Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни Источник По благословению Высокопреосвещеннейшего Евсевия, митрополита Псковского и Великолукского Свято-Успенской Псково-Печерской обители священноархимандрита. Курсовое сочинение архимандрита Иоанна Крестьянкина «Преподобный Серафим Саровский чудотворец и его значение для русской религиозно-нравственной жизни того времени», написанное во время обучения будущего старца в Московской Духовной Академии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре (1947–1950 гг.), публикуется впервые. Эта работа, плод рассуждений священника Иоанна о судьбах монашества и старчества, имела огромное значение для духовного становления будущего инока Божия. Преподобный Серафим Саровский становится духовным маяком на пути отца Иоанна к монашеству, этот святой особо присутствовал в жизни батюшки: дважды через преподобного Серафима Господь открывал священнику Иоанну Свою волю о нем. Описанный в сочинении идеал светлого старца, стяжавшего «дух мирен», полного светлой пасхальной радости, принимавшего всю духовно больную, измученную Россию, со временем воплотил и сам отец Иоанн в годы своего старчества. Предисловие Изучение жизни прославленных Церковью подвижников благочестия, усвоение оставленного ими духовного наследия, выяснение их влияния на окружавших их людей представляет большой познавательный интерес. Но наряду с этим такое изучение приносит и величайшую духовную пользу: ведь влияние этих выдающихся личностей на общество отнюдь не ограничивается кратким периодом их жизни. «Христианские святые воплотили в себе дух евангельского учения, распространили вокруг себя силу и жизненность христианских начал, возбуждали своим примером среди своих современников ревность и любовь к духовным подвигам, стали – скажем словами профессора Ключевского – «для грядущих поколений не просто великими покойниками, а вечными их спутниками, даже путеводителями, так что целые века благоговейно твердят их дорогие имена не столько для того, чтобы благотворно почтить их память, сколько для того, чтобы самим не забыть правила, ими завещанного». Они вышли из нас, были плоть от плоти и кость от костей наших, а поднялись на такую высоту, о которой трудно было и помыслить, чтобы она кому-нибудь из нас была доступна. В этом именно многочисленном, как звезды небесные, «торжествующем соборе» праведников ... люди всех званий и возрастов, всякого умственного и нравственного развития легко могут найти себе соответствующие образцы для подражания» (Недельский) 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Православие и современность. Электронная библиотека. " ( www.lib.eparhia-saratov.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ). Предисловие Сия книга " В Мире Молитвы " издана Комитетом Русской Православной молодежи за границей, как очередной вклад к 1000-летию Св. Крещения Русского Народа.Всероссийский молитвенник и чудотворец Св. Праведный о. Иоанн Кронштадтский, Чудотворец, был образцом православного священника не только в России, но во всей вселенной.По его молитве изливалось море чудес и всех посещала Божия милость и Благодать.1988 г. является годом историческим и неповторимым. А для каждого из нас является годом проверки своей совести - верны ли мы святому отеческому Православию и ставим ли мы во главу угла исполнение заповедей Христовых и хранение чистоты и верности Истине.Читая эту книгу, мы видим, какими мы должны быть, и пусть это издание принесет пользу каждому и заставит нас отрясти суету мирскую и заняться главным - слушанием и хранением и исполнением единого на потребу - глаголов Вечной Жизни Св. Евангелия.Господь и Царица Небесная и Св. Праведный о. Иоанн Кронштадтский Чудотворец да будут в этом деле нашими помощниками и наставниками.Протод. Никита Чакиров23 апреля - 6 мая 1987 г.Св. Велик. Георгия Победоносца и царицы Александры I. О существе, значении и силе молитвы 1. Молитва - доказательство моей разумной личности, моей богообразности, залог моего будущего обожения и блаженства. Я из ничего создан; я ничто пред Богом, как ничего своего не имеющий; но я, по милости Его, есмь лице имею разум, сердце, волю свободную и при своем разуме и свободе могу сердечным обращением к Нему постепенно увеличивать в себе Его бесконечное царствие, постепенно все больше и больше умножать в себе Его дарования, почерпать из Него, как из приснотекущего неисчерпаемого Источника, всякое благо духовное и телесное, особенно духовное.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1011...

