Слово в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Дорогие мои, ныне Святая Церковь велит нам говорить о Первом Вселенском Соборе святых отцов, состоявшемся в 325 году в городе Никее. И это потому, что речь идет, по сути, о вере нашей, о нашей Церкви, о нашем спасении. Ведь основным плодом трудов Первого Вселенского Собора является Символ веры , который мы исповедуем и по сей день. Семь первых его членов, утверждающих веру в Единого Бога Отца и в Единого Господа Иисуса Христа как Сына Божия, впервые прозвучали и были предельно четко выражены именно на этом Соборе святых отцов. Единая Святая, Соборная и Апостольская Церковь – столп и утверждение истины – вот тот спасительный ковчег, в котором, питаясь Божественной благодатию, вызревает семя в Жизнь Вечную. И явила Святая Церковь пророков и апостолов, и взрастила, и взращивает от своего рождения и до сего дня отцов – учителей Церкви, и вскармливает народ Божий. И всё, и все есть в этом ковчеге для жизни: и мудрецы-ученые, и простецы-премудрые – у Бога ни в чем нет недостатка. Бог умудряет простецов в нужное время. И Бог же послушанием Матери- Церкви хранит мудрецов от семени тли, от гордыни. Пока человек в лоне Церкви – он спасен. Дух Святой соблюдает Божественным разумом Церкви и ее саму, и нас в ней. И хранит Святая Церковь историю свою от дней основания, память ее бережет имена и деяния тех святых отцов, кои от апостолов приняли, и в догматы возвели, и жизнью своей проповедали то, что на все времена утвердило всю вселенную в истине. В той единственной истине, которая делает человека свободным и дарует Жизнь Вечную. Семь Вселенских Соборов святых отцов – это семь столпов Церкви Христовой. И каждому из них Церковь воздает свою почесть, свою память, ибо они в разное время и в разных обстоятельствах на протяжении всей истории Церкви делали великое Божие дело, созидая непогрешимый соборный разум Церкви. Сегодня день прославления памяти богоносных отцов Первого Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 36. О лице Святого Духа [Теперь] мы переходим к рассмотрению того, что относится к личности Святого Духа, Который называется не только Святым Духом, но также Любовью и Даром Божиим. Касательно имени Святой Дух будет исследовано четыре [пункта]: 1) является ли имя Святой Дух собственным именем божественного Лица; 2) исходит ли божественное Лицо, Которое называется Святым Духом, от Отца и Сына; 3) исходит ли Он от Отца через Сына; 4) являются ли Отец и Сын единым началом Святого Духа. Раздел 1. Является ли имя Святой Дух собственным именем Божественного лица? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что имя Святой Дух не является собственным именем божественного Лица. Ведь имя, общее трем лицам, не может быть собственным именем одного лица. Но имя Святой Дух является общим для трех Лиц. Так, Иларий указывает, что [выражение] «Дух Бога» иногда означает Отца, как в словах: «Дух Господа Бога на мне» ( Ис. 61,1 ), иногда Сына, например, когда Сын говорит: «Духом Божиим изгоняю бесов» ( Мф. 12, 28 ), давая понять, что Он изгоняет бесов Своею природной силой, – а иногда Святого Духа: «излию от Духа Моего на всякую плоть» ( Иоиль. 2, 28 ) 532 . Следовательно, имя Святой Дух не является собственным именем божественного Лица. Возражение 2. Далее, имена божественных Лиц, как говорит Боэций, суть относительные термины 533 . Но имя Святой Дух не является относительным термином. Следовательно, это имя не является собственным именем божественного Лица. Возражение 3. Далее, коль скоро Сын есть имя божественного Лица, Он не может называться Сыном того или этого. Но ведь говорят же о духе того или этого человека, как видно из слов: «И сказал Господь Моисею: ...возьму от Духа, Который на тебе, и возложу на них» ( Чис. 11, 16, 17 ); и еще: «Опочил дух Илии на Елисее» ( 4Цар. 2, 15 ). Следовательно, похоже, что Святой Дух не является собственным именем божественного Лица. Этому противоречит сказанное [в Писании]: «Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святой Дух» ( 1Ин. 5,7 ). А Августин говорит: «Когда мы спрашиваем: три чего? – мы отвечаем: три лица». Следовательно, Святой Дух есть имя божественного Лица.