Об отъезде на Волынь после окончания коллегии и об основных событиях своей жизни до возвращения в Киев И. рассказал в соч. «Stary Koció...» (Nowogrodek-Siewierski, 1678), в посвящении Лазарю (Барановичу), о к-ром писал: «Науку свою преподал и великую милость сотворил мне не только светскому, но и в монашестве уже пребывающему; ибо с Волыни во времена опасные, военные я приехал в монастырь Купятицкий, где владыка, будучи игуменом, ласково, по-отцовски принял меня и, оттуда переехав в Киев, рекомендовал меня на ректорство в Киеве» (цит. в переводе с польского по изд.: Wiszniewski. 1851. S. 392). По утверждению большинства исследователей, И. принял монашеский постриг на Волыни, вероятно, в гощанском в честь Покрова Пресв. Богородицы мон-ре , настоятелями к-рого и ректорами существовавшей при этой обители коллегии - филиала Киево-Могилянской коллегии - были духовные писатели, старшие современники И.: Игнатий (Оксенович-Старушич) , возглавлявший Гощанский монастырь в 1639-1640 гг., и Иннокентий (Гизель) - игумен мон-ря и ректор Гощанского уч-ща в 1640-1642 гг. Начав служение в Гощанском мон-ре, они впосл. жили в киевском Братском в честь Богоявления мужском монастыре и преподавали в Киевской коллегии. По аналогии с ними И. также мог начать монашескую жизнь в Гоще ( Гopih С. М. Гощанський монастир св. Михаïла архангела на початку свого ichybahhя (1640-bi рр.)//Haykobi записки Haцiohaльhoro yhibepcumemy «Киево-Могилянська akaдeмiя». К., 2009. Т. 91: Icmopuчhi науки. С. 18). Гощанский мон-рь и уч-ще при нем И. упоминает в кн. «Мессия правдивый...» (К., 1669), отмечая, что ректор Гойского (Гощанского) уч-ща и настоятель Гощанского мон-ря Иннокентий (Гизель) в 1640 г. участвовал в качестве секретаря в проходившем в Киеве под председательством митр. св. Петра (Могилы) Соборе духовенства, одобрившем предварительный вариант Требника свт. Петра (Могилы). Возможно, И. также участвовал в Соборе: он подробно перечисляет его участников, пишет о решениях. Прот. Ф. И. Титов считал, что И. мог принять монашеский постриг в Киеве сразу после окончания коллегии - ок. 1649 г.

http://pravenc.ru/text/577962.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИННОКЕНТИЙ (Гизель; † 18.11.1683, Киев), архим. Киево-Печерского мон-ря, ректор Киево-Могилянской коллегии, духовный писатель. Биография Род. в протестант. семье в Пруссии. Обстоятельства переезда семьи И. на Украину неизвестны. Нек-рые исследователи считают фамилию Гизель латинизированной формой западнорус. фамилии Кисель и в связи с этим рассматривают переезд семьи И. как возвращение на родину. В литературе И. иногда смешивают с одним из лидеров движения социниан Евстафием Гизелем (Киселем), в 1-й пол. XVII в. возглавлявшим социнианский коллегиум в Киселине (ныне Кисилин) на Волыни. О наличии родственных связей между И. и Евстафием, представителем более старшего, чем И., поколения, нет сведений. Начальное образование И. получил, по всей видимости, в Пруссии. В Киеве он перешел в Православие, принял монашеский постриг, в кон. 30-х гг. XVII в. поступил в Киево-Могилянскую коллегию. В 1640-1642 гг. И. исполнял обязанности ректора учрежденного в 1639 г. по благословению Киевского митр. св. Петра (Могилы) уч-ща в Гоще (ныне поселок в Ровненской обл., Украина) и настоятеля Гощанского монастыря (см. Гощанский [Гощский] в честь Покрова Пресвятой Богородицы женский монастырь ). По свидетельству Иоанникия (Галятовского) , «ректор гойский» И. в качестве одного из секретарей участвовал в Соборе Западнорусской митрополии , созванном в 1640 г. митр. Петром (Могилой) для обсуждения составленного им Катехизиса и др. вопросов церковной жизни (см.: Макарий. Кн. 6. С. 556, 634). По окончании Киево-могилянской коллегии И. в числе др. ее воспитанников был послан митр. Петром за границу для продолжения образования. Данных о том, где именно учился И., нет. В качестве возможных учебных заведений называют Замойскую академию, ун-ты Крулевца (ныне Калининград) и Ростока ( Горобець, Cmpamiй. 2001), Львовскую иезуитскую коллегию ( Mokry. 1989). Слова Ростовского митр. св. Димитрия (Савича (Туптало)) в проповеди на годовщину смерти И. «Пирамида, или Столп» о том, что И. «премудрости вод напившися из рек разных, из разных школ иностранных, до которых и чрез моря путешествовал», трактуются рядом исследователей как свидетельство о том, что И. обучался в т. ч. в Англии. Бездоказательным является утверждение, что И. изучал за границей помимо богословия и философии историю и право.

