельна. Этой верою и любовью и был силен почивший пастырь, в этом и была причина его обаяния, его духовной власти над целым народом. В избе крестьянина, где я остановился, я увидел портрет отца Иоанна. – Вы его знаете? – спросил я. – Лично – нет... Но ведь это наш молитвенник! Им наша земля крепка!.. А другой, бывший солдат, сказал: – Видел я его... видел... – И говорил с ним? – Нет... Где говорить! Тысячи... Да и видеть довольно!.. Глянул на меня и всю душу оживил... словно горе все снял... Истинно сказать тебе: никогда так не молился, как в ту пору, когда он служил... Видно, с ним-то и наша молитва сильней становится! Знаменательны эти слова простого русского человека о том, кто всю жизнь молился за братьев и был печальником и другом страдающих и обремененных. И отец Иоанн творил чудеса не только в смысле исцеления. Он творил чудеса над душами и сердцами людей, приходивших к нему. Помню слова писателя из народа Савихина, рассказывавшего об отце Иоанне другому писателю. Да, говорил он, трудно передать словами ту перемену, какая происходила в деревенских жителях, побывавших у отца Иоанна. Там, где прежде стоял гвалт, шум от ссор, он заменялся добрыми отношениями: женщины сходятся вместе, переживают свои впечатления, как бы дышат тем благодатным воздухом, какой там, около Батюшки. Помощь нужна – они отзывчивы... Ибо отец Иоанн всегда говорит: «Любите друг друга и помогайте друг другу... всякому, кто нуждается... без различия... у Бога все равны... и не нам судить, кто достоин, кто нуждается – помоги, не суди и не рассуждай!»

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Закрыть itemscope itemtype="" > Дом трудолюбия св.Иоанна: «Учреждение первых христиан времен апостольских» 03.01.2010 441 Время на чтение 11 минут О Доме трудолюбия св. Иоанна Кронштадтского слышали все, но как он был устроен - знают немногие. Между тем, святой праведный Иоанн Кронштадтский - автор совершенно революционной для своего времени социальной технологии, и к его опыту уличные социальные работники апеллируют до сих пор. Мещане БОМЖ Кронштадт расположен на острове Котлин в Финском заливе, в 26 км от Санкт-Петербурга. Во второй половине XIX в. он был базой военно-морского флота и морским форпостом столицы. Жили в нем моряки и офицеры, члены их семей, различный торговый люд и, как кронштадтцы говорили тогда, «мещане»... Сегодня мы их называем лица «без определенного места жительства». Точнее, место административной ссылки - город Кронштадт - им было определено, а вот о жительстве никто не позаботился. Так и обитали они в землянках и полуразвалившихся домиках, покинутых благонадежными гражданами. Жили тесно - по сорок и пятьдесят человек вместе, в холоде, голоде и безысходной нужде. Летом они добывали хлеб поденной работой в порту и на стройках. Зимой, когда порт был закрыт льдом - попрошайничеством и воровством. В 1855 г., после окончания семинарии, о. Иоанн Сергиев начал свое служение в Андреевском соборе Кронштадта. Молодой священник оказался едва ли не первым, кто обратил внимание на жителей кронштадских трущоб. Он навещал больных, покупал им лекарства и продукты, утешал их в горе и пытался направить на путь истинный. О. Иоанн тратил на бедняков все свои доходы, часто возвращаясь домой без пальто или сапог. Со временем он стал известен как выдающийся проповедник, чудотворец и молитвенник, по молитвам которого Господь подавал исцеление даже смертельно больным. Возможностей благотворить у него становилось все больше, и толпы нуждающихся вокруг него тоже росли. Постепенно он пришел к мысли, что, хотя благотворительность через милостыню тоже необходима, она часто развращает людей и лишает их стимула трудиться. Для того, чтобы помочь отверженным вновь стать уважаемыми членами общества, нужна трудовая помощь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

