«Бога жалко»: на кого похож Христос в пермских скульптурах. Неканоничные изображения и ангелы в париках Пермская деревянная скульптура – сюжеты, иконография и имена мастеров 5 декабря, 2019 Пермская деревянная скульптура – сюжеты, иконография и имена мастеров Деревянная скульптура – особенное явление православного церковного искусства. Когда мы говорим об иконе, традиционно замечаем, что ее язык иной, не такой, как у реалистической картины, что живет она по законам мира Горнего, а не профанного. Как быть со скульптурой, которая сама по себе, как вид изобразительного искусства, все-таки строится по законам реального мира? Но и перед скульптурами молились верующие, причем не только начиная с XVII века, когда в церковном искусстве стало очевидным влияние искусства западноевропейского – в Третьяковской галерее находится образ святителя Николая – «Никола Можайский», который датируется XIV веком. Традиция православной иконы, народного творчества, элементы западноевропейского искусства – обо всем этом вспоминаешь, когда смотришь на скульптуры, представленные в коллекции Пермской художественной галереи. Скульптуры коллекции датируются не ранее чем XVII веком, как говорит Ксения Зубакина, хранитель коллекции деревянной скульптуры, это связано с поздним этапом христианизации и заселения русскими территорий края. Есть косвенные упоминания в источниках о деревянных скульптурах святых в пермских церквях в XVI веке, но эти памятники не сохранились.  Образ святителя Николая Один из традиционных образов, который любили создавать мастера деревянной скульптуры – святитель Николай. Причем изображали святого чудотворца в особой иконографии с мечом и храмом в руках. Такой извод называется «Святитель Николай Можайский» или «Никола Можайский». По преданию, появление этого образа связано с чудесным избавлением Можайска от врагов. В XIII или XIV веке верующие молились в храме святителю Николаю, чтобы тот помог спасти город от осаждавшего его войска, как считают, татаро-монгольского. И, по молитвам, верующим было видение святителя – в одной поднятой руке он держал меч, словно защищая город, в другой – град Можайск, словно сохраняя его. Такой образ потом сделали можайские мастера из дерева, град в руке святителя порой изображается в виде храма или просто некоего строения.

http://pravmir.ru/boga-zhalko-i-na-kogo-...

Вот, например, как имена нарицательные ведут себя, становясь собственными: церковь как здание пишется с маленькой, а как мистическое Тело Христово и религиозная организация – с большой буквы. Переход собственных имен в нарицательные тоже легко узнаваем. Он происходит, когда мы не говорим о конкретных личностях, а обобщаем отрицательные черты, присущие персонажам Священной истории (примеры: иуда, ирод ). Или когда библейское название используется как метафора ( содом и гоморра, голгофа ). И, конечно, во фразеологизмах ( иудин поцелуй ). Почему мы пишем имя собственное, наименование диавола «сатана», с маленькой буквы? Тоже руководствуясь глубинным смыслом событий библейской истории, согласно которой он был низвержен с небес и лишился своих ангельских свойств, утратив данное Творцом имя, вместо которого, говоря проще, осталось «одно название». Имена Бога и Божией Матери, как мы знаем, всегда пишутся с большой, даже если выражены не только существительными, но и прилагательными, и причастиями: Господь Вседержитель, Творец неба и земли. Прекрасный; Вечный; Ум; Слово ( Ин.1:1 ). Дева Мария, Владычица мира, Пренепорочная, Невеста Неневестная, милующая, Царица Неба и земли . Кстати, и слово « Небо » в его духовном измерении (в смысле «Царствие Небесное») употребляется с большой буквы. Личные и притяжательные (а иногда и относительные) местоимения, которые относятся к именам Бога и Богородицы, тоже пишут с большой буквы: Покров Богородицы и Её молитвенное предстательство. Больше всего путаницы бывает со словом « божественный », и здесь тоже надо подойти с рассуждением. Это прилагательное в значении « относящийся к Богу » пишется с большой буквы (например, Божественный Логос, Божественная сила и т.д.). Но если слово употребляется в качестве красивого эпитета, слово пишется с маленькой буквы (н.: « божественный апостол »). А вот прилагательное « Божий » всегда пишут с большой буквы: Божий Промысл, Алексий, человек Божий. С почтением к святым отцам Очень часто пишущие, руководствуясь понятным уважением к духовным авторитетам , злоупотребляют большими буквами при употреблении названий ликов святости и обращений к духовенству. Тем не менее, такие слова как « преподобный», «мученик», «чудотворец», а также «отец», «владыка», «старец», «геронда», «батюшка» пишут с маленькой буквы. Это же касается духовных санов и церковных титулов (святой равноапостольный князь Владимир, преосвященный Иринарх).

http://azbyka.ru/deti/pishem-cerkovnye-s...

