Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАНН РИЛЬСКИЙ [Рыльский; болг. Иван Рилски] (Х в.), прп. (пам. болг. 18 авг., 19 окт., 1 июля; пам. рус. 19 окт.), наиболее почитаемый святой в Болгарии и Республике Македонии, болг. отшельник, чудотворец, считается основателем Рильского монастыря . Исторические сведения об И. Р. Прп. Иоанн Рильский. Икона. 1335-1343 гг. (Музей Рильского мон-ря) Прп. Иоанн Рильский. Икона. 1335-1343 гг. (Музей Рильского мон-ря) Оснований для датирования жизни И. Р. весьма мало. Чрезвычайная популярность святого при недостаточности исторических известий о нем стала причиной многочисленных необоснованных гипотез и домыслов относительно его биографии и истории почитания как в церковной, так и в научной лит-ре (критику нек-рых из них см.: Добрев. 2007. С. 330-354). Визант. агиограф Георгий Скилица связывает жизнь И. Р. с правлением визант. императоров Константина VII Багрянородного (913-959) и Иоанна I Цимисхия (969-976), а Жития И. Р. болг. происхождения - с правлением болг. царя св. Петра (927-970). Поэтому, исходя из сведений Жития, что И. Р. скончался в 70-летнем возрасте, исследователи предполагают, что святой род. ок. 876-880 гг. В «Завете Иоанна Рильского» сообщается, что в 941 г. святой поставил игуменом Рильского монастыря Григория, но это известие не может считаться достоверным из-за позднего происхождения источника. 946-й (6454) как год смерти И. Р. встречается лишь в поздних печатных «Святцах с летописью» (1-е изд.: М., 1646) и через их посредство - в поздних летописях (напр., в Мазуринском летописце кон. XVII в.: ПСРЛ. 1968. Т. 31. С. 39). В болг. лит-ре 946-й как год кончины И. Р. появился в связи с распространением в XVII-XVIII вв. в Болгарии рус. печатных книг (Прологов и Святцев). Жизнь Биографические сведения об И. Р. в Житиях весьма скудны. Он род. в зажиточной семье в с. Скрино (впервые упом. в документах в 1347) близ г. Средец (ныне София). С детства отличался набожностью и целомудрием.

http://pravenc.ru/text/471475.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА (Иоанн; † 1474-1480, Псково-Печерский монастырь), прп. (пам. 29 марта, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых, в 4-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе преподобных отцов Псково-Печерских, 18 нояб.- в Соборе святых земли Эстонской), Псково-Печерский, основатель и строитель Псково-Печерского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . Сведения об И. содержатся в «Повести о Псково-Печерском монастыре» (известны 4 основные редакции нач. XVI - кон. XVII в., «Повесть...» дополнялась заметками хроникального характера вплоть до 1692). Прп. Иона Псково-Печерский. Икона. 90-е гг. XX в. (ц. Псково-Печерских святых на Горке) Прп. Иона Псково-Печерский. Икона. 90-е гг. XX в. (ц. Псково-Печерских святых на Горке) И. был родом («измлада», «издетска») из Московской земли, псковичи прозвали его Шестник (одно из значений слова - «пришелец»). В кон. 60-х гг. XV в. (отсутствие в «Повести...» дат не позволяет точнее определить время основных событий жизни святого) свящ. Иоанн был послан в г. Дерпт (Юрьев, ныне Тарту, Эстония) и 2,5 года служил в ц. во имя свт. Николая Чудотворца, поставленной псковичами в Русском конце города. В эти годы местный католич. епископ начал преследование правосл. жителей Дерпта, закрывая церкви, изгоняя и казня священников. Видимо, эти обстоятельства вынудили свящ. Иоанна покинуть Дерпт, и в 1470 или в 1471 г. он поселился в Пскове вместе с супругой Марией и 2 сыновьями. В поздних редакциях «Повести...» (80-е гг. XVI в.) сообщается, что Иоанн служил в Никольской ц. Дерпта вместе со сщмч. Исидором . 8 янв. 1472 г. католики бросили под лед р. Эмбах (Омовжа, ныне Эмайыги) сщмч. Исидора вместе с 72 прихожанами. Когда в Пскове Иоанн услышал о мученической смерти Исидора, он «сжалився» и «разжегся любовию по Христе» (в ранних редакциях «Повести...» и в Житии сщмч. Исидора Юрьевского о сослужении Иоанна и Исидора не упом.). Узнав, что селянин Иван Дементьев во время расчистки принадлежавшей ему земли нашел устье «Богом зданной» пещеры, Иоанн отправился туда осмотреть пещеру как возможное место буд.

