В сер. февр. 1673 г. архим. Иннокентий с братией устроил торжественную встречу рус. армии во главе с кн. Ю. П. Трубецким, посланной из Москвы на защиту Киева. В февр. 1669 г. царь Алексей Михайлович отправил в Киево-Печерский монастырь соболей на 500 р. и 500 золотых червонцев, а осенью того же года - деньги для окончания строительства колокольни. Печерским монахам разрешалось приезжать в Москву для сбора пожертвований раз в 4 года. Архим. Иннокентий, руководивший монастырской типографией, принимал участие в подготовке различных изданий, в частности благословил «Патерик, или Отечник, Печерский» (1661), внес исправления в сочинение архиеп. Лазаря (Барановича) «Трубы словес проповедных на нарочитыя дни праздников» (1674). В 1672 г. архим. Иннокентий направил в Москву монахов для устройства книжной лавки и организации продажи изданий обители. 30 июля 1677 (1678?) г., после принятия унии Львовским еп. Иосифом (Шумлянским) , польск. кор. Ян III Собеский выдал ему привилей на Киево-Печерскую архимандритию и часть монастырских имений в Великом княжестве Литовском. В том же году печерский архимандрит подал протест в королевский суд Речи Посполитой, обвинив еп. Иосифа в незаконном присвоении титула киево-печерского архимандрита и в стремлении захватить владения обители, расположенные в Правобережной части Украины, входившей в состав Речи Посполитой. Но 10 мая 1682 г., после подтверждения перехода в унию, Львовский еп. Иосиф получил от польского кор. Яна III привилей на все имения Печерской архимандритии в Речи Посполитой (3 города, местечко и 53 села). Еп. Иосиф владел этими имениями до своей смерти и неоднократно отдавал их в аренду светским лицам. Он присвоил себе титул киево-печерского архимандрита, несмотря на то что в 1656-1683 гг. эту должность занимал пребывавший в Киеве архим. Иннокентий (Гизель). 6 февр. 1684 г., после кончины архим. Иннокентия, король вновь пожаловал архимандритию со всеми владениями Иосифу (Шумлянскому), к-рый передавал монастырские имения в аренду светским лицам, в т.

http://pravenc.ru/text/Киево-Печерская ...

42 . Иванов Н. А. Россия в историческом, статистическом, географическом и литературном отношениях. СПб., 1837. 4 ч. [Изд. подписано: Ф. Булгарин. Действительный автор – Н. А. Иванов , произведение которого Булгарин издал под своим именем.] 43 . Извлечение из саги Олова, сына Триггвиева, короля Норвежского/Пер. с исл. прот. С. Сабинина/Русский исторический сборник/Общество истории и древностей российских. М., 1840. Т. 4. Кн. 1. С. 44 . Иннокентий (Борисов) , архиеп. Историческое обозрение богослужебных книг Греко-российской Церкви. Киев, 1836. 45 . Иннокентий (Гизель), архим. Киевский Синопсис, или Собрание от различных летописцев о начале славено-российского народа и первоначальных князей богоспасаемого града Киева. 2-е изд., испр. Киев, 1823. 46 . Иннокентий (Смирнов) , архиеп. Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в. 4-е изд. М., 1834. 2 т. 47 . Иосиф (Аргутинский-Долгорукий), патр. Армянский. Исповедание христианской веры Армянской Церкви/Пер. с арм. преосвященного Иосифа, архиепископа всего армянского народа. СПб., 1799. 48 . Иосселиани П. И. Краткая история Грузинской Церкви. СПб., 1843. 49 . Исторический взгляд на древнее образование славянских и преимущественно польских городов до XIII столетия/Русский исторический сборник/Общество истории и древностей российских. М., 1841. Т. 4. Кн. 2–3. С. 155–299. 50 . Калайдович К. Ф. Иоанн, ексарх Болгарский: Исследование, объясняющее историю словенского языка и литературы IX и Х столетий. М., 1824. 