Ос.11:2 . Звали их, а они уходили про­чь от лица их: при­носили жертву Ваалам и кадили истуканам. «Звали их». Слова ст. 2 можно понимать о проповеди пророков, которых Господь посылал Своему народу; или же безлично (Гоонакер) «сколько их ни звали, они уходили прочь». Некоторые комментаторы согласно с текстом LXX, читают глагол в начале стиха в числе единственном и понимают об Иегове (­­ звал Я их). Ос.11:3 . Я Сам при­учал Ефрема ходить, носил его на руках Сво­их, а они не сознавали, что Я врачевал их. Пророк указывает на проявление любви Господа к Израилю в самом начале его истории: вероятно, имеется в виду факт ( Исх 15.27–26 ), когда, по действию Божию, сделались сладкими воды Мерры и Иегова, т. о. явился целителем Своего народа. Ос.11:4 . Узами человеческими влек Я их, узами любви, и был для них как бы поднима­ю­щий ярмо с челюстей их, и ласково подкладывал пищу им. «Был для них как бы поднимающий ярмо с челюстей их»: новый образ любви Божией; Господь в отношении к Израилю уподобляется доброму хозяину, который снимает ярмо с челюстей волов для облегчения им пользования подножным кормом. Смысл образа тот, что Иегова облегчал Израилю иго закона и дал ему средства к исполнению этого закона. Текст LXX (и слав.) в ст. 3-м имеет много отступлений от подлинника. Отступления эти объясняются обыкновенно предположением ошибок в чтении евр. текста греч. переводчиками. Ос.11:5 . Не воз­вратит­ся он в Египет, но Ассур – он будет царем его, по­тому что они не захотели обратиться ко Мне. «Не возвратится он в Египет» (lo jaschul); «но Ассур – он будет царем его». Новейшие комментаторы (Новак, Гоонакер) не читают отрицания, при глаг. jaschuv, полагая, что lo должно быть отнесено в конец ст. 4, (где вместо lo – не должно быть lo – ему). Упоминание об Египте, как и в Ос 8.13, 9.3 , понимают в смысле общего указания на страну рабства. Мысль пророка в таком случае получается такая: Израиль отверг отеческое попечение Иеговы ( Ос.11:1–4 ); за это он пойдет в рабство и будет подчинен тираническому владычеству Ассирии – LXX евр. jaschuv, ( возвратится) читали, как jaschav ( жить, поселяться) отсюда в слав: «вселися Ефрем».

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Последнее, что видел Иезекииль, были херувимы с простертыми крыльями, уносящие Славу Сущего из среды города. Блеск Меркабы осенил Елеонскую гору — ту самую, на которой Христос в последний раз явится ученикам во Славе. Вопросы для повторения 1. Каково было положение первых переселенных в Вавилон иудеев? 2. С какими трудностями столкнулась их религиозная жизнь? 3. Когда жил пр. Иезекииль и где пророчествовал? 4. Что известно о нем? 5. Чем характеризуется его книга? 6. Как она построена? 7. В чем заключены основные темы пророчеств Иезекииля? 8. Как описывает пророк свое видение на Ховаре? 9. Что означает образ небесной Колесницы? 10. Почему Слава Божия покидает Храм? 11. Какое обетование было дано изгнанникам? 12. Как относится оно к новозаветной Церкви? §10 Падение иерусалима (587). Пророчество Иеремии о Новом Завете 1. Борьба пророка Иеремии против военной партии. Царь Седекия, человек слабый и безвольный, сразу же по вступлении на трон оказался игрушкой в руках князей и военных, которые лелеяли безумную мечту освободиться из-под власти Вавилона. Пророк Иеремия тщетно употреблял свое влияние, чтобы отрезвить их. Тайная подготовка к войне продолжалась. Все больше надежд пророк возлагал на лучших людей, переселенных в Вавилон. В притче, написанной около 