http://pravenc.ru/text/578260.html

Надежда Киценко Скачать epub pdf Заключение Отец Иоанн Кронштадтский явил собой знаменательную веху в религиозной истории России Нового времени. Будучи порождением традиционных представлений о святости, он в то же время оказался предвестником новых тенденций. Характерное для него сочетание радикальных общественных взглядов, личной харизмы, политического консерватизма и всенародной известности продолжает обогащать русское православие и находит свои параллели в религиозных феноменах в Европе в ответ на вызовы модернизации. Биография о. Иоанна во многих отношениях типична для служителя церкви в Российской империи конца XIX – начала XX в. Его предки принадлежали к сельскому духовенству, сам он закончил церковно-приходскую школу, затем семинарию с академией и унаследовал приход от отца жены. Его труд на благо обездоленных, горячие проповеди и молитвенное рвение стали отличительными чертами идеального «современного» священника в России. В своей общественной, священнической ипостаси он стал воплощением социального подхода, ориентированного на служение людям. Однако этот поворот к внешнему миру, хотя и напоминал о раннехристианской эпохе, шел вразрез с господствовавшим представлением о святости, ассоциировавшейся с монашеским, аскетическим образом жизни вдали от мирской суеты. Соединив традиционный аскетизм, характерный для святых праведников, – обет пожизненной девственности и самоограничение в пище – с приверженностью ревностному служению в храме и в миру, о. Иоанн заставил современников пересмотреть представления о святости. Подобно Жану-Мари Вьяннэ и Падре Пио в католической Европе, он создал в современном православии тип «святого священника». О. Иоанн был всенародно признан святым благодаря своему дару исцеления. Для России XIX в. живой чудотворец был явлением новым и необычным, что вызывало недоверие и неприязнь у многих современников, в том числе и у церковных иерархов. Однако случилось так, что батюшка практически единолично перенес феномен религиозного исцеления из сферы народных заговоров назад, в «законное» лоно Православной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Патриарх Кирилл: Господь не входит в нашу жизнь, чтобы поразить воображение 12 сентября, 2016. Новостная служба С точки зрения современного понимания жизни, и Иоанн Креститель, и сам Господь, и Апостолы — неудачники, но именно их мы прославляем 12 сентября. ПРАВМИР. В Неделю 12-ю по Пятидесятнице, день памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, по завершении чина великого освящения Малого собора Донского ставропигиального мужского монастыря Москвы Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Большом соборе Донской обители. В этот день перед началом богослужения из Государственной Третьяковской галереи в обитель была принесена чудотворная Донская икона Божией Матери. На сугубой ектении были прочитаны особые прошения о страждущих недугом винопития. Перед молитвой Патриарх Кирилл обратился со словом к участникам богослужения. «Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Владыка Парамон! Дорогие отцы, братья и сестры! Всех вас сердечно поздравляю со знаменательным событием. Мы сегодня освятили Малый Донской собор, который был заложен ровно 425 лет назад. Мы сегодня прославляем имя Божие, мы вспоминаем чудеса, которые были явлены от образа Царицы Небесной, именуемого Донским, и мы также присовокупляем к этому торжеству воспоминания о Пророке, Предтече и Крестителе Иоанне, о его мученической кончине. Если вдуматься в то, что нам известно о Пророке, Предтече и Крестителе Господа, то перед нами предстает величественная и трагическая личность. Не так уж много о нем известно, но мы знаем, что Иоанн, который проповедовал покаяние на берегу реки Иордан, был совершенно особым человеком. Первое, что мы читаем в Евангелии от Марка, — это то, что Иоанн был гласом вопиющего в пустыне: уготовайте пути Господу (см. Мк. 1:3). Неся людям слово о смысле покаяния и совершая омовение от грехов в водах иорданских, Иоанн говорил, что после него грядет Некто, Кто спасет народ Израилев и весь мир. А затем мы узнаем о Пророке уже со слов Самого Спасителя, Который называет его «другом жениха» (см. Ин. 3:29).