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Фома Аквинский (католический святой) Трактат О Пресвятой Троице. Вопрос 27. О происхождении Божественных лиц Относительно происхождения надлежит исследовать пять [пунктов]: 1) имеет ли место в Боге происхождение; 2) можно ли происхождение чего-либо в Боге назвать порождением; 3) может ли иметь место в Боге [такое] происхождение чего-либо, которое не охватывается понятием порождения; 4) может ли этот случай происхождения быть назван порождением; 5) имеют ли место в Боге более чем два случая происхождения. Раздел 1. Имеет ли место в Боге происхождение? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что никакое происхождение не может иметь места в Боге. Ибо происхождение подразумевает движение вовне. Но в Боге нет ничего подвижного, равно как и ничего внешнего. Поэтому в Боге нет места происхождению. Возражение 2. Далее, все, что происходит, отличается от того, из чего оно происходит. Но в Боге нет различия, но – только высшая простота. Поэтому в Боге нет места происхождению. Возражение 3. Далее, происходить из другого кажется противным природе первоначала. Но, как было показано выше (2,3), Бог и есть первое начало. Поэтому в Боге нет места происхождению. Этому противоречат слова, сказанные нашим Господом: «Я от Бога исшел и пришел» ( Ин. 8, 42 ). Отвечаю: в Священном Писании по отношению к Богу употребляются имена, означающие происхождение. Это происхождение понималось различным образом. Некоторые понимали егов смысле следствия, исходящего из своей причины. Так, Арий утверждал, что Сын происходит от Отца как Его первичное творение, а Святой Дух исходит от Отца и Сына как творение Их обоих. В этом случае ни Сын, ни Святой Дух не были бы истинным Богом, и это противоречит тому, что сказано о Сыне: «...да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» ( 1Ин. 5, 20 ). О Святом Духе также сказано: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа...» ( 1Кор. 6, 19 ). Но ведь иметь храм – это исключительное право Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Что такое Божественная простота? Скачать epub pdf В период действия Ветхого Завета Бог открывался человеку в многообразии символических форм и имён, как то: Сущий, Творец мира, Царь царствующих, Царь Небесный, Вседержитель, Источник благ, Ревнитель, Правосудный Судья и др. С наступлением времени осуществления мессианских ветхозаветных чаяний Бог продолжал раскрывать разные стороны Своего беспредельного совершенства 1 в Лице Сына Божьего, Спасителя мира ( Ин.14:9 ). Стремясь постичь известные из Священного Писания Божественные имена, образы, атрибутику, не опираясь на Предание Церкви, на литературно-творческий и созерцательный опыт святых отцов, можно легко раздразнить любопытство и вообразить, что для Бога характерна безмерно сложная композиция сущностных свойств, что Божественное всесовершенство как бы составлено из Его отдельных совершенств (благости, справедливости, милосердия, любви и пр.). Однако такое понимание идёт вразрез с библейским учением о Божественной беспредельности, ведь в этом случае, Бог мыслился бы ограниченным по крайней мере качественными границами каждого из Своих совершенств. Между тем, Бога нельзя мыслить сложным. Правдоподобия в этом предположении – как воды в решете. Несмотря на отсутствие в Книгах Писания Ветхого и Нового Заветов объёмных, развернутых указаний на то, что Бог прост, святые отцы, затрагивавшие данный вопрос, свидетельствовали об этом все, как один. « Бог, будучи простым и несложным , – удостоверяет святитель Кирилл Александрийский , – всеми исповедуется [таковым] » 2 . На основании авторитетности и всеобщности святоотеческих утверждений, но главное, в силу их одобрения Вселенскою Православною Церковью , мы не должны сомневаться в их непреложности. Сколь ни силён соблазн усомниться, нельзя допустить даже в мысли, что Церковь – столп и утверждение истины ( 1Тим.3:16 ) – позволила вкрасться ошибке в учение, составляющее важнейший предмет её убеждений, веры. К сожалению, в ряде образовательных пособий по Православному Догматическому Богословию, в разделе о существенных свойствах Божьих, одно из наиболее выразительных свойств, «простота», бывает обозначено вскользь, мимоходом, без надлежащего обоснования, без развёрнутого, обстоятельного объяснения, в чём именно оно выражается.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Leonov...