Закрыть itemscope itemtype="" > Номинант первой Нобелевской Премии Мира Виктор Немеровский о Царе Николае II как миротворце, опередившем своё время 19.11.2022 617 Время на чтение 9 минут Источник: Православие.ру 20 октября (2 ноября по н.ст.) 1894 года в Ливадии скончался Государь Император Александр III Миротворец. На следующий день – 21 октября (3 ноября) – на Всероссийский престол взошел Император Николай II, а Царица Александра Федоровна присоединилась к Православию. 14 (27) ноября того же года состоялось их бракосочетание и Венчание. Каждую неделю жители Пскова, горячо почитающие семью последнего российского Императора, причисленную в 2000-м году к лику святых, молятся ей в Царской часовне. В акафисте Царю Николаю II есть слова: «Радуйся, в житии твоем миротворче». Хотя о Николае II как миротворце, е сожалению, знают далеко не все. Этой более чем актуальной теме посвящена книга «Миротворческая деятельность Императора Николая II (1894–1917 гг.)», написанная Виктором Немеровским, кандидатом педагогических наук, доцентом Псковского государственного университета, автором 16 учебных пособий, 8 монографий по педагогике, истории и спорту, 5 оздоровительно-образовательных технологий, награжденным знаком отличия «Ветеран» Министерства науки и высшего образования РФ. Портрет императора Николая II. 1896. Художник: Илья Репин – Виктор Михайлович, в своей проповеди на день 4/17 июля святитель Иоанн Шанхайский, Западно-Европейский и Сан-Францисский Чудотворец, сказал о том, что Государь Николай II воплотил в себе лучшие черты Царей Дома Романовых, что преступление против него тем страшнее и греховнее, что вместе с ним была убита вся его семья, ни в чем не повинные дети, что такие преступления не остаются безнаказанными. Они вопиют к Небу и низводят Божий гнев на землю. – Святитель Иоанн (Максимович) назвал причину того, что сейчас происходит с нами. Жаль, что не все осознают тот факт, что именно за убийство беззащитного Царя-мученика и его семьи страдает ныне весь русский народ, допустивший страшное злодеяние и безмолвствовавший, когда Царя подвергли унижению и лишению свободы. Владыка Иоанн говорил, что пред униженным, оклеветанным и умученным Царем должна склониться Русь, что Божья Правда требует от нас глубокого осознания греховности содеянного и покаяния перед памятью Царя, что величайшее преступление, совершенное в отношении Царя-мученика Николая II и его многострадального семейства, должно быть заглажено горячим почитанием его и прославлением его подвига.

http://ruskline.ru/opp/2022/11/19/nomina...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пасха со святым Иоанном Шанхайским 20.04.2023 302 Святитель Иоанн Шанхайский Источник: Православие.ру У одного из старейших священников Русской Зарубежной Церкви – протоиерея Георгия Ларина – в жизни есть особое благословение: маленьким мальчиком в Шанхае он был близко знаком со святым Иоанном Шанхайским и Сан-Францисским и многому научился у него. Несколько раз будущий отец Георгий, а тогда просто Жора, встречал с владыкой Иоанном Светлое Христово Воскресение и хорошо запомнил, как тот буквально летал по заполненному богомольцами храму. Эту пасхальную радость он пронес через всю жизнь. – Отец Георгий, помните, как владыка Иоанн служил на Пасху? – В Шанхае был довольно большой собор. В Пасхальную ночь он был забит народом, и владыка Иоанн буквально летал по нему. Он обходил людей с кадилом и всех приветствовал: «Христос Воскресе! Христос Воскресе!» Он говорил это с таким восторгом – словно ребенок. Он и был таким – у него была совершенно детская душа, такой необыкновенный человек. Знаете, как будто святой Николай Чудотворец появился живой среди нас, и с таким восторгом, с такой радостью поздравлял всех с этим великим Праздником. Владыка так быстро передвигался по собору, что едва не летал в буквальном смысле слова. Иподиаконы, которые справа и слева держали дикирий и трикирий, бегали за ним, но все равно не успевали. И таким образом владыка обходил весь собор. Я никогда этого не забуду. У меня и много других вещей связано с владыкой Иоанном. Если бы не он, у меня жизнь прошла бы совсем иначе, и владыка это мне предсказывал. – Иподиаконы за владыкой не успевали. А вы-то, маленький мальчик и его посошник, поспевали? – Да-да. Ну, я-то был совсем маленьким, бежал за ним, но иногда отставал. Рядом были два больших иподиакона. Вот таким образом я и обегал весь собор, и у меня тоже была огромная радость, которая передавалась от владыки. Трудно объяснить, какое это чувство, но очень хорошее. И я уверен, что другие люди, которые находились тогда в соборе, тоже ощущали эту радость. Многие оставались до самого конца службы, но мои родители обычно уходили раньше – после заутрени и до начала литургии. Они брали нас, детей, домой, и мы там разговлялись: я был совсем маленький, лет 8–10, а мой брат младше на 2 года.