http://pravmir.ru/patriarh-kirill-gospod...

прот. Пётр Перекрестов Часть V. Свидетельства о молитвенной помощи святителя Иоанна 1. Исцеление мальчика Будучи десятилетним мальчиком, я серьезно заболел болезнью мононуклеоз. Я почувствовал страшную слабость, и у меня поднялась температура до 106 градусов по Фаренгейту. Больше чем неделю я так болел. Доктора уже использовали все возможные средства, чтобы вылечить эту болезнь, и в конце концов сказали моим родителям, что нужно надеяться на то, что болезнь сама по себе пройдет. Я узнал позже, что часто эта болезнь тянется несколько недель и иногда даже, в крайних случаях, бывает смертельной. Мой отец решил позвонить в Нью-Йорк, где владыка Иоанн участвовал в очередном заседании Архиерейского Синода, и сообщить ему о моем положении. Владыка совершенно спокойно уверял отца, что я вскоре выздоровею и чтобы он не волновался, а надеялся на милость Божию. На следующее утро температура у меня спала до 100 градусов, и я помню, что я себя почувствовал гораздо лучше и даже сам встал с кровати. Узнав об этом, доктора с трудом поверили, что так быстро мне стало лучше, но предупреждали родителей о том, что мне придется еще долго лежать и набираться сил, перед тем как я смогу вернуться в школу. К концу той же недели я уже полностью выздоровел и вернулся в школу. Оказывается, после разговора с моим отцом владыка Иоанн пошел в синодальный храм и отслужил молебен о моем здоровье. Зная, что в жизни ничего случайного не бывает, я верю, что именно молитвами святого владыки нашего я выздоровел. Протоиерей Александр Красовский Санта-Роса, Калифорния, США 2. Операция не понадобилась Хочу поделиться с вами и рассказать о том чуде, которое мы получили от владыки Иоанна. [...] Второе чудо 593 произошло с другим сыном (вскоре после приезда семьи в Америку в 1963 году). Вдруг мне позвонили на службу из школы и сказали, что у моего сына парализована правая сторона лица. Конечно, мы тотчас же поехали к доктору Миронову Доктор отнесся к нам сердечно и сразу направил нас к специалисту. Специалист, проверив сына, сказал, что вылечить это можно только оперативным путем – у сына защемление нерва. Начался разговор о назначении дня операции. Сразу же после доктора мы поехали в собор, где застали владыку Иоанна и всё ему рассказали. Ребята тогда еще прислуживали. Когда болящий сын подходил к помазанию священным елеем (был канун памяти свт. Николая Чудотворца), владыка его помазал большим крестом в нескольких местах на больной стороне.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maksimov...