Рязань. Домовая церковь Николая Чудотворца при бывшем Благородном пансионе Первой мужской гимназии. Карта и ближайшие объекты Никольская церковь при гимназическом пансионе устроена в 1868 г. бывшим почетным попечителем гимназии тайным советником и камергером Николаем Гавриловичем Рюминым. Настоятелем церкви состоит с 1868 г. законоучитель гимназии протоиерей Иоанн Ефимович Любимов. Иоанн Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных…», т. 1. - Зарайск. Типография А.Н. Титовой, 1884 г. Никольская домовая церковь с престолом во имя свт. Николая Чудотворца при Благородном пансионе Первой мужской гимназии на Владимирской (Свободы) улице устроена была в 1868 году почётным Попечителем гимназии, тайным советником и камергером Николаем Гавриловичем Рюминым в доме, который подарил он в 1833 году этой гимназии (ныне здание Рязанского областного художественного музея им. И.П. Пожалостина). Часть средств на устройство церкви пожертвовал купец Александр Васильевич Антонов, он же стал первым ктитором этой церкви. Гимназический храм в здании Благородного пансиона освящён был 4 декабря 1869 года. В причте числился 1 священник, он же был законоучителем гимназии. В 1903 году ктитором А.К. Москвиным церковь была капитально подновлена, стала вместительней и светлее. Устроены были новые резной иконостас и престол. Хоругви, люстры, подсвечники и облачения приобретены новые. Весь храм отделан заново, на что А.К. Москвин затратил из своих средств 20 тысяч рублей. Освящен заново гимназический храм был очень торжественно 4 декабря 1903 года. Чин освящения совершал епископ Аркадий (Карпинский) с многочисленным духовенством. На торжестве освящения Никольской домовой церкви в Благородном пансионе Первой мужской гимназии на Владимирской (Свободы) улице присутствовали: Попечитель Московского учебного округа П.А. Некрасов, окружной инспектор Р.И. Державин, начальник губернии Н.С. Брянчанинов, также Вице-Губернатор, Губернский и Уездный Предводители дворянства, Городской голова и многие другие представители правительственных учреждений и городских учебных заведений Рязани. Присутствие на освящении Никольского домового храма такого количества высоких гостей объяснялось тем признанным высоким статусом среди учебных заведений Московского учебного округа, который имела старейшая и лучшая в Рязанской губернии Первая мужская гимназия.

http://sobory.ru/article/?object=10421

В четверг сырной недели празднуется память преподобного Шио Мгвимского . Его житие составил Арсений Сапарели , и оно представляет для нас удивительное назидание о действии благодати Божией в монашеском подвиге. Преподобный Шио Мгвимский родился в конце V века в Антиохии в Сирии , в семье благочестивых и богатых родителей, чьи имена неизвестны. Родители сами занимались образованием сына, воспитывали его в страхе Божием, в любви к Богу и людям, в усердии к церковным службам и изучении слова Божия. Вместе с ним они читали Писание. К 16 годам Шио прекрасно изучил Священное Писание, молитвы и творения отцов Церкви. Многие тексты он знал наизусть. Родители, опасаясь, что сильное умственное напряжение может вызвать плохие последствия для здоровья их ребенка, часто просили сына дать себе отдых. Однажды они даже решились отобрать у него книги, что сильно опечалило Шио. Однако они вняли его словам: «Кто не изучает Писания, тот отдаляется от Царствия Небесного и становится рабом диавола». Родители вернули сыну книги, и с тех пор не стесняли свободы своего сына. Когда Шио было 20 лет, в Антиохию пришел просветитель антиохийцев святой Иоанн, позднее известный как преподобный Иоанн Зедазенский. Духовное образование преподобный Иоанн Зедазенский получил в Антиохии. Еще в ранней молодости он принял постриг и удалился в пустыню, избегая мирских треволнений и еретических соблазнов, так как в это время Антиохийской Церковью управлял еретический патриарх Петр Валяльщик (Кнафевс). В пустыне преподобный Иоанн прославился подвигами и чудотворениями. Когда слава распространилась о нем, то к нему устремилось множество народа, желавшего получить исцеление, духовное наставление и просто увидеть святого. Тогда святой Иоанн счел за благо удалиться подальше от мирской славы и смущения. Вместе с особо преданными и духовно опытными учениками он удалился в безлюдное место и, построив кельи, начал вести с ними отшельническую жизнь. Однако затем он вышел из уединения ради пользы верующих и пришел в Антиохию.

