Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Священномученик Ермоген (Гермоген), Патриарх Московский и всея России, чудотворец (+ 1612) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 17 февр. в день преставления, 12 мая в день прославления и 5 окт. вместе с Собором пяти московских святителей и всея России чудотворцев После свержения татарского ига (1480) и падения Золотой Орды на Волге образовались небольшие ханства: Казанское и Астраханское. Оттуда татары совершали набеги на Русь, грабили и уводили пленных. Будущий Патриарх всея России Ермоген (Гермоген) родился в Казани в 1530 г. и был наречен во святом Крещении Ермолаем. Отец его принадлежал к тем отважным русским людям, которые не боялись селиться в этом разбойничьем гнезде. Детство и юность будущего Первосвятителя земли Русской прошли среди суровых рассказов и впечатлений: за год до его рождения на русском кладбище был погребен юный пленник Иоанн, замученный за веру (память его 24 янв.). Когда Ермолай был уже взрослым, татары замучили двух его новокрещеных сограждан-татар — Петра и Стефана (память их 24 марта). На его глазах непрерывно прибывали в Казань толпы русских пленных. Наконец в 1552 г. царь Иоанн Васильевич IV завоевал Казань. Тогда только смогло облегченно вздохнуть христианское население Казани. Была учреждена Казанская епархия. Ермолай удостоился лично знать и быть в духовном общении с великими просветителями своего родного города: это был казанский первосвятитель архиепископ Гурий, кроткий молитвенник и ревностный проповедник-радетель просвещения (память его 4 окт.); помощником его был, во-первых, архимандрит Герман (память его б нояб.), преемник его по кафедре, известный своей просвещенностью и неустрашимостью. Друг и заступник священномученика Филиппа, митрополита Московского, он и сам стал священномучеником, будучи зарублен за него опричниками 6 ноября 1568 г. Будущий Патриарх Ермоген, положивший душу свою за землю Русскую, был его учеником: он окончил школу в Зилантьевом монастыре, основанном архимандритом Германом, и всегда называл его своим «учителем».

http://sedmitza.ru/lib/text/436940/

Makarios, Hierodeacon. It Is Later Than You Think! American Aposde to the Russian People//«Pravda». Ru. 2002. Sept. 27. [Mansur, Mary]. “With the Saints Give Rest...”//Orthodox America. 1982. Rossi, Vincent. The American Acquisition of the Patristic Mind//The Orthodox Word. 1984. Р.267–274. Sherry, Matthew. A Warrior of the Spirit for Modem Times//The Orthodox Word. 1994. 327–333. Stephen, Fr. Fr.Seraphims Beginnings as an Orthodox Writer//The Orthodox Word. 1984. P.31–37. Stephens III, Dr.Raphael W. Fr.Seraphim Rose, Patron of the Unborn//The Orthodox Word. 1989. Р.157–160. Stolen Glimpses into the Inner World of Fr. Seraphim//The Orthodox Word. 1987. Р.300–303. Toner, Jamey. “Maranatha!”//The Orthodox Word. 1994. Р.321–326. Yentzen, Celia. A New Miracle of Fr. Seraphim//The Orthodox Word. 2004. P.217–219. The Twentieth Anniversary of Fr.Seraphims Repose//The Orthodox Word. 2002. Р.209–215. Young, Fr. Alexey [Hieromonk Ambrose], A Mighty Pen Is Stilled//Orthodox America. 1982. Young, Fr. Alexey [Hieromonk Ambrose]. Letters from Fr. Seraphim. Richfield Springs (N.Y.), 2001. Young, Fr. Alexey [Hieromonk Ambrose]. My Advice to Converts//Again. 1994. Dec. 4. Vol. 17. Р.25–27. Young, Fr. Alexey [Hieromonk Ambrose]. Personal Reminiscences of Fr. Seraphim//The Orthodox Word. 2002. Р.233–241. Young, Fr. Alexey [Hieromonk Ambrose], The Royal Path of the Righteous Hieromonk Seraphim of Platina//Orthodox America. 2002. Р.6–7, 12. Young, Fr. Alexey [Hieromonk Ambrose]. Two Miracles of Fr.Seraphim//The Orthodox Word. 1984. P.44–45. Книги о.Серафима (Роуза), изданные на русском языке Аще забуду тебе, Иерусалиме/Сб. ранних работ. Мстиславль: Просветитель, 1995. Блаженный Иоанн Чудотворец. М.: Правило веры; Русский паломник, 1993. Блаженный Иоанн Чудотворец. Изд. 2-е. М.: Братство прп.Германа Аляскинского; Российское отделение Валаамского общества Америки, 1999. Божие откровение человеческому сердцу. М.: Братство прп.Германа Аляскинского; Российское отделение Валаамского общества Америки, 1994; 2-е изд. – М.: Московское подворье Свято–Троицкой Сергиевой лавры, 1997.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Rouz/o...