51 . Карамзин Н. М. История государства Российского. СПб., 1818. Т. 1. 52 . Карамзин Н. М. История государства Российского: В 3 кн., заключающих в себе 12 т. с полными примеч./Изд. И. Эйнерлинга. 5-е изд. СПб., 1842–1843. 3 кн. 53 . Кеппен П. И. Древности северного берега Понта. М., 1828. 54 . Кеппен П. И. Крымский сборник: О древностях южного берега Крыма и гор Таврических. СПб., 1837. 55 . Кеппен П. И. Собрание словенских памятников, находящихся вне России. СПб., 1827. [Кн. I]. 56 . Киевлянин/Изд. М. Максимовым. Киев, 1840. Кн. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

125 . Житие Феодосия, игумена печерского, списание Нестора, по харатейному списку XII в. московского Успенского собора/Предисл. О. Бодянского/Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских при Моск. ун-те. М., 1858. Кн. 3. Отд. 3. С. 1–31 126 . Завет мнишьскаго житья уным чернцем в кельи/Материалы для истории Русской Церкви. Харьков, 1862. Т. 1. Отд. 16. 7. С. 156–161. 127 . Зернин А. П. Об отношении Константинопольского патриарха и русской иерархии. СПб., 1846. 128 . Зиновий Отенский . Истины показание. Казань, 1863. 129 . Зубрицкий Д. И. Критико-историческая повесть временных лет Червонной, или Галицкой, Руси/Пер. с польск. и предисл. О. Бодянского. М.,1845. 130 . И. М. Паломник киевский, или Путеводитель по монастырям и церквам киевским для богомольцев, посещающих святыню Киева. 3-е изд. Киев, 1849. 131 . И. С. Новгородский древний Пролог/Русский исторический сборник/Общество истории и древностей российских. М., 1839. Т. 3. Кн. 3. С. 293–296. 132 . Иларион, митр. Слово о законе и благодати/Изд. и предисл. О. М. Бодянского/Чтения в имп. Обществе истории и древностей российских при Моск. ун-те. М., 1848. Кн. 7. С. I-XXV, 21–42 . 133 . Иларион, митр. Слово 1-е, 2-е, Исповедание веры/Творения святых отцов в русском переводе с прибавлениями духовного содержания. М., 1844. Кн. 2. С. 223–299 134 . Иннокентий (Гизель). архим. Киевский синопсис, или Собрание различных летописцев о начале словено-российского народа и первоначальных князех богоспасаемого града Киева. Киев, 1680; То же. Киев, 1823. 135 . Иннокентий (Смирнов) , архиеп. Начертание церковной истории от библейских времен до XVIII в. 4-е изд. М., 1834. 2 т. 136 . Иоанн II, митр. Правило церковное Иакову черноризцу/Русские достопамятности/Общество истории и древностей российских. М., 1815. Ч. 1.С. 86–103 . 137 . Иоанн Дамаскин , прп. Изложение православной веры обстоятельное, или Богословие. 2-е изд. М., 1834. 138 . Иовий П. Книга о посольстве, отправленном Василием Иоанновичем, великим князем Московским, к папе Клименту VII/Библиотека иностранных писателей о России/Под ред. В. Семенова; Пер. с лат. М. Михайловского. СПб., 1836. Отдел I. Т. 1. Раздел 4. С. 1–93 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Алексей Петрик 9 июля 1736 перев. из Киево-Михайловского Златоверхого; упом. 1738. Герасим , 1744. Иоасаф Маевский , бывший архим. Бизюкова монастыря; назначен в 1745. Сильвестр Думницкий в 1746 перев. из Киево-Михайловского Златоверхого и вскоре †. Варлаам Лящевский , с 1747, а 1 мая 1753 перев. в Донской мнтрь. Иоанникий Скабовский 23 июля 1753 перев. из Киево-Михайловского. Никанор , в 1759–68. Гедеон Сломинский в 1768 перев. из Киево-Николаевского Пустынного; † 26 сент. 1772. Иларион Кондратковский , в 1772–75; перев. в Колязин мнтрь. Гавриил , в 1775–86. Амфилохий Леонтович в 1786 перев. из Ростовского Яковлевского монастыря, а 1787 в Киево-Николаевский Пустынный. 