10-е Свв. мучч. Терентия, Африкана, Максима, Помпея, Зинона, Александра, Феодора, Макария и прочих с ними Сказание о св. муч. Терентии и дружине его (в числе 40 человек) и пострадавших во время гонения от Декия, в III веке, очень древнее. Существует предположение, что оно получено в Греческой Церкви в IV-м стол. вместе с мощами Терентия и Африкана, перенесёнными 22-го сентября, при императоре Феодосии Великом, в церковь св. Евфимии, в Петре – в северной части Константинополя. Об этом перенесении говорит Феодор чтец 89 . По вышеупомянутому сказанию известно, что сорок христиан: Терентий, Африкан, Максим, Помпей, Зинон, Александр, Феодор, Макарий и другие, имена которых не сохранились до нашего времени, пострадали в Африке, за исповедание Иисуса Христа и сопротивление их принести жертвы идолам, к чему принуждаемы они были правителем Африканской провинции Фортунатом – на основании указа Декиева. Объявив всенародно указ императора, Фортунат выставил при этом и орудия казни для устрашения христиан и действительно повлиял этим на слабейших из них... но встретил непреклонное сопротивление в Терентии и дружине его, «не убоявшихся убивающих тело, но душу убить не могущих». – Все вы, кажется, люди взрослые и разумные, – попытался убедить их Фортунат, – как же можете вы называть Царём и Богом человека, которого Иудеи распяли, как злодея? – Если бы ты знал силу Христа распятого, – отвечал ему за всех бывших с ним Терентий, – то ты отказался бы от заблуждения своего и сам стал бы служить Ему, потому что Он – Сын Божий милосердый и милостивый. Благоволением Бога Отца Своего сошёл Он на землю и, соединив Божество своё с человечеством, претерпел добровольно крестную смерть для нашего спасения... – «Поклонитесь лучше богам! – настаивал закоренелый язычник, – иначе вы все погибнете в жестоких мучениях» ... – «Напрасно думаешь устрашить нас, – возразил Терентий, – мы уже сказали тебе, что мы – христиане. Было бы безумием бояться смерти, через которую открывается для христиан жизнь блаженная – бесконечная... На Христа возложили мы надежду нашу и не боимся мучений, потому что веруем, что останемся победителями» ...