Св. прав. Иоанн Кронштадтский – Пророк Божий, посланный России на вразумление. К десятилетию Прославления. Св. праведный Иоанн, Кронштадтский чудотворец, был не только идеальным, подлинно-православным пастырем, «пастырем добрым», который не переставал болеть душой и глубоко скорбеть о духовных недугах современного ему русского общества, видя, как далеко отошло оно от истинной веры в Бога, от евангельских заветов Христа-Спасителя и от Матери-Церкви с ее спасительными правилами и установлениями. Он явил собою обреченной, нечестивой России образ пророка Божия, проповедующего Истину, обличающего ложь, призывающего к покаянию и предрекающего близкую кару Божию. Будучи сам, в своей личной жизни, живым примером кротости и смирения, незлобия и любви ко всякому человеку, св. Иоанн пламенно негодовал на все те вольнодумные либеральные течения, чрез кои безбожие и нечестие подкапывались под Православие и Россию.  «Научись, Россия, веровать в правящего судьбами мира Бога Вседержителя и учись у твоих святых предков вере, мудрости и мужеству!...»  так многократно и горячо взывал он к русским людям, безумно влекшим свое Отечество в погибель: «Господь вверил нам, русским, великий спасительный талант Православной Веры... Возстань же, русский человек!.. Кто вас научил непокорности и мятежам безсмысленным, коих не было прежде в России?.. Перестаньте безумствовать! Довольно! Довольно пить горькую, полную яда чашу – и вам и России!» И в самый день рождения Государя Императора Николая Александровича 6-го мая 1907 года, хотя тогда и был период сравнительного затишья, грозно предрекал: «Царство русское колеблется, шатается, близко к падению!» Отчего же столь великое, бывшее столь твердым, могущественным и славным прежде, Царство русское ныне так разслабело, обезсилило, уничижилось, всколебалось?  Оттого, что оно сошло с твердой и непоколебимой основы истинной веры, и в большинстве интеллигенции отпало от Бога, Который Один есть непоколебимая во веки вечная держава, коим твердо держатся в дивной гармонии небо и земля столько веков.  Вот отчего Царство наше колеблется...  Некоторые царства и города, бывшие до Христа и после Христа, сошли совсем с позорища мира  за неверие и беззаконие. И чем дальше существует мир прелюбодейный и грешный и преуспевает в беззакониях, тем он больше и больше слабеет, дряхлеет и колеблется, так что к концу мipa он совсем сделается трупом или дымящейся головней, которая совсем истлеет от последнего страшного всеобщего огня:  «ибо земля и все дела на ней сгорят»,  по Апостолу, и  «мы чаем новаго неба и новой земли, по обетованию Божию, на которых живет правда»   ( 2Петр. 3, 10–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Свт. Феона Фессалоникийский, прмч. Иаков, вмц. Анастасия Узорешительница. Икона. 1840 г. (мон вмц. Анастасия Узорешительница. близ Фессалоники) [Иаков Новый; греч. Ικωβος] († 1519 или 1520), прмч. (пам. греч. 1 нояб., во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), мон. В миру Иоанн, род. в одном из селений близ Кастории (Греция) в бедной благочестивой семье. Его родителей звали Мартин и Параскева. В юности Иоанн пас стада и постепенно приобрел собственных овец. Его брат позавидовал преуспеванию Иоанна и донес местным тур. властям, что тот нашел клад. Иоанн был вынужден покинуть родные места, чтобы избежать преследований турок. Он поселился в К-поле, занялся поставкой баранины ко двору султана и постепенно разбогател. Однажды, находясь в гостях у знатного турка, он услышал рассказ о том, как К-польский патриарх Нифонт II (1486-1489, 1497-1498) исцелил бесноватую жену турка, при этом турок видел, как во время чтения Евангелия разверзся купол храма и божественный свет наполнил церковь. После этого Иоанн решил отправиться к патриарху для духовной беседы. Под влиянием патриарха Нифонта он роздал свое имение (300 тыс. гроссов) нищим, удалился на Афон и принял постриг в мон-ре Дохиар . Спустя 3 года он восстановил запустевший скит св. Иоанна Предтечи, принадлежавший Иверскому монастырю , и подвизался в нем 6 лет под рук. старца Игнатия. После смерти Игнатия И., подобно древним подвижникам, подвергся искушениям и бесовским нападениям, от которых его избавила Пресв. Богородица. Ведя строгую аскетическую жизнь, И. достиг совершенства в монашеских добродетелях. Он сподобился дара прозорливости и чудотворения. Кроме того, ему по божественному откровению были явлены видения райских обителей и адских мучений. Постепенно вокруг И. начала собираться братия. Первым его учеником стал инок Маркиан из мон-ря Ватопед . По молитвам И. в скиту св. Иоанна Предтечи забил источник, к-рый получил название Агиасма св. Иакова, пустой сосуд дважды наполнялся елеем, во время засухи пошел дождь. В мон-ре Ватопед он исцелил одержимого бесом послушника. Однажды И. и его спутник были застигнуты в пути туманом и темнотой, так что подвергались опасности сорваться в пропасть. После того как И. помолился, туман расступился, образуя проход на то время, пока они не дошли до кельи.

