Именно в эти годы у юноши созрело желание иноческих подвигов. Все свое свободное время Иоанн проводил в библиотеке. Товарищи уважали его за блестящие способности, за постоянную готовность помочь, за его богатырскую силу. Когда приходила очередь Иоанна читать за богослужением, он делал это проникновенно и молитвенно. В июне 1897 года Иоанн Поммер окончил полный курс Рижской Духовной семинарии с дипломом первой степени и в том же году был назначен народным учителем в Ляудонскую приходскую школу, а в 1900 году поступил в Киевскую Духовную академию. Уже в юные годы Иоанн отличался твердостью в вере. В годы обучения в академии в нем окрепла решимость всю свою жизнь посвятить служению Церкви Христовой. На стезю иноческой жизни будущего подвижника благословил святой праведный Иоанн Кронштадтский . В 1903 году, в двадцать семь лет, Иоанн Поммер принял монашеский постриг. 23 сентября того же года он был рукоположен во иеродиакона, а 13 июля 1904 года – во иеромонаха. В 1904 году иеромонах Иоанн окончил Киевскую Духовную академию с отличием и степенью кандидата богословия. Затем он был направлен в Черниговскую Духовную семинарию преподавателем Священного Писания . Начальство дало высокую оценку его трудам, и уже в 1906 году иеромонах Иоанн был назначен инспектором Вологодской Духовной семинарии. Помимо преподавательской работы иеромонах Иоанн выполнял самые разнообразные послушания. 26 сентября 1907 года отец Иоанн был возведен в сан архимандрита, а в следующем году назначен ректором Литовской Духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. Благодаря неустанным заботам и самоотверженному труду архимандрита Иоанна Виленская Духовная семинария неузнаваемо изменилась. Пение семинарского хора достигло очень высокого уровня. Большое внимание ректор уделял чтению во время богослужения, приучая воспитанников совершать его благоговейно, с сознанием большой ответственности. Будучи прекрасным проповедником, архимандрит Иоанн прилагал много сил, чтобы поставить искусство проповеди на самый высокий уровень, лично прослушивал проповеди воспитанников, давал указания и пояснения. Большое внимание он уделял благолепию храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/d...

Официальную часть редактировали: в 1906-1910 гг. секретарь духовной консистории Н. И. Лузгин, в 1911-1912 гг. архим. сщмч. Иоанн (Поммер) , в 1913-1915 гг. архим. сщмч. Лаврентий (Князев) . Редакторами Вестника были: в 1907-1908 гг. Д. И. Довгялло, в 1908-1913 гг. А. И. Миловидов, в 1908-1910 гг. архим. сщмч. Иоанн (Поммер), в 1912-1915 гг. архим. сщмч. Лаврентий (Князев), в 1915-1916 гг. В. А. Ивановский, в 1916 г. прот. Василий Знаменский (впосл. обновленческий архиепископ). В 1863-1906 гг. в начале каждого номера печатались офиц. документы: высочайшие манифесты, грамоты и повеления, «Распоряжения Святейшего Синода», «Распоряжения правительственные», «Распоряжения местных начальств», в т. ч. духовных (консистории, семинарского правления, правлений духовных уч-щ) и гражданских, а также «Известия» (о награждениях, переменах по службе, праздных местах, принятых пожертвованиях и т. п.), «Церковная летопись» (распоряжения и сведения о др. епархиях, замечательные события правосл. и инославной церковной жизни), некрологи и др. В «Неофициальном отделе» помещались духовно-назидательные статьи и поучения, местные церковно-исторические и краеведческие материалы. Согласно заявленной программе, здесь печатались «описания по частям всего, что в епархии есть особо замечательного касательно исторических лиц, событий и церковных древностей», «грамоты, акты и другие замечательные документы на русском языке или в переводе на оный, относящиеся к церквям, монастырям, духовенству и причту Литовской епархии», «очерки народных нравов и обычаев и народных суеверий», библиографические сведения, а также, сверх программы, канонические заметки, разбор литургических и иных вопросов из приходской практики, врачебные советы и проч. В 1-й же год издания в 10-15, 17 была введена рубрика «Страдания православного духовенства Литовской епархии от польских мятежников», в к-рой, в частности, сообщалось об убийствах свящ. Константина Прокоповича (1863. 11) и свящ. Романа Рапацкого 13, 14), о непорядках в Яблочинском во имя преподобного Онуфрия Великого монастыре 14). Среди публикаций, посвященных церковной истории сев.-зап. края, примечательны статьи М. О. Кояловича , напр.: «Историческое призвание западно-русского православного духовенства» 1. С. 22-32; 2. С. 63-68), А. Розова «Отношение православных южно-руссцев к протестантам в XVI в. и 1-й пол. XVII в.» (1881. 4-6, 9, 15/16, 21, 25, 26, 33), С. Романского «Духовный суд в Зап. Руси в XVI в.» (1875. 21-25, 39, 40); среди источниковедческих работ - публикация в 1867-1869 гг. «Документов, относящихся к истории православной и униатской Церквей в здешнем крае». После 1902 г. большинство статей неофициального отдела перепечатывались из др. журналов, в 1905 г. заметно обращение к живым церковно-общественным вопросам, напр. в исторических статьях преподавателя Литовской ДС Б. В. Титлинова «Страничка из истории русского духовенства» 15/16. С. 151-157).