http://pravoslavie.ru/41621.html

Закрыть itemscope itemtype="" > Владыка Иоанн - Святитель русского зарубежья Предисловие составителя 08.09.2008 364 Время на чтение 4 минуты   В издательстве Сретенского монастыря готовится к выходу в свет книга «Владыка Иоанн - святитель Русского зарубежья», составленная протоиереем Петром Перекрестовым, ключарем кафедрального собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» (Сан-Франциско). Книга посвящена видному иерарху русского рассеяния архиепископу Иоанну (Максимовичу; 1896-1966). Общецерковное прославление святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского в лике святых (память 19 июня/2 июля) совершилось на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 года. Предлагаем нашим читателям познакомиться с отрывками из этой книги. Каким должен быть христианин? Друг святителя Иоанна (Максимовича) сербский богослов архимандрит Иустин (Попович) говорил, что каждый христианин призван быть «живым ходячим Евангелием» Христовым. Сам владыка Иоанн определял святость следующим образом: «Святость есть не просто праведность, за которую праведники удостаиваются наслаждением блаженства в Царстве Божием, но такая высота праведности, что люди настолько наполняются благодати Божией, что она от них течет и на тех, кто с ними общается». Известен рассказ о том, как три брата пришли к благодатному старцу. Двое из них в течение нескольких часов задавали ему вопросы о духовной жизни. Третий брат сидел молча, лишь изредка взирая на старца. В конце беседы старец обратился к молчавшему брату и спросил его: «Почему ты молчишь? Неужели у тебя нет вопросов?» Брат ответил: «Для меня достаточно смотреть на твое лицо, чтобы получить все ответы на мои вопросы». Господь сподобил меня более четверти века служить в храме, построенном святителем Иоанном, Шанхайским и Сан-Францисским чудотворцем, проходить свое пастырское служение рядом с его мощами, быть свидетелем бесчисленных чудес по молитвам владыки и убедиться в том, что св. Иоанн живет и действует, как живой. В течение этих лет, «взирая на лицо владыки», я по мере сил собирал «крохи, падающие со стола» владыки: сведения, свидетельства, статьи, фотографии, проповеди, документы и воспоминания об этом великом архипастыре, молитвеннике, подвижнике и чудотворце ХХ века.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Н.И. Большаков В Академии 1851–1855 В академии провел Иван Ильич Сергиев четыре года и окончил в ней курс в 1855 году. Чтобы облегчить тяжкую сиротскую долю матери, овдовевшей в годы его студенчества, он, оставаясь студентом, берет на себя труд письмоводства в канцелярии академии и все свое жалованье 10 р. в месяц отсылает матери. «Я получал 10 рублей за письмоводство в академии и считался богачом», с улыбкой рассказывал о. Иоанн впоследствии, вспоминая студенческие годы своей жизни. О студенческих годах дорогого батюшки о. Иоанна товарищ его по академии протоиерей Н. Г. Георгиевский говорит следующее: «О. Иоанн был моим близким другом в течение всей академической жизни. Мы с ним сидели рядом и в аудитории, и в занятной комнате. О. Иоанн, будучи студентом, отличался необыкновенной тихостью и смиренным характером. Все товарищи, в течение всего 4-х летнего курса, не видели от него никакого озлобления, хотя для этого и были случаи, в виду его отчужденности от увеселений. О. Иоанн отличался редкой набожностью. После обычной вечерней молитвы все мы, студенты, ложились спать, а он еще долго, стоя на коленях, молился перед образом у своей кровати. Будучи не привязаны к внешней жизни, мы с о. Иоанном в течение всего академического курса ни одного раза не были ни на одной вечеринке, ни в одном театре, а все время проводили в чтении книг, нужных для сочинений». С внешней стороны о. Иоанн был студентом академии, как и прочие студенты, но с внутренней – он был в очах Божиих избранником Божиим, человеком, которому суждено было идти особым путем жизни; посему провидение Божие поставило его в академии в особо благоприятные условия. Письмоводительское место дало ему, кроме жалованья, еще уединение. Письмоводитель пользовался особой «своей» комнатой, благом, которого были лишены остальные студенты, и вот эта письмоводительская комната была местом первых молитвенных, подвижнических трудов великого праведника и чудотворца о. Иоанна. Уединенная комната, длинные ночи поддержали и воспитали тот дух молитвенного деятеля, задатки которого даны были всеми предшествующими годами семейной и школьной жизни. Здесь один – на один, Иван Ильич Сергиев переживал первые восторги общения с Богом и надмирными обителями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