Епископ Лукиан: Скорбим о надругательстве над святыней и молимся о вразумлении кощунников 26 сентября, 2014. Епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан (Куценко) Видеть, как попирается святыня – большая трагедия для каждого человека с живым сердцем и живой совестью, тем более для того, кто верит в Бога, стремится к миру, свету, добру. В ночь на 24 сентября в Благовещенске спилили поклонный крест, установленный на месте строительства храма. Епископ Благовещенский и Тындинский Лукиан обратился к пастве по этому поводу. Всечестные отцы, дорогие братья и сестры! Находясь в рабочей командировке в Москве по делам епархии, с горечью узнал о событии, которое произошло в нашем городе – надругательстве над Поклонным Крестом на месте строительства храма в честь блаженной Ксении Петербургской. Скорблю вместе с вами. Видеть, как попирается святыня – большая трагедия для каждого человека с живым сердцем и живой совестью, тем более для того, кто верит в Бога, стремится к миру, свету, добру. Крест – символ этой веры. Во многом это символ нашего государства, Святой Руси, история которой началась с принятия Православия. Наши предки, которые пришли на амурскую землю, чтобы населить ее, сделать русской, пришли сюда с православными крестами на груди. Первое, что сделали эти казаки-первопроходцы – поставили храм, Свято-Никольскую церковь, первый дом Благовещенска, чтобы Господь благословил их труды по освоению Приамурья. История сохранила для нас их имена, имена людей, которым мы обязаны тем, что имеем сейчас. Те, кто пошел на кощунство, на осквернение святого места, святого символа, предпочли остаться неизвестными. То, что они совершили – не просто уголовное преступление. Это преступление против памяти наших предков, против многовековой традиции нашего государства, против нашей традиционной веры. Поступок этих неизвестных людей причинил огромную боль множеству верующих православных амурчан. Задел он и тех, кто относит себя к другим религиозным конфессиям, но не может спокойно смотреть на то, как уничтожаются святыни – символы самого важного и сокровенного для человека. Для кого-то это может быть полковое знамя, для кого-то – портрет матери. Для православных это Крест. На нем наш Бог умер за наши грехи, чтобы мы были спасены и получили вечную жизнь.

http://pravmir.ru/episkop-lukian-skorbim...

поиск:   разделы   рассылка Митрополит Волоколамский Иларион: Без Бога невозможно построить справедливое общество Источник:  Официальный сайт Московского Патриархата 5 ноября 2017 года в передаче " Церковь и мир " , выходящей на телеканале " Россия-24 " по субботам и воскресеньям, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион ответил на вопросы ведущей телеканала Екатерины Грачевой. Е. Грачева : Здравствуйте! Это программа " Церковь и мир " на канале " Россия 24 " , в которой мы беседуем с председателем Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополитом Волоколамским Иларионом. Владыка, здравствуйте! Митрополит Иларион : Здравствуйте, Екатерина! Здравствуйте, дорогие братья и сестры! Е. Грачева : Владыка, приближается дата – 7 ноября по новому стилю – великой октябрьской социалистической революции. Это одно из самых роковых событий начала XX века, которое изменило ход мировой истории вообще. Владимир Путин призвал в год 100-летия революции подвести черту под расколом народа, и отныне эту дату – 7 ноября – воспринимать как символ окончания этого раскола. А что для Церкви означает эта дата? Митрополит Иларион : Для Церкви эта дата означает, прежде всего, молитвенное воспоминание о тех миллионах людей, которые стали жертвами революции и ее последствий. Речь идет, действительно, об очень трагическом событии в истории нашей Родины. И хотя сейчас высказываются самые разные оценки и того, что происходило в годы революции, и того, что за этим последовало, тем не менее Церковь вынесла свою оценку этим событиям, когда канонизировала новомучеников и исповедников Русской Церкви. Это было в 2000-м, юбилейном, году. Тогда Церковь прославила поименно более тысячи святых, а сейчас в этом списке уже более двух тысяч. Но помимо тех, кто известны по именам, были прославлены все те многие верующие, которые были расстреляны, – и монахи, и священники, и архиереи, – чьи имена нам не известны. Их имена известны одному Богу. И тогда Церковь открыто сказала о том, кто были жертвами, а кто палачами.

