4. Правила, какие из познания имен божиих выводит христианское богословие для жизни христианина, мусульманское – для мусульманина Бог в своем слове, или в свящ. Писании, открывает верующим имена свои, Богословие объясняет смысл их, молитва служит выражением понимания смысла тех имен и выражением чувства сердца, сопровождающего это понимание. Но правильность понимания и чистота чувства, последующая за пониманием, обнаруживается еще в целой жизни человека, или, скажем общее, в жизни целого народа, руководствующегося теми понятиями о Боге или, что тоже, именами о Нем. В этом отношении жизнь и каждого человека, и жизнь целого народа является выражением образа и степени понимания имен Божиих. Чтобы помочь человеку правильно перевести в свою жизнь понятия свои о Боге, помочь ему сознать обязанность перевести свое ведение в жизнь, Богословие, уясняя понятия о Боге, начертывает правила для его деятельности, соответственной тем понятиям; возводя разум его к вере в Божественное, указывает ему вытекающую оттуда обязанность жить жизнию, выражающею в своей мере те свойства Бога, какие он знает в Боге через имена Его ( Матф. 5:48 ). Эти правила, выведенные умозрительным Богословием из познания имен Божиих, более или менее мудрые соответственно качеству самого умозрения, ощутительнее дают основание судить и о самом умозрении, из которого они выведены. Если такие правила высказываются или выводятся из догматов веры и одним лицом, они имеют характер общего голоса всех исповедников того учения, когда согласно принимаются всеми ими. Потому если мы теперь сделаем, хоть небольшое, сравнение уроков, какие дает исламская мудрость, указывая мусульманам прекрасные имена Бога, с правилами, какие дает нам наше Богословие, объясняя свойства Бога: то яснее правила для жизни, выводя из познания тех имен, а качеством своих правил указывает на лучшее умозрительное познание их. Правила употребления 99 имен Божиих мусульманами в своей жизни дает книжка с сими именами, изданная в Казани 39 . Приписки, на татарском языке, к каждому имени, указывая, кому, когда, каким способом употребить имя, извлечь из него благотворную силу в свою пользу, дают ясное понятие о том, какое делает приложение к жизни мусульманский – татарский мир из своего познания 99 имен Божиих. Удобство сличения его с христианским дает «Догматическое Богословие Православной Церкви», в уроках, какие там выведены из познания того или другого свойства Божия. Остерегаясь расширить здесь сличение, не выписываю самых объяснений свойств Божиих, из которых выведены правила; кому потребно будет видеть связь правила с объяснением, тот может обратиться к самой книге. По той же причине в передаче правил, я сократил некоторые выпуском несколько слов.

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

О прекрасных именах Божьих Это название именам Божиим взято мусульманами из Корана оно читается в нескольких стихах этой книги; вот один из них: У Бога есть прекрасные имена. Ими призывайте Его, и оставьте тех, которые спорят об именах Его. Коран. 7:179. Другие стихи Корана с этим названием именам в 17:110. 20, 7. 59:04. Мусульмане, оценивая свои познания о Боге, свою речь о прекрасных именах Бога любят начинать указанием на число имен, известных им, как на признак своего обширного познания о Боге. Они говорят, что прекрасных имен Божьих девяносто девять и подтверждают это словами их вероустановителя Мохаммеда. Сказал он – благословение и мир ему от Бога Всевышнего: истинно, у Бога Всевышнего девяносто девять имен 6 . Но указывая на это предание (хадис изречение пророка), мусульмане строго не ограничивают своих богословских сведений знанием только 99-ти имен; некоторые из их ученых возвели полное число прекрасных имен до тысячи одного; были между ними, по отзывам мусульман, более тонкие и проницательные богословы, особенно аскеты, посвятившие себя созерцательному благочестию. Известные под титулом гарифуна билляг (познающие Бога, созерцатели Бога), которые, не довольствуясь и тысячным число, насчитали всех имен у Бога четыре тысячи. Следует по порядку рассмотреть исламское учение о каждом из этих трех отделов имен Божьих; но как 99 имен Бога есть число как бы каноническое у мусульман, потому оно только и потребует более подробного рассмотрения, сравнительно с двумя другими делами. 1. О девяносто девяти именах Божиих Желая верно оценить качество исламского учения о 99-ти прекрасных именах Божиих, при сличении его с христианским, видим потребность 1) указать здесь некоторые из тех сочинений, в которых передаются имена; 2) узнать сами имена в обыкновенной форме, в какой они перечисляются, и 3) ознакомиться с суждениями мусульман о значении имен Божиих в их исламском Богопознании и об отношении исламского знания имен к сведениям о них у христиан. 1. Сочинения, в которых передается список имен Божиих:

http://azbyka.ru/otechnik/Gordij_Sabluko...