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1. Божество Святого Духа и Его единосущие с Отцом и Сыном, по изображению Св. Писания (Верую) И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего, Иже со Отцом и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшего пророки. Божество третьего лица Св. Троицы, Духа Святого, и Его единосущие со Отцом и Сыном доказывается из Св. Писания тем же самым способом, как и Божество Сына Св. Писание приписывает Св. Духу. 1) Божеские имена. Это видно: а) из прямых изречений слова Божия. Ап. Петр, обличая Ананию, говорит: «Анание, почто исполни сатана сердце твое солгати Духу Святому... не человеком солгал еси, но Богу» ( Деян. 5:3, 4 ). Смысл речи такой: когда Анания, утаив часть из цены за проданное им село, вздумал скрыть свой поступок от апостолов, как от людей ( «и утаи от цены... и принес часть некую, пред ногами апостол положи», ( Деян. 5:2 )), – тогда первоверховный из апостолов, вразумляя виновного, сказал: нет, не нам солгал ты, но Духу Святому, в нас обитающему, – не людей ты обманул, но думал обмануть Бога. А не забудем, что под именем Св. Духа, обитавшего в апостолах, в строгом смысле надобно разуметь «иного Утешителя», Которого послал им Спаситель вместо Себя, и Который наставлял их на всякую истину, говорил их устами, управлял их действиями на поприще апостольского служения ( Ин. 14:16, 26, 16:13 ) 196 2) Божеское естество, равенство и единосущие со Отцом и Сыном. а) Божеское естество. «Егда... приидет Утешитель, егоже Аз послю вам от Отца, Дух истины, иже от Отца исходит, той свидетельствует о Мне» ( Ин. 15:26 ). «Словами: «иже от Отца исходит», – замечает блаж. Феодорит, – Спаситель засвидетельствовал, что Отец есть источник Св. Духа, и не сказал изойдет или произойдет, но, исходит, дабы показать, что естество Их одно и то же, что существо Их несекомо и нераздельно, и что лица соединены между собою, – ибо, что происходит, то не может отделяться от того, из чего оно происходит» («Кратк. излож. Бож. догматов, из кн. V против ересей, в Хр. чт.» 1844, IV, стр. 190).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

25 марта ст. ст. 1925 г. Патриарх Тихон был доступным, простым, ласковым человеком. И русский человек сердцем почуял в Патриархе «своего», родного, любящего, преданного ему все душой. Тяжкие страдания от революционного насилия заставили народ видеть в Патриархе единственную духовную опору, утешение и надежду спасения и избавления от этого горя, упавшего на его плечи. Вместо царя, общего главы государства, он приобрёл себе духовного отца, с которым связан внутренно и глубоко в ограде гонимой своей Православной Веры и Церкви. Здесь сказалась сплочённость Церкви пред лицом врага. Мягкость Патриарха Тихона в обращении не мешала ему быть непреклонно твёрдым в делах церковных, где было нужно, особенно в защите Церкви от её врагов. Он не уклонился от прямых обличений, направленных против гонений на Церковь , против декретов большевиков, разрушавших все устои её, их террора и жестокости. Описывая в послании гонения, воздвигнутые на истину Христову и ужасные и зверские избиения ни в чём неповинных людей без всякого суда, с попранием всякого права и законности, Патриарх говорит: «Всё сие преисполняет сердце наше глубоко болезненною скорбью и вынуждает нас обратиться к таковым извергам рода человеческого с грозным словом обличения. Опомнитесь, безумцы, прекратите ваши кровавые расправы. Ведь то, что творите вы, не только жестокое дело; это – поистине сатанинское, за которое подлежите огню геенскому в жизни будущей, загробной, и страшному проклятию потомства в жизни настоящей, земной. Властью, данною на от Бога, запрещаем вам приступать к тайнам Христовым, анафематствуем вас, если только вы носите ещё имена христианские и хотя по рождению своему принадлежите к Церкви Православной. Заклинаем всех вас, верных чад Православной Церкви Христовой не вступать с таковыми извергами рода человеческого в какоелибо общение: «измите злого от вас самих» ( 1Кор.5:13 ). Враги Церкви захватывают власть над нею и её достоянием силою смертоносного оружия, а вы противопостаньте им силою веры вашей, вашего властного всенародного вопля… А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовём вас, возлюбленные чада Церкви, зовём вас на эти страдания вместе с собою»… (Посл. 19 янв. 1918 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