597 года, он сравнивал их со смоквами, собранными вовремя, а оставшихся — с перезрелыми и гнилыми (гл. 24). Господь открыл Иеремии, что именно изгнанники обратятся к Богу всем сердцем своим и покаются. Пророк написал им в Халдею послание, призывая их — Остаток ветхозаветной Церкви — жить в мире и трудиться, верить и надеяться. Ибо, когда они искупят свои грехи, Бог вернет их в землю отцов (гл. 29). Около 592 года Седекия вынужден был заключить союз с соседними царствами против Навуходоносора. Инициатором союза был фараон, который хотел ослабить Халдею, втянув в борьбу с ней страны Сирии-Палестины. Во время переговоров, в 588 году, Иеремия явился перед народом, неся на шее ярмо и на руках цепи. Он возвестил, что Бог до времени отдал власть Навуходоносору и всякая попытка бороться с ним бесполезна (гл. 27). В ответ на это царский пророк Анания демонстративно взял ярмо у Иеремии и сломал его со словами: «Так говорит Господь: так сокрушу ярмо Навуходоносора». Иеремия возразил, что он сам был бы рад этому, но воля Божия иная. Пророк обязан возвещать не то, чего желает его сердце, а то, что открыл ему Господь (гл. 28). Иеремия изобличал угодливость как признак лжепророчества. Вина народа Божия велика; тот, кто предсказывает ему победы и благоденствие, не может быть вдохновляем Духом Божиим.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

Против этого безумства выступил истинный патриот своего народа, пророк Иеремия, хотя для этого требовалось не мало мужества. Его пророческому духу было ясно, что Навуходоносор призван непреодолимо совершить свое победное движение и подчинить своему скипетру многие народы. Поэтому, он предостерегал царя Седекию, народ и священников не предаваться льстивым мечтам, но мириться с вавилонским данничеством, так как иначе они будут раздавлены и сокрушены могущественным завоевателем. Чтобы придать особенную выразительность своим словам, он возложил себе на шею деревянное ярмо, явился к посланным чужих земель и от имени Божия заявлял им, что Тот, Кто сотворил землю со всею полнотой ее, предоставляет ее тому, который призван Им, и что Он дает Навуходоносору силу подчинить себе все эти земли. Вследствие этого они должны добровольно преклонить свою шею под его иго, иначе их постигнут бедствия войны, голода и язвы. Иудейскому народу он с полною уверенностью возвещал, что не только не исполнится его надежда на восстановление увезенных в Вавилон сосудов храма, но туда же будут увезены великолепные колонны, медное море и водные колесницы ( Иер. 27 ). Когда он с ярмом на шее так проповедовал народу, подошел один из лжепророков, Анания, сын Азура из Гаваона, разбил его ярмо, и льстя народным страстям, лживо говорил от имени Божия: «сокрушу ярмо царя Вавилонского. Через два года я возвращу место сие, все сосуды дома Господня, которые Навуходоносор, царь вавилонский, взял из сего места и перенес их в Вавилон». Сам Иеремия был поражен неожиданностью появления этого лжепророка и сказал: «да будет так! Да сотворит сие Господь! Да исполнит Господь слова твои, какие ты произнес, о возвращении сосудов дома Господня и всех пленников на место сие». Но немедленно затем его духу было открыто, чтобы он сказал, что вместо деревянного ига Навуходоносор возложит железное иго на шеи всех народов, которые станут противодействовать ему. Анании он предвозвестил скорую погибель, так как он хотел соблазнить народ ложными пророчествами от имени Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/biblej...