   Апофатическое (отрицательное) богословие с ранних времен является в святоотеческой мысли в виде двух различных течений. Одно из них резко отрицает возможность какого бы то ни было знания о Боге, по природе непостижимом. Мы можем постигать Бога не в том, что Он есть, а в том, что Он не есть, отвлекая от него всякие определения и имена. Таково учение Климента Александрийского. Имена, обозначающие Бога: Единый, Благой, Разум, Сущий, Бог, Творец, Господь, — не имеет значения имен в применении к Нему и употребляются лишь во избежание других обозначений, еще более унижающих абсолютную Непостижимость. Самое знание о непостижимости Неведомого Бога (Деян. 17:23) дается лишь благодатью — «богодарованной премудростью, которая есть сила Отца». Получившие ее Моисей и апостол Павел испытали невозможность познать Бога, первый — вступив во мрак, который есть непостижимость Божества, второй — услышав «несказуемые слова», которые означают Его неизреченность. Другое течение, вступившее в сферу христианского богословия через Оригена, учившегося одновременно с Плотиной в школе Аммония Саккаса, связывается с неоплатоновской философией. Бог непостижим не по природе, а лишь в силу немощи нашего разума, затемненного плотью и связанного с чувственными образами и множественностью. Апофатическое богословие Оригена носит интеллектуалистический характер; оно сводится к отрицанию в Боге всего, что относится к материи и множественности, дабы познать Его в абсолютной простоте, исключающей всякую сложность,— «чистейший Дух», «умную Природу», Монаду или Единицу. Ориген близок к учениям Плотина и его школы о познании абсолютного Единства путем отвлечения от всего сущего и от себя, дабы в состоянии экстаза, став «выше сущности», созерцающий не противостоял Созерцаемому, но пребывало бы одно Божественное Единство. Эта апофатика сводится к отрицанию всего, что препятствует познанию Божественной Природы, положительно определимой как Единое.    Великие каппадокийцы: святые Василий Великий, Григорий Назианзин, или Богослов, и Григорий Нисский, воспитанные на творениях Оригена, в вопросе об апофатическом богословии колеблются между двумя течениями.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Апофатическое (отрицательное) богословие с ранних времен является в святоотеческой мысли в виде двух различных течений. Одно из них резко отрицает возможность какого бы то ни было знания о Боге, по природе непостижимом. Мы можем постигать Бога не в том, что Он есть, а в том, что Он не есть 1 , отвлекая от него всякие определения и имена. Таково учение Климента Александрийского . Имена, обозначающие Бога: Единый, Благой, Разум, Сущий, Бог , Творец, Господь, – не имеет значения имен в применении к Нему и употребляются лишь во избежание других обозначений, еще более унижающих абсолютную Непостижимость 2 . Самое знание о непостижимости Неведомого Бога ( Деян. 17, 23 ) дается лишь благодатью – «богодарованной премудростью, которая есть сила Отца» 3 . Получившие ее Моисей и апостол Павел испытали невозможность познать Бога, первый – вступив во мрак, который есть непостижимость Божества, второй – услышав «несказуемые слова», которые означают Его неизреченность 4 . Другое течение, вступившее в сферу христианского богословия через Оригена , учившегося одновременно с Плотином в школе Аммония Саккаса, связывается с неоплатоновской философией. Бог непостижим не по природе, а лишь в силу немощи нашего разума, затемненного плотью и связанного с чувственными образами и множественностью. Апофатическое богословие Оригена носит интеллектуалистический характер; оно сводится к отрицанию в Боге всего, что относится к материи и множественности, дабы познать Его в абсолютной простоте, исключающей всякую сложность,– «чистейший Дух», «умную Природу», Монаду или Единицу 5 . Ориген близок к учениям Плотина и его школы о познании абсолютного Единства путем отвлечения от всего сущего и от себя, дабы в состоянии экстаза, став «выше сущности», созерцающий не противостоял Созерцаемому, но пребывало бы одно Божественное Единство 6 . Эта апофатика сводится к отрицанию всего, что препятствует познанию Божественной Природы, положительно определимой как Единое. Великие каппадокийцы: святые Василий Великий , Григорий Назианзин , или Богослов, и Григорий Нисский , воспитанные на творениях Оригена , в вопросе об апофатическом богословии колеблются между двумя течениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Lossk...

