Евр. 12:15 ). Если же принять во внимание, что сектанты, избегая обшения с дурными людьми в молитве, имеют общение с ними в житейских делах, напр., на ярмарке, то нельзя не заключить, что слова апостола не только не оправдывают их, но даже обличают. 546 Затем, сектанты указывают на слова того же ап. Павла из 2 послания к Коринфянам: «не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными, ибо какое общение праведности с беззаконием? что общего у света с тьмой? Какое согласие между Христом и Велиаром? Или какое соучастие верного с неверным? И потому выйдите из среды их и отдалитесь, говорит Господь» ... (6:14, 15,17). Но в этом месте тоже ничего не говорится об удалении от Церкви из-за недостойных священников, а дается совет удаляться от неверных, язычников, ярмо, закон которых, действительно, был чужим для христиан. 547 Наконец, очень часто сектанты (особенно штундисты) ссылаются на обличительную речь Иисуса Христа против еврейских книжников и фарисеев, помёщенную в 23 гл. Евангелия от Матфея. – Но эта речь не имеет никакого отношения «к православным священникам и не приложима к ним уже потому, что во время земной жизни Христа их не было, да и в Евангелии сказано, что книжники и фарисеи сели «на Моисеево седалище»,а православные пастыри признают только Христово седалище. Не относится эта речь и к ветхозаветным пастырям, так как в 23 ст. сказано, что книжники и фарисеи дают десятину с аниса, тмина и мяты, между тем по закону десятину на содержание храма и духовенства платили миряне ( Евр. 7:5 ). Очевидно, в ней обличаются миряне – книжники и фарисеи, севшие на Моисеево седалище, т. е. самовольно присвоившие себе право учительства. 548 7. О таинстве св. крещения 1) Необходимость крещения водой. Первое место в ряду св. таинств занимает крещение; оно вводит человека в Церковь , очищает его от всех грехов –личных и всеобщего прародительского, – возрождает в духовную жизнь и делает наследником царства небесного. Это таинство совершается через троекратное погружение крещаемого в чувственную, стихийную воду во имя Отца и Сына и Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Ибо это день Солнца Правды, у Которого нет изменения и ни тени перемены. Который, с того дня благоволением Отца и содействием Святого Духа человеколюбиво воссияв на нас, вывел нас из тьмы в чудесный Свой Свет и продолжает все время сиять над головой нашей, будучи незаходимым Солнцем. Будучи же Солнцем Правды и Истины, Он не перестает светить и предоставляет возможность познать Его также и тем, которые любят ложь и произносят неправду о высшем или же своими (злыми) делами являют себя таковыми. Но исполнителям Правды и поклонникам Истины Он являет и вверяет Себя и Своими озарениями радует их. И это – то, о чем Писание говорит: «Свет сияет на праведника, и на правых сердцем – веселие» ( Пс. 96, 11 ). Поэтому и Пророк воспевает Богу: «Фавор и Ермон о имени Твоем радуются» ( Пс. 88, 13 ), предсказывая ту радость, которая позднее сбылась на горе. Исаия же говорит: «разреши оковы неправды, развяжи узы ярма, и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо». Что же последует за тем? «Тогда откроется, как заря, свет твой, и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя» ( Ис. 58 , б, 8). И дальше: «Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца; тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень» ( Ис. 58, 9–10 ); ибо тех, которых это Солнце явно озарит. Оно и самих делает иными «солнцами», потому что «праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» ( Мф. 13, 43 ). Итак, отложим, братие, дела темные и станем делать дела света, чтобы не только в этом дне нам честно ходить, но и стать сынами дня. И тогда придите, взойдем на гору, где Христос просиял, чтобы увидеть сбывающееся там. Лучше же сказать, тогда нас, ставших такими, ставших достойными такого дня. Само Слово Божие возведет в свое время. А теперь напрягите и поднимите ваши душевные очи к свету евангельской проповеди, чтобы тем временем преобразиться обновлением ума вашего, и таким образом привлекая свыше божественное озарение, стать сообразными подобию славы Господа, лицо Которого просветилось на горе, как солнце.