Но вот, опять дева, древо и смерть, эти знаки поражения, сделались знаками победы. Вместо Евы — Мария: вместо дерева познания добра и зла — древо креста; вместо смерти Адамовой — смерть Христова. Видишь ли, что чем победил дьявол, тем и сам побеждается? Чрез древо поразил дьявол Адама; чрез крест преодолел дьявола Христос; то древо низвергло в ад, это же древо и отшедших извлекло оттуда. И опять, то древо укрыло пленника обнаженного, это же древо с высоты открыло всем Победителя обнаженного. Также и смерть: на ту смерть осуждались те, кто будут жить после нее, эта же смерть воскресила и тех, кто жил прежде нее. « Кто изречет могущество Господа? » (Пс. 105:2) Чрез смерть мы сделались бессмертными; таковы действия креста. Узнал ли ты победу? Узнал ли способ победы? Узнай же, как легко (для нас) совершилось это дело. Мы не обагряли оружия кровью, не стояли в строю, не получали ран и не видели сражения, а победу получили; подвиг — Владыки, а венец — наш. Итак, если эта победа стала и нашею, то все мы, подобно воинам, воскликнем ныне победную песнь; скажем, воспевая Владыку: « поглощена смерть победою. Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа? » (1 Кор. 15:54, 55) Вот что совершил для нас крест; крест — трофей против бесов, оружие против греха, меч, которым Христос пронзил змия; крест — изволение Отца, слава Единородного, радость Духа, украшение ангелов, утверждение церкви, похвала Павла, твердыня святых, свет всей вселенной. Как в доме, объятом тьмою, кто–нибудь, зажегши светильник и поставив его на возвышении, прогоняет тьму, так и Христос во вселенной, объятой мраком, водрузив крест, как бы некоторый светильник, и подняв его высоко, рассеял весь мрак на земле. И как светильник содержит свет вверху на своей вершине, так и крест вверху на своей вершине имел сияющее Солнце правды. Увидев Его пригвожденным, мир вострепетал, земля заколебалась, камни распались. Но, хотя и камни распались, бесчувственность иудеев не распалась; завеса разодралась, но не разодралось их нечестивое единомыслие.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

«Распинаясь, тварь поколебал еси». 241 «Тварь изменися, Слове, распятием Твоим». 242 «Светити светила не терпяще омрачашася, на Кресте зашедше Тебе, Слове, земля же подвизашеся, и камение разседашеся, церковное благолепие раздирашеся посреде, гробы отверзахуся, мертвии возстаяху» 243 . «Видевше Тя солнце на Кресте простираема, скры лучи сияти не могуще» 244 . «Солнце угасе, плоть Твою якоже свещу возжегшу Ти на древе, Господи» 245 . «Распятия Твоего солнце устыдеся» 246 . Страшный Голгофский день… Померкнувшее солнце и луна, погасшие светила, разверстые небо и земля… Из разверстых глубин черного неба молчание и пустота покрывают все. Нет ни гласа Отца, свидетельствующего и благоволящего, ни снисхождения Голубя-Параклита… Из разверстых глубин черной земли готовятся выйти сонмы освобождаемых праведников, Голгофа становится раем, новым Эдемом, насаждается новое древо новой, истинной Жизни… «Место лобное рай бысть: точию бо водрузися Древо Крестное, абие израсти Гроздь животный». 247 «Древо в раи смерть прозябе, сие же Жизнь процвете». 248 «Рай другий познася Церковь , якоже прежде Древо имущая Живоносное, Крест Твой, Господи» 249 . Изгнан был человек когда-то из рая после прикосновения к древу и теперь древом же снова входит в рай… «От древа вкусив первый в человецех, в тление вселися… всему роду телотленен некий, яко вред недуга преподаде, но обретше земнороднии воззвание Крестным Древом, зовем: препетый отцев и нас Боже, благословен еси» 250 . «Адам… в рай вселяется паки, Тебе воспевая» 251 . «…клятву древа, Древом исцеливый» 252 . «Древо принесе тление в Эдеме родоначальнику: Крестное же Древо жизнь процвете на лобнем месте… и обрете рай, вопия Адам: о, Древо благословенное!» 253 . Невольно вспоминается другой его вопль с биением себя в лице руками: «Милостиве, помилуй мя, падшаго». Страданием Своим и смирением Спаситель возносит усмиренного Адама, 254 Своими язвами исцеляет «многолетния язвы» праотца Своего по плоти, 255 древнее горькое вкушение его услаждается ныне вкушением оцта на Кресте, 256 смертию Христовой Адам оживляется 257 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/v...