А. Леднев, Е. Лукьянов Содержание Вступление Епископ Василий (Родзянко). Слово о владыке Иоанне Владимир Шохин. Святитель Иоанн (Максимович) – великий чудотворец Истоки Детство и юность (1896 – 1921) Югославия (1921–1934) Китай (1934–1949) Филиппинский архипелаг (1949–1951) Западная Европа (1951–1962) Америка (1962–1966) «Хотя я и умер, но я Жив» Иеромонах Серафим (Роуз). Православное богословие блаженного архиепископа Иоанна (Максимовича) Творения святителя Иоанна Как св. православная Церковь чтила и чтит Божия Матерь Происхождение закона о престолонаследии в России Проповеди, доклады и статьи святителя Иоанна Россия Праздничный круг Святительское слово Ангел Сан-Францисской паствы Наставления, указы и распоряжения святителя Иоанна Предварительное исследование гробницы архиепискова Иоанна Обретение честных мощей святителя и чудотворца Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского Акт комиссии по освидетельствованию останков святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Пир веры. Торжество святости глазами паломника Вместо послесловия. О почитании святителя Иоанна в России     Сборник посвящён современному русскому святителю Иоанну Шанхайскому и Сан-Францисскому. Его прославление состоялось недавно, а почитание давно уже приобрело ха­рактер вселенский. В Америке, России, Франции, Сербии, Греции, Австралии, Голландйи и многих других странах возно­сятся молитвы святому Владыке. В сборник помимо проповедей и указов архиепископа Иоанна вошли его богословские и исторические произведения. Житие Святителя, составленное Владимиром Шохиным, и ряд материалов о прославлении публикуются впервые. Вступление Пока неспешно складывался сборник, что вы держите в руках (основанием его послужило жизнеописание, составленное в 1993 году), имя святителя Иоанна, архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского, стало хорошо известно верующим в России благодаря публикациям последних лет. На Родине Святого появилось множество его почитателей и, судя по многим свидетельствам, почитателей не напрасных.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Беседа на Богоявление Господне. Святого Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского Мужи, возлюбленные Христу и любящие общение и братство! Удостойте благосклонного вашего внимания мою беседу, и, отверзши слух свой, как бы некие двери, приимите слово мое и внемлите моей спасительной проповеди о крещении Иисуса Христа, совершившемся на реке Иордане, дабы вам сильнее возлюбить Господа, низшедшего к нам до такой степени. Хотя торжество Богоявления или откровения Спасителя нашего прешло уже; но благодать его всегда пребывает. Посему постараемся ею насытить и усладить ненасытимые сердца (в делах спасения такая ненасытимость похвальна). Итак, прейдем все из Галилеи в Иудею и изыдем вместе со Христом: ибо блажен тот, кто шествует вместе с Путем жизни. Изыдем, – и мысленными стопами достигнем Иордана, чтобы зреть, как Тот, Кто не имеет нужды в крещении, крещается от Иоанна Крестителя, дабы даровать нам благодать Крещения. Изыдем, – и узрим образ нашего возрождения, который напечатлелся в сих водах. Тогда приходит Иисус от Галилеи на Иордан ко Иоанну креститися от него ( Матф. 3:13 ). Какая кротость и смирение Господа! Какое снисхождение! Небесный Царь приходит ко Иоанну – Своему Предтече, не будучи окружен воинством Ангельским, и не предпосылая пред Собою вестников, т. е. бестелесных