Царские атрибуты на иконах Под влиянием украинских памятников во второй половине XVII века меняются внешний облик, облачение и атрибуты князя Владимира, в образе которого теперь подчеркивается царственность (иногда он даже подписывается царем). Атрибуты власти — скипетр и горностаевая мантия — прослеживаются в изоб­ражениях князя Владимира в западноукраинских произведениях уже в 1630-е годы (Анфологион. Львов, 1638). В середине — второй половине XVII столетия традиционный открытый венец византийского типа сменяется «геральдической» закрытой короной (Иннокентий Гизель, «Синопсис», Киев, 1674; «Пречестныи акафисты всеседмичныя», Киев, 1677). В 1670–1680-е годы плечи князя Владимира начинают украшаться бармами, а в число атрибутов входит держава (например, в гравюре «Трубы словес проповедных на нарочитыя дни праздников» архиепископа Лазаря (Барановича) 1674 года; в гравюре из Цветной Триоди 1685 года, напечатанной в черниговской Троицко-Ильин­ской типографии). Со скипетром и державой креститель Руси изображается на иконе 1690-х годов письма Ивана Рутковича из деисусного ряда Жовкивского иконостаса, перенесенного в церковь в Нова Скварява (Национальный музей во Львове). Подобные решения можно видеть в русской монументальной живописи второй половины — конца XVII века, например в росписи ярославской церкви Ильи Пророка 1680 года и в росписи Троицкого собора Ипатьевского монастыря 1685 года. Итак, во второй половине XVII века в князь-владимирской иконографии можно проследить ряд прямых заимствований и украинских «цитат». Одновременно в русском искусстве появляются новые мотивы и переосмысляются старые темы, что обусловлено интересом эпохи к образам киевского прошлого, к киевскому периоду русской истории, который связывается со временем апостольской проповеди. В иконографии князя помимо миссионерского значения подчеркиваются также духовная преемственность и истинность веры, утвержденной Владимиром. Отдельное место в князь-владимирской иконографии этого времени занимает тема царского родословия, избранности и благословенности правящего рода, в основе которой лежит святость прародителя. Но эти особенности почитания крестителя Руси в первую половину XVII века, во время правления царя Михаила Федоровича, были спровоцированы извне — историко-политической обстановкой и оживившимися московско-киевскими культурными связями.

http://e-vestnik.ru/history/svyatoy_knya...

Когда в марте 1669 г. левобережная старшина и часть полков на раде в Глухове заключили новый договор с царем и избрали гетманом Д. И. Многогрешного, с рус. стороны была предпринята новая попытка вступить в переговоры с Дорошенко и И. Им были отправлены царские грамоты. Эта инициатива встретила живой отклик правосл. духовенства на Левобережной Украине. Его наиболее авторитетные представители - Черниговский архиеп. Лазарь (Баранович) и архим. Киево-Печерского монастыря Иннокентий (Гизель) - высоко оценивали преданность И. Православию. Он признавался здесь законным митрополитом, его имя поминалось на службах, к нему обращались за консультацией по разным вопросам. Книга Иоанникия (Галятовского) «Мессия правдивый» была напечатана в 1669 г. с воспроизведением благословения и рекомендации И. В 1669 г. Иннокентий (Гизель) состоял в переписке с И., последний информировал его, в частности, о нападении Дорошенко на территорию левобережных полков. И Лазарь (Баранович), и Иннокентий (Гизель) были обеспокоены известиями о решениях Корсунской рады и видели в И. ту фигуру, к-рая может не допустить их осуществления. В письме к царю Иннокентий (Гизель) выражал убеждение, что союз правобережного казачества с османами будет разорван, если митрополит вернется на Киевскую кафедру. Оба духовных лица обратились с письмами к И., убеждая его способствовать переходу Правобережной Украины под власть царя. Так, Лазарь (Баранович) в письме к И. в 1669 г. подчеркивал, что Москва уже предоставила Украине такие вольности, к-рых «никогда бусурманин не даст». И. прислал Алексею Михайловичу любезное письмо с пожеланиями соединения «всего российского народа» под его властью и с просьбой о разрешении приехать в Киев. Одновременно с этим письмом в Москву попало письмо И. к одному из левобережных полковников - переславскому полковнику Д. Райче с предложением перейти под власть Дорошенко, и в просьбе И. было отказано. Тогда же, весной 1669 г., стало известно, что при активном участии митрополита в Стамбул выехало посольство с выборными представителями полков, чтобы завершить переговоры об установлении османского протектората. Предпринятые в 1670 г. попытки Ордина-Нащокина при содействии игум. Варлаама (Ясинского) повлиять на И. также закончились безрезультатно. В письмах к Ордину-Нащокину митрополит лишь сообщал о гонениях на православных со стороны католиков, об оскудении благочестия в Литве и просил о материальной помощи.