2. Рай – Богонасажденный сад, первобытное блаженное жилище человека, украшенный разнообразными прекрасными видами и деревьями ( Быт.2:8–15 ), предызображал духовную красоту и сладость разнообразных благ, вкушаемых Святою Церковью от Креста Христова. «Радуйся живоносный Кресте, Церкве красный раю» (из стихиры на Госп. воззвах в нед. 3 Вел. Поста на велицей вечерни). – «О преславнаго чудесе, живоносный сад, крест пресвятый на высоту возносимь является днесь» (Окт. гл. 8, в четвер. вечера на Госп. воззвах стихира крестная). «Кресте Христов всесвятый, возрастивый сладость жизни, всех чистым сердцем тебе поклонитися сподоби нас, очищение нам дая и велию милость» (на 2 нед. Вел. Поста во вторн. вечера стихира). 3. Из дерев рая, плоды которых назначены в снедь человеку, особенным по своему свойству было так называемое древо жизни. По учению Святой Церкви, оно было прообразом древа Креста Христова. «Ныне кресту покланяющеся, вси воззовем: радуйся древо жизни» (из стих. на Госп. воззв. в понедельн. 4-й нед. Вел. Пос. вечера). Какие сходные черты между древом жизни и древом Креста Христова? а) Вкушение от плодов древа жизни предохраняло тело человека от тления и смерти и чрез то доставляло ему возможность вечно блаженствовать ( Быт.8:22 ): вкушение от плодов древа Креста Христова предохраняет христианина от духовной смерти и тления и чрез то доставляет ему возможность быть также вечно-блаженным. «Древо животное, мысленный истинный виноград, на кресте висит, всем источая нетление» (Окт. гл. 4, неделя утра, кан. воскреснаго песн. 3, троп. 1). «Господи, животворящий Твой крествоспеваем: сей бо жизнь в мире процвете, смерть умертвив» (на 2 нед. Вел. Пос. в четв. вечера на Госп. воззв. стихира). – «Ты наше воззвание, кресте всечестный, древо Богоблаженное, саде небесный, егоже плода причастившеся, нетление улучихом Едема перваго, приемше известно, и велию милость» (из стихиры на Госп. воз. на вел. Вечерни в нед. 3-ю Вел. Поста утра). – «Креста Твоего древо, Христе Боже, древо животное показал еси нам верующим в Тя и сим упразднил еси державу имущаго смерти: оживил еси ны, умерщвленныя грехом, темже вопием Ти: Благодетелю всех Господи, слава Тебе» (Окт. гл. 2, среда утра, на стиховне стихира крестная). – «Древо процвело есть Христе истинныя жизни: крест бо водрузися и напоен быв кровию и водою от нетленнаго Твоего ребра, живот нам прозябе» (Окт. гл. 6, нед. утра, кан. воскр. пес. 4, троп. 1).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

а) Так, мы пали в Адаме, главе человечества, по естественному, греховному рождению: восстановлены во втором или новом Адаме, главе человечества, по благодатному возрождению. «Первее от земли создан бысть Адам пречистыма рукама Вседержителя: от Тебе же, Богородице Дево, родися без семене новый Адам, зиждитель человечества» (Окт. гл. 5, в четв. на повечерии Кан. Богор. пес. 1, троп. 3). – «Нов Адам воистину быв, Адамов Содетелю, Иже клятву бо Адамову един потребил еси» (Окт. гл. 1, в субботу утра канона усопшим пес. 7, троп. 2). – «Единым убо человеком, первым Адамом, древле в мир вниде смерть и единым воскресение Сыном Божиим явися» (Окт. гл. 2, в неделю утра кан. воскресного пес. 6, троп. 2). – «Иже падение Адамова един воздвигл еси Христе, нов быв Адам» (Окт. гл. 3, в пят. утра канона Кресту, пес. 4, троп. 1). б) Мы пали чрез древо: чрез древо же и восстановлены. «Гряди первосозданная двоице, лика отпадшая горних завистию человекоубийцы, горькою сластию древа, древле вкушением: се всечестное воистину древа предгрядет, к немуже притекше радостию облобызайте и возопийте к нему с верою: ты наше воззвание, кресте всечестный, древо богоблаженное, саде небесный, егоже плода причастившеся, нетление улучихом Едема перваго, приемше известно, и велию милость» (в нед. 3 Вел. Поста на вечер, стихира на Госп. воззв.). «Древом древле смерть обретохом, ныне же паки жизнь древом крестным» (во втор, вечера 5 нед. Вел. Поста на Госп. воззв. стихира). – «Древо изгна мя древле из рая, ныне же древо к раю возведе, Тебе распеншуся Христе» (Окт. гл. 7, вторн. вечера на Госп. воззв. стих, крестны). «Древом древле Адам осудися: древом же ныне крестным оправдася, вхождение прием в рай и сладости восприятие» (Окт. гл. 7, в пяток утра кан. Ересту пес. 6. троп. 2). – «Древом Адам рая бысть изсолен: древом же крестным разбойник в рай вселися» (Окт. гл. 4, в неделю утра, – на литургии блаженны). «Поскольку чрез древо взошла смерть, – говорит св. Иоанн Дамаскин , – то и надлежало, чтобы чрез древо же дарованы были жизнь и воскресение» (Точное изложение правосл. веры, – книги IV гл. XI).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/vethoza...