7 Кирилловский, в Киеве, вероятно древний 18 , но до начала XVII века пустевший монастырь; в 1786 г. обращён в женский Богословский [IV, 516.]. Игумены Василий Красовский , 28 июля 1605, 26 мар. 1613. Киприан Жеребило-Лобунский , до 1626. Софроний Жеребило-Лобунский , 16 февр. 1626, 25 апр. 1647. Иннокентий Гизель в 1650 перев. из Киево-Братского, а в 1652 в Киево-Николаевский Пустынный мнтрь. Лазарь Баранович , игум. Киево-Братского и сего мнтрей; 8 мар. 1657 хирот. в еписк. Черниговского. Иннокентий Монастырский , в 1684–92. Пахомий Прокопович , 24 янв. 1696. Димитрий Туптало в янв. 1697 перев. из Глуховского Петропавловского, а 20 июня в Черниговский Елецкий мнтрь. Евстратий Самборович , 27 апр. 1713. Иоасаф Томилович , в 1720 и 21. Феофан , в мае 1760. Павел Волчанский 9 нояб. 1763 перев. в Слуцкий Троицкий мнтрь. Мельхиседек , с мар. 1764. Тарасий Вербицкий , с 1766, а 12 авг. 1768 перев. в Киево-Братский мнтрь. Паисий , в 1768 и 69. Амфилохий , из казначеев Троицко-Сергиевой Лавры, определён 14 мар. 1769, и в 1770. Кирилл , в 1770–83. Николай , архим., в 1783–86. В 1786 г. сюда переведён женский Богословский мнтрь. (См. ниже, 13). 8 Софийский на Старом Киеве, бывший кафедральный Киевских архиереев; в 1786 г. обращён в собор [IV, 526.]. Архим. Гервасий Линцевский 25 июня 1742 перев. в Пекинский и отправлен в Китай.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

гетманы считали своим долгом поддерживать древние правосл. святыни. Игум. Софроний умер между 1645 и 1648 гг., застав лишь начало этого процесса. После него кирилловскими наместниками были игумены-интеллектуалы, ректоры Киево-Могилянской коллегии: Иннокентий (Гизель ; ок. 1650-1652), при к-ром мон-рь был разорен вошедшими в Киев войсками коронного гетмана Януша Радзивилла; Лазарь (Баранович ; 1652-1657), при нем Богдан Хмельницкий издал универсал (18 окт. 1656), подтверждавший все владения и права обители и защищавший ее от магистрата; профессор поэтики и риторики Мелетий (Дзик; 1658-1677), на долю которого выпало много испытаний в период Руины. В 1662 г., когда татары из отрядов Юрия Хмельницкого грабили киевские околицы, мон-рь горел. В 1666 г. игум. Мелетий от имени духовных властей Киевской митрополии возил в Москву челобитную о возобновлении древнего права свободного избрания Киевского митрополита (Московский патриарх назначил местоблюстителем еп. Мефодия (Филимоновича), а К-польский - еп. Иосифа (Нелюбовича-Тукальского)); игум. Мелетий описывал тяжелое состояние мон-ря, пребывавшего «в облоге» со всех сторон (АрхЮЗР. 1872. Т. 7. С. 73). С именем игум. Мелетия связано и 1-е известие о чуде: игумен посылал к мощам вмц. Варвары своего келейника Евстафия, к-рый получил исцеление; в обители была учреждена практика братского чтения молитв и акафиста вмц. Варваре, установлено совершение крестных ходов к мощам святой в Михайловский Златоверхий мон-рь. При игум. Мелетии ктиторами обители стали гетман М. С. Ханенко и его семья. Шиферная доска с памятной надписью о сооружении надвратной ц. Благовещения. 1760 г. Шиферная доска с памятной надписью о сооружении надвратной ц. Благовещения. 1760 г. Следующий игумен, Иннокентий (Монастырский ; 1681-1697), поставил подпись под актом избрания в гетманы И. С. Мазепы (25 июля 1687). Игумен пользовался его благосклонностью. Гетман выдал неск. универсалов с подтверждением старых и предоставлением новых владений К. м. (среди новых - богатые земли упраздненного ржищевского в честь Преображения Господня монастыря ).