«Не преклоняйтесь под чужое ярмо с неверными: ибо какое общение праведности с беззаконием? Какое согласие между Христом и Велиаром? Что общего у света со тьмою? Какое соучастие верного с неверными?» ( II Kop. 6,14–15 ). С Константина В. церковь получила мир, которого она жаждала и который был ей необходим, но он повлек за собою помимо ее воли преклонение под чужое ярмоярмо римского кесаря и римского закона. Произошло то, чего боялся ап. Павел, – смешение света и тьмы и участие верных с неверными. Когда совершилось величайшее чудо истории: римский кесарь стал христианином, то христиане забыли о мучительном для них в свое время вопросе, может ли кесарь стать христианином, оставаясь кесарем. Факт обращения в христианство кесаря всецело заполнил христианское сознание. Оно не заметило, завороженное этим фактом, что римская империя осталась той же, какой она была, когда преследовала Церковь , не говоря о том, что империя Константина в моральном идуховном отношении была гораздо ниже империи Траяна или Марка Аврелия. Никакой перемены, никакой «metanoia» в ней не произошло, чтобы она могла стать христианской. Римский кесарь не склонен был к покаянию государства и к отказу от тех принципов, на которых покоилась империя. Если бы даже он хотел, то не мог бы этого сделать, не разрушая «pax romana» т. к. единственным ее принципом могло быть только право. Он остался кесарем, сделавшись христианином, и внес в Церковь языческое имперское сознание Он стал господствовать в Церкви, как он господствовал в государстве, тем более, что ясные границы были стерты между Церковью и государством. Не сказал ли один из них, что основные принципы церковной жизни, ее законы, покоятся в нем, а это означало, что римское государство – церковь, в которой господствует кесарь. Несмотря на это, или точнее в силу этого, широкие и блестящие перспективы, открывающиеся перед церковью, родили дерзновенную мысль, что царство кесаря стало «civitas christianorum» Некоторые христианские деятели продолжали еще некоторое время отталкиваться от царства кесаря.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

6 Не преклоняйтесь под чужое ярмо. Иной перевод: «не впрягайтесь в чужое ярмо». В предписании ( Втор. 22,10 ), запрещавшем впрягать вместе животных разных пород, Павел усматривает более глубокий духовный смысл. с неверными. Лжеапостолы в Коринфе называли себя христианами, но не были верны Евангелию (11,13–15). 6 Велиар. Одно из имен сатаны. 6 вы храм Бога живаго. В ветхозаветное время Бог пребывал в скинии, затем в храме, построенном Соломоном. Воплотившийся Христос был истинным храмом, в Нем обитал Бог ( Ин. 2,21 ; Кол. 2,9 ). Ныне же Бог обитает в верующих, которых Павел и называет «храмом Божиим» ( 1Пет. 2,5 ; 1Кор. 6,19 ). как сказал Бог. Ветхозаветное обетование, что Бог будет пребывать в среде Своего народа в награду за верность Ему (здесь Павел цитирует Лев. 26,11.12 ), перешло в новозаветное обещание: Бог пребудет с теми, кто уповает на Христа. 6:17 Здесь цитируются пророки Исаия (52,11) и Иезекииль (20,34), хотя и не дословно. Эти указания подразумевают отделение от неверующих (ср. ст. 14; следует отметить, что Ис. 52,11 повелевает Израилю выйти из среды неверного Вавилона). Этими стихами, однако, нельзя обосновывать тенденцию к сепаратизму в случае расхождения взглядов по второстепенным вопросам (см. Рим. 14,1 ; Тит. 3,9 ). 6:18 См. 2Цар. 7,14 . Павел объединяет здесь несколько ветхозаветных обетований о близости Божией и милости Его, но при этом ясно указывает непременное условие осуществления их удаление христиан от нравственной скверны. Глава 7 7 такие обетования. Имеются в виду ветхозаветные обетования, цитированные в 6,16–18. очистим себя. Освящение предполагает активное соучастие самого освящаемого ( Флп. 2,12.13 ). от всякой скверны плоти и духа. Некоторые грехи (напр., пьянство или обжорство) оскверняют тело, иные же (такие, как злобность или зависть) оскверняют душу. Очиститься следует от тех и других. 7:4 Хотя лжеапостолы, а с ними, возможно, и некоторые члены общины еще противились Павлу, сам Павел относился к коринфской общине с большой любовью и доверием.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zhenevs...

