Церковь Имена и названия Церкви Виноградник: Воспойте о возлюбленном винограднике: Я, Господь, хранитель его, в каждое мгновение напояю его; ночью и днем стерегу его, чтобы кто не ворвался в него; и наполнится плодами вселенная ( Ис.27:2–3 ). Гора дома Господня: И будет в последние дни, гора дома Господня будет поставлена во главу гор и возвысится над холмами, и потекут к ней все народы. И пойдут многие народы и скажут: придите и взойдем на гору Господню, в дом Бога Иаковлева, и научит Он нас Своим путям, и будем ходить по стезям Его ( Ис.2:2–3 ; Мих.4:1–2 ). Гора святая: Господи! кто может пребывать в жилище Твоем? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто ходить непорочно ( Пс.14:1–2 ). Велик Господь и всехвален во граде Бога нашего, на святой горе Его ( Пс.47:2 ). Гора Сион: Соберу хромлющее и совокуплю разогнанное. И сделаю хромлющее остатком и далеко рассеянное сильным народом, и Господь будет царствовать над ними на горе Сионе отныне и до века ( Мих.4:6–7 ). И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе ( Откр.14:1 ). Град Божий: Славное возвещается о тебе, град Божий ( Пс.86:3 ). Вы приступили ко граду Бога живого ( Евр.12:22 ). Дом Божий: Всякий дом устрояется кем-либо, а устроивши, все есть Бог. А Христос, как Сын, в доме Его; дом же Его – мы, если только дерзновение и упование твердо сохраним до конца ( Евр.3:4,6 ). Имея великого Священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем, с полною верою ( Евр.10:21–22 ). Дщерь Царя Господа ( Пс.44:10–16 ) 29 . Жилище святое Всевышнего: Речные потоки веселят град Божий, святое жилище Всевышнего, Бог посреди его ( Пс.45:5–6 ). Наследие Божие: Спаси народ Твой и благослови наследие Твое, паси их и возвышай вовеки ( Пс.27:9 ). Пасите Божие стадо, не господствуя над наследием Божиим ( 1Петр.5:2 ). Невеста-жена Агнца: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца ( Откр.21:9 ). И слышал я как бы голос многочисленного народа, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон есть праведность святых ( Откр.19:6–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Четвертый день. Поуч. 2-е. Св. муч. Павел и Иулиания. (Каждый мученик есть в то же время и проповедник). I. Император Аврелиан, объезжая однажды государство свое, прибыл в Птолемаиду. Когда он въезжал в город, молодой христианин, по имени Павел, перекрестился и сказал сестре своей, стоявшей около него: «готовься сестра; христианам будет великое искушение». Царь видел, что молодой человек перекрестился, и велел взять его под стражу, потому что тогда строго преследовали христиан. Когда после тщетных убеждений оставить христианскую веру, св. Павла подвергли мучениям, на судидище вбежала молодая девица, которая начала укорять царя за его жестокость. Это была Иулиания, сестра Павла. – «За что терзаешь брата моего?» воскликнула она. «Разве он хотя раз в жизни оскорбил величество царя, или обидел кого-либо из сограждан? Весь народ поручится тебе за его добродетель. Государь, пощади его!». Когда Аврелиан узнал, кто девица, он начал уговаривать ее отречься от христианской веры; но ласковыя слова и лестные обещания не произвели желаемого действия. Девица повторяла одно, что она христианка и готова умереть за веру свою; тогда Аврелиан велел мучить и ее. Павла и Иулианию предали ужаснейшим мучениям: их терзали железными когтями, повергали в котлы с кипящею смолой; но истязания не победили их твердости и явили только окружавшим их силу Бога истиннаго, Который укреплял верных рабов Своих и облегчал страдания их. Распростертые на железных горячих решетках, святые мученики громко славили Бога. Двое из мучителей, видя непоколебимую твердость христиан, поняли, что им дана помощь свыше, и познали величие Божие. «Нет другого Бога, кроме