http://pravenc.ru/text/1840467.html

Известнейшие писатели против Латинской Церкви, из греков, в 17 веке: Георгий Корезий, учитель Конст. Церкви; Герасим, Патриарх Александр; Нектарий, Патриарх Иерусалим. В России: Захарий Копыстенский, архимандрит Печерский (написавший Палинодию против униатов); Лазарь Баранович, архиепископ Черниговский; Иннокентий Гизель (†1684); Феофан Прокопович († 1736), писавший трактат о происхождении Святого Духа 253 . Против протестантского учения писатели из греков: братья Лихуды, Мелетий Сирин († 1662), Досифей, Патриарх Иерусалимский, Неофит, Патриарх Антиохийский; уроженец Прусский Адам Зерникав (обратившийся к православию в последней половине 17-го века). Из Россиян: Стефан Яворский , митрополит Рязанский, † 1722, написал Камень веры; Феофилакт Лопаинский, архиепископ Тверский защищал Камень веры, † 1741, и другие против раскольников: Святитель Димитрий, митрополит Ростовский † 1709, написал Розыск; Иоаким, Патриарх Российский † 1690 – Увет духовный; Питирим, архиепископ Нижегородский † 1738 – Пращицу; грек Никифор Феатокий, архиепископ Словенский † 1800 – Ответы старообрядцам и др. 254 . К полемическим писаниям можно отнести и те, кои писаны в последней половине 17 века о времени пресуществления Евхаристии – особенно Патриархом Иоакимом († 1690) и Иоанникием Лихудом греком († 1717) 255 . Писатели церковно-исторические из греков – Филипп Кипрский, Протонотарий Константинопольской Церкви, подолжал Историю Малакса с 1556–1639 г., Досифей, Патриарх Иерусалимский (написал Историю Патрирхов Иерусалимских) † 1707;Афанасий, Патриарх Антиохийский (составил каталог Патриархов Антиохийских); Мелетий, митрополит Афинский (написал Церковная история Патриархов Антиохийских); Мелетий, митрополит Афинский (коего Цековная история переведена на новогреческий язык 3 тома, 1784 г.). В России: Афанасий Кальнофойский, иеромонах Печерский (написал Тератургиму); Святитель Димитрий Ростовский Четии Минеи и Летопись; Сильвестр Косов , митрополит Киевский † 1657 (издал Патерик Печерский; Мефодий Смирнов , архиепископ Псковский † 1815 (написал книгу L. Historicus de rebus in primitive. Eccl. Chr.); Иннокентий Смирнов епископ Пензенский (составил начертание Церковной Истории); Евгений Болховитинов , митрополит Киевский † 1836 (Словарь церковных писателей и Описание Киево-Софийского Собора) 256 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Skvorcov...