http://religare.ru/2_114150.html

II. Четыре литургии Копты служат четыре литургии: две св. Василия великого (одну по Коптски, другую по Гречески) почти во все дни года; св. Григория Богослова в господские праздники, именно, в Благовещение, в неделю Ваий, в Пасху, Вознесение, Пятидесятницу, Рождество Христово и Богоявдеше; св. Кирилла Александрийского в Великую Субботу. Все эти литургии переведены на Славянский язык с Латинского и Греческого по издания Ренодота. (Lilurgiarum orieotalium collectio opert et sludio Euseb. Renaudol. Parisiis. 1847). Первые две составлены Коптами по подражанию литургии св. Василия с разными дополнениями, а остальные, вероятно, приняты от тех, св. отцов, которых имена надписаны на них. Существенные части всех их суть: – молитвеннее приготовление всего нужного к священнодействию и возношение фимиама; чтение апостола и Евангелия; моленье о мире с взаимным лобзанием, прославление совершенств Божиих; воспоминание о создании и грехопадении человека, о сообщении ему закона и пророчеств, о воплощении сына Божия и установлении Тайной Вечери; призывание св. Духа не только на Дары, но и на верующих; прошение у Бога разных благ телесных и духовных; молитвенное общение со всеми святыми; моление об усопших; приготовление к Причащению молитвою, Отче наш; моление о разрешении грехов; причащение тела и крови Христовой; благодарение по причащении, и отпуст. В совершение литургии участвует весь народ с помощию диаконов, которые часто сказуют ему, что надобно делать, и о чем молиться в известные минуты. Такое участие показывает, что таинство причащения, по понятию Коптов, бывает действенно только при сочетании сердечной веры народа и священника, или епископа, совершающего оное. В первые христианские века епископы, служа литургию, произносили свои собственные молитвы над предложенными Дарами, как кто умел, сохраняя впрочем, одинаковый состав и порядок священнодействия, указанный апостолами. Те из епископов, которые не имели дара извитийствования сих молитв, заимствовали их, у мудрословесных святителей и вносили в свои служебники, означая или не означая имена этих святителей. Таких заимствованных молитв довольно много в Коптских литургиях, и они служат драгоценнейшим свидетельством той свободы облагодатстваванного духа, какая была в первобытной церкви. Кто внимательно сличит эти молитвы, тот заметит в них единство мысли и разнообразие выражения оной. Литургия святого Василия

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

#ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть itemscope itemtype="" > Язык Божий, славянский и русский Владимир Губанов   01:21 01.04.2024 289 Время на чтение 88 минут Божественный русский язык Замуправделами РПЦ: о переводе богослужения на русский язык не идет речи Русский язык создан Богом. Крещен в 988 году от Рождества Христова. А кем, когда созданы другие языки? Изначала на земле был один язык, детей Адама и Евы. Но после вавилонского столпотворения, которое было не угодно Богу, Господь Бог разделил единый язык на многие языки и люди перестали понимать друг друга, и перестали строить Вавилонскую башню. Тогда все говорили на одном языке. И что же говорили они? – Созиждем себе град и столп, егоже верх будет даже до небесе: и сотворим себе имя, прежде неже разсеятися нам по лицу всея земли (Быт. 11: 4). То есть: созиждем город и башню до небес и сделаем себе имя. Тщеславные. И Бог наказал их. Итак, множественность языков есть наказание Божие, а не только дар. Наказание – наказ к улучшению. Все языки от Бога, но не все одинаково Божественны. И небо и земля созданы Богом, но как различаются они! Все звезды небесные созданы Богом, но звезда от звезды разнствует во славе, говорит Писание (1Кор. 15:41). И все животные созданы Богом, но не имеют образа и подобия Божия, и поэтому мы не называем животных святыми или безсмертными, – но какое разнообразие в их видах, родах, семействах! Разнообразие в мipe животных и растений больше, чем разнообразие в человеках, народах, племенах, хотя уже насчитывают тысячи народов и племен, великих, средних и малых, а человеков миллиарды. И всем растениям и животным люди дают имена, по преемству от Адама, который первый нарек имена животным (Быт. 2, 20), и растениям, и всем творениям Вседержителя. В современной науке о живом великое множество научных названий, подразделений: домен, царство, отдел или тип, класс, отряд или порядок, семейство, триба, род, ряд, вид, разновидность, и другие.

http://ruskline.ru/analitika/2024/03/31/...