Кстати, из письма Юлии можно извлечь любопытный факт: в Германии для получения направления на аборт необходимо посетить католическую консультацию, и, заметьте, никто не вопит, что церковь отделена от государства и не бьётся в истерике о нарушении «прав человека». Если у нас правовое государство, то беременная женщина должна иметь право ознакомиться с традиционным взглядом на аборт, имеющим существенно больше прав на существование с научной, и с моральной точек зрения. Почему и в России не принять бы закон, обязывающий посещение православной консультации перед операцией по удалению ребёнка?! Ведь аборт с точки зрения социальной науки является очевидным злом, он не решил ни одной личной или общественной проблемы. Наоборот, эти проблемы обостряются. Пьянство, измены, разводы, самоубийства, плохое обращение супругов друг с другом – всё это прямое следствие совершенных абортов. В то же время, опыт жизни многих людей показал, что те матери, которые несмотря ни на какие отчаянные обстоятельства и давление со стороны не идут убивать своё дитя, с радостью вспоминают о том, что приняли единственно правильное решение. Удивляет, что Юлию не попытались отговорить, но, думается, что это скорее частное исключение из принятой католической практики. Причины и поводы для аборта Директор института демографических исследований Игорь Белобородов: «Вся беда в том, что наши женщины находятся в плену у современных общественных мифов: «Дети – это сплошные расходы», «Незачем плодить нищету» и т.д. В сознании наших граждан многодетная семья представлена, как правило, в качестве сообщества алкоголиков, правонарушителей, иждивенцев – кого угодно, только не нормальных людей. Порой складывается такое впечатление, что кому-то очень выгодно создавать через СМИ негативный образ многодетной семьи. Все забыли о том, в каких семьях воспитывались Менделеев, Мичурин, Достоевский, о том, из каких семей вышли наши бабушки и дедушки. Разве их можно назвать ущербными?» У молодых девушек основная причина, толкающая на аборт, находится не в реальности, а в голове. Она состоит, во–первых, в преувеличении трудностей, связанных с рождением ребёнка. А во-вторых, с ложным представлением, что трудностей в жизни можно избежать. Везде нелегко: в школе, на работе, на пенсии. Жизни без забот не бывает, как однажды сказал мне мой отец: либо ты сам выберешь себе ярмо, либо жизнь наденет тебе ярмо потяжелее. Так что трудиться придётся всю жизнь, но труд рождения и воспитания детей с лихвой окупается. Не хочется говорить банальности, вроде, «только родив, вы сможете понять радости материнства». Несмотря на пафос, суть остается верной: возможно, ребёнок окажется единственным человеком в вашей жизни, который будет вас искренне любить. А в старости, подводя итог жизни, вы поймете, что самое значимое дело в жизни это не профессионализм, образование и материальные приобретения, а именно рождение ребёнка. К сожалению, многие это понимают, когда ничего нельзя изменить.