О погибели, слез достойныя! Но не плачемжеся того древа неутешно. Аще бо того перваго древа первым Адамом лишихомся, то второе древо вторым небесным Адамом получихом, яко лучшим лучшее, его же плодом вечный смерти избавихомся. Кое бо второе древо? Есть бо то древо всечестный и животворящий крест Господень, ныне торжественно покланяемый и от всех верных почитаемый. То есть древо животное, крест Господень, на нем бо распятся Иисус Христос и аки плод на древе висяше, и от того плода аще достойно мы ядим, не умираем, но и во веки живы будем с Ним, от Него же и оправдание приемлим. Оправдание бо бысть нам на древе креста Господня кровию Его, яко же воспоминает Апостол Павел: оправдаеми туне благодатию Его избавлением, еже о Христе Иисусе. Его же предположи Бог очищение верою в крови Его, в явление правды Своея (Тим. 3:24–25); се есть плод предрагий древа креста Господня, егоже есть плод, яко древа жизни, плод животный. Сам Христос глагола о Себе: ядый Мою плоть и пияй Мою кровь, во Мне пребывает ( Иоан. 6:56 ). Аз бо есмь воскресение и живот ( Иоан. 11:25 ), от Негоже жизнь наша и временная дадеся и вечная устроися; о Нем и живем и движемся и есмы ( Деян. 17:28 ). Благословенно наречеся древо Ноева ковчега, яко тем человецы и скоты спасошася от казни Божией всемирнаго потопа; наипаче же благословеннейшее есть древо крестное, яко тем чрез истиннейшаго небеснаго Ноя не осмь душ человеческих, но и вси по вселенней спасаются, не от потопа токмо, но от вечнаго мучения, не токмо праведницы, но и грешницы спасутся, аще от грехов престанут и ко Господу обратятся с истинным покаянием. А Бог наш милостив и щедр, удержит праведный свой гнев, не показнит нас потопом ярости своея, помня примирение с нами, чрез Христа Господа сотворенное, о немже Апостол Павел вещает: зане Бог бе во Христе, мир примиряя Себе, не вменяя им согрешений их и положив в нас слово примирения ( 2Кор. 5:19 ), еже бы к тому не потопити нас потопом. Яко же бо во всемирном потопе ковчег Ноев не ста во юдоле, ни на каких местах, но на высочайших горах арменских, тако и мысленный сей ковчег, крест животворящий, имже истиннейший Ное Христос Господь спасе род наш от греховнаго потопа, на высоких горах ныне ставает, егда ставает на главах церковных, на престолах Божественных, на царских диадимах, на митрах Архипастырьских, и в день страшнаго суда станет на облацех превысоко, яко знамение победы Христовы.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

По этой-то причине Давид, ударяя в свою духовную цитру, весьма прилично (нынешнему празднеству) так восклицает: «возносите Господа Бога нашего, и покланяйтеся подножию ногу Его, яко свято есть» ( Псал. 48, 5 ). Взывает также и премудрый Соломон: «благословенно древо, имже бывает правда» ( Прем. 14, 7 ). Посему-то и Церковь является ныне раем, имеющим посреди себя древо жизни, – раем, в котором пребывает уже не обольститель демон, увлекший в заблуждение Еву, но ангел Господа всемогущаго, окружающий приходящаго. Ныне воздается поклонение святому Кресту, и возвещается воскресение Христово. Ныне чествуется животворящее древо, и потому весь мир возбуждается к славословию. Ныне совершается поклонение трехсоставному Кресту, – и все четыре страны мира в радости совершают празднество. «Коль красны ноги благовествующих мир, благовествующих благая», говорит апостол ( Рим. 10, 15 ). А я бы сказал: блаженны те очи, кои созерцают это торжество всеобщаго мира, – те уста, кои лобызают это превосходнейшее знамение. Обильная благодать