  Церковь Вчера и сегодня. От преподобномученицы великой княгини Елисаветы до мучеников и исповедников наших дней Протоиерей Александр Шаргунов   В издательстве Свято-Троицкой Сергиевой Лавры вышла новая книга протоиерея Александра Шаргунова " Вчера и сегодня. От преподобномученицы великой княгини Елисаветы до мучеников и исповедников наших дней " . Предлагаем вашему вниманию вступительную статью из этой книги. «Новомученицы и исповедницы бесчисленнии» Господь говорит, что чем ближе кончина мира, тем труднее будут времена. «Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое». «Преданы также будете и родителями и братьями, и родственниками и друзьями». Это было уже в первые века христианства, когда ученики Христовы подвергались жестоким гонениям. И это с новой силой раскрылось в минувшем двадцатом веке. Когда-то, еще совсем недавно, — некоторые из нас, наверное, помнят об этом, - достать двухтомник протоиерея Михаила Польского о новых мучениках и исповедниках Российских было еще труднее, чем Евангелие и молитвослов. И еще опаснее. А теперь среди моря церковной литературы, самое большое место, наверное, занимают книги, посвященные этой теме. К бесчисленному сонму прославленных нашей Церковью в 2000 году мучеников каждый год прибавляются новые имена. И еще больше среди них - безвестных, имена которых не смогут вместить никакие календари. В 1917 году, накануне великой бури, в Росси было триста тысяч священников. В 1995 году бывший член Политбюро ЦК КПСС А. Яковлев говорил о двухстах тысячах расстрелянных священниках и миллионах верующих (в сонме новых мучеников и исповедников Российских из них поименно прославлены пока только 1200). Как поется в тропаре: «Новомученицы и исповедницы бесчисленнии: святителие, царственнии страстотерпцы и пастырие, монаси и мирстии, мужие, жены же и дети, добрый плод в терпении Христу принесшие». Как драгоценна должна быть для нас каждая подробность, связанная с их подвигом! Многие читают об этих огненных испытаниях Церкви как беллетристику. Потому что мы не готовы к худшему. Но битва Бога с диаволом в человеческих сердцах вступает в завершающую фазу. Чтобы противостоять сегодняшнему сатанизму, требуется не меньшее мужество, чем во времена древних и новых мучеников. Если мы не участвуем в этой войне сейчас, где возьмем силу участвовать потом, когда будут сброшены все маски?

http://moral.ru/now.html

Благодаря стараниям СМИ создалось впечатление, что все русские стремятся отмечать не праздник Рождества Предтечи и Крестителя Господня, а некий праздник «Ивана Купала». При этом с авторитетностью заявляют, что это праславянский праздник. Однако древние славяне никогда о «Купале» не слыхивали. Упоминание о нем появилось только в XVII веке! А теперь Википедия : «Общепринятую точку зрения о дохристианских истоках праздника критикует современный историк В. Я. Петрухин. Происхождение названия Дохристианское название праздника неизвестно. Название “Иван Купала” имеет народно-христианское происхождение и является славянским вариантом имени Иоанн Креститель, поскольку эпитет Иоанна переводится с греческого как “купатель, погружатель” (греч. βαπτιστς). Выбор именно глагола “купать” для перевода эпитета “креститель” был обусловлен и собственно славянскими представлениями: праслав. “kpati” обозначало ритуальное омовение, очищение, которое осуществлялось в открытых водоёмах. Божество «Купала» впервые упоминается в поздней Густынской летописи (XVII век) и является плодом недоразумения: летописец, зная о “бесовских игрищах” на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога. Впоследствии это недоразумение было повторено переписчиками, а затем и ранними исследователями славянской мифологии, в результате чего в славянском пантеоне появилось новое “божество”. “Бесовские” имена начали тиражироваться в русской позднесредневековой книжности как имена “богов” под влиянием польской историографии. На деле же Купала божеством никогда не являлся и мог появиться в народных представлениях лишь как фольклорная персонификация праздника, отразившаяся, к примеру, в песнях. Церковь о народной обрядности Празднование новомесячий возжиганием костров и прыжками через них осуждает ещё 65-е правило Трулльского собора (692 год), приводя в пример языческие обряды ветхозаветного царя Манассии. Феодор Вальсамон (XII век) в своём комментарии к этому правилу детально описывает празднование Рождества Иоанна Предтечи в Константинополе:

http://pravoslavie.ru/95109.html

Закрыть Сталин и иерархи Церкви 4 сентября 2003 года – 80 лет со дня встречи в Кремле 05.09.2023 346 Время на чтение 8 минут Источнки: Камертон 4 сентября 1943 года в Кремле произошло знаменательное историческое событие: встреча Сталина и Молотова с высшими представителями Русской Православной Церкви. …Сталин, по инициативе которого состоялась встреча, не случайно вспомнил о Церкви. Во-первых, он готовился к первой встрече в верхах в Тегеране и надеялся на увеличение помощи со стороны союзников. Немалую роль в этом могли сыграть религиозные организации за рубежом. Комитет помощи Советскому Союзу в Великобритании, например, возглавлял один из священнослужителей Англиканской церкви Х. Джонсон, настоятель Кентерберийского собора. Сталин был уверен, что «легализация» Церкви в СССР будет отмечена на Западе и вызовет благожелательную реакцию. Во-вторых, во время войны Русская Православная Церковь неоднократно вносила крупные денежные суммы на военные нужды, постоянно призывала к борьбе с фашистами, во многих оккупированных немцами городах храмы становились духовными центрами сопротивления. Кроме того, в годы войны стало очевидно, что, несмотря на «безбожные пятилетки», народ по-прежнему в большинстве своём верит в Бога и идёт в храмы. Тяготы военного времени ещё более усилили религиозное чувство в советских людях. …Сталин предпринял важные шаги к переосмыслению русской истории. Начиная с конца 1930-х годов, возвращаются имена русских полководцев, героев, подвиги русской армии, имена князей и царей, радевших за дело укрепления Государства Российского. Политику государства в отношении Церкви в советский период нельзя воспринимать однозначно как на протяжении всей этой исторической эпохи, так и в её отдельные периоды. Политика эта менялась от атеистической, безбожной до веротерпимой на протяжении всего периода существования СССР, несмотря на то, что в течение всей истории Советского Союза атеизм как мировоззрение культивировался и поддерживался властными структурами и партией.

http://ruskline.ru/opp/2023/09/05/stalin...

Н.И. Гиббенет Глава IV Донос Бобарыкина на патр. Никона, что он износит клятву на царя. – Следствие, произведенное по этому доносу над патр. Никоном. – Письмо Паисия Лигарида к Никону при отъезде его из Воскресенского м. Бобарыкину не удалось оклеветать патриарха во взводимых на него винах и преступлениях, но спорная земля осталась за ним. Эта клевета на Никона была не первая и она прошла безнаказанно. Ложные доносы, бывшие в ту эпоху обычными, для сытиных и бобарыкиных сделались как бы потребностью. Думный дворянин Баклановский с дьяком Бреховым, по сделанному им из Москвы приказанию, принялись отводить спорный участок земли к вотчинам Бобарыкина. Было это 25 июня. Перед вечернею стали звонить в колокол; Никон проговорил: «Роман, отнимает землю, а мы за него Бога молить станем». В церковь собрались монастырские власти и монахи, пришел и патриарх. Облачась в омофор и в митру, Никон соборне служил молебен, на котором читали канон Богородице, какой положено читать в напастях. В то же время Никон приказал принести царскую грамоту на пожалованные монастырские земли и положить ее перед образом Богородицы. За молебном поминались имена: Романа Бобарыкина, Ивана Баклановского и Василия Брехова; патриарх читал псалмы: Суди Господи обидящия мя; да будет двор его пуст и дети его сиры и жена его вдова; была читана и грамота 57 . На другой день, 26 июня, в пятницу, после литургии, патриарх опять служил молебен Богородице и Кресту; на молебне поминались опять те же имена и грамоту перед образом Богородицы клали и читали, были читаны те же псалмы, какие читались накануне. На этот раз случился в церкви Бобарыкин; после молебна он был в келье у патриарха и потом был приглашен к архимандриту. В разговоре Бобарикин сказал монастырским, властям: «за такой молебен, какой вы служите, следовало бы вас сжечь 58 . По возвращении в Москву Бобарыкин представился царю и лично ему донес на патриарха, извратив и перетолковав слышанное им на молебне, что Никон износил проклятие на царя и его семейство, читал на молебнах псалмы, относящееся к подобному случаю и говорил: если будет собор и его призовут к ответу, то он государя, соперника своего, отлучит от христианства, и что новгородское дело еще у него не забыто. Патриарх говорил это 26 июня, после молебна, у себя в келье и в то время у него были вместе с ним, Бобарыкиным, наместник и строители Воскресенского и Крестного монастырей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/is...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010