http://pravenc.ru/text/2110581.html

Одним из результатов экономического кризиса стал государственный переворот 15 мая 1934 года: ликвидация в стране парламентской демократии и установления авторитарного режима Карлиса Улманиса (1877–1942). Все это сильно изменило условия деятельности ЛПЦ. Вскоре после этого, в ночь с 11 на 12 октября 1934 года, глава Православной церкви архиепископ Иоанн (Поммер) принял мученическую смерть, он был убит на своей даче на окраине Риги. Злодеяние так и не было раскрыто. И сейчас существует множество различных версий произошедшего, но до сих пор точно нельзя сказать кто же совершил убийство. Для православных Латвии убийство владыки стало сильнейшим потрясением. Можно сказать, что был потерян близкий друг, являвшийся мудрым наставником и защитником. В последний путь архиепископа провожали представители православных приходов, различных организаций, общественные деятели Латвии, обычные люди. Траурная колонна растянулась на несколько километров от Рижского кафедрального Христорождественского собора до Покровского кладбища. Синод ЛПЦ в эти трагические дни, получил большое количество писем и телеграмм с соболезнованиями Под контролем властей (1935–1940 годы) После трагической смерти архиепископа Иоанна (Поммера) , естественно, встал вопрос о его преемнике. Для проведения выборов необходимо было созвать Собор ЛПЦ. В условиях установившейся в стране диктатуры Карлиса Улманиса, власти не могли без своей опеки оставить такую влиятельную на умы людей структуру, как Православную церковь . В силу этого, новый политический режим предпринял все усилия, чтобы во главе ЛПЦ поставить послушное себе руководство. Наибольшей популярностью среди духовенства и мирян пользовался ректор семинарии прот. И. Янсонс. Однако он, как глава ЛПЦ, государственное руководство не устраивал. Поэтому, несмотря на то, что в приходах были проведены выборы делегатов, власти, под разными предлогами не разрешили летом 1935 года провести Вселатвийский Собор ЛПЦ Потом, под давлением государства, некоторые члены синода ЛПЦ «добровольно» ушли на покой, а назначенные им на смену лица проголосовали за переход в юрисдикцию Константинопольской патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЛАТВИЙСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ Кафедральный собор Рождества Христова в Риге. 1884 г. Кафедральный собор Рождества Христова в Риге. 1884 г. (ЛПЦ), самоуправляемая Церковь в Латвии в составе Московского Патриархата. Самостоятельность предоставлена патриархом Тихоном 19 июля 1921 г. и восстановлена 22 дек. 1992 г. в соответствии с томосом патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Кафедральный город - Рига. Кафедральный храм - собор Рождества Христова в Риге. Предстоятель - митрополит Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов ; с 23 июля 1989 епископ, с 25 февр. 1994 архиепископ, с 25 февр. 2002 митрополит). ЛПЦ включает 2 епархии ( Рижская и Латвийская , Даугавпилсско-Резекненская) и 1 вик-ство (Елгавское в составе Рижской епархии), делится на 6 благочиний: Рижское, Даугавпилсское, Мадонское, Лиепайское, Резекненское, Валмиерское. На авг. 2015 г. на территории ЛПЦ было 125 приходов (в 19 богослужения велись полностью или частично на латыш. яз.), 4 мон-ря (мужской и 3 женских); служат 85 священников, 22 диакона. История (Историю Православия в Латвии до 1920 см. в статьях Латвия и Рижская и Латвийская епархия ). В февр. и авг. 1920 г. в Латвийской Республике состоялись собрания духовенства и представителей правосл. приходов Латвии, на которых было принято решение об актуальности создания самоуправляемой Церкви. Предстоятелем ЛПЦ избрали архиеп. Пензенского и Саранского сщмч. Иоанна (Поммера) . Избранный на собрании Синод ЛПЦ МВД Латвии 20 нояб. 1920 г. официально признало руководящим органом управления ЛПЦ. 19 июля 1921 г. патриарх Тихон даровал ЛПЦ самоуправляемость и самостоятельность в делах церковно-хозяйственных, церковно-адм., школьно-просветительских и церковно-гражданских. Сщмч. Иоанн (Поммер), архиеп. Рижский и всея Латвии. Фотография. 1917 г. Сщмч. Иоанн (Поммер), архиеп. Рижский и всея Латвии. Фотография. 1917 г. В 1920 г. в Латвии проживали 138 803 правосл.

