К концу XVI века, борясь с различными трудностями, особенно связанными с унией, а также вмешательством царя во внутреннюю жизнь Лавры, монастырь активно возрождался, строя храмы и приобретая новые земли. Хотя она уже не имела той славы, которую имела в первые века своего существования, Лавра до сих пор остается одним из крупнейших духовных, просветительских и культурных центров Украины. Новая волна возрождения духовного авторитета Печерского монастыря пришлась на период борьбы с унией, когда во главе монастыря стояли видные деятели той эпохи: архимандриты Никифор Тур, Елисей Плетенецкий, Захария Копистенский, свт. Митрополит Петр Могила, Иннокентий Гизель и другие. Начало книгопечатания в Киеве связано с именем Елисея Плетенецкого. Первая книга, напечатанная в типографии Киево-Печерской Лавры, дошедшая до наших дней, – «Часословац» (1616-1617). В качестве примера можно упомянуть, что около 1680-1690 г. в Лавре были написаны Жития святых, которые и сегодня являются любимой книгой христиан. Их написал монах Батуринского Крупицкого монастыря, будущий святой Дмитрий Ростовский. В Печерском монастыре был гостевой дом и госпиталь. Ежегодно Лавра принимала на ночь до восьмидесяти тысяч верующих. Как и другие монастыри империи, Лавра выделяла значительные средства на развитие образования: имела свою начальную школу, духовное училище, выделяла средства на обучение бедных учеников Киевской епархии, даже учредила пять стипендий в духовных учебных заведениях Киевской епархии. В Киеве и Костроме «В память чудесного спасения жизни Императора Александра II, 4 апреля 1866 года». Как известно, Киево-Печерский монастырь всегда откликался на все доброе, христианско-народное и церковно-благое дело. Благотворительность, любовь к ближним создали Киево-Печерской Лавре заслуженный авторитет. Об этом свидетельствуют многочисленные дары правителя с сопроводительными грамотами «...о даровании особой милости Лавре за подвиги и молитвы лаврской братии во имя спасения душ человеческих». Многие знатные люди хотели быть похороненными на Лаврском кладбище.

http://ruskline.ru/analitika/2023/02/27/...

К сер. XVII в. активизировались связи К.-Б. м. с Москвой. 29 янв. 1640 г. монахи К.-Б. м. направили царю Михаилу Феодоровичу письмо с просьбой прислать для монастырской церкви иконы, священническое облачение и богослужебные книги, а также предоставить помощь Греко-славянскому уч-щу в Киеве (РГАДА. Ф. 124. Оп. 1. Д. 1. Л. 27-31). В посольстве кон. 1639-1640 г. в Москву участвовал настоятель К.-Б. м. игум. Леонтий (Бронкевич). Братия просила царя пожертвовать обители иконы, церковные сосуды, облачения, книги (Евангелие, Устав, Минеи на 12 месяцев), а также средства на ремонт. Игум. Леонтию было выдано 100 р. «на всякое церковное и монастырское строение». 3 апр. 1640 г. на приеме у царя Михаила Феодоровича глава посольства наместник Киево-Печерский Игнатий (Оксенович-Старушич) предложил основать в Москве обитель, в которой бы старцы и братия из К.-Б. м. «детей боярских и простого чину грамоте греческой и славянской учили». В обращении к царю посол писал: «Яко милосердый царь и светило всему православному роду российскому, по воли своеи государской сотвори, а отец митрополит Киевский государскую волю вскоре исполнит и старцов со учителми пришлет». При игум. Иннокентии (Гизеле) в 1646-1650 гг. земельные владения К.-Б. м. расширились. В 1647 г. скарбник киевский Данил Юрий Воронич записал обители Соляниковский пляц, а в 1649 г. польский король Ян II Казимир подтвердил право К.-Б. м. на имения Крестовоздвиженской и Трехсвятительской церквей. В июне 1649 г. игум. Иннокентий (Гизель) направил из обители в Москву ученых иеромонахов Арсения Сатановского (Корецкого) и Епифания (Славинецкого) . Вместе с другими посланиями они привезли царю Алексею Михайловичу письмо с просьбой о выделении милостыни. В ответ в Киев были отправлены 200 р. и царская жалованная грамота с позволением монахам К.-Б. м. приезжать в Москву за милостыней раз в 5 лет. 30 авг. 1650 г. по ходатайству старцев Арсения и Епифания игумену была послана новая жалованная грамота с разрешением приезжать за милостыней раз в 3 года.