http://pravenc.ru/text/578527.html

Одним из проектов Петра Могилы, наряду с написанием Катехизиса, или «Православного исповедания веры», было издать перевод с греческого на славянский язык житий, написанных Симеоном Метафрастом . Осуществить этот проект Петр (Могила) не успел. В 2005 г. Петр Могила был канонизирован Русской православной церковью. 524 Иннокентий Гизель (1600–08.11.1683) – духовный писатель. Игумен Новопечерского Дятловецкого Спасо-Преображенского монастыря (1646–1648), Киевского Братского Богоявленского монастыря (1648–1650), Киевского Кирилловского монастыря (1650–1652), Киево-Никольского монастыря (1652–1654), архимандрит Киево-Печерской лавры (1654–1683), ректор Киево-Могилянской коллегии (1648–1650). Иннокентий Гизель был одним из лидеров украинского духовенства. С одной стороны, Иннокентий Гизель признавал решения Переяславской рады о присоединении Гетманства и Запорожского войска к России, являлся одним из самых ярых сторонников России среди украинского православного духовенства, с другой – ревностно выступал за автономию Киевской митрополии и сохранение митрополии в юрисдикции Константинопольского патриарха. Был автором философского курса «Opus totius philosophiae», полемических сочинений, традиционно ему приписываются такие сочинения, как «Мир с Богом человеку» и «Синопсис». Через год после его кончины в Успенском соборе Киево-Печерской лавры Димитрий Ростовский произнес торжественную проповедь «Пирамис албо столп во блаженной памяти преставленнаго высоце в Богу превелебнаго его милости господина отца Иннокентия Гизеля, архимандрита святой великой чудотворной лавры Печерской Киевской, ку вечной памяти в год по погребении его при соборной понахиде. проповедию слова Божого поставленный року 1685 месяца февруария в 24». Намереваясь создать корпус житий святых. Иннокентий Гизель обращался в Москву с просьбой прислать в Киев для этой работы Великие Четьи Минеи митрополита Макария. Эта просьба была удовлетворена только тогда, когда над «Книгами житий святых» работал уже Димитрий Ростовский . 525 Симеон Метафраст – византийский писатель, государственный деятель. Жил во второй половине X в. Известен собранной им коллекцией житий («Греческая патрология·), которые он литературно обработал и подверг исторической критике. День памяти – 9 февраля. 526 Равное есть зло – и еже глаголати неподобающая... лишает благочестивых пользы – Цитата из «Жития и страдания святого священномученика Автонома». Память – 12 сентября.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иеремия Печерский 117 Иероним, блаж. 9 Иероним Волчанский, епископ 356 Иероним, архиеп. 476, 489, 490 Иерофей, митроп. 155 Иерофей Афоник, епископ 439 Иерофей, епископ 416, 434, 435, 438 Извольский П. 286 Изяслав-Димитрий, князь 98 Изяслав Мстиславович, князь 36 Изяслав II Мстиславович, князь 36, 37 Изяслав Черниговский, князь 126 Изяслав Ярославович, князь 18, 139 Иларий, архим. 438 Иларион, митроп. 12, 13, 30, 34, 36, 87, 97, 113,119 Иларион Григорович, архим. 320 Иларион Лежайский, архим. 369 Иларион Рогалевский, епископ 306 Иларион Троицкий , архиеп. 413, 434, 496 Иларион, епископ 434, 435, 492, 494 Иларион, чернец 103 Илия, пророк 9 Илия Салиби, митроп. 455 Илия, архиеп. 17, 118 Илия-Иоанн, архиеп. 17 Илия, игумен 205 Ильминский Н. 286, 372 Иннокентий III, папа 139, 140 Иннокентий IV, папа 135, 137 Иннокентий Гизель, архим. 193, 249, 250, 257 Иннокентий Иркутский, свят. 292 Иннокентий Кульчицкий, епископ 365 Иннокентий Нерунович, епископ 365 Иннокентий Нечаев, епископ 274, 305 Иннокентий Новгородов , архим. 317 Иннокентий Попов-Вениаминов,митроп. 280, 367, 375 Иннокентий Смирнов , епископ 278, 313, 316 Иннокентий Смирнов 4, 307 Иннокентий Фигуровский, митроп. 370 Иннокентий, митроп. 