48. Слово в день первоверховных Апостолов Петра и Павла 264 (Напечатано в собраниях 1844 и 1848 годов). 1825 Первоверховным Апостолам празднуем: вникнем в дух и силу настоящаго празднования. Под именем «первоверховных Апостолов» Церковь соединяет Петра и Павла. Что сие отличительное наименование приличествует Святому Петру, в том не трудно убедиться из Евангельской истории. Во всяком собрании, даже равных между собой людей, обыкновенно кто нибудь имеет некоторое первенство, или по избранию и назначению, для порядка, или по превосходству своих способностей и особенному присутствию духа: и во многих 265 случаях, когда Евангельская история представляет Петра в собрании Апостолов, имя его первенствует в порядке имен Апостольских, и лице его первенствует между Апостолами, то в слове, то в действии. Когда, на пример, Святый Матфей хочет составить список избранных в звание Апостольское; он пишет: «Дванадесятих же Апостолов имена суть сия: первый Симон, иже нарицается Петр» ( Матф. Х, 2 ); – и потом именует прочих Апостолов. Когда Сам Божественный Учитель, по некотором времени учения, испытывает избранных учеников Своих в главном предмете Своего учения, и вопрошает: «кого Мя глаголете быти?» – Петр предупреждает всех Богомудрых ответом: «Ты еси Христос Сын Бога живаго»; и за то первый не только похваляется, но и ублажается: «блажен еси Симоне»; ему первому сказуется: «на сем камени созижду церковь Мою» ( Мф.16:15–18 ), хотя впрочем не исключительно ему, потому что Церковь «назидается на основании Апостол и Пророк сущу краеугольну самому Иисусу Христу» ( Eф. II, 20 ); он первый получает ключи Царства Небеснаго и власть вязать и решить ( Mamф. XVI, 19 ), хотя впрочем в след за сим и всем Апостолам таже власть дарована ( Mamф. XVIII, 18 ) 266 . И в то бедственное время, когда, при поражении Пастыря, разсеялись овцы стада, когда самые 267 столпы ея поколебались, самые камни основания подвиглись от мест своих, потому что сатана просил, дабы сеять их, яко пшеницу; – что тогда камень Петр? – Правда, не устоял и он, даже бедственнее других был низринут: но с тем вместе имел преимущество особенною молитвою Христовою быть воздвигнут на прежнее место свое, и ему предоставлено утвердить братию 268 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

4. Цель и содержание настоящей работы ГЛАВА ПЕРВАЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН И СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ 1. Священное Писание в православной Традиции 2.Учение преподобного Симеона о Священном Писании 3. Библейские аллюзии и цитаты у преподобного Симеона 4. Примеры толкования библейских текстов у преподобного Симеона 5. От буквы к духу 6. От аллегории к мистической типологии ГЛАВА ВТОРАЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН И БОГОСЛУЖЕНИЕ 1. Основные принципы и элементы богослужения в раннем монашестве 2. Монастырское богослужение в Константинопо­ле времен преподобного Симеона 3. Суточный круг богослужения в писаниях преподобного Симеона 4. Литургия и Причастие. Как часто монахи причащались? 5. Аспекты евхаристического благочестия преподобного Симеона 6. Годичный круг церковных праздников у преподобного Симеона ГЛАВА ТРЕТЬЯ. ПРЕПОДОБНЫЙ СИМЕОН И СТУДИЙСКАЯ ТРАДИЦИЯ 1. Студийский монастырь и его просветительская деятельность 2. Духовное руководство в студийской традиции 3. Сведения о жизни преподобного Симеона Студита 4. Аскетическое учение преподобного Симеона Студита А. Покаяние и слезы Б. Молитва В. Духовное руководство и исповедь Г. Различные аспекты аскетической практики 5. Развитие аскетических идей преподобного Симеона Студита в творениях преподобного Симеона Нового Богослова 6. Сравнительный анализ мистицизма преподобных Симеона