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Географическое определение мест, о которых упоминает пр. Исаия, не возбуждает существенных разногласий между учеными. Большинство ученых утверждает, что земля Завулонова и земля Неффалимова“ соответствуют позднейшим Нижней Галилее и Верхней Галилее и представляют общие название тех местностей, о которых пророк говорит подробнее во втором предложении первого стиха 51 . В третьем стихе 9 главы пророк предсказывает увеличение жителей Галилеи и в поэтических образах описывает радостное настроение получивших спасение. Пророчество напоминает слова 106 псалма: Он благословляет их, и они весьма размножаются, и скота их не умаляет“ (ст. 38), а также воспроизводит обетование, данное Аврааму: Я произведу от тебя великий народ“ ( Быт. 12:2 ). В обещании, данном патриарху, и в предсказании пр. Исаии еврейское слово (а не ) служит прекрасным подтверждением законности вступления язычников в церковь Мессии. Лучшим комментарием настоящих слов служат начальные стихи 54 главы книги Исаии: возвеселись неплодная, нераждающая, воскликни и возгласи не мучившаяся родами, потому что у оставленной гораздо больше детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь. Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои“ (ст. 1 и 2). Туже мысль выражает пр. Иезекииль, когда говорит: и заключу с ними завет мира, завет вечный будет с ними. И устрою их и размножу их,, и поставлю среди них святилище Мое навеки“ (37:26) 52 . Следующий стих раскрывает причину необыкновенной радости галилеян. Несчастные наполняются радостным чувством потому, что ярмо, тяготевшее над ними, и жезл, поражавший их, сокрушаются, как в день Мадиама ( Суд. 6 и 7 гл.). Ярмо и жезл“ по отношению к прошедшему указывают на политическое рабство, а по отношению к будущему мессианскому времени означают духовное служение греху и диаволу. Параллель между историческим освобождением от Мадиама и духовным освобождением от власти диавола обусловливается аналогичным проявлением божественного всемогущества и божественной благости в первом и втором случае. Мессианское достоинство пророчества дает полное право предполагать, что антитипом Гедеона является грядущий Мессия.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/proroc...

Стих 19. Бог бе во Христе мир примиряя Себе. Бог примирил нас через Христа; но это примирение совершено только потому, что Иисус Христос есть Бог. Не вменяя им согрешений их, потому что все грехи были заглажены смертью Иисуса Христа. Стих 20. По Христе посольствуем. Апостолы есть посланники Христа, посредники между Ним и людьми; они довершают дело примирения и вместо Христа являются проповедниками о примирении с Богом. Стих 21. Не ведевшего греха по нас грех сотвори. Грех вместо грешника. Бог устроил так, что Христос перед судом и мнением человеческим явился грешником, заслуживающим казни. В русском свободно переводится: сделал для нас жертвой за грех. [ Глава 6:6. Во очищении, в разуме. Святой Иоанн Златоустый , Феодорит и Феофилакт под очищением (в русском: чистотой) разумеют нестяжательность Павла; другие же чистоту нравов. А разумом ( γνσις) называют или благоразумие (в русском), или, точнее, знание Божественных истин. Затем следует – долготерпение к чужим, благость к своим и благоугождение Духу Святому, или по Златоустому, обилие духовных дарований]. Стих 7. Девятая добродетель – сила Божия, то есть проявление её в деятельности и в немощах человеческих. К ней апостол присоединяет оружия правды, которыми он нападает и защищается в борьбе с врагами своего служения. Десными и шуими оружиями называет те, которые находятся у воина в правой и левой руке. В правой был меч или копьё, в левой – щит; поэтому, правая рука служила для нападения, левая для защиты. Некоторые же десным оружием почитают благоприятные обстоятельства, шуим – противные (Сравните Еф.6:16–17 ). Стих 14. Не бывайте преложни ко иному ярму. «Не подражайте волам, тянущим и наклоняющим ярмо в разные стороны, предпочитая нашему учению лесть неверных» (Феодорит). Образ мог быть взят апостолом с упряжки в ярмо различных животных ( Втор.22:10 ). Стих 15. Кое согласие Христови с Велиаром? Перед апостолом предносится тот же образ ярма, запряжённого разнородными животными, и он пользуется им для убеждения коринфян в том, чтобы они к игу Христову не сопрягали лжи и тьмы. Велиар, или ближе к еврейскому словопроизводству, Велиал (Beli-jaal), собственно: безъяремный, не носящий никакого ярма, не признающий Закона, то есть человек, предоставленный сам себе, от которого нельзя извлечь выгоды и потому для Закона ничтожный ( 2Пар.13:7 ). У апостола разумеется сам диавол, как отец всех беззаконников, и в частном смысле – неверующих во Христа (язычников).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Ivan...