471 Иннокентий,епископ 257, 369, 416, 468 Иннокентий, цензор 340 Иоаким,патриарх 62, 65, 152, 153, 156, 193, 194, 205, 210, 211, 212, 213, 215, 216, 220, 226, 227, 228, 229, 230, 232, 237, 259 Иоаким, еп. 13, 33,127, 270 Иоаким, грек 227 Иоакинф Бичурин, архим. 370 Иоанн I, митроп. 35, 87, 120 Иоанн II, митроп. 17, 35, 102, 119, 127, 140 Иоанн III, митроп. 37 Иоанн IV, митроп. 23, 37, 126, 139, 148 Иоанн Болгарский, пресвитер и экзарх 115 Иоанн Василевский, епископ 428 Иоанн Дамаскин 115 Иоанн Златоуст , свят. 9, 91 Иоанн Зонара 44 Иоанн-Илия, свят. 127 Иоанн Кронштадтский , прав. 283, 284, 317, 326, 337, 341, 495 Иоанн Лавриненко, епископ 445 Иоанн Лествичник 339 Иоанн Малала Антиохийский 116 Иоанн Максимович , святой, митроп. 251 Иоанн Максимович , святой, архиеп. 473 Иоанн Миропольский, архим. 316

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если же царское величество нашею службою возгнушается, то мы при вольностях наших умирать готовы: если воеводы останутся, то хотя один на другом помереть, а их не хотим». В ответ на все эти грамоты к Барановичу и Многогрешному отправлены были в ноябре грамоты из Москвы: государь объявлял прощение козакам и удостоверял их в своей милости: никаких условий или более определенных обещаний не было. Но в то время как Лазарь Баранович принял на себя посредничество между козаками и великим государем, что делал другой архиерей, бывший до сих пор на первом плане, Мефодий, блюститель митрополии Киевской? Он так же обманулся в своих расчетах, как и сват его, Брюховецкий, гибель которого неминуемо влекла за собою и беду Мефодию: ибо если Дорошенко не мог терпеть подле себя Брюховецкого, то Иосиф Тукальский не мог терпеть Мефодия. Сперва держали его за караулом в разных местах на восточном берегу, потом перевезли за Днепр и посадили в Чигиринском монастыре. Сюда прислал к нему Тукальский отобрать архиерейскую мантию. «Недостоин ты быть в епископах, потому что принял рукоположение от московского митрополита», – велел сказать ему Иосиф. Из Чигирина перевезли его в Уманьский монастырь, но здесь он напоил караульных монахов и ушел в Киев. По приезде в этот город первым его делом было обвинить перед боярином Шереметевым киевских архимандритов и игуменов в сношениях с Дорошенком, Тукальским и Брюховецким: архимандрит печерский Иннокентий Гизель отвечал на допрос, что Брюховецкий присылал за ним для того, чтобы он помирил его с Мефодием, приезда которого гетман опасался: оправдывая себя, Гизель рассказал, как Мефодий в Нежине бесчестил вельмож и архиереев московских: на обвинение в сношениях с Дорошенком Гизель отвечал, что действительно писал к чигиринскому гетману, просил запретить козакам грабить маетности Печерского монастыря, о том же писал и к Тукальскому. Николопустынский игумен Алексей Тур оперся на то в своем ответе, что Мефодьевы обвинения голословные, ничем подтвердить их нельзя; игумены – михайловский Феодосий Сафонович, кирилловский Мелетий Дзик, Братского монастыря Варлаам Ясинский, Выдубицкого Феодосий Углицкий, Межигорского Иван Станиславский – подали сказки, что они сносились с Чигирином с ведома боярина Шереметева, все в один голос объявили, что, пока Мефодий был в Москве, все было тихо, а как он приехал в Малороссию и породнился с Брюховецким, то и начались бунты. С теми же речами приходили к Шереметеву и мещане киевские; Дорошенко также прислал обвинительную грамоту на Мефодия, прислал письмо, которое тот писал к Брюховецкому, восстановляя его против Москвы.