При первом же знакомстве с своей паствой о. Иоанн увидел, что ему предстоит поле для самоотверженной и плодотворной пастырской деятельности 14 июня. ПРАВМИР. Церковь чествует День прославления святого праведного Иоанна Кронштадтского. Святый праведный Иоанн, Кронштадтский Чудотворец, родился 19 октября 1829 года в селе Сура Пинежского уезда Архангельской губернии — на далеком севере России, в семье бедного сельского дьячка Илии Сергиева и жены его Феодоры. На шестом году Иоанн, при помощи отца, начал учиться грамоте, которая вначале плохо давалась ему. На последние средства отец отдал его в Архангельское приходское училище, где он особенно остро почувствовав там свое одиночество и беспомощность, все утешение свое находил только в молитве. И вот, после одной из таких горячих молитв, ночью, мальчика вдруг точно потрясло всего, «точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове», «легко и радостно так стало на душе»: ему ясно представился учитель того дня, его урок, он вспомнил даже, о чем и что он говорил. После этого он стал читать, понимать и  запоминать все гораздо лучше и стал отлично учиться. Затем он окончил Архангельскую духовную семинарию и был принят на казенный счет в С.-Петербургскую Духовную Академию. В 1855 году, когда Иоанн Сергиев окончил курс академии со степенью кандидата богословия, ему предложено было вступить в брак с дочерью протоиерея Кронштадтского Андреевского собора К. Несвитского Елисаветою и принять сан священника для служения в том же соборе. Брак отца Иоанна был только фиктивный, нужный ему для прикрытия его самоотверженных пастырских подвигов: в действительности он жил с женой, как брат с сестрой. При первом же знакомстве с своей паствой о. Иоанн увидел, что ему предстоит поле для самоотверженной и плодотворной пастырской деятельности. Кронштадт был местом административной высылки из столицы разных порочных людей. Кроме того, там много было чернорабочих, работавших главным образом в порту. Ежедневно стал он бывать в их убогих жилищах, беседовал, утешал, ухаживал за больными и помогал им материально, раздавая все, что имел, нередко возвращаясь домой раздетым и даже без сапог.

http://pravmir.ru/cerkov-chtit-pamyat-sv...