На протяжении всей истории христианства встречаются идеи отрицания роли закона, в т. ч. у гностиков (см. ст. Гностицизм ), монтанистов (см. ст. Монтан , ересеарх), павликиан , в средневековье - у вальденсов , в эпоху Реформации - у И. Агриколы , в новейшее время - у ряда протестант. ученых (Э. Хирш , В. Элерт , П. Альтхаус ). Влияние антиномистских идей можно обнаружить и в трудах некоторых православных авторов, в т. ч. у ранних славянофилов (К. С. Аксаков , А. С. Хомяков ), к-рые видели причину разделения Церквей в рационализме Зап. Церкви и усвоенном ею рим. юридизме. Скептическое отношение к ценности права характеризует взгляды рус. богослова и канониста ХХ в. протопр. Николая Афанасьева . Признавая необходимость права для человеческого общества, а также его важность для государственно-церковных отношений, протопр. Н. Афанасьев дает негативную оценку последствий того, что он называет «проникновением права в церковную жизнь». С его т. зр., со времени имп. св. Константина I Великого Церковь «получила мир, которого она жаждала и который был ей необходим, но он повлек за собою помимо ее воли преклонение под чужое ярмо - ярмо римского кесаря и римского закона. Произошло то, чего боялся апостол Павел,- смешение света и тьмы и участие верных с неверными» ( Афанасьев Н. Н., протопр. Церковь Духа Святого. Рига, 1994. С. 284),- и в подтверждение своих мыслей автор цитирует апостола: «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром? Какое соучастие верного с неверными?» (2 Кор 6. 14-15). Т. о., с одной стороны, право характеризуется как необходимый элемент «эмпирической жизни», но, с др. стороны, признается принадлежащим к области «тьмы» и к царству «Велиара». Между тем сама Церковь по-иному оценила значение рим. права и выразила принципиально иное отношение к его совместимости с основными началами христианства, что признает и протопр. Н. Афанасьев, но в то же время видит в этом грандиозную катастрофу для Церкви. Так, в Corpus iuris civilis имп. св. Юстиниана I вошли имп. законы начиная от Адриана (117), и все они составили часть действующего права уже христ. Римской империи. Более того, рим. законодательство, в т. ч. и времен императоров-язычников, было адаптировано Церковью, отдельные положения его вошли в авторитетные сборники церковного права.