http://pravenc.ru/text/200221.html

Скачать epub pdf Житие святого отца нашего Иоанна, архиепископа Новгородского Память 7 сентября Новый чудотворец российский, святой Иоанн родился в великом Новгороде. Родители его – Николай и Христина – были люди благочестивые. Посему как он, так и брат его – Гавриил, оба они были воспитаны в страхе Божием. С малого возраста святой Иоанн посвятил себя Богу и вел добродетельную жизнь; когда же он достиг совершеннолетия, то был рукоположен в пресвитера к церкви священномученика Власия. Новопоставленный иерей с еще большим усердием стал служить Господу, неукоснительно и строго соблюдая все заповеди Божии. Между тем родители святого Иоанна умерли. И прежде он любил безмолвную тихую жизнь, даже намеревался принять иноческое пострижение; теперь же, посоветовавшись с братом своим Гавриилом, святой Иоанн решил создать новый монастырь на средства, оставленные родителями. Сначала они построили деревянную церковь во имя Пречистой Богоматери в память преславного Ее Благовещения и основали монастырь; затем замыслили они воздвигнуть и каменную церковь . С нетерпением начали братья приводить в исполнение свое благое намерение: стали со тщанием строить каменную церковь и уже довели ее до половины, но вынуждены были остановиться: средства их истощились; сильно опечалились этим блаженный Иоанн и брат его Гавриил, велико было огорчение их. И вот, находясь в таком затруднительном положении, но в то же время питая твердую веру и великое усердие к Пречистой Богородице, они обратились с молитвою к сей скорой помощнице и утешительнице всех, находящихся в скорби: – Владычице наша! – молились братья – Ты знаешь нашу веру и любовь к Сыну Твоему и Богу нашему; Ты видишь наше усердие, с коим мы обращаемся к Тебе, Госпоже нашей; молим Тебя, помоги нам достроить сей храм; всю надежду нашу мы возлагаем на Тебя, Богоматерь, не оставь нас рабов Твоих, Владычице, и не посрами нас: мы начали строить сей храм, но кончить его сооружение без Твоей помощи мы не можем. Так молились они Богородице и изливали пред Ней свое горе. Их усердная просьба была услышана. Царица Небесная явилась им в сонном видении и сказала:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Тридцатый день. Поуч. 2-ое. Препод. Иоанн Лествичник. (Степени к нравственному совершенству). I. С юных лет ныне прославляемый препод. Иоанн Лествичник возлюбил Господа и, несмотря на лестные надежды, какие подавали его естественные дарования и обширная ученость, оставив мир, удалился он от своей родины далеко – на Синай, чтоб странничеством освободиться от многих препятствий к жизни духовной, и в избранной местности иметь вразумительное указание на то, чего и где искать должно. Положив таким образом доброе начало, он с самого вступления в обитель предает себя вседушно опытному наставнику и поставляет себя в такое состояние, как будто бы душа его не имела ни своего разума, ни своей воли. Подавив в себе чрез то самоуверенность и самоволие, он вскоре избавляется от свойственной людям даровитым кичливости, приобретает небесную простоту, и является совершенным в трудах и добродетелях послушничества. Когда затем наставник его отошел ко Господу, св. Иоанн, горя любовию к большему совершенству, как уже окрепший в добродетелях иночества – и внешних и внутренних, исходит на поприще безмолвия. Избрав для сего подвига в пяти поприщах от храма Господня удобное