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Затем во главе коллегии стояли, одно за другим, три лица, отличавшиеся обширной ученостью, издавшие много богословских сочинений и принимавшие видное участие в событиях своего времени; Иннокентий Гизель, Лазарь Баранович и Иоанникий Голятовский. Гизель родом из Польский Пруссии, по первоначальному исповеданию реформат, потом принял православие и обучался в киевском братском училище; после того митрополитом Петром Могилой послан был в львовскую академию, а по возвращении был учителем коллегии, ректором гойских школ, а в 1648–1650 г. ректором киевской коллегии. После того, в продолжении почти 30 лет, был печерским архимандритом. Во время присоединения Малороссии к России, он посылаем был митрополитом Сильвестром в Москву с ходатайством об утверждении прав малороссийского духовенства. В последующее же смутное время киевской митрополии навлек на себя подозрение московского правительства и должен был оправдываться. Гизель написал и издал много сочинений; но особенной известностью пользовался приписываемый ему «Синопсис или краткое описание о начале русского народа», выбранный большей частью из польских историков. Синопсис издан был в первый раз в 1674 г., но потом имел много изданий, так как до времени Ломоносова (Краткий российский летописец, 1760 г.), употреблялся в школах, за неимением других руководств по русской истории. Преемником его по ректорской должности был в 1650–1655 г. Лазарь Баранович, с 1657 г. епископ черниговский. Он несколько раз призываем был в блюстители Киевской митрополии; в 1667 г. был в Москве и присутствовал на соборе, осудившем патриарха Никона . Из сохранившейся переписки его и из всего образа его действий видно, что это был человек с обширными дарованиями, владел умом тонким и проницательным и, не теряя собственного достоинства, умел ладить с противоположными партиями и быть угодным всем сторонам – гетману и московскому правительству, малороссийским народолюбцам и московским воеводам. В свое время он считался знаменитым проповедником. Сборники его проповедей напечатаны были в киево-печерской типографии под названиями «Меч духовный» (1666 и 1686 г.) и «Трубы словес» (1674). Полемическое сочинение его на польском языке «Новая мера старой веры» написана в опровержение книги иезуита Боймы о главенстве папы и об исхождении Св. Духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

131 . Киприан (Керн) , архим. Евхаристия. М., 2001. 132 . Кириллин В.М. «Просветитель» преподобного Иосифа Волоцкого //Записки отдела рукописей РГБ. Вып. 51. М., 2000. 133 . [Кириченко О.В.] «Келейный летописец» святителя Димитрия Ростовского // Димитрий Ростовский , свт. Келейный летописец с прибавлением его жития, чудес, избранных творений. Иннокентий Гизель, архим. Киевский синопсис. Свято-Успенская Почаевская Лавра, 2007. С. 3–32. 134 . Киселёва М.С. Интеллектуальный выбор России второй половины XVII – начала XVIII в.: от древнерусской книжности к европейской учёности. М., 2011. 135 . Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. М., 1996. 136 . Kлiмob В.В. Святитель Kuib. 1995. 137 . Kлiмob В.В. Туптало (Тупталенко) Данило в XVII-XVIII ст. Енциклопедичне видання. 2001. 138 . Корзо М.А. Проблемы нравственного реформирования общества в эпоху раннего Нового времени//Этическая мысль. Вып. 4. М., 2003. С. 89–102. 139 . Корзо М.А. Педагогическая система иезуитов//История образования и педагогической мысли в эпоху Древности, Средневековья и Возрождения. М., 2004. С. 469–532. 140 . Корзо М.А. Украинская и белорусская катехическая традиция XVI–XVII вв. М., 2007. 141 . Корзо М.А. Внешняя традиция как источник вдохновения. К вопросу об авторстве киевских и московских православных текстов XVII в. Два примера//Studi Slavistici VI (2009). Firenze, 2009. S. 59–84. 142 . Корзо М.А. Иннокентий Гизель. Сочинения//Православная энциклопедия. Т. XXII. М., 2009. С. 747–749. 143 . Корзо М.А. Нравственное богословие Симеона Полоцкого : освоение католической традиции московскими книжниками второй половины XVII века. М., 2011. 144 . Круминг А.