http://pravenc.ru/text/389655.html

Иоанн, святитель, митрополит Тобольский и всея Сибири (Максимович Иван Максимович) († 1715; память 10/23 июня в Соборе Сибирских святых) Родился в декабре 1651 года в городе Нежине. Происходил из знатного дворянского рода от благочестивых и преданных Церкви родителей. Благодаря этому он еще в детстве смог получить воспитание, отвечавшее его природным душевным склонностям и направившее его впоследствии на путь служения Господу Богу в святительском сане. Обладая особыми духовными дарованиями и прилежанием к книжному обучению, он был отправлен для обучения в Киево-Могилянскую коллегию (в 1701 году преобразована в Киевскую духовную академию), где обогатился добрыми познаниями в религиозной области, а также воспитал в себе горячую любовь к Церкви и родине. В 1668 году он закончил коллегию и как наиболее способный и умный питомец был оставлен при ней наставником и преподавателем латинского языка. Иоанн находился в этом звании около восьми лет (с 1668 по 1676 годы) и, несмотря на пользу своей деятельности, он жаждал более высоких подвигов. Часто посещая Печерскую лавру, Иоанн пленился высокими иноческими подвигами и сам пожелал оставить мир и вступить на путь иночества. Священноархимандрит лавры Иннокентий (Гизель, † 1684) принял его под свое духовное попечение и в 1680 году приобщил к сонму иноков. Вскоре архиепископ Черниговский Лазарь (Баранович, † 1693) посвятил его в сан иеромонаха. Обладая выдающимся проповедническим талантом, иеромонах Иоанн был избран на почетную должность лаврского проповедника, а затем полюбившая его братия избрала иеромонаха Иоанна на ответственную должность эконома Киево-Печерской лавры. В 1684 году иеромонах Иоанн был назначен управляющим Свенским монастырем близ города Брянска, куда временно, в связи с нападением турок, была переведена братия Печерской лавры. После этого почти в течение двадцати лет он проходил настоятельские должности в разных монастырях южной России, всюду приобретая любовь и уважение руководимых им иноков. Архиепископ Черниговский Феодосий (Углицкий, † 1696) незадолго до своей кончины, зная строгую подвижническую жизнь и высокое христианское образование иеромонаха Иоанна и желая видеть в нем себе преемника, вызвал его в Чернигов и в 1695 году назначил управляющим Черниговским Елецким Успенским монастырем с возведением его в сан архимандрита.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Ипатий Поцей , еписк. Владимиро-Волынский, утверждён 1599 окт. 2 – 1605 годах. Елиссей Плетенецкий , с 22 февр. 1605, из архим. Лещинского монастыря; † 19 окт. 1624. Захарий Копыстенский , с 1624; † 8 апр. 1626. Пётр Могила , воеводич Молдавский, с 1626; 8 апр. 1633 хирот. в митр. Киевского, оставаясь и архим. Лавры; † 31 дек. 1646. [Игум. Иринарх , февр. – май 1646]. Иосиф Тризна 1647 перев. из Виленского Святодухова монастыря; † в 1655. Иннокентий Гизель в 1656 перев. из Киево-Николаевского монастыря; † 24 февр. 1684. Варлаам Ясинский 3 июня 1684 перев. из Киево-Николаевского монастыря; 31 авг. 1690 хирот. в митр. Киевского. Мелетий Вуяхевич произведён 9 дек. 1690; † 6 февр. 1697. Иоасаф Кроковский 29 июня 1697 перев. из Киево-Николаевского; 15 авг. 1708 хирот. в митр. Киевского. Иларион , из наместн. Лавры, в 1709 правил 9 недель; † ... Афанасий Миславский , из соборных иеромонахов, произведён 20 июля 1710; † в 1714. Иоанникий Сенютович 24 июля 1715 перев. из Киево-Михайловского монастыря; † 12 нояб. 1729. Роман Копа , 12 июня 1730, из наместн. Лавры; † 13 сент. 1736. Иларион Негребецкий , 8 мая 1737, из игум. Змиевского приписного к Лавре монастыря; † 8 янв. 1740. Тимофей Щербатский 14 апр. 1740 перев. из Киево-Михайловского монастыря; 10 мар. 1748 хирот. в митр. Киевского. Иосиф Оранский 29 окт. 1748 перев. из Слуцкого Троицкого монастыря; † 8 окт. 1751. Лука Белоусович , из наместн. Свенского монастыря, 21 июня 1752; † 30 мар. 17 61. Зосима Валькевич , 21 мая 1762, из иеромонахов Лавры; 10 апр. 1786 уволен; † 13 мар. 1793. С 10 апр. 1786 Лаврой управляют Киевские митрополиты. 