http://pravenc.ru/text/2463149.html

– Первое служение новоизбранного главы латвийской церкви в кафедральном соборе... Оно собрало тысячи молящихся, православных и инославных. Уже первое это богослужение показало, что латвийская православная церковь в лице архиепископа Иоанна приобрело сильного волей духовного вождя – молитвенника, прекрасного оратора, слова которого проникают в душу и никогда не забываются. Архиепископ Иоанн не любил блестящего церемониала встречи прежних владык духовенством, и его богослужения совершались просто, без них. Зато владыка очень любил, чтобы духовенство почаще говорило народу слова назидания. Сам владыка говорил проповеди в последнее время вследствие болезни редко, но все они отличались большой глубиной и доходили до сердца молящихся. В первое время, не имея больше собственных архиерейских покоев, архипастырь жил в подвальных помещениях кафедрального собора, где к нему в любое время всякий имел свободный доступ. Жил он в своей частной жизни очень скромно, мало заботясь о себе, но больше обращая внимания на свою паству и неимущих. В городе часто можно было видеть могучую богатырскую фигуру архипастыря Иоанна, никем не сопровождаемого. Владыка отказывался от всех личных, свойственных архиереям прежнего времени, средств передвижения и пользовался, как простой гражданин, всеми теми средствами передвижения, которые существуют в городе для всех, – извозчиками, трамваями, автобусами. В последнее время владыка сильно недомогал. Вероятно, долгое проживание в сырых подвалах кафедрального собора неприспособленных для жилья, оказало свое влияние и сломило его крепкое, богатырское здоровье. Он сильно изменился, редко служил и все более уединялся в своем церковном имении у Киш-озера. Где и нашел свою мученическую кончину... Газета “Сегодня” 13 октября 1934 год, No 283, с. 2 И. – Архиепископ Иоанн – церковный и политический деятель Еще на прошлой неделе я говорил с архиепископом по телефону. Я просил его о статье для юбилейного номера «Сегодня». Архиепископ обещал, но сказал, что не может ее дать сейчас, ибо у него много другого дела. Мне было известно, что архиепископу нездоровится. Я его спросил, не этим ли вызвана задержка?

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

ЛГИА Ф. 7469. Оп. 1. No 26. Л. 4–5. 24 июля. Газета «Сегодня» (No 165, с. 3) печатает статью «К прибытию арх. Иоанна». «Наконец-то, после продолжительных мытарств, православная паства Латвии, состоящая из латышей и русских, получит своего нового архипастыря. Архиепископ Иоанн будет поминаться в православных церквах, как «архиепископ Рижский и всея Латвии». Он воспитанник Рижской духовной семинарии и, как другие латыши, получившие там свое образование, принимал деятельное участие в национальном возрождении своего народа еще задолго до начала войны. После его избрания на кафедру на прошлогоднем съезде православного духовенства и мирян шла деятельная переписка между православным синодом и департаментом духовных дел, с одной стороны, и латвийским представительством в Москве – с другой. Православный синод, получив в свое ведение православный собор, выработал нормы служения в нем для удовлетворения духовных потребностей, как латышской, так и русской части православной паствы. Арх. Иоанн подписал выработанные синодом условия при принятии присяги в Москве на гражданство Латвийской республики. Этим, как бы заранее устранено возникновение предлогов для возможных трений между единоверцами обоих народов. Православных латышей статистика насчитывает около 100 000, а число русских правосл. граждан Латвии достигает 75 000 человек...» Газета «Сегодня» 26 июля 1921 года (No 166 с. 1) напечатала статью «Архиепископ в подвале». «...После молебна, паства высыпала на улицу, чтобы провожать арх. в предложенные ему синодом покои, в доме на Замковой улице No 13, находящимся как раз против архиерейского дома...» Газета «Рижский Курьер» (No 170, с. 3). «В воскресенье утром из Москвы с Режицким поездом прибыл в Ригу в салон-вагоне латвийского посольства православный епископ Иоанн (в миру Поммер). Несмотря на то, что весть о прибытии столь давно ожидаемого архипастыря в Риге была получена очень поздно – встретить его собралось очень много народу. У часовни двинского вокзала стали прибывшие с разных частей города крестные ходы, а на перроне – духовенство, депутации и кафедральный хор под управлением г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