Того, Который помогает Павлу и Иулиании!» воскликнули они. Царь приказал казнить их. «Не бойтесь, говорили им святые мученики, – вы не на век умрете, но получите жизнь вечную». Они уверовали всем сердцем и с молитвою предали души Богу. Имена их – Квадрат и Акакий. Мучеников же отвели в темницу, где Господь укрепил их чудесным явлением и исцелил раны их. На следующий день их снова привели к царю, который стал опять убеждать их отречься от Христа. Видя, что слова его бесполезны, он предал их новым истязаниям. Но и теперь, как накануне, Господь помогал им и облегчал их страдания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Что же это – за торжество и каково оно? Оно – радость всей твари и восстановление (нашего) рода. Ныне – благовестие радости, свидетельство человеколюбия Божия, радостная проповедь о спасении всего мира. Откуда, от кого и кому? – С небес, от Бога, к обрученной мужу Деве. Кто – эта Дева? Кто – этот муж? Какие им – имена? Деве – Мария, а мужу – Иосиф: оба от рода Давидова. Кто – исполнитель Божественных повелений, и откуда приходит он? Архангел Гавриил, свыше посланный для служения чуду: таинство удивительнейшее в сравнении со всем, достойным удивления, возвестить должен был служитель Вышнего, слетев с горних стран на землю. Что же именно? – снизшествие Господа, несказанное явление Его смотрения о нас, обнаружение и подтверждение Божественного совета и предведения, хотя сокровенного от вечности. Но где, когда и для чего? – В Галилейском городе Назарете, в месяц шестой после того, как Иоанн зачат, чтобы этот возвестил о воплощении грядущего Господа. Итак, Гавриил, слетев с горних обителей в земные страны, предстал в Назарете и, пришедши к Деве, кротко объявил Ей о неизреченном смотрении Божием. В этом-то и состоит таинство примирения Бога с человеками. Вот и предмет настоящего торжества – соединение Бога с человеками, обожение воспринятой Им природы, обновление образа нашего, перемена состояния нашего на лучшее, возвышение и восхождение наше на небеса. Посему все ныне преисполнено радости, и все умные чины небесных Сил вступают с нами в союз при нашем примирении с Богом: им приятны возвращение наше к Богу, переход и восхождение к лучшему состоянию (потому что они весьма сострадательны и любвеобильны, почему и посылаются на служение для тех, которые должны наследовать спасение. Евр. 1:14 ). Итак, все днесь да веселится, природа да взыграет! Ныне отверзается небо, и земля невидимо приемлет Царя всяческих. Назарет, соревнуя Едему, в недро свое приемлет насадителя Едема; Отец милосердия обручает человеческую нищету единственному и единородному Сыну Своему; Гавриил служит таинству и взывает к Деве: радуйся! ( Лук. 1:28 ), чтобы Дщерь Адама, происшедшая от племени Давидова, возвратила Собою ту радость, которую потеряла праматерь. Ныне Отец славы милостивым оком взирает на растленное в Адаме естество; ныне Податель милосердия открывает нам бездну всеблагих щедрот Своих. Тому, из Которого, чрез Которого и в Котором все существует, надлежало преложить на милость древний приговор проклятия против нас, славою Своею прославить обесславленное в Адаме естество наше и истиною разрушить тот лукавый совет отца лжи, последствием которого было первое преступление, т. е. падение Адамова рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Август 1 августа 1. Святые семь [мучеников] Маккавеев, матерь их [Соломония] и [учитель их] [священник] Елеазар . Все они пострадали за чистоту израильской веры от рук царя Антиоха, одними именуемого Епифаном (то есть просвещенным), а другими – Епиманом (то есть безумным). За тяжкие грехи [, совершаемые] в Иерусалиме, а особенно за склоки [и дрязги] вокруг [дележа] архиерейской власти, и преступления [, творимые] во время сей недостойной