место, сорок лет проводит на нем уединенное житие в строгом воздержании и подвижничестве, в непрестанной молитве и богомыслии, а паче в слезах, которые составляли для него хлеб день и ночь. За то скоро восходит он на высшую степень чистоты, и делается сосудом особенных дарований Божиих, прозорливости, дерзновения в молитве и чудотворений. Потом, когда надлежало избирать настоятеля, братия вся единодушно поставила его вождем над собою, как новоявленного какого Моисея, – и он, с горы богосозерцания снизшедши, предложил, как богописаяные скрижали, свою святую Лествицу, где изобразил образ совершенного христианского жития, им самим пройденный и благодатию Божиею в сердце его начертанный. Путеводствуя так сих избранных иноков, достигает предела видимого жития и отходит в горний Иерусалим. II. Вот все течение жизни святого. Мы не касались подробностей, имея в виду указать только те ступени, по которым восходил он к совершенству, в научение нам. И легко всякому заметить, что их было три главнейших: оставление мира со всеми его надеждами, – труды послушничества, по воле руководителя, – затем безмолвие, сделавшее его достойным особых дарований Божиих и богомудрого настоятельствования. Эти степени общи всем святым, просиявшим христианскими совершенствами на земле, как можете сами увериться, прочитав со вниманием житие какого угодно из них. Те же степени надобно пройти и всем нам, если желаем не казаться только, но быть истинными христианами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России, чудотворец (+ 1378) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 12 февр. в день преставления, 20 мая в день обретения мощей, 5 окт. вместе с Собором пяти московских святителей и всея России чудотворцев XIV в. был веком возвышения Москвы, до тех пор маленького и незначительного городка. Татары разгромили всю Русь, кроме Новгорода и Пскова, но маленькую Москву они допустили укрепиться, не считая ее опасной для себя, и русское население стекалось со всех сторон из разоренных мест под ее покровительство. Из Черниговского княжества приехал в Москву при князе Данииле Александровиче (память его 4 марта) боярин Феодор Бяконт из рода Плещеевых. В 1300 г. у него родился сын Елевферий, и крестным его отцом стал второй сын князя, Иоанн, прозванный потом Калитой. Раз в двенадцатилетнем возрасте Елевферий ставил силки для птиц. День был жаркий; он задремал и во сне услышал голос: «Зачем, Алексий, ты напрасно трудишься?» Елевферий проснулся, но никого около себя не увидел. Сон этот наложил отпечаток на всю его жизнь. Двадцати лет он поступил в московский Богоявленский монастырь, где и постригся с наречением ему имени Алексий. Здесь он подружился с иноком Стефаном, старшим братом прп. Сергия Радонежского. Через 20 лет митрополит Феогност посвятил инока Алексия во епископа Владимирского, желая иметь его своим заместителем. В 1354 г. скончались от чумы и митрополит Феогност, и сын Калиты, князь Симеон Гордый, поручивший свою семью святителю Алексию. Князем великим стал его брат Иоанн II Добрый. Тогда святитель Алексий поехал в Константинополь, где Патриархом Филофеем был посвящен в митрополита Киевского и Владимирского. Жить он, подобно своим предшественникам — святителям Петру (память его 21 дек.) и Феогносту (память его 14 марта), остался в Москве.

http://sedmitza.ru/lib/text/436928/

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010