http://azbyka.ru/deti/pustye-pesochnicy

Ис.58:8 . Тогда откроет­ся, как заря, свет твой, и исцеле­ние твое скоро воз­растет, и правда твоя пойдет пред тобою, и слава Го­с­по­дня будет сопровождать тебя. Ис.58:9 . Тогда ты воз­зовешь, и Го­с­по­дь услы­шит; возопиешь, и Он скажет: «вот Я!» Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, пере­станешь поднимать перст и говорить оскорби­тель­ное, Ис.58:10 . и отдашь голодному душу твою и напитаешь душу страдальца: тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как по­лдень; Все эти стихи в целом ряде параллельных образов раскрывают одну и ту же мысль – мысль о спасительных плодах истинного поста, взятого здесь, очевидно, в качестве символа правильного богопочтения вообще. «И правда твоя пойдет пред тобою и слава Господня будет сопровождать тебя» (8 ст.). То самое оправдание, которого теперь вы так тщетно ищете, будет у вас пред глазами, и прославление от Господа будет естественной наградой для вас. Почти буквальное выражение данного образа встречаем мы и у Псалмопевца ( Пс.36:6 ). «Когда ты удалишь из среды твоей ярмо». По связи с контекстом ( «узы ярма» – 6 ст.), под «ярмом» здесь правильнее всего понимать гнет юридических и общественно-экономических отношений, давивший большинство сынов Израиля со стороны привилегированного меньшинства. «Перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное». «Подымание перста означает самонадеянную гордость учителя, садящегося на седалище Моисеево; слова оскорбительные, произносимые начальствующими, мы видели выше в пророчествах Исаии, как, напр., в Ис.5:18–19 ; Ис.28:9–10, 13–15, 18, 22 ; Ис.30:1–2 ; Ис.31:1 и мн. др., из которых явствует... весьма сильно распространенное в правящих классах неверие» (Властов). Ис.58:11 . и будет Го­с­по­дь вождем тво­им всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнять кости твои, и ты будешь, как напоен­ный водою сад и как источник, которого воды никогда не иссякают. «И ты будешь, как напоенный водою сад». Сравнение божественной благодати с действием оживляющей влаги на иссохшую землю – образ хорошо известный, как в Ветхом, так и в Новом Завете. В частности, данное выражение буквально повторяется еще и у пророка Иеремии ( Иер.31:12 ). Не лежит ли в основе этого образа у обоих пророков чисто историческое воспоминание – о рае, как эдемском саде, орошаемом многими реками? ( Быт.2:10 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Старое сказание гласило, что ветка рябины помогает в лесу не заблудиться. Тот, кто с веткой рябины по лесам-болотам ходит, всегда верный путь находит. Рябина охраняет от всяких бесов, несет в себе целебную силу. Ераст – настели наст (Ераст) Народное название дня апостолов из 70-ти Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта и Тертия, 10/23 нояб. По народным приметам, земля в этот день покрывается ледяной коркой. Морозы чаще и сильнее сковывают землю. По русскому поверью, на Ераста зима на пегую лошадку пересаживается. В этот день существовал обычай нищим и сиротам отдавать старую одежду, чтобы в холода не замерзли. Еремей запрягальник (Еремей Яремник, Запашник, Засеватель) Народное название дня прор. Иеремии, 1/14 мая. Название дня памяти прор. Иеремии связано со словом «ярмо» (упряжи для скота). Святой в дни своих пророчеств носил на шее деревянные колодки, по народным понятиям – ярмо. В этот день с помощью подъяремных животных начинались сельские работы – тяжелые и изнурительные как для земледельца, так и для скота. Поскольку эти работы можно выполнить лишь с помощью Божией, то люди обращались к прор. Иеремии, служили молебны и окропляли земледельческие орудия богоявленской водой. По верованиям, в этот день сам прор. Иеремия запрягает на небе колесницу и засевает хлеб, а иногда и заканчивает за изнуренных людей работу. Посев начинали с молебна св. Еремею. Крестьяне, выходя в поле, кланялись на восток, юг и запад, с низкими поклонами бросали в каждую сторону по горсти жита и просили у Матери-Земли хорошего урожая. После этого ритуала начинали сев. Во многих губерниях в день сева ни под каким видом не давали чужому человеку ни единого зерна, ни куска печеного хлеба, т. к. считалось, что от этого может быть неурожай. Еремей распрягальник (Еремеев день, Ерема) Народное название дня мч. Ермия , 31 мая/13 июня. К этому времени должен быть закончен посев всех хлебов. В этот день распрягали лошадей, отпускали их на вольный выпас. Еремей Запрягальник сев начинает (1/14 мая), Еремей Распрягальник кончает.