http://pravenc.ru/text/1684333.html

На развитие философских взглядов И. повлияло творчество Могилёвского еп. Иосифа (Кононовича-Горбацкого) . И. принадлежал к т. н. аристотелевско-рационалистическому направлению (представителями его считаются архим. Иннокентий (Гизель) , Новгородский архиеп. Феофан (Прокопович) , Могилёвский архиеп. Георгий (Конисский) и др.). В рукописях сохранились записи на латыни курсов лекций И. по риторике (1683), философии (1686) и теологии (1693-1697). Курс риторики носит светский характер, в качестве примеров используются тексты самого И., Киевских митрополитов Петра (Могилы) и Сильвестра (Косова) , архим. Иннокентия (Гизеля) и др. В философском курсе заметны отход от аристотелевской философии и тенденция к отделению философии от теологии. И. критиковал томизм и др. течения западной христ. мысли, выступал против идеи первенства разума над волей. Кроме того, он известен сочинениями по истории, в качестве источников для к-рых были использованы древнерус. летописи, хроника М. Стрыйковского , «Синопсис» архим. Иннокентия, «Хроника» игум. Феодосия (Сафоновича) и др. И. составил летописец с описанием событий всемирной и российской истории, в изложении событий XVII в. использовал собственные воспоминания. В 1698 г., переработав «Повесть о преславных чудах...» игум. Феодосия, И. издал акафист вмц. Варваре. Арх.: НБУВ ИР. Ф. 2. 260/152С; Диспути з лoriku/Пер. з лат.: I. В. Паславський//ЛНБ. В. р.; ЦГИАК. Ф. 57. Оп. 1. Д. 40; Ф. 128. Оп. 1 грам. Д. 60; Оп. 1а вот. Д. 28; Ф. 220. Оп. 1. Д. 210, 219; Ф. КМФ-7. Оп. 2. Д. 3. Соч.: Акафист св. вмц. Варваре. К., 1698, 1843; Триодион. К., 1702; [Фрагменти фiлocoфcьkoro курсу (фiзuka, мemaфiзuka, лorika, ncuxoлoriя)]//Фiлocoфcьka думка. 1976. 5. С. 104-107. Ист.: АЗР. Т. 5. С. 263, 273; Мат-лы Военно-ученого архива Главного штаба. СПб., 1871. Т. 1. С. 658; ОДДС. Т. 4. С. 272, 481; Грамота Киевского митр. Иосафа Кроковского на утверждение скита близ м. Моровска, основанного игуменом Лебединского мон-ря Серапионом, 1714 г.//Киевская старина. 1905. Т. 90. 7/8. Отд. 2. С. 42-43; Памятники православия и рус. народности в Зап. России в XVII-XVIII вв. К., 1905. Т. 1. Ч. 1. С. 50-52, 60-62; Yhibepcaлu Ibaha Мазепи: 1687-1709. К.; Льbib, 2002. С. 62, 152, 250, 253, 272, 319, 394; Гетман Иван Мазепа: Док-ты из арх. собраний С.-Петербурга. СПб., 2007. Вып. 1. С. 175, 209; Доба гетьмана Ibaha Мазепи в док-тах/Упоряд.: С. Павленко. К., 2007. С. 871; Yhibepcaлu Павла Полуботка (1722-1723). К., 2008. С. 526.