Сил; но, подобно простому и обыкновенному воину, Он приходит к собственному Своему воину, приступает к нему как бы кто-нибудь из среды простого народа; в числе пленников обретается Искупитель их и Судия; к погибшим овцам присоединяется добрый Пастырь, Который ради заблуждшей овцы низшел с неба, и между тем не оставил неба; с плевелами смешалась небесная пшеница, произросшая без человеческого семени. Иоанн Креститель, увидев Его, узнал, что это действительно – Тот Самый, Которого он исповедал и почтил, быв еще во чреве матери, ради Которого он так рано, преступив пределы естества, взыгрался в матерней утробе. Опустив свою руку, и преклонив свою главу, как возлюбленный раб Господень, Иоанн сказал Ему: аз требую Тобою креститися, и Ты ли грядеши ко мне ( Матф. 3:14 )? „Что делаешь Ты, Господи? Для чего превращаешь порядок вещей? Для чего, наравне с рабами, от раба Твоего просишь того, что свойственно рабам? Для чего желаешь получить то, в чем не имеешь нужды? Для чего меня, Твоего раба, Ты подавляешь столь великим снисхождением и смирением? Аз требую Тобою креститися: но Ты не имеешь нужды креститься от меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Закрыть Святители Лука Крымский и Иоанн Шанхайский В Москве пройдет встреча «Вера и медицина», посвященная сразу двум чудотворцам XX века, помогающим в исцелении больных 16.03.2019 1733 Время на чтение 9 минут 18 марта 2019 года, в понедельник, в день памяти святителя Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Симферопольского и Крымского, в московском храме святого Великомученика и Целителя Пантелеимона при Центральной клинической больнице 1 (филиале НУЗ «НКЦ ОАО «РЖД») по благословению настоятеля храма иерея Петра Михалева будет отслужена Божественная литургия преждеосвященных даров, которая обычно в Великий пост совершается лишь в среду и пятницу. Но в больничном храме невозможно не отметить этот день и не помолиться святому врачу, который 85 лет тому назад, в 1934 году, опубликовал «Очерки гнойной хирургии», за которые в феврале 1946 года получил Сталинскую премию 1-й степени и которая до сих пор является настольной книгой многих врачей. А в канун праздника, 17 марта в 14.00, в трапезной храма состоится встреча «Вера и медицина», посвященная сразу двум чудотворцам XX века, помогающим в исцелении больных, – святителям Луке Крымскому и Иоанну Шанхайскому и Сан-Францискому, 25-летие со дня прославления которого будет отмечаться в 2019 году. По молитвам к двум выдающимся архипастырям XX века, величайшим подвижникам Православия, Господь подает исцеление от неизлечимых болезней, обретение веры, разрешение семейных, бытовых и материальных проблем. Они оба были молитвенниками за всех страждущих и нуждающихся, защитниками и пастырями добрыми, но один из них служил Богу и людям в России и Украине , а второй по воле Божьей оказался вдали от своей многострадальной Родины. Участники встречи увидят посвященный Иоанну Чудотворцу фильм «Помощь придет!» и смогут приобрести книгу «В помощь болящим. Письма от благодарных почитателей Святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского». Верующие смогут приложиться не только к святыням, которые постоянно находятся в храме, – иконе с частицей мощей святителя Луки Крымского и ковчегу с частицей мощей святого Целителя Пантелеимона, но и к поясу и подряснику Владыки Иоанна, на время переданным храму Фондом Иоанна Шанхайского.