Фома Аквинский (католический святой) Вопрос 13. О Божественных именах Рассмотрев все, что касается познания Бога, следует перейти к рассмотрению божественных имен. Ибо любое имя дается нами в соответствии с тем, как мы познаем. Относительно этого будет исследовано двенадцать [положений]: I) можем ли мы именовать Бога; 2) сказываются ли какие-либо из имен, прилагаемых к Богу, о Нем субстанциально; 3) следует ли принимать какие-либо из имен, прилагаемых к Богу, буквально, или же все они должны пониматься метафорически; 4) являются ли многие из имен, прилагаемых к Богу, синонимичными; 5) являются ли иные из имен, прилагаемых [равно] к Богу и тварям, соименными или одноименными; 6) если предположить, что они прилагаются аналогически, то прилагаются ли они первично к Богу или к тварям; 7) являются ли некоторые из имен, прилагаемых к Богу, преходящими; 8) относится ли имя „Бог» к природе или к действию; 9) сообщимо ли имя „Бог»; 10) это имя, обозначающее Бога, приписывается ли оно по природе, причастности и согласно мнению в соименном или одноименном смысле; 11) является ли имя „Сущий» наиболее подобающим Богу именем; 12) возможны ли утвердительные суждения о Боге. Раздел 1. Можно ли именовать Бога? С первым [положением дело] обстоит следующим образом. Возражение 1. Кажется, что ни одно из имен не приличествует Богу. Ибо сказано Дионисием: «Нет Ему имени, и нельзя найти Ему имя» 211 . И еще сказано: «Какое имя Ему, и какое имя Сыну Его? Знаешь ли?» ( Прит. 30, 4 ). Возражение 2. Далее, любое имя либо абстрактно, либо конкретно. Но к Богу не могут относиться ни конкретные имена, поскольку Богу присуща простота, ни абстрактные, ибо они не обозначают нечто существующее. Поэтому никакое имя не может сказываться о Боге. Возражение 3. Далее, имена существительные используются для обозначения субстанции через качество, глаголы и причастия обозначают субстанцию через время, местоимения – через указание или отношение. Но ничто из этого не приложимо к Богу, ибо Он не имеет качеств, не является акциденцией и не существует во времени. Более того, Он недоступен чувствам, благодаря чему на что-либо можно было бы указать. Его также нельзя описать посредством отношений, поскольку через указание на отношения мы называем нечто, упомянутое ранее посредством существительных, причастий или указательных местоимений. Поэтому мы никоим образом не можем дать имя Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/summ...