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8. Новое вино и новые мехи символизируют Христову науку и новых людей. Люди покаянием очищаются и обновляются, становясь другими, новыми. И только такие люди смогут вместить в себя новую науку Христа. Фарисеи были подобны " старым мехам " , поэтому в них нельзя было влить " новое вино " великой науки Иисусовой. 9. Новая заплата на старом платье. Это выражение указывает на внешний, нехристианский метод обновления, когда человек внешне что-то в себе изменит, отчасти прикроется чем-то новым, но по сути не меняется и остается прежним. Это же относится и ко всем попыткам исправить состояние в обществе " латанием старого " вместо обновления его снизу доверху через Христа. Подобно тому, как новые заплатки вскоре отрываются от старого платья, лишь увеличивая число жалких лохмотьев, так и от старых грешников отлетает новая наука Господня, открывая старые раны, еще более уродливые и страшные, чем были до попытки скрыть их. 10. Ярмо, иго есть символ рабства. Два самых тяжелых вида рабства - быть в рабстве у язычников и у страстей, причем первое следует из второго. Христос предлагает заменить тяжкое ярмо земной жизни бременем Своего ига, которое ничуть не тяжело, говоря: Иго мое есть благо, и бремя мое легко есть. 11. Крест есть символ спасения через добровольное страдание внешнего человека ради внутреннего, и все из любви к любящему Христу. Крест - безумие для гибнущих и сила Божья для спасающихся. Сказал Господь: кто не берет креста своего и не следует за Мною, тот не достоин Меня (Мф.10:38). Наши " кресты " малы и легки по сравнению с Его Крестом, ибо любой из нас несет свой " крест " за свои грехи, а Он понес претяжкий Крест за грехи всего человечества. Поэтому Господь и говорит: креста своего, а не Моего. 12. Чаша мук Христовых - символ нашего спасения. Чаша Крови Христовой означает Новый Завет Бога с людьми, как записал апостол Павел. Господь, подав ученикам чашу, сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета (Мф.26:27-28). Ветхий завет был основан на крови бессловесных животных, а Новый завет зиждется на Крови Праведника, на крови Того, Кто есть единственное истинное Слово Божье.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=717...

- Возьмите иго Мое на себя, и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим. Ибо иго Мое благо» (Мтф.11,28,29,30). Как хочется откликнуться на благовестие! Но смущает слово иго, кажущееся нам пугающе-безрадостным. Что означает оно? Иго – это ярмо, деревянный хомут на рабочий скот или, иносказательно, - тягость нравственная, гнет управления, чужеземного владычества, рабство. Иных, более привлекательных толкований, в «Словаре великорусского языка» Владимира Даля нет… Обратимся к языку евангельского подлинника - греческому. Здесь ждут нас удивительные открытия. Вот одно из них: в древности словом иго - дзюгон (здесь и далее – транслитерация, т.е. буквы греческой письменности переданы буквами русского алфавита) - эллины обозначали первое или высшее место в государстве! Прочитаем девятнадцатую главу Евангелия от Матфея. В ней, на вопрос апостола Петра: «Мы оставили все и последовали за Тобою, что же будет нам?», Иисус - Бог и Царь - обещает Своим ученикам: «Истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах, судить двенадцать колен Израилевых». (Мтф.19,27,28). Между тем греческий глагол дзэюгнюми - впрягать, запрягать, от которого произошло слово иго, означает еще и связывать, соединять, особенно связывать и соединять узами брака. И мы вновь прикасаемся к чудесной тайне Слова: ведь именно Христос «бывает женихом, а невестами – души всех тех, с которыми соединяется Творец и они с Ним взаимно, и (тогда) происходит брак» (св. Симеон Новый Богослов). От этого же глагола связывать, соединять родилось эллинское слово дзэюгма. Так греки называли и ярмо, и соединение нескольких кораблей для различных целей. Корабль - это библейский символ ума. «Божество есть Ум, имеющий Слово и Дух, – говорит святой Симеон Новый Богослов. - С другой стороны, и человек, созданный по образу и подобию Божию, имеет в единой душе и ум, и слово, и единое чувство. Ум (человека), соединившийся с Богом верою, познавший Его деланием добродетелей, и сподобившийся зреть Его созерцанием, видит дивные и преславные чудеса».

http://bogoslov.ru/article/492188

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010