Протоиерей Павел Хондзинский – доктор богословия, канд. теологии, декан Богословского факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Аннотация: Почитаемый своими современниками как праведник и чудотворец, св. Иоанн Кронштадтский не был по достоинству оценен ими как богослов. Одной из главных причин этого являлось то, что св. Иоанн был воспитан в духовной школе филаретовской эпохи, подвергавшейся в конце XIX – начале XX в. резкой критике не только со стороны светских мыслителей, но и представителей так называемого академического «нового богословия», важнейшими представителями которого были митр. Антоний (Храповицкий) и архиеп. Сергий (Страгородский) . Это течение характеризовалось стремлением сформулировать альтернативные западному богословию концепции, опираясь в то же время на парадигмы западной философии эпохи модерна, между тем как о. Иоанн продолжал скорее восходящую к свт. Филарету платоническую традицию. В итоге, однако, возникшая уже после кончины о. Иоанна имяславческая полемика, в которой обе стороны встали перед необходимостью интерпретировать его богословские максимы, выявила, как показывает проведенное исследование, проблемность избранного «новым богословием» философского языка. Ключевые слова: св. Иоанн Кронштадтский , митр. Антоний (Храповицкий) , архиеп. Сергий Страгородский , «новое богословие», имяславие. 1 Годы наибольшей известности и наиболее активной пастырской деятельности св. прав. Иоанна Кронштадтского (кон. XIX – нач. XX в.) совпали с годами формирования и, пожалуй, по-своему не меньшей известности того направления в русской богословской науке, за которым закрепилось название «новое богословие». Вкратце процесс его возникновения может быть описан как процесс, с одной стороны, усвоения академическим богословием идей богословия мирян: здесь, прежде всего, речь идет о Хомякове с его пафосом противопоставления Запада и Востока и стремлением сформулировать богословские концепции, тотально противоположные аналогичным западным.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Скачать epub pdf Отец Иоанн Кронштадтский – светлый образ Православия «О, чудное, животворное, Божественное Православие! Я вижу светлый образ твой!» – так неоднократно любил восклицать наш великий праведник, молитвенник и чудотворец приснопамятный отец Иоанн Кронштадтский . И это понятно! Ведь он сам в себе самом постоянно ощущал всю несравненную благодатную силу и духовную мощь чудного, животворного, Божественного Православия – этой чистой, неповрежденной, никакими человеческими заблуждениями и вымыслами не искаженной и не засоренной подлинной Христовой веры, единой истинной, единой спасающей. Откуда все величие и слава нашего дивного всероссийского праведника, приобретшего мировую известность, перед которым преклонялись и которого глубоко почитали, как истинного пастыря Христовой Церкви, даже многие иностранцы и иноверцы, испытавшие на себе всю чудотворную силу его молитв и предстательства за них перед Богом и только слышавшие о нем от других? От Святого Православия. Ведь Отец Иоанн – сын бедного благочестивого причетника и его столь же благочестивой супруги, отпрыск исконного духовного рода, – плоть от плоти и кровь от крови той Святой Руси, которая жила и дышала святым Православием; вместе с молоком своей благочестивой матери он впитал в себя с ранних младенческих лет дух истинного православного благочестия, он вскормлен и вспоен живительными соками Святой Православной Веры; с детских лет получив крепкую духовную опору в молитвенной атмосфере своего родного сельского православного храма, он получил потом самое основательное духовное и научно-богословское воспитание и образование в наших русских православных духовных школах – Архангельском Духовном Училище, Архангельской Духовной Семинарии и С.-Петербургской Духовной Академии. Отец Иоанн – наш православный пастырь, и отсюда именно все его величие и вся его слава! И он сам это всегда глубоко сознавал и переживал. Ибо он никогда и ни в чем не выступал от своего собственного имени и ничего не приписывал лично самому себе, а только – почивающей на нем благодати священства, которой удостоила его Святая Православная Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

V. Остальные митрополиты настоящего периода К оглавлению Святитель Макарий правил Церковию в лучший период царствования Иоаннова, хотя и тогда уже, особенно со смерти (в 1560 г.) первой своей супруги Анастасии, Иоанн часто обнаруживал свой неукротимый и свирепый характер. Преемникам Макария сделалось гораздо труднее проходить свое высокое поприще, потому что царь с каждым почти днем становился все необузданнее в своих нравах и действиях, подозрительнее, бесчеловечнее. Ему казалось, и не без основания, что бояре и вельможи злоумышляют против него, что он окружен изменниками, которых потому и спешил поражать различными казнями. А если митрополит и другие духовные лица по своему древнему праву и чувству человеколюбия осмеливались ходатайствовать за несчастных, подвергавшихся опале царя, он воображал, что и духовенство держит сторону его врагов и мешает ему карать преступников. По смерти Макария Иоанн пригласил на Собор святителей и знатнейшее духовенство для выбора нового митрополита. И явились три архиепископа: Пимен Новгородский, Никандр Ростовский и Трифон Полоцкий — и шесть епископов: Афанасий Суздальский, Симеон Смоленский, Филофей Рязанский, Варлаам Коломенский, Матфей Сарский и Иоасаф Пермский. Казанский архиепископ незадолго пред тем скончался, а епископ Тверской Акакий по старости и болезни не мог приехать в Москву, но прислал только повольную свою грамоту. Прежде нежели собравшиеся на Собор приступили к избранию нового митрополита, царь предложил им рассудить о некоторых внешних преимуществах Русского первосвятителя и сказал: «Отец наш и богомолец митрополит носит черный клобук, а прежние Русские митрополиты чудотворцы Петр и Алексий, архиепископ Новгородский Иоанн и Ростовские чудотворцы Леонтий, Игнатий и Исаия носили белые клобуки, как и изображаются они на иконах. Последующие затем митрополиты и Ростовские епископы и архиепископы носили уже черные клобуки, а почему отложены были белые, мы не нашли в писании. Новгородский же архиепископ Пимен, богомолец наш, носит белый клобук, и прежние Новгородские архиепископы носили белые клобуки, по какому случаю — мы также не знаем из писания.

http://sedmitza.ru/lib/text/435978/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010