http://pravenc.ru/text/578092.html

Несмотря на все позитивные изменения, положение З. м. в Речи Посполитой оставалось неблагоприятным. Решения сейма нач. 30-х гг. XVII в. не были выполнены полностью, значительная часть церковного имущества, первоначально предназначенного для православных, осталась в руках униатов. Польск. власти разными способами содействовали распространению католицизма и унии. На правосл. иерархию оказывалось давление со стороны гос. власти, чтобы она начала переговоры о «новой унии» (в 20-х гг. XVII в. речь шла об объединении с униат. Церковью, позднее - о «новой унии» непосредственно с Римом). Новый этап в истории З. м. был начат народно-освободительной войной укр. народа под рук. гетмана Б. Хмельницкого . После возникновения в 1648 г. Запорожского гетманства на территории Вост. Украины была прекращена деятельность униат. и католич. Церквей. Однако отношение к восставшим правосл. иерархии во главе с Киевским митр. Сильвестром (Коссовым) было сдержанным, т. к. он вел тайные переговоры с польск. властями. Митрополит и его окружение отнеслись отрицательно к воссоединению Украины с Россией в 1654 г., опасаясь подчинения З. м. Московскому патриарху. В ходе русско-польск. войны за укр. земли (1654-1667) среди правосл. западнорус. духовенства произошел раскол. Киевские митрополиты Дионисий (Балабан-Тукальский) , затем Иосиф (Нелюбович-Тукальский) ориентировались на тех гетманов (сначала И. Е. Выговского, затем П. Д. Дорошенко), которые, лавируя между соседями Украины, стремились добиться для Гетманства возможно более широкой автономии. Поэтому митрополиты покинули Киев, подчинявшийся власти царя, и поселились на Правобережной Украине, гл. обр. в резиденции гетманов Чигирине. Др. часть духовенства (ее наиболее яркими представителями были Черниговский архиеп. Лазарь (Баранович) и настоятель Киево-Печерского в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря архим. Иннокентий (Гизель) ) выступала за тесную связь Гетманства с Россией, видя в этом гарантию сохранения Православия на Украине. По Андрусовскому перемирию 1667 г. Левобережная Украина вместе с Киевом вошла в состав России, Правобережная Украина и Белоруссия остались в Речи Посполитой. При активном содействии польск. властей на белорус. и западноукр. землях началось восстановление позиций униат. Церкви. Решениями сеймов правосл. населению запрещалось выезжать за границу для поддержания сношений с К-полем. Неблаговидную роль в этом процессе сыграла группа правосл. епископов (главным был Львовский еп. Иосиф (Шумлянский) ) и священников. Уже в 1677 г. эти люди тайно приняли унию и использовали свое положение для того, чтобы передавать приходы сторонникам унии. Становилось ясно, что Православие на украинско-белорус. землях могло сохраниться лишь при прямой поддержке со стороны России.

http://pravenc.ru/text/182581.html

Православие. Первая правосл. община на территории совр. К. о. (в герц-стве Пруссия) появилась в сер. XVII в., она состояла из выходцев из Речи Посполитой. Во 2-й половине того же столетия в Вост. Пруссии имелось несколько правосл. приходов, правосл. храм в Кёнигсберге упоминается в 80-х гг. XVII в. Из Вост. Пруссии происходили видные представители правосл. Церкви 2-й пол. XVII в., трудившиеся в Речи Посполитой: Иннокентий (Гизель) и Адам Зерникав . В 20-30-х гг. XVIII в. при правосл. общине в Кёнигсберге работала типография, где издавались книги на польск., рус. и церковнослав. языках, ее владельцем был купец В. Квасовский. Во время Семилетней войны (1755-1762) в оккупированной русскими войсками Вост. Пруссии было открыто неск. правосл. церквей, в частности, 14 сент. 1760 г. был освящен правосл. храм в честь Воскресения Христова в здании Штайндаммской кирхи. Православие не получило широкого распространения в Вост. Пруссии. В 20-30-х гг. XIX в. в Мазурском поозёрье в Вост. Пруссии (совр. Польша) поселились старообрядцы- федосеевцы , в нач. 20-х гг. XX в. здесь образовалась единоверческая община (см. Единоверие ), один из ее настоятелей окормлял небольшие группы православных в Вост. Пруссии, в т. ч. общину в Кёнигсберге, состоявшую из неск. десятков рус. эмигрантов. В общину входил религ. писатель, преподаватель Кёнигсбергского и Варшавского ун-тов Н. С. Арсеньев . В 1938-1944 гг. богослужения совершались в здании Лёбенихтской гимназии в Кёнигсберге. И единоверческая, и кёнигсбергская общины состояли в юрисдикции митр. Евлогия (Георгиевского) . В годы второй мировой войны численность правосл. населения в Вост. Пруссии увеличилась за счет остарбайтеров (граждане, депортированные нем. властями на территорию Третьего рейха для использования в качестве рабочей силы) и военнопленных, среди перемещенных лиц были и священники. Церковь во имя прп. Серафима Саровского в Светлогорске. 1903–1907 гг. Церковь во имя прп. Серафима Саровского в Светлогорске. 1903–1907 гг. После окончания войны и создания К.