http://pravenc.ru/text/1470253.html

Марии: Покорившись Христа божественным законам, к Нему пришла ты, оставив неудержимое стремление к наслаждениям, и со всем благоговением совершила все добродетели, как одну. Троице: Сверхсущественная Троица, приемлющая поклонение как Единица, сними с меня тяжелое ярмо греха и, как милосердная, дай мне слезы умиления. Богородице: Богородица, Надежда и Защита воспевающих Тебя, сними с меня тяжелое ярмо греха и, как Владычица чистая, прими меня, кающегося.   ПЕСНЬ ВТОРАЯ Ирмос: Увидьте, увидьте, что Я есмь Бог, манну дождем проливший и воду из камня источивший некогда в пустыне людям Моим единою десницею и силою Моею. «Мужа я убил, – Ламех говорит, – в язву мне, и юношу – в рану». Так он вопил, рыдая. Но ты не трепещешь, о душа моя, испачкав плоть и ум осквернив. Башню ты придумала построить, о душа, и крепость воздвигнуть для своих вожделений, если бы Творец не спутал замыслы твои и не поверг на землю ухищрения твои. О, как я подражал Ламеху, первому убийце, душу убив как мужа; ум – как юношу; и, как брата своего, тело свое убив, словно Каин-убийца, сластолюбивыми стремлениями! Дождем пролил Господь когда-то огонь от Господа и попалил созревшее беззаконие Содома; ты же разожгла огонь геенны, в коем тебе, душа, предстоит быть сожженной мучительно. Уязвлен я, изранен; вот стрелы врага, поразившие мою душу и тело, вот раны, вот нарывы, лихорадки: они свидетельствуют об ударах моих произвольных страстей. Марии: Простерла ты руки свои к милосердному Богу, Мария, в бездне зол утопая, и, как Петру, человеколюбиво руку помощи протянул Он тебе, твоего обращения всячески ища. Троице: Безначальная, несозданная Троица, нераздельная Единица, прими меня кающегося, спаси согрешившего; Твое я создание, не презри, но пощади и избавь меня от осуждения на огонь. Богородице: Пречистая Владычица, Богородительница, Надежда к Тебе прибегающих и Пристанище для тех, кто в буре, милостивого Создателя и Сына Твоего примири и со мной ходатайствами Твоими.   ПЕСНЬ ТРЕТЬЯ Ирмос: На непоколебимой скале Твоих, о Христос, заповедей утверди Твою Церковь.

http://bogoslov.ru/article/6025169

Миссия русской эмиграции продолжается, только целенаправленно и сознательно. Согласно «Британской Энциклопедии» выпуска 2000 года, численность православных верующих в последние годы ХХ столетия в США росла быстрее всех прочих конфессий и религиозных групп (к этому счету, впрочем, не относятся иеговисты, сатанисты и другие тоталитарные секты, которые никому не дают отчета в своих успехах). Американцев, свидетелей нынешнего «сползания в Гоморру» и коллапса привычной системы ценностей, этот статистический факт вряд ли удивит. Случается протестанты принимают Православие целыми общинами, как сотни лет назад их давние предки-язычники. Вот типичная газетная заметка (Seattle Times, Feb.03, 1997): «Электронное пианино убрали. Оно, впрочем, и не нужно: вместо протестантской музыки здесь теперь церковное пение. Пастор Дэйв представляется по телефону как отец Давид.  Посреди юных алтарных прислужников, в светлой фелони, он кадит алтарь перед началом литургии; кадило звенит, и сладкий дым клубится в солнечных лучах.  Прихожане, когда-то сторонившиеся всего что хоть слегка " попахивает католицизмом " , теперь крестятся, кладут поклоны перед иконостасом с изображениями Христа, Богородицы и апостолов, целуют иконы, ставят свечи, и следят за службой по книжке под названием " Божественная литургия св. Иоанна Златоустого " .  Они молятся о заступничестве Пресвятой Богородицы, угодников и мучеников, а про " приятеля-Иисуса " – молчок. Давид Хоувик вместе со 104-мя членами " Общины Благодати " после шести месяцев катехизации принят епископом Иосифом Лос-Анжелосским в Православную Церковь юрисдикции Антиохийского Патриархата…» Стоп. Почему Антиохийский Патриархат? И почему «юрисдикции»? Почему, вопреки здравому смыслу и церковным канонам, в американских городах бывает по 3-4 епископа (а то и куда больше), причем кто-то с кем-то в общении, с кем-то другим – нет, а еще с кем-то – наполовину? Разве разделился Христос или Его святая Церковь? Разве не было на американской земле единой православной иерархии, когда её возглавлял Святитель Тихон, будущий Патриарх Московский?  И если прежде большевицкое ярмо и скорби изгнания были причинами раздела Русской Церкви на две несообщающиеся части, то какой ответ мы дадим Христу за сегодняшний день, когда и ярмо, и изгнание давно в прошлом?? Большая группа верующих, несколько тысяч человек, составлявших некогда всеамериканское самодеятельное религиозное братство, не так давно обратилась в Православие, преимущественно трудами о.