В целом на строительство собора было израсходовано более полумиллиона рублей. Внутреннее обустройство обошлось в 140 212 рублей 87 копеек. Это в то время, когда фунт (400 г) хлеба стоил 2 копейки, а мяса — 15. Запустение в годы Первой мировой войны [ править править код ] В 1918 году Рижское самоуправление фактически закрыло собор. Богослужение в нем было запрещено. А когда архиепи­скоп Иоанн (Поммер) прибыл в Латвию по приглашению Вселатвийского собора православных при­ходов, то застал храм в катастрофическом состоянии. Окна без стекол. Колокольня без своих уникальных колоколов. Убранство осквернено. Дорогие, художественной работы иконостасы перекорежены, свалены в кучу. Порушена роспись, распятие выброшено в мусор. Исчезло все, что представляло ценность. О том, кто в этом виноват и куда девались ценнейшие памятники православного церковного искусства, многовековой культуры, спо­рят и по сей день. Версий много, но возвратить мало что удалось. Трудный путь к воскрешению начался с того, что архиепископ Ио­анн (Поммер) , дабы предотвратить дальнейшее уничтожение храма, собрать все, что еще осталось и можно было привести в порядок, реставрировать, поселился в подвале собора. Для обогрева была сложена печь. Постепенно, ценой немалых усилий и нелегкой борьбы, началось восстановление храма. Помогали рижане и те русские, которые в одночасье стали эмигрантами, потеряли все, ли­шились крыши над головой. Деятельность собора возобновлялась с трудом. Вначале на каждое богослужение требовалось специальное разрешение властей. И только с Рождества 1922 года кафедральный собор начал свою каждодневную службу. Богослужение совершалось на церковно - славянском и латышском языках. К середине 1930-х годов кафедральный собор был приведен в порядок, обновлена роспись. Шла упорная борьба за возвращение бывшего имущества собора, в том числе икон, церковной утвари. Храм вновь стал духовным центром Риги. Разорение собора в годы Второй мировой войны [ править править код ] В годы Второй мировой войны собор был вновь разорен и снова восстанавливался и продолжал действовать. Закрытие собора в 1963 [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Рождественский...

Скачать epub pdf По материалам жития священномученика Иоанна (Поммера) составила инокиня Евфросиния (Седова) Дивен Промысл Божий в Его Святой Церкви. Не вы Меня избрали, а Я вас избрал, – говорит Христос ученикам ( Ин. 15, 16 ). От Самого Спасителя получает Церковное Священноначалие благодатную силу и власть учить и священнодействовать, вязать и решить, пасти стадо Его – и так от Апостолов до наших дней. Но крест архиерейского служения по тяжести несравним ни с каким другим. Множество архипастырей Святой Церкви в годы гонений засвидетельствовали свою верность Христу даже до смерти. Среди них архиепископ Иоанн (Поммер) , в трагическое и суровое время поставленный на свещницу Латвийской Православной Церкви. Янис (Иоанн) Поммерс родился 6 (19) января 1876 года на хуторе Илзессала Праулиенской волости, в семье православного крестьянина-латыша. Его родители были благочестивыми христианами. Святое Православие вошло в жизнь семьи Поммеров еще при прадеде, несмотря на жестокое преследование со стороны немецких землевладельцев. Каждый день и каждый период работ начинали с молитвы. Вся семья собиралась вместе, отец читал главу из Нового Завета, дети пели и читали молитвы. Времена года считались не по месяцам, а по церковным праздникам. Постоянно помогая родителям в тяжком крестьянском труде, отрок Иоанн рос крепким, физически выносливым. Вместе с тем он отличался вдумчивостью, тягой к познанию слова Божия. Учился он прилежно и отличался примерным поведением. По Промыслу Божию простому сельскому мальчику предстояла десятилетняя учеба в далекой Риге. В августе 1887 года Иоанн Поммер был зачислен в Рижское Духовное училище, окончив которое в 1891 году, он поступил в Рижскую Духовную семинарию. Иоанн любил тишину и уединение. Товарищи привыкли к этому и без необходимости его не беспокоили. И только когда в свободное время воспитанники, увлеченные пением и музыкой, собирались в каком-нибудь классе и импровизировали, Иоанн отказывался от своего одиночества, садился в уголок и тихо слушал товарищей. Иногда по субботам после вечерних богослужений приглашали в зал лучших певцов из всех классов, и хор исполнял церковные и светские песнопения. Среди приглашенных всегда был Иоанн, обладавший прекрасным голосом и музыкальным слухом.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/d...