http://pravenc.ru/text/1319977.html

Со времени Люблинской унии (1569 г.) и особенно со времени церковной унии, объявленной в Бресте в 1596 г., в украинских и белорусских землях появились иезуиты, поставившие целью присоединение к Римско-Католической Церкви православных, как они выражались, «схизматиков». Наиболее дальновидные украинские и белорусские ревнители Православия сознавали неотложную необходимость для православных глубокого образования, поскольку из-за отсутствия православных школ местное население вынуждено было отдавать своих детей в римско-католические, иезуитские школы, где они нередко забывали веру отцов, постепенно теряли и национальную самобытность. Ревнителями Православия были устроены школы в Остроге, Львове, Вильно и других городах, где были организованы братства, и эти школы служили в некотором смысле оплотом Православия. Но до митрополита Петра (Могилы) они не поднимались на ту высоту, какой требовала от них тогдашняя обстановка. Важным событием в период правления митрополита Петра (Могилы) было основание Киевской Академии. В Киеве уже была школа, существовавшая с конца XVI в. при Братском Богоявленском храме. Но в ней велось только начальное обучение. Между тем иезуиты имели в Киеве коллегию, курс которой был довольно широк и включал как светские, так и богословские науки. Поэтому Петр (Могила), будучи еще архимандритом Киево-Печерской Лавры, устроил в Лавре школу, по методике подобную иезуитской коллегии. Став патриаршим экзархом, архимандрит Петр (Могила) отправил в Константинополь посольство, прося благословения Патриарха Кирилла Лукариса на открытие в Киеве «латинских и польских училищ». Затем он избрал способных к книжному научению монахов и отправил их на свои личные средства для обучения за границу. Отправка за границу молодых людей (в числе которых был монах Иннокентий (Гизель), автор первого учебника по русской истории, так называемого «Синопсиса») была связана с намерением митрополита Петра (Могилы) открыть в Лавре высшую школу отдельно от братской школы и иметь для этого подготовленных наставников. Около митрополита Петра (Могилы) собрались и выдающиеся учителя других братских школ. Таковы Исайя Трофимович-Козловский и Сильвестр Коссов . Митрополит Петр (Могила) хотел построить новую школу в Киево-Печерской Лавре.

http://sedmitza.ru/lib/text/436387/

соединил в «Памятную записку» («Memorial»), поданную кор. Владиславу от имени А. 29 июня 1645 г. (утрачена в XIX в.). В статьях святой изложил свой взгляд на историю Брестской унии и указал на ее разрушительные последствия для Православия в Речи Посполитой и самого этого гос-ва в целом (среди них А. назвал, в частности, казацкие восстания), обосновал несостоятельность претензий папы на главенство в Церкви, высказал свое мнение о пути ликвидации унии (А. надеялся, что польск. король лично отменит унию и «успокоит» Православие). Освобожденный по повелению короля, А. был помещен в Киево-Печерский мон-рь, где составил «Диариуш». После смерти митр. Петра (Могилы; † 1647) А. вернулся в Брест. Несмотря на то что там А. не предпринимал активных действий против униатов, после начала казацкого восстания в 1648 г., в обстановке нового гонения на православных со смертью кор. Владислава, святой был ложно обвинен в связях с казаками. Хотя обвинение не подтвердилось, за критику унии А. был брошен в темницу и 5 сент. (по др. версии, 20 июля) 1648 г. после отказа отречься от правосл. веры подвергнут жестокой казни. В мае 1649 г. монахи Симеоновского мон-ря отыскали останки святого со следами мучений, к-рые дали повод предположить, что А. был похоронен заживо, и сначала перенесли их в Рождественский мон-рь, затем похоронили в храме во имя прп. Симеона Столпника. Почитание А. началось сразу после его гибели. 5 янв. 1658 г. архим. Киево-Печерского мон-ря Иннокентий (Гизель) и архим. Иосиф (Нелюбович-Тукальский) писали царю Алексею Михайловичу о том, что нетленные останки А. почивают в Бресте. 20 июля 1666 г. там были открыты мощи мученика, по-видимому, в связи с этим событием было составлено его житие. О почитании святого сообщал Сильвестр (Медведев) . По приказу Петра I глава от мощей А. была перенесена в С.-Петербург. В «Историческом известии о возникшей в Польше унии» Н. Н. Бантыша-Каменского (1795; изд. в 1805) приводятся слова Могилёвского архиеп. св. Георгия (Конисского) , что к числу киевских нетленно почивающих святых «можно и должно присоединить» А.