предложена всем; указан источник, из котораго проистекает освящение и который никого не лишает обильных благ, но человека чистаго делает еще чище, а оскверненных пороками соделывает чистыми, высокомернаго смиряет, безпечнаго возбуждает, разсеяннаго привлекает, жестоковыйнаго укрощает, – и если только всякий приходит к нему с стремлением к лучшему и приближается без дерзости и надмения, он не отгоняет его от себя, но подает ему божественныя силы, полезныя к животу и благочестию: ибо Крест скромных любит, а от людей, имеющих противоположныя свойства, отвращается. Это животворящее древо, нами созерцаемое, подает врачевство очам, обольщенным в раю воззрением на убийственное древо. Прикасаясь к сему древу устами и предлагая его очам своим, мы освобождаемся от вкушения и осязания смертоноснаго древа. О, предлежащий великий дар! О, неизреченное блаженство! Умерщвленные прежде древом, мы ныне получаем жизнь через древо же. Обольщенные прежде древом, мы ныне древом же прогоняем обольстительнаго змия. Дивная перемена! Вместо смерти (нам даруется) жизнь, вместо тления – нетление, вместо безчестия – слава. И потому благовременно взывал святый апостол: «мне да не будет хвалитися, токмо о кресте Господа нашего Иисуса Христа: имже мне мир распяся и аз миру» ( Гал. 6, 14 ). Ибо на Кресте просияла высочайниая премудрость, которая посрамляет гордую мирскую мудрость. Крестом плодотворное познание всякаго добра подавило семена злобы. Даже одни прообразы сего древа от века были предвестниками великих событий.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Образ конного архангела почти не встречается до XIV в., с палеологовской эпохи появляется в некоторых символических сюжетах как необязательный элемент. Самое раннее подобное изображение - это фрагмент композиции «Древо Иессеево» в росписи нартекса ц. св. Ахиллия в серб. Арилье (1296, см.: Garidis. 1972. P. 34. Fig. 7, 8). М. (его имя различимо в надписи) изображен верхом на белом коне, правой рукой указывает на расположенную рядом сцену «Рождество Христово». Над архангелом представлена полуфигура пророка со свитком. Появление конного М. в составе композиции «Древо Иессеево» восходит к сюжету из Книги прор. Захарии (Зах 1. 9-20). В росписи юж. галереи ц. св. Апостолов в Фессалонике (ок. 1315) в композиции «Древо Иессеево» над сценой «Рождество Христово» представлен скачущий на коне архангел ( Xyngopoulos. 1971. P. 87-88. Fig. 19). Его фигура, крылья, нимб и даже конь изображены полностью красными. Хотя конь в данной композиции не имеет крыльев, этот образ очень динамичен и существенно отличается от других ранних изображений конного архангела в составе композиции «Древо Иессеево». Возможно, эта композиция подобна произведениям столичного искусства Византии 1-й пол. XIV в. с учетом того, что сама ц. св. Апостолов в Фессалонике и ее внутреннее убранство созданы по заказу К-польского патриарха Нифонта I. Более поздние памятники восточнохристианского искусства дают немало примеров использования такой схемы. В росписи трапезной Великой Лавры (1535) на Афоне представлен расширенный вариант «Древа Иессеева». Образ архангела на коне в составе композиции «Древо Иессеево» воспроизводится с небольшими вариациями в наружных росписях ц. вмч. Георгия в Сучаве (1522-1534), а также храмов мон-рей Хумор (1535), Молдовица (1537), Воронец (1547), Сучевица (ок. 1600) на территории совр. Румынии. Др. пример появления фигуры конного архангела также связан с темой Рождества Христова и встречается в изображениях из цикла «Акафист Божией Матери». Ангел на коне указывает путь волхвам к пещере Рождества в росписях Дечан ( 2005. С. 474), в миниатюре серб. Мюнхенской Псалтири (2-я пол. XIV в., Spatharakis. 2005 . Fig. 223), в росписях ц. во имя вмч. Димитрия Солунского Маркова мон-ря в Македонии (1371-1381) и др. Ангел иногда заменяет вифлеемскую звезду, иногда соседствует с ней. Возможно, что ангел-звезда трансформировался в ангела-всадника под влиянием уже сложившейся к тому времени традиции изображения конного М. рядом со сценой Рождества в композиции «Древо Иессеево».