http://ruskline.ru/news_rl/2019/03/16/sv...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН ЧУДОТВОРЕЦ (кон. VIII - нач. IX в.), прп. (пам. 4 дек.), еп. Поливотский. Единственным источником сведений об И. Ч. является краткое Житие, помещенное в ряде визант. Синаксарей,- К-польской ц., кон. X в., Laurent. San Marco. 787, 1050 г. и др. В его основе может лежать утраченное пространное Житие этого святого. Согласно синаксарному Житию, И. Ч. с детства стремился к праведной жизни, избегал игр и веселья, проводя дни в посте и молитве. Видя его усердие и подвиги, патриарх рукоположил И. Ч. во диакона, а затем во иерея. Через некоторое время он получил должность скевофилакса (вероятно, в Софии Святом соборе в Константинополе ), а затем был рукоположен во епископа г. Поливот (ныне Болвадин, Турция). После возобновления иконоборческих гонений при имп. Льве V Армянине (813-820) И. Ч. отправился в К-поль, чтобы обличить императора в нечестии. Вернувшись, он наставлял христиан, чтобы они были готовы пролить кровь за веру. Вскоре после поездки в столицу И. Ч. скончался. Около его мощей совершалось множество чудес. Когда напавшие на Византию арабы, взяв Аморий (ныне Хираскёй) в авг. 838 г., захватили и Поливот, они разорили церковь и хотели сжечь мощи И. Ч., но те остались невредимыми. При этом кто-то ослеп, у других отсохли руки или искривилась шея. Раскаявшись, арабы стали просить у святого помиловать их. Они отпустили всех ранее взятых в плен христиан и получили исцеление. Мощи святого оставались нетленными в течение долгого времени, и в день Пятидесятницы, престольного праздника кафедрального собора Поливота, тело И. Ч. доставали из раки, облачали в епископские одежды и водружали на епископский трон, где оно и находилось во время совершения литургии. От мощей получало исцеление множество бесноватых. Впосл. мощи были перевезены в г. Мосинополь во Фракии. Помимо 4 дек. память И. Ч. встречается под 13 февр. в Минологии имп. Василия II кон. Х - нач. XI в. (PG. 117. Col. 312).

http://pravenc.ru/text/471555.html

Протоиерей Сергий Гарклавс: Будешь для России добрым священником В США скончался последний хранитель чудотворной Тихвинской иконы Божьей Матери протоиерей Сергий Гарклавс. 20 октября, 2015 В США скончался последний хранитель чудотворной Тихвинской иконы Божьей Матери протоиерей Сергий Гарклавс. Вечером 19 октября в госпитале города Чикаго, на 87 году жизни скончался хранитель Тихвинской иконы Божией матери, духовник братии Тихвинского монастыря протоиерей Сергий Гарклавс. О своем пути, о спасении иконы и возвращении ее в Россию — в интервью о. Сергия журналу «Ладья». Начало пути — Мои родители были очень благочестивыми, богобоязненными людьми. Они не могли принять власть большевиков, которые разрушали храмы, уничтожали духовенство, а потому перебрались из родной Воронежской губернии в латвийский приморский город Виндаву (с 1917 года официальное название Вентспилс, — ред.) Там мы и встретили войну. Помню, как 22 июня 1941 года, уже под утро, вдруг раздался страшный грохот. Мы выбежали на улицу и увидели, как немецкие самолеты бомбили военные и гражданские суда в порту. Но были в 1941 году и светлые для меня моменты. Например, знакомство с владыкой Иоанном (Гарклавсом), моим будущим приемным отцом. Тогда он был священником и служил в Свято-Николаевском храме, неподалеку от которого мы и жили. Мне было 13 лет, когда отец Иоанн спросил у родителей, не возражают ли они, чтобы я начал прислуживать в храме. Родители были только рады, я – тоже. Помню, как волновался во время первой службы. Особенно переживал из-за стихаря (длинная одежда с широкими рукавами): мне он был явно не по росту и я опасался, что запутаюсь и упаду. Но все прошло очень хорошо. Так началось мое служение. Помню, как наш церковный староста Александр Александрович Димитриев сказал мне: «Закончится война, Россия освободится, и будешь ты для нее добрым священником». — Виндава – небольшой город. Чувствовалась ли там война? — Можно сказать, мы находились в тылу. Но и у нас ввели карточную систему, был комендантский час. Вблизи Виндавы немцы оборудовали лагеря, которые были переполнены советскими военнопленными. Они находились там в нечеловеческих условиях! Один раз отцу Иоанну удалось убедить немецкое командование отслужить службу для военнопленных. Дочери церковного старосты помогли нам и напекли пять больших корзин просфор. Немцы не разрешали проносить на территорию лагеря еду. Но отец Иоанн объяснил, что это просфоры, без которых невозможно причастие. Я до сих пор помню ту службу… Тысячи две мужчин со слезами на глазах слушали отца Иоанна. Мы раздали всем просфоры и пленные ели их, словно это была манна небесная, а не хлеб.