А. Сборник произведений св. Димитрия Ростовского : (рукопись. Ростовского музея 828)//ИКРЗ, 1992. Ростов, 1993. С. 69–91. 145 . Круминг А.А. Подлинные рукописи св. Димитрия Ростовского в собр. Ростова//ИКРЗ, 1993. Ростов, 1994. С. 18–24. 146 . Круминг А.А. Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского : очерк истории издания//Филевские чтения: тезисы конференции. 1994. Вып. 9. С. 5–52.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Архив юго-западной России, т. 5, ч. 1, с. 277–278. В некотором противоречии с этим письмом стоят сведения, сообщаемые в предисловии к первой книге Димитриевых Четиих-Миней. Здесь Варлаам Ясинский, сказав о Макарьевских Четиих-Минеях, продолжает: «А тии... книги... изволением... великих государей наших царей и великих князей Иоанна Алексеевич а и Петра Алексеевича... кир Иоаким, Московский и всея России и всех северных стран патриарх... на моление блаженные памяти Иннокентия Гизеля, архимандрита Киевопечерского, согласия ради пишемых житий святых, изводи прислати из Москвы с благословением своим архипастырским преподанным еще тому на издание в Лавре Киевопечерской книг житий святых, по своду, тех Миней-Четиих». Выходит, что при Гизеле было две попытки получить Макарьевские Четии-Минеи, – одна при царе Феодоре Алексеевиче, другая несколько позже, в правление Иоанна и Петра Алексеевичей. В первый раз высланы были Минеи скорописные, следовательно, не Макарьевские, во второй – Макарьевские. Но этому последнему предположению противоречит вся последующая история с Четиим-Минеями: в 1686 г., как увидим, киевляне просят прислать им Макарьевские Четии-Минеи с сентября (письмо гетмана Самойловича к Вас. В. Голицыну, – Шляпкина, «Свят. Димитрий», с. 46, прим.). Нельзя ли предположить так, что, отсылая в первый раз присланные «скорописные» Минеи в Москву обратно, Иннокентий Гизель возбудил новое ходатайство о высылке уже Макарьевских Четиих-Миней. Ответа на это ходатайство из Москвы скоро не последовало, м. б. потому, что и Иннокентий Гизель вскоре умер. В 1686 г. когда архимандритом Лавры был Варлаам Ясинский, возбуждено было новое ходатайство о высылке Макарьевских Четиих-Миней, причем в нем приняли участие митроп. Гедеон и гетман Самойлович. Это ходатайство было удачным, Минеи были высланы, но Варлаам Ясинский, по скромности, приписал это не себе и не тем лицам, которых он просил помочь ему, а Иннокентию Гизедю. В общем вопрос о Макарьевских Четиих-Минеях – вопрос весьма запутанный, что увидим и далее.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Без сомнения, христианский образ жизни родителей запечатлелся в сердце их сына и заронил в его душу семена благочестия. Святыни Киева, куда переселились они в 1660 году, еще более умножили желание и влечение Даниила к жизни богоугодной. Обучение грамоте, начатое в доме родителей, он продолжил в Киево-Могилянской коллегии, куда был определен на учебу в 1662 году, во времена ректорства Иоанникия Голятовского, известного ритора и проповедника. О годах обучения святителя Димитрия подробных документальных сведений не сохранилось. Схоластическое направление образования, существовавшее в стенах этого заведения, не могло не оказывать влияния на учащихся. Но такой метод, по мнению некоторых исследователей, отвечал насущным запросам того времени, давая необходимые знания и умения в борьбе за чистоту Православия против латинизации. И это оправдывало негативные стороны (схоластики): невозможно усомниться в горячей любви питомцев школы к Православию, которую они засвидетельствовали своей ревностной борьбой за его чистоту. По предположениям исследователей, святитель обучался в коллегии не более трех лет и за это время имел возможность окончить курс обучения, получить знания в пределах программы 3 . Необходимо отметить, что годы эти были