http://pravenc.ru/text/2563460.html

Тую епитемию Лот хотя исполнити, да прощен будет от греха, начат повеленное ему творити со усердием; враг же, не навидяй добра, дабы его от покаяния отвратити, претворися и, являясь странным, воды пить от Лота прошаше; Лот же, отчее повеление исполняяй, подаваше ему невозбранно; и тако диавол, являясь аки странен, воду испиваше, и паки Лот к Иордану возвращашеся и сосуд наполняше, а диавол паки, во образи странна являяся, испиваше воду, и толикую ему перепону в том делал, яко Лот от Иордана в три лета с водою трижды едва мог возвратитися. Бог же, праведныя любляй, грешныя милуяй, и видя его истинное покаяние, повелел оным главням тройме принять силу и укорениться, и возрасте дерево едино изрядно; а оные три головни бяху от трех дерев: певга, кипариса и кедра. Егда Святая Святых созидал премудрый Соломон, тогда, между протчими древы, и сие древо, яко добро, посечено. Оно бяше таково: когда его требоваше, идеже нужда бяше, долгаго, тамо оно коротко, а где короткаго, было долгое; для того, яко неугодно и презренно бысть, и валялося на многих местах, а после взято и помощено на потоце Кедрском. Царица Южная, идучи слушать премудрости Соломоновой, тим древом пойти не хотела, и пророчествовала, яко древо оно имать быть в великой чести. И так тое древо лежало тамо до страдания Христова, и во время страдания Христа сделали евреи от того древа, аки неугоднаго, на поругание Христово, крест самому Христу Господу, промыслом своим тако изволившему, и на том кресте распяли Христа. Чтий да разумеет, что по тому и сей монастырь Крест именуется; бо на том месте, идеже сие возврасте древо, поставлен, и где самое тое росло древо, там теперь престол и трапеза, на ней же приносится жертва, выну хваления пожершемуся нас ради на оном древе Христу. Там, где корень онаго древа бысть, сущее древо, животворящий крест Господень, стоит под престолом, затворен за стеклом, и пред ним неугасимое всегда горит кандило, и когда туда хажеи, си есть, поклонники в монастырь приходят, тогда, по литургии божественной, служащий иерей вынимает его оттуду, и износит его на главе, предыидущим двом со свещами братиям, протчим: «Спаси, Господи, люди своя», поющим, и полагает его иерей со страхом на столпце, среди церкви поставленном и украшенном, и тогда идут по два, и покланяются, и лобызают крест Господень.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Нет безвыходности в земных грехах, нет пленённости человека злом, ибо есть Крест – дорога к свободе и бессмертию детей Божьих. Крест не есть только страдание, но и возвышение над страданием. Те, кто знают, что такое страдание за веру, за любовь, правду и чистоту, те понимают, что их Рай на земле – в Кресте. Их страдание не состояние, но путь к настоящей жизни, её полноте, чистоте и блаженству. Страдание – не дом, где надо жить, но дорога к настоящему Дому, где вся полнота и радость жизни. Нет этой полноты ни в чём на земле! Мир земной есть дорога, а не жилище. Человечество не найдет себе в этом мире Рая – без Креста. То, о чем мечтают ложные материалистические учители человеческие, – невозможно. Человек никогда не построит себе вечно-радостного Дома в мире, где царствует грех , болезнь и смерть. Человек всегда будет бездомен в этом мире. И это благо. Страдание его кратко, а радость может быть вечной. И никакой человек не воплотит до конца идеала своей Родины на этой земле, потому что высшая и вечная Родина каждого человека есть мир правды Христовой. Крест есть сила Божия и власть, данная человеку на путях к Богу. Крест, в этом мире, есть, конечно, и страдание потому, что он есть смерть для греха и смерть для смерти, а человек соединил себя с грехом. Отрываясь от греха, он страдает; но это есть страдание