Поэтому любителям душеспасительного чтения приходилось здесь довольствоваться западными мартирологами, переведенными на польский язык и во многом несогласными с духом православия. Желая устранить такие горестные неудобства, Киевский митрополит Петр Могила 22 был весьма озабочен изданием житий святых на славянском языке. Для сей цели он задумал сделать новый перевод греческих жизнеописаний и уже выписал с Афонской горы жития Симеона Метафраста . Но преждевременная кончина знаменитого Киевского первосвятителя не дала ему совершить задуманный труд. После него с большим усердием заботился об издании житий святых архимандрит Киево-Печерской лавры Иннокентий Гизель 23 . В дополнение к материалам для сего труда, приготовленным уже Петром Могилою , Иннокентий испросил у Московского патриарха Иоакима великие Минеи-Четьи Макария, первые три месяца коих и были ему высланы. Но по причине военных смут того времени, не позволявших спокойно заниматься учеными делами, и Иннокентию не суждено было совершить это великое дело. Его преемник архимандрит Варлаам 24 , вполне сочувствуя предположенному изданию житий святых, приложил все старания к его осуществлению. Он не решился однако принять сей труд на себя, а стал искать человека, более к сему способного и менее отвлекаемого другими делами. Выбор его пал на инока Батуринского Крупицкого монастыря Димитрия, (в мире Даниила Туптало) и составил эпоху в истории русской агиографии. Даровитый и необыкновенно трудолюбивый и скромный студент Киевского училища, военными обстоятельствами времени вынужденный покинуть его до окончания курса, Димитрий в ранней молодости принял монашество. Рано вышедши из школы, он сохранил живую связь с религиозным настроением народа, чутко понимал его духовные нужды. При наклонности к уединению и созерцательном направлении духа, при горячей любви к научным занятиям, Димитрий нашел в монастыре достаточно досуга для самостоятельного довершения начатого в школе образования и для обработки своих прекрасных дарований. Когда архимандрит Варлаам обратился к нему с своим предложением, Димитрий был уже знаменитым в Западной Руси проповедником, которого наперерыв звали к себе епископы и монастыри, чтобы послушать его задушевного слова.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Среди киевских деятелей на ниве просвещения выделяются три защитника Православия, возглавлявшие один за другим Киевскую Академию: игумен Иннокентий (Гизель; 1648—1650), епископ Лазарь (Баранович; 1650—1655) и архимандрит Иоанникий (Голятовский; 1659—1663). Игумен Иннокентий (Гизель) написал и издал много сочинений, но особой известностью пользовался «Синопсис, или Краткое описание о начале русского народа», составленный им в основном по книгам польских историков. «Синопсис» был издан впервые в 1674 г., но потом было много его переизданий, так как до издания М. В. Ломоносовым «Краткого российского летописца» (1760) он широко использовался в учебных заведениях. Всего было 25 изданий «Синопсиса», вплоть до 1861 г. Преемником игумена Иннокентия (Гизеля) в должности ректора был в 1650—1655 гг. епископ Лазарь (Баранович), с 1657 г. — епископ Черниговский. В 1667 г. он был в Москве и присутствовал на Соборе, рассматривавшем дело Патриарха Никона. Епископ Лазарь (Баранович) был знаменитым проповедником. Сборники его проповедей были напечатаны в Киево-Печерской типографии под названиями «Меч духовный» (1666, 1686) и «Трубы словес» (1674). Его полемическое сочинение на польском языке «Новая мера старой веры» было написано в опровержение книги иезуита Боймы о главенстве Папы и об исхождении Святого Духа. Архимандрит Иоанникий (Голятовский) , возглавлявший Киевскую Академию в 1659—1663 гг., был одним из лучших представителей южнорусского просвещения. Как богослов, он вел полемику с иезуитами, писал сочинения в опровержение книг Цеховича об исхождении Святого Духа и Боймы — о власти Папы. Протосинкелл (или — протосингел) — синкелл как кандидат на патриаршество. Синкелл — пресвитер или монах, живущий при патриархе как сотрудник ему в управлении и как свидетель его непорочной жизни. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/436378/