2 Михайловский Златоверхий, в Киеве, основан в исх. XI века; но после Батыева нашествия оставался в развалинах; возобновлён в начале XVI столетия; архимандрия с 1734 г.; первоклассный с 10 апр. 1786. С 1799 пребывают в нём и управляют Киевские викарии [IV, 184]. Игумены Макарий , возобновитель, в 1522–26 Герасим , по 1542. Филарет , 1543 и 1544. Иона , до 1553. Симеон , 1554–1563, дек. 23.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Когда Петра Могилы не стало (в ночь на 1 генваря 1647 г.), Киевская митрополитская Софийская капитула разослала по всей митрополии листы к православному духовенству и дворянам, приглашая их к 25 февраля в Киев на выборы нового первосвятителя. В назначенный день все прибывшие собрались в Софийский кафедральный собор, и здесь единодушно и единогласно, без всякого противоречия, избрали на митрополию епископа Мстиславского, Оршанского и Могилевского Сильвестра Коссова как «известного древностию своего рода, высокими достоинствами, благочестием и расторопностию, а вместе горячностию и твердостию в православной вере», и обязались повиноваться ему как своему архипастырю и просить короля, чтобы утвердил избранного ими митрополита своею привилегиею. Акт избрания подписали более двадцати духовных особ и до пятидесяти светских. В числе духовных находились: Афанасий Пузина — епископ Луцкий, Иннокентий Гизель , ректор киево-братского коллегиума, бывшие сослуживцы Коссова по тому же коллегиуму; Исаия Трофимович Козловский — игумен никольский, Игнатий Оксенович Старушич — игумен выдубицкий и Иосиф Кононович Горбацкий — игумен михайловский, многие другие настоятели и наместники монастырей, протоиереи и священники. Во главе светских подписался Адам Кисель — кастелян киевский; за ним следовали три князя Четвертинские, валашский господарь Моисей Могила, родной брат скончавшегося митрополита Петра Могилы, и другие. Будучи избран на митрополитскую кафедру, Сильвестр Коссов не мог быть избран вместе и на другую важную должность, которую занимал его предместник, на должность архимандрита Киево-Печерской лавры, так как должность эта была предоставлена королем Владиславом только лично Петру Могиле до его живота. И братия лавры на основании давнего своего права, пригласив к себе ближайших к Киеву дворян, еще 25 генваря избрали себе настоятелем человека, которого рекомендовал им пред своею кончиною сам Петр Могила, именно старшего (игумена) виленского Свято-Духова братского монастыря Иосифа Тризну , который происходил из знатного старинного рода, с ранних лет был пострижен и воспитывался в Киевской лавре и хорошо знал иноческий закон и богословские науки. Иосиф Тризна уже участвовал в избрании митрополита Сильвестра Коссова и подписался под актом избрания как «архимандрит печерский киевский, старший монастыря братского Виленского». Но, не получив в свое управление богатой Киево-Печерской лавры, митрополит Сильвестр удерживал за собою до 1650 г. свою прежнюю епископскую кафедру с ее имениями, почему и писался: «Сильвестр Коссов, милостию Божиею архиепископ митрополит Киевский, Галицкий и всея России, епископ Мстиславский, Оршанский и Могилевский». Нет сомнения, что король утвердил нового митрополита своею грамотою и патриарх Цареградский не только дал свое благословение на посвящение его, но и облек его званием своего экзарха: Коссов, подобно Могиле, писался экзархом Константинопольского патриаршего престола .