http://ruskline.ru/opp/2023/04/20/pasha_...

Закрыть itemscope itemtype="" > Царь и Россия Развернутый отклик на выход в свет духовно просветительской книги о Святом Царе Николае Александровиче 06.10.2017 1312 Время на чтение 50 минут Предлагаемый вниманию читателей книжный сборник « Царь и Россия » (М.: Отчий Дом. 2017) составлен из разнообразных размышлений светских лиц и свидетельств церковных деятелей ХХ столетия о смысле жизненного подвига и державного служения Святого Царя Страстотерпца Николая Александровича. Тайна Царского Первопрестольного Богослужения В своей же общности данный свод посвящен многогранному духовному осмыслению тайны взаимоотношений Святого Государя Николая II и России в её многогранных качествах. Вот главные из качеств и составов России. 1. Россия - величайшая во всём мipe и во всей истории человечества страна. 2. Россия - Русский Народ со всеми братскими и добрососедскими Народами, её населяющими. Причем здесь Русский Народ - не только современник Государя Императора Николая II, а Русский Народ во всей его исторической соборной целокупности с древнейших эпох и до грядущего конца времен. 3. Россия - Православная Держава как хранительница Вселенской Православной Церкви и чистоты догматов Православной Веры. 4. Россия-Русь как исключительное на Земле священное пространство. Именно об этом обширнейшем Священном Месте Праведный Иоанн Кронштадтский на спаде революции 1905-1907 годов пророчествовал: «Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня» . Всероссийский Чудотворец духом прозирал в грядущем Второе Славное Пришествие Иисуса Христа для Его Страшного Суда именно в сакральном пространстве Святой Руси. Знаменательно, что в том речении Праведный Отец Иоанн свидетельствует не обо всём Русском Народе, а о разрозненных «русских людях», лишившихся соборного разумения. Святой Праведный Иоанн Кронштадтский в своем утверждении не был новатором. Пророческое осмысление Руси как Подножия Престола Всевышнего Судии относится ещё к XIV веку, к совокупному эсхатологическому Богословию Святителей Петра, Феогноста, Алексия и Киприана, Митрополитов Киевских и всея Руси, Московских Чудотворцев, Преподобных Сергия и Епифания Радонежских, а также к иконологии Феофана Грека и его учеников, включая Преподобного Андрея Рублева. Их соборное эсхатологическое учение о Руси как о месте схождения Нового Иерусалима с Небес (Откр. 21, 2) иконографически было воплощено в образе «Спаса в Силах Небесных», который живописал ветхозаветное пророческое видение из первой главы Книги Пророка Иезекииля второго славного пришествия Господа нашего Иисуса Христа и видений Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (Откр. 4, 2-8; 20, 7-8). Подножие Престола Господня, Священная Земля на иконах данного извода изображается в виде алого прямоугольника с символами Евангелистов по его углам.

http://ruskline.ru/analitika/2017/10/07/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010