Среди первых ректоров коллегии были известные церковные деятели и духовные писатели Западной Руси: Иннокентий (Гизель), Лазарь (Баранович), впоследствии черниговский архиепископ, Иоанникий (Галятовский). В смутные 50-е гг. коллегия пришла в запустение. Восстановлена она была в 70-х гг. при ректорстве архимандрита Варлаама (Ясинского), позже киевского митрополита. В 1701 г. Киевская коллегия получила права академии. По ее образцу стали устраиваться семинарии в малороссийских и великорусских кафедральных городах. Киевская академия стояла тогда на самом высоком научном и образовательном уровне среди духовных школ России. Поэтому из числа ее выпускников восполнялся российский епископат, ученые киевские монахи назначались архимандритами самых крупных монастырей, ректорами семинарий. В Киеве получили образование святители Феодосий Черниговский, Димитрий Ростовский , Иоанн Тобольский , Иннокентий и Софроний Иркутские, Иоасаф Белгородский , священномученик Арсений (Мацеевич) ; митрополиты Стефан (Яворский) и Павел (Конюскевич), архиепископы Феофилакт (Лопатинский) и Феофан (Прокопович) . Выпускником Киевской академии был видный государственный деятель канцлер А. А. Безбородко, удостоенный за заслуги титула светлейшего князя. Даже еще в середине столетия Киевская академия значительно опережала другие духовные школы и по уровню научной подготовки, и по числу студентов: в Московской академии тогда обучалось около 500 воспитанников, а в Киевской – 1200. Ситуация изменилась только в конце 18 в., когда при митрополите Платоне значительно вырос уровень Московской академии. В связи с реформой духовного образования в 1817 г. Киевскую академию временно переименовали в семинарию, но через два года, в сентябре 1819 г., состоялось торжественное открытие новой академии, устроенной в соответствии с уставом 1814 г. как четырехгодичная высшая школа. Первым ректором преобразованной академии стал архимандрит Моисей (Богданов-Платонов), позже экзарх Грузии. В 20–30-х гг. большое влияние на учебный процесс в академии оказывал митрополит Киевский Евгений (Болховитинов) , крупный ученый, историк и археограф. Он содействовал развитию в академии церковно-исторической науки. Под его руководством были написаны серьезные труды по истории Русской Церкви. В 30–40-х гг. особое покровительство академии оказывал преемник митрополита Евгения митрополит Филарет (Амфитеатров) , богослов глубокой учености и монах высокого христианского благочестия.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Среди преподавателей Академии много было незаурядных богословов, канонистов, историков: иеромонах Никанор (Бровкович) , позже архиепископ; профессора А.Л. Катанский , В.В. Болотов , Н.Н. Глубоковский , И.М. Певницкий, С.И. Красноцветов. Из стен Академии вышли святитель Мелетий Харьковский и святой равноапостольный Николай, архиепископ Японский, Кронштадтский протоиерей Иоанн (Сергиев), миссионер-подвижник архимандрит Макарий (Глухарев). В Петербургской Академии получили образование выдающиеся церковные деятели XX века: Патриархи Тихон и Сергий, митрополиты Антоний (Храповицкий) , Николай (Ярушевич) , Григорий (Чуков). История Киевской Академии восходит к 1615 году, когда в Киеве открылась Братская школа, устроенная по образцу греческих училищ и ставшая одним из очагов Православия в Речи Посполитой. В 1633 году, при митрополите Петре Могиле Братская школа была преобразована в училище латинского типа и получила название коллегии. Это была скорее общеобразовательная, чем специально богословская школа, ибо в Польше в православных школах не дозволялось открывать высшие богословские классы. Языком обучения в Могилянской коллегии служила латынь. Распорядок школьной жизни, методы преподавания, учебники были такими же, как и в западных коллегиях и академиях. Как и в иезуитских коллегиях, классы именовались фара, инфима, грамматика, синтаксима, пиитика, риторика, философия. Богословский класс открылся уже во второй половине XVII века, после воссоединения Левобережной Украины с Россией. Среди первых ректоров коллегии были известные церковные деятели и духовные писатели Западной Руси – Иннокентий (Гизель), Лазарь (Баранович), впоследствии Черниговский архиепископ, Иоанникий (Голятовский). В смутные 50-е годы коллегия пришла в запустение. Восстановлена она была в 70-х годах при ректорстве архимандрита Варлаама (Ясинского), позже Киевского митрополита. В 1701 году Киевская коллегия получила права академии. По ее образцу стали устраиваться Семинарии в малороссийских и великорусских кафедральных городах. Киевская Академия стояла тогда на самом высоком научном и образовательном уровне среди Духовных школ России. Поэтому из числа её выпускников восполнялся российский епископат, ученые киевские монахи назначались архимандритами самых крупных монастырей, ректорами семинарий. В Киеве получили образование святители Феодосий Черниговский, Димитрий Ростовский , Иоанн Тобольский , Иннокентий и Софроний Иркутские, Иоасаф Белгородский ; Местоблюститель, митрополит Стефан (Яворский) , митрополиты Арсений (Мацеевич) и Павел (Конюскевич), архиепископы Феофилакт (Лопатинский) и Феофан (Прокопович) .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010