борьбы, Бог позволил прийти великому бедствию на святой город. Антиох хотел во что бы то ни стало навязать евреям эллинское идолопоклонство вместо веры в единого живого Бога и делал всё [возможное] в этом направлении. В [осуществлении] его замысла помогали ему и некоторые вероломные архиереи и прочие иерусалимские старейшины. Как-то раз сам царь прибыл в Иерусалим и приказал всем евреям, вопреки Моисееву закону, есть свиное мясо. Вообще вкушение свиного мяса служило явным признаком того, что кто-то отступил от веры израильской. Старец Елеазар, священник и один из семидесяти переводчиков Ветхого Завета на греческий язык, не захотел есть свиного мяса. За это он был мучим и сожжен в огне. Возвращаясь в Антиохию, царь взял с собой семь братьев, нарицаемых Маккавеями, и их мать Соломонию. Имена этих семи братьев суть следующие: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл. На глазах у матери злобный царь истязал одного сына за другим, сдирая каждому кожу с лица, а затем бросая юношей в огонь. Все они храбро претерпели мучения и смерть – и не отреклись от своей веры. В конце концов и мать, увидев своего последнего, трехлетнего сына в огне, и сама бросилась в пламя 109 – и предала там душу Богу. Все они благочестно пострадали за веру в единого живого Бога около 180 года до Рождества Христова. 2. Изнесение честных древ Животворящего Креста Господня . Сей праздник был установлен по договоренности между греками и русскими в правление византийского императора Мануила [I Комнина] и русского князя Андрея [Боголюбского] – в ознаменование одновременной победы русских над [волжскими] болгарами, а греков – над сарацинами. В обоих воинствах перед полками несли кресты, из которых [внезапно] засияли лучи небесного света 110 . Посему и было установлено 1 августа износить крест из храма Святой Софии: сначала на середину церкви, а затем [обносить его] по улицам – в воспоминание чудодейственной помощи креста в минувших войнах. Народ [во время этого шествия] оказывал Кресту [достойное] поклонение. Причем выносился именно тот самый Честной Крест, [обретенный на Голгофе и] хранившийся в императорской дворцовой церкви. [Сей] Честной Крест 31 июля переносили из дворцовой церкви в храм Святой Софии, а затем несли по улицам для освящения земли и воздуха. После этого, 14 августа [накануне праздника Успения Пресвятой Богородицы. – Пер.], Крест снова вносили в храм царских палат.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Б. Объяснение некоторых наиболее употребительных церковных молитвословий 1. Беседа на слова: «во имя Отца и Сына и Святаго Духа» В другие дни этою молитвою обыкновенно предначинаются церковные поучения; а в настоящий день самое содержание поучения будет состоять из объяснения этой молитвы. Ибо в кратких словах: во имя Отца и Сына и Святаго Духа, заключается существо нашей веры и основание всех наших обязанностей. Этой молитвою, каждый раз как произносим ее, мы свидетельствуем свою веру во единого Бога, в трех Лицах прославляемого. Единство Божие исповедуем, когда говорим: во имя Отца и Сына и Святаго Духа, а не говорим: во имена Отца и Сына и Духа, ибо слова Отец и Сын и Дух Святый, изображают не многих богов, но три Лица единого, беспредельного, святого, всесовершенного, всеблаженного Бога. Отца, Сына и Духа Святаго – каждое слово, изображающее особое Лицо Божества, должно напоминать нам то, что мы знаем о Нем из божественного откровения. Говорим: во имя Отца – и должны благоговейно помышлять, что Бог Отец, первое Лицо Святой Троицы, от вечности предопределил и во время сотворил мир видимый и невидимый, человека и ангелов, и Его волею и силою все содержится в бытии и все управляется. Его волею и силою и мы сотворены по образу Создавшего нас. Бог Отец, как всеведущий, всеблагий