http://pravmir.ru/protoierey-sergiy-gark...

Слово в день Святителя и Чудотворца Николая 44 Побеждающему дам сести со Мною на престоле Моем, якоже и Аз победих, и седох со Отцем Моим на престоле Его ( Откр. 3:21 ). Св. тайнозритель Иоанн, передавший нам из уст Иисуса Христа величественное обетование, не изъясняет, кто те великие и славные победители, которые имеют сесть с победителем Христом на престоле Его, кого и как они побеждают, да и что такое значит сесть на престоле? Посему нам самим должно искать изъяснения в Слове Божием. И когда приличнее сделать сие, как не в настоящий день, когда мы прославляем и ублажаем великого Угодника Христова, Святителя и Чудотворца Николая? Побеждающему дам сести со Мною на престоле. Явно, что победитель должен быть воин, снабженный всем потребным оружием. Ибо победа не бывает без сражения, и сражаться без оружия невозможно. Кто же сей воин? Это царь и раб, пастырь и пасомый, начальствующий и подчиненный – это всякий христианин. Знал ли ты, возлюбленный слушатель, о том, что состоишь в военной службе у Царя Небесного? Знай, что и Апостолы смотрели на себя, как на воинов: во плоти ходяще не по плоти воинствуем, говорит о себе и о других Апостол Павел ( 2Кор. 10:3 ); знай, что сей Апостол и возлюбленному своему по духу чаду Тимофею преподал наставление, как воину: воинствуй, говорит ему, доброе воинство, то есть, проходи добрую службу воина, храня веру и добрую совесть ( 1Тим. 1:18 ), и злопостражди, яко добр воин Иисус Христов ( 2Тим. 2:3 ). Различие воина от невоина состоит во внешности, но по внутреннему человеку не должно быть различия. Не два пути к престолу вечной славы, но один. Побеждающему дам сести на престоле Моем. С кем должны мы сражаться, и кого побеждать? Разрешение сего вопроса находится в победе, совершенной Иисусом Христом. Кого же победил Христос? Христос победил сатану. Для того и явился Сын Божий, говорит Св. Иоанн, чтобы разрушить дела диавола ( 1Ин. 3:8 ). Вспомним победу Его над диаволом в пустыне. Чего не делал сей лукавый, искушая Господа? Сперва раскинул сеть чувственных удовольствий: рцы, да камение сие хлебы будут ( Мф. 4:3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Klemen...