Тут архиепископу приходилось не только писать, но и выступать в Сейме, и с этой кафедры говорил и взывал не только служитель Бога, и служитель народа, не только хранитель духа веры, но и защитник реальных прав церкви и ее общественности. В живой неутомимой и многообразной работе архиепископа Иоанна везде слышались и чувствовались ясность поставленных целей и неуклонный прямой путь, ведущий к их достижениям. В нем сочетались искренняя человечность, душевная мягкость с неукротимостью борца и принципиальной неуступчивостью общественного деятеля, сердечное постигание чужой души, прощающее примирение с человеческими заблуждениями, но также и полное совершенное неприятие компромисса. Совершенному преступлению никто не станет искать оправдание, но и объяснения тоже нет. Произошел непонятный, дикий и страшный акт мести, шедший на поводу несомненного безумия. Сергей Семейников. Светлой памяти архиепископа Иоанна Журнал «Вера и жизнь», No 11 1935 г., с. 243–254. Архиепископ Иоанн, в миру Иван Андреевич Поммер, был сыном крестьянина латыша; родился он 6-го января 1876 года в православной семье Лаздонского прихода, в Цесисском уезде. Когда ему было 7 лет он поступил в народно-приходскую школу. От природы блестяще одаренный крестьянский мальчик делает блестящую карьеру. Он первым поступает в Рижское духовное училище, где учение бесплатно. Первым он кончает училище и переходит в Рижскую духовную Семинарию, которую кончает в 1897 году. Прежде чем поступить в Академию, он работает, как народный учитель, в течение трех лет, в различных уголках родной земли среди детей латышского народа, где знакомится с народной жизнью, с нуждами народа. В короткие свободные часы зимой и во время летнего отдыха он готовится к тяжелому экзамену в духовную Академию. Он поступает в тогда знаменитую Киевскую духовную Академию. Здесь серьезный юноша-учитель обращает на себя внимание профессоров не только своими способностями, но и суровой, аскетической жизнью. Уже на 2-м курсе в Академии он отказывается от радостей мирской жизни и принимает монашество, а немного спустя удостаивается и священного сана иеромонаха.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

Руководство ЛПЦ и архиепископ Иоанн (Поммер) придерживались консервативных взглядов на происходящее, считали себя хранителями опыта, традиций дореволюционной РПЦ. Об этом говорит, например, название доклада владыки Иоанна, произнесенного на Вселатвийском Соборе 1923 года: «Верность православных христиан Латвии Святой православной Восточно-кафолической церкви» К новым течениям в православии, в том числе к некоторым идеям русских религиозных философов, владыка относился скептически. Однако, долгое время, дабы не усугублять и так полную конфликтов церковную жизнь русского зарубежья, мирился с этим. Некоторые современники и последующие историки считали архиепископа Иоанна (Поммера) русским шовинистом и черносотенцем кем он, будучи этническим латышом, конечно же, не был. А на обвинения в русофильстве владыка отвечал, что он защищает вселенское православие Архиепископ Иоанн ценил обе части своей паствы – русских и латышей, всегда относился и к тем, и другим с уважением. В этой связи стоит вспомнить, что свои проповеди перед прихожанами, речи, выступления на церковных Соборах владыка часто произносил двуязычно, говоря попеременно то на одном, то на другом языках, обеими из которых владел перфектно. Для него естественной была некоторая идеализация дореволюционных российских порядков, хотя он прекрасно понимал и те изъяны в старой жизни, которые привели к 1917 году. В то же время, он категорически не принимал идей революционного, насильственного переустройства общества. Четко осознавая ложность революционных посылов, постоянно своей пастве указывал на это. Крах старых порядков воспринимал не иначе как катастрофу, приведшую к многочисленным жертвам и обрекшую многих людей на нищету. В каждом слове, в каждой статье и выступлении слышалась глубокая боль и озабоченность владыки за судьбы паствы и Православной церкви Отрицательно архиепископ Иоанн относился к церковным расколам, к дроблению церковной организации по национальному и территориальному принципам Строго он придерживался канонической верности материнской церкви – Московской патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Pommer/a...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010