и премудрый, предвидел падение человека, предопределил послать в мир единородного Сына Своего для спасения рода человеческого – и в определенное время послал Своего Сына в мир, для искупления и примирения человека с Собою. Бог Отец, по совершении сего примирения вследствие ходатайства единородного Сына Своего, Иисуса Христа, послал с небес Всесвятаго Духа Утешителя, да будет Он в церкви Христовой до скончания мира, устрояя спасение людей. Бог Отец дал Сыну всякую власть на небеси и на земли ( Мф. 28:18 ), дабы Он при скончании мира и произвел суд всему миру ( Ин. 5:27–29 ). Говорим: в имя Отца и Сына, и наименование Сына напоминает нам, что сей Сын есть второе Лицо Святой Троицы, единородный и единосущный, единославный и сопрестольный Богу Отцу, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Глава 17 Павел в Фессалонике и Верии (1–14). Павел в Афинах (15–34) Деян.17:1 .  Пройдя через Амфиполь и Аполлонию, они при­шли в Фессалонику, где была Иудейская синагога. «Амфиполь» – афинская колония, в то время главный город первого округа Македонии, на речке Стримоне, к юго-западу от Филипп. «Аполлония» – небольшой город к юго-западу от Амфиполя, причислявшийся тогда к македонской провинции Мигдонии. «Фессалоника» или Солун(прежде – Фермы) – главный город второго округа Македонии, при Фермейском заливе Эгейского моря, резиденция римского претора, город торговый и густо населенный. Евреев здесь было очень много, имелась и синагога. Деян.17:2 .  Павел, по своему обыкнове­нию, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, «По своему обыкновению». Везде, куда приходил с проповедью Павел, он прежде всего обращался к иудеям, и уже потом к язычникам (ср. Деян.13:46, 14 и др.). «Вошел к ним», – т. е. в синагогу. Деян.17:3 .  открывая и доказывая им, что Христу надлежало по­страдать и воскреснуть из мертвых и что Сей Христос есть Иисус, Которого я про­поведую вам. «Только сущность беседы изложил писатель, – так он не многоречив и не везде излагает целые речи Павла» (Златоуст). Деян.17:4 .  И некоторые из них уверовали и при­соединились к Павлу и Силе, как из Еллинов, чтущих Бога, великое множе­с­т­во, так и из знатных женщин немало. В числе уверовавших, под влиянием проповеди Павла, кроме иудеев, было множество «Еллинов, чтущих» Бога, т. е. прозелитов, к коим, вероятно, принадлежали и упоминаемые тут женщины. Деян.17:5 .  Но неуверовав­шие Иудеи, воз­ревновав и взяв с площади некоторых негодных людей, собрались толпою и воз­мущали город и, при­ступив к дому Иасона, домогались вывести их к народу. Кто такой был Иасон, у которого, как видно, имели пребывание апостолы, неизвестно: так как иудеи рассеяния охотно усвояли себе греческие имена, то это мог быть и иудей-еллинист, и чистокровный еллин-прозелит, в обоих случаях уверовавший во Христа, хотя ясно об этом не говорится.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 1 Речь первая: жалоба на непочтение к Иегове. 1–5. Особое расположение Иеговы к Израилю. 6–14. Непочтение к Иегове, обнаруживаемое священниками и народом. ( Мал.1:1–5 .) Пророк хочет прежде всего пробудить в израильтянах сознание того, как много они обязаны милости к ним Божией. Для этого он указывает на то, что Бог возлюбил еще родоначальника израильского народа, Иакова, предпочтительно пред братом его, Исавом, и продолжает теперь также относиться с особенною любовью к потомкам Иакова, не давая подняться потомкам Исава. Мал.1:1 .  