очень сложными для Киево-Могилянской коллегии. Упадок образования обусловливался неясностью политических событий и волнениями, которые переживали Киев и Украина, находившиеся и политически, и территориально между двумя сильными соперниками – католической Польшей и православной Россией, что накладывало отпечаток и на жизнь церковную. Но и при всем этом святитель вынес из школы богатый запас знаний, прекрасно владел латинским языком и, благодаря своему трудолюбию и способностям, получил хорошую подготовку под водительством таких наставников, как ректор Иоанникий Голятовский, архимандрит Печерский Иннокентий Гизель, игумен Киевского Кирилловского монастыря Мелетий Дзик и другие, принявшие участие в его судьбе. В 1668 году игумен Мелетий Дзик постриг Димитрия в иноческий чин. Почти семь лет прожил он в Кирилловском монастыре, поучаясь у опытных наставников смирению, послушанию и братолюбию. Помимо иноческих трудов Димитрий занимался и науками: «в келлии писаше и сочиняше повеленная от игумена и от других высших начальников, прилежаше к чтению книг душеполезных» 4 . Все эти обстоятельства позволили молодому иноку войти в круг наиболее образованных и передовых людей того времени, стоявших в центре общественно-культурной, политической и религиозной жизни Украины. 25 марта 1669 года он был посвящен в иеродиакона митрополитом Киевским Иосифом Тукальским, которого Иннокентий Гизель характеризовал, как «веры святыя, восточныя столб непоколебимый» 5 . Посвящение совершилось в одном из древних (XII в.) монастырей г. Канева, находившегося под покровительством гетмана Дорошенко.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

В обоих этих сборниках житиям русских святых уделено гораздо больше места, чем у Макария, и помещены почти исключительно памятники исторического содержания. Тогда как Герман помещал жития целиком и нередко в разных редакциях, Милютин, пользуясь его трудом и «с разумных списков тщася обрести правая», сокращает и  переделывает памятники, выделяя из них  историческую часть. В южной Руси собирателями житий святых были м. Петр Могила , Иннокентий Гизель и Варлаам Ясинский. Петр Могила, желая издать жития святых на славяно-русском языке, начал новый перевод греческих жизнеописаний и выписал с Афона книги Симеона Метафраста . Смерть помешала ему довершить задуманное предприятие. Иннокентий Гизель хотел продолжать дело Петра и испросил у патриарха Иоакима Миней Макария, но политические смуты затормозили дело. Преемник его Варлаам Ясинский склонил взяться за это дело св. Димитрия, в то время игумена Ватуринскаго монастыря. Результатом его многолетних трудов явились Четь-Минеи (подробнее о них см. Энц. IV, 1041–1042). Кроме Четьих-Миней св. Димитрию Ростовскому принадлежит: «Мартиролог, или мученикословие, жития святых по месяцех и числах вкратце собранныя, в себе содержащее. В обители всемилостиваго Спаса Новгородка Северскаго ново-написанное в лето 1700». Цель составления этого труда — дать более удобную и дешевую книгу для народного чтения. Труд этот не издан. Существует ряд пересказов и переработок Четиих-Миней св. Димитрия, — таковы: А. Н. Муравьева, «Избранные жития св., кратко изложенные по руководству Четиих-Миней», 1860–1868; «Жития святых российской церкви, также иверских и славянских», 1847; Филарета, архиеп. черниговского, «Русские святые»; «Словарь исторический о святых российской церкви»; 1836–60; Протопопова, с Жития святых», 1890, и др. По агиологии общей: Филарет Черниговский , «Историческое учение об отцах церкви», 1856, 2 изд., 1885; его же, «Исторический обзор песнопевцев», 1860; его же, «Святые южных славян», 1863; его же, «Св. подвижницы восточной церкви», 1871; прот.

http://azbyka.ru/zhitiya-svyatyh-troitsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010