освобождения. Мать страдает, рождая жизнь, и человеческий дух страдает, рождая Вечную жизнь. Земля, где принял страдание Сын Человеческий, есть место наших страданий потому, что причина страдания – грех . Крест же есть горькое лекарство от страданий. Крест есть спасение от греха; искупление вызванных грехом, страданий. На непросветлённое страдание человеческое накладывается святое страдание Христово. На страдание безвыходности человеческой накладывается страдание крестное, вся трудность борьбы с грехом и злом в мире, неподчинения злу, победы над грехом. Не напрасно говорят, что древо Креста Христова было поставлено на том самом месте, где росло райское Древо Жизни. Древо Жизни, данное Творцом людям в Раю, после падения, обратилось в Крест Божий и человеческий на земле. Оно не исчезло, это сладкое Древо Райское, древо беспредельного доверия Бога к человеку и великой радости человека в Боге. Оно только изменилось; и где бы ни поставили мы, люди, Крест – мы всюду видим Райское Древо.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

Приводя слова Апостола (см. Евр.2:14 ), святой Амвросий говорит: «Итак, кто Желающий, чтобы мы были причастниками (participes) в Его плоти и крови? Без сомнения, Сын Божий. Как стал Он нашим общником, если не телом; или какой смертью расторгнул цепи смерти, если не телесной? Ведь Христово подъятие смерти сделалось для смерти смертью (mortis enim mors facta est susceptio mortis in Christo)». Чудодейственным, Божественным образом Божественная сила Спасителя в Его претерпевании крестной смерти своим всеспасительным действием охватывает всё человеческое естество. «Господь Иисус Христос простер руки на кресте, – говорит святой Кирилл Иерусалимский , – чтобы объять концы вселенной... Распростер человеческие руки духовными руками Утвердивший небо. Пригвоздили оные, дабы тогда, как пригвождено было к древу Его человечество, носившее на себе человеческие грехи, и когда оно умерло, вкупе с ним умер и грех, а мы воскресли в правде». «Спаситель на кресте сказал: «Совершилось» ( Ин.19:30 ). Ибо исполнилась тайна, свершилось написанное: истребились грехи». «Для чего, – спрашивает святой Василий, – Христово домостроительство спасения совершено крестом? Для того, чтобы с четырех сторон света были собраны спасаемые. Ибо крест делится на четыре части, так что каждая его часть обращена к одной из четырех сторон света. А предпочтена была крестная смерть, чтобы все четыре стороны света были приведены ко спасению частями креста». Всё вошедшее в Богочеловеческую жизнь Господа Иисуса – это не только символ, но и сила Его победы над грехом, смертью и диаволом. «Чем победил диавол, – говорит святой Златоуст, – тем же победил его Христос. Взяв его оружие, Христос его им и победил. Вот как это было: дева, древо и смерть были знаками нашего поражения; девой была Ева , так как тогда она еще не познала мужа; древом было древо в раю; смерть была наказанием Адама. Но смотри, вновь – Дева, древо и смерть; эти знаки поражения стали знаками победы. Вместо Евы – Мария, вместо древа познания добра и зла – древо креста, вместо смерти Адама – смерть Христова. Чем побеждал диавол, тем и сам был побежден. Древом диавол погубил Адама; крестом Христос победил диавола. То древо низвергло в ад, а сие древо извлекло и тех, которые туда отошли... Смертью мы стали бессмертными. Таковы действия креста. И как легко для нас все это совершилось. Мы не обагрили кровью оружия, не стояли в боевом строю, не принимали ран и не видели сражения, но победу получили. Подвиг принадлежит Господу, а венец – нам... Вот что совершил для нас крест. Крест – это знамение победы над демонами, сабля против греха, меч, которым Христос пронзил змия».

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010