Пророческое слово Го­с­по­да к Израилю через Малахию. Пророческое слово. Стоящее здесь еврейское слово massa обозначает бремя, тяжесть (ср., напр., Ис 13:1 ). До времен пророка Иеремии такое название пророческой речи прилагалось только к речам, обращенным на иноземные народы, а после Иеремии стало прилагаться и к тем речам, какие обращены к иудеям. Этим названием обозначается грозный характер следующего далее пророчества. В самом деле, Малахия строго обличает грешных евреев и предсказывает им наказание от Бога ( Мал 2:3, 3:5 ). – «К Израилю». Пророчество Малахии направлено к возвратившимся из плена подданным иудейского царства, но он называет их именем «Израиля», потому что так называли себя послепленные иудеи как единственные представители всего израильского народа (подданные израильского царства не вернулись в Палестину). – Через Малахию, т. е. при посредстве Малахии. Мал.1:2 .  Я воз­любил вас, говорит Го­с­по­дь. А вы говорите: «в чем явил Ты любо­вь к нам?» – Не брат ли Исав Иакову? говорит Го­с­по­дь; и однако же Я воз­любил Иакова, Пророк возвещает, что Бог всегда любил и продолжает любить Израиля. Это является положением, которое нуждается, конечно, в доказательстве. Последнее и дается далее как ответ на предполагаемое возражение против выставленного только что положения. Малахия именно указывает на брата Иакова – Исава, который вовсе не испытал со стороны Бога того расположения, какого удостоился Иаков. – Имена Иаков и Исав здесь, очевидно, обозначают двух сынов Исаака, о которых в книге Бытия дано известное пророчество (см. Быт. 25:23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Евгений Поселянин. Вера и пути к вере. Проповедь веры Собор апостолов Проповедь веры указана в катехизисе в числе обязанностей христианина. Никто не свободен от завета, который дал Христос всем людям, когда сказал апостолам: «Шедше, научите!» Разница только в том размере, который получает проповедь. Апостолы огласили проповедью всю вселенную того времени. Нина равноапостольная просветила Грузию. Равноапостольные Кирилл и Мефодий — славянские страны, равноапостольные Ольга и Владимир — свою Русь, священномученик Кукша — вятичей, святитель Стефан — великую Пермь. Есть архипастыри, благодетельные для своей епархии, но не знаемые за пределами ее. Есть такие, как Московский Филарет, чьи имена гремят не только по всей стране при жизни их, но и продолжают еще шире греметь в веках. Есть священники, чтимые своим приходом, а приход отца Иоанна раздвинулся во всю страну. Также есть и проповедники среди небольшого кружка людей и, наконец, употребляющие все воздействие свое на обращение ко Христу какой-нибудь одной души. Понятие о проповеди должно быть принято в высшей степени широко и, конечно уж, нисколько не обнимает поучения, произносимого с церковного амвона по какому-нибудь определенному случаю и на определенную тему. «Проповедуйте благовременно и безвременно». Как понимать это? Неужели же так, что, например, стать на площади, полной народа, и начать выкрикивать проповедь? К такому приблизительно способу прибегают деятели известной Армии спасения. Но можно сомневаться в целесообразности и действенности такой проповеди. Есть другие правильнейшие пути. Проповедь Бога и религии может осуществляться — и чрезвычайно красноречиво, чрезвычайно впечатлительно — вовсе без слов. Постоянно говорить о Боге вовсе еще не значит проповедовать Бога в высоком и настоящем значении этого слова. Человек, в котором живет истинное, пламенное чувство к Богу, будет без слов заражать своим чувством других... Бывает, например, что вы придете в церковь без желания молитвы; стоите вначале без чувства и внимания, думая о совершенно посторонних предметах. Но около вас стоит человек, погруженный в истинную молитву, и от этой сосредоточенной молитвы другого человека что-то сильное и благое овладевает и вами. И та хладность, с которою вы вошли в церковь, уже растаяла. Вам тяжело и стыдно за ваше уже прошедшее состояние равнодушия, и вы счастливо подчиняетесь тому потоку теплой веры, который бьет из души стоящего рядом с вами человека.