http://pravenc.ru/text/76850.html

Ученые занятия святого Димитрия Давно уже чувствовали у нас необходимость собрать для назидания верующих жития святых, прославивших Господа своими подвигами; митрополит Всероссийский Макарин предпринял душеполезный труд сей, соединив в своих великих Четьях-Минеях все жития, какие мог только обрести в прологах и патериках наших, и дополнил их собственными жизнеописаниями. Просвещенный митрополит Киевский Петр Могила, побужденный столь благим примером, возымел намерение издать жития на более доступном языке славянорусском и выписал для нового перевода с горы Афонской греческие книги Симеона Метафраста, который наиболее потрудился над житиями святых в Х веке; но ранняя кончина воспрепятствовала ревностному пастырю киевскому привести в исполнение благое намерение и, последовавшее за тем тяжкое время для Киева, надолго его отсрочила. Однако преемник его архимандрит лавры Печерской Иннокентий Гизель испросил с той же целью у патриарха Московского Иоакима великие Четьи-Минеи митрополита Макария и также скончался, не коснувшись дела. Варлаам Ясинский решился продолжать начатое, поискал для себя человека уединенного и способного исполнить многообразный труд. Никого не мог он избрать лучше игумена Батуринского, с общего совета братин Печерской, и через несколько недель после своего переселения в лавру, в июне месяце 1684 года, Димитрий приступил к описанию житий святых; с тех пор это сделалось постоянным делом всей его жизни, которое усердно продолжал и в келье иноческой, и в сане настоятельском, и на кафедре святительской, ибо душа его пламенно возлюбила угодников Божиих, коих память хотел прославить. Они сами открывались ему в таинственных сновидениях, свидетельствуя там собственную его близость к миру духовному, так как мысль его была исполнена образами святых, им описываемых; это еще более ободряло его к продолжению начатого труда. Вот как он сам описывает в дневнике своем два утешительных сновидения, коих удостоился в течение трех месяцев. «Августа десятого 1685 г., в понедельник услышал я благовест к заутрени, но, по обыкновенному моему ленивству разоспавшись, не поспел к началу, а проспал даже до чтения псалтыри.

http://pravicon.com/info-2164

Чудовские и Милютинские Минеи хранятся в Московской Синодальной Библиотеке, а Тулуповские – в библиотеке Троице-Сергиевой лавры. Петр Могила (1596–1647), сын господаря Молдавии и Валахии, в 1627 году был избран Киево-Печерским архимандритом, а в 1633 году посвящен в сан митрополита. Иннокентий Гизель, родом из Пруссии, в молодости переселился в Киев, принял Православие, был потом ректором Киевского училища, а с 1656 года до своей смерти архимандритом Киево-Печерской лавры. Варлаам Ясинский, воспитанник Киевского училища и затем его ректор и настоятель Киевской лавры, был человек ученый. В 1690 году он был посвящен в сан митрополита Киевского. Лаврентий Сурий, монах Кельнский, издал впервые свой труд: Vitae Senetorum Orientis et Occilentis, в 1569–1575 годах. В 1618 году появилось уже 4-е издание. Болландисты – ученые монахи в Антверпене, занимавшиеся исследованием и изданием житий святых, которое начало было в 1643 году Иоанном Болландом. В состав издания (Acta Sanctorum) Болландистов вошли повествования о всех святых Восточной и Западной Церкви. Болландисты большей частью издавали первоначальные и древние памятники о жизни и деяниях святых. Сначала они помещали греческие повествования только в латинском переводе, а затем стали присоединять и самые греческие подлинники. Изданию актов обыкновенно предпосылаются обширные критические исследования о начале празднования в честь святого, о времени жизни и кончины его, о времени перенесения мощей. Как видно из пометок на полях принадлежавшего святому Димитрию Пролога, хранящегося в библиотеке Московской Духовной академии, он пользовался первыми шестью томами издания Болландистов (месяцы январь – май). Это обстоятельство, между прочим, побудило святого Димитрия приступить к новому труду под заглавием Сокращенное мученикословие. В предисловии к нему он говорит: «Собирающе убо от различных мест жития святых в четыре потримесячнии книги вократце, умыслихом еще сокращеннее тыя по чину месяцесловному собрати в эту малую книжицу и нарещи ю по древнему обычаю мученикословием». Труд этот, по неизвестным причинам, остановился в самом начале.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