Варфоломей Эдесский 1 . …и вот я обнаружил, что это написано в твоем Коране, а также, что ты говоришь: “Почему ты исповедуешь Христа Богом? Вы подняли Его на крест и положили в гроб. И еще, как вы поместили Бога, сотворившего все, в чрево женщины, и считаете, что Он был рожден как человек? И земную Марию вы называете Богородицей. Как же вы говорите, что она – Мать Бога, и что Сын Божий был рожден от нее? Если Он – Сын Божий, то как же называется Богородицей родившая Его?” 2 . С другой стороны, вы, христиане, говорите: “Мы знаем Бога как сущность без причины, следовательно, как причину всесильную, всеистинную, надматериальную и надприродную, безначальную и бесконечную”. Но ведь безначальное называется несотворенным. Если же к Богу всех неприменимо, как вы, христиане говорите, понятие рождения, то как же Он произошел? Как Он стал отцом, не имея рожденного отца? И покажите нам также, как Бог родил Сына? Ведь если вы говорите “прежде веков”, хотя сами родились только вчера, то откуда вы знаете о том, что было “прежде веков”? Кто показал вам такое рождение? И снова вы, христиане, говорите: “Как же может рожденный Сын, соправитель с Отцом, иметь другое рождение и быть несотворенным?” Но рожденное сотворено. И если Бог всех существует “прежде веков” и является единым, а не тройственным, то значит, он имеет одно общее имя, а не общие имена. И когда ты произносишь общие имена, то как же затем опять произносишь общее имя? Таким образом, и три ипостаси имеют собственную природу и сущность. И опять, как же вы, христиане, говорите, что ваш Бог соединился с человеком и был назван человеком и одновременно совершенным Богом? Как не соединяется огонь с деревом, так и божественная сущность не может соединиться со смертной природой. А мы снова слышим, что вы говорите об Отце, и Сыне, и Духе, говоря об одном. Ты мог бы присоединить еще и четвертого и пятого, и так далее. 3 . И далее. Почему вы покланяетесь вырезанным доскам и изображениям так, как подобает поклоняться божеству? Почему вы смешиваете хлеб и вино и раздаете людям во оставление грехов и получаете от этого дары? А крестите их в воде и не получаете даров подобным образом? Почему вы скрыли сошедшее сверху Евангелие и написали новое?

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

В.А. Белявский Глава 7. Дети Вавилона В стране Шумер и Аккад господствовали злые силы. Люди, жившие в ней, постоянно произносили устами «да», а сердцем «нет», говорили ложь… Слабого притесняли и дарили сильному. В Вавилоне царили гнет и подкуп, изо дня в день, без конца похищали имущество друг у друга. Сын на улице проклинал своего отца. Раб не подчинялся своему господину, рабыня не слушала слова своей госпожи. Из надписи Асархаддона, царя Ассирии Граждане Вавилона называли себя «сынами Вавилона» (mar – babili), или «сынами вавилонскими» (mar – babilaja), или просто вавилонянами (babilaja). После 648 г. это название распространилось на все свободное гражданское население страны Аккад, вошедшей в состав города – государства Вавилона. Но вавилоняне, населявшие Урук и Ниппур и не имевшие прав вавилонского гражданства, называли себя соответственно урукитами и ниппурцами. Отличительным признаком вавилонского гражданина было его имя. Оно включало личное имя, которое он получал при рождении или приобретении прав гражданства, имя его отца (т. е. отчество) и имя предка (т. е. фамильное имя). Такой порядок утвердился с конца VII в. до н. э. в связи с демократизацией вавилонского общества. До этого времени рядовые граждане не употребляли отчества: они довольствовались личным именем и фамилией. Напротив, видные вавилоняне, занимавшие важные посты в государстве, звались только личным именем с добавлением титула и иногда отчества, но никогда не пользовались фамильным именем. Поэтому, в частности, остаются неизвестными фамилии вавилонских царей и князей страны Аккад. Полное имя вавилонского гражданина звучало, например, так: Таб – цилли – Мардук, сын Набу – аплу – иддина, потомка Син – или, что буквально по – русски значит: Таб – цилли – Мардук Набу – аплу – иддинович Син – илиев сын. Личные имена (и соответственно отчества) вавилонян отличались цветистостью и разнообразием. Каждое