сост. свящ. Иоанн Кузнецов Святый блаженный Василий, Христа ради Юродивый, Московский чудотворец Св. блаж. Василий родился в 1469 г. при Великом князе Московском Иоанне III Васильевиче. Родители его, Иаков и Анна, жили в подмосковном (в то время) селе Елохове – что теперь в Москве Елоховская и Басманная улицы – близ церкви Владимирской Божией Матери (ныне св. муч. Никиты в Басманной). 18 С малых лет преисполненный любви к Богу, Василий желал всецело посвятить себя на служение Ему и для Бога отрекся от мира и плоти. Дабы никакия земные привязанности не могли помешать ему в последовании за Христом, он решился порвать самую дорогую и близкую для сердца привязанность к своим благочестивым родителям: имея всего 16 лет от роду он покинул их дом и пришел в Москву 19 , где и подвизался потом до самой своей блаженной кончины. Зная, как легко наша любовь к земным удовольствиям превращается в страсти, которые затем порабощают себе наш дух, Василий не только лишил себя всех дозволенных благ и удобств земной жизни, её невинных радостей, но и стал всячески изнурять тело свое: он совершенно отринул самые обыкновенные, естественные человеческия заботы об одежде, обуви, крове и пищи. Москвичи стали видать на улицах блаженного совершенно нагим и босым. Летом его опалял солнечный зной, холодный дождь пронизывал осенью, зимою мучили жестокие морозы, от которых и самая земля разседалась, но блаженный ничем не прикрывал своего тела, до самого конца своей жизни ходил без всякой обуви и одежды, так что и прозван был «нагоходцем». Вместе с этим он томил себя голодом и жаждой: никто из Московских жителей не видал его рано ядущим или пьющим: лишь поздно вечером вкушал он чего-нибудь и то в самом умеренном количестве. Не имел блаженный и определенного пристанища. Днем скитался он по Москве, а ночи проводил (не столько в отдыхе и сне, сколько в молитве) или на папертях церковных (где к утру и засыпал на их жестоком каменном помосте) или в башне у Варварских ворот в стене Китай города. Только в редких случаях блаженный позволял себе воспользоваться приютом на несколько часов у одной благочестивой вдовы боярыни Стефаниды Юрловой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

19-е число Святого Иоанна, епископа Готфского Иоанн, уроженец торгового местечка Партенита (близ нынешней горы Аю-даг в Крыму), в юности посвятил себя на служение Богу, и когда епископ Готфский в 754 году подписался под определениями иконоборческого собора в Константинополе и тем заслужил высшую кафедру, митрополию Ираклийскую, то Готфы не захотели иметь епископа из Константинополя и избрали сего Иоанна, который впрочем не вдруг принял сан, а путешествовал на Богомолье в Иерусалим, где провёл три года; возвратившись, отправился в Грузию и тамошним католикосом посвящён в епископа. В 780 году, при императрице Ирине, послал Константинопольскому патриарху Павлу свиток с изложением веры (о почитании икон) и по удалении Павла (в августе 784 г.) приходил в Константинополь по делам церковным. Возвратясь, нашёл, что Хазары заняли своим гарнизоном Дори, главный город его епархии. Иоанн убедил властителя Готфии выгнать Хазар; но каган Хазарский вновь овладел этим местом, многих казнил, а Иоанна отдал под стражу. Верные помогли епископу бежать за море, в Амастриду, где он через четыре года и скончался (26-го июня 790 г.). Тело его в июле того же года перенесено в Готфию и похоронено в Партенитском монастыре св. Апостолов Петра и Павла. Святого священномученика Патрикия, епископа Прусского Святого священномученика Патрикия, епископа Прусского, и с ним трёх пресвитеров: Акакия, Менандра и Полиена. За обращение язычников в христианство обезглавлены в царствование Юлиана, в 362 году. † Преставление святого князя Иоанна Угличского, в иночестве Игнатия Князь Иоанн был сын Угличского князя Андрея Васильевича и внук великого князя Василия Тёмного 278 . – Он почти всю жизнь страдал за то только, что был из княжеского рода. В сентябре 1491 года отец его князь Андрей Васильевич был вызван из Углича в Москву. Ему объявили здесь, что по воле великого князя он лишается свободы, так как он – изменник, не выслал войска против татар. «Волен Бог да государь мой брат, отвечал Андрей, а Всевышний рассудит нас в том, что невинно лишаюсь свободы».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010