http://radonezh.ru/analytics/russkaya-em...

Мысли, заключенные в цитируемых церковных песнопениях, предельно далеки от скорби по поводу «преклонения под чужое ярмоярмо римского кесаря и римского закона» 615 . Протоиерей Николай Афанасьев такое отношение церковного сознания к обращению святого Константина комментирует следующим образом: «Факт обращения в христианство кесаря всецело заполнил христианское сознание. Оно не заметило, завороженное этим фактом, что римская империя осталась той же, какой она была, когда преследовала Церковь , не говоря уже о том, что империя Константина в моральном и духовном отношении была гораздо ниже империи Траяна или Марка Аврелия» 616 . Сказано, как кажется, даже сильнее, чем в свое время сказал Донат: «Какое дело императору до Церкви?» Христианская империя при Константине и его преемниках, конечно, не «осталась такой же, какой она была, когда преследовала Церковь », но и преемство христианского Рима по отношению к Риму языческому, в том числе и правовое преемство, является бесспорным фактом. Так, в Corpus Juris Civilis святого императора Юстиниана вошли императорские законы, начиная от Адриана (117), и все они составили часть действующего права уже христианской Римской империи. При этом особенно важно подчеркнуть, что это римское законодательство, в том числе и времен императоров-язычников, было адаптировано Церковью, отдельные положения его вошли в авторитетные сборники церковного права. Само определение права (вошедшее в «Дигесты» святого императора Юстиниана и заимствованное оттуда в византийские законодательные сборники – «Василики» («Базилики») и «Прохирон» (IX век), а также в канонический сборник – «Алфавитную Синтагму» Матфея Властаря ): «Право есть творчество в области доброго и равного», – сформулировано было юристами языческого Рима, но было адаптировано и правом христианской империи, и правом Церкви. При всей своей классической ясности лапидарное римское определение, конечно, слишком абстрактно. Наука нового времени (XVII–XX века) дает более содержательные, хотя и, как правило, более узкие, односторонние определения права.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Пророк, который поддерживал реформы Иосии и оплакал его смерть (2 Ездры, 1, 32), оказывается в решительной оппозиции к власти последующих владык. По велению Бога Иеремия становится во вратах дома Господня (см.: Иер. 7, 2 ), то есть у входа в Иерусалимский Храм – храм Бога Единого, выстроенный еще царем Соломоном, сыном Давида, – и призывает входящих в Храм на поклонение иудеев к покаянию, обличая их при том в лицемерии, в двойной жизни: вы крадете, убиваете и прелюбодействуете, и клянетесь во лжи и кадите Ваалу, и ходите во след иных богов, которых вы не знаете, и потом приходите и становитесь пред лицем Моим в доме сем, над которым наречено имя Мое, и говорите: «мы спасены», чтобы впредь делать все эти мерзости. Не соделался ли вертепом разбойников в глазах ваших дом сей, над которым наречено имя Мое? (7, 9–11). И с этого момента начинается крестный путь пророка Иеремии, его мученичество и исповедничество. Он терпит преследования за свои слова, и жизнь его наполнена скорбями: О, кто даст голове моей воду и глазам моим – источник слез! я плакал бы день и ночь о пораженных дщери народа моего. О, кто дал бы мне в пустыне пристанище путников! оставил бы я народ мой и ушел бы от них: ибо все они прелюбодеи, скопище вероломных (9, 1–2). – Мне кажется, в Иеремии есть что-то от христианских юродивых – он, как и они, использует язык знаков, символов, надевает себе