«Мир с Богом» «Исповедальник» (Л. 39) Окрестность Кто учит, дабы кающийся незнаемый возвещал духовнику на исповеди свое лице не по естеству, известно бо яко есть человек, но по своему званию; таковыми же званиями суть: сан, чин, сродство, обет, власть, свобода, служение, художество и проч... (Л. 146) Кто? Действующее лице, то есть человек, его достоинство, сан, чин, свобода, служение, разум, невежество, богат, убог, лета возраста и пола различие. Другой раздел книги Иннокентия (Гизеля) «Како грех иногда может и грехом не быти», входящий в 5-ю главу, был использован Скачковым лишь отчасти, составив основу раздела «Грехи бывают по четырем причинам, или винам» «Исповедальника». Отказавшись от мысли рассматривать отдельно оправдывающие прегрешение обстоятельства, Скачков выделяет 4 «вины» греха, используя ту же терминологию, что и в «Мире с Богом». Так, Иннокентий (Гизель) называет 6 «вин», оправдывающих грех: «неможение, неведение, скудость разсуждения, вина благословная, разрешение и нужда»; из «Мира с Богом» в старообрядческую книгу заимствованы «вины» «невежество... нужда». Можно указать разделы, заимствованные из «Мира с Богом» в старообрядческий «Исповедальник»: «Грехи противу Духа Святаго», «Грехи, вопиющыя на небо», «Седмь дел милости духовных» и «Седмь дел милости телесных». Раздел под названием «Различие причин о единовидных деяниях», в котором наиболее четко определены причины некоторых грехов, не имеет непосредственного источника в «Мире с Богом», однако принцип каталогизации причин греха соответствует книге Иннокентия (Гизеля). Основная мысль этого раздела в том, что один и тот же грех может быть совершен по разным (в том числе простительным) причинам. Подробнее остановлюсь на вопросах из рукописи Смирнов 7, адресованных к различным группам кающихся. Источником для них также послужил труд Иннокентия (Гизеля) – 10-я глава 2-й части «Мира с Богом», имеющая заголовок «О гресех, особным саном случающихся» и рассматривающая грехи, характерные для различных групп кающихся. Глава разделена на 4 «догмата», каждый из которых объединяет сходные группы кающихся. В 1-м «догмате» рассматриваются грехи людей духовного сана: архиереев, священников, духовников, проповедников, иноков и клириков; во 2-м «догмате» кающиеся разделены по возрастному и семейному принципам: мужья и жены, обрученные и вдовцы, родители и дети, в этом же разделе рассматриваются господа и челядь, опекуны и «приставники шпиталных». В 3-м «догмате» люди делятся по социальному положению, и сюда входят вопросы монархам и боярам, подданным, советникам, судьям, судейским писарям и судейским «заступникам», свидетелям в суде, воинам, стражникам и пленным. 4-й «догмат» объединяет различные группы, выделенные по профессиональному признаку: купцы и купеческая челядь, ремесленники, врачи и аптекари, учителя, ученики и неграмотные, богатые и нищие, владельцы гостиниц и питейных заведений.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/dva-star...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010