http://sedmitza.ru/lib/text/436170/

Феодосий, святитель, архиепископ Черниговский (Углицкий или Полоницкий-Углицкий) † 1696; память 5/18 февраля, 9/22 сентября Святитель родился в начале 30-х годов XVII столетия в Правобережной Украине. Происходил из древнего Дворянского рода Полоницких-Углицких. Родителями его были иерей Никита и Мария. Имя, данное святителю Феодосию при крещении, осталось неизвестным. В своей семье будущий святитель получил задатки того религиозного чувства и благочестия, которые проявились в нём впоследствии. Об отроческих и юношеских годах святителя сохранилось очень мало сведений. Известно только, что он был «кроткий и послушный». Образование получил в Киево-Братской коллегии при Киевском Богоявленском монастыре. Конец сороковых годов XVII столетия был временем расцвета коллегии. Ректорами в то время были архимандрит Иннокентий (Гизель), а затем игумен Лазарь (Баранович; † 1693), впоследствии архиепископ Черниговский. В числе наставников были такие просвещённые люди, как иеромонахи Епифаний (Славинецкий), Арсений (Сатановский), игумен Феодосий (Сафонович), игумен Мелетий (Дзик) и епископ Белорусский Феодосий (Баевский). Товарищами святителя по коллегии были будущие выдающиеся учёные и пастыри: Симеон Полоцкий , Иоанникий Голятовский, Антоний Радивилловский, Варлаам Ясинский, Киево-Братская коллегия являлась в то время главным центром борьбы Православия против напора и нападок католического духовенства – иезуитов и униатов. В годы обучения окончательно определилось призвание святого к иноческому подвигу. Свободное от занятий время он отдавал молитве, чтению Священного Писания . Можно предположить, что святителю Феодосию не пришлось пройти полного курса коллегии, так как во время разорения Киева поляками коллегия на несколько лет прекратила свою деятельность. Историк Петров Н.И. предполагает, что после закрытия коллегии Феодосий отправился за границу, где, возможно, получил высшее образование. По завершении образования будущий святитель принял монашество в Киево-Печерском монастыре и был назван Феодосием в честь преподобного Феодосия Печерского († 1074; память 3/16 мая). Выдающиеся способности и высокая духовная настроенность молодого инока были сразу отмечены митрополитом Киевским Дионисием (Балабаном; † 1663), который поставил его архидиаконом Киево-Софийского собора, а затем назначил наместником митрополичьего кафедрального дома.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Гоща. Покровский Гощанский женский монастырь. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Ревнуя о православной вере, владелица Гощи княгиня Ирина Соломирецкая основала здесь в 1638 г. мужской монастырь и школу, подобную Киево-Могилянской Коллегии. Опеку над школой княгиня поручила митрополиту Киевскому свт. Петру Могиле. Первыми настоятелями монастыря и ректорами школы были игумены Игнатий Оксенович-Старушич (1639 г.) и Иннокентий Гизель (1640 г.) – впоследствии ректоры Киево-Могилянской Коллегии. Богослужение для иноков и учащихся совершалось в каменном храме св. Архангела Михаила. По одной версии, он существовал еще до учреждения при нем монастыря и школы, а по другой – был построен Соломирецкой в 1639 г. В обители сохранился старинный портрет Соломирецкой. Княгиня изображена с листом бумаги, на котором по-польски написано: «Право на монастырь и школы в Гоще. Года 1639». Со временем монастырь был обращен в унию. В XVIII в. храм перестроили. Прежде его венчали 3 шлемовидные главы – над притвором, срединой и алтарем. При перестройке стены притвора и алтаря надстроили вровень с центральной частью и утвердили на них двухскатную кровлю, спрятав под ней лишенные маковок западный и восточный купол. В 1796 г. храм стал православным приходом. При закрытии в 1833 г. униатского монастыря, его корпуса передали приходу, но позже их разобрали по ветхости, оставив один жилой дом. В 1888-1889 гг. облик храма вновь изменился: не разбирая сводов центрального купола, его каменный барабан нарастили и возвели на нем деревянный купол. В конце XIX в. в храме поставили иконостас, расписанный в стиле творений Виктора Васнецова и существующий до сих пор. В советское время в доме при храме располагались светские учреждения. В 1991 г. этот дом возвращен причту, в 1993 г. приход обращен в монастырь (в 1994 г. сюда пришли первые насельницы). В 1996 г. в обители выстроена колокольня, в 1997-1999 гг.– корпус трапезной (в нем же – кухня и комнаты для рукоделия), в 2000 г. – хозяйственное помещение, в 2002-2006 гг. – 2-этажный корпус келий с надвартным храмом свт. Николая Мирликийского (освящен в 2012 г.).

http://sobory.ru/article/?object=26592

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНТОНИЙ (Радивиловский; † 1688, Киев), игум., проповедник, писатель и поэт. В 40-х гг. XVII в. учился в Киево-Могилянской коллегии в одно время с Симеоном Полоцким и Иоанникием (Галятовским) , в коллегии тогда преподавали Иннокентий (Гизель) и Лазарь (Баранович) . После окончания коллегии А. принял монашество и служил архидиаконом в Чернигове. После 1656 г. принят в Киево-Печерский мон-рь настоятелем архим. Иннокентием (Гизелем), ок. сер. 60-х гг. архим. Иннокентий назначил А. проповедником, затем - соборным старцем, позднее - наместником. В 1666 и 1675 гг. в качестве наместника Киево-Печерского мон-ря А. приезжал в Москву и был представлен царю Алексею Михайловичу . После кончины архим. Иннокентия в 1683 г. А. стал игуменом киевского Пустынного мон-ря. А.- автор печатных сборников проповедей «Огородок Марии Богородицы» и «Венец Христов», в к-рые вошли Слова, произнесенные А. в разное время. «Огородок Марии Богородицы» имеет посвящение архим. Иннокентию (Гизелю), содержащее биографические сведения об А. В 1686 г. Патриарх Иоаким узнал, что в Киеве готовится издание 2-й книги А.- «Венец Христов», и запретил печатать ее без своего одобрения. Когда же книга все-таки вышла в свет, Патриарх укорил за это архим. Киево-Печерской лавры Варлаама (Ясинского) и митр. Киевского Гедеона (Святополка-Четвертинского) . «Венец Христов» был прислан лаврой царям Иоанну V , Петру I и царевне Софье Алексеевне через наместника Исаакия (Коревича) и соборного старца Антония (Почеку). В сопроводительной грамоте А. жаловался на старость и болезни ( Харлампович. С. 446-447). В предисловиях и послесловиях к сборникам А. напечатал свои стихотворения «Христос, Иже ест Церкви, Матки нашей, Глава», «Мария. Ям раи», «Будь слава Марии», «О титле книги «Венца Христова» сия да будуть прочтенна слова». Сохранились авторские рукописные варианты книг А. 1671 и 1676-1683 гг. Соч.: Огородок Марии Богородицы: Розмаитыми цветами словес на праздники Господския, Богородичны и прочих святых. К., 1676; Венец Христов, з проповедии недельных, аки з цветов рожаных на украшение православно-кафолической святой восточной Церкви сплетенный, или Казаня неделныи на венец всего лета, з Писма Святого и з розныхъ учителей на ползу душевную православных собраный. К., 1688.

http://pravenc.ru/text/116002.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕОРГИЯ ПОБЕДОНОСЦА ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ЦЕРКОВЬ В КИЕВЕ один из первых наряду с ц. св. Ирины монастырских храмов в городе. О создании Ярославом Мудрым церкви во имя своего небесного покровителя вмч. Георгия Победоносца говорится в летописной статье 1037 г., дающей обобщающую оценку храмоздательной и просветительской деятельности князя (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 151; Т. 2. Стб. 139). Др. источником, повествующим об основании храма, является сказание в составе второй редакции Пролога, из к-рого известно, что церковь была освящена митр. Иларионом, т. е. между 1051 и 1054 гг. Проложное сказание содержит уникальные подробности о строительстве Г. ц.: киевский князь, обеспокоенный тем, что у церкви «не бе... много делатель», приказал «возити куны на возех в камару Золотых ворот и возвестиша на торгу людем, да возмет кождо по ногате на день и бысть множество делающих» ( Жуковская. С. 40). Этот рассказ - одно из немногих описаний хода строительства большого монастырского собора в Др. Руси, пользовавшихся популярностью у рус. читателя до XVIII в. ( Никольский Н. К. Мат-лы для повременного списка рус. писателей и их сочинений: X-XI вв. СПб., 1906. С. 122-126). Здесь же сообщается, что в Г. ц. проводились хиротонии рус. епископов. В ПВЛ говорится также о погребении в 1063 г. в этой церкви брата Ярослава Мудрого, Судислава (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 163; Т. 2. Стб. 152). Мон-ри были поставлены по сторонам главной улицы города, шедшей от Золотых ворот, и обрамляли вход в центральную часть Киева. Время разрушения Г. ц. неизвестно, но память о месте у ворот Софийского собора, на к-ром она стояла в древности, сохранялась до XVII в. Киевский синопсис описывает ее расположение справа от собора Св. Софии: «Созда же [Ярослав] и церковь святаго великомученика Георгия от камене, во имя себе от св. крещения данное, по правой стране святыя Софии» ( Иннокентий (Гизель), архим. Киевский синопсис. К., 18365. С. 89). В 1674 г. память о Г. ц. была закреплена постройкой воеводой Ю. Трубецким на том же месте деревянной церкви того же освящения. В 1744 г. ее сменила каменная, разобранная в 1934 г.; на месте храма был выстроен жилой дом. При земляных работах 1934 и 1937 гг. вскрывались остатки кладок древнего храма, а в 1939 г. были открыты полукружия центральной и юж. апсид. Незастроенные юж. и зап. части храма частично изучались в 1979 г. (Ин-т археологии РАН Украины, руководители - Я. И. Боровский, М. А. Сагайдак).

http://pravenc.ru/text/164493.html

Основан как мужской в 1638 г. в предместье мест. Гоща кнж. Ириной Соломерецкой, каштелянкой смоленской (АЮЗР. Ч. 1. Т. 6. С. 748). В 1639 г. в Г. м. был построен каменный храм во имя арх. Михаила, являющийся произведением волынской архитектурной школы: восьмерик на четверике, к к-рому с востока примыкала прямоугольная в плане апсида, с запада — симметричный ей притвор. Храм венчали 3 главы: центральная и расположенные над апсидой и притвором. С кон. XVI в. Гоща была одним из центров социнианства (см. Социниане ) на Волыни, в 1600 г. здесь был основан арианский коллегиум, в к-ром преподавали Теофил Молитор, Войтех Копер, Даниил Дорош. Ариан и социниан поддерживали владевшие Гощей до 1637 г. каштеляне Роман и Гавриил Гойские. В 1602–1603 гг. в коллегиуме учился Лжедмитрий I (см.: Левицкий О. И. Социнианство в Польше и юго-зап. Руси в XVI–XVII вв. К., 1882). Для противодействия арианству в 1639 г. по инициативе княжны Соломерецкой при Г. м. были основаны подчиненные киевской Братской школе правосл. учебные заведения («абы еретические науки над кафолическою религиею более не триумфовали»). Согласно записи в Луцких земских книгах, 5 февр. 1639 г. Соломерецкая обязала игумена и братию Г. м. состоять «в послушании» К-польскому патриарху, «не терпеть жителей, принадлежащих к арианской секте» и не дозволять арианам совершать богослужения в Гоще. Главным покровителем школы стал митр. Киевский свт. Петр (Могила) . Первыми ректорами и игуменами Г. м. были: с 1639 г. Игнатий (Оксёнович-Старушич), с 1640 г. архим. Иннокентий (Гизель) , с 1642 г. игум. Феодор (Скуминович). С сер. XVII в. Гоща находилась во владениях воеводы Адама Киселя . После войн под предводительством Б. Хмельницкого (1648–1654) и разделения укр. земель на Правобережье и Левобережье Г. м. и коллегиум не потеряли своего значения. В 1669 г. казацкая старшина Правобережной Украины намеревалась превратить Гощанский коллегиум в академию, но не получила на это разрешения короля. Во 2-й пол. 70-х гг. XVII в. Г. м. перешел в унию и принял устав ордена василиан . При мон-ре существовала школа, в к-рой преподавалась риторика, поэтика, философия, лат., франц. языки. Согласно завещанию в пользу Почаевского мон-ря на 50 червонцев от 24 дек. 1737 г., ректором Гощанского коллегиума и игуменом мон-ря был мон. Амвросий (Середович). В 1777 г. к Г. м. был приписан униатский Городищенский в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужской монастырь.

http://pravenc.ru/text/586567.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010