на шею ярмо как знак будущего порабощения евреев… – Жизнь Иеремии, по сути, жизнь аскета. Господь запрещает ему жениться (см.: Иер. 16, 1–2 ), он не имеет пристанища, постоянно преследуем, но главное – он совершенно отрешен от всяких забот о себе: что до меня, вот – я в ваших руках; делайте со мною, что в глазах ваших покажется хорошим и справедливым; только твердо знайте, что если вы умертвите меня, то невинную кровь возложите на себя и на город сей и на жителей его (26, 14–15). Это действительно сближает ветхозаветного пророка с русскими юродивыми Христа ради; и он, подобно им, использует язык символических действий: накладывает на себя узы и надевает ярмо (см.: Иер. 27, 2 ) как символ будущего порабощения иудейского народа; разбивает глиняный кувшин, чтобы показать, как сокрушит Господь народ сей и город сей (19, 11); объясняет, как страшна измена Богу, на примере сгнившего в расселине скалы льняного пояса (Ибо, как пояс близко лежит к чреслам человека, так Я приблизил к Себе весь дом Израилев и весь дом Иудин, говорит Господь, чтобы они были Моим народом и Моею славою, хвалою и украшением; но они не послушались (13, 11)).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Kashki...

Чтобы избежать этой опасности, христианин должен подклонить свою свободную, но иногда капризную, упрямую и похотливую волю под иго Христова Закона, под иго спасающей веры. «Возьмите иго Мое на себя, – призывает всех нас Спаситель, – иго бо Мое благо, и бремя Мое легко есть» ( Мф.11:29–30 ). Надо ли доказывать всю спасительность и благость этого ига?! Вспомним историю своего народа. Вглядимся в ее поворотные пункты. Велик был момент в нашей истории, когда в 862 году пришел из-за моря в Новгород и стал владеть и княжить над нами наш первый князь Рюрик... Тогда русская земля получила свое государственное бытие. Но неизмеримо выше и священнее был тот момент, когда земля и небо ликовали, когда во граде Киеве, в реке Почайне – нашем священном Иордане – совершилось новое благодатное рождение русского народа, и он принял на себя иго Христово; когда пришла и стала владеть русскими умами и сердцами, стала царить над нашей волей великая, божественная сила веры Христовой. И вот, с этих пор начинается настоящая, полная, христиански-европейская, но вместе с тем и православно-народная, наша историческая жизнь, наше христиански-историческое бытие. Под этим игом народ, как раб Божий, как вол, «знающий ясли Господина Своего» ( Ис.1:3 ) и пашущий Его ниву, не собьется со своей полосы, не сойдет с Божьей дороги. О, если бы на вые русского народа, теперь освобожденного от ига крепостного и политического рабства, навсегда сохранилось одно ярмо, ярмо Закона Христова, так нужное ему в настоящие знаменательные дни. Ведь для него наступила пора, когда он должен провести новую и более ответственную борозду в русской жизни... Если раньше он вспахивал только «пашенку черную» и дальше узенькой земельной полоски ничего не знал, то теперь ему приходится выходить на ширь свободного земского труда. Пусть же он приступает к нему «со страхом Божиим и верою». И верующие «старцы» наших дней, все более и более приближаясь к своему закату, могли бы тогда спокойно смежить свои очи, видя, что над русской землей горит все то же «Солнце правды», и что под его зиждительным светом начинает и у нас складываться общественно-правовая жизнь на истинных заветах Христовых, а не на началах классовой партийной борьбы...

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Mirtov/na...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010