имя представляло собой целое предложение. Так, имя Таб – цилли – Мардук значит «Блага сень бога Мардука», имя Набу – аплу – иддин – «Бог Набу дал сына», а имя Син – или – «Бог Син (т. е. луна) – мой бог». Имена обязательно включали в свой состав теофорный компонент – имя одного из вавилонских богов (часто одного из верховной семерки или местного бога города, уроженцем которого был вавилонянин) или их храмов. Вот, например, женское имя: Ина – Эсаги – ли – рамат («Любима в храме Эсагиле»), дочь Итти – Мардук – балату («Жить вместе с богом Мардуком»), потомка Кузнеца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Глава 9 1–5. День народного покаяния. 6–38. Покаянная молитва Ездры. 39. Обязательство соблюдать закон. Неем.9:1 .  В двадцать четвертый день этого месяца собрались все сыны Израилевы, постящиеся и во вретищах и с пеплом на головах своих. День покаяния, о котором идет речь в гл. IX, не был установленным в законе днем «очищения» ( Лев. 16:29–34, 23:26–32 ): это – был нарочито назначенный день для выражения тех покаянных чувств, которые взволновали народ при чтении закона. Внешним знаком этих чувств у евреев издавна были пост, вретище и посыпание пеплом головы (ср. 1Цар. 4:12 ; 2Цар. 1:2 ; Иоил. 1:13 ). Неем.9:2 .  И отделилось семя Израилево от всех инородных, и встали и исповедовались во грехах своих и в преступлениях отцов своих. «И отделилось семя Израилево от всех инородных». Приведенное замечание некоторые экзегеты (Кейль, Шульц, Бертолет) понимают как указание на окончательный разрыв со всем языческим, другие же, более справедливо, как указание на допущение в описываемое собрание 24 дня седьмого месяца только израильтян (Риссель). Неем.9:3 .  И стояли на своем месте, и четверть дня читали из книги закона Господа Бога своего, и четверть исповедовались и поклонялись Господу Богу своему. «И стояли на своем месте»: точнее было бы передать «и встали на своем месте» (каждый), – без сомнения, для слушания книги закона Божьего. Четверть дня продолжалось чтение книги закона, а четверть дня, по ст. 3, «исповедовались и поклонялись Господу Богу своему». Форма исповедания и поклонения описывается далее в ст. 4–37. Неем.9:4 .  И стали на возвышенное место левитов: Иисус, Вания, Кадмиил, Шевания, Вунний, Шеревия, Вания, Хенани, и громко взывали к Господу Богу своему. Неем.9:5 .  И сказали левиты – Иисус, Кадмиил, Вания, Хашавния, Шеревия, Годия, Шевания, Петахия: встаньте, славьте Господа Бога вашего, от века и до века. Да славословят достославное и превысшее всякого славословия и хвалы имя Твое! Вместо перечисленных в ст. 5 восьми имен левитов у LXX (и в слав.) названо только пять, так как имена Вания, Вунний и Вания LXX, очевидно, поняли в смысле нарицательных bnej, ben, сыновья, сын. Отсюда вместо чтения евр. текста Иисус, Вания, Кадмиил, Шевания у LXX получилось: Иисус сыновья Кадмиила, Шевания и пр. Но, несомненно, Вания есть собственное имя череды левитов ( Неем. 3:17, 10:14 ). По ст. 4-му, левиты, стоя на возвышенном месте, «громко взывали к Господу Богу своему», т.е., вероятно, громким голосом произносили какую-либо покаянную молитву. Вслед за этим, как видно из ст. 5-го, левиты призывали к молитве и народ. В ст. 5-м называются имена этих левитов. Из тожества большинства имен (из восьми – пяти) с названными в ст. 4, следует заключать, что в обоих стихах разумеются одни и те же лица. Три различных имени (Вунний, Вания и Хенани в ст. 4, Хашавния, Годия и Пеахия в ст. 5) возникли, может быть, по ошибке переписчиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Диалог с иконой происходит в молитве, когда призывание имени как знака святости становится призыванием во мне самом того, что суть имя. Называние имени становится процессом познания, подобно тому, как познавал вселенную Адам, давая по повелению Божию имена всякой твари. О том, что слова " имя " и " знамя " одного происхождения и одной этимологической структуры, отмечал о.