http://pravoslavie.ru/2115.html

Икона новомучеников, расстрелянных на Бутовском полигоне под Москвой 1/14 марта 1938 года ЖМП 5 май 2012 /  2 мая 2012 г. 14:45 Новомученицы бутовские, молите Бога о нас На расстрельном полигоне в Бутове на 25 погибших приходится одна женщина. При этом в святцах каждое седьмое имя в Бутове — женское. Удивительно, что большинство бутовских новомучениц пострадало в марте и в апреле, то есть в период от Международного женского дня до Недели жен-мироносиц. В нижнем храме каменного собора на Бутовском полигоне по всему периметру стен располагаются иконы бутовских святых. На каждой из них стоит дата того дня, когда эти люди были расстреляны, те, кто причислен к лику святых, изображены стоящими на одной иконе. Двигаясь вдоль стен храма, мы будто проходим годовой круг, где каждый месяц представляет своих новомучеников. Образы мужей в архиерейских, монашеских, священнических одеяниях, миряне — ктиторы, псаломщики, прихожане храмов в простых крестьянских рубахах. У каждого в руке крест — символ мученической кончины. Мужи, мужчины разных возрастов, редко среди них явится женский лик. Но что это?! Приближаемся к месяцу марту, одна за другой чередуются иконы, на которых большинство святых — женщины. Мы двигались вдоль стен храма, будто крестным ходом, против часовой стрелки, и подошли к иконам месяца марта со стороны последних его чисел. 22 марта — две святые, 20 марта — 8 святых, 14 марта — 7 святых, 7 марта — 4 прославленные новомученицы. 7 марта — канун Международного женского дня, который в СССР начал широко отмечаться с 1921 года как праздник трудящихся женщин. Продолжает он отмечаться и сегодня, хоть потерял уже свою изначально революционную окраску. В Бутове в канун этого дня, 7 марта 1938 года, было расстреляно 313 человек, среди них 25 женщин, в самый же праздник 8 марта — 365 человек, в том числе 13 женщин. Случайное совпадение? Наверное, случайное. На Бутовском полигоне из 20 760 пострадавших, имена которых мы знаем, женщин менее тысячи. Примерное соотношение таково: из 25 человек убитых лишь одна женщина.

http://e-vestnik.ru/analytics/novomuchen...

инокиня Ольга (Станкевич) Скачать epub pdf У истоков любого монастыря стоят его учредители, так называемые ктиторы. Их имена поминаются ежедневно, в синодиках они стоят первыми. Точно также душой любого общежительного монастыря является его старец. В его руки вручают свою жизнь все монахи, в его лице они видят Бога. Благословение старца – это та сила, которая скрепляет общежитие. Архимандрит Эмилиан является духовным руководителем нескольких монастырей. В первую очередь, это монастырь Симонопетра на Святой Горе Афон и женская обитель Ормилия на полуострове Халкидика. Александр Вафидис – таково мирское имя старца – родился в 1934 году в пригороде Афин Никее Пирейской. Дедушка и бабушка его были уроженцами Понта и после Малоазийской катастрофы в 20-х годах оказались в Греции. С самого детства, под влиянием благочестивых дедушки и бабушки, Александр имел желание посвятить себя Богу. Высшее образование Александр получил в Афинском университете, где обучался вначале на юридическом факультете, затем на богословском. Во время учёбы с группой единомысленных друзей Александр развернул серьёзную деятельность по организации катехизической работы, проведению бесед и прочих мероприятий. Тогда и проявились его душевные, духовные, административные и организаторские способности. В 1960 году Александр приехал в город Трикала и вверил себя духовному руководству митрополита Триккского и Стагонского Дионисия. Митрополит Дионисий в том же году постриг юношу в монашество с именем Эмилиан, вскоре рукоположил в диакона, а в 1961 году – во иереи.  После иерейской хиротонии отец Эмилиан поселился в монастыре Дусику, где пребывал в течение четырёх месяцев в уединении. В этом пустынном месте он жил в полном безмолвии, со всей ревностью ища Бога, «спасающего от малодушия и от бури». Господь внял его молениям, и, явившись Своему рабу, открыл ему «путь жизни». После этого откровения отец Эмилиан всей душой устремился к монашеской жизни. Видя перед собой развалины монашества в родной Греции, он дерзновенно мечтал о его возрождении и обновлении. 

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010