Студита и Симеона Нового Богослова ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ. КРУГ КЕЛЕЙНОГО ЧТЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА 1. Что читал преподобный Симеон? Святоотеческие аллюзии и цитаты в его произведениях 2. Преподобный Симеон и агиографическая литература Б. Современные святые ГЛАВА ПЯТАЯ. ТРИАДОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЛЕМИКА В ТВОРЕНИЯХ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА 1. «Отец Мой более Меня» 2. «Как ты отделяешь Сына от Отца?..» ГЛАВА ШЕСТАЯ. СВЯТООТЕЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БОГОСЛОВИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА 1. Истинный богослов 2. Непостижимость Бога 3. Божественные имена 4. Апофатическое богословие 5. «Бог есть свет» ГЛАВА СЕДЬМАЯ. АНТРОПОЛОГИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА В СВЕТЕ ПАТРИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ 1. Двойная природа человека 2. Образ и подобие 3. Предназначение человека ГЛАВА ВОСЬМАЯ. ЭККЛЕЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА В СВЕТЕ ПАТРИСТИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ 1. Церковь и спасение 2. Церковная иерархия 3. Таинства ГЛАВА ДЕВЯТАЯ. МИСТИЧЕСКОЕ БОГОСЛОВИЕ ПРЕПОДОБНОГО СИМЕОНА В КОНТЕКСТЕ СВЯТООТЕЧЕСКОГО ПРЕДАНИЯ 1. Слезы и покаяние 2. Боговидение 3. Божественный свет 4. Экстаз 5. Бесстрастие 6. Обожение ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Мистический опыт и церковное Предание. Место преподобного Симеона в Православной Церкви 2. Влияние преподобного Симеона на последующее развитие восточно-христианского Предания Библиография Сокращения

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

78. Слово в Неделю святых отец и венчания на царство Благочестивейшего Государя Императора Николая Александровича 198 В нынешний день святая Церковь совершает память 318 отцов Первого Вселенского Собора, собравшихся в Никее в 325 году. Воспоминание об отцах Первого Вселенского Собора приурочено к первому воскресному дню после праздника Вознесения Господня потому, что Господь по вознесении, «восседши одесную престола величия на высоте» ( Евр. 1, 3 ), явил Себя миру как совершенного Бога, равного Отцу Своему; а отцы Первого Вселенского Собора, собравшиеся по поводу возникшей в то время ереси Ария, именно и утвердили истину Божества Сына Божия и Его единосущия Отцу. Вспоминая отцов Первого Вселенского Собора, мы вспоминаем одушевленных и непоколебимых поборников основного догмата веры христианской о Божестве Сына Божия, без признания которого разрушается все величественное здание христианства, как и теперь, например, оно сильно поколеблено в сердцах многих благодаря современным отрицателям Божества Сына Божия: Л. Толстому, Ренану (с его «Жизнью Иисуса», усиленно теперь распространяемою) и другим, которым покорно следует значительная часть общества. Первый Собор, по отзыву и одного известного светского писателя философа В. С. Соловьева , «отличается пред всеми тем, что в лице многих его членов пастырское значение церковных вождей еще не отделилось от апостольского и мученического. Некоторые из епископов, заседавших на этом Соборе, прославились обращением в христианство языческого народа, другие, изувеченные, с впадинами вместо глаз, ярко напоминали о недавних гонениях за веру». Таковы, например, Александр Александрийский с Афанасием Великим , Евстафий Антиохийский , Николай Мирликийский, Спиридон Тримифунтский, Феофил Готфский, Осия Кордувийский, Пафнутий Исповедник и др. Имена этих отцов, столь известные всему христианскому миру, красноречиво свидетельствуют, что не для пустого словопрения собрались они на Собор в Никею, а вслед за ними и отцы последующих Вселенских Соборов, но для того, чтобы непоколебимо «утвердить столпов седмь», на которых «Премудрость созда себе дом» ( Притч. 9, 1 ), то есть укрепить основания созданной Христом Церкви, которые хотели было поколебать «врата адова» ( Мф. 16, 18 ) чрез появление еретиков, слуг князя тьмы.

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010