Павел Флоренский: " В основе слова ИМЯ лежит корень, обозначающий понятие познания, апперцепцинирования объекта (личности) и потому обособления его от других объектов путем отмены его, наложения особого знака, знамения " .1 Значит, творя молитву, призывая имя, я настолько познаю Бога, насколько сам им познан в своей жизни-в-имени. Имя - это особый уровень проглядывания, проявленности тайны и глубины личности через внешне видимый индивид. В иконе же образ святого, как мы видели ранее, очищен ото всего индивидуально искажающего, здесь вся уникальность личностного богообщения сосредоточена в имени. Что, кстати сказать, породило в свое время соблазн идеологии " имябожничества " ; но формулы " имя Бога есть сам Бог " и " иконостас есть сами святые " при всей их прелестности, были рождены из глубочайшего слияния человека и молитвы в монашеской практике делания " Иисусовой " и радостного поклонения чудотворным иконам. Именно священнику Павлу Флоренскому, одному из критиков " имябожнического " тождества предмета и изображения, принадлежит глубочайшее исследование о метафизике имени. Для него имя - это тончайшая плоть, посредством которой объявляется духовная сущность; имя - формула личности, ключ к складу и строению личного облика, некоторое iniversale, весьма конкретное, весьма близкое к этости, haecceitas человека, хотя с этостью и не тождественное. Как некоторая идеальная конкретность, имя не может быть определено, описано или рассказано - помощью перечисления отдельных признаков, отдельных черт. Порознь взятые такие признаки - черты, как бы их ни накоплять, не способны передать главного в имени - его структуры, строения его как целого, его как формы, короче, - его самого. Имя постигается только через себя самого. Как сложные радикалы в химии, имена служат ядром личности и самой сути ее; но как эти радикалы, они не могут быть извлечены из сложного состава личности, показаны сами по себе. Собственное имя, как внутренний концентр прочих имен, выразимо одним словом, и охватывает полный круг энергий личности. 2

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Скачать epub pdf Память апостола и евангелиста Луки             Сегодня день памяти святого апостола и евангелиста Луки, написавшего Евангелие, которое мы сейчас читали, и книгу Деяний святых апостолов. В первом евангельском чтении сегодняшнего дня рассказывается, как семьдесят учеников, которых Господь послал на проповедь , вернулись – вернулись с радостью, потому что Господь дал им силу и власть целить больных, воскрешать мертвых, изгонять бесов. И вот они говорят: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем». А Господь сразу решил их пыл несколько охладить, умерить, сказал им: «тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах». Потому что, конечно, неплохо и больных исцелять, и бесов изгонять, и страждущим жизнь облегчать, это все очень важно, но не это главное. Главное – это жизнь духовная. Главное – это Небесное Царствие. Поэтому Господь и говорит: за всеми этими исцелениями не забывайте о главном – о том, что имена ваши написаны на небесах, о том, куда вы должны стремиться, чьи вы граждане. Вы граждане неба. Но часто человек, когда он занимается какой-то очень важной и полезной деятельностью, за этой деятельностью забывает о самом главном. Даже апостолы вроде бы делали самое что ни на есть на свете христианское дело: помощь больным, проповедь Евангелия, изгнание бесов, воскрешение мертвых – какие уж более богоугодные дела можно найти. И все равно Господь их укорил, потому что не это главное, а главное – постоянная живая связь с Богом, главное – молитва и устремление человека в жизнь духовную. «Возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам». Апостолы не были людьми учеными или особенно образованными, и тем не менее Господь им открыл истину, потому что истину можно познать не умом, а именно сердцем. Бога познают только через чистоту сердечную. Во втором Евангелии от Луки мы слышали слова, которые хорошо нам знакомы, потому что подобное есть и в Евангелии от Марка, и от Матфея: «кто хочет идти за Мною», говорит Господь... Куда ушел Господь? Господь ушел на небеса и воссел одесную Бога Отца на престоле Божием и всех людей зовет туда. Он